- Именно сегодня мы все вместе решим, какие главные задачи мы ставим перед собой в воспитании наших детей и определим способы достижения этих целей.
Скажите, с какими бы людьми вам больше хотелось общаться? С умными, но невоспитанными, или пусть не очень умными, но воспитанными?
Вывод: Воспитание является одним из важнейших факторов разносторонне развитой личности.
Воспитание и обучение тесно связаны между собой. Но, по - моему мнению, именно обучать легче, и результат виден сразу. А вот воспитывать всегда труднее, и результат своих действий мы видим спустя уже многие годы. Я считаю, что воспитанный человек всегда тянется к знаниям, а умный не всегда воспитан. Наша цель - вырастить и воспитать не только
умных, но и воспитанных ребят. Ребят, умеющих думать и принимать решения, преодолевать трудности. Ведь они наше с вами будущее, наша спокойная и обеспеченная старость. И какая она будет, а она когда-нибудь будет, зависит от нас самих.
Мозговой штурм».
Классный руководитель зачитывает притчу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», но не зачитывает ответ мальчика. После слушания родителям задается вопрос.
- Как вы думаете, что ответил матери сын? (По кругу родители высказывают свои предположения.) Затем классный руководитель зачитывает продолжение притчи.
- Так, чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно её не допустить.
Работа в парах.
- На доске написаны 3 основные составляющие учебно-воспитательного процесса. Повернитесь друг к другу и попробуйте через 1 минуту назвать эти 3 составляющие.
Через минуту классный руководитель подаёт сигнал, и выслушиваются ответы каждой пары. На доске открывается схема.
УЧЕНИК
УЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛЬ
- Молодцы! А теперь ещё вопрос. О чём говорят эти стрелки? Что они обозначают? (Мнения родителей).
- В учебно-воспитательном процессе все составляющие тесно связаны между собой. И хороший результат можно получить, только если работать в одном направлении, поставим перед собой единую цель, будем оказывать друг другу помощь и поддержку. Согласны? Только единство этих составляющих даст нам желаемый результат. Если вырвать из системы один компонент, система рухнет. Поэтому на 1 собрании я призываю вас к сотрудничеству. Нам нужно стать коллегами, единомышленниками, друзьями. Всё это приведёт к желаемому результату, только вместе мы сумеем воспитать и научить наших детей.
Энергизатор.
Работа в группах.
- А как вы думаете, кто из этих 3 составляющих является главным звеном? (Ответы родителей).
Главным в учебно-воспитательном процессе, конечно, является обучающийся. Всё, что мы делаем, это всё для него и ради него.
- Я только взяла ваших детей, познакомилась с ними, узнала много интересного.
И я очень рада, что у нас такой интересный класс, способный. У каждого из вас есть своё мнение, желание по поводу того, каким же должен быть ваш ребёнок при выходе из начальной школы? Какими вы хотите их видеть? Какие требования вы предъявляете к учителю? Какими должны быть вы, родители, чтобы достичь высоких результатов в обучении воспитании наших ребят. Сейчас мы с вами попробуем определить качества идеального ученика, учителя и родителя.
Для этого разделимся на группы: - сентябрь (учитель) - 1 группа
- октябрь (родитель) – 2 группа
- ноябрь (ученик) – 3 группа
Каждой группе выдаётся одна из карточек.
Родитель Обучающийся Учитель
Вопрос: Какими качествами должен обладать обучающийся, учитель, родитель, на ваш взгляд, для достижения желаемого результата в воспитании и образовании?
(Родители по группам обсуждают и записывают на карточки совместное решение.
Затем подаётся сигнал, и начинается выступление групп. Одна группа выступает, остальные добавляют. Все добавления дописываются на каждую карточку.)
Энергизатор.
Ролевое моделирование.
Каждой группе даётся задание: предложить конкретные дела, которые следует провести, чтобы способствовать воспитанию у детей предложенных им качеств выпускника. Листы с результатами этого задания передаются классному руководителю.
- Спасибо, уважаемые родители! Ваш заказ принят! Теперь мы все знаем, к каким результатам нам всем нужно стремиться и как этого добиться. А о результатах будем судить на последнем родительском собрании в 4 классе. Там и подведем итоги и увидим результат нашей совместной работы.
(Классный руководитель просит наиболее активных родителей зачитать высказывания о воспитании, вывешенные на доске. Родителям раздаются памятки, и предлагается каждой семье завести папку родительских собраний, где будет накапливаться материал о воспитании, предложенный классным руководителем, а также подготовленный родителями. Далее по кругу родители зачитывают памятки.)
Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что школа – это не химчистка, где можно и должно исправлять все просчёты, допущенные в воспитании. Школа – это союзник семьи, способной помочь родителю, но только при его активном участии в процессе становления и развития ребёнка. Помните это! Никакая, даже самая лучшая школа, не сможет сделать и половины того, что сможет семья.
До недавних пор считалось, что главным в воспитании ученика должна быть школа, коллектив, а семья – постольку, поскольку. Ведь у родителей нет педагогического образования, нет времени, работа. И у родителей нет ни сил, ни времени для общения. Однако уже сегодня никто не станет спорить с тем, что коллективное воспитание не приносит желаемых результатов. Объясняется это просто. Наиважнейшие свойства личности «Я» закладываются отнюдь не в школе, там они только развиваются, а в самом раннем возрасте, когда ребёнок впитывает жизненный опыт вместе с любовью мамы и папы, с их поддержкой, под их присмотром. Когда контакт с родителями необходим как воздух. Помните, всё, что мы заложили в наших детей до 3 лет, будет развиваться, совершенствоваться и усугубляться. Можно поместить ребёнка в самую лучшую школу, но это не гарантия, что он станет достойным человеком. Помните, что именно родители в ответе за своих детей!
Рефлексия.
Данный этап проводится в форме игры «Паутинка».
- Уважаемые родители, что на нашем собрании вам запомнилось больше всего, что вас взволновало, заставило задуматься? Какие выводы вы сделали? Расскажите, что вы чувствуете сейчас.
Правила игры: 1. Для игры нужен клубок ниток.
2. Первый начинает классный руководитель. Он коротко говорит о том, что он чувствует (лучше похвалить родителей за их работу) и после этих слов бросает клубок одному из родителей, оставляя конец нити в своих руках.
3. Родитель, получивший клубок, рассказывает о своих чувствах, затем наматывает нить себе на палец и бросает другому родителю и так далее, пока все родители не
расскажут о своих чувствах. Таким образом, получается паутина, которая как бы соединяет всех родителей и классного руководителя воедино, создавая положительный эмоциональный образ, нацеливая каждого родителя на сотрудничество, друг с другом и с классным руководителем.
4. Затем последний из родителей, которому передали клубок, бросает его предпоследнему и при этом говорит ему какое-либо пожелание. Игра продолжается до тех пор, пока клубок вновь не окажется у классного руководителя.
Решение собрания.
1. Родительскому комитету класса совместно с классным руководителем разработать проект образа выпускника начальной школы и представить его для утверждения на следующем родительском собрании.
2. Рекомендовать классному руководителю включить в план воспитательной работы с учащимися мероприятия, предложенные участниками собрания – мастерской.
Приложение 3.
Родительское собрание
«Стили семейного воспитания»
1.Вступление. Энергизатор.
-Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня наш семинар пройдёт немного в необычной форме. Для нашего знакомства, чтобы отвлечься от всех проблем, мы предлагаем вам продолжить следующую фразу…
Меня зовут…
Мне приятно…
Только одно условие: не повторяться.
Привычно ли для вас вести беседу в кругу? А почему выбрали круг?
(Круг – самая идеальная форма: круглый стол, солнце, каравай, в кругу мы видим глаза друг друга.)
Мы считаем, что это самая идеальная форма, и поэтому, попробуем сегодня пообщаться в таком режиме.
Мы впервые встречаемся с вами, для продуктивной работы нам надо выбрать правила.
1. Активность
2. Право на любое мнение.
Оценок не ставим, каждый человек – это индивидуальность, значит, каждый имеет право на свое мнение.
Вы не против таких правил?
Оценка знаний.
«Мозговой штурм» Семья – это…
Что вы думаете по этому поводу? (ответы по кругу)
Учитель дает определение понятия семья.
1. Церковь – самое древнее общественное учреждение.
2. Обществоведы – основная ячейка общества.
3. Психологи – первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека.
4. Социальные психологи – первая ступень социализации личности
- Как вы думаете, какая тема нашего семинара?
Тема нашего семинара «Все начинается с семьи».
Обратите внимание на афоризм, но он закрыт наполовину
«Вам ничего не поможет: нигде не спрятаться от двух вещей…»
Интересно, от каких?
А теперь развернитесь друг к другу (работа в парах) и подумайте, о каких двух вещах здесь может идти речь.
(музыка, по сигналу работа в парах завершается)
- Уважаемые родители, время истекло, и мы предлагаем вам ответить, от каких же двух вещей нам не спрятаться. Послушаем друг друга.
- Я вас правильно поняла…
- Вы хотите сказать? (вопросы на понимание)
Если решение не найдено.
- Вы, конечно, все говорите правильно, но давайте подумаем, а еще от чего?
Если цветы мы забыли полить, и они засохли, то они погибли почему? (результат наших действий)
А если не стало человека, мы можем что-то изменить…
Чтение афоризма: «Вам ничего не поможет: нигде не спрятаться от двух вещей – от результата своих действий и от смерти».
- Скажите, а воспитание детей это наш с вами результат?
Это в большей степени наш результат. Конечно, общество оказывает влияние на личность, но почему-то в одном и том, же обществе вырастают разные люди.
Следовательно, что все же первично то, что было заложено в ребенка в его семье (гены, воспитание)
Энергизатор, деление на 3 группы.