ной деятельности самих людей. < Марксизм не только опровергает < как ложное буржуазное противопоставление Ч. и о., но и показывает его источники. В результате разделения и отчуждения труда производительные силы (а также социальные отношения и вся общественная культура) «выступают как нечто совершенно независимое и оторванное от индивидов, как особый мир наряду с индивидами...» (там же, т. 3, с. 67). Ч. не узнает в О. результатов своей деятельности и своей сущности. Буржуазное О. превращает его в «персонаж», играющий заданную ему роль, спускает ему в в.иде готовых формул моральные запреты и предписания. Ч. же со своей стороны рассматривает О. как средство для достижения своих эгоистических целей, стремится обрести свободу вопреки О., утвердить свое «Я» в индивидуальном «внутреннем» мире, свою собственную нравственность в противоположность навязанной ему общественной морали. Он кажется самому себе внесоци-альным существом. Преодоление противоположности личности и О. с т. зр. марксизма достигается вместе с уничтожением социальных условий, ее породивших. Коммунистические общественные отношения — это, по словам К. Маркса, прозрачно разумные связи и всестороннее общение, в к-ром люди развивают свои творческие способности во всей их полноте. Чем более универсальны и бескорыстны устремления Ч-, тем
больше он осуществляет себя как свободную личность (см. также Всестороннее, целостное развитие личности. Свобода нравственная).
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ—ем Гуманизм.
ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВО — принцип поведения и убеждений, обосновывающий угнетение, подавление и эксплуатацию человека, вплоть до оправдания наиболее жестких форм насилия и массового уничтожения целых наций, социальных групп и приверженцев др. веры; одно из крайних проявлений аморализма. В этом принципе нашли отчетливое выражение антигуманность и несправедливость отношений вражды между людьми, родами, племенами и народами, антагонизма и эксплуатации в классовом об-ве. Сторонники этого принципа иногда пытались дать ему моральное обоснование, придать.ему видимость «гуманизма» путем извращенного толкования интересов человека или противопоставления «избранных» «неполноценным» массам (иезуитский принцип «спасения души» еретика путем его сжигания на костре; различные варианты теории «элиты и масс»,.проповедующие защиту интересов «избранных» от власти «толпы»). Порабощение народов и дискриминация в отношении различных наций обосновываются в расовых теориях учением об их «неполноценности» и заботой о «спасении высших рас» и даже мировой цивилизации. Фашизм довел этот принцип до
|
Чернышевский 381
программы поголовного истребления отдельных наций. Коммунистическая нравственность непримирима ко всяким проявлениям Ч. В основе ее гуманизма лежит материалистическое учение о роли народных масс в истории, понимание того, что отсталость отдельных народов и классов обусловлена их угнетенным социальным положением. Ликвидация неравноправия, развитие способностей человека во всех областях деятельности (Всестороннее, целостное развитие личности) и составляют сущность революционного процесса создания коммунистического об-ва. Поскольку оно впервые разрешает проблему человека и общества, постольку подлинное человеколюбие коммунистической нравственности- имеет научно-теоретическое и социально-практическое обоснование.
|
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ— моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради'интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность. Ч. воспитывается в людях и способна проявляться в практических взаимоотношениях людей в зависимости от характера общественных отношений. В классово антагонистическом об-ве, где каждый рассматривает др. как средство для достижения частных целей, как объект экс
плуатации, где господствуют соперничество и вражда, во взаимоотношениях людей преобладает бесчеловечность (она вместе с тем характеризует эксплуататорское об-во в целом, с его безработицей и нищетой, войнами и т, д.). Ч. выступает там лишь как индивидуальное свойство «хороших» людей и трактуется исключительно в либерально-филантропическом духе. Подлинное нравственное содержание Ч. возникает и развивается в процессе борьбы трудящихся с социальной несправедливостью и антигуманными условиями жизни. Впервые объективные предпосылки для того, чтобы Ч. стала непременным моральным требованием, относящимся ко всем областям жизни человека, создаются лишь в социалистическом об-ве. Здесь бесчеловечные поступки выступают как пережитки прошлого и осуждаются общественным-мнением, а злостные проявления! бесчеловечности (насилие, хулиган-, ство) караются также законом.
|
ЧЕРТЫХАРАКТЕРА ~ см. Характер моральный.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828—89) — рус.' социалист-утопист и революционный демократ, экономист, философ, социолог, писатель и литературный-критик. Один из основоположников народничества, предшественник марксизма в России, Сотрудничая в журнале «Современник» (до 1862), превратил его в ведущий печатный орган крестьянской демократии. В 1862 г. арестован и
Чернышевский
отправлен в сибирскую каторгу. Мировоззрение Ч. развивает традиции рус. революционно-демократической мысли (Белинский, Герцен) и прогрессивной западноевропейской философии: фр. материализма XVIII в., утопических социалистов Сен-Симона и Фурье, Фейербаха. Свою задачу в области этики Ч. формулировал как создание системы нравственности, построенной на революционно-демократических идейных принципах (пафос служения народу и борьба за его свободу и счастье, революционный гуманизм, исторический оптимизм и в» этой связи критика христианской, буржуазной и либеральной морали) и не уступающей по степени научности естественным дисциплинам. Она была призвана помочь воспитанию поколения «новых людей» — революционеров. В качестве гл. факторов, формирующих нравственное сознание, Ч. выдвигает «естественные потребности», «общественные привычки и обстоятельства». Разрешение проблемы «естественных потребностей» приведет, с его т. зр-, к исчезновению причин нравственной патологии, устранит препятствия полному расцвету богатства личности. Ч., т. обр., утверждает необходимость изменить сами условия жизнедеятельности людей, отношения собственности через социальную революцию. В этом смысле Ч. идет дальше утопических социалистов, подвергая критике реформаторские надежды на «просвещенного монар
ха», «честного» политика и т. п. · Этика Ч. исходит из антропологи- ' ческого принципа и концепции «разумного эгоизма» (Эгоизма теории). Принадлежность к миру природы достаточно жестко детерминирует «сущность» человека. Общественная же форма является условием реализации изначального стремления человеческой «натуры» к удовольствию. Эгоизм, по Ч., лежит в основе всей деятельности человека: он всегда «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящнм отказываться от меньшей выгоды или меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия». Действуя согласно своей «выгоде», человек должен поступать «разумно»:
только так он достигнет пользы. Естественное стремление человека к благу реализуется лишь в слу-, чае борьбы против всего, что «неблагоприятно человеческому счастью». Развитого человека — «разумного эгоиста» — его собственный личный интерес толкает на " акт благородного самопожертвования: он свободно, без всякой мысли о долге, жертвенности и воздаянии действует так, чтобы приблизить торжество избранного им идеала. Ч. отрицал наличие у человека свободы воли, признавая действие закона причинности и в нравственной сфере: «То явление, которое, мы называем волею, само является звеном в ряду явлений н фактов, соединенных причинной связью». Однако человек не ли
Честность
шен свободы выбора, поскольку он может выбрать между той или др. тенденцией социального развития. Только выбор прогрессивной тенденции является действительно разумным выбором. Придавая решающую роль в поведении человека разуму, Ч. тесно связывал свою социалистическую доктрину с просвещением. Благодаря просвеще-ниЪ, полагал он, можно научить людей видеть новые, прогрессивные тенденции и в этом смысле сделать их «новыми людьми». Т. обр., антропологический принцип, по мысли Ч-, при последовательном его проведении совпадает с принципами социализма. Как этическая система теория «разумного эгоизма», будучи уязвимой в логико-философском смысле, верно схватывала общественную потребность своего времени, выражала идеалы «новых людей», способствовала превращению их в политическую силу. На идеалах Ч. воспитывалось не одно поколение рус. революционеров. Осн. соч., в к-рых изложена этическая концепция Ч.: «Антропологический принцип в философии» (1860), роман «Что делать?» (1863).
Ч ЕСТНОСТЬ — моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед др. и перед самим собой в отношении тех мотивов, к-рыми человек ру
ководствуется, признание и соблюдение прав др. людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью Ч. являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие. Требование Ч. обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе социальной практики, взаимной координации их действий и потребностями повседневного общежития. Однако в условиях эксплуатации, классовых противоречий, взаимной конкуренции Ч. не могла стать. всеобщим правилом, законом социальной жизни. Это требование постоянно нарушалось. Буржуазные просветители, сведя к земной основе мораль, к-рой прежде приписывалось божественное происхождение, провозгласили Ч. залогом личного преуспеяния (Эгоизма теории), приобретения доверия людей и кредита. Буржуазная практика истолковала такое представление о Ч. в духе торгашеского практицизма, считая ее чем-то вроде неофициального контракта, к-рый можно расторгнуть, как только его соблюдение становится невыгодным. В политике это означало узаконение обмана избирателей для приобретения их голосов, в коммерции—надувательство конкурента, в международных отношениях — нарушение условий договора при изменении соотношения сил, когда др. государство уже не может защитить свои права. По отношению же к трудящимся господствующий класс соблюдал законы и выпол-
Честолюбие
нял взятые на себя обязательства лишь постольку, поскольку опасался массовых выступлений (забастовок или восстаний). Буржуазия неоднократно предавала своих союзников в борьбе против фео-: дальней знати (пролетариат и " крестьянство) и обращала против них оружие, как только приходила с их помощью к власти (примером может служить французская революция 1848 г.). Коммунистическая нравственность рассматривает Ч. не как результат соглашения людей, общественного договора и залог взаимной выгоды частных лиц, а как непреложное общечеловеческое требование, вытекающее из объективной необходимости совместной деятельности и жизни людей. Особое значение приобретает Ч. в революционной и общественно-созидательной деятельности, подчиненной целям построения самого гуманного и справедливого об-ва. В силу общности этих интересов для всех людей Ч. перед об-вом и перед др. становится вопросом Ч. перед самим собой.
ЧЕСТОЛЮБИЕ —социальное чувство, проявляющееся как мо' тив действий, к-рые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в к.-л. сфере общественной жизни. Во мн. сходно с тщеславием; в честолюбивых • устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими
запросами. Но в отличие от тщеславия Ч. связано не столько с жа'ждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, Ч. приобретает значение морального качества личности. Ч. получает распространение в об-ве с возникновением социального неравенства людей. Буржуазная мораль считает Ч. одним из гл. двигателей общественной активности человека. В социалистическом об-ве, где уничтожена частная собственность, корни Ч. в значительной мере подорваны, однако оно еще не устранено полностью, поскольку сохраняются различия в материальном и общественном положении людей. Ч. как потребность в общественном признании может в отдельных случаях играть объективно положительную роль, стимулируя повышенную социальную активность человека. Но оно является индивидуалистическим по своему характеру мотивом и поэтому противоречит коммунистической нравственности, к-рая противопоставляет Ч. подлинную коммунистическую сознательность. Непримиримо она относится к крайней форме Ч.— карьеризму.
ЧЕСТЬ —понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во мн, сходная с ка-
Честь
тегорией достоинства. Подобно достоинству, понятие Ч. раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об-ва. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами, Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие Ч., наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации.. Соответственно Ч. требует от человека поддерживать (оправдывать) ту репутацию, к-рой обладает он сам или коллектив, к к-рому он принадлежит. Исторически понятие Ч. возникло в моральном сознании об-ва в виде представления о родовой и сословной Ч. (моральное требование, предписывающее человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства определенного сословия или рода). В феодальной морали к сословной Ч., в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом и т. д. Упразднив феодальные привилегии, буржуазия вместе с тем сохранила сословное понимание Ч., поставив ее в зависимость от общественного положения челове-
25 Словарь по этике
ка. Буржуазные идеологи Фихте, Гегель, Бентам, не говоря уже о более реакционных представителях этической мысли, связывают понятие Ч. с обладанием частной собственностью. Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности (У. Хокинг, Р. Флюэллинг—см. Самореализации этика), в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении. В классовом об-ве, где Ч. всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а с др. стороны, у тех, кто лишен этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лесть и заискивание перед власть имущими. В социалистическом об-ве понятие Ч. существенно изменяет свое содержание. На место сословной Ч. приходит требование беречь Ч. своего коллектива, профессии (Профессиональная этика), народа в целом (Патриотизм.). В индивидуальной Ч. во внимание принимаются только личные заслуги человека, в первую очередь его труд и мера человечности, в зависимости от к-рых определяется мера оказываемого ему почета и уважения. В социалистическом об-ве Ч. выступает как подлинно моральный стимул, по-
Чувства
буждающий человека к совершению поступков на общее благо. Вместе с тем отношение человека К своим действиям с т. зр. Ч. уже не рассматривается социалистическим об-вом как высшая форма проявления сознательности и нравственности мотивов. На первый план выдвигается понятие достоинства, имеющее более широкий смысл. Если Ч. предписывает человеку совершать моральные поступки ради подтверждения своих или коллективных заслуг перед об-вом, то достоинство требует от каждого человека делать все для блага об-ва, независимо от того, каковы его прошлые заслуги и. каков конкретно род его деятельности. Понятие Ч. предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, к-рую он заслужил, достоинство же личности основывается на равном праве каждого на уважение.
ЧУВСТВА (моральные) — эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч.— это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека, составляющие основу его аффект-ивно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия—к людям, самому
себе, отдельным явлениям общественной жизни, к об-ву в целом. Напр., чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражением практических взаимоотношений между людьми. А самолюбие, гордость, тщеславие, целомудрие суть проявления отношения человека к самому себе как к члену об-ва. Т. обр., моральные Ч. имеют социальный характер как по своему происхождению, так и по значению. Большинство из них оценивается моральным сознанием как положительные или отрицательные моральные качества, характеризующие нравственный облик личности. От убеждений моральные Ч. отличаются не своим содержанием (и те и др. выражают определенное отношение к объекту), а лишь своей психологической формой. Такие моральные принципы, как человеколюбие, патриотизм, оптимизм, пессимизм, национализм и др., укореняются в сознании людей не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению, связаны со сложными комплексами Ч. Точно так же нормы, оценки, идеалы, понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме расположений, стремлений, симпатий и антипатий. Наконец, все то, что составляет содержание нравственного самосознания личности (долг, от-
Чувство нового 387
йетственность, совесть, достоинство, стыд), также проявляется в соответствующих эмоциональных переживаниях (Ч. долга, ответственности, собственного достоинства, угрызения совести, муки стыда.) Поступая по убеждению, человек подвергает анализу ситуацию в свете имеющихся у него знаний и на этом основании приходит к тому или иному решению. Но при решении частных проблем человек практически не может каждый раз анализировать выработанные об-вом моральные представления. В обиходе он часто должен совершать нравственный поступок, мгновенно реагируя на возникшую ситуацию, без раздумий и рассуждений. В этом ему помогают моральные Ч. Руководствуясь ими, человек реагирует па ситуацию непосредственно, непроизвольно, автоматически активизируя накопленный и отложившийся в его психике прошлый опыт (Привычки), к-рый сразу же выявляет себя в эмоциях и побуждениях. Формирование целостной личности, направляющей свою моральную деятельность без внешнего и внутреннего принуждения, поступающей по внутренней «потребности здорового организма», по «естественной» склонности и привычке, в значительной мере осуществляется в процессе воспитания нравственных Ч. (Культура чувств). Эта задача представляет собой вместе с тем одну из важных сторон решения проблемы нравственной свободы личности.
ЧУВСТВО НОВОГО — положительное моральное качество. противоположное косности, характеризующее способность человека правильно понимать потребности дальнейшего развития об-ва, ставить и решать актуальные проблемы жизни (производства, науки, искусства, взаимоотношений людей), улавливать в совр. положении вещей ростки нового, выдвигать, поддерживать и проводить в жизнь прогрессивные начинания. Ч. и. наиболее отчетливо выражается в таких действиях, к-рые имеют характер инициативы, творческого почина, примера, ломающих устаревшие традиции и нормы. Оно является непременной предпосылкой самодеятельности и творчества в морали. Как особое моральное требование Ч. н. впервые выдвигается коммунистиче-. ской нравственностью. Оно обусловлено природой социалистического строя. «...Как бесконечно лживо обычное буржуазное представление,— писал В. И. Ленин,— будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения. происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни» (т. 33, с. 99—100). Социалистическое и развивающееся на его основе коммунистическое об-во представляет собой постоянное, не ограниченное
Чуткость
мотивов, к-рыми руководствуются люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Являясь требованием нравственности, вытекающим из общего принципа гуманизма, Ч. тесно связана с др. нравственными качествами (Уважение, Великодушие, Скромность, Сочувствие, Благородство, Доверие). Вместе с тем Ч., поскольку она относится к области повседневных взаимоотношений людей, представляет собой составную часть культуры поведения. Она исключает грубость, чванство, высокомерие, нетерпимость, подозрительность и недоверие к людям. В области быта коммунистическая нравственность придает особенно большое значение Ч. по отношению к женщине, к престарелым, а также к детям. В области служебных взаимоотношений, в труде, общественно-политической деятельности коммунистическая мораль особо подчеркивает необходимость чуткого отношения руководителей к рядовым работникам, начальников — к подчиненным, должностных лиц — к населению. В. И. Ленин остро поставил вопрос о чутком отношении социалистического государства, его органов и отдельных руководителей к трудящимся массам, видя в этом реальное проявление коммунистического гуманизма. Из этого же он призывал исходить при подборе руководящих кадров партии.
никакими наперед установленными рамками движение человечества ко все более высоким формам социальной жизни. Поэтому формирование Ч. н. является одной из важнейших сторон коммунистического воспитания личности. Ч. н. развивается на основе коммунистической сознательности, творческого осмысления учения марксизма-ленинизма и его практического применения к условиям современности. Процесс коммунистического строительства, выдвигающий все новые практические и теоретические проблемы, требует не останавливаться на достигнутом, подвергать критике все устаревающее, смело вступать в борьбу с теми, кто цепляется за старое, отживающее. Постоянное совершенствование методов производства и управления, ломка сложившихся представлений в науке, поиски новых форм в искусстве, сложный процесс формирования коммунистических общественных отношений обусловливают складывание особого, типичного для об-ва развитого социализма социального характера — человека, для к-рого активное преобразование действительности и своего духовного мира стало законом жизни.
ЧУТКОСТЬ — моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям и чувствам; понимание
ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875—1965)—нем.-фр. мыслитель, протестантский теолог, врач, общественный деятель. Гл. содержание мировоззрения Ш. (религиозно-идеалистического в своей основе), составляют этические взгляды, исходный принцип к-рых — благоговение перед жизнью. Этот принцип, согласно Ш., должен придать этике универсальный характер и сделать ее предметом (в отличие от этики традиционной) отношение к жизни как та-, ковой, в ее природном качестве, не проводя различие между жизнью высшей или.низшей, более ценной или менее ценной. Все, что способствует сохранению жизни, ее развитию, представляется добром, а уничтожающее жизнь, причиняющее ей вред,— злом. Подобный подход служит основой этико-оп-тимистического миро- и жизнеощущения, отсутствие к-рого ведет к упадку культуры, к утрате ею духовно-нравственного стержня. Именно в таком состоянии, по мнению Ш., находится совр. западная культура, оторванная от своих естественных истоков, разрушающая целостность личности,
подчиняющая ее развитию техники и жестких социальных институтов. Путь к возрождению культуры Ш. усматривает.в конечном счете в нравственном совершенствовании индивида, в творчестве отдельных личностей в сфере духа. Широкую известность приобрела многогранная деятельность Ш., проникнутая высокими нравственными, гуманистическими устремлениями. В 1913 г. он основал больницу в Ламбарене (Габон, Эква-' ториальная Африка), где до самой смерти работал в качестве врача. Одним из первых на Западе Ш. выступил против применения атомного оружия, за всеобщее разоружение, был противником фашизма, расизма и др. форм человеконенавистничества. Лауреат Нобелевской премии мира за 1952 г. Осн. этические соч.: «Культура и этика» (1923), «Из моей жизни и мыслей» (1931), «Учение о благоговении перед жизнью» (1962).
ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (1671— 1713) ·— англ. философ-моралист, сторонник субъективно-идеалистической теории нравственного чув-
Шиллер
ства. Для этики Ш. характерны попытки вывести нравственные чувства человека из его внутренней природы, а также элементы эвдемонизма. Ш. отстаивал т. зр. о врожденности и неизменности нравственных чувств, об их независимости от социальных условии. В этом смысле он противопоставляет нравственность религиозному чувству и утилитарной полезности. Правильное соотношение противоположных (общественных и Эгоистических) стремлений человека — путь к добродетели, к достижению наивысшего блаженства, Нравственный идеал Ш.— гармонически развитая личность, достигшая наивысшего сочетания альтруистических и эгоистических побуждений. Учение о добродетели как цели жизни Ш. стремился обосновать эстетически, отождествляя добродетель и прекрасное. «То, что прекрасно, гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно, а что прекрасно и истинно, то приятно и хорошо, или добро». Движущим стимулом стремления человека к добродетели, с т. зр. Ш-, является «энтузиазм», посредством к-рого и достигается примирение противоположных наклонностей. «Будь добр, воспитан, человеколюбив, и жизнь всего общества будет сплошной гармонией»,— учил Ш. Для моральной оценки важным Ш. считал лишь намерения личности, а не конкретные последствия ее поступков. Теория Ш., пытавшегося по
ставить нравственность вне вся-,] кой социальной зависимости, но·;" сила в целом характер этического^ абсолютизма. Он оказал влияние';
на взгляды Юма, Канта, Герде-ра, Шиллера. Этические труды Ш. собраны в книге «Характеристика людей, нравов, мнений, времен» (Зт., 1711).
ШИЛЛЕР (Schiller) Иоганн Фридрих (1759—1805) —нем. поэт, драматург, теоретик искусства. Мировоззрение Ш., сложившееся под влиянием идей Руссо, Г. Лес-синга, Шефтсбери, характеризует резкая антифеодальная, антимонархическая направленность. Опираясь на представления о естественной природе человека как основе нравственности, свободы и равенства людей, Ш. страстно обличает сословные предрассудки, произвол, деспотизм, уродующие личность, пагубно влияющие на человеческие отношения (драмы «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и др.). В 90-х гг., отправляясь от:
философских идей Канта, Ш. создает свою оригинальную этическую и эстетическую концепцию. Он критикует кантовское толкование долга, предполагающее по-· давление личных склонностей, чувственных побуждений. Такое толкование, по мнению Ш., ориентирует человека на поиски морального совершенствования на, путях мрачного монашеского аскетизма. Истинно нравственным Ш. считает поведение, при к-ром склонности не противоречат дол
Шопенгауэр
гу. Однако гармоничное сочетание обоих начал, с его т. зр., свойственно лишь идеальному человеку («прекрасной душе»). Для совр. об-ва характерна, напротив, разорванность человеческой сущности, одностороннее развитие человеческих способностей: «Прикованный к отдельному малому обломку целого, человек сам становится обломком», превращается в «отпечаток своего занятия». Отсюда упадок нравов (моральное огрубение, господство чувственных инстинктов у низших классов и извращенность, изнеженность у высших). Ш. считает, что выход из подобного состояния открывает эстетическое воспитание. Только искусство как деятельность, для к-рой характерно равномерное развитие всех творческих сил, и красота, воздействующая одновременно на разум и на чувства, способны сформировать цельного, гармоничного человека, утвердить на земле об-во нравственно совершенных людей. Несмотря на идеализм и утопичность взглядов Ш. на развитие об-ва н совершенствование человека, им присущ оптимизм, ярко выраженный гуманизм. Этическая концепция Ш, изложена в соч.: «О грации и достоинстве» (1793), «Об эстетическом воспитании человека» (1795), «О нравственной пользе эстетических нравов» (1796).
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (1788—1860)—нем. фило-соф-иррационалист, основоположник философии жизни. Ш, высту
пил против материализма и рационалистической идеалистической философии (особенно против историзма и диалектики). На гл. принципе его метафизического идеализма (сущность мира — это слепая неразумная воля, а представление — его явление) покоится этическое учение Ш., в к-ром он предлагает исходить из первого факта сознания — из представления, распадающегося потом на объект и субъект. Если человек, созерцая жизнь, забывает самого себя, то тем самым он возвышается до чистого субъекта познания и перестает быть субъектом воли. Ш. распространяет понятие воли на все существующее, возводя ее в некий космический принцип:
«Мир является следствием воли к жизни»; не человек «микрокосм», а мир — «макроантропос». Согласно Ш., изучение мира с физической стороны всегда безотрадно для людей. Удовлетворение и утешение они могут получить только при изучении моральной стороны мира, где, с' его т. зр., раскрываются глубины «внутреннего существа» человека. Ш. считал, что его философия — единственная, воздающая морали все должное:
ведь только в том случае, если признать, что сущностью человека служит его собственная воля и что он есть свое собственное произведение, его поступки являются действительно его собственными поступками и могут быть ему вменяемы. Пессимизм Ш. выразился в положении: «Страда-
Штирнер
ние — вот истинный удел человека. Жизнь... всегда протекает трагически, и особенно трагичен ее конец». Однако жизнь и емерть трагичны лишь для обычного человека, неспособного постичь их тайну. Для того же, кто возвышается над повседневностью и созерцает сущность мира — волю, а затем через ее постижение отрекается от нее и приходит к нирване (абсолютной безмятежности), для такого человека цель жизни — смерть. «Смерть — это конечный вывод, resume жизни, ее итог...» Истинный философ, мудрец, постигший тайну мира, не будет бояться смерти, ибо он уже и в жизни знает, что он есть ничто. У него уже нет жажды индивидуального бытия. Т, обр., по Ш., через отрицание воли к жизни человек может прийти к вечной добродетели. Пессимистические и иррационалистические мотивы этики Ш. оказали большое влияние 'на последующую буржуазную философию, были восприняты и развиты в экзистенциализме. Осн. этические соч. Ш.: «Две основные проблемы этики» (1896), «Афоризмы и максимы» (1891—
92).
ШТИРНЕР (Stirner) Макс (псевдоним Шмидта Иоганна Каспара) (1806—56)—нем. философ-идеалист. В своем гл. соч. «Единственный и его достояние» (1845) изложил этическую теорию, основанную на принципах «чистого эгоизма». Конкретную индивидуальную личность («мое Я») во
всем ее своеобразии, «единствен ности» Ш. объявил высшей реальностью, творцом всех ценностей в мире. Подметив свойственную буржуазному об-ву тенденцию к обезличиванию человеческих отношений, к превращению человека в простой придаток социального целого, Ш. сделал отсюда вывод о том, что любые общественные институты, моральные нормы, законы и т. п. враждебны личности. Все надындивидуальное, социальное предстает в его изображении как нечто абсолютно чуждое личности, мешающее ее свободному проявлению. Это мир призраков, фантомов, к-рым люди подчиняются, поскольку они не освободились еще от фетишистского преклонения перед созданиями собственного разума (от «одержимости»). Отсюда и моральное сознание, ориентирующееся на общественное мнение, представляет собой, по Ш., не что иное, как разновидность религиозного, т. е. рабского, сознания, а нормы нравственности, по сути дела, религиозные догматы. Чтобы стать подлинно свободным, человек должен отбросить такие сковывающие его сознание понятия, как нравственный долг, обязанность, и руководствоваться не к.-л. общественными установками, а лишь собственными интересами. Личное благо— вот верховный принцип человеческого бытия. К области личного Ш. относит не только свойственный отдельному человеку мир мы-
Штирнср
слей, переживаний, поступков; все существующее в мире (в т. ч. и др. люди) рассматривается им лишь под углом зрения того, как оно служит утверждению конкретного индивида, объявляется его достоянием (собственностью). Ш.
ружающим его миром, опираясь лишь на свою силу, исходя из своих внутренних возможностей. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» подвергли резкой критике крайний индивидуализм и идеализм этики Ш., вскрыли ее
считает, что человек владеет ок- внеисторическии характер.
ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudaimo-nia — счастье) — часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей, Э. во мн. подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения), Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение к-рого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности. Категория счастья выдвигается на первый план в этической теории еще в Древн. Греции. Основоположник кинической школы (Цинизм) Антисфен не связывал понятия счастья и наслаждения, даже часто противопоставлял их. Наслаждение, с его т, зр., делает