пами морали, обычно разрешаемые в ходе смены одной общественно-экономической формации др., в условиях к-рой возникают новые противоречия. И так вплоть до утверждения коммунистической формации. Но, подвергая критике моральный абсолютизм, марксистская этика вместе с тем отвергает и т. зр. релятивизма. Ведь всякая классовая мораль отражает не просто особые интересы к.-л. класса, а объективные законы общественной жизни при данных исторических условиях, В отличие от узкосословной морали, классовая мораль имеет всеобщий характер, поскольку формирует требования для всех людей данного об-ва. Она либо становится господствующей в этом об-ве, либо является оппозиционной (в антагонистическом об-ве — революционной) и требует соответственно устранения существующих условий жизни и построения нового социального порядка. В обоих случаях классовая мораль выступает по форме как общечеловеческая. Но в действительности она становится таковой в зависимости от того, насколько она соответствует дальнейшему развитию исторического процесса. Наряду с этим в истории человечества, к-рая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются нек-рые общие для всех исторических эпох условия жизни людей и формы человеческого общежития. Сохраняется, следовательно, и преемствен
ность тех или иных моральных требований. В осн. это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношения людей: не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, выполнять обещания, говорить правду и т. п. Во все времена так или иначе осуждались жестокость, жадность, трусость, лицемерие, вероломство, клевета, зависть, высокомерие и поощрялись смелость, честность, самообладание, великодушие, скромность. Но вместе с тем по-разному понимались условия и границы применимости этих требований и относительное значение этих моральных качеств. Кроме того, если моральное содержание требований (какие поступки они предполагают) сохранялось примерно одинаковым, то совершенно различным в разные эпохи оказывался их социальный смысл (какие общественные потребности и задачи выполнялись при осуществлении этих требований). Общечеловеческой в морали является как совокупность определенных всеобщих нравственных требований, так и логическая структура морального сознания, форма, в к-рой выражаются его представления. В. более сложных моральных представлениях (в таких, напр., как понятия справедливости, человеколюбия, благодеяния, злодеяния) устойчивой оказывалась только абстрактная форма,способ, каким они определяются посредством др. моральных понятий (напр., те, что под человеколюбием пони-
|
Обычай
мается любовь к людям, уважение человеческого достоинства и т.д.), но содержание вкладывалось в эти понятия в разные эпохи разными классами каждый раз иное; эти понятия предполагали иногда совершенно различные поступки. В таких общих для всякой морали понятиях, как моральная норма, оценка, качество, принцип, нравственный идеал, добро, относительно устойчивым является только их логическая форма, место, занимаемое ими в самых различных системах нравственности, выполняемая ими роль в моральном рассуждении и обосновании (Язык моральный. Логика морального языка). Коммунистическая нравственность сохраняет все созданные до нее формы морального сознания (нормы, оценки, идеалы и т. д.). Но в ней первоочередное значение приобретают более сложные формы — принципы, общественный идеал. Вместе с тем коммунистическая мораль включает «основные правила всякого человеческого общежития» (Ленин В. И„ т. 33, с. 102), осн. общечеловеческие моральные нормы, к-рые выработаны народными массами в течение тысячелетий в борьбе с социальными пороками и несправедливостью. Мн. понятия — справедливости, гуманизма, равенства, достоинства личности и др.— впервые наполняются.подлинно человеческим содержанием, распространяются на все осн. области человеческого бытия, начинают применяться к определяю
щим условиям жизнедеятельности людей — к собственности на средства производства, социальному положению, удовлетворению материальных и духовных потребностей, условиям труда. Являясь по своему происхождению пролетарской, классовой, коммунистическая нравственность направлена в конечном итоге на удовлетворение интересов всего человечества, учитывает исторические потребности его дальнейшего развития. В этом смысле она является подлинно общечеловеческой.
|
ОБЫЧАЙ — вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в об-ве или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах. Социальная жизнь при всем ее разнообразии и сложности характеризуется частой повторяемостью сходных ситуаций, к-рые требуют от людей однотипных поступков. Общепринятые приемы и способы труда, повторяющиеся в рамках одного об-ва формы общественно-политической деятельности, брачно-семей-ной жизни, взаимоотношений людей в быту, религиозные ритуалы и т. п.— все это и составляет О. в самом широком смысле слова. Посредством их происходит передача форм массовой деятельности от коллектива к отдельной личности. к-рая усваивает их в процессе общественного воспитания, и от поколения к поколению, к-рые их сохраняют и последовательно передают дальше. К О. же в более
|
Обычное право
узком смысле слова относят только такие действия, к-рые воспроизводятся массами стихийно. Поэтому к О. нельзя, напр., отнести распорядок деятельности, предусмотренный к.-л. инструкциями. От О. также отличают общественные навыки, к-рым специально обучают; формы производства и распределения, поскольку они регулируются отношениями собственности; санкционированные об-вом правила, поддерживаемые властью государства правовые нормы (Мораль и право). О., к-рые поддерживаются посредством моральных отношений, называются нравами (см. также Привычки). Хотя О. являются составной частью нравственной деятельности, к ним не сводится моральное поведение. Ведь мораль предполагает наряду с общепринятыми нек-рые исключительные действия (героизм, подвиг, подвижничество). Кроме того, моральные требования и действия часто выше обычных форм поведения, иногда даже отрицают существующие устои жизни, имеют прогрессивно-исторический, смысл, устремлены в будущее, тогда как О, лишь воспроизводит те формы поведения, к-рые уже установились. О. представляет собой элемент принятого в об-ве. образа жизни, к-рый, в свою очередь, слагается из совокупности различных О. При развитии об-ва, и особенно при переходе от одной социальной формации к др., происходит преобразование и ломка О., борьба старых и новых О.
15 Словарь по этике
Напр., победа социализма над капитализмом в повседневной жизни об-ва как раз и состоит, как указывал В. И. Ленин, в творчестве новых форм общественной дисциплины и преодолении пережитков старого в поведении людей, т. е. в формировании новых О., отвечающих условиям социалистической действительности.
ОБЫЧНОЕ ПРАВО—обычаи, закрепленные государством в качестве правовых норм. О. п. появляется при образовании классового об-ва и государства. При первобытнообщинном строе поведение членов рода регулировалось велениями органов родового самоуправления (старейшинами, советом старейшин) -и обычаями. Самые ранние системы права состоят в осн. из обычаев, переработанных в интересах господствующего класса. Юридическими нормами О. п. становятся только те обычаи, к-рые защищают устои существующего общественного строя. О. п. характерно как для рабовладельческого, так и для феодального об-ва. Примерами О. п. служат такие кодексы, как «Законы двенадцати таблиц», «Русская правда», «Саксонское зерцало». Зачастую в качестве норм О. п. были санкционированы самые гнусные обычаи (напр., право первой ночи). С победой буржуазных революций из правовых норм исключались наиболее устаревшие и дикие обычаи. Однако, стремясь к компромиссу с дворянством, буржуазия сохранила отдельные нор-
Обязанность
мы О. п. В совр. буржуазных государствах нормы О. п., хотя и в незначительной мере, применяются судами при решении конкретных дел. Нек-рую роль О. п. играет в международных торговых отношениях. Законодательство социалистических стран в редких случаях признает за обычаями значение юридических норм (при разделе имущества, наследовании имущества крестьянского двора и в нек-рых др.). Обычаи, в к-рых отражаются вредные пережитки прошлого, преследуются законом.
