вительное положение дел. Требование П. является общечеловеческим (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Оно вытекает из потребности людей иметь правильное представление об об-ве, в к-ром они живут, о поступках окружающих, к-рые они должны оценивать, о жизненных обстоятельствах, в к-рые они попадают. Однако на практике в классово антагонистическом об-ве это требование почти всегда нарушалось, вступая в противоречие с интересами господствующих классов и частных лиц. Поскольку само об-во основано на антагонизме классовых и частных интересов, его защита в политике, оправдание в идеологии, достижение отдельным человеком успеха в борьбе за положение необходимо требовали обмана. П. реально допускалась лишь в определенных пределах и дополнялась в той или иной мере узаконенной ложью. Идеологи господствующих классов изыскивали возможность оправдания обмана и сокрытия правды — «святая ложь» во имя «высшего интереса»; «ложь во спасение» якобы ради самих обманутых, к-рые «не поймут» или сделают для себя неправильные выводы из той правды, к-рую узнают. Коммунистическая нравственность исходит из того, что подлинная сознательность может строиться только на основе знания людьми правды, какова бы она ни была, на глубоком понимании всеми социально-историче
ских противоречий и жизненных. конфликтов, реальной оценке труд-: ^ ностей и критике недостатков.?3 Поэтому она непримирима ко ^ всякой лжи в общественно-полн- Я" тической и личной жизни. Комму-¦ нистическая партия основывает ^¦ свою политику на доверии к на- -' роду, откровенном признании не-.'' достатков и считает обман недопустимым средством в руководстве массами. Практика очковтирательства, попытки приукрашивания действительности подвер-,¦ гаются суровому общественному1 осуждению.:
|
'ПРАВИЛА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ — нормы поведения людей в социалистическом об-ве, регулирующие их повседневную жизнедеятельность и взаимоотношения во всех сферах Общественного бытия (в труде, быту и пр.). Определяются характером социалистического строя и' вытекающей из него общности коренных интересов всех людей. В¦ П. с. о. находит выражение до-¦ стигнутый в социалистическом об^ ве уровень социального и ду-¦ ховного развития большинства трудящихся, к-рые осуществляют эти правила в жизни и осмыслив вают их в своем моральном созна-1 нии. П. с. о. включают все эле-^ ментарные нормы человеческого общежития, к-рые складывались в истории об-ва в процессе сов¦ местной деятельности людей (пре¦ жде всего трудовой), в результа¦ те борьбы трудящихся против соЦ циальной несправедливости и об)¦
Правота
словленных ею социальных и нравственных пороков об-ва. В условиях социализма эти элементарные правила становятся нормой поведения всех членов об-ва (Общечеловеческое) и классовое в нравственности). Хотя П. с. о. и закрепляются в значительной своей части (но далеко не полностью) в социалистическом праве, в повседневной жизни они устанавливаются не «сверху», не декретами и законодательством государства. Эти правила вырабатываются · в процессе деятельности широких народных масс, идейно и организационно направляемой Коммунистической партией, в борьбе против пережитков буржуазной морали, за торжество принципов коммунистической нравственности (коллективизма, социалистического гуманизма, коммунистического отношения к труду и др.). П. с. о. защищают как интересы об-ва в целом, так и интересы личности от их нарушителей. Являясь формой общественной дисциплины, будучи каждодневно осуществляемы в социальном бытии людей, они служат практическим выражением принципов коммунистической морали в условиях социализма. Коммунистическое воспитание людей осуществляется прежде всего через усвоение ими П. с. о. ПРАВОТА— положение (состояние), выражающее определенное моральное (а также правовое, политическое или научное) отношение, в к-ром человек находится к об-ву, др. людям. Охватывает сле
|
дующие случаи: когда поступки человека, сознательно избранная им линия поведения отвечают объективным потребностям исторического развития, интересам людей, требованиям нравственности («правое дело», «правильные действия»); когда его намерения, стремления и' требования согласуются с действительным положением вещей и существующими нормами общественной жизни («справедливые требования», «законный иск», «оправданное решение»); когда его убеждения соответствуют объективной действительности, являются подлинно моральными («правильная точка зрения», «истинные убеждения»). Состояние П. (как и противоположное ему состояние вины или неправоты) является предметом нравственной ответственности личности. Независимо от того, каким образом человек сам относится к своим поступкам и убеждениям, он нравственно отвечает за их правильность перед об-вом. Марксистская этика отвергает т. зр. экзистенциализма, согласно к-рой.человек всегда прав, если он поступает на основе своего собственного замысла и морального выбора. С т. зр. коммунистической морали убежденность оправдана только тогда, когда она основывается на объективной П. И наоборот, сознание своей неправоты (Раскаяние) помогает человеку исправить совершенные в прошлом ошибки, направить свои действия в будущем по верному пути.
|
Прагматизм
ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma — действие, практика) — направление в философии морали, распространенное в США с начала XX в. вплоть до 60-х гг. Основу этического учения П. заложил У. Джеме, сформулировавший два его исходных принципа: добро есть то, что отвечает к.-л. потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения. В дальнейшем эти положения были развернуты в целую теорию философом-прагматистом Дьюи, этиком Дж. Тафтсом, социологами Дж. Мидом, А. Смоллом и др. Прагматисты объявляют себя противниками двух крайностей в этике:
с одной стороны, морального догматизма и абсолютизма, к-рые рассматривают моральные ценности как нечто универсальное, вневременное, оторванное от вечно изменяющейся жизненной ситуации; а с др. стороны, иррационализма, скептицизма и неопозити-еизма, отрицающих роль науки в морали, не признающих, что нравственные представления основаны на знании. Критика прагматистами этих двух течений в совр. буржуазной этике имела положительное значение. Однако анализ содержания прагматистской теории морали показывает, что ей самой присущи иррационализм и релятивизм и что защита ею прав науки и разума в морали на самом деле является лишь мнимой. Подчеркивая «жизненно практический» характер своей эти
ческой теории, прагматисты вместе с тем отрицают значение общих моральных принципов, утверждают, что все нравственные проблемы должен решать сам человек лишь применительно к конкретной ситуации, в к-рую он попадает. Тем самым, по сути дела, прагматисты отрицают возможность теоретического рассмотрения практических жизненных проблем. Превращение этики в «практическую науку» также остается пустой декларацией. На словах прагматисты придают большое значение разуму в решении вопросов морали. Но, с их т. зр., с помощью разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей, сами же цели не могут якобы обосновываться разумом, вообще ¦ вопрос о них выходит за границы я этики и нравственности. Цели, с т. зр. Дьюи, определяются волевыми устремлениями людей и мо-;
гут. констатироваться разумом^ лишь задним числом, когда чело-¦ век уже действует. Такой подход! к проблеме целей и средств, ви сущности, означает оправдание,! моралью любых целей (в частно-^ сти, целей буржуазной деятельно-^ сти), поскольку кто-то уже дейст-Ц вует для их осуществления. РолйР разума в нравственности сводится! к решению чисто утилитарной за"¦ дачи: как наиболее эффективно! достигнуть ту или иную (все рав^ но какую) цель. Сам же разу» как средство теоретического мыц' ления низводится до житейеког
Предательство
рассудка. Такими внутренними противоречиями пронизана насквозь вся прагматистская этика. Ее претензии на научность и практический характер оказываются безосновательными и на деле подменяются компромиссными решениями в духе буржуазного оппортунизма и утилитарного практицизма. В ряде случаев это приводит к оправданию аморализма, беспринципности и политики достижения поставленных целей любыми средствами.
ПРАЙС (Price) Ричард (1723— 91)—британский теоретик морали, глава этической школы кембриджских неоплатоников. Осн. идеи П. в этике, изложенные им в труде «Обозрение основных вопросов в морали» (1758), касаются двух проблем — онтологической природы и способа познания моральных качеств и свободы воли. Разбирая идею Хатчесона о врожденности моральных чувств, П. пытается пойти дальше, он задается вопросом: не вытекает ли из этого, что понятия добра и должного зависят лишь от природных предрасположенностей людей? П. приходит к выводу, что моральные характеристики объективны и совершенно не зависят от сознания. Должное — это первичное, ничем не определяемое свойство человеческого мира (не обусловленное ни пользой, ни наслаждением, ни к.-л. иными общественными или природными отношениями); поэтому оно воспринимается человеком как самоочевидное, без
условное. Соответственно идея должного — элементарное и неразложимое на составные части понятие; в человеческом сознании она имеет априорный характер. Эта сторона учения П. и его сторонников (С. Кларк, Дж. Балгай, Р. Кадуорт, Р. Камберленд) получила развитие в XIX в. у Г. Си-джуика и в совр. этическом интуитивизме. Проблема свободы воли решается П. не в онтологическом или психологическом плане, а исходя из анализа моральной способности человека: человек должен обладать ею, чтобы быть добродетельным и отвечать за свои поступки-
ПРЕДАТЕЛЬСТВО — нарушение верности общему делу, требований солидарности, измена классовым или национальным интересам, переход на сторону врага, выдача ему соратников или партийной, государственной, военной тайны, умышленное совершение действий, враждебных общему делу и выгодных его противникам. П. всегда расценивалось моральным сознанием как злодеяние. Особенно сурово оно осуждалось в условиях борьбы за социальную справедливость и национальное освобождение, войны с иноземными поработителями и классовыми угнетателями, когда интересы общего дела требовали высокой сплоченности его последователей. Коммунистическая нравственность требует конкретно-исторического подхода к вопросу о верности и П. В. И. Ленин указывает, что в
Преступление
условиях классовой борьбы вполне закономерен переход отдельных представителей господствующих слоев на позиции революционного класса. Нек-рые буржуазные идеологи, напр., обвиняли Ф. Энгельса в том, что он отрекся от республиканских убеждений в пользу коммунизма. На это К. Маркс ответил им, что словом «отречение» буржуазный «филистер может заклеймить любое развитие, ничего не смысля в нем», противопоставляя «исторической испорченности» революционеров «идиллию неподвижного состояния» (т. 4, с. 297), свою верность старому порядку. С т. зр. коммунистической нравственности П. является измена прогрессивным идеалам, переход на сторону реакции, отступничество от правого дела. П. обычно связано с беспринципностью, политической трусостью и шкурническими интересами. Классики марксизма сурово клеймили ренегатство изменников делу освобождения трудящихся, показывая при этом реакционный смысл их действий. Одновременно они предостерегали против того, чтобы ложные обвинения в П. использовались для прикрытия сектантства и догматизма, неспособности понять диалектику жизни.
ПРЕДПИСАТЕЛЬНОЕ СУЖ ДЕНИЕ —см. Язык моральный.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ — понятие морального сознания, характеризующее проступок, с т. зр. меры, в какой он нарушает требования
нравственности. К П. обычно относятся те проступки, к-рые особо опасны для человечества, попирают общепринятые представления о гуманности и справедливости, не могут быть ни в коей мере оправданы обстоятельствами и совершаются по аморальным мотивам, Характерными примерами П. против нравственности являются массовые убийства и пытки, совершавшиеся фашизмом, империалистические войны, атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, зверства американских агрессоров во Вьетнаме. В большинстве случаев понятия правового и морального П. совпадают (напр., случаи убийства, воровства). Однако в отличие от права, к-рое считает П. только нарушение официально санкционированного закона, мораль может оценивать как^ П. и действие, не наказуемое уголовно или административно (Мораль и право). В социалистическом об-ве правовое и моральное понимание П. не вступают в противоречие друг с другом благодаря тому, что государство выражает и проводит в жизнь интересы всего народа, а не к.-л. отдельного класса. Расхождение между ними не является постоянным, поскольку, с одной стороны, социалистическое право вбирает в себя и санкционирует те нравственные нормы, к-рые вырабатываются самими трудящимися в ходе коммунистического строительства, и в законном порядке начинает карать проступки, к к-рым коммунистиче-
• Пример
екая нравственность относится с особой непримиримостью (напр., злостное тунеядство); с. др. стороны, в целом ряде случаев государственное принуждение постепенно замещается воздействием общественного мнения (Убеждение и принуждение), а карательные функции передаются общественным организациям трудящихся (товарищеским судам и т. д.).
ПРИВЫЧКИ— действия и поступки, выполнение к-рых стало потребностью; укоренившиеся в психике людей способы поведения, проявляющиеся в виде однотипных действий, повторяющихся в сходных условиях. В результате многократного повторения человеком одинаковых действий процесс решения им практической задачи постепенно автоматизируется, вырабатываются соответствующие навыки, склонности, к-рые безучастия мышления включаются в действие при попадании человека в привычные условия, П. значительно облегчают и упрощают процесс социальной деятельности человека. Поступок, ранее требовавший от человека анализа ситуации, выработки решения, иногда самопринуждения, когда становится привычным, совершается без размышлений и волевых усилий. В социальном плане П. являются элементом моральных отношений, одним из способов регулирования поведения людей. П.— это простейшая форма поддержания и передачи последующим поколениям обычаев. Она состоит в том,
что определенная общественная потребность, диктующая человеку определенные действия, откладывается в психике мн. людей в виде их собственных потребностей и склонностей. Роль общественных П. возрастает в процессе строительства коммунистического об-ва. Выработка в массах П., соответствующих требованиям коммунистической нравственности,— большая и трудная задача, осуществляемая в борьбе со старыми П., являющимися пережитками прошлого. Процесс выработки коммунистических П. не сводится к простому приучению людей исполнять диктуемые им правила, он предполагает воспитание убеждений, сознательности, к-рые затем переходят в П. Как говорит, напрч В. И. Ленин, коммунистический труд — это труд «по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу...» (т. 40, с. 315).
ПРИМЕР— в морали это одна из форм инициативы, проявляющаяся в том, что действия одно„-го человека (группы лиц, коллектива) становятся образцом для поведения др. По сравнению с почином П. обладает той особенностью, что здесь инициатор не только побуждает др. последовать за собой, но и предлагает им готовую форму деятельности, к-рая затем распространяется на др. людей, становится нормой поведения мн. В этом отношении П. является одним из способов осу-
26&
Принципиальность
ществления общественной дисциплины, проявления активности членов коллектива,, их взаимного нравственного воспитания. В морали, в сущности, каждый отдельный поступок является для окружающих П., положительным или отрицательным. Однако следование П. др. людей здесь не является простым подражанием, оно всегда предполагает ту или иную оценку совершенных действий. Без такой оценки и уяснения себе морального значения образца для подражания следование чужому П. еще не есть акт свободного выбора и сознательной нравственной деятельности. П. всегда играл большую роль в повседневных взаимоотношениях людей, в поддержании и развитии обычаев и нравов. Однако в условиях частной собственности на средства производства и классово антагонистических отношений его значение существенно ограничивалось;
П. мог стать образцом для массового подражания только среди людей, находящихся в одинаковом социальном положении, да и то не всегда, т. к. даже в этих рамках классовые противоречия делают часто невозможным действие П. Положение существенно изменяется в условиях социализма. В. И. Ленин писал, что «сила примера... получит громадное значение в обществе, отменившем частную собственность...» (т. 36, с. 150). С обобществлением средств производства все члены об-ва становятся объективно заинтересо
ванными в повышении общественной производительности труда, в дальнейшем материальном и духовном прогрессе об-ва. Правда, и здесь еще иногда возникает противоречие между личным и общественным интересом. Но это противоречие постоянно преодолевается в процессе борьбы с личным эгоизмом, местничеством, бюрократическим отношением отдельных руководителей к массовой инициативе, путем повседневного воспитания всех членов об-ва в духе сознательного служения общему делу, использования системы материальной заинтересованности, пропаганды передового опыта. Особенно широко действие П. проявляется в социалистическом соревновании.
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ (лат. principium—основание, первоначало) — положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении. П. сама по себе еще не является содержательной моральной характеристикой человека, ибо касается лишь формы его морального сознания (внутренняя убежденность) и способа поведения (последовательность), но не затрагивает их общественной направленности. Поэтому, осуждая при всех условиях беспринципность, при оценке проявляемой людьми П. коммунистическая нравственность обязательно учитывает конкрет-
Пртщипы
ное содержание тех моральных принципов, к-рые исповедуются и проводятся. Можно признать П. поведения своего идейного противника, но в то же время осудить его антигуманную направленность по содержанию. Высшей формой П. является последовательность в убеждениях и практической деятельности сторонников коммунистических идеалов, ибо по своему содержанию эти идеалы—самые гуманные и справедливые из всех идеалов, к-рые знало человечество. Для совр. врагов коммунизма, наоборот, характерны беспринципность, готовность прибегнуть к любым средствам для достижения цели (Цели и средства), клевета, демагогия. Коммунистическая П. враждебна фанатизму и догматизму, ибо нравственные принципы коммунизма основываются на научном анализе законов истории и требуют их творческого применения. Коммунистическая П. исключает оппортунизм и конъюнктурность в политике. Коммунистическая нравственность осуждает практику обмана масс, якобы совершаемого «ради их же интересов», и др. аморальные средства достижения поставленных целей, свойственные реакционной идеологии и политике.
ПРИНЦИПЫ (моральные) (лат. principium — основание) — одна из форм нравственного сознания, в к-рой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие
конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества характеризует отдельные стороны поведения и чер-, ты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности, выражают выработанные в моральном сознании об-ва требования, касающиеся нравственной. сущности человека, его назначения, смысла его жизни и харак-, тера взаимоотношений между людьми. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием (Критерий нравственности) для более частных норм поведения. Мораль различных классов по-разному трактует нравственную сущность человека, выдвигая соответствующие этой трактовке моральные П. Так, осн. П. буржуазной морали, к-рая. исходит из того, что человек по своей «естественной» сущности эгоист, способный оказывать благодеяния об-ву лишь постольку, поскольку это отвечает его частной выгоде, являются эгоизм и индивидуализм. В личных отношениях между людьми П. эгоизма чисто внешне дополняется и ограничивается П. альтруизма. С этой т. зр. процветание об-ва в целом сводится к благополучию частных лиц, каждое из к-рых «свободно» преследует собственные интересы. Коммунистическая нравственность, напротив, исходит из того, что полное осуществление свободы человека, гармоническое удовлетворение потребностей и
развитие способностей каждого возможны лишь в коллективе. Поэтому сотрудничество между людьми должно устанавливаться ве ради частной выгоды каждого, а во имя общих целей, осуществление к-рых означает и благо для каждого в отдельности. Это значит, что подлинное назначение человека состоит в сознательном служенни об-ву, а в конечном счете—человечеству в целом (П. коллективизма). В коммунистическом об-ве эта общественно полезная деятельность становится органической потребностью каждого. Помимо П., раскрывающих содержание той или иной нравственности, существуют также формальные П., раскрывающие особенности способа выполнения моральных требований (напр., сознательность и ее противоположности — фетишизм, формализм, догматизм, авторитаризм, фанатизм, фатализм). Хотя эти П. и не обосновывают никаких конкретных норм поведения, они тем не менее тесно связаны с природой той или иной нравственности, показывают, насколько она допускает сознательное отношение человека к предъявляемым ему требованиям.
ПРИЧИННОСТЬ (в морали).—
По вопросу о роли П. в мире в истории философии существовали два противоположных взгляда, Первый, детерминистский (лат. de-terminare — определять), состоит в том, что все явления и процессы, происходящие в природе, об-ве и
сознании, причинно обусловлены. Др. взгляд на мир (индетерминизм) так или иначе 'отрицает это. Проблема П. применительно к морали связана с решением следующих гл. вопросов: во-первых, существует ли объективное основание;
нравственных требований, опреде- j ляется ли их содержание уело- ¦ виями, находящимися за предела-;;
ми морального сознания, или же '' самим этим сознанием; во-вторых, если признать, что поведение че- ¦ ловека причинно обусловлено, то ^ как совместить детерминизм со:
способностью человека делать мо-;
ральныи выбор и е его ответствен-;
иостью за те поступки, к-рые он? совершил? В истории этических учений имели место самые различные толкования детерминиз-, ма. Утверждалось, что содержание моральных требований опре-деляется законами вселенной (Космической телеологии этика), биологической эволюцией (Эволюционная этика), внеисторически понимаемой природой человека, присущим ему стремлением к наслаж· · дению, счастью (Гедонизм, Э-вде-монизм) и т. д. Все эти разновидности этического натурализма не улавливали специфического характера П. в морали, толковали ее механистически, что иногда вело к фатализму в понимании общественной истории и челове-, ческого поведения. В противовес детерминизму неоднократно пред.. принимались попытки доказать,! что история якобы развивается в¦ соответствии с нравственными!.'•1
представлениями людей. А происхождение самих моральных представлений чаще всего усматривалось в расположениях, склонностях людей. Это часто приводило к моральвому волюнтаризму (Экзистенциализм^ Неопозитивизм). Согласно марксистско-ле-няшжому пониманию П., требования нравственности отражают социально-историческую необходимость, а же противостоят ей в качестве субъективных пожеланий людей. Это ни в коей мере не умаляет значения личной деятельности людей.'«Идея детерминизма,— писал В. И. Левия,— устанавливая необходимость 'человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, яя оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде ii возможна строгая и пра-ви.ль-ная оценка...» (т. 1., с. 159:). Конфликт, возникающий между требованиями иравсгвемности и объективными условиями для их осуществления, является отражением противоречивости самого исторического процесва. В каждый его момент возникают новые потребности, к-рые разрешаются лишь в ходе последующего раз-вития ©б-ва. П. в морали лмеет, однако, свою специфику. Социальная необходимость отражается в моральном сознании в виде идеи о должном, в виде цели, к-рую человек должен осуществить, а не просто как причина, действующая поми
мо era воли. Именно доэтому личность ответственна за свои действия, и ее поступки могут оцениваться как добро или зло (Оценла моральная).
ПРОБАБИЛИЗМ (лат. ргоЬаЫ-lis—вероятный)—свособ сужде" ни-я, обосйояывакицздй моральную· беспринципность доведенными до крайяости идеями скептицизма. Противоположен ригоризму. В этику был введен иезуитами (Иезуи-тизм),, полагавшими, что при принятии практического решения, объяснении ^оценке) к.-л. события или поступка за незнанием полной истины следует руководствоваться той интерпретацией, к-рая представляется наиболее вероятной и приемлемой, в пользу к-рой говорят хотя бы нек-рые основания, даже предполагаемые «благие» намерения. П. как способ морального суждения выдвигается всякий раз в тех случаях, когда те или иные действия не обнаруживают надежного нравственного основания. В этом смысле П, является выражением оппортуяисти-чески-бесприяцгатной системы морали, приспосабливающейся к господствующим условиям бытия, Чаще всего П. выступает как способ оправдания нравственно недопустимых и даже преступных действий под тем предлогом, что об их подлинном смысле и последствиях не знали или не могли знать-В целом П. является существенным моментом антигуманистической морали господствуюицих классов антагонистического об-ва.
Прогресс нравственный
ПРОГРЕСС НРАВСТВЕННЫЙ
(лат. progressus — движение вперед, выше) — восходящее развитие морали от менее совершенных исторических состояний (этапов)· к более- совершенным (противоположное значение имеет понятие регресса морали). Характеризуя поступательное духовное развитие человека, движение к высшему, лучшему, П. н. тем самым включает в себя ценностный момент (Ценности. Аксиология). Это обстоятельство создавало серьезные трудности для понимания развития нравственности как реального, эмпирически фиксируемого процесса замены одних нравов и моральных систем др., подлежащего оценке с т. зр. тенденций совершенствования, перспектив достижения более высокого состояния. Немарксистская этическая мысль, сталкиваясь с этой трудностью, как правило, колебалась между двумя крайностями: релятивизмом, рассматривающим каждую конкретно-историческую форму нравственности как соответствующую своему времени и месту и потому якобы не подлежащую никакой сравнительной оценке, т."е, вольно или невольно оправдывающим любые реакционные моральные системы, разлагающиеся нравы, и абсолютизмом, возводящим ту или иную мораль в ранг вечной, неизменной, единственно «подлинной» и считающим все историческое развитие нравственности отклонением от ее абст-рактиых принципов, ошибкой
и т. п. И в том и в др. случае развитие морали не рассматривалось как прогресс. Не случайно поэтому, что выдвигавшиеся & буржуазной этике концепции П. н. большей частью абстрактно-спекулятивны, непоследовательны;
эклектичны (Л. Хобхауз, В. Вундт;
Е. В. де Роберти, Дж. Хаксли, М. Гинсберг и др.). Для совр. буржуазной этической мысли характерны попытки дискредитации самой идеи П. н. с позиций скептицизма и пессимизма. Подлинно научное и гуманистическое обоснование П. н. стало возможным лишь в рамках марксистской философии и этики. Развитие нравственности, определяясь в конечном итоге восходящим общественно-историческим процессом, имеет, однако, относительную самостоятельность, ускоряя или замедляя его. П. н. характеризуется специфическими признаками. Среди них: расширение (от одной формации к др.) благотворного воздействия морали на процесс освобождения трудящихся: усиление влияния морали на различные сферы социальной жизни (политику, культуру, быт и т. д.); структурно-функциональное усложнение,·! совершенствование ' нравственно- а сти с переходом от одной соци-1 альной системы к др., большее;;
разнообразие, гибкость ее регуля-¦ тивных механизмов; увеличение-1 объективно верного содержания! в императивах и оценках, во всем^ моральном опыте человечества;! развитие и совершенствование <ш-1
Проступок
гатства, тонкости, глубины нравственного мира личности, способности аккумулировать самые сложные движения, изменения ее эмоционально-волевого состояния; углубление гуманистического содержания, смысла моральных норм и запретов, оценок и идеалов; развитие этики как науки о морали (косвенный показатель П. н.) и др. В совр. эпоху признаки П. н. наиболее полно воплощаются в таком критерии социально-исторического прогресса,.каким является борьба за коммунизм, переход от капитализма к коммунистической общественно-экономической формации. Именно в этом процессе в наибольшей мере реализуются гуманистические тенденции П. н, Нравственный аспект борьбы за коммунизм проявляется во всемерном совершенствовании морали социалистического об-ва, ее непрерывном, поступательном развитии, превращении в мораль коммунистического об-ва, что будет означать осуществление вековечной мечты человечества о подлинно.морально-возвышенной, достойной и справедливой жизни.
ПРОСТУПОК — поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности. П. бывают намеренные и ненамеренные (в зависимости от того, стремился ли человек совершить этот П. или это вышло помимо его воли—см. Намерение), умышленные (совершенные по злому умыслу или вопреки известным данному лицу требованиям)
18 Словарь по этике
и непредумышленные (совершенные в силу ошибочного понимания морального долга или по неведению). Как П. могут.расцениваться не только сами указанные выше действия, но и невыпол-, нение действия, предписываемого моралью, а также аморальные намерения и мотивы. Понимание того, что следует считать П., исторически менялось в зависимости от содержания самих нравственных требований, от того, интересы каких классов и социальных групп эти требования, выражали. Первобытнообщинная мораль, напр., осуждала невыполнение требований родовой мести, тогда как христианство, наоборот, выдвинуло требование всепрощения:-«Прощайте врагам вашим» (Любовь, Смирение). Феодальная мораль осуждала ростовщичество, ^ тогда как буржуазная мораль признала его законным способом обогащения. Если в буржуазной морали оправдывается эксплуатация в форме наемного труда и осуждаются всякие действия, подрыва:
ющие частную собственность, то в коммунистической нравственности экспроприация частной собственности в ходе социалистической революции признается законным осуществлением прав трудящихся, а эксплуатация в любой форме — противоречащей требованиям морали. В социалистическом об-ве П. считаются действия, попира.-ющие общественные интересы, законные права. отдельных лиц и противоречащие интересам челове-
Профессиональная этика
чества в целом. Мера П. устанавливается в зависимости от содержания самого действия, условий, •в к-рых оно было совершено (а также условий жизни и воспитания человека, совершившего П.), характера мотива и намерения, к нему приведших.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА (или профессиональная мораль) —так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, к-рые вытекают из их профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных требований (Равенство) и наличие единой трудовой морали класса или об-ва (Труда нравственность), существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. В эксплуататорских об-вах эти кодексы испытывали деформирующее влияние со стороны тех факторов общественной жизни, к-рые обособляли и противопоставляли интересы различных профессий, порождая особые формы группового эгоизма и т. наз. «корпоративную мораль». При социализме профессиональные и общественные интересы совпадают в гл., наиболее
существенном. Достоинство н интересы представителей той или иной профессии в конечном счете утверждаются тем, насколько последовательно они в своей деятельности воплощают общие принципы коммунистической нравственности, лишь конкретизированные применительно к специфике их труда. Необходимость в повышенной мере моральной ответственности и в долге, вытекающем из нек-рых дополнительных норм поведения, как свидетельствует исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, где труд специалиста не умещается в строгие формальные схемы, а от его эффективности зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в об-ве. Успешное выполнение профессиональных задач в этих сферах предполагает соединение квалифицированности специалистов с глубоким осознанием ими своей моральной ответственности, готовностью безукоризненно исполнить свой профессиональный долг. В основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, к-рый должен руководствоваться в своих деист-:
виях соображениями телесного и'1¦ духовного здоровья больного, не'¦ считаясь при этом с трудностями,,^ а в исключительных обстоятель-Ц ствах — и с собственной безодас-^
Профессиональная этика
27&