Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах жизни




Основные факторы и виды социализации человека, их педагогический потенциал, характеристика: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультур­но-групповая. Норма и патология в социальном развитии человека. Ресоциализация (утрата человеком по каким-ли­бо причинам социального опыта), отражающаяся на его са­мореализации в среде жизнедеятельности.

Педагогические проблемы социализации человека. Ста­дии социализации: ранняя - до школы; стадия обучения; трудовая; послетрудовая. Особенности социализации чело­века на ранней стадии его развития (семья, детский сад), подготовка ребенка к школе. Педагогические аспекты соци­ализации ребенка, подростка школьного возраста: особен­ности социализации человека на этапе его профессиональ­ного обучения: начального, среднего, вузовского (адапта­ция к среде, приобретение навыков трудовой деятельности, гражданских позиций - отношение к трудовой деятельнос­ти, защите Отечества, формированию семьи и др.). Педаго­гические аспекты социализации человека на этапе трудовой деятельности (адаптация в новых условиях, рост професси­онального мастерства, самоутверждение, реализация се­мейной функции, подготовка к послетрудовой деятельнос­ти); педагогические аспекты социализации на послетрудо-


вом этапе жизни человека (адаптация к новым условиям, реализация потенциала человека в обществе, социальное состояние человека на завершающем этапе жизни).

Проблемы саморазвития ребенка в ранние юношеские го­ды. Вопросы гражданского, умственного, нравственного, ду­ховного, трудового, полового и т.п. развития молодых лю­дей. Принципы государственной и общественной политики по выращиванию жизнеспособных поколений молодежи.

Роль семьи, системы образования, армии, других субъек­тов в социализации молодежи.

Педагогическая деятельность по оказанию помощи взрослым.

Особенности социализации человека в зрелом, трудовом возрасте. Роль потребности в саморазвитии, самоутвержде­нии и самоосуществлении человека. Вопросы педагогичес­кой помощи в персонализации человека. Необходимость си­стемы непрерывного образования взрослых для оказания помощи в развитии в профессиональном, общекультурном, духовно-нравственном и экзистенциальном направлениях.

Особенности обучающе-воспитательной помощи людям в пожилом и престарелых возрастах. Дифференцированный подход к категориям пожилых людей. Сочетание семейно-до-машних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым. Проблема использования опыта, знаний стар­шего поколения в развитии социализации м о л о д е ж и. Проек­ты программ социально-педагогической помощи пожилым.

Понятие, принципы и основные направления

Семейного воспитания.

Социально-педагогическая помощь

Матери и ребенку

Понятие семейного воспитания, его место и роль в социа­лизации человека. Развитие идей семейного воспитания в России. Особенности семейного воспитания в России XI-XVII вв.


Основные тенденции развития семейного воспитания в России и за рубежом в XVIII-XX вв. К.Д. Ушинский о ро­ли семьи в воспитании. В.Н. Шелгунов "Письма о воспита­нии". А.Н. Острогорский "Семейные отношения и их вос­питательное значение". П.Ф. Лесгафт "Семейное воспита­ние ребенка и его значение". П.Ф. Каптерев о понятии, со­держании семейного образования. Основные черты теории и практики семейного воспитания в советский период. Ос­новные проблемы семейного воспитания за рубежом.

Стратегия и тактика семейного воспитания. Семейное воспитание как система.

Типология семейного воспитания: светское, религиоз­ное, плюралистическое; авторитарное, демократическое, анархическое; гуманистическое, инфернальное; прагмати­ческое, интеллектуальное; национальное, интернациональ­ное; элитарное, гражданское, маргинальное; интеллекту­альное, физическое, нравственное; политизированное, не-политизированное и т.п.

Факторы семейного воспитания: своеобразие условий, неповторимость личностных черт родителей, состав семьи, социально-психологические установки, общественные свя­зи семьи и др.

Основные принципы семейного воспитания: сочетание ближних и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент; закон возвышения развития личности в семье, принцип преодоления трудностей и до­стижения заслуженного успеха; социальная направлен­ность семейного воспитания; принцип многомерности в со­держании воспитания и применяемых методов и др.

Содержание, формы и методы педагогической деятель­ности по укреплению семейных отношений. Подготовка к будущей семейной жизни учащейся молодежи и ее зна­чение.

Педагогические проблемы половой социализации и сек­суальной ориентации молодежи, педагогическое содейст­вие адаптации в браке молодых супругов. Просвещение и


консультирование по вопросам повышения адекватности взаимовосприятия партнеров, сближения представлений о семейных ценностях, приспособление друг к другу и рацио­нальное распределение семейных ролей.

Педагогическое содействие духовному развитию ребен­ка. Педагогический такт и культура нравственного обога­щения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка.

Педагогическая помощь многодетным семьям в органи­зации по уходу за детьми, установление нравственных вза­имоотношений между детьми разного возраста, родителями и детьми.

Пути решения социально-педагогических проблем в не­полных семьях. Психолого-педагогическая помощь и кор­рекция поведения детей из социально неблагополучных се­мей.

Педагогическая деятельность по формированию благо­приятных условий для материнства, рождения и развития ребенка. Психолого-педагогическая подготовка молодых супругов к появлению первого ребенка, современная орга­низация и проведение медико-генетического консультиро­вания. Социально-педагогическая поддержка женщин, ожидающих внебрачного ребенка.

Семьи с негативными репродуктивными установками на деторождение и педагогическое воздействие на них.

Родительская любовь как основа семейного воспитания. Искусство любить детей. Пример родителей. Подражание детей.

Социально-педагогическая помощь в преодолении роди­тельской нелюбви, равнодушия к своему ребенку.

Возрастные этапы развития ребенка. Трудности воспита­ния этапных завершений развития.

Родительская поддержка ребенка с задержками в разви­тии.

Помощь ребенку в самостоятельном разрешении личных проблем.


Интересы и увлечения ребенка. Поощрение и стимулиро­вание детского творчества.

Игры детей в семье. Участие родителей в игре ребенка.

Трудовая деятельность детей. Труд по самообслужива­нию, по ведению домашнего хозяйства. Трудовой заработок детей. Проблема денег у детей.

Учение детей. Подготовка ребенка к школе. Культура умственного труда ребенка в семье. Отношение родителей к учебным неудачам ребенка.

Проблемы развития семейной педагогики в современных условиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: