Коммуникативные качества(от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, кому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом. К коммуникативным качествам относятся:
—контактность в общении — способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие. Данные способности имеют важное профессионально значение для социального работника;
—каждый человек способен в той или иной степени влиять на другого (клиента). Существует даже термин «суггестопедия», введенный Г.К. Лозановым. Он означает использование внушения в процессе обучения. По отношению к социальному работнику суггестопедийность означает способность специалиста к вербальному или невербальному доминированию в процессе социальной работы с клиентом (внушение словом, интонацией или мимикой, жестами, действиями). Другими словами, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной работы с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искусством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.
Перцептивные, социально-перцептивные (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — воспри-
ятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.). Термин «перцепция социальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать внутреннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:
|
— педагогическая наблюдательность — видение своих особенностей и клиента, динамики их проявления. Для социального работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;
— педагогическая интуиция — способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и ее внутреннего состояния, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способностей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального работника исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной самореализации;
|
— рефлексия — умение видеть себя глазами другого человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности. Рефлексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в процессе профессиональной деятельности, общении, взаимодействии;
— педагогическое мышление — это способность социального работника осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;
— педагогическое воображение — это способность специалиста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему определять наиболее целесообразное поведение и выбирать способ решения социальной проблемы клиента.
Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педагогических задач, накопления опыта наиболее целесообразного разрешения педагогических ситуаций по отношению к различным категориям клиентов.
Эмоциональные качества личности характеризуют переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальной работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:
|
— эмоциональная устойчивость — самообладание, способ
ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла
деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель
ности. Она выступает важным условием действенности усилий
социального работника, так как позволяет ему управлять сво
им состоянием в различных условиях профессиональной дея
тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен
ные решения, добиваться достижения цели;
— эмпатия — способность эмоционально отзываться на
переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо
действия, общения. Социальный работник работает с челове
ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе
реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от
носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным
социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать
его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае
позволяет специалисту подбирать и использовать необходи
мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей
ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим
клиентом.
Однако следует иметь в виду, что социальный работник в большей степени имеет дело с людьми, имеющими особые
нужды, сложные социальные проблемы, инвалидами и пр. Глубокие сопереживания оставляют неизгладимый след в душе социального работника, в его эмоциональной сфере, что нередко приводит к снижению профессионального мастерства (профессиональной деформации) специалиста.
Это отражается на самочувствии социального работника, возможности его дальнейшей профессиональной деятельности и самореализации в среде жизнедеятельности (в семье, общении с другими людьми и пр.). Деформации подвергается именно чувственная сфера специалиста, его эмоциональная устойчивость, что, в свою очередь, сказывается на функционировании нервной системы, состоянии здоровья специалиста, реализации им своих профессиональных возможностей.
Практика работы специалистов социальной сферы показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социального работника. С этой целью рекомендуется:
—проводить профессиональный отбор специалистов, рекомендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут работать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимости от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответствующие сострадания. Для этой категории специалистов, особенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;
—сопереживания специалиста в работе с клиентом должны носить внешне-эмоциональное проявление, не переносимые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души переживать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессионального актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реальной деятельности по оказанию помощи в решении его социальных проблем;
—активно учиться управлять своими чувствами и при возрастании переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоциональное напряжение;
—добиваться внедрения правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиен-
том, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.
Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — во внутренней составляющей педагогической культуры этого социального работника.
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальный стиль педагогической деятельности социального работника включает:
а) проявление специалистом себя как личности специалис
та-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности
проявляется конкретный человек;
б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де
ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение к
социальной работе. Каждый специалист в своей профессио
нальной деятельности выражает определенное отношение и
образ действий, которые характеризуют его как личность и
сформировавшуюся установку в социальной работе. Измене
ние стиля действий может иметь место при профессиональной
деформации его личности;
в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей р а -
боте с ним;
г) своеобразие реализации (проявления) педагогического
мастерства в процессе профессиональной деятельности соци
ального работника через:
—реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности. Педагогическая подготовка способствует наиболее полному проявлению педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает существенное влияние на ее результативность;
—проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на челове-
ка, культуры общения, культуры речи). Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал в социальной работе;
д) педагогический такт и этика в процессе социальной рабо
ты — выполнение специалистом этических норм и правил в
процессе профессиональной деятельности;
е) достигаемые результаты в работе специалиста.
Реальная жизнь показывает, что сферами проявления педагогической культуры человека является его отношение к себе, своему совершенствованию, взаимодействие с другими людьми и особенно, где непосредственно приходится решать педагогические задачи. К таким сферам относятся:
— отношение к себе, самопознанию, самопроявлению (поведению) в обществе других людей, самосовершенствованию;
— отношение к другим людям — общению, взаимодействию, взаимовлиянию, взаимопомощи (сфера непосредственного взаимообогащения культур людей);
— отношение к окружающей среде — взаимодействию с ней, ее познанию, рациональному и целесообразному использованию в самосовершенствовании;
— оценка семьи — ее социальной роли и своей роли в ней, деятельности по ее сохранению и нравственному укреплению, развития культуры семейных взаимоотношений, воспитания детей;
— профессиональная деятельность, связанная с работой с людьми, отношениями с ними, общением, взаимодействием с коллегами, с клиентом в процессе социальной работы.
Анализ деятельности человека в различных средах жизнедеятельности, в том числе и специалиста социальной сферы, показывает, что среди них можно выделить наиболее типичные формы проявлений внешней педагогической культуры. К ним относятся:
— естественная, повседневная форма присуща людям, для которых естественность поведения и деятельности является нормой. Они сохраняют ее в семье, в общении с сотрудниками, в работе с клиентом;
— показная, или демонстрационная характерна для людей, которые в определенных ситуациях стараются показать себя не тем, чем являются на самом деле. Чаще всего «демонстрационная» деятельность у них имеет место тогда, когда они работают с людьми, взаимодействие с которыми может сказаться на их карьере, а т а к ж е тогда, когда они хотят из ка-
ких-либо побуждений продемонстрировать свое умение, мастерство и т.д.;
— ситуативная культура имеет место у людей, поведение которых носит ситуативный характер. Такой человек меняется в зависимости от изменений среды и того социального статуса, который он занимает в ней: в семье, в общении с сослуживцами, на отдыхе, в работе с различными типами клиентов и пр.
Каждый человек, как уже отмечалось выше, представляет собой результат усвоения и проявления определенной социально-педагогической культуры, в соответствии со своим возрастом и основной сферой жизнедеятельности. В повседневной жизни нередко оценивают общую внешнюю культуру проявления человека. При несоответствии этого проявления тем критериям, которые сложились в данной среде, о человеке говорят, как о невоспитанном. Другими словами, в оценке человека отмечают уровень его предшествующего воспитания.
В специальной литературе выделяют уровни педагогической культуры, характеризующие человека. Применительно к специалисту социальной сферы их можно определить следующим образом.
Высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для специалиста, склонного к социально-педагогической деятельности, глубоко усвоившего опыт ее осуществления в процессе социальной работы, заинтересованного в педагогическом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Такой специалист, как правило, добивается высоких результатов своего труда. Педагогический аспект придает его деятельности особый колорит, привлекательность, и клиенты в общении с таким специалистом чувствуют себя чаще всего удовлетворенными.
Средний (достаточный) уровень характерен для специалиста, который предрасположен к социально-педагогической деятельности, имеет определенный опыт в ней, работает над своим педагогическим самосовершенствованием и активно реализует этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогический аспект профессиональной работы такого специалиста помогает ему в работе в налаживании контакта с клиентом и отражается на достигаемых результатах.
Низкий уровень социально-педагогической культуры специалиста характерен для людей, которые не осознали важ-
ность педагогики в социальной работе и относится к профессиональной деятельности как к ремеслу. От общения с таким специалистом нередко остается тяжелый осадок, и даже при решении социальной проблемы у клиента возникает неудовлетворенность. В работе с таким специалистом далеко не всегда чувствуется участие, желание действительно помочь клиенту.
Существуют и различные виды «деформированной» культуры специалиста. Своеобразие каждого из них может быть самым непредсказуемым, оно определяется в значительной степени результатами предшествующего воспитания и профессиональной подготовки человека. Формы проявления такой культуры также могут быть самыми разнообразными, включая и различные формы грубости, неуважения к клиенту. Среди таких специалистов, в свою очередь, выделяются две подгруппы: не получившие элементарного воспитания для самопроявления в обществе, в работе с людьми (для некоторых из них социальная работа вообще противопоказана); получившие неправильное профессиональной образование.
Иногда при определении уровня культуры специалиста исходят из состояния его социального положения: выпускник, прошедший этап адаптации в профессиональной деятельности, имеющий опыт и пр. С таким подходом трудно согласиться. Человек оценивается по уровню его культуры с учетом его возраста и социального положения. Выпускник учебного заведения усваивает культуру начинающего специалиста и оцениваться должен соответственно. Однако с ростом профессионализма возрастают и критерии оценки уровня культуры специалиста.
Существует множество путей формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.
В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и методик,
средств и приемов, необходимых специалисту для практичес
кого применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей специа
листу наиболее полно реализовать свои педагогические воз
можности в процессе социальной работы: овладение навыками
самоуправления, вербального и невербального, непосредствен
ного и опосредованного воздействия на человека, культуры об
щения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей педагогической под
готовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.
Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.
Пятый — изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку.
Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.
Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджас-пирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с про* явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [4] Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста после выпуска в период его адаптации в последующей его профессиональной деятельности.
Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социальной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересованной роли самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под культурой личности, профессиональной
культурой и педагогической культурой социального работника?
2.Какова взаимосвязь социально-педагогической культуры с профессиональным мастерством?
3.Дайте характеристику места и роли самой социально-педагогической культуры специалиста. Назовите и дайте характеристику основных компонентов ее структуры.
4.Каково значение личности специалиста в овладении им социально-педагогической культурой?
5. Назовите и дайте характеристику основных сфер проявления
социально-педагогической культуры человека.
6. Каковы особенности наиболее типичных форм проявления
внешней педагогической культуры специалиста социальной сферы.
7.Дайте характеристику основным уровням педагогической культуры человека применительно к специалисту социальной сферы.
8.Каковы наиболее важные пути формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы?
Литература
1. Бобнева ММ. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1994. — С. 27—29.
3. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. — М., 1990.
4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / Под ред. Ю.М. Забродина — М., 1994.
5. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. — М., 1994.
6. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Зязюн. — М., 1989.
7. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинско-го. — М., 1987.
8. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя: Метод, пособие. — М., 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема 2
Структура первого (подготовительного) этапа социально-педагогического процесса
Схема 1
Общая структура социально-педагогического процесса
Цель |
Содержание |
Социальный заказ
Субъект (объекты) |
Уяснение требований социального заказа
Этапы деятельности | |||
1-й Подготовительный | 2-й Реализационный | 3-й Результативный | |
1 | |||
Объект | |||
Среда, социальные факторы
Социальный заказ | ||||||||||||||||||||
ч | ||||||||||||||||||||
Уяснение требований | ||||||||||||||||||||
Субъект | ||||||||||||||||||||
социального заказа | ||||||||||||||||||||
А 1 | ||||||||||||||||||||
S | ||||||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||||||
цивидуальн | д. проблем | зирование | и задач | ирование | технологи | ятельности | отовка | |||||||||||||
X S | -пе | гно | >s ф | ф | ф | ф | щ\\\\ | |||||||||||||
ление | есоц. | жое про | ф ф | О Ф О | ьной г | реал. | ьная п | |||||||||||||
со СЕ | I | i ф | 1ческ | с; со | ф S | СО | ||||||||||||||
$ | с; | > | S | |||||||||||||||||
ш | о> | О. | ||||||||||||||||||
S | Q. | U | i | i_ | а | Ф | ||||||||||||||
СО | S | о | i_ | о | со | |||||||||||||||
агностик | Формул | Педаг | с О | ф | Выбор | Плани | ||||||||||||||
S | ||||||||||||||||||||
с[ | ||||||||||||||||||||
< i | ||||||||||||||||||||
' | " | |||||||||||||||||||
Объект | ||||||||||||||||||||
I | ♦ | i | ||||||||||||||||||
,, | ||||||||||||||||||||
Условия среды | ||||||||||||||||||||
Схема 3