Основные факторы и виды социализации человека, их педагогический потенциал, характеристика: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. Норма и патология в социальном развитии человека. Ресоциализация (утрата человеком по каким-либо причинам социального опыта), отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.
Педагогические проблемы социализации человека. Стадии социализации: ранняя - до школы; стадия обучения; трудовая; послетрудовая. Особенности социализации человека на ранней стадии его развития (семья, детский сад), подготовка ребенка к школе. Педагогические аспекты социализации ребенка, подростка школьного возраста: особенности социализации человека на этапе его профессионального обучения: начального, среднего, вузовского (адаптация к среде, приобретение навыков трудовой деятельности, гражданских позиций - отношение к трудовой деятельности, защите Отечества, формированию семьи и др.). Педагогические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности (адаптация в новых условиях, рост профессионального мастерства, самоутверждение, реализация семейной функции, подготовка к послетрудовой деятельности); педагогические аспекты социализации на послетрудо-
вом этапе жизни человека (адаптация к новым условиям, реализация потенциала человека в обществе, социальное состояние человека на завершающем этапе жизни).
Проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские годы. Вопросы гражданского, умственного, нравственного, духовного, трудового, полового и т.п. развития молодых людей. Принципы государственной и общественной политики по выращиванию жизнеспособных поколений молодежи.
|
Роль семьи, системы образования, армии, других субъектов в социализации молодежи.
Педагогическая деятельность по оказанию помощи взрослым.
Особенности социализации человека в зрелом, трудовом возрасте. Роль потребности в саморазвитии, самоутверждении и самоосуществлении человека. Вопросы педагогической помощи в персонализации человека. Необходимость системы непрерывного образования взрослых для оказания помощи в развитии в профессиональном, общекультурном, духовно-нравственном и экзистенциальном направлениях.
Особенности обучающе-воспитательной помощи людям в пожилом и престарелых возрастах. Дифференцированный подход к категориям пожилых людей. Сочетание семейно-до-машних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым. Проблема использования опыта, знаний старшего поколения в развитии социализации м о л о д е ж и. Проекты программ социально-педагогической помощи пожилым.
Понятие, принципы и основные направления
Семейного воспитания.
Социально-педагогическая помощь
Матери и ребенку
Понятие семейного воспитания, его место и роль в социализации человека. Развитие идей семейного воспитания в России. Особенности семейного воспитания в России XI-XVII вв.
Основные тенденции развития семейного воспитания в России и за рубежом в XVIII-XX вв. К.Д. Ушинский о роли семьи в воспитании. В.Н. Шелгунов "Письма о воспитании". А.Н. Острогорский "Семейные отношения и их воспитательное значение". П.Ф. Лесгафт "Семейное воспитание ребенка и его значение". П.Ф. Каптерев о понятии, содержании семейного образования. Основные черты теории и практики семейного воспитания в советский период. Основные проблемы семейного воспитания за рубежом.
|
Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система.
Типология семейного воспитания: светское, религиозное, плюралистическое; авторитарное, демократическое, анархическое; гуманистическое, инфернальное; прагматическое, интеллектуальное; национальное, интернациональное; элитарное, гражданское, маргинальное; интеллектуальное, физическое, нравственное; политизированное, не-политизированное и т.п.
Факторы семейного воспитания: своеобразие условий, неповторимость личностных черт родителей, состав семьи, социально-психологические установки, общественные связи семьи и др.
Основные принципы семейного воспитания: сочетание ближних и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент; закон возвышения развития личности в семье, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха; социальная направленность семейного воспитания; принцип многомерности в содержании воспитания и применяемых методов и др.
Содержание, формы и методы педагогической деятельности по укреплению семейных отношений. Подготовка к будущей семейной жизни учащейся молодежи и ее значение.
Педагогические проблемы половой социализации и сексуальной ориентации молодежи, педагогическое содействие адаптации в браке молодых супругов. Просвещение и
консультирование по вопросам повышения адекватности взаимовосприятия партнеров, сближения представлений о семейных ценностях, приспособление друг к другу и рациональное распределение семейных ролей.
|
Педагогическое содействие духовному развитию ребенка. Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка.
Педагогическая помощь многодетным семьям в организации по уходу за детьми, установление нравственных взаимоотношений между детьми разного возраста, родителями и детьми.
Пути решения социально-педагогических проблем в неполных семьях. Психолого-педагогическая помощь и коррекция поведения детей из социально неблагополучных семей.
Педагогическая деятельность по формированию благоприятных условий для материнства, рождения и развития ребенка. Психолого-педагогическая подготовка молодых супругов к появлению первого ребенка, современная организация и проведение медико-генетического консультирования. Социально-педагогическая поддержка женщин, ожидающих внебрачного ребенка.
Семьи с негативными репродуктивными установками на деторождение и педагогическое воздействие на них.
Родительская любовь как основа семейного воспитания. Искусство любить детей. Пример родителей. Подражание детей.
Социально-педагогическая помощь в преодолении родительской нелюбви, равнодушия к своему ребенку.
Возрастные этапы развития ребенка. Трудности воспитания этапных завершений развития.
Родительская поддержка ребенка с задержками в развитии.
Помощь ребенку в самостоятельном разрешении личных проблем.
Интересы и увлечения ребенка. Поощрение и стимулирование детского творчества.
Игры детей в семье. Участие родителей в игре ребенка.
Трудовая деятельность детей. Труд по самообслуживанию, по ведению домашнего хозяйства. Трудовой заработок детей. Проблема денег у детей.
Учение детей. Подготовка ребенка к школе. Культура умственного труда ребенка в семье. Отношение родителей к учебным неудачам ребенка.
Проблемы развития семейной педагогики в современных условиях.