1. Нервность чаще развивается у детей слабого типа ВНД, когда они сталкиваются с сильными, сложными или длительного действия раздражителями: шум, поведение взрослых, запреты, подавление инициативы, перегрузка информацией.
Нервные дети этого типа заторможены, пугливы, застенчивы.
У детей других типов ВНД нервность встречается реже и проявляется менее заметно.
У детей при невротических реакциях встречается расстройство функций различных органов: речи, пищеварения, мочеотделения и др. У некоторых детей может быть один симптом, у других – несколько.
2. Большинству нервных детей свойственна эмоциональность, неустойчивость внимания, частые капризы. Они обидчивы, сильно реагируют на шум, яркий свет, на изменение t воздуха, прикосновение к телу шерсти, меха.
Периоды возбуждения сменяются периодами торможения – угнетения, настроение и поведение резко меняются.
Постоянные запреты вызывают бурный протест. Дети стремятся поступать наперекор взрослым. Такое поведение называется «негативизмом». Повелительный тон и насилие не помогут, а лишь усилят это болезненное состояние.
СТРАХИ
У маленьких детей любая неожиданность вызывает испуг: собака, выскочившая из-за угла, человек в маске, громкий звук. Это естественно, у здоровых детей проходит быстро. У нервных детей чувство пережитого страха остается надолго, иногда на всю жизнь. Такие дети боятся выйти во двор, где их испугала собака, пугаются громких звуков, боятся животных, насекомых, незнакомых людей, ветра, грозы. Страх возникает ночью под впечатлением тревожных сновидений.
НАРУШЕНИЕ СНА
Нарушение сна наблюдается довольно часто. С трудом засыпают, спят неспокойно, часто просыпаются с жалобами на боли в руке, ноге и т.д., просят пить, требуют игрушек. Могут ходить во сне. Если дверь открыта, могут выйти на улицу. Ребенка надо осторожно уложить в постель, не испугать и не ждать, чтобы он улегся сам.
|
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
1. Могут бурно проявлять свои переживания: изгибаются, мышцы судорожно сокращены, тело напряжено. Старшие бьются руками, ногами, головой о пол.
2. Может возникнуть торможение под влиянием сильных психических переживаний – торможение двигательной сферы – парезы, параличи конечностей, глазных мышц – косоглазие.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ
Сосание пальцев, ковыряние в носу, раскачивание тела, ног, онанизм – эти привычки часто встревоженных детей, в воспитании которых допущены ошибки: запугивание, одергивание. Невротические состояния осложняются.
РАССТРОЙСТВО РЕЧИ
Заикание чаще всего возникает в период становления речи (от 2 до 3 лет). При заикании дети по несколько раз повторяют первые звуки или слоги, или делают внезапные остановки в середине слова, иногда фразы. Дыхание становится неровным прерывистым. Речь часто сопровождается рядом непроизвольных движений: подергивание мышц лица, зажмуривание глаз, высовывание языка, движение рук и ног. Чувствуя это, ребенок боится говорить, говорит шепотом, предпочитает молчать. Такие дети изъясняются жестами, застенчивы, пугливы, сторонятся товарищей.
Разговаривать с ними надо спокойно, не торопясь, внятно, слова не разбивать на слоги. Необходимо такого ребенка показать логопеду, посоветоваться с врачом – невропатологом.
|
ЭНУРЕЗ
Энурез встречается довольно часто: в ночном и в дневном сне. Энурез – сложный комплекс симптомов – целостный синдром включает:
- непроизвольное мочеиспускание во сне;
- изменение двигательной активности;
- нарушение эмоционального поведения.
Непроизвольное мочеиспускание происходит начиная с 3 лет и старше (до этого – физиологическая норма). Различаются различные формы энуреза: простую, невротическую, невропатическую, эндокринопатическую, эпилептическую и дипластическую.
Принудительное пробуждение – недопустимо, вызывается нарушение структуры сна и затрудняет выработку условных рефлексов. В начале заболевания ребенок мочится за ночь 1 – 2 раза, в запущенных случаях – 4 раза и больше. С одними детьми это случается каждую ночь, с другими – 1 - 2 раза в неделю. Позднее засыпание, большое количество выпитой жидкости, низкая температура помещения – способствует энурезу.
Энурез отрицательно сказывается на психике ребенка. Дети стыдятся, болезненно реагируют на насмешки, развивается робость и неуверенность в себе.
Нельзя упрекать, стыдить, надо убедить, что это не результат плохого поведения, а болезнь.
Следует обратиться к врачу и лечить.
7. Мышление, сознание, интеллект.
Самыми простыми формами отражения объективной действительности являются ощущения и восприятия.
Ощущения – процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на рецепторы анализаторов. Ощущения имеют качества, силу, длительность.
|
Восприятия - процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений, в основе которого лежат ощущения.
Восприятие – активный процесс. Это проявляется в направленности и избирательности, т.е. вычленении необходимого в данный момент.
Ощущения и восприятия человека носят сознательный, осмысленный характер. В быстроте, глубине, полноте, точности, в степени тонкости восприятия, в их эмоциональной насыщенности проявляются индивидуальные свойства человека.
Предметное восприятие, восприятие пространственных отношений связано сфункцией правого полушария. Восприятие символов – с деятельностью левого.
Сознание – высшая форма отражения действительности. С помощью сознания не только отражается, но и целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром. Это контролируемое, управляемое личностью отражение действительности.
Мышление – сложнейший вид мозговой деятельности человека в процессе приспособления к новым условиям и решении новых жизненных задач. Мышление – процесс опосредованного, обобщенного отражения действительности с ее связями, отношениями и закономерностями.
Процессы мышления сводятся к образованию общих представлений и понятий, а также суждений и умозаключений. С помощью мышления познается содержание, значение и смысл воспринимаемого, а также скрытые для непосредственного восприятия (ощущения и чувственные представления) особенности предметов и явлений. С помощью мышления человек может познавать не только настоящее, но и будущее и прошедшее, строить гипотезы, обобщать и т.д.
Наиболее высокая форма обобщения – понятие, наивысшая форма мышления – понятийная. В понятии отражено то, что не может быть непосредственно воспринято при помощи наших органов чувств.
Процесс мышления связан с интегративной деятельностью мозга, особенно лобной доли коры больших полушарий головного мозга. В лобной доле коры есть 9, 10, 45 и 46 поля, которые появляются впервые у человека и имеют специфическое значение. Эти отделы фактически настроены над всеми отделами мозговой коры и, по-видимому, представлены аппаратом, определяющим формирование сознания. Созревают они у детей к семилетнему возрасту.
На природу мышления есть два взгляда, две теории:
1. Мышление – беззвучная речь, выражение работы речевого аппарата и механизма письма.
2. Мышление – чисто технический процесс, лишенный образности и не совпадающий с внутренней речью.
\ Интеллект – сложное психическое явление, включающее память, внимание, мышление. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности. Развитие умственных способностей на основе биологических предпосылок – задатков происходит в течение всей жизни.
Интеллект проявляется – в познавательной деятельности, включая приобретенные знания, опыт и способности к их дальнейшему использованию на практике. Большое значение в формировании и использовании понятий, приобретении знаний и опыта имеет речь.
8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка.
В процессе онтогенеза в психике ребенка происходят качественные преобразования.
Со второго года жизни в психическом развитии ребенка существенную роль начинают выполнять память, а затем и мышление. Начинается новый период формирования личности. В этот кризисный период ребенок осуществляет деятельность, не опосредованную взрослыми: самостоятельно одеваться, общаться, осуществлять первичное речевое общение. Появляются обобщенные знания о себе и выделение себя из окружающего мира – система "Я".
В возрасте шести-семи лет появляются новые преобразования. Главное - «внутренняя позиция», появление которой порождает потребность ребенка в деятельности, обеспечивающей эту позицию.
Самый сложный и длительный период - это возраст 12 – 16 лет. В организме происходят серьезные гормональные преобразования, которые приводят к значительному напряжению в деятельности нервной системы и всего организма в целом. Психологические новообразования – возникновение способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, осознание своего места в будущем, в новой роли мужчины или женщины, появление «жизненной перспективы», появление представления о социальном статусе.