Усть-Тартасской волости Каинского у. (бывшего пос. Друцкого)




Фамилия, имя отчество Место и год выхода Кол-во членов семьи
Антоненко Трофим Федоров Черниговская губ., 1896 г.  
Голыга Яков Иванов Черниговская губ., 1896 г.  
Жорик Захар Иосифов Черниговская губ., 1896 г.  
Иванишкин Семен Степанов Черниговская губ., 1895 г.  
Малатенко Степан Михайлов Черниговская губ., 1900 г.  
Нечипоренко Иван Аникеев Черниговская губ., 1907 г.  
Норик Максим Захаров Черниговская губ., 1895 г.  
Стриженок Павел Петров Черниговская губ., 1896 г.  
Фоменко Яков Наумов Черниговская губ., 1896 г.  
Якоуменко Федот Иванов Черниговская губ., 1895 г.  

 

Составлено: Дублированный материал Всероссийской сельскохозяйственной переписи, с. Петропавловка Усть-Тартасской волости Каинского у. ГАТО, фонд 239, оп. 16, д. 174, без нумерации 13 д/х

.

Ни свои, ни чужие дети не становились препятствием для заключения повторных браков вдов или вдовцов. Рассказы пожилых людей свидетельствовали о непреходящей ценности детей, на которых была опора, а также надежда и утешение в старости, а в последующих поколениях оставалось вечное поминание после смерти. Горестным считалось существование бездетных родителей, к которым всем сельским обществом проявлялось сочувствие, а также оказывались особое внимание и забота. Пожилые информаторы, жители Приобья, нередко вспоминали детские годы вместе со своими двоюродными братьями или племянниками, оставшимися, в силу обстоятельств, сиротами.

Большие многодетные семьи имели больше степеней защиты, чем малодетные, несмотря на казалось бы уязвимость вследствие значительного количества членов, требующих заботу. Наличие дедов, старших детей – «браток», «нянек», а также «лёлек» (крестных) - гарантировало внимание и опеку младшим, даже если бы дети оставались сиротами. В ходе полевых экспедиций записано немало рассказов, в которых люди с благодарностью вспоминают своих старших сестер или братьев, вынянчивших, вырастивших и выдавших их замуж в отсутствии родителей. Братья и сестры выполняли определенные функции в свадебных обрядах, сопровождали и помогали дружкам и подружкам в переходных и соединительных обрядах семей жениха и невесты.

Согласно полевым материалам, несмотря на удаленность сибиряков от метрополии и православных духовных центров, большое значение в семье придавалось религиозному воспитанию. Учить креститься и молиться начинали очень рано, практически, с момента, когда ребенок мог понимать речь и делать осмысленные поступки, т.е. с 4-х и 5-ти лет. Современные информаторы 1920-х гг. рождения хорошо помнят своих «набожных» дедушек и бабушек, или, по народному «мама стара» (бабушка - «мама старенькая», пробабушка - «бабонька», «баба стара»), которые и обучили их в детстве молитвам. Пожилые люди из религиозных семей сегодня вспоминают, как любили в детстве слушать толкование Библии, разговоры стариков на темы пророчеств «конца света», пересказы из житийной литературы.

Переход к современному типу воспроизводства населения в России начался примерно в конце XIX – начале XX столетия вслед за Западной Европой, и Сибирь также, но несколько позднее, включилась в этот процесс. В ХХ в. русский народ вступал преисполненным жизненных сил, с точки зрения рождаемости наши соотечественники являлись лидерами в планетарном масштабе [64].

Однако последующие события, революция 1917 г., новые декреты, подрывавшие значение веры, целенаправленно привели к ожидаемым результатам: отмене церковного брака, легализации фактического брака, упрощению процедуры разводов, разрешению абортов. Все же впервой четверти ХХ в. даже после реформ, отменивших церковный брак, образ женщины-матери в народном представлении все еще был окружен многочисленными детьми.

К 1920-м гг. демографическая картина в сибирской деревни подверглась значительным изменениям. Исследованиями историков обнаружено, что новшества в первую очередь коснулись брачного поведения – повышения возраста вступления в первый брак, увеличение числа холостых мужчин (27,3%) и незамужних женщин (19,3%) [65]. 20-е гг. ХХ в., а именно 1923-1928 гг., по определению историка В.А. Исупова, являются временем «затишья перед бурей» - так он назвал единственный бескризисный момент отечественной демографии [66]. С начала восстановления народного хозяйства на базе НЭПа произошло сравнительно быстрое увеличение показателей воспроизводства населения. В 1923 – 1929 гг. появляется тенденция резкого подъема рождаемости, сокращения смертности и получения сравнительно высокого естественного прироста населения как в России, так и, в частности, в Сибири (табл. 3).

