для них сил. В условиях родового и общинного строя человек полностью зависел от «судьбы» и одновременно был повинен за все последствия своих действий, к-рые он не мог предвидеть. В совр. капиталистическом об-ве положение человека остается столь 'же противоречивым. Поэтому буржуазные философы при решении проблемы О. большей частью либо признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая влияния внешних обстоятельств (экзистенциализм), либо объявляют человека практически невменяемым, полностью оправдывая его в том, что он неправильно понимает свой долг, не достигает тех результатов, к-рых добивается (деонтоло-гический интуитивизм). Марксистская этика решает вопрос об О. исторически конкретно. Проявления моральной безответственности людей в классово-эксплуататорском об-ве в конечном счете обусловлены бесчеловечным характером общественных отношений (Отчуждение). Личная О. человека неизмеримо возрастает в условиях социализма, где ликвидируется стихийность действия экономических законов, где люди получают возможность сознательно участвовать в коллективном преобразовании об-ва. В процессе формирования коммунистических отношений мера личной О. каждого постоянно увеличивается соответственно развитию массовой общественной активности, соз
нательности людей, самодеятельности и творчества трудящихся во;
всех областях жизни и деятельно-^ сти. К О, необходимо подхо-3 дить конкретно, исходя из органического единства прав и обязанностей, учитывая, какое место занимают индивиды и группы людей в системе социальных связей. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их О. Проблема^ О. — это в конечном счете вопрос о реальной нравственной свободе человека, к-рая в полно»'' мере осуществляется лишь с гармоническим развитием всех способностей личности (Всесторон-;
|
нее. целостное развитие личности).
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (или девиантное) ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio — уклонение, отклонение) — особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения. Буржуазные теоретик» неопозитивистских направлений·, (Неопозитивизм) оценивают эти отступления с внеклассовых и антиисторических позиций, приравнивая действительно негативное поведение (скажем, преступность) к проявлениям исторически неизбежного преодоления массами господствующей (буржуазной) морали. Человеческое поведение подлежит моральной оценке с т. зр. не только общеобязательной нормы, но и нравственного идеала. Поэтому к О. п. можно отнести далеко не все поступки, не укладывающиеся в рамки обыденной
Отношение к женщине 231
моральности, а лишь те, к-рые противоречат идеалу. Такие же отступления от нормы, к-рые возвышаются над уровнем обыденности (почин, подвиг и т. д.·), заключают в себе положительный моральный смысл, нацелены на совершенствование существующих общественных и нравственных отношений, конечно, не являются О. п. Акты О, п. возможны и в условиях социализма (напр., разного рода нарушения правил социалистического общежития). Их истоки коренятся в различной степени полноты и глубины усвоения личностью принципов и норм социалистической морали, в неумении применять их в сложных жизненных ситуациях, в неодинаковом уровне нравственной культуры людей. О. п. обусловливается и многозначностью последствий нек-рых положительных социальных процессов (урбанизация, рост потребления), к-рые, с одной стороны, цементируют общественные нравы, но с др.— порождают специфические трудности воспитательного характера. Пути преодоления О. п. лежат в русле использования всех возможностей системы общественного воспитания (Комплексный подход к воспитанию), в укреплении единства идеологических, организационных, хозяйственных и культурных аспектов человеческой деятельности в развитом социалистическом об-ве.
|
ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ — одна из важнейших сфер взаимоотношений людей. С мо
ральной т. зр. это отношение составляет специфическую проблему, поскольку женщина выполняет в об-ве особую роль (прежде всего на нее ложится задача рождения и воспитания ребенка) и исторически была поставлена в особое общественное положение благодаря разделению труда между полами. Именно потому, что общественное по своей сути отношение мужчины к женщине имеет под собой природную основу различия и взаимоотношения полов, «в нем обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека стало человеческим... в какой мере потребность человека стала человеческой потребностью..? какой мере сам он, в своем ин-дивидуальнейшем бытии, является вместе с тем общественным существом» (Маркс К.., Энгельс Ф-, т. 42, с. 115—116). О. к ж. изменялось исторически вместе с развитием человеческой культуры. Но прогресс в этой области был крайне противоречивым. С одной стороны, вырабатывались различные формы внешнего уважения к женщине — поклонение ее красоте, воспевание ее в искусстве, забота о представительнице «слабого пола», особый этикет в обращении с ней. С др. стороны, фактически не признавалось ее равноправие в общественной жизни, чем ущемлялось ее человеческое достоинство, а за поклонением красоте часто скрывалось О. к ж. «как к добыче и служанке общественного сладострастия...» (там же,
|
Отношение к природе
с. 115). В совр. буржуазном об-ве примером этого могут служить различные уродливые формы культа женского тела (ажиотаж вокруг «конкурсов красоты», использование «красоток» в коммерческой рекламе, стриптиз), являющиеся, в сущности, утонченными формами торговли и спекуляции женщиной. Социалистическое об-во начинает эмансипацию женщины с действительного признания ее равноправия с мужчиной в трудовой и общественно-политической деятельности. Но это лишь первый шаг в деле полного освобождения женщины, поскольку, «несмотря на все освободительные законы», женщину, говорит В. И. Ленин, «давит, душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая ее к кухне и к детской,, расхищая ее труд работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею» (т. 39, с. 24). Постепенное освобождение женщины от бремени домашних работ осуществляется благодаря постоянной заботе государства об улучшении условий быта, облегчений домашнего труда, развитии системы общественного воспитания детей. Тем не менее в силу особой роли женщины в воспроизводстве человеческой жизни и особенностей ее биологического и психического склада не снимается вопрос об особо заботливом и чутком отношении к ней, об уважении женского достоинства, о под-лкяно человеческой любви к фи
зической и духовной красоте жен-, щины. Коммунистическая нравственность требует от мужчины внимательного и тактичного О. к ж. как в общественной жизни, так и в личных взаимоотношениях (см. также Брачно-семейная мораль).
ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ— одна из сфер общественной жизнедеятельности человека, заклю' чающая в себе нравственно-ценностное содержание (Этика и экология). О. к п. зависит от господствующего в об-ве способа производства, осуществляется на основе общественных связей между < людьми. В субъективном плане О. к п.—своеобразная проекция тех критериев и оценок, к-рые применяются в межличностном общении. Можно выделить три осн. исторических типа, а соответственно и три ценностные модели О, к п. На начальной стадии развития, когда производство осу- 1 ществлялось гл. обр. в форме охо-,5 ты и собирательства, О. к п. носило по преимуществу приспосо-бительный характер. Объективная -! зависимость от наличных богатств природной среды нашла отражение в субъективном мироощущении древн. человека, в его О. к п. с суеверным страхом. Природа при таком подходе осмысливается как высшее начало, выступает объектом благоговения и религиозного поклонения. С ростом производительных сил человек постепенно подчиняет себе природные силы, приспосабливает их к своим потребностям, преобразует формы