Основной целью деятельности подобной организации является оказание детям и подросткам квалифицированной ме-
дицинской, социально-правовой помощи, формирование у них максимально полной и ранней социальной адаптации и позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду.
Перед коллективом, осуществляющим реабилитационные мероприятия, ставятся следующие задачи:
—выявление на территории города или района детей, подростков с ограниченными в о з м о ж н о с т я м и, создание о н и х компьютерной базы данных;
—совместное с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования изучение причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование реабилитационного потенциала;
—на основании типовых базовых программ разработка индивидуальных программ абилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и их реализации;
— осуществление взаимодействия специалистов центра с родителями детей, имеющих отклонения в развитии, для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации семьи и ребенка;
— обучение родителей основам психосоциальных, медико-педагогических знаний, привлечение их к активному сотрудничеству;
— координация совместных действий медицинских, до
школьных, школьных, интернатных, физкультурно-оздоро
вительных и спортивных учреждений;
— создание условий д л я нервно-психической, ф и з и ч е с к о й и
социальной реабилитации детей: приближенная к дому пред
метная среда, психологический климат, установление добро
желательных отношений равенства и уважения между педаго
гом и ребенком, любовь к нему и материнская забота;
|
—обеспечение детей и подростков с ограниченными возможностями, не посещающих учреждения образования, необходимыми условиями развития;
—социально-правовая поддержка детей-инвалидов и их семей в использовании ими прав, льгот и услуг;
—повышение квалификации сотрудников центра по детской и подростковой реабилитации.
Для детей-инвалидов социальная реабилитация — один из основных путей активного включения в жизнь общество. Обеспечение комплексной программы интеграции в общество ребен-
ка с ограниченными возможностями с применением «командного» подхода — один из вариантов решения данной проблемы.
Социальный педагог является организатором или посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, он влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, в семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. Клиентами социального педагога являются с е -мья и сфера ее ближайшего окружения.
По своему профессиональному назначению социальный педагог сосредоточивает усилия на выявлении и устранении причин негативных явлений, а не на борьбе с их последствиями (чем страдала на протяжении многих лет наша воспитательная профилактическая работа), обеспечивая тем самым в работе с конкретной семьей и личностью своевременную превентивную профилактику различного рода отклонений — нравственного, физического, психического, социального плана. Он как бы ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности людей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, условия их жизни, моральную атмосферу, выявляет позитивные и негативные влияния. Таким образом он выявляет проблемы — психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключаются специалисты, подобранные соответственно выявленным проблемам.
|
В отличие от обычного педагога, работающего в учебном заведении, у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательно-корректирующая, а воспитательная р о л ь, ф у н к ц и я социальной помощи и з а щ и т ы. Социальные п е -дагоги призваны способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. Они помогают людям жить, обеспечивая консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, развивая активность самого клиента, личности как субъекта этого процесса.
Вся энергия социального педагога направлена на то, чтобы вдохновить и побудить человека к действиям, к инициативе, к творчеству. Вместе с тем, помочь людям в совместной деятельности, установить доброжелательные, гуманистические отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу. Сделать это можно, лишь постоянно находясь среди людей, чувствуя их настроение, ин-
тересы, проблемы, реально оценивая возможности конкретной личности, разбираясь в сложной системе взаимоотношений, находя всякий раз этически допустимую меру «вмешательства» в семью, ее ближайшее окружение.
|
Специалист данной области всегда представляет интересы своих клиентов, разворачивая навстречу их интересам и потребностям совокупный потенциал социума, различных институтов общества и самого реабилитируемого, устраняя разобщенность и обеспечивая целесообразность в их деятельности не вообще, а на конкретном личностном уровне. В результате этой деятельности клиенту дается возможность реализовать имеющийся потенциал, почувствовать силу и отвергнуть иждивенческое и потребительское направление развития личности. На основе медико-психологической и социальной диагностики личности, ее микросреды, они добиваются того, чтобы все, кто причастен к этой работе, исходили бы из общих целей и задач, единого подхода, консолидировали силы в оказании общественной помощи.
Профессиональная социально-педагогическая деятельность, осуществляемая на практике в системе органов социальной защиты, служит социальной помощью семье. Здесь социальные педагоги выполняют свои организационно и проек-тивно-воспитательные, социально-восстановительные, коммуникативно-поддерживающие, обучающе-коммуникативные, коррекционно-оздоровительные, реабилитационно-адаптив-ные и координационно-посреднические функции прежде всего во взаимодействии с нуждающимися в помощи детьми, подростками, членами их семей.
Социальные педагоги выступают непосредственными организаторами индивидуального и группового социального воспитания личности. На основе предварительной диагностики личностных ценностей и проблем они проектируют индивидуальные программы развивающе-образовательной поддержки личности в ее отношениях с окружающими (личные, индивидуальные, групповые), в процессе деятельности (трудовой, бытовой, хозяйственной, экономической, эстетической и коммуникативной). Они выстраивают ее на основе эмоционально-нравственной поддержки успехов и достижений, нахождения личностью своей ниши среди других людей. Это помогает человеку эмоционально справиться с его трудностями и проблемами социального взаимодействия, реальным поведением, закрепить свой социальный статус, преодолеть психологическую некомфортность,
восстановить соответствующие умения нормального образа жизни, нравственное самоуважение и уважение окружающих, повысить социальную конкурентоспособность и компетентность, уровень духовно-нравственной самоорганизации своей личности, найти достойную нишу в окружающей микросреде,
К детям с выраженными нарушениями в развитии обычно относят детей с интеллектуальными нарушениями; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с общим недоразвитием речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с ранним детским аутизмом; с комбинированными нарушениями в развитии. Дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную.
К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей, специалистов и даже родителей не вполне осознается роль и место реабилитации средствами образования в этом комплексе. В ряде случаев профессионально неграмотно определяется и содержание этого компонента реабилитации. В связи с этим необходимо прояснить, как специалисты-дефектологи определяют смысл, миссию реабилитации средствами образования.
Когда говорится «реабилитация средствами образования», имеется в виду восстановление ребенка в правах на социальное наследование, то есть на наследование культурно-исторического опыта человечества. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования.
В человеческой культуре, в каждом обществе существует исторически сложившееся образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждениях.
Отклонения в развитии приводят к выпадению из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Это происходит на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает
без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.
По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган». [3]
Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с «социальным вывихом». Преодоление его можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Реабилитация средствами образования означает:
—на уровне возраста: совпадение начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка (от 0);
—на уровне содержания образования: выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;
—на уровне методов обучения: построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения, б о -лее дифференцированное, «пошаговое» обучение, что не применяется в образовании нормально развивающегося ребенка;
—на уровне организации: особые формы организации образовательной среды, которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;
—на уровне границ образовательного пространства: максимальное расширение образовательного пространства, означающего необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
—на уровне продолжительности образования: пролонгиро-ванность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;
—на уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования: это принципиальное изменение профиля профессиональной подготовки учителя, то есть обеспечение подготовки специалиста по диагностике и преодолению «социального вывиха», коррекции развития ребенка, восстановлению нарушенных связей в разных областях развития;
—на уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования: обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
Таким образом, реабилитация средствами образования означает в общем виде восстановление аномального ребенка в его правах на наследование культурно-исторического и социального опыта, достижение максимально возможной для данного ребенка интеграции в общество в доступных для него сферах. Из сказанного следует, что глубоким заблуждением является представление о том, что реабилитация средствами образования подразумевает только или прежде всего включенность в существующую образовательную систему и доступность общего образования в полном объеме для аномального ребенка.
Реабилитация средствами образования играет особую роль в системе комплексной реабилитации именно потому, что только специальное образование позволяет осуществить восстановление аномального ребенка в праве на наследование социального и культурно-исторического опыта. Чем лучше решается эта задача средствами образования, тем выше потенциальные возможности ребенка с нарушениями в развитии для интеграции в общество, тем более он подготовлен к взрослой жизни, то есть социально компетентен.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии
Для определения целей и задач реабилитации через образование детей с различными нарушениями ключевым понятием является понятие «особые образовательные потребности». Исходя из того, что первичное нарушение в развитии
ребенка приводит к ситуации «социального вывиха», попытаемся определить смысл термина «ребенок с особыми образовательными потребностями», то есть определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе социального образования.
Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:
• Первичное нарушение в развитии должно быть выявлено как можно раньше. В настоящее время, например, создана система раннего выявления нарушений слуха уже в первые месяцы жизни ребенка, разработана педагогическая диагностика состояния слуховой функции;
• Целенаправленное специальное обучение д о л ж н о начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха выявлено в конце первого месяца ж и з н и ребенка, то и о б у -чение должно начинаться в первые месяцы ж и з н и. К р а й н е опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии все усилия взрослых направлены исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
• Своевременно определяются, по возможности, все направления развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у ребенка в силу характера первичного нарушения, и возраста, в котором оно наступило; определены роли каждого «вывиха» в социальном развитии и определены характер и содержание специального обучения, которое направлено на устранение уже возникших и предупреждение новых социальных отклонений. Комплексное нарушение слуха или зрения приводит к выпадению ребенка из общественно выработанных культурных традиций формирования читательской деятельности. Это обусловливает несформированность ее базового механизма превращения содержания текста в личный социальный и эмоциональный опыт ребенка-читателя и, в конечном счете, вызывают остановку в развитии читательской деятельности в целом. Грубые нарушения в читательском развитии можно предотвратить даже у слепоглухих детей, если для целенаправленного формирования базовых компонентов читательской деятельности создать «систему обходных путей» и специальные педагогические инструменты, эквивалентные
по функциям культурным традициям и инструментам культуры, ориентированным на развитие обычных детей.
• В содержание обучения аномального ребенка вводятся специальные разделы, которые ориентированы на целенаправленное решение задач его развития, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника. Например, ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в специальном разделе обучения — социально-бытовой ориентации, где он изучает функции различных социальных служб и правила элементарного социального поведения в быту, правила социального взаимодействия, коммуникации. Дети с различными нарушениями в развитии нуждаются в специальном разделе содержания обучения по целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми. Поздно оглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ для того, чтобы обеспечить адекватное восприятие речи. Дети с нарушением слуха нуждаются в специальном курсе занятий по развитию словесно-логического мышления.
• Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка. Значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним их обходных ь.утей формирования их словесной речи. Для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля. Более раннее, чем в норме, начало и принципиально иной подход к формированию компьютерной грамотности и использованию компьютерных технологий в коррекционном обучении — также один из путей.
• Необходимо осуществлять регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения и развития реальным достижениям и уровню в развитии ребенка.
• Должна быть обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды. Так, например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение.
• Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении образовательных задач за пре-
делами образовательного учреждения, и их усилия следует скоординировать.
• Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться.
• Процесс реабилитации средствами образования необходимо осуществлять квалифицированным специалистам, компетентным в решении задач развивающего обучения.
Итак, выбирая тип образовательного учреждения (массовое и л и специализированное), необходимо по отношению к каждому конкретному ребенку с нарушением в развитии ответить на вопрос, могут ли быть обеспечены там его особые образовательные потребности. Право выбора принадлежит родителям, обязанность же специалистов обнаружить и сделать ясными для родителей все особые образовательные потребности их ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе обучения.
Среди множества проблем, связанных с изучением, обучением и воспитанием детей и подростков, одна проблема выделяется особенно отчетливо, так как она интегрирует в себе комплекс задач, требующих решения не только в научном плане, но и в практическом, выходящем на уровень государственной политики. Эта проблема касается положения в современном обществе лиц с нарушением психического и физического развития, среди которых значительное число составляют умственно отсталые.
Следует особо подчеркнуть, что в практике выявления лиц с умственной отсталостью в отличие от практической психологии и педагогики развитых стран в России до настоящего времени доминирует клиническая классификация, разработанная Э. Крепелином в 1915 г., в которой все варианты детского слабоумия (умственной отсталости) градуированы двумя определениями «олигофрения» и «деменция», а варианты тяжести интеллектуального дефекта обозначаются словами «идиотия», «имбецильность», «дебильность», являющимися по своей сути уничижительными социальными маркерами, так как они не содержат качественных характеристик интеллектуального нарушения.
Использование клинической классификации в указанном варианте наносит колоссальный ущерб современному престижу отечественной психолого-педагогической науки, которая с начала 20-х годов накопила бесценный материал относитель-
но возможностей психического р а з в и т и я л и ц с умственной о т -сталостью, способов оказания им эффективной коррекцион-ной помощи. Другой аспект сохраняющейся негативной тенденции использования устаревших дефиниций в детской психиатрии заключается в том, что это по сути привело в отчуждению большого количества лиц с интеллектуальным нарушением от системы образования. Например, это касается лиц с диагнозом «олигофрения в степени имбицильности», которые, как известно, испытывают значительные затруднения в овладении учебными знаниями, но овладевают их элементарными основами, а главное — успешно осваивают простейшие виды труда, могут (благодаря педагогической поддержке и социальному патронажу) овладеть навыками социального общежития. В этой связи, называемые в клинике варианты «олигофрении в степени идиотии и имбицильности» сегодня являются объектом деятельности системы образования, так как лица с таким диагнозом находятся либо в лечебных учреждениях, либо в учреждениях Министерства социальной защиты. Если в отношении лиц с тотальным психическим и физическим недоразвитием помощь со стороны лечебных и социальных учреждений действительно необходима, то для большинства из тех, кто определен клиническим диагнозом «олигофрения в степени имбицильности», необходима не столько медицинская помощь, сколько психолого-педагогическая (с младенчества и до 21 года) и социально-патронажная (после 21 года), что в итоге принципиально отличает систему образования в высоко развитых странах мира от действующей системы образования в России.
Успешность проводимых в образовательных учреждениях учебных, воспитательных и других коррекционных мероприятий во многом определяется однородностью состава воспитанников по уровню интеллектуального развития, его потенциала. Никакая из описанных в клинической и психолого-педагогической литературе форм олигофрении не может быть однородной, но в качестве значимых признаков, на которые следует опираться при выборе программ воспитания и обучения глубоко умственно отсталого ребенка должны быть:
—эмоциональные реакции и их проявления в адрес близких ребенку людей;
—способы его коммуникации с окружающими;
—особенности использования игровых и неигровых предметов;
—особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастных норм;
—специфика речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;
—наиболее типичные особенности индивидуального поведения (черт характера).
Для повышения эффективности абилитационных мероприятий необходима интеграция усилий как родителей глубоко отсталого ребенка, так и специалистов, органично объединяющих функциональные обязанности семьи и направленного коррекционного воспитания, т.к. обучение, передача знаниий в прямом их назначении применительно к этой категории детей не дает ощутимых результатов.
Вместе с тем при организации дифференцированных условий при вспомогательной школе, центрах социальной реабилитации программа воспитания глубоко отсталых детей и подростков наряду с элементарным обучением должна включать следующие разделы:
Для детей до 13 лет
1. Развитие коммуникативной речи.
2. Игра и игротерапия.
3. Предметная, бытовая, социальная ориентация.
4. Знакомство с живым миром (человек, природные явлен и я, животные, растения и др.).
5. Гигиеническое хозяйственно-бытовое самообслуживание.
Для подростков от 14 лет
1. Предметно-практическая деятельность с трудовой ориентацией.
2. Развитие индивидуальных творческих умений.
3. Культура и этика социального поведения.
4. Профессиональная ориентация (на доступном уровне).
Реабилитационный потенциал большинства глубоко умственно отсталых лиц во многих странах мира, в том числе и в России, рассматривается как положительный.
За рубежом постановка социально-трудовой адаптации им-бицилов развивается по линии организации центров дневного пребывания, специальных мастерских, работающих в системе местной промышленности или входящих в структуру реабилитационных центров. В ряде стран существует закон о трудоустройстве и охране прав работающих умственно отсталых лиц.
Для глубоко отсталых подростков, воспитывающихся в семье, имеются специальные мастерские, работающие по договору с определенным производством, которые оплачивают труд педагогов и мастеров, обучающих умственно отсталых подростков.
В России реабилитационная работа с имбицилами организуется, как правило, в закрытых учреждениях социальной защиты населения, куда они переводятся из детских домов, в отдельных случаях некоторые из воспитанников возвращаются в семью, если родители могут их трудоустроить, что в последние годы стало практически невозможным. Однако многие авторы считают, что глубоко отсталые успешно социализируются за счет их подготовки к несложным, но разнообразным видам труда: санитаров, рабочих на кухне, гладильщиц, штамповщиков, подсобных рабочих на различных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
В сравнении с категорией глубоко отсталых детей и подростков другая группа умственно отсталых (степень дебильнос -ти) характеризуется более высокими возможностями в интеллектуальном и социальном развитии. Они владеют развернутой речью, двигательные нарушения в ходе коррекционной работы значительно компенсируются, что дает им возможность в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Дети и подростки с более легкой степенью интеллектуального нарушения способны овладеть элементарными знаниями в области родного я з ы к а, письма и ч т е н и я, а р и ф м е т и к и и отдельных предметов общеобразовательного цикла. Благодаря обучению и коррекционному воспитанию выпускники центра успешно осваивают доступные им нормы и правила социального поведения, могут приспособиться к полезной деятельности, овладеть несложной профессией и вести самостоятельную жизнь.
Вместе с тем, несмотря на указанные выше потенциальные возможности развития умственно отсталых лиц, все же существует ряд факторов, которые либо ограничивают, либо недостаточно реализуют имеющийся у них реабилитационный потенциал.
Так, по отношению к глубоко отсталым (частично обучаемым) не развернута система образовательных услуг, необходимых для каждого из возрастных периодов: младенческого, дошкольного, школьного, юношеского. Отсутствие скоординированной адресной помощи по линии здравоохранения, образования и социальной защиты населения привело к изоляции глубоко отсталых д е -тей от общества, так как большая их часть находится в учрежде-
н и я х М и н с о ц з а щ и т ы, а н ы н е в Министерстве труда и социального развития, где основные усилия специалистов сосредоточены на лечении и социальном надзоре, тогда как их психолого-педагогическое сопровождение практически отсутствует. По существующему до сих пор положению о специальных образовательных учреждениях (дошкольных и школьных) дети с глубокими нарушениями интеллекта в них не принимаются, так как считаются «необучаемыми». Новый проект Положения о коррекцион-ных учреждениях для детей с особыми потребностями, утвержденный Коллегией Министерства образования РФ 13 октября 1993 года, устраняет эти дискриминационные правила, но он еще не имеет законодательного и финансового подкрепления, х о -тя во многих регионах России по инициативе родителей и общественных ассоциаций делаются попытки открыть центры семьи и ребенка, центры реабилитации, в которых открываются группы для глубоко отсталых детей.
Относительно лиц с легкой степенью отсталости есть несколько проблем, решение которых на государственном уровне позволило бы более эффективно осуществлять работу по реализации имеющихся у них потенциальных возможностей. Эти проблемы следующие:
1. Изменение структуры и содержания их образования в специальной школе.
2. Создание гибкой системы альтернативного образования.
3. Законодательное и льготное право на трудоустройство, социальные условия для жизнеобеспечения.
Формами организации и образовательного пространства для умственно отсталых могут аыть: дошкольные учреждения, специальные группы в условиях массовых дошкольных и школьных учреждений, специальные школы с 8-, 9-, 10-, 11-летним сроком обучения, школы-предприятия, центры дошкольной и постшкольной абилитации и реабилитации. Кроме того, подобные функции могут выполнять центры семьи и ребенка с кор-рекционными программами в помощь родителям по семейному воспитанию и разнообразными формами индивидуальной, групповой, коллективной поддержки на основе развивающих программ обучения, соответствующих школьному возрасту по своему содержанию базисному (государственному) стандарту, что не исключает расширения последнего дополнительными образовательными услугами. Естественно, что названные формы и варианты могут быть представлены на основе государственного, смешанного, частного, общественного финансирования.