ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ




Тема:«Проведение родительских собраний в интерактивной форме».

 

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа» с. Объячево

Овчинникова Любовь Владимировна

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

I. ВВЕДЕНИЕ. 3

II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ. 6

III. МЕТОДОЛОГИЯ. 7

3.1. Условия успешного обучающего процесса. 7

3.2 Методы обучения. 9

IV. СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ. 14

4.1. Форма проведения. 16

4.2. Энергизаторы. 17

4.3 Мозговой штурм. 17

4.3.1. Правила мозгового штурма. 17

4.4. Групповая дискуссия. 18

4.4.1.Правила групповой дискуссии. 18

4.4.2. Основные элементы работы в группах. 18

4.4.3. Последствия работы в группах. 19

4.5. Ролевое моделирование. 19

4.5.1. Правила ролевого моделирования. 19

4.6. Рефлексия. 19

V. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. 20

VI. КРИТЕРИИ АНАЛИЗА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ. 21

VII. МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЁМЫ. 21

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

IX. ЛИТЕРАТУРА. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Энергизаторы. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Родительское собрание «Моделирование

воспитательной системы класса». 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Родительское собрание «Стили семейного воспитания» 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Родительское собрание «Роль книги в

интеллектуальном развитии ребёнка» 55

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей образовательных учреждений к проблемам воспитания. Сознанием и практикой большинства педагогов решительно отвергается еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен - в семье, церкви, общественных организациях. Теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, воссоздавать в них воспитательные связи и отношения между педагогами, обучающимися и их родителями. Воспитание и социализация младших школьников должна осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. По результатам проведенных исследований «родители остаются для школьников наиболее значимыми (референтными) лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка». (7, 3) Несомненно, высокую степень референтности родителей надо учитывать при построении системы воспитательной работы с детьми.

Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. Эффективность взаимодействия зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных

факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации

младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из

важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В

силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо

рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и

социализации младших школьников.

В нашей стране в советский период ее истории был накоплен

позитивный опыт организации систематического повышения

педагогической культуры родителей, деятельности родительских

комитетов школ и классов, советов содействия семье и школе на

предприятиях, советов общественности по месту жительства. Сегодня этот

опыт требует переосмысления. Необходимо восстановить с учетом

современных реалий традиции содержательного педагогического

взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители,

чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же

динамично как и их дети.

Система работы школы по повышению педагогической культуры

родителей основана на следующих принципах:

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

– сочетание педагогического просвещения с педагогическим

самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к

родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и

развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем

воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родители принимают деятельное участие в определении основных

направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по

воспитанию и социализации младших школьников, в разработке

содержания и реализации программ воспитания и социализации

обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно

составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и

социализации обучающихся является деятельность школы по повышению

педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями,

должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти

знания должны открыть родителям возможности активного,

квалифицированного, ответственного, свободного участия в

воспитательных программах и мероприятиях. Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения

педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами

воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило,

должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут

быть использованы следующие формы работы: родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью, только их надо умело направлять.

Помочь успешному сотрудничеству педагогов и родителей в обучении и воспитании детей способно превентивное обучение (по Романовой О.Л.).

Данный метод открытия новых знаний возможен не только в коллективе школьников, но и их родителей.

Превентивное обучение предполагает формирование широкого спектра личностных и социальных навыков. Родителей также учат видеть, решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению социума и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу, эффективно общаться, вместе учиться и работать.

Превентивное обучение представляет собой молодую область педагогической деятельности. В ней тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики.

 

Цель работы - исследование процесса эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

2. Изучить современное состояние методов и форм работы по организации родительских собраний.

3. Обобщить и описать опыт по организации и проведению родительских собраний в интерактивной форме.

4. Проанализировать результаты педагогического исследования, сделать выводы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

* Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

* Изучение и анализ программ по данной проблеме;

* Педагогическое наблюдение;

* Анализ работы родителей;

