Для успешного и результативного проведения родительских собраний в интерактивной форме особое значение приобретает роль классного руководителя, так как объектом обучения является противоречивая область жизни. Если в методике преподавания школьных предметов он разбирается лучше родителей, то в некоторых вопросах, рассматриваемых на собраниях, педагог не является бесспорным экспертом. Поэтому классный руководитель должен соблюдать ряд правил:
· Всегда говорить правду, оставаясь эмоционально чутким, прямым и честным;
· Если он не знает ответа на какой-то вопрос, то должен прямо сказать об этом и предложить совместный поиск ответа;
· Не считать свое мнение единственно верным;
· Поощрять, направлять и стимулировать групповую дискуссию;
· Обобщать и комментировать высказывания родителей;
· Стараться быть примером в вопросах воспитания своих детей;
· Для лучшего взаимопонимания необходимо использовать фразы
«А правильно ли я вас понял(а)…», «Можно ли сделать вывод, что вы считаете…» и т.п.
· Констатировать факт наличия различных мнений по одному вопросу;
· Благодарить каждую группу за ответ;
· Никогда не критиковать никаких ответов;
· Направлять разговор таким образом, чтобы все главные вопросы были рассмотрены, а все неправильные представления скорректированы;
· Следить за мотивацией и работоспособностью коллектива, и в случае необходимости проводить упражнегия-энергизаторы.
· Четко продумывать тему (она должна быть значима для родителей) и ход родительского собрания, не отступать от намеченного плана, но по возможности включать в обсуждение вопросы, поднятые родителями.
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПРОВОДИМОГО В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ
1. Соблюдение этапов
2. Использование методов групповой работы
3.Ведение общегрупповой дискуссии по выработанным правилам
3. Создание положительной психологической атмосферы
4. Вовлечение в групповую работу каждого родителя(активность всех участников должна быть естественная)
МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЁМЫ
1.»Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, притч и т. д.), демонстрация непонятных, спорных явлений (эксперимент, наглядность).
2. Актуальность – обнаружение смысла, значимости рассматриваемых вопросов, информации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На примере данной таблицы рассмотрим отличие двух моделей общения педагога и родителей на родительских собраниях: традиционной и интерактивной.
Вид моделей | Традиционная форма | Интерактивная форма |
Цель | Передача информации от педагога родителю. | Стимулирование к коллективному поиску информации, способах решения проблем воспитания. |
Содержание | Система отобранных научных понятий, закономерностей и фактов. | Противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью. |
Методы | Преимущественно репродуктивные (пришёл, услышал, заучил) построены на простом переносе этапов усвоения. А иногда (пришёл, послушал, но не услышал). | Преимущественно продуктивные, т.е. «творческое усвоение знаний». Постановка проблемы, способы её решения: · мозговой штурм; · сообщение новой информации; · групповая дискуссия; · ролевое моделирование; · рефлексия. |
Ведущие роли педагога | Образец для подражания, специалист-предметник, хранитель эталона, лидер и т.д. | Координатор, партнер, представитель научной области, эксперт, исследователь, новатор и т.д. |
Основные функции педагога | Организация и трансляция нормативных знаний. | Формирование и фасилитация познавательных процессов, саморазвития, самообучения, саморегуляции. |
Активность родителей | Преимущественно по инициативе педагога. | Высокая, т.к. каждый родитель является полноправным участником общения. |
Роли родителей | В большей степени слушатель, исполнитель, ведомый. | Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор и т. д. |
Подготовка и подбор информации | Подбирает и готовит педагог. | Тему по проблеме подбирает педагог, а способы её решения находят родители. Педагог лишь стимулирует, координирует, обобщает, уточняет. |
Обратная связь | Иногда рефлексия. Но педагог чаще всего не знает, насколько точно каждый из родителей понял и усвоил переданную им информацию. | Многуровневая рефлексия. Стремление к промежуточным поэтапным формам обратной связи, в результате которой педагог способен корректировать ошибочные мнения. |
Результаты обучения | Усвоение готовых знаний, но на короткий срок. Как правило единичное применение их на практике. А иногда усвоение знаний происходит в искажённом варианте, так как нет обратной связи между говорящим и слушающим. | Формирование нравственных установок, ценностей, норм поведения, черт характера, активной жизненной позиции, повышение самооценки. И как результат этого – хорошее воспитание ребёнка. Результаты обучения востребованы родителями, направлены на широкое применение в жизни. |
Мотивация родителей | Слабая, т.к. полученная информация не всегда является значимой. Мнения родителей не всегда совпадают с мнением педагога. | Достаточно высокая, т.к. родители коллективно находят способы решения проблемы. Это их решение, их выбор. |
Педагогические средства | Преимущественно: монолог, фронтальный опрос. | Преимущественно: диалог и полилог, актуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативным, совместное открытие знаний, многоуровневая рефлексия, целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний через игры, проекты, исследования, творческие работы. |
Критерии эффективности | Преимущественно обученность. | Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта. |
Данная сравнительная таблица показывает, насколько интерактивная форма проведения родительских собраний более эффективна, так как опыт полученный родителями на таких родительских собраниях положительно влияет не только на процесс воспитания обучающихся, но и способствует личностному росту и развитию самого родителя, повышению его значимости в совместном процессе воспитания обучающихся.
Проведение родительских собраний в данной форме помогает классному руководителю выявить лидеров, а также педагогически несостоятельных родителей уже после 1-2 родительских собраний. Это поможет ему скорректировать свою работу с данным составом родителей.
На примере личного опыта, а проводила я такие собрания не только в своём классе, но и в классах других педагогов нашей школы и школ района, работая в инициативной группе педагогов в рамках «Родительского лектория» на базе МОУ «Объячевская СОШ», положительных отзывов всегда намного больше (70-85%), а по мере дальнейшего проведения собраний в такой форме процент положительных отзывов только растёт. Апробация интерактивной формы проведения собраний в школах показала: такие знания нужны родителям, на них удовлетворяется потребность в общении, происходит реориентация в жизненных ценностях, в ряду которых ценность и значимость своего ребёнка, необходимость его правильного воспитания не на последнем месте.
Диаграмма №1 показывает эффективность общения, все родители активны, так как все является полноправными участниками общения (работа в кругу, в парах, в группах, рефлексия). Родители в течение всего собрания находятся «внутри круга», у них нет возможности отвлекаться. После нескольких собраний состояние активности становится привычным для родителей. Также хочу отметить тот факт, что после нескольких собраний, проведённых в данной технологии, родители стали посещать собрания парами (мама и папа вместе).
Диаграмма №1
Данная форма проведения родительских собраний не является пространством вопросов и однозначных ответов на них, то есть – информирования. Конечно, что-то и познаётся, но «знаньевые» цели вторичны относительно целей личностного роста. Встреча с собой, сверка своих чувств, мыслей с чувствами, мыслями других, выход на иной уровень проведения родительских собраний.
После проведения родительского собрания «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» увеличилось количество обучающихся,
посещающих библиотеку и как следствие повысился уровень техники чтения учащихся (до собрания – среднее количество 52 слова, после собрания – 58 слов). А также обучающиеся данного класса на протяжении
обучения в начальной школе ежегодно получали звание «Самый читающий класс».
Диаграмма №2
Диаграмма №3 наглядно показывает, что после проведения родительских собраний в интерактивной форме возросло доверие родителей к педагогам и школе. Они стали чаще обращаться за советом, делиться проблемами, возникающими в семьях. Неоднократно родители обращались за советом не только по поводу воспитания ученика, обучающегося в данном классе, но и по проблемам воспитания младших или старших детей.
Диаграмма №3
Диаграмма №4 наглядно показывает, как изменилось отношение родителей к проблеме общения детей и родителей после проработки её «в кругу». Родители слушали друг друга, делились секретами общения в семьях, но самое главное – они услышали своих детей. Именно эту цель я, как педагог, ставила перед собой.
Результаты анкетирования родителей после проведения родительских собраний в интерактивной форме в течение четырёх лет. В анкетировании участвовало 19 родителей.
Что дало вам общение «в кругу»?
Ø Новые знания – 19 человек;
Ø Активность -12 человек
Ø Умение находить выход в трудных ситуациях – 11человек;
Ø Сплочённость классного коллектива – 9 человек;
Ø Умение слышать других – 7 человек;
Ø Доверие к школе и педагогам – 7 человек;
Ø Взаимопонимание между родителями и детьми – 6 человек;
Ø Снижение чувства страха перед родительским собранием – 4 человека;
Ø Уверенность в себе – 4 человека;
Ø Доверие к школе и педагогам – 4 человека;
Ø Сохранить семью – 1 человек;
Ø Карьерный рост – 1 человек.
Сейчас в образовании во главу угла ставится не знаньевая парадигма, а деятельностный метод передачи информации. Поэтому и родителям «открывать секреты» воспитания нужно по-новому. Они должны прожить, прочувствовать проблему, и найти способы её решения совместно с педагогом и другими родителями. Педагог при этом лишь направляет родителей к принятию правильного решения по рассматриваемой проблеме, корректирует их действия, но не даёт готовых рецептов. При самостоятельной проработке проблемы родитель мотивирован на поиск решения и достижение результата. Родитель чувствует себя равноправным членом совместного поиска, понимает свою значимость и поэтому работает эффективно. Он мотивирован на достижение цели. Когда решения выработаны самими родителями, они для них приобретают совсем иное значение. Родители чувствуют ответственность за них, ведь это их детище,
и впоследствии обязательно применяет на практике свои «рецепты».
ЛИТЕРАТУРА.
1. Гаврилина Л.К., Кошель И.А., Уварова Е. А. Формирование гендерной идентичности подростков: внеклассные занятия./ Общая редакция Гаврилиной Л.К. Сыктывкар, 2004.
2.Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + новые собрания. М.: «ВАКО», 2005.
3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
4. Здоровый образ жизни – стиль жизни. / Общая редакция Харитонова Е.В. Сыктывкар, 2003
5. Земцова З.С. Исследовательская технология начального образования: учебно-метод. пособие к образовательной программе повышения квалификации «Современные педагогические технологии начального образования»/З.С. Земцова; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009.
6. Земцова З. С. Технология проблемного обучения: учебно-метод. пособие к образовательной программе повышения квалификации «Современные педагогические технологии начального образования»/З.С. Земцова; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009.
7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки.
Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
8. Коменский Я. А. Великая дидактика.
9. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. М.2002.
10. Научно-методический журнал «Классный Руководитель» № 3 – 2005.
11. Полезные навыки: учебное пособие для 5-7 классов школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для родителей. 127 полезных советов, или Как уберечь детей от наркотиков./Под редакцией О.Л. Романовой. – М: Полимед, 2001.
12. Полезные привычки: учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Пособие для учителя. Изд. 3-е /Под редакцией О.Л. Романовой. М: Полимед, 2000.
13.Романова О. Л., Иванникова И.В., Швецова О.В. Пособие по профилактике приобщения к психоактивным веществам./ Общая редакция Романова О.Л. Сыктывкар, 1999.
14. Цукерман Г. А. Кто учит, учится. - Вестник Международной ассоциации "Развивающее обучение". N 3. 1997.
Приложение 1
ЭНЕРГИЗАТОРЫ
Упражнения на начало.