Фамилия, имя отчество | Место и год выхода | Кол-во членов семьи |
Антоненко Трофим Федоров | Черниговская губ., 1896 г. | |
Голыга Яков Иванов | Черниговская губ., 1896 г. | |
Жорик Захар Иосифов | Черниговская губ., 1896 г. | |
Иванишкин Семен Степанов | Черниговская губ., 1895 г. | |
Малатенко Степан Михайлов | Черниговская губ., 1900 г. | |
Нечипоренко Иван Аникеев | Черниговская губ., 1907 г. | |
Норик Максим Захаров | Черниговская губ., 1895 г. | |
Стриженок Павел Петров | Черниговская губ., 1896 г. | |
Фоменко Яков Наумов | Черниговская губ., 1896 г. | |
Якоуменко Федот Иванов | Черниговская губ., 1895 г. |
Составлено: Дублированный материал Всероссийской сельскохозяйственной переписи, с. Петропавловка Усть-Тартасской волости Каинского у. ГАТО, фонд 239, оп. 16, д. 174, без нумерации 13 д/х
.
Ни свои, ни чужие дети не становились препятствием для заключения повторных браков вдов или вдовцов. Рассказы пожилых людей свидетельствовали о непреходящей ценности детей, на которых была опора, а также надежда и утешение в старости, а в последующих поколениях оставалось вечное поминание после смерти. Горестным считалось существование бездетных родителей, к которым всем сельским обществом проявлялось сочувствие, а также оказывались особое внимание и забота. Пожилые информаторы, жители Приобья, нередко вспоминали детские годы вместе со своими двоюродными братьями или племянниками, оставшимися, в силу обстоятельств, сиротами.
Большие многодетные семьи имели больше степеней защиты, чем малодетные, несмотря на казалось бы уязвимость вследствие значительного количества членов, требующих заботу. Наличие дедов, старших детей – «браток», «нянек», а также «лёлек» (крестных) - гарантировало внимание и опеку младшим, даже если бы дети оставались сиротами. В ходе полевых экспедиций записано немало рассказов, в которых люди с благодарностью вспоминают своих старших сестер или братьев, вынянчивших, вырастивших и выдавших их замуж в отсутствии родителей. Братья и сестры выполняли определенные функции в свадебных обрядах, сопровождали и помогали дружкам и подружкам в переходных и соединительных обрядах семей жениха и невесты.
|
Согласно полевым материалам, несмотря на удаленность сибиряков от метрополии и православных духовных центров, большое значение в семье придавалось религиозному воспитанию. Учить креститься и молиться начинали очень рано, практически, с момента, когда ребенок мог понимать речь и делать осмысленные поступки, т.е. с 4-х и 5-ти лет. Современные информаторы 1920-х гг. рождения хорошо помнят своих «набожных» дедушек и бабушек, или, по народному «мама стара» (бабушка - «мама старенькая», пробабушка - «бабонька», «баба стара»), которые и обучили их в детстве молитвам. Пожилые люди из религиозных семей сегодня вспоминают, как любили в детстве слушать толкование Библии, разговоры стариков на темы пророчеств «конца света», пересказы из житийной литературы.
Переход к современному типу воспроизводства населения в России начался примерно в конце XIX – начале XX столетия вслед за Западной Европой, и Сибирь также, но несколько позднее, включилась в этот процесс. В ХХ в. русский народ вступал преисполненным жизненных сил, с точки зрения рождаемости наши соотечественники являлись лидерами в планетарном масштабе [64].
|
Однако последующие события, революция 1917 г., новые декреты, подрывавшие значение веры, целенаправленно привели к ожидаемым результатам: отмене церковного брака, легализации фактического брака, упрощению процедуры разводов, разрешению абортов. Все же впервой четверти ХХ в. даже после реформ, отменивших церковный брак, образ женщины-матери в народном представлении все еще был окружен многочисленными детьми.
К 1920-м гг. демографическая картина в сибирской деревни подверглась значительным изменениям. Исследованиями историков обнаружено, что новшества в первую очередь коснулись брачного поведения – повышения возраста вступления в первый брак, увеличение числа холостых мужчин (27,3%) и незамужних женщин (19,3%) [65]. 20-е гг. ХХ в., а именно 1923-1928 гг., по определению историка В.А. Исупова, являются временем «затишья перед бурей» - так он назвал единственный бескризисный момент отечественной демографии [66]. С начала восстановления народного хозяйства на базе НЭПа произошло сравнительно быстрое увеличение показателей воспроизводства населения. В 1923 – 1929 гг. появляется тенденция резкого подъема рождаемости, сокращения смертности и получения сравнительно высокого естественного прироста населения как в России, так и, в частности, в Сибири (табл. 3).
Таблица 3. Динамика населения по сельским местностям Сибкрая за 1925-1929 гг.
Годы | Родившихся | Умерших | Естественный прирост | |||
всего | На 1000 населения | всего | На 1000 населения | всего | На 1000 населения | |
1925* | 53,6 | 27,3 | 26,3 | |||
53,2 | 25,9 | 27,3 | ||||
55,4 | 25,4 | |||||
1928** | 58,5 | 23,7 | 34,8 | |||
55,1 | 22,6 | 32,5 |
|
* Составлено по Сибирскому краю, по материалам «Естественное движение населения в Сибирском крае за 1925-27 гг.»// Новосибирск: Сибстатотдел, 1930, с.4.
** Составлено по материалам «Сибирский край: статистический справочник». Новосибирск, 1930. С. 14-15.
Высокие показатели рождаемости и естественного прироста были обусловлены тем, что помимо общей для страны компенсаторной послевоенной волны на повышение рождаемости в сибирском регионе сказались дополнительные факторы, например, абсолютное преобладание сельского населения (87 % от всего населения по переписи 1926 г.), уровень рождаемости у которого был традиционно высок.
Кроме того, в Сибири была благоприятная для высокой рождаемости возрастная структура населения – широкая прослойка молодых возрастов. Сюда же шел постоянный приток молодежи из Европейской России: только в 1920–е гг., по подсчетам историка Н.Я. Гущина, Сибирь приняла около 1 миллиона переселенцев, среди которых была значительная доля молодых [67]. Данные по Томскому округу показывают, что рождаемость среди переселенцев была на 9 п.п выше, чем среди старожилов [68]. Как известно, в это время увеличился поток переселенцев из Белоруссии, в семьях которых по подсчетам 1927 г. на каждые 10 тысяч белорусок рождалось 1756 детей, в то время как в русских семьях всего 1008 детей. У коренного населения Сибири рождаемость была многим ниже: 714 детей у шорок и 744 ребенка у алтаек на каждые 10 тысяч женщин. Таким образом, среднесибирский показатель равнялся 1068 рождениям на 10 тысяч женщин. Здесь все же следует учитывать, что в это время исследователями была отмечена тенденция регистрировать детей по другой национальности, в особенности среди переселенцев для облегчения адаптации к местным условиям на основе преобладающей местной национальности
В 1920-х гг. при сохранении высокого уровня рождаемости (элемент традиционного типа воспроизводства), уровень смертности постепенно снижался, и, таким образом, эти годы представляют собой картину переходного периода к новым демографическим отношениям, для которых характерны низкие показатели, как рождаемости, так и смертности.
В годы великой Отечественной войны и послевоенные годы, когда женщинам пришлось становиться на рабочие места вместо мужчин, в городской, а затем и в сельской, среде, русские женщины стали ориентироваться на рождение 1-2 детей, что впоследствии привело к показателю рождаемости 1, 17 на одну семью в среднем, т.е. одному из самых низких даже на фоне других, малочисленных, народов России. Появилась мода на интеллектуальную, карьерную женщину, а избавление от нежелательной беременности значительной частью общества рассматривалось только как медицинская операция. Средства массовой информации, литература, кино активно пропагандировали образы «учительницы», «ученой», «деятеля культуры» и пр., не ориентированные на брак и семью, рождение детей. Главными событиями в жизни девушек 1950-1970-х гг. в общественном сознании мыслилось поступление в ВУЗы, повышение по службе, общественная работа, где семье оставалось время по остаточному принципу.
С 1986 г., года начала капиталистических реформ, закончился период непрерывного роста народонаселения России. Началось и продолжается уже более 20 лет вымирание россиян. Если суммировать прирост населения за 20 лет с 1970 по 1990 гг., то оно увеличилось на 17 млн чел., а за 15 лет с 1990 по 2005 гг. сократилось на 11,7 млн чел. Современные исследователи придумали даже термин для определения тяжелого демографического кризиса – «гиперсмертность». Им обозначается высокий уровень ухода из жизни трудоспособный людей в период, когда нет войны. Комплексное исследование проблемы показало, что причин, приводящих к такому результату несколько: последствия двадцатилетия реформ, увеличение в несколько раз бедных слоев населения, курение и алкоголизм, плохое медицинское обслуживание, неважное питание и пр. Приведем данные по Новосибирской области, которые, в целом, характерны и для других сибирских регионов:
Таблица 6. Демографические показатели по Новосибирской области 1999-2008 гг.
На 1000 человек населения | |||||||
Родившиеся | 7,9 | 8,4 | 8,4 | 9,9 | 10,6 | 11,4 | 12,5 |
Умершие | 13,5 | 14,0 | 13,8 | 15,3 | 15,5 | 14,7 | 14,5 |
Естественный прирост | - 5,6 | - 5,6 | - 5,4 | - 5,4 | - 4,9 | -3,3 | - 2,0 |
Браки | 6,1 | 6,3 | 8,0 | 7,6 | 7,9 | 9,7 | 9,6 |
Разводы | 3,4 | 4,3 | 7,2 | 6,7 | 6,1 | 5,6 | 6,0 |
Составлено: Социально-экономическое положение Новосибирской области. Новосибирский областной комитет Государственной статистики. Новосибирск, февраль, 2001, с. 83; Социально-экономическое положение Новосибирской области. Новосибирский областной комитет Государственной статистики. Новосибирск, апрель, 2002, с. 30 и пр.
Гибельные для страны снижение рождаемости и роста смертности отражены в виде крестообразного пересечения двух графиков с соответствующими координатами рождений и смертей, получивших меткое название «русский крест». Подобно тому, как у каждого человека свой крестный путь, так и у каждого народа - свой крест. Графическое изображение судьбы русских вызывает большое беспокойство, поскольку ведет к вымиранию коренного народа России. Демографическая политика должна стать главной темой работы правительства и парламента, ибо к чему все остальные программы, если у нас не будет будущих поколений?
Возвращение к образу женщины-матери в российском обществе, таким образом, имело место в 2000-е гг., когда демографические сдвиги и семейные перекосы стали уже особенно заметны (бездетность, количественный рост больных от рождения детей, появление новых реалий – агрессивного насилия по отношению к детям со стороны воспитателей). Современные реалии семейной жизни дают определенную надежду и обозначают перспективы, которые при сохранении и дальнейшем позитивном, прежде всего, духовно-нравственном, развитии общества могут усиливаться и распространяться.
Надежду дает воцерковленная часть общества, а также священнослужители, которые при наличии собственных, нередко не малочисленных, детей, берут на воспитание брошенных и сирот (например, о. Николай Стремский в п. Саракташ Оренбургской области и др.). В Новосибирской области есть многодетная семья священника о. Анатолия Рублева, которая создала Серафимо-Никольскую школу традиционной русской культуры в пос. Болотное. О. Анатолий и матушка Татиана разработали программно-методический комплекс «Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура», который органично сочетает православное образование и изучение традиций русской народной культуры. Сегодня школа значима еще и тем, что, имея выраженный семейный уклад, повышает в глазах детей авторитет их собственной семьи и способствует формированию правильной системы семейных взаимоотношений. Кроме того, ученики Серафимо-Никольской школы участвуют в подготовке и проведении ежегодных крестных ходов во имя Св. Серафима Саровского, в которых принимают участие все желающие жители Новосибирской области и других российских городов. Ребята и их наставники организуют проведение традиционных праздников календаря, ориентируясь на местные особенности культуры, т.е. занимаются исследовательской краеведческой работой, издают книги, участвуют в работе школьных конференций и пр. Сельские священники становятся организаторами духовно-нравственного и патриотического воспитания детей во вверенных им епархиях, сотрудничая с отделами по культуре, учреждениями дополнительного образования. Сегодня это важное и обнадеживающее направление, так как молодежь стала достаточно многочисленной частью причтов, в этой среде появляются семьи, основанные на христианской нравственности.
Таким образом, рассмотренные в кратком обзоре данные по детности (людности) русской сибирской семьи позволяют говорить о значительном влиянии православного вероисповедания на эту сторону жизни. Взаимосвязь численности семьи и православных традиций, хотя и менялась на протяжении времени, но никогда не уходила совсем, оказывая влияние на поведение, взгляды, систему воспитания. Представления о грехе в христианском понимании пронизывали весь семейный быт – от взглядов на законность браков, рождение и лечение детей до восприятия смерти членов семейного коллектива. Православие настолько глубоко интегрировано в мировоззрение и семейно-бытовую культуру русских, в их числе сибиряков, что исследование семьи как XIX в., так и начала XXI в., не будет корректным без учета этого фактора. Исходя из сказанного, можно сделать выводы относительно решения демографических проблем современной России, в основе которых лежат, во многом, духовно-нравственные кризисные явления.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ГАНО – Государственный архив Новосибирской области, г. Новосибирск
ГАТО – Государственный архив Томской области, г. Томск
НГПУ – Новосибирский государственный педагогический университет
НСО – Новосибирская область