Таблица 3. Динамика населения по сельским местностям Сибкрая за 1925-1929 гг.

 

Годы Родившихся Умерших Естественный прирост
всего На 1000 населения всего На 1000 населения всего На 1000 населения
1925*   53,6   27,3   26,3
    53,2   25,9   27,3
    55,4   25,4    
1928**   58,5   23,7   34,8
    55,1   22,6   32,5

 

* Составлено по Сибирскому краю, по материалам «Естественное движение населения в Сибирском крае за 1925-27 гг.»// Новосибирск: Сибстатотдел, 1930, с.4.

** Составлено по материалам «Сибирский край: статистический справочник». Новосибирск, 1930. С. 14-15.

 

Высокие показатели рождаемости и естественного прироста были обусловлены тем, что помимо общей для страны компенсаторной послевоенной волны на повышение рождаемости в сибирском регионе сказались дополнительные факторы, например, абсолютное преобладание сельского населения (87 % от всего населения по переписи 1926 г.), уровень рождаемости у которого был традиционно высок.

Кроме того, в Сибири была благоприятная для высокой рождаемости возрастная структура населения – широкая прослойка молодых возрастов. Сюда же шел постоянный приток молодежи из Европейской России: только в 1920–е гг., по подсчетам историка Н.Я. Гущина, Сибирь приняла около 1 миллиона переселенцев, среди которых была значительная доля молодых [67]. Данные по Томскому округу показывают, что рождаемость среди переселенцев была на 9 п.п выше, чем среди старожилов [68]. Как известно, в это время увеличился поток переселенцев из Белоруссии, в семьях которых по подсчетам 1927 г. на каждые 10 тысяч белорусок рождалось 1756 детей, в то время как в русских семьях всего 1008 детей. У коренного населения Сибири рождаемость была многим ниже: 714 детей у шорок и 744 ребенка у алтаек на каждые 10 тысяч женщин. Таким образом, среднесибирский показатель равнялся 1068 рождениям на 10 тысяч женщин. Здесь все же следует учитывать, что в это время исследователями была отмечена тенденция регистрировать детей по другой национальности, в особенности среди переселенцев для облегчения адаптации к местным условиям на основе преобладающей местной национальности

В 1920-х гг. при сохранении высокого уровня рождаемости (элемент традиционного типа воспроизводства), уровень смертности постепенно снижался, и, таким образом, эти годы представляют собой картину переходного периода к новым демографическим отношениям, для которых характерны низкие показатели, как рождаемости, так и смертности.

В годы великой Отечественной войны и послевоенные годы, когда женщинам пришлось становиться на рабочие места вместо мужчин, в городской, а затем и в сельской, среде, русские женщины стали ориентироваться на рождение 1-2 детей, что впоследствии привело к показателю рождаемости 1, 17 на одну семью в среднем, т.е. одному из самых низких даже на фоне других, малочисленных, народов России. Появилась мода на интеллектуальную, карьерную женщину, а избавление от нежелательной беременности значительной частью общества рассматривалось только как медицинская операция. Средства массовой информации, литература, кино активно пропагандировали образы «учительницы», «ученой», «деятеля культуры» и пр., не ориентированные на брак и семью, рождение детей. Главными событиями в жизни девушек 1950-1970-х гг. в общественном сознании мыслилось поступление в ВУЗы, повышение по службе, общественная работа, где семье оставалось время по остаточному принципу.

С 1986 г., года начала капиталистических реформ, закончился период непрерывного роста народонаселения России. Началось и продолжается уже более 20 лет вымирание россиян. Если суммировать прирост населения за 20 лет с 1970 по 1990 гг., то оно увеличилось на 17 млн чел., а за 15 лет с 1990 по 2005 гг. сократилось на 11,7 млн чел. Современные исследователи придумали даже термин для определения тяжелого демографического кризиса – «гиперсмертность». Им обозначается высокий уровень ухода из жизни трудоспособный людей в период, когда нет войны. Комплексное исследование проблемы показало, что причин, приводящих к такому результату несколько: последствия двадцатилетия реформ, увеличение в несколько раз бедных слоев населения, курение и алкоголизм, плохое медицинское обслуживание, неважное питание и пр. Приведем данные по Новосибирской области, которые, в целом, характерны и для других сибирских регионов:

 

Таблица 6. Демографические показатели по Новосибирской области 1999-2008 гг.

 

На 1000 человек населения              
Родившиеся 7,9 8,4 8,4 9,9 10,6 11,4 12,5
Умершие 13,5 14,0 13,8 15,3 15,5 14,7 14,5
Естественный прирост - 5,6 - 5,6 - 5,4 - 5,4 - 4,9 -3,3 - 2,0
Браки 6,1 6,3 8,0 7,6 7,9 9,7 9,6
Разводы 3,4 4,3 7,2 6,7 6,1 5,6 6,0

 

Составлено: Социально-экономическое положение Новосибирской области. Новосибирский областной комитет Государственной статистики. Новосибирск, февраль, 2001, с. 83; Социально-экономическое положение Новосибирской области. Новосибирский областной комитет Государственной статистики. Новосибирск, апрель, 2002, с. 30 и пр.

 

Гибельные для страны снижение рождаемости и роста смертности отражены в виде крестообразного пересечения двух графиков с соответствующими координатами рождений и смертей, получивших меткое название «русский крест». Подобно тому, как у каждого человека свой крестный путь, так и у каждого народа - свой крест. Графическое изображение судьбы русских вызывает большое беспокойство, поскольку ведет к вымиранию коренного народа России. Демографическая политика должна стать главной темой работы правительства и парламента, ибо к чему все остальные программы, если у нас не будет будущих поколений?

Возвращение к образу женщины-матери в российском обществе, таким образом, имело место в 2000-е гг., когда демографические сдвиги и семейные перекосы стали уже особенно заметны (бездетность, количественный рост больных от рождения детей, появление новых реалий – агрессивного насилия по отношению к детям со стороны воспитателей). Современные реалии семейной жизни дают определенную надежду и обозначают перспективы, которые при сохранении и дальнейшем позитивном, прежде всего, духовно-нравственном, развитии общества могут усиливаться и распространяться.

Надежду дает воцерковленная часть общества, а также священнослужители, которые при наличии собственных, нередко не малочисленных, детей, берут на воспитание брошенных и сирот (например, о. Николай Стремский в п. Саракташ Оренбургской области и др.). В Новосибирской области есть многодетная семья священника о. Анатолия Рублева, которая создала Серафимо-Никольскую школу традиционной русской культуры в пос. Болотное. О. Анатолий и матушка Татиана разработали программно-методический комплекс «Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура», который органично сочетает православное образование и изучение традиций русской народной культуры. Сегодня школа значима еще и тем, что, имея выраженный семейный уклад, повышает в глазах детей авторитет их собственной семьи и способствует формированию правильной системы семейных взаимоотношений. Кроме того, ученики Серафимо-Никольской школы участвуют в подготовке и проведении ежегодных крестных ходов во имя Св. Серафима Саровского, в которых принимают участие все желающие жители Новосибирской области и других российских городов. Ребята и их наставники организуют проведение традиционных праздников календаря, ориентируясь на местные особенности культуры, т.е. занимаются исследовательской краеведческой работой, издают книги, участвуют в работе школьных конференций и пр. Сельские священники становятся организаторами духовно-нравственного и патриотического воспитания детей во вверенных им епархиях, сотрудничая с отделами по культуре, учреждениями дополнительного образования. Сегодня это важное и обнадеживающее направление, так как молодежь стала достаточно многочисленной частью причтов, в этой среде появляются семьи, основанные на христианской нравственности.

Таким образом, рассмотренные в кратком обзоре данные по детности (людности) русской сибирской семьи позволяют говорить о значительном влиянии православного вероисповедания на эту сторону жизни. Взаимосвязь численности семьи и православных традиций, хотя и менялась на протяжении времени, но никогда не уходила совсем, оказывая влияние на поведение, взгляды, систему воспитания. Представления о грехе в христианском понимании пронизывали весь семейный быт – от взглядов на законность браков, рождение и лечение детей до восприятия смерти членов семейного коллектива. Православие настолько глубоко интегрировано в мировоззрение и семейно-бытовую культуру русских, в их числе сибиряков, что исследование семьи как XIX в., так и начала XXI в., не будет корректным без учета этого фактора. Исходя из сказанного, можно сделать выводы относительно решения демографических проблем современной России, в основе которых лежат, во многом, духовно-нравственные кризисные явления.

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГАНО – Государственный архив Новосибирской области, г. Новосибирск

ГАТО – Государственный архив Томской области, г. Томск

НГПУ – Новосибирский государственный педагогический университет

НСО – Новосибирская область

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: