Регион | Затраты на среднее образование в год, $, 2005 (по ППС) | Затраты на среднее образование за весь срок обучения, $2005 (по ППС) |
США | ||
Новая Зеландия | ||
Великобритания | ||
Германия | ||
Франция | ||
Корея | ||
Бразилия | ||
Россия |
(Примечание - По уровню финальных затрат на среднее образование Россия отстает от США в 6-8 раз).
В развитых странах доля расходов на образование в ВВП стабилизировалась, в среднем, на уровне 5,5% (в России 3,9% в 2006г.). (Примечание - доля ВВП на образование в России ниже чем в развитых странах в 1,5 раза). По экспертным оценкам в 2001 году расходы на 1 бюджетного студента в Российской Федерации были в 6,5 раза ниже средних бюджетных расходов на 1 студента в развитых странах (в 2007 году сократился до 3 раз). В России с 1991 по 2007 год количество высших учебных заведений увеличилось в 5,8 раз, а число студентов в 2,7 раза. Число студентов увеличивалось как в государственных и муниципальных, так и в негосударственных высших учебных заведениях, достигнув 7,46 млн.
Рис.3 Государственные расходы на образование, процент от общих расходов
Анализ зарубежного опыта финансирования образования показывает, что, чем богаче страна (высокий ВВП на душу населения), тем лучше обеспечено образование. В развитых странах увеличение продолжительности образования на 1 год ведет к увеличению ВВП на 5-15%. Государство уже заявило о том, что в ходе проводимой модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, будет последовательно наращиваться его финансовая поддержка до необходимой потребности.
В целом расходы на социальную защиту, то в России за последние пять лет составляли примерно 25 процентов совокупных правительственных расходов и чуть больше 9 процентов ВВП. Совокупные затраты на социальную сферу оцениваются в 2009 году величиной в 1314,5 миллиарда рублей, что составляет 2,56 процента ВВП и 14,6 процента совокупных расходов федерального бюджета. Для сравнения, в странах Западной Европы социальные затраты составляют 30-40 процентов ВВП.
|
(Примечание - несмотря на общий рост социальных расходов государства, доля финансирования социальных отраслей в общей структуре бюджетных расходов по-прежнему невысока и существенно не дотягивает до уровня развитых стран).
Осуществляемые на всем протяжении истории современной России реформы в области здравоохранения были связаны в основном с решением задач его ресурсного обеспечения, касающихся как общего объема средств, так и более рационального их использования. Объем финансирования должен быть достаточен, как минимум, для возмещения общественно-необходимых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи населению. В России предусматривается, что рост эффективности использования имеющихся ресурсов должен обеспечиваться за счет перехода от управления расходами к управлению результатами. Соответственно, формирование и расходование финансовых средств предполагает четко обозначенные цели и результаты деятельности. Целью здравоохранения было провозглашено сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения. Однако достижение этой цели существенно тормозится ограниченностью направляемых на охрану здоровья ресурсов.
|
В США доля затрат на охрану здоровья в ВВП выросла с 5% в 1960 г. до 15,3% в 2004 г., при значительном росте самого ВВП. 8-10% ВВП, расходуемые на охрану здоровья (большей частью, из государственных средств) - уровень, типичный сегодня для богатых европейских стран.
Рис. 4 Затраты на здравоохранение в РФ, доля от ВВП
Здоровье бесценно, в частности в том смысле, что на медицину - и на лечение людей, и на развитие науки - можно потратить любые деньги, и всё будет мало. В США расходы на медицину в 2008 году составили 2,5 трлн долларов, а это 17,6% ВВП (примечание - в США доля затрат на охрану здоровья в два раза превышает Российский ВВП).
Огромная доля госрасходов в составе ВВП не на потребление: это расходы на оборону (рис.5), на правоохранительные органы, госаппарат. В нормальной небольшой стране — это 5 % ВВП, в большой стране — это 10 %, в самой большой стране типа США — это 15 %, а у нас — 20 % ВВП. (примечание - в следствии значительных расходов не на «человека» россияне и отстают по получаемым реальным доходам).
Рис. 5 Доля военных расходов в ВВП в 2005-2006 годах в 20 странах с максимальным ВВП
Необходимо в течение 2-3 лет увеличить финансирование здравоохранения минимум до 6% от ВВП, как это сделали страны Европы в начале 90-х годов. Учитывая, что в течение многих лет отрасль существенно недофинансировалась, необходимо предусмотреть в федеральном бюджете еще больший объем средств на здравоохранение (рис.6-7). Только при условии достаточного финансирования отрасли реформа здравоохранения, включающая в себя реструктуризацию отрасли с внедрением рыночных механизмов, повышение эффективности управления и качества медицинской помощи, создание системы мотивации медицинских работников и многое другое, будет успешной.
|
Рис. 6 Государственные расходы на здравоохранение, долларов по ППС, 2006 год
Рис.7 Государственные расходы на здравоохранение, % от общих гос. расходов, 2006 год
Одной из важнейших задачь России является реальное снижение доли бедных в стране (рис.8). Тенденция по данным Росстата положительная однако шестая часть населения России не имеет возможности сопротивлятся болезням и повышенной смертности.
Рис. 8 Процент населения ниже прожиточного минимума
Главной задачей вычислений индекса развития человеческого потенциала является ранжирование на его основе различных стран и сопоставление рейтинга стран по ИРЧП и ВВП на душу населения. Если рейтинг по ИРЧП выше, чем по среднедушевому ВВП, это позволяет судить о большей ориентированности экономики страны на цели человеческого развития, и наоборот. (примечание – в России ИРЧП за 2006 год рейтинг 73 страны, а по ВВП на душу населения страна занимает 65 место).
Таким образом, без реальных инвестиционных вливаний в человеческий капитал России не догнать развитые страны и это отставание десятки лет.
УДК 519.92+536.758