* Обработка результатов.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

В 80-е годы "Учительская газета" широко освещала идеи и находки педагогов-новаторов. В рамках тематической страницы "Педагогика сотрудничества" была опубликована и статья В. К. Дьяченко и В. В.Архиповой "Коллективный способ обучения" ("Учительская газета", 28 августа и 8 сентября 1987 г.), где говорилось об основных идеях коллективного обучения и об опыте осуществления этих идей на практике. Статья М. Брейтермана ("Учительская газета", 31 января, 1989 г.) рассказывала о родоначальнике коллективного обучения А.Г. Ривине и об опыте реализации его смелых педагогических идей в далекие 20-е годы. В последующие годы идеи и практика коллективного обучения интенсивно развивались и распространялись во многих регионах бывшего Советского Союза. Корни КэСэО-шного движения с полным основанием следует искать в деятельности А. Г. Ривина. Однако именно В. К. Дьяченко удалось прорваться через эмпирическое восприятие находки Ривина, увидеть сущностные стороны его педагогического изобретения и в итоге заложить основы учения об обучении, основы современной дидактики. Давно уже осознался и оформился методологический принцип о том, что становление Коллективного способа обучения как общественно-исторический этап развития сферы образования представляет из себя интегрированную целостность двух естественно-стихийных и искусственно-организованных процессов. Этот принцип порождает другой методологический принцип для анализа событий истории и проектирования будущего: всевозможные (более или менее значимые) изменения и преобразования вызваны одной и той же необходимостью и в ходе совершенствования и развития интегрируются в целостность как проявления одной-единственной сущности.
Такой подход позволяет обнаружить естественно-стихийные процессы становления Коллективного способа обучения уже в недрах самого Группового способа обучения (см., например, [14]).
Неслучайно, что в обосновании необходимости перехода к групповому обучению главным идеологом этого способа * Я. А. Коменским * в качестве самого сильного аргумента приводится идея использования учащихся в качестве обучающих (см. [8]).
ХХ век подарил человечеству многочисленные педагогические идеи и практические находки, которые давно уже претендуют быть взаимосопоставленными, взаимосоединёнными, систематизированными и превращёнными в основу будущего способа организации обучения.
С другой стороны, именно ХХ век положил начало освоению человечеством способов осознанного, целенаправленного строительства будущего вообще и в сфере образования в частности.
Здесь особое место занимает само КСО-шное движение, чья деятельность задаёт смысл искусственно-техническому компоненту процессов становления следующего Коллективного способа обучения.

В основу превентивного обучения легли педагогические идеи Я.А. Коменского, А.Г. Ривина и его последователей, которые впоследствии были переработаны и видоизменены. Большой вклад в разработку и апробацию превентивного обучения внесла Романова О.Л.

Методы групповой работы не исчерпываются традиционными, хорошо известными учителю и применяемыми в каждой школе. Роль учителя также не совсем обычна. Для эффективного использования данного

обучения важно ознакомиться с методами, приёмами, ролью учителя.

 

МЕТОДОЛОГИЯ

 

Для успеха обучающего процесса важна положительная психологическая атмосфера. Ее создают:

Ø соблюдения правил поведения, принципов и планов собраний;

Ø отсутствие оценочного отношения друг к другу;

Ø использование методов обучения в группе.

Для достижения положительной психологической атмосферы вводятся правила поведения. Правил, как минимум, пять:

· Внимательно слушай говорящего;

· Не критикуй другого, что бы он ни сказал;

· Если не хочешь говорить, то можешь промолчать;

· Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе;

· Не выноси ничего из сказанного за круг.

 

Правило 1.

«Внимательно слушай говорящего»

Правило заключается во внимательном отношении каждого присутствующего к тому, что говорят и чувствуют его собеседники. При выполнении правила каждый должен почувствовать, что его услышали и поняли.

 

Правило 2.

«Не критикуй другого, что бы он ни сказал»

Правило означает, что к каждому относятся доброжелательно, принимают как факт наличие у него собственного мнения и ценят его вклад в общую дискуссию. Выполнение данного правила позволяет избежать отрицательных оценок, недружелюбных поступков и жестов. В результате говорящие получают возможность высказываться открыто и честно, не опасаясь критики и насмешек.

 

Правило 3.

«Если не хочешь говорить, то можешь промолчать»

Правило предоставляет свободу участия в дискуссии, способствует тактичному обращению с чувствами собеседников.

 

Правило 4.

«Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе»

Правило говорит о признании ценности, уникальности каждого, уважительном отношении друг к другу. В случае уважительного отношения естественно возникающие конфликты разрешаются конструктивно, а конструктивные и доброжелательные высказывания одного партнера по взаимодействию в адрес другого (обратная связь) способствуют личностному росту.

 

Правило 5.

«Не выноси ничего из сказанного за круг»

Правило означает, что каждый должен быть уверен в конфиденциальности информации, обсуждаемой в круге. Вся информация обсуждается и анализируется только «здесь и сейчас». Ничего из сказанного не должно становиться предметом обсуждения вне круга.

 

Классный руководитель может установить одно – два дополнительных правила, которые считает важным для данного коллектива, но правил не должно быть много. Правила должны быть оговорены, приняты и зафиксированы, чтобы каждый из присутствующих запомнил их.

Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия родителей к классному руководителю, важным является выполнение всех правилгрупповой работы. В этом отношении продуктивной идеей является установление и запись основных правил поведения:

· Родители и учитель рассаживаются по кругу или в полукруг;

· Каждому предоставляется возможность участвовать;

· В каждый момент времени может говорить только один человек (хотя важно предоставить всем участникам «круга» возможность высказываться, когда им есть, что сказать, иногда просто необходимо, чтобы родители как-то сигнализировали о желании высказаться, но, не прерывая докладчика);

· Каждый имеет право на высказывание личного мнения и участия в общей работе без угрозы стать объектом критических нападок;

· Никто не может быть принуждаем к обсуждению, если он действительно не хочет, но каждому предлагается участие;

· Все, что обсуждается в «кругу» считается конфиденциальной информацией и не выносится за его пределы.

 

МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ

 

Различные методы обучения, перечисленные ниже, предназначены для поддержания интереса и мотивации, осмысления значимости рассматриваемых вопросов. Одни методы являются традиционными, другие предполагают более активное взаимодействие и помощь друг другу

(учитель родитель, родитель родитель)

Методы, используемые на родительских собраниях, следующие:

 

· Мозговой штурм;

· Сообщение новой информации;

· Групповая дискуссия;

· Ролевое моделирование;

· Рефлексия.

 

Почему так важна комбинация традиционных и групповых методов? Так как в процессе совмещения данных методов улучшается качество обучения. По результатам исследования психологов «память человека способна сохранить 10% из того, что он слышит, 50% из того, что человек видит и до 90% из того, что он делает». Поэтому всю информацию человек должен «пропускать через себя», а не получать в готовом виде.

 

Успешность общения зависит от умения не только слушать, но и слышать.

Слушание - это активный процесс, во время которого происходит:

ü Восприятие информации от говорящего или от самого себя, но при этом человек воздерживается от выражения своих эмоций;

ü Поощряющее отношение к говорящему партнёру, способствующее дальнейшему общению;

ü Незначительное воздействие на говорящего (вопросы, жесты, мимика), помогающее развитию мысли последнего на один шаг вперёд.

В зависимости от данных факторов выделяют 3 уровня слушания:

v «Здесь и сейчас». Слушать и эмоционально участвовать. Выслушивать, понимать, но не давать оценки. Полностью внимание направлено на говорящего.

v «Поверхностное слушание». Сосредоточиться только на содержании, логике. Слышать, но не сопереживать.

v «Пассивное слушание». Собеседник не слушает, не сопереживает, находится «в себе». Слушает «краем уха».

 

Обучение в группе – новый метод современной педагогики. Как всякий новый метод, он требует подготовки учителя. Обучение в группе означает, что собеседники учатся:

· Говорить, слушать и слышать;

· Обмениваться информацией;

· Выражать личное мнение;

· Обсуждать и решать проблемы;

· Принимать решения.

 

Обучение в группе развивает личностную и социальную компетентность, формирует установки здорового образа жизни. Увеличивается вероятность того, что члены группы выскажутся. Общаясь, развиваются умения слушать, слышать, думать и работать вместе.

 

 

 

 


 


 

 

Рисунок 1

 

На рисунке 1 показана структура традиционного общения. Высказывания педагога составляют примерно 70% времени, а иногда и гораздо больше. Родители, в большинстве своем, являются пассивными слушателями, и лишь некоторые задают интересующие их вопросы. Такая подача информации является непродуктивной, т.к. большинство родителей не усваивают сказанное и не способны информацию применить на практике.

(Чаще всего «пассивное слушание» или поверхностное).

 


 


 

 


Рисунок 2

На рисунке 2 показано общение в группе. Классный руководитель способствует общению родителей, что приводит к эффективности обучения и выработке личностной и социальной компетентности. Количество времени, в течение которого говорит классный руководитель, уменьшается с 70% до 25%. При данной форме общения наблюдается структурированность, а не спонтанные высказываний. Исключается дидактичность из речи педагога – его высказывания на равных, в ряду других, обычно - последнее, обобщающее, дополняющее, ничьи предыдущие высказывания при этом не обесцениваются. Чувства, мысли каждого являются безусловной ценностью. Классный руководитель организует общение, поддерживает, стимулирует и направляет его. (Уровень – «здесь и сейчас»).

В группах родители решают общие задачи, находят способы решения проблем, помогают и поддерживают друг друга, а самое главное учатся слушать и слышать друг друга, понимать. Возражения, несогласие недопустимы. Многие родители отмечают, что при такой форме общения им было комфортно потому, что их слушали безоценочно. Во время работы микрогрупп педагог держит их общение под контролем, особенно если данная форма общения не является для родительского коллектива знакомой, он подходит, слушает, осторожно, но настойчиво направляет обсуждение в нужное русло. В кругу не свободное общение, а по правилам. Следит за тем, чтобы ошибочное мнение было откорректировано, но делает это тактично и ненавязчиво. Ответственность за решения лежат на всей группе, а не на отдельных родителях, что позволяет более эффективно участвовать в совместной работе.

При организации обучения в группах классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

· количество в группах должно составлять 2-8 человек;

· в группах собеседники должны находиться лицом к лицу;

· группа должна решать общую задачу;

· предложить каждому поделиться имеющейся информацией с остальными членами группы, но при этом не оценивать её. Каждый имеет право на собственное мнение.

· для контроля спросить одного из членов группы в случайном порядке (например, отвечает тот, кто выше всех ростом; или блондин, или тот, у кого есть красный цвет в одежде и т.д.) о мнении группы по обсуждаемому вопросу;

· Способствовать рефлексии (анализу) событий, происходящих внутри группы в процессе ее работы;

· В течение одного собрания члены групп должны меняться. В этом учителю помогут упражнения – энергизаторы.

· При необходимости классный руководитель должен распределить роли внутри группы. Например: хронометрист, докладчик, секретарь, художник и т.д.

 

При разработке родительских собраний необходимо пользоваться данной структурой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: