РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ




Для успешного и результативного проведения родительских собраний в интерактивной форме особое значение приобретает роль классного руководителя, так как объектом обучения является противоречивая область жизни. Если в методике преподавания школьных предметов он разбирается лучше родителей, то в некоторых вопросах, рассматриваемых на собраниях, педагог не является бесспорным экспертом. Поэтому классный руководитель должен соблюдать ряд правил:

· Всегда говорить правду, оставаясь эмоционально чутким, прямым и честным;

· Если он не знает ответа на какой-то вопрос, то должен прямо сказать об этом и предложить совместный поиск ответа;

· Не считать свое мнение единственно верным;

· Поощрять, направлять и стимулировать групповую дискуссию;

· Обобщать и комментировать высказывания родителей;

· Стараться быть примером в вопросах воспитания своих детей;

· Для лучшего взаимопонимания необходимо использовать фразы

«А правильно ли я вас понял(а)…», «Можно ли сделать вывод, что вы считаете…» и т.п.

· Констатировать факт наличия различных мнений по одному вопросу;

· Благодарить каждую группу за ответ;

· Никогда не критиковать никаких ответов;

· Направлять разговор таким образом, чтобы все главные вопросы были рассмотрены, а все неправильные представления скорректированы;

· Следить за мотивацией и работоспособностью коллектива, и в случае необходимости проводить упражнегия-энергизаторы.

· Четко продумывать тему (она должна быть значима для родителей) и ход родительского собрания, не отступать от намеченного плана, но по возможности включать в обсуждение вопросы, поднятые родителями.

 

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПРОВОДИМОГО В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

1. Соблюдение этапов

2. Использование методов групповой работы

3.Ведение общегрупповой дискуссии по выработанным правилам

3. Создание положительной психологической атмосферы

4. Вовлечение в групповую работу каждого родителя(активность всех участников должна быть естественная)

 

МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЁМЫ

 

1.»Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд, притч и т. д.), демонстрация непонятных, спорных явлений (эксперимент, наглядность).

2. Актуальность – обнаружение смысла, значимости рассматриваемых вопросов, информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На примере данной таблицы рассмотрим отличие двух моделей общения педагога и родителей на родительских собраниях: традиционной и интерактивной.

 

Вид моделей   Традиционная форма Интерактивная форма
Цель Передача информации от педагога родителю. Стимулирование к коллективному поиску информации, способах решения проблем воспитания.
Содержание Система отобранных научных понятий, закономерностей и фактов. Противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью.
Методы Преимущественно репродуктивные (пришёл, услышал, заучил) построены на простом переносе этапов усвоения. А иногда (пришёл, послушал, но не услышал). Преимущественно продуктивные, т.е. «творческое усвоение знаний». Постановка проблемы, способы её решения: · мозговой штурм; · сообщение новой информации; · групповая дискуссия; · ролевое моделирование; · рефлексия.  
Ведущие роли педагога Образец для подражания, специалист-предметник, хранитель эталона, лидер и т.д. Координатор, партнер, представитель научной области, эксперт, исследователь, новатор и т.д.
Основные функции педагога Организация и трансляция нормативных знаний. Формирование и фасилитация познавательных процессов, саморазвития, самообучения, саморегуляции.
Активность родителей Преимущественно по инициативе педагога. Высокая, т.к. каждый родитель является полноправным участником общения.
Роли родителей В большей степени слушатель, исполнитель, ведомый. Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор и т. д.
Подготовка и подбор информации Подбирает и готовит педагог. Тему по проблеме подбирает педагог, а способы её решения находят родители. Педагог лишь стимулирует, координирует, обобщает, уточняет.
Обратная связь Иногда рефлексия. Но педагог чаще всего не знает, насколько точно каждый из родителей понял и усвоил переданную им информацию. Многуровневая рефлексия. Стремление к промежуточным поэтапным формам обратной связи, в результате которой педагог способен корректировать ошибочные мнения.  
Результаты обучения Усвоение готовых знаний, но на короткий срок. Как правило единичное применение их на практике. А иногда усвоение знаний происходит в искажённом варианте, так как нет обратной связи между говорящим и слушающим. Формирование нравственных установок, ценностей, норм поведения, черт характера, активной жизненной позиции, повышение самооценки. И как результат этого – хорошее воспитание ребёнка. Результаты обучения востребованы родителями, направлены на широкое применение в жизни.
Мотивация родителей Слабая, т.к. полученная информация не всегда является значимой. Мнения родителей не всегда совпадают с мнением педагога. Достаточно высокая, т.к. родители коллективно находят способы решения проблемы. Это их решение, их выбор.
Педагогические средства Преимущественно: монолог, фронтальный опрос. Преимущественно: диалог и полилог, актуализация имеющегося личностного опыта, согласование имеющегося индивидуального опыта с нормативным, совместное открытие знаний, многоуровневая рефлексия, целенаправленное развитие познавательных стратегий, комплексное применение знаний через игры, проекты, исследования, творческие работы.
Критерии эффективности Преимущественно обученность. Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта.

Данная сравнительная таблица показывает, насколько интерактивная форма проведения родительских собраний более эффективна, так как опыт полученный родителями на таких родительских собраниях положительно влияет не только на процесс воспитания обучающихся, но и способствует личностному росту и развитию самого родителя, повышению его значимости в совместном процессе воспитания обучающихся.

Проведение родительских собраний в данной форме помогает классному руководителю выявить лидеров, а также педагогически несостоятельных родителей уже после 1-2 родительских собраний. Это поможет ему скорректировать свою работу с данным составом родителей.