ОБЯЗАННОСТЬ (моральная) — нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отлич-ие от категории долга, понятие О. имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с др.— более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать). Долг человека состоит в том, чтобы выполнять определенные О. Последние предусматривают самые различные действия в зависимости от той сферы человеческой жизнедеятельности (Отношения моральные), к к-рой они относятся (семейные, общественные, трудовые О.); их выполнение становится долгом в определенных ситуациях, в к-рые человек попадает. Лишь на основе выполнения всеми людьми лежащих на них мораль
ных О. создается возможность согласованного действия всех звеньев общественного организма, поддержания определенной общественной дисциплины. И наоборот, пренебрежение своими О. ведет к подрыву этой дисциплины, к падению авторитета нравственных требований, способствует развитию атмосферы попустительства злу и безнаказанности, взаимного недоверия между людьми. Поэтому моральный долг каждого отдельного человека состоит не только в том, чтобы выполнять нравственные требования, когда общественно полезные последствия этого очевидны, но и способствовать строгому исполнению лежащих на нем О., утверждению и укреплению тех моральных принципов, к-рые он исповедует. В реальной жизни различные О. могут не согласовываться и даже противоречить друг другу, ставя человека в ситуацию морального выбора. Лицемерие морали эксплуататорского об-ва состоит в том, что ее требования не распространяются в равной мере на представителей различных классов. Действенность же коммунистической нравственности заключается в ее общеобязательности, в действительном равенстве всех перед ее требованиями.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО — добровольное возложение человеком на себя обязанности перед об-вом или отдельными людьми. Практика взаимных О. (обещаний) играет большую роль в жизни об-ва, начиная от личных взаимоотноше
Оптимизм 227
ний и кончая отношениями государств. Данное человеком О. позволяет всем др. заранее рассчитывать на определенное с его стороны поведение в дальнейшем. О. является, т. обр., одним из способов взаимной координации действий людей. Мн. виды О. (договоры, контракты) закрепляются с помощью правовых санкций. В морали же практика взаимных О. выступает в виде требования сохранять верность данным обещаниям, выполнять их, В буржуазной этике О. иногда трактуется как источник всех др. моральных требований. Согласно теории общественного договора, моральный долг человека перед об-вом проистекает из его добровольного соглашения со всеми остальными людьми выполнять определенные правила совместной жизни. Марксистская этика рассматривает взятое О. лишь как один из случаев морального долга. О. человека перед об-вом объективно обусловлены и не зависят от его усмотрения. Но помимо выполнения общих для всех нравственных требований в определенных случаях человек берет на себя дополнительные. О. В социалистическом об-ве, напр., каждый обязан трудиться по способностям. Но поскольку существуют общепризнанные средние нормы труда, отдельный человек или коллектив в целом могут взять О. превысить их. Практика таких социалистических обязательств имеет большое значение в повышении
общественной производительности труда. Коммунистическая нравственность требует от всех людей выполнения взятых на себя О, в общественной и личной жизни. Однако это требование не следует понимать безусловно. Когда выполнение обещания влечет за собой аморальное деяние, от него следует отказаться. Так, прочность социалистической семьи предполагает верность супругов принятым на себя брачным О. Однако в том случае, когда в силу к.-л. причин продолжение супружеских отношений приводит лишь к унижению человеческого достоинства, создает нетерпимую обстановку для обоих и для нормального воспитания детей, расторжение брака может быть правильным с моральной т. зр. решением (Брачно-семейная мораль).
ОДОБРЕНИЕ (моральное) — см. Санкция.
ОПТИМИЗМ — (лат. optimus — наилучший) — воззрение на общий ход исторических изменений, согласно к-рому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости — над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию 'и моральному совершенствованию. Противоположен пессимизму. О. как общественное настроение и как система фнлософско-этических взглядов тесно связан с идеей социально-исторического и
Оптимизм
нравственного прогресса. Будучи способом практической ориентации человека, О. позволяет людям ожидать от будущего исполнения их желаний и достижения планируемых результатов действий. Именно поэтому принцип О. считается плодотворной основой поведения индивида. Вера в лучшее будущее способствует развертыванию деятельных, творческих способностей личности, помогает формировать у нее положительные нравственные качества. В истории этики О. обосновывали по-разному. Идеалист Платон, напр., признает существование абсолютной справедливости и добра, но переносит их местопребывание в царство идей. В эмпирическом мире человек -может быть добродетелен при условии, если разум (через к-рый индивид причастен к f,;Hpy идей) подчинит себе все стороны его жизни. Более реалистичен О. Демокрита, Аристотеля, Эпикура и др. мыслителей античности, к-рые видели основу добродетельной и счастливой жизни в разумном управлении человеком своими чувственными побуждениями и деятельностью. Представители христианской морали и средневековой философии, хотя и полагали, что зло в конечном итоге преодолевается (Августин, Фома Лквинский и др.), ставили торжество добра в зависимость от воли бога, переносили его реализацию в потусторонний мир. Земная же жизнь, по их мнению, полна горя и страданий, а грех и вина— су
щественные изначальные свойства человеческой природы. Подобный О. является мнимым, т. к. покоится на признании неискоренимости зла в реальной жизни. Фактически он равнозначен пессимизму. В новое время сторонником абсолютного О. выступил Лейбниц. Он считал, что мир населен несовершенными существами (бесконечен и совершенен только бог), поэтому зло в об-ве неизбежно. Но поскольку всеблагой бог не мог создать мир плохим, добро превалирует в жизни над злом. Более того, зло — это фон для торжества добра, а наш мир — наилучший из всех возможных миров. Мысль о том, что зло — ступенька к добру. поддерживалась И. В. Гете, Фихте и др. мыслителями. О. Гегеля основан на его учении о прогрессе истории. Добро, по Гегелю,— это реализованная свобода, конечная цель мира. И хотя зло в жизни необходимо, на нем, с т. зр. Гегеля, не следует застревать, оно непременно «должно быть преодолено, как ничтожное». Из веры в социальный прогресс и революционное изменение об-ва, в победу правды и справедливости вытекает О. революционных демократов (Герцена, Чернышевского и др.). В одну из самых мрачных эпох России Чернышевский призывал работать для будущего, приближать его. С конца XIX в., когда·' капитализм перерастает в империалистическую стадию, буржуазные социологи и философы морали, как правило, отвергают идею
Ответственность 229
исторического и нравственного прогресса, пессимистически оценивают положение человека в мире, перспективы его совершенствования. Марксистская этика стоит на т. зр. О. Однако она отвергает идеалистические и метафизические его концепции, к-рые на практике оправдывают и увековечивают социальное и моральное зло. О. марксистского учения основан на том, что оно установило связь отрицательных сторон действительности, нередко порождающих пес-. симистическое отношение к жизни, с конкретными, исторически преходящими условиями существования об-ва (таковы, напр., антагонистические противоречия капитализма). Чтобы избавиться от этих условий и порождаемого ими зла, человек должен активно и сознательно бороться с ними. Предпосылкой такой сознательной борьбы является знание законов общественного развития. Открыв эти законы, а также социальные силы, реализующие их, исторический материализм впервые дал оптимистическому мировоззрению научное обоснование.
ОСУЖДЕНИЕ (моральное) — см. Санкция.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (нравственная) — категория этики, характеризующая личность с т. зр. выполнения ею нравственных требований, предъявляемых об-вом;
выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в со
вершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в к-ром он находится, и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен (Вина) в ее невыполнении,— это вопрос о личной О. Т. обр., О. — это соответствие моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемое с т. зр. возможностей личности. В связи с этим проблема О. охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования; в какой мере правильно он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли отвечать человек за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на к-рые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия. Все эти вопросы решались теоретиками морали в зависимости от того, как им представлялось действи-. тельное положение человека в об-ве, в к-ром они сами жили. Проблема О. в домарксистской этике была особенно трудной потому, что во всей предшествующей истории общественные законы действовали стихийно, находились, вне контроля человека. Люди в своей деятельности оказывались игрушками слепых, непонятных