1. Вопросы ставятся так, чтобы на них давались краткие ответы.
2. Запрещено критиковать и оценивать идеи других.
3. Отдается предпочтение фантазиям и озарениям.
4. Поощряются комбинации и развития сделанных предложений.
5. Все выступления фиксируются, а затем лишаются персональной принадлежности (результат всей группы родителей)
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности родителей под руководством классного руководителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
· дать возможность собеседникам увидеть проблему со всех сторон;
· уточнить личные точки зрения родителей;
· Повысить эффективность работы;
· Повысить заинтересованность обсуждения темы собрания;
· Выработать общее решение собрания.
ПРАВИЛА ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ
1. Стараться понять говорящего, даже если и не согласны с ним.
2. Прежде чем спорить, продумай главное – что хочешь сказать. Лучшее доказательство – точные факты, железная логика.
3. Не повторяй того, что уже сказано.
4. Не бойся необычных идей.
5. Умей признать свою неправоту.
6. Уважай того, кто с тобою спорит, не искажай его мыслей.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫРАБОТЫВ ГРУППАХ
· Взаимозависимость;
· Взаимообучение;
· Выработка навыков:
ü Умение слушать;
ü Навыки лидерства;
ü Принятия решений;
ü Умение создавать позитивную атмосферу;
ü Активность каждого;
ü Преодоление конфликтных ситуаций.
· Эффективность, т.к. вывод – это продукт деятельности всей группы.
ПОСЛЕДСТВИЯ РАБОТЫВ СОСТАВЕ ГРУППЫ:
v Формируются установки, формирующие ценностные отношения;
|
v Каждый обучается взаимодействию и получает необходимую
поддержку;
v Происходит становление личности через проигрывание разных ролей;
v Появляется желание общаться;
v Повышается самооценка.
Все эти последствия приводят к улучшению психологического здоровья человека.
РОЛЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Ролевое моделирование может осуществляться в форме представлений, ролевых игр, шоу, создания писем-обращений, заявлений, программ взаимоотношений для родителей и детей, программ праздника и т. д. Важно, что на этом этапе родитель проживает свою роль, тренирует социально желательное поведение, отрабатывает навык действия в реальности. Данный вид совместно деятельности родителей является значимым, т.к. мотивирует их на дальнейшие действия, требуя активности и положительного взаимодействия.
ПРАВИЛА РОЛЕВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.В группе все являются участниками представления. Если родитель отказывается от участия, дать ему роль без слов (солнышко, деревце, туча и т.д.) в зависимости от обыгрываемой ситуации. Впоследствии родителей – «отказников» просто не будет.
2. В случае необходимости классный руководитель может раздать роли заранее.
3. Поощрять импровизацию.
4. Хвалить всех родителей на всех этапах работы, стараться не выделять кого-то отдельно, если в этом нет особой необходимости. Лучших «артистов» родители оценят сами.
РЕФЛЕКСИЯ
РЕФЛЕКСИЯ – 1. Осмысление знания как самостоятельного объекта, критический анализ его содержания и методов познания.2. Рассмотрение своего внутреннего состояния, анализ своих переживаний.
|
Каждое собрание завершается рефлексией: все по кругу делают «Я – сообщения» о своих чувствах, мыслях, личных открытиях, каждый из присутствующих оценивает свои знания, делится своими переживаниями, конечно, если он готов это сделать. Если он пока не готов, слово передаётся следующему в «круге». На данном этапе общения также идёт сверка собственной позиции по какому-либо вопросу с позицией других родителей. Открытая часть рефлексии – подведение итогов, получение педагогом и всеми обратной связи от каждого. Скрытая – научение принятию ответственности за всё происходящее с тобой на себя, так как иногда родители стараются переложить ответственность на других. Педагог должен отслеживать такие случаи и осторожно корректировать данную позицию. Приведу примеры отрицательной обратной связи с перекладыванием ответственности на других:
1. Мне было неинтересно. Подтекст: вы меня не заинтересовали.
2. Я не узнал ничего нового. Подтекст: вы не расширили мой кругозор.
Переформулирование:
1.Я не смог включиться в процесс общения. Я просто был в кругу. Или: В то-то я включился, а в то-то нет.
2.Я встретился уже со знакомой мне информацией и утвердился в своём понимании её.
Или: я встретился с тем, над чем уже размышлял, и сверил своё понимание и чувства с пониманием и чувствами других.
После этого этапа родительское собрание следует закончить, чтобы не переключать внимание родителей на другие проблемы. Родитель должен ещё какое-то время побыть в состоянии анализа услышанного наедине с собой.