ВСЕСТОРОННЕЕ, ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.-




ЭТИКЕ

Под редакцией И. С.КОНА

Издание четвертое

Москва Издательство политической литературы 1981


ОТ РЕДАКЦИИ

В словаре применяется единая система отсылок и обычные для справочных изданий сокращения (их список приводится ниже). Название статье в тексте заменяется первой буквой, а отсылочные слова, о которых в словаре имеется специальная статья, выделены курсивом. Высказывания К. Маркса и Ф. Энгельса приводятся по второму изданию Собрания сочинений, В. И. Ленина — по Полному собранию сочинений, за исключением случаев, когда это специально оговорено.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ В СЛОВАРЕ'

австр.— австрийский

амер.— американский

англ.— английский

в. (вв.) — век (века)

гл.— главный

гл. обр. — главным образом

г. (гг.) — год (годы)

греч.— греческий

древн.— древний

др.— другие

инд.— индийский

и т. д.— и так далее

итал. — итальянский

и т. п.— и тому подобное

к.-л.— какой-либо

кит. китайский

к-рый — который

лат.— латинский

мн.— многие, много

ноз.— называется, называемый

напр.— иапример

н. э.— нашей эры

нек-рый — некоторый

нем.— немецкий

нидерл.— нидерландский

об-во — общество

осн.— основной

произв.— произведение

проф.— профессор

р.— родился

рус.— русский

см.— смотри

совр.— современный

соч.— сочинения

ср.— сравни

с. — страница

т. е.— то есть

т. зр.— точка зрения

т.— том

т. к.— так как

т. наз. — так называемый

т. обр.— таким образом

ун-т — университет

фр.— Французский

ч.-л.— что-либо

швейц.— швейцарский


А

АБЕЛЯР (Abelard) Пьер (1079— 1142) — фр. богослов и философ, представитель средневекового свободомыслия. А. выдвинул требование разумного толкования религиозных догматов. Он подчеркивал, что средством отыскания истины является сомнение:

разум имеет право отклонять все ошибочное в произв. церковных авторитетов и лишь в случае неразрешимых противоречий избирать доводы того авторитета, к-рые сочтет более убедительными. «У Абеляра главное — не сама теория, а сопротивление авторитету церкви. Не вверить, чтобы понимать"», а „понимать, чтобы верша*"...» (Архив Маркса и Энгельса, т. X, с. 300). В соч. «Познай самого себя, или.Этика» А., в противоположность Августину, доказывает, что человек по свободной воле может не только грешить, но и быть добродетельным. Совесть—естественный закон, присущий всем людям и выступающий критерием нравственности: поступок по совести не является греховным. С необычайной страстью А. отстаивает ценность человеческой личности, ее, драво, на са
мостоятельность и счастье, осуждает бесчеловечность ортодоксальных богословов, к-рая зиждется на невежестве и нетерпимости. Его учение было осуждено Суассон-ским (1121) и Сансским (1140) соборами и папой Иннокентием II прежде всего за антиавторитарные тенденции: именно в этом пункте воззрения А. особенно близко соприкасались с народными ересями.

АБСОЛЮТИЗМ (этический) (лат. absolutiis—безусловный)— методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теорий. Моральные принципы, понятия добра я зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, к-рыи обычно выражал протест против канонизаций и догматнза-ции господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной

стороны, его сторонники часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчинения политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, должные соблюдаться всеми. Но, с др. стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму. Абсолютистский взгляд на нравственность получает развитие еще в древности. Сократ. Платон, Евклид Мегарский трактуют добро как абстрактную, вечную идею, противоположную всему изменчивому и обусловленному в материальном мире вещей. Абсолютистские воззрения на природу морали присущи также христианскому учению в целом, хотя и не всегда проводились с равной последовательностью. Обоснование морали феодального, а затем буржуазного об-ва ссылкой на волю или разум бога имело целью придать этой морали абсолютное значение, поставить ее вне конкретно-исторических условий. Идеи А. провидятся и в нек-рых светских этических учениях нового времени. Так, англ. философ Шефтсбёри доказывал, что представления людей о нравственности имеют врожденный характер, неизменны и не мо
гут быть обоснованы ссылками на человеческие интересу и общественную пользу ({{родственного чувства теории). Принцип А. развивают в своей этике Кант, а также Спенсер. Примером совр. направления буржуазной философии морали, где обосновываются идеи А., может служить интуитивизм — этическая теория, в к-рой. доказывается, что моральные понятия добра и долга неизменны и безусловны, что осн. моральные истины постигаются как «самоочевидные» и не нуждаются в доказательствах. Марксистско-ленинская этика противопоставляет А. принцип конкретно-исторического подхода к обоснованию природы нравственности, связывая ее с социальными условиями жизни людей, с их интересами и потребностями. Всякий моральный принцип возникает исторически, на определенной ступени общественного прогресса. И если он сохраняет свое значение для последующих эпох, то при этом наполняется новым, более конкретным и гуманным содержанием, отвечая более широким историческим возможностям прогрессивных классов. Так, коммунистическая нравственность воспринимает все лучшее из морали человечества в прошлом и развивает его содержание в направлении полной социальной справедливости.

АВГУСТИН (Augustinus) Блаженный Аврелий (354—430)— христианский теолог, епископ, один из «отцов церкви» (у католи-

ков), жестокий' преследователь еретиков, автор нескольких сот -произв.; крупнейшие из них:

«О святой троице» и «О граде бо-жием». Воззрения А.— один из гл. источников ранней схоластики и учения Римской церкви. Утверждая, по определению Плеханова, «теологическое понимание истории», А. подчеркивал противоположность исходных принципов, разделяющих земное и небесное:

«...два града созданы двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к богу, а небесное (церковь) — любовью к богу, доведенной до презрения к самому себе». Учение о предопределении, о божественной благодати, о сущности высшего блага и высшего зла (первое — в вечной жизни, второе — в вечной смерти, оба за границами земного существования) определяют осн. принципы религиозной этики А.: бог— источник и критерий нравственности, к-рая противоположна земной чувственности, вся полнота добра воплощена в боге, источник зла — первородный грех, «каинова печать» на роде человеческом. Активность личности, выражающаяся в ее свободной воле, со времени грехопадения имеет исключительно отрицательный смысл, влечет ее к греху, поэтому истинный христианин истребляет в себе «греховное своеволие», он — раб божий, ничтожный червь, прах перед всемогущим. Христианские добродетели, по А.,—последовательное от
рицание языческих добродетелей («переряженных пороков»). Это — пассивность индивида вместо активности, смирение вместо мужества, вера во всемогущество бога вместо мудрости, нерассуждающая любовь к богу вместо справедливости и надежда на небесное спасение. Т. обр., А. требует крайнего аскетизма и отказа от собственной индивидуальности, беспрекословного следования предначертаниям бога, возвещаемым его служителями. В своей «Исповеди», пронизанной религиозной экзальтацией, А. на собственном примере стремился показать тщетность человеческих усилий, неспособность человека освободиться от греха до тех пор, пока он не отдастся безраздельно провидению и не выступит орудием божественной воли. Только обратившийся к богу может надеяться на спасение, поэтому для блага самих еретиков они должны быть возвращены в лоно церкви силой. Трактаты А. против донатистов и пелагиан-цев, его фанатизм и авторитаризм послужили источником теории, и практики инквизиции. Идеи А. используются и совр. буржуазными теологами.

АВРЕЛИИ (Aurelius) Марк (121 — 180).— римский император, философ стоической школы (Стоицизм). Единственное его соч. «Наедине с собой» содержит изложенные в афористической форме размышления о нравственности, к-рую А. не отделяет от религии. Основа нравственного поведения

человека заключена, по мнению А., в его разуме («внутреннем гении»), являющемся порождением и частью мирового божественного разума. Последний обусловливает гармоничный, справедливый порядок во вселенной, в к-рый и должен включиться человек, следующий своему разумному «руководящему началу». Хотя все люди, независимо от национальной и классовой принадлежности, являются членами некоего вселенского «вышнего града», каждый вэ них по-своему распоряжается разумом. По мнению Д., ничто из того, что обычно вызывает наслаждение и страдание у людей (богатство и бедность, слава и бесчестье, жизнь в смерть), не может оцениваться в категориях добра и зла, поскольку они падают на долю как достойных, так и недостойных.' Истинно разумно и, следовательно, нравственно поступает, с его т. зр-, лишь тот, кто отбрасывает суетные стремления к внешним благам, стоит выше страстей и рассматривает все происходящее как проявление мирового космического закона. Всякая попытка изменить ч.-л. в мире, нарушить «план целого» подлежит осуждению, ибо направлена на совершение несправедливости по отношению и природе и об-ву. Хотя А. мн. говорит о социальных обязанностях человека, о необходимости быть преданным общему благу («не приносящее пользы улью не принесет ее и-пчеле»)·, его этнна глубоко индивидуалистична: счастье