На примере личного опыта, а проводила я такие собрания не только в своём классе, но и в классах других педагогов нашей школы и школ района, работая в инициативной группе педагогов в рамках «Родительского лектория» на базе МОУ «Объячевская СОШ», положительных отзывов всегда намного больше (70-85%), а по мере дальнейшего проведения собраний в такой форме процент положительных отзывов только растёт. Апробация интерактивной формы проведения собраний в школах показала: такие знания нужны родителям, на них удовлетворяется потребность в общении, происходит реориентация в жизненных ценностях, в ряду которых ценность и значимость своего ребёнка, необходимость его правильного воспитания не на последнем месте.

Диаграмма №1 показывает эффективность общения, все родители активны, так как все является полноправными участниками общения (работа в кругу, в парах, в группах, рефлексия). Родители в течение всего собрания находятся «внутри круга», у них нет возможности отвлекаться. После нескольких собраний состояние активности становится привычным для родителей. Также хочу отметить тот факт, что после нескольких собраний, проведённых в данной технологии, родители стали посещать собрания парами (мама и папа вместе).

 

Диаграмма №1

 

Данная форма проведения родительских собраний не является пространством вопросов и однозначных ответов на них, то есть – информирования. Конечно, что-то и познаётся, но «знаньевые» цели вторичны относительно целей личностного роста. Встреча с собой, сверка своих чувств, мыслей с чувствами, мыслями других, выход на иной уровень проведения родительских собраний.

После проведения родительского собрания «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» увеличилось количество обучающихся,

посещающих библиотеку и как следствие повысился уровень техники чтения учащихся (до собрания – среднее количество 52 слова, после собрания – 58 слов). А также обучающиеся данного класса на протяжении

обучения в начальной школе ежегодно получали звание «Самый читающий класс».

 

 

Диаграмма №2

 

Диаграмма №3 наглядно показывает, что после проведения родительских собраний в интерактивной форме возросло доверие родителей к педагогам и школе. Они стали чаще обращаться за советом, делиться проблемами, возникающими в семьях. Неоднократно родители обращались за советом не только по поводу воспитания ученика, обучающегося в данном классе, но и по проблемам воспитания младших или старших детей.

 

 

Диаграмма №3

 

Диаграмма №4 наглядно показывает, как изменилось отношение родителей к проблеме общения детей и родителей после проработки её «в кругу». Родители слушали друг друга, делились секретами общения в семьях, но самое главное – они услышали своих детей. Именно эту цель я, как педагог, ставила перед собой.

 

Результаты анкетирования родителей после проведения родительских собраний в интерактивной форме в течение четырёх лет. В анкетировании участвовало 19 родителей.

Что дало вам общение «в кругу»?

Ø Новые знания – 19 человек;

Ø Активность -12 человек

Ø Умение находить выход в трудных ситуациях – 11человек;

Ø Сплочённость классного коллектива – 9 человек;

Ø Умение слышать других – 7 человек;

Ø Доверие к школе и педагогам – 7 человек;

Ø Взаимопонимание между родителями и детьми – 6 человек;

Ø Снижение чувства страха перед родительским собранием – 4 человека;

Ø Уверенность в себе – 4 человека;

Ø Доверие к школе и педагогам – 4 человека;

Ø Сохранить семью – 1 человек;

Ø Карьерный рост – 1 человек.

 

 

Сейчас в образовании во главу угла ставится не знаньевая парадигма, а деятельностный метод передачи информации. Поэтому и родителям «открывать секреты» воспитания нужно по-новому. Они должны прожить, прочувствовать проблему, и найти способы её решения совместно с педагогом и другими родителями. Педагог при этом лишь направляет родителей к принятию правильного решения по рассматриваемой проблеме, корректирует их действия, но не даёт готовых рецептов. При самостоятельной проработке проблемы родитель мотивирован на поиск решения и достижение результата. Родитель чувствует себя равноправным членом совместного поиска, понимает свою значимость и поэтому работает эффективно. Он мотивирован на достижение цели. Когда решения выработаны самими родителями, они для них приобретают совсем иное значение. Родители чувствуют ответственность за них, ведь это их детище,

и впоследствии обязательно применяет на практике свои «рецепты».

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Гаврилина Л.К., Кошель И.А., Уварова Е. А. Формирование гендерной идентичности подростков: внеклассные занятия./ Общая редакция Гаврилиной Л.К. Сыктывкар, 2004.

2.Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. + новые собрания. М.: «ВАКО», 2005.

3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.

4. Здоровый образ жизни – стиль жизни. / Общая редакция Харитонова Е.В. Сыктывкар, 2003

5. Земцова З.С. Исследовательская технология начального образования: учебно-метод. пособие к образовательной программе повышения квалификации «Современные педагогические технологии начального образования»/З.С. Земцова; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009.

6. Земцова З. С. Технология проблемного обучения: учебно-метод. пособие к образовательной программе повышения квалификации «Современные педагогические технологии начального образования»/З.С. Земцова; Коми республик. ин-т развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009.

7. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки.

Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Коменский Я. А. Великая дидактика.

 

9. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. М.2002.

10. Научно-методический журнал «Классный Руководитель» № 3 – 2005.

11. Полезные навыки: учебное пособие для 5-7 классов школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для родителей. 127 полезных советов, или Как уберечь детей от наркотиков./Под редакцией О.Л. Романовой. – М: Полимед, 2001.

12. Полезные привычки: учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Пособие для учителя. Изд. 3-е /Под редакцией О.Л. Романовой. М: Полимед, 2000.

13.Романова О. Л., Иванникова И.В., Швецова О.В. Пособие по профилактике приобщения к психоактивным веществам./ Общая редакция Романова О.Л. Сыктывкар, 1999.

14. Цукерман Г. А. Кто учит, учится. - Вестник Международной ассоциации "Развивающее обучение". N 3. 1997.

 

Приложение 1

ЭНЕРГИЗАТОРЫ

 

Упражнения на начало.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: