В.В. Ромм, И.Ф. Мингазов
Понятие «культура» настолько обширно, многослойно, что было бы наивно в одном, путь даже и большом, докладе рассчитывать охватить все аспекты этой огромной темы.
Количество официальных трактовок понятия «Культура» перешагнуло за 1000. И это неудивительно. В «Декларации прав культуры»[46] Д.С. Лихачева под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества…
Лихачёв писал: «.. Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла» [1, с. 8-9].
Все сегодняшние негативные процессы в стране мы склонны и напрямую и косвенно связывать с падением культуры, с недооценкой культурной составляющей в жизни России Этот вывод даёт опыт последних двадцати лет перестройки старого СССР в современную Россию, опыт, оплаченный большой ценой, неисчислимыми бедствиями для государства и для населения. Рост преступности, наркомании, беспризорности, демографические спады и кризисы, рост психических заболеваний и всевозможных фобий, проблемы одиночества в миллионном городе, импотенция мужская и женская, сексуальные отклонения, бесплодие. Практически отсутствует такое понятие как патриотизм, национальная гордость, профессиональная честь, честность в отношениях между людьми, благородство, милосердие, благотворительность и многое другое.
Всё это на наш взгляд – плоды небрежения культурой. В стране главным идолом поклонения, мерилом успеха стали деньги. В бюджете России на культуру выделено 4.4%. Это, пожалуй самая маленькая статья финансирования. Но, такая цифра совершенно не отражает значение культуры в жизни граждан и самого государства.
|
Особенно важна культура в современном городе. Город не является естественным природным образованием. Это полностью продукт культурной деятельности человека – культурное образование. Его население может жить и развиваться только по законам культуры. В современном мире города гипертрофированно растут. Речь уже идёт не о нормальной жизни или её улучшении, а о выживаемости населения в этих мегаполисах.
В Новосибирске, на пространстве в 500 кв. км. сосредоточено более миллиона человек (1 397 191 житель по последним данным 2009 г.). Это 52.9% населения области (всего в Новосибирской области проживает 2 632 500 человек на территории 177 800 кв. км). Плотность населения в городе достигает 2781 чел. на кв. км. Для Сибири это цифра очень большая. Плотность населения Новосибирской области без учёта Новосибирска – 7 чел на кв. км. По Сибирскому федеральному округу плотность населения на 2009 - 3.8 чел. на кв. км. По Дальневосточному – 1,05 чел. на кв. км.
В мегаполисе важны и культура речи, культура общения, архитектура, культура транспортных перевозок, питания, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, свадебная культура, отношение к старикам, к инвалидам, похоронная культура, театры, музыка, кино, литература и многое, многое другое.
Деление на материальную и духовную культуру в принципе условно, но оно в мегаполисе приобретает вполне осязаемые границы. На материальную культуру обращается больше внимания, тратится больше средств, вкладывается больше труда.
|
Духовная культура в этом тандеме является наиболее важной, но оказывается в некоем роде падчерицей. Её вроде и признают, но давать ей равные права и возможности не получается. Духовная культура обращается непосредственно к внутреннему миру человека, меняет его. Такие изменения происходят постепенно, долго накапливаются, трудно поддаются мгновенной регистрации, их трудно или вовсе невозможно измерить.
«Если я чего-то не знаю, то этого не существует»! – кажется именно такую позицию по отношению к духовной культуре занимают правительство, чиновники, и даже некоторые учёные – если нельзя потрогать, пощупать, измерить чуткими измерительными приборами, то и проблемы нет!»
Впрочем, сегодня появляются инструменты, фиксирующие самые тонкие энергетические проявления человека. В последнем номере «Казначеевских чтений» напечатана статья В.И.Ставицкого и Н.А. Ставицкой [2, – с. 91- 106], где описываются возможности нового прибора «Психографа» для наблюдения и регистрации биопотенциала как функции времени. В нем реализован метод, который использует информационные (волновые) резервы электронов и наиболее полно отображает психическое микропространство‑время в электрическом микропространстве‑времени без разрыва континуума. Посредством этого метода были обнаружены в очевидной форме эффекты, парадоксальные для классической теории тока и теории связи[47].
При опытах на этом приборе, были получены уверенные инструментальные фиксации изменений биополя человека под влиянием мысли другого человека. Были зафиксированы устойчивые вынужденные электрические отклики испытуемого на активное мысленное воздействие оператора. Продолжительность регистрации этого воздействия во многих случаях была до 1000 секунд, что исключало возможность случайности: «Эффект "связи между внутренними состояниями" не находится в противоречии с понятием (концепцией) нелокальной (бесконтактной) связи, но находится в противоречии с классической теорией электрического сигнала.» [2, – с. 96].
|
Трудно переоценить этот огромный прорыв в невидимое, неосязаемое, неизмеримое прежде пространство! Очевидно, чем ближе находятся два субъекта, тем больше взаимное воздействие. В людском котле мегаполиса мы плотно прижаты друг к другу. Невидимое влияние постоянно воздействует на каждого. И уйти от него нет возможности. Плотность жителей в Новосибирске в 400 раз больше чем по остальной области, в 700 - 1000 раз выше, чем по Сибири.
Результаты исследований Ставицких показывают, что даже посторонняя целенаправленная или отстранённая мысль вмешивается в наш внутренний мир, достаточно сильно изменяет параметры его. Что же говорить о произнесённом слове? Как же мы должны в общении и в обычной жизни следить за чистотой речи, чистотой помыслов, благожелательности, позитиве… К сожалению часто мы видим обратное. Матерное слово стало рядовым явлением на улицах, в транспорте, на телеэкране…
Когда мы говорим о духовной культуре, то, прежде всего, вспоминаем о театре, музыке, литературе. Именно этот большой раздел культуры, выделяемый как искусство, формирует, настраивает, стабилизирует духовный мир жителей, людей Произнося слово «культура», забываем о философских трактовках, а, думаем об искусстве. Десятки тысяч лет известно, что искусство имеет огромное влияние на человека. Искусство, единственное, позволяют человеку взглянуть на себя, на свою жизнь со стороны, оценить свои поступки и их последствия, узнать прошлое, подсмотреть будущее.. Лучшие умы человечества – писатели, историки, философы, политики пытались и пытаются раскрыть секрет такого влияния. Существуют тысячи теорий, гипотез, блестящих предположений. Однако все логические построения, умные гипотезы способны лишь приоткрыть мизерную часть тайны.
В Новосибирске в последние годы на заседаниях Международной Славянской академии формируется гипотеза об энерго-резонансном влиянии музыки. Представляется, что музыка способна настраивать энергетический контур человеческого организма, его эфиродомен. Именно связанные с звучанием музыки изменения характеристик контура позволяет говорить о возможности возникновения в результате резонансной связи, некоего информационного канала между человеком и локальными территориальными энергетическими центрами. Это показывает возможности музыкального искусства с новой стороны.
Ещё более фантастическим выглядит предположение В.П. Казначеева, что общение с искусством перемещает человека из пространства Эйнштейна-Миньковского в пространство Козырева. Такой переход создаёт любое из искусств, творческая работа.
В.П. Казначеев пишет: «… последние открытия науки позволяют полагать, что мы сегодня действительно присутствуем в процессах взаимодействия нескольких параллельных миров (см. схему 2 на с. 24). Реально же сегодня измеряется приборами и расчетами, моделируется пространство времени Эйнштейна и энергии-времени Козырева» (выше, с. 15).
«Н.А. Козырев открыл пространство (еще один параллельный мир) энергии-времени. В этом параллельном мире с пространством Эйнштейна-Минковского происходят противоречивые события, с которыми сегодня сталкивается и вероисповедание, и психофизика, и планетарная футурология. Н.А. Козырев в 60-х г. прошлого века описывает и подтверждает противоречивый эффект в астрофизических наблюдениях. На основании этих работ (измерений) он делает вывод о том, что в пространстве энергии-времени скорость света бесконечна...» (выше, с.13).
На театральном спектакле, симфоническом концерте, вернисаже часто возникают сладкие моменты прозрения, экстаза, потрясения, когда время сжимается и растягивается, а за краткие мгновения проносится вся жизнь. Если принять предположение В.П. Казначеева, то тайна окажется вполне объяснима. Если под влиянием искусства осуществился выход из жёстко регламентированного во времени пространства Эйнштейна-Миньковского, в соседнее параллельное пространство Козырева, где нет деления на прошлое, настоящее и будущее, где скорость бесконечна, то можно говорить о возможности взгляда со стороны и на свою жизнь, и на другие события обычного мира.
Конечно, мы говорим, очень обобщая. Это – очень сложные процессы. И зритель не всякий способен уёти в в другой «параллельный» план. Для этого надо быть наученным понимать и любить искусство, получать от него удовольствие. С другой стороны, не всякий музыкант, артист способен создать условия для появления канала перехода. Это способны безусловно делать для любой категории зрителей единицы, которых мы называем великими актёрами, великими музыкантами. Процесс воспитания такого специалиста невероятно сложен, длителен и непредсказуем. Пока России, Новосибирску везёт на таланты, на способную молодёжь, на появление великих исполнителей.
Русская духовная культура, русская литература всегда отличалась тем, что видела человека в единстве противоположностей, страстей, чувств, стремлений, идеалов. Когда мы говорим о духовной культуре, то надо представлять третью составляющую – общую картину соотношений положительного и отрицательного на пути к достижению гармонии.
Эволюция природы к гармонии по «золотому сечению» впервые математически установлена епископом Лукой Пачоли совместно с Леонардо да Винчи 500 лет тому назад в книге «Божественная пропорция», Венеция, 1509г.[48] в эпоху Ренессанса. Законы гармонии после эпохи Ренессанса продолжали исследоваться и внедряться в теории музыки, архитектуре, живописи и некоторых социально-экономических моделях[49].
Московский учёный А.С. Харитонов, выступая на новосибирской конференции, убеждал, что во многих бедах современного мира виновна опора на бинарность и дихотомию. Выступающий оперировал математическими формулами триединства мира, и призывал перейти во всех жизненно важных расчётах на «основы трехсущностной математики, кодом которой является «золотая пропорция», описывающая цель эволюции природы к гармонии и рост многообразия форм бытия [3, – с. 158]. «Живое и неживое тело движутся к гармонии – тройственному равновесию, но разными способами из-за различной организации в них. Их общей движущей силой является отклонение от равновесия, описываемое свободной энергией образования системы, а цель движения так же общая - достижение полной гармонии при минимуме свободной энергии образования системы» [2, – с. 182].
Сегодня в культурной жизни большого мегаполиса есть, наряду с отрицательными, положительные явления, которые нельзя упускать из виду.
Появилось несколько добровольных объединений по интересам, где люди разных профессий и возрастов совместно учатся, отдыхают, слушают лекции, готовят представления и т.д.
Мне посчастливилось встречать много молодых людей, для которых трезвый образ жизни – норма. Это ещё не стало распространённой модой, но можно говорить, что образ трезвого, не пьющего, ни дома, ни на работе молодого человека становится всё более и более привлекательным для общества. Мы надеемся, в ближайшее время это может стать модным «брендом». Во всяком случае, к такому надо стремиться. Если на это будут нацелены произведения искусства, то такая мечта вполне осуществима.
Нельзя не отметить, что возросла тяга новосибирцев к классическому искусству. Сегодня все театры, филармонические залы переполнены зрителями. Не всегда можно и достать билет на желаемое представление.
Этот феномен можно назвать реакцией самосохранения, в ответ на агрессивное наступление поп-масс-культуры, однообразной и безголосой телеэстрадной мафии, вульгаризации театральных постановок и так далее.
Новые веяния, вызовы времени ставят важные задачи перед искусством, требует от него особой ответственности.
Музыкальная продукция стала мощным оружием психологического воздействия, которую журналисты уже давно назвали "музыкальным наркотиком". В 2009 г. на рынок были выброшены промышленные образцы реальных, мощных музыкальных наркотиков. Такой наркотик доступен каждому. Практически и теоретически неконтролируемый рынок этого наркотика – Интернет. Многочисленные сайты продают за деньги этот наркотик. Не хочешь за деньги – можешь попробовать сделать образец сам! Наркотик прост, основан на бинауральных волнах и бинауральных ритмах.
В Интернете на форумах появились обеспокоенные вопросы: «Как защититься?» Это сложные и пока не решаемые вопросы. Как различить где наркотик, а где обычная попса? Как лечить? По телевидению специалисты в растерянности говорят, что явление мало исследовано и в открытой печати никаких рецептов нет.
Общество оказалось совершенно не готово к новой беде. Нет соответствующих правовых норм, законодательства, не разработаны меры действенного лечения, профилактики. Следует немедленно объединить усилия музыковедов, совместно с физиками и медиками по разработке надёжных противоядий этой угрозе. Наивно требовать открытия секретных архивов, где, возможно есть рецепты противоядия.
Нельзя недооценивать и другой аспект – массовая культура, всевозможные музыкальные поп-стили и направления звучат постоянно в радио эфире, на телевидении, на концертных и стадионных площадках. Хоть звучат тексты на английском языке, но от национальной культуры народов Америки и Великобритании такая музыка очень далека. Нельзя сказать, что эта экспансия остается незамеченной. Деятели культуры, правительства многих стран давно бьют тревогу, однако попытки остановить, глобальное выхолащивание национальных музыкальных культур пока не дают резыльтатов.
Тревога деятелей искусства, ученых понятна. Если заменить народное искусство, музыку, танец чем-то вненациональным, это может привести к потере национальной самобытности, исключительности.
Автор в своих статьях неоднократно указывал на опасность ситуации с массовой музыкой и в 2008 году даже явился инициатором обращения в Совет безопасности России [7, 8].
Феномен принятия молодёжью в качестве доминирующей моды поп-музыки объективен, но практически полная оккупация звучащего экологического пространства человека поп-музыкой в большей своей части производится искусственно, по спекулятивным причинам получения сеийминутной материальной выгоды.
Культура современного общества сложна и многообразна. Если говорить только о художественной культуре, то здесь можно выделить различные пласты: "высокую" ("ученую") культуру академического плана, демократические и элитарные направления, универсальные массовые формы профессиональной культуры и народного творчества, народную культуру и собственно коммерческую массовую культуру. Вот именно массовая культура, поп-культура захватила сегодня более 90% информационного пространства. Массовая культура создает своё пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.
«Декларируется "новая философия", которая "в принципе отрицает возможность достоверности и объективности..., такие понятия как "справедливость" или "правота" утрачивают свое значение...".
Феномен поп-культуры обусловлен коммерциализацией всех общественных отношений, превращением в товар явлений духовной культуры, а, значит, подчинению законам товарно-промышленного производства. В массовую культуру вкладываются деньги, как в предприятия, земельные участки в расчете получить прибыль. Целью культурного производства" является делание денег, а не мерка человеческого благополучия или "воспитание зрелого сознания.
Масскульт всеяден и паразитирует на разных культурных реалиях: политических идеях и событиях, криминальных историях, искусстве академического типа, народной, элитарной культурах, его модернистских направлениях.
Противоядием вненациональному воздействию музыкальной поп-масс-культуры является классическая и народная музыка
Настораживает, что именно классика и народная музыка исчезают из повседневно звучания. Народную музыку вправе занести в красную книгу сохранения экологии человека, она практически исчезла из средств масс-медиа. А ведь именно народная музыка является одной из главных составляющих, которые сформировали и продолжают удерживать национальные отличия человека.
Классика становится элитарным искусством, слишком дорогим по цене. В то же время налицо настойчивые попытки искажения и неоправданной модернизации как классики, так и народной музыки. Сегодня искажения, модернизации, современные постановки приняли лавинообразный характер. Но если даже чуть-чуть исказить музыку Моцарта, то она перестаёт давать знаменитый и благотворный «эффект Моцарта».
В декларации Д.С. Лихачёва провозглашается: «- исходя из международных актов, затрагивающих вопросы культуры, в первую очередь статьи 27 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами», преамбулы Устава ЮНЕСКО, утверждающего, что для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира …
Новосибирск обладает огромным творческим, актёрским, музыкантским, художественным потенциалом. Недаром Новосибирск долгие годы считается неофициально культурной столицей Сибири. Это подкрепляется и статистикой. Например, посещаемость театров в 2008 г. в Новосибирске на 55% была выше, чем по в целом по России.
Избежал ли он постмодернистстких перекосов?
Возьмём тот же Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. В нём, как впрочем, и в прославленных столичных театрах России – Большом театре Москвы, Мариинском театре Санкт-Перербурга, в угоду моде стали очень часто появляться постановки, в которых режиссёрские изыски изменяют содержание, смысл, время действия, вульгаризируют известные оперные произведения. В результате рекламируемая на афише классическая опера, становилась по сути новым произведением, далёким по идеологии, драматургии, содержанию от своего оригинала. Очень настораживает, что такие искажения не получали и не получают должного осуждения ни на страницах прессы, ни у местных и федеральных органов управления культурой.
Да, сегодня в угаре постмодернизма, раздаются разговоры, что режиссёр становится равноправным автором, что он может изменять всё. Но это должно касаться современных постмодернистских произведений, где композитор и либреттист оставляют такую свободу режиссёру, вводят соответствующие противодействия, контрастные сюжетные линии, абстрактные коллизии и так далее. Но искажение классики, изменение произведения другой эпохи, другого времени недопустимо. Это прямо подпадает под законы «Об охране авторских прав», «О защите прав потребителя».
И этими, уже существующими законами следует пользоваться.
Просветительская работа, приобщение к высокому искусству невозможны без регулярных посещений театров, концертов и других культурных мероприятий. Если Новосибирск – Столица культуры, то в идеале каждый житель должен иметь возможность один или два раза в год мог посетить разные театры. Очевидно и количество мест, количество спектаклей в театрах должны быть рассчитаны на решение этой задачи.
Интересно посмотреть, может ли город обеспечить всех жителей доступом к культуре, искусству?
Оперный театр вмещает 1800 зрителей. Это крупнейший театр Новосибирска. Если мы предполагаем, что следует иметь возможность каждому жителю посетить театр хотя бы один раз в год, то надо 600 -700 спектаклей при полном зале (два спетакля кажый день без выходных). Количественный состав творческого коллектива не рассчитан на столь большой план.
Театр сегодня даёт в среднем 10 (6-15) спектаклей в месяц. Сезон длится в городе не более 10 месяцев (с учётом всевозможных зарубежных гастролей). Это 100 – 150 спектаклей.
Следует учитывать, что стремятся попасть в оперный театр все гости города, на спектакли также регулярно приезжают специальными автобусами зрители из Барнаула, Томска, Кемерово. Кроме того полным зал театра бывает не всегда. А есть еще завсегдатаи, постоянные меломаны, которые ходят чуть ли не на каждый спектакль... Всё это приводит к тому, что обеспечить даже одно посещение каждого жителя в год оперный театр не может. Эта возможность предоставляется только одному из восьми-десяти жителей.
В результате оказывается – прийти один раз в год на спектакль может лишь 150 000 новосибирцев. Следовательно 1 250 000 жителей Новосибирска, при всём желании, не смогут попасть в этот год в театр. Что удивляться, что есть много жителей города, которые за свою жизнь так и не побывали в Новосибирском оперном.
Кстати, в тридцатые годы, когда город имел чуть больше ста тысяч жителей, зал оперного театра проектировался на 8000 зрителей. После корректировки сороковых годов количество зрительских мест в театре стало 2200 [5]. Новая корректировка после реконструкции рубежа столетий уменьшила эту цифру до 1800 мест.
Мы постоянно говорим о приоритете работы с детьми. Трудно переоценить роль кукольного театра в формировании мировоззрения, в воспитании самых маленьких граждан. Детей 1–6 лет в Новосибирске (по сведениям на 2009 г.) 77 400. В городе есть прекрасный кукольный театр. Причём в этом возрасте в одиночку ребёнок не может прийти в театр, его сопровождает кто-то из взрослых. Мест в кукольном театре всего 189. Для одного посещения каждого юного жителя с родителем надо дать 860 представлений. Это не менее 78 спектаклей в месяц при сезоне в 11 месяцев. Артистам кукольного надо без выходных дней работать по три спектакля в день, чтобы каждый житель 1-6 лет Новосибирска только один раз в год попал в театр.
Трудно переоценить положительные воспитательные возможности театра и для детей школьного возраста. Практически во всех областных городах России есть театры Юного зрителя. В 1930 году в Новосибирске вторым профессиональным театром после оперного стал театр юного зрителя. Это был замечательный театра, со своим особым репертуаром, со своим преданным зрителем, со своими талантливыми и неповторимыми актёрами. 30 лет этот театр работал в помещении Дома Ленина, мечтал о своём новом здании. После долгого строительства городу удалось построить это здание. И … театр юного зрителя в Новосибирске перестал существовать. Появился вместо него театр «Глобус», который ориентирован на юношескую и взрослую аудиторию. А вот дети и подростки не лишились своего театра. Есть своя специфика у детского театра, есть свой репертуар. Очень сложный, очень разнообразный. Актёры детского театра это особый мир, особая манера, стилистика, внешность. Взять хотя бы наличие актёров-травести, чтобы играть роли мальчиков. Артисты взрослого театра не могут сыграть многие пьесы такого репертуара. Поэтому то и создаются специальные детские театры.
Могут сказать, что практически все театры города иногда ставят детские спектакли. Но именно иногда, часто по принуждению. Это никак не закрывает проблему отсутствия своего детского театра. Но даже эти спектакли в дефиците. В Новосибирске 170 000 детей школьного возраста. В среднем театре 500 мест. Следовательно, чтобы каждый школьник один раз в год посетил детский спектакль надо дать примерно 300-400 спектаклей. Это полугодовая норма работы театра. А если даже по школьной программе надо в год посмотреть три-четыре пьесы?..
Так обстоит дело с возможностью посетить театры разными категориями жителей нашего города.
Как обстоит дело с просветительством, приучением жителей понимать и любить искусство? Опыт диктует, что нужно с детства учить слышать, видеть, чувствовать прекрасное. Если этому не учить, то молодёжь не будет знать, что в мире помимо масс-культурных подделок и суррогата, есть что-то другое, из чего можно выбирать. Современная молодёжь не воспитывалась с детства на традиционной культуре. Почти два десятилетия о музыкальном просветительства в нашей стране даже не упоминали. Большинство молодых людей не научена слушать и слышать музыку, различать её.
Россия имеет прекрасные традиции просветительства. Это передвижники в живописи. Или Российское императорское музыкальное общество, которое возникло 150 лет назад в России. Благодаря ИРМО, во всей необъятной империи за какое-то десятилетие было налажено народное музыкальное просветительство, открыты первые музыкальные школы и консерватории. Особенно это было важно для Сибири, где в это время на пустом месте практически во всех городах появились музыкальные классы, школы, кружки.
Модно и политкорректно ругать жизнь в СССР. Но, в советское время, несмотря на финансирование культуры по остаточному принципу, музыкальное просветительство было налажено системно и повсеместно. В крупных городах этим занимались лектории филармоний, многочисленные университеты культуры, артисты всех театров, была налажена каждодневная шефской работе. Практически в каждую школу раз в один или два месяца приезжали артисты с лекциями-концертами. Была налажена огромная профсоюзная система приобщения трудящихся к любительскому (самодеятельному) творчеству Любой ребёнок, подростку, взрослый мог бесплатно приобщаться к искусству, обучаться танцам, вокалу, актёрскому или цирковому искусству в кружках, клубах, Домах и Дворцах культуры. Были обязательные ежегодные школьные, районные, городские, областные, всесоюзные смотры, конкурсы, фестивали народного творчества. Увлечённость творчеством – надёжная защита от наркомании, пьянства, криминала.
Как сегодня обстоит дело в Новосибирске в этой сфере? Так дли всё благополучно в культурном отношении в Новосибирске? По силам ли ему будет организация в полном объёме просветительской работы, если завтра правительство потребует её выполнить?
Занятия искусством стали условно бесплатными. Эта «бесплатность» такова, что детям из бедных и неблагополучных семей заниматься танцами, вокалом в детских школах искусств чаще всего оказывается не по карману. Но не будем продолжать эту тему. Предположим, наши призывы обезопасить детей от криминала, наркотиков, пьянства через приобщение к искусству возымели действие и завтра все дети нашего города, включая дошкольников ринулись заниматься танцами, петь, декламировать, рисовать… Опять обратимся к статистике и увидим реальные возможности города в этом плане.
В Новосибирске в средних школах учится 115 802 (2008 г.) [6], в средних специальных учебных заведениях – 30 758 чел. [6] и более 77 000 дошкольников. В городе есть 13 музыкальных школ, 16 школ искусств и три художественные школы. За год все эти школы могут принять на обучение всего 12 893 ребёнка (2007 г.) [50]. Спортивные школы все вместе взятые также могут принять в год 11 400 детей (2007 г)[51]. Следовательно, почти 200 тысяч остальных детей города не могут рассчитывать получить помощь искусства, а будут искать занятия на улице, в наркотиках, криминале, пьянстве …
Как обстоит дело с взрослыми?
Можно заниматься в школах искусств до 17-18 лет. Дальше наступает взрослая жизнь. Если выпускник школы поступит в ВУЗ то у него есть надежда продолжить занятия любительским творчеством. К сожалению, коллективов студенческой самодеятельности намного меньше детской, и организация студенческого художественного творчества не носит систематического, узаконенного характера.
Но, если же юноша или девушка после школы пошли работать, то на любительском художественном творчестве надо ставить крест. Взрослой самодеятельности в городе практически нет. Некуда им пойти. А ведь взрослое трудоспособное население – это самый ценный капитал. Ценность его будет увеличиваться с каждым годом из-за старения населения. Сегодня в Новосибирске жителей трудоспособного возраста 900 тысяч человек. В экономике занято 459 711 человек (2008 г.) [7] Если молодой специалист в детстве занимался каким-нибудь творчеством, то и во взрослой жизни не будет представлять жизни без этого. Кроме того, если лишить такого человека творческой составляющей, это будет заметно сказываться на настроении, на отношении к работе, качестве работы. Сегодня профессиональные качества русских рабочих, культура производства весьма невыгодно отличаются от западных параметров. Культура производства невозможна без культуры рабочего, сборщика, конструктора, инженера, и многих других. Только творческая работа сегодня может приносить радость и выдерживать мировую конкуренцию вывести Россию из экономическоо тупика.
Пенсионеры.
Их в 2009 г. в Новосибирске более 300 тысяч. Количество пенсионеров по всем прогнозам будет увеличиваться. Все пенсионеры в советском детстве прошли через систему художественной самодеятельности. Для многих из них самыми сладкими, самыми дорогими воспоминаниями остались выступления на смотрах, фестивалях, конкурсах. Сейчас этого нет. Правда уже третий раз в области явочным порядком на энтузиазме самих пенсионеров проходит фестиваль хоров ветеранов. Надо видеть, какую радость доставляют пенсионерам выступления на этих фестивалях. О существовании федеральных, областных или муниципальных программ, систем поддержки любительского творчества пенсионеров нам не известно.
Можно долго перечислять, чего нет. Всё равно в конце возникнет извечный русский вопрос: «Что делать?»
Пример решения показал сам губернатор. Виктор Александрович Толоконский, несмотря на огромную занятость в последний год стал выступать перед пенсионерами с … сольными концертами. Красивым, поставленным баритоном, на высоком для любителей уровне он исполняет произведения 40-х – 80-х годов. Выступления проходят регулярно в праздники, собирают огромную аудитории, подавляющая часть которой – пенсионеры. Особенностью этих встреч на главной площади города является и то, что зрители под пение губернатора танцуют. Они стали горячими поклонниками вокального таланта руководителя области. Надо видеть счастливые глаза танцующих дедушек и бабушек!
Данный факт очень показателен. С одной стороны он показывает потребность в искусстве у человека любого социального статуса. С другой стороны высокую эффективность воздействия искусства. И наконец, достаточно простые и дешёвые рецепты решения проблем.
Завершить этот доклад хочется предложением, чтобы в Новосибирске главным была не экономика, не деньги, а культура.
Следует в нашем мегаполисе ввести третью составляющую во всех планах, бюджетах – «Удовлетворение социальных потребностей населения». А в социальные потребности неотъемлемой частью, кроме потребительской корзины, должно входить обеспечение культурных потребностей человека.
Пусть Администрация области, Мэрия объявят политическую волю, что главной задачей их служения является создание условий для развития культуры Новосибирска.
Тогда хоть один город в России действительно можно будет назвать городом культуры, где будут в соответствии с этим строить дома, украшать дворы, принимать на работу, планировать и оценивать бюджет…
Тогда можно будет говорить о стремлении выполннить завещание Д.С. Лихачёва, внять его предупреждению: «Вне культуры настоящее и будущее народов, этносов и государств лишается смысла».
Литература.
1. Казначеевские чтения, № 3, 2008 – Н-ск.: Изд-во ЗСО МСА, 2008
2. В.И.Ставицкий, Н.А.Ставицкая. К вопросу объективизации ментальной динамики и неклассической рецепции человека / Казначеевские чтения, № 2, 2009 – Н-ск.: Изд-во ЗСО МСА, 2009
3. А.С.Харитонов. На принципе триединства бытия / Казначеевские чтения, № 2, 2009 – Н-ск.: Изд-во ЗСО МСА, 2009
4. Д.С. Лихачев. Декларация прав культуры. Известия. Ру: Достояние человечества.
5. В.В. Ромм. Большой театр Сибири. – Новосибирск, Зап.-Сиб. Изд-во, 1990– 256 с.: ил
6. Паспорт социально-экономического положения города Новосибирска. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Новосибирской области. – Новосибирск, 2009.
7. Ромм В.В. Музыка в свете эфиродоменной теории / Казначеевские чтения. Т I. Новый взгляд на культурную антропологию. Материалы международной научно-практической конференции. – Н-ск.: Изд-во «Архивариус-Н», 2007 – С. 127 – 129.
8. Ромм В.В. Музыка и проблемы национальной безопасности. / Традиции и современность в народной музыке Евразии.Материалы международной научно-практической конференции. – Улан-Удэ, 2008. – С. 21-27.