и несчастье человека не зависят от др. Достигнуть нравственного совершенства помогают только углубление в самого себя, постижение природы целого и осознание быстротечности человеческой жизни, мысли о неотвратимости смерти. Проникнутое пессимистическими мотивами, призывающее к покорности и терпеишо, этическое учение А. оказало влияние на формирование этики христианства.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА (греч. autos—сам и nomos—закон)— тип этической теории, к-рая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл;

противостоит гетерономной этике (греч. heteros — иной), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм,.эвдемонизм, утилитаризм, согласию и-рым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы. Идея А. э. содержится уже в воззрениях англ. моралистов XVII—XV] 11 вв. (Шефстбери, Хатчесон и др.), в к-рых постулировалось существование особого морального чувства, независимого как от социальных условий, так и от телесной организации человека;

тем самым мораль интерпретировалась как нечто изначальное. Развернутое обоснование автономности морали было дамо Кантом. В противовес превалирующей этической традиции и в прямой поле-

7

мике со взглядами фр. материалистов, выводивших мораль из «природы человека». Кант приписывает ей доопытный, априорный статус:

не нравственные принципы должны быть приведены в соответствие с фактами человеческого бытия, а, напротив, само человеческое бытие должно стать воплощением изначально самоочевидных нравственных принципов. Своим выводам Кант придает также моралисти-ческий смысл, полагая, что поведение является нравственным только тогда, когда оно мотивировано исключительно уважением к нравственному закону (категорический императив) и свободно от внемо-ральных побуждений — себялюбия, стремления к счастью, социально-престижных моментов и т. д. Идея А. э. в той или иной форме заимствуется различными школами совр. буржуазной этики (интуитивизм,. неопротестантизм, экзистенциализм я др.). А. э. является морализирующей формой (Морализирование) идеализма и как таковая подвергается принципиальной критике со стороны марксистского материализма. Отрицание автономности морали не означает, однако, перехода на т. зр. ее гетерономного истолкования. Сама дилемма автономности и гетероном -ности является ложной, исторически ограниченной. Мораль в ее научном, марксистском толковании отражает социально-историческую необходимость, выражает объективные интересы классов, общественных групп; источник морали

находится за ее пределами, и в этом смысле она гетерономна. Вместе с тем мораль имеет свою специфику, собственную логику развития, она относительно самостоятельна, не выводится непосредственно из объективно-экономических факторов, т. е. в определенной степени автономна. Внутренняя активность морали проявляется, в частности, в реальном механизме поведения. Моральные установки, принципы и идеалы социалистической личности вдохновляются коренными, перспективными целями об-ва и поэтому часто противостоят требованиям текущего момента, ситуативным интересам, соображениям личной выгоды,

АВТОРИТАРИЗМ (лат, auto ritas —власть, приказание) — одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от к-рого эти требования исходят (Авторитет). Наиболее характерен А, для религиозных учений нравственности, в к-рых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога. Так, неопротестантизм единственным источником нравственных требований считает абсолютную волю бога, к-рую нельзя подвергнуть рациональному анализу. С этой т. зр. неправомерно даже ставить.вопрос о том, почему поступки, повелеваемые бо-

гом, являются добром или почему бог повелевает людям совершать определенные действия. Реакционная сущность А. заключается в том, что он предполагает слепое выполнение предписанных свыше моральных требований, без понимания их социального смысла. Марксистская этика считает, что моральные требования имеют не субъективный источник (чья-то воля или приказ), а объективное основание. В конечном счете это исторические законы развития об-ва и человека. Обязующая сила моральных требований зависит не от того, кто именно их высказывает, а от того, насколько правильно высказанные требования выражают объективные потребности людей и законы их общественного бытия. В этом состоит одно из отличий морали от права, где норма обретает силу в результате официального законодательства государства (Мораль и право).

АВТОРИТЕТ (лат. autoritas — власть, влияние).— 1. Форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, к-рое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица. группы лиц, организации (т. наз. носители А., к-рых также иногда именуют «авторитетами»). 2. Отношение, возникающее между носителями А. и массой остальных людей. В зависимости от сферы общественной жизни, в к-рой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают эко
номический, правовой, нолитиче-ский, духовный, моральный, профессиональный, научный и др. виды А. Об-во, указывает Ф. Энгельс, не может существовать без различного рода А., иначе оно превратилось бы в нечто аморфное, хаотическое. В жизни первобытного об-ва большое значение имел А. старейшин. С возникновением классов первоочередную роль начинает играть политический и правовой А. государства, опирающийся на насилие и различные формы экономического принуждения. В сфере идеологии А. наделяются санкционированные господствующими классами идеи, учения, догматы. В религии абсолютным авторитетным началом является бог, за идеей к-рого в действительности скрывается духовный А. господствующего класса. Особую роль в жизни об-ва занимает нравственный авторитет — это духовная власть над сознанием людей, к-рой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств. Естественно, что сами эти достоинства толкуются в зависимости от интересов того или иного класса. Для совр. буржуазного сознания характерны две тенденции в толковании А. С одной стороны, это авторитаризм — провозглашение- безусловной веры в непогрешимость носителя А, и слепое повиновение ему;

в этом отношении особенно характерна фашистская идеология «вождизма». С др. стороны, ши-

роко распространены настроения крайнего нигилизма— отрицание значения всякого, в т. ч. и морального, А. в жизни об-ва во имя «абсолютной свободы личности». Эти две лишь внешне противоположные, а на самом деле взаимосвязанные тенденции присутствуют в различных буржуазных философских теориях, у философов разных стран (Ницше, Бергсон, Ясперс). Коммунистическая нравственность исходит из того, что подлинный моральный А. можно завоевать лишь последовательным служением интересам народа, его нельзя декретировать свыше. Такому А. в корне противоположен культ личности — вера в непогрешимость отдельных авторитетных лиц и слепое следование их воле. А. должен основываться на трезвой оценке деятельности лиц и организаций. А. коммунистических партий и их общепризнанных руководителей в массах основывается на их ведущей роли в борьбе за освобождение трудящихся.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТУИТИВИЗМ — см. Интуитивизм.

АКСИОЛОГИЯ (этическая) (греч. axia—ценность и logos— учение) — теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей. В качестве особой философской дисциплины А., изучающая проблемы экономических, эстетических, моральных, исторических и др. ценностей, возникла сравнительно недавно, во второй половине XIX в., а сам термин «А.» был введен лишь в · начале

XX в. фр. философом П. Лапп. Однако различные вопросы, касающиеся природы ценностей, ставились на протяжении всей истории философии, начиная с древности. Как область этики, А., изучающую проблемы добра и зла, иногда отличают от деонтологии — теории долга. Осн. вопросы моральной А.:

что такое добро, представляет ли оно собой объективное свойство определенных человеческих поступков или просто приписывается им нравственным сознанием? Каким способом люди усматривают добро и зло в поступках (оценивают их)? Каковы происхождение и природа понятия добра в моральном сознании людей? В истории этических учений известны различные способы истолкования природы и происхождения моральных ценностей — натуралистические, объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические, Источник морального добра усматривался то в «человеческой природе», в «естественном» стремлении людей к наслаждению или счастью (Натурализм, Гедонизм, Эвдемонизм), то в божественной воле или разуме (Неопротестантизм, Неотомизм), в законах и свойствах вселенной, то в чувствах и эмоциональных реакциях людей (Неопозитивизм, Нравственного чувства теории). Единсгвенно научное объяснение происхождения и природы моральных ценностей дает историко-материалистическое-толкование, предлагаемое марксизмом. Оно исходит из того, что

моральные и всякие др. ценности не являются естественными или сверхъестественными свойствами, а представляют собой специфически социальные явления. Сама по себе природа, рассматриваемая вне жизнедеятельности человека, не обладает никакими ценностями, в ней нет ни добра, ни зла Достоинство каждого поступка оценивается об-вом как добро или как зло лишь в связи с общественной практикой человека. Эта оценка — выражение присущих об-ву социальных отношений. Напр., мы оцениваем тунеядство как зло, т. к. оно противоречит сущности социалистических отношений. (Подробнее об этом см. Ценности.)

АКТИВНОСТЬ (общественная) (лат. activus—деятельный) — деятельное отношение человека к жизни об-ва, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник норм, принципов и идеалов или об-ва в целом или определенного класса, социальной группы. Проявляется в общественно полезной деятельности, в участии в общественных движениях, в разрушении существующих и созидании новых форм социальной жизни. При оценке А. коммунистическая нравственность требует исходить из ее содержания. Активные действия, направленные на осуществление прогрессивных» гуманных идеалов, отвечающие интересам трудящихся, оцениваются положительно (напр., революционная деятельность, трудовой героизм, борьба за утверж
дение принципов коммунизма, непримиримость к носителям буржу-азной морали). И наоборот, деятельность, отвечающая интересам эксплуататорских классов, направленная против передовых идеалов, подвергается осуждению. Преступная деятельность, нарушение норм общечеловеческой нравственности характеризуются как антиобщественная А, В социалистическом об-ве создаются все условия, чтобы общественная А. стала массовым явлением и носила сознательный характер (Сознательность. Жизненная позиция).

АЛЬТРУИЗМ (фр. altnnsme от лат alter—другой)—моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов др. В теорию морали термин был введен фр. философом и социологом Контом, к-рый положил данный принцип в основу своей этической системы. Конт считал, что моральное усовершенствование об-ва может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства — А., к-рое должно противодействовать их эгоизму. Подобные идеи развивались и ранее — Шефтсбери, Хатче-соном, А Смитом. Буржуазное понимание А. основывается на представлении, что люди по своей природе являются эгоистами и что эту их «естественную» склонность можно побороть моральным воспитанием человека. Т, обр., харак-

терную для буржуазного об-ва противоположность интересов людей предлагается преодолеть не путем перестройки общественных отношений, а на основе самосовершенствования личности (Самовоспитание). Практически же А. в буржуазном об-ве может проявляться лишь как частная благотворительность (Филантропия), как оказание бескорыстных услуг «ближнему» в личном плане, вопреки законам экономической деятельности, к-рая необходимо является своекорыстной. При социализме принцип А. сохраняет значение в осн. в области личных взаимоотношений (оказание друг другу различных частных услуг, помощи и т. д.). В сфере же общественно полезной деятельности, в труде, как показал В. И. Ленин, люди служат не их «ближним», а «дальним», т. е. всему об-ву в целом (т 39, с. 22), иными словами, не просто оказывают услуги отдельным людям, а трудятся во имя блага всего народа. Не отделение и противопоставление своих и чужих интересов, а их конечное единство, обусловленное общно-сгью целей всех трудящихся, лежит в основе принципов коммунистической нравственности (Коллективизм, Человек и общество).

АМОРАЛИЗМ (от греч. а— отрицательная частица и лат. то-ralis — нравственный) — моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам мора
ли и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности, формы проявления А. различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов (Эгоизм) или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям др. К А. следует отнести также признание законным использование любых, в т. ч. безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей (Иезуитизм, Макиавеллизм, Цели и средства), в частности изуверство (Фанатизм), демагогию. Наконец, А. может выражать позицию крайнего нигилизма индивидуалистически настроенной личности, проявляющей свой протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта. Такого рода А, не имея ничего общего с революционным ниспровержением устаревшей морали, ведет к фактическому оправданию безнравственности. Принцип А. неоднократно теоретически обосновывался в истории этики (Волюнтаризм, Скептицизм, Релятивизм). В Древн. Греции элементы А. можно найти в моральных учениях киников и нек-рых поздних софистов. В совр. буржуазной этике откровенными проповедниками А. выступили Ницше, затем Л. Клагес, наконец, идеологи фашизма Дж. Джентиле и А. Розенберг. Мотивы А. присутствуют в этиче-

ских учениях неопротестантизма, эмотивизма (Неопозитивизм), в «гуманистической» этике и ряде др. буржуазных теорий. А. в поведении, умонастроениях и в теории особенно распространяется в периоды кризисов и упадка того или иного об-ва (напр., развитие А. на Западе в совр. условиях связано с общим кризисом капитализма, и.прежде всего с кризисом совр. буржуазной культуры).

АНТИСФЕН из Афин (ок. 435—375 до и. э.) — древнегреч. философ, ученик Сократа, основатель школы киников. Разрабатывая этические проблемы, А. развивал мысль Сократа, что счастье и добродетель заложены в самом человеке и всецело зависят от его воли и разума. А. считал, что счастье совпадает с добродетелью и заключается во внутренней свободе человека, в полной независимости от всего внешнего, в первую очередь от об-ва. Он требовал автономии личности, т. е. свободы от общественных и религиозных законов. Добиться этой независимости, с т. зр. А., можно путем ограничения потребностей, возврата к простоте естественного состояния человека, не тронутого цивилизацией. Поэтому А. (как и др. ки-ники) отвергал чувственные удовольствия. внешние блага, богатство и роскошь, признавая необходимым лишь удовлетворение естественных человеческих потребностей Он критиковал цивилизацию, породившую неравноправие и сословные различия, отвергал об
щественную и политическую деятельность, указывал на противоестественность различий между рабами и их господами. Этические взгляды А. отражали идеологию обедневших слоев афинского об-ва. Его проповедь возврата к естественному состоянию была подхвачена Диогеном, к-рый всем своим образом жизни отвергал требования культуры и цивилизации.

АПАТИЯ (греч. apatheia — бесстрастие) — одно из гл. понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и отрасти не мешают деятельности разума. Исключая «страсть», влияющую на правильность суждений, привносящую субъективный момент, предвзятость в мышление, А., с т. зр. стоиков, помогает размышлениям. Здесь чувствуется влияние восточных религиозно-философских взглядов, в частности учения о нирване как об абсолютном покое, к-рый является высшим состоянием человеческой души. Учение стоиков об А. идет гораздо дальше теорий последователей Аристотеля, к-рые требовали лишь умеренности страстей, их ограничения. Стоический принцип отрешенности от земных страстей, от игры чувств, требования аскетизма и самосозерцания были использованы затем в христианской морали.

АППРОБАТИВНЫЕ ТЕОРИИ (лат, approbatio — одобрение, санкция)—теории морали, в к-рых происхождение, основание и смысловое значенле нравственных по-

нятий определяются исходя из того, что · они санкционированы, утверждены чьим-либо авторитетом. Такое понимание нравственности есть не что иное, как теоретическое выражение морального авторитаризма. В зависимости от того, что именно рассматривается в качестве авторитета, различают А, т. трех видов: теологические, согласно к-рым единственным законодателем нравственности является воля бога, а добро есть то, что соответствует этой воле; психологические, согласно к-рым добро есть то, что одобряется моральным чувством (Нравственного чувства теории);

социально-аппробативные, впервые развитые на рубеже XIX и XX вв. фр. социологами Э. Дюркгеймом и Л. Леви-Брю-лем. Поставив перед собой цель развенчать догматизм в морали, в к-ром они обвинили почти все этические учения прошлого, Дюрк-гейм и Леви-Брюль подвергли критике традиционную т. зр. об объективном содержании моральных представлений - людей. Они указали на связь нравственных идей с об-вом, к-рое их выдвигает, на общественную природу морали. Вместе с тем Дюркгейм и Леви-Брюль не смогли до конца проследить источники нравственности, сведя весь смысл моральных понятий (добра, зла и др.) к выражению моральной санкции об-ва (те поступки, к-рые об-во одобряет, представляют собой добро, а те, к-рые об-во осужда-

-ет,—зло). Тем самым они огра- ничились утверждением самого поверхностного факта, того, что моральные представления являются формой общественного, или, "как они выражались, «коллективного», сознания. Хотя Дюркгейм и Леви-Брюль признавали на словах связь «коллективных представлений» с материальными условиями жизни об-ва, конечное основание нравственности они тем не менее усматривали в самих этих представлениях, что привело их к субъективистскому пониманию природы морали. В дальнейшем субъективистская тенденция в трактовке морали была развита мн. буржуазными социологами, а в этике — неопозитивизмом.

АРИСТИПП из Кирены (ок. 435 — ок. 355 до н. э.) — древнегреч, философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, сторонник гедонизма в этике. В раннем возрасте пришел из родного североафриканского города Кирены в Афины и стал учеником Сократа. Позднее основал в Кире-не философскую школу (кирен-ская, или гедонистическая). Предмет исследования А.— назначение человека и достижение высшего блага. Единственный источник знания, по А.,— ощущения, к-рые можно свести к чувствам удовольствия и страдания. Эти чувства — мерила добра и зла, истины и лжи;

все живые существа ищут первое в избегают второго. Отправляясь от сократовского положения о благе как сочетании добродетели

со счастьем, особое значение А. придает последнему. Он определяет счастье как длительное удовольствие, к-рое объявляет критерием добра и целью жизни. Но человек не должен становиться рабом наслаждений, в них должны быть мера и разумность, духовный элемент. Соч. А не сохранились.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э) — древнегреч. философ и ученый-энциклопедист, к-рого Маркс назвал «величайшим мыслителем древности». Основал собственную школу (Ликей). Подвергнув критике теорию своего учителя Платона об «идеях» как бестелесных формах вещей, создал учение объективного идеализма. охватившее все виды совр. ему знания, а вопросах объяснения природы часто совпадающее с материализмом, Этике А. посвятил три специальных труда, гл. из к-рых — «Этика Никомаха» — предназначался для его сына. А. считал, что в основе моральной деятельности я нравственных доблестей лежит объективная целесообразность. Высшее благо — это цель, к к-рой люди стремятся ради нее самой. Раскрывает его высшая руководящая наука — политика. Как самодовлеющее, оно не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели, а определяется назначением человека, к-рое воплощается в прекрасном выполнении разумной деятельности и в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добро
детелью. Стремящаяся к высшему благу жизнь может быть только деятельной; добрые качества, не обнаруженные в действии, не дают блаженства. Кроме высшей цели достижение высшего блага предполагает известное число подчиненных ему низших целей. Достигнуть цели можно, обладая добродетелью, к-рая есть прежде всего умение верно ориентироваться — выбирать среднее между излишеством и недостатком. При этом «середина» не может быть найдена в пределах дурного; выбору подлежит только наилучшее из хорошего. Добродетели А. подразделил на этические, или добродетели характера (напр., щедрость), и диа-ноэтические, или интеллектуальные (напр., мудрость). Последние развиваются гл. обр. путем обучения. нуждаются в опыте и во времени. Добродетели — не аффекты и не прирожденные способности, а приобретенные свойства. Поскольку найти «середину» между избытком и недостатком трудно, нравственное совершенство — достижение редкое, похвальное и прекрасное, Т. к. добродетели проявляются в области средств, ведущих к цели, то, согласно А., во власти человека и добродетельность, и порочность, и воздержание. Однако стремление к истинной цели не подчиняется личному выбору; человек должен родиться с этим стремлением. Кто от природы в совершенстве владеет им, тот — благородный человек. Сте-пень произвольности действий и

приобретенных свойств души, по А, не одна и те же действия с самого начала и до конца во власти человека, приобретенные же свойства души произвольны лишь вначале, и человек не замечает, как постепенно складывается его характер. Поскольку этическая концепция А. тесно связана с его «Политикой», исследующей общественные отношения, А. ввел в «Этику» вопрос стоимости, проблему к-рой он рассматривает как частный случай проблемы «справедливости», Анализ «справедливости» развернулся у А. в обстоятельный разбор одного из важных вопросов политической экономии. Несмотря на то что в этом анализе А., как показал К. Маркс, проявил историческую ограниченность классового мышления, он все же открыл в выражении стоимости товаров непосредственно не видное отношение равенства. Настоящая цель человеческой жизни, по А,— блаженство, к-рое вызывает-ся деятельностью как таковой. Блаженная жизнь сообразна с важнейшей добродетелью, к-рая присуща лучшей части души. Деятельность последней созерцательна Но созерцание истины, по А., самая притягательная из всех дея-тельностей; ей наиболее свойственна «самодостаточность». В проти-воположность деятельности практических добродетелей (военной, политической), к-рая стремится всегда к известной цели и желательна не ради самой себя, созер-цательная деятельность разума от
личается значимостью н ценностью ради себя самой, не стремится к к.-л. внешней цели и заключает в себе ей одной присущее наслаждение, к-рое усиливает энергию. Именно к такой жизни и должен стремиться человек. Нравственный идеал А., провозглашающий' высшей доблестью самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины; предпосылкой философской деятельности — досуг (возможный благодаря рабскому труду и созданному на основе этого труда достатку); совершеннейшим и самодостаточным созерцанием—пребывающего вне мира и над миром бога, есть отражение в отвлеченной ферме идей античного рабовладельческого об-ва. Божественный образец созерцательной деятельности разума,— сложное порождение характерного для греч. полиса второй половины IV в. до н. э. отделения умственного труда от физического, теоретического досуга от практической деятельности, независимости от тревог и превратностей социальной борьбы. В характерной для этики А. норме «середины» проявились социальные черты носителя этой нормы—гражданина полиса накануне его падения и покорения Македонской монархией.

АСКЕТИЗМ (греч. askeo— упражняться) — моральный прин-цип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждении, подавление чувственных стремлений ради до-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: