Глава 3. ОСПАРИВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)
СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
1. Общие положения
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).
Обращение в арбитражный суд по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется в форме заявления. В суд общей юрисдикции подают административный иск.
Ни АПК РФ, ни КАС РФ не устанавливают обязательность соблюдения перед обращением в суд досудебного порядка урегулирования споров, кроме случаев, прямо указанных в законодательстве. Поскольку законодательством об исполнительном производстве такие требования не установлены, гражданин или организация в случае нарушения судебным приставом-исполнителем их прав и законных интересов вправе по своему выбору обратиться в суд с административным иском (заявлением) либо с жалобой в порядке подчиненности.
Административное исковое заявление (заявление) о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и иных охраняемых законом интересов.
При этом согласно общему правилу срок обращения в суд с административным иском (заявлением) об оспаривании решений, действий (бездействия) ФССП России, ее территориальных органов, а также их должностных лиц, не являющихся судебными приставами-исполнителями, составляет три месяца.
|
Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда, а его причины выясняются в ходе рассмотрения дела. Однако установление в рамках судебного разбирательства факта пропуска указанного срока без уважительных причин может послужить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления (заявления).
Подача в суд административного искового заявления (заявления) об оспаривании решений должностных лиц Службы, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
2. Подведомственность и подсудность дел об оспаривании
постановлений, действий (бездействия)
судебного пристава-исполнителя
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции (ст. 128 Закона об исполнительном производстве).
В основном заявления об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия) подаются в суд общей юрисдикции. В арбитражный суд обращаются в случаях оспаривания действий (бездействия):
- по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражным судом;
- по исполнению требований, содержащихся в актах органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением актов Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя;
|
- по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
- по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
- в иных случаях, напрямую установленных АПК РФ.
На практике возникают вопросы подведомственности при оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в рамках сводного исполнительного производства. Так, в частности, в одном исполнительном производстве могут находиться исполнительные документы как арбитражного суда, так и суда общей юрисдикции. Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50, в случае если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и (или) исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции (п. 4).
|
Заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подлежит рассмотрению арбитражным судом, если оно принято к производству арбитражного суда до объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в котором также исполняются исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции, и (или) исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции.
Согласно ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу - по месту нахождения органа, в котором указанное лицо исполняет свои обязанности.
В случае если место нахождения органа или должностного лица не совпадает с территорией, на которую распространяется их компетенция, то заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются их полномочия или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо <1>.
--------------------------------
<1> См. п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
На практике <1> суды при определении места исполнения судебным приставом-исполнителем своих обязанностей исходят из положений ст. 33 Закона об исполнительном производстве, согласно которой если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
--------------------------------
<1> См. Апелляционные определения Московского городского суда от 6 июня 2015 г. по делу N 33-23351/2015, Свердловского областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 33-791/2015, Кемеровского областного суда от 3 июня 2015 г. по делу N 33А-5745.
Необходимо обратить внимание, что альтернативная подсудность (по месту жительства гражданина) по оспариванию действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей КАС РФ не предусмотрена.
Что же касается арбитражных судов, то в ч. 6 ст. 38 АПК РФ определена исключительная подсудность дел по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей - по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
При этом, по мнению арбитражных судов, местом нахождения судебного пристава-исполнителя является место нахождения (адрес) структурного подразделения территориального органа ФССП России (отдела).
3. Рассмотрение судом административного
искового заявления (заявления)
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей рассматриваются судом в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ и гл. 24 АПК РФ, в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления административного искового заявления (заявления) в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
В случае рассмотрения сложных дел или значительного числа участников процесса данный срок может быть продлен. При этом если дело рассматривается судом общей юрисдикции, такое продление возможно на срок не более одного месяца, а в случае рассмотрения дела арбитражным судом - не более шести месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ, ч. 3 ст. 226 КАС РФ).
С учетом сокращенных сроков рассмотрения суды отдельных субъектов РФ устанавливают в запросах короткие сроки для представления отзывов (возражений) и копий материалов исполнительных производств, которые, как правило, истекают к моменту поступления соответствующих судебных запросов в территориальные органы ФССП России.
Во избежание пропуска процессуальных сроков целесообразно использовать возможности по направлению в суды документов в электронном виде <1>.
--------------------------------
<1> См.: ст. 45 КАС РФ; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 8 ноября 2013 г. N 80 "Об утверждении порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде" // СПС "КонсультантПлюс".
Лица, участвующие в деле об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.
При этом суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие (бездействие), и в случае их неявки наложить судебный штраф.
Необходимо отметить, что в отличие от норм АПК РФ КАС РФ допускает применение к лицу, не исполнившему обязательство о явке, такой меры процессуального принуждения, как привод. Указанная мера может быть применена не только в отношении свидетелей, но и в отношении сторон административного дела, например судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 120, ч. 3 ст. 121 КАС РФ).
Если для рассмотрения дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, суд по собственной инициативе или по ходатайству участника процесса решает вопрос о возможности участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, о чем выносится мотивированное определение.
Следует иметь в виду, что в отличие от АПК РФ КАС РФ устанавливает более жесткие требования к участию в судебном заседании представителя.
Так, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование.
Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Таким образом, если от имени должностного лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, выступает работник аппарата территориального органа ФССП России, предъявление в суд документов о наличии у данного работника высшего юридического образования обязательно.
Вместе с тем, если должностное лицо, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, само осуществляет судебную защиту, указанному лицу не требуется представлять в суд документы о наличии у него высшего юридического образования, поскольку такие требования могут быть предъявлены только к его представителю.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, суд может принять меры предварительной защиты (обеспечительные меры).
Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению сходны с мерами по предварительному обеспечению иска в арбитражном процессе (гл. 7 КАС РФ, гл. 8 АПК РФ).
Обеспечительные меры допускаются, если непринятие этих мер может привести к нарушению прав и законных интересов административного истца (заявителя), затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В качестве мер предварительной судебной защиты (обеспечительной меры) суд может приостановить действие оспариваемого постановления или приостановить совершение в отношении административного истца (заявителя) оспариваемого действия, наложить арест на имущество административного ответчика, возложить на последнего обязанность совершить определенные действия. Кроме того, в необходимых случаях не исключается возможность принятия судом нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску <1>.
--------------------------------
<1> См. п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36.
Наиболее важной частью судебного разбирательства по административным исковым заявлениям (заявлениям) как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции является доказывание законности принятого судебным приставом-исполнителем решения, совершенного действия (бездействия).
Так, ч. 1 ст. 62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В этой связи лица, обратившиеся в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия) должностных лиц Службы.
Вместе с тем, несмотря на освобождение от доказывания незаконности решений, действий (бездействия), административный истец обязан:
- указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат оспариваемые им решения, действия (бездействие);
- подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения;
- подтверждать иные факты, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Аналогичным образом обязанность по доказыванию распределяется и в арбитражном процессе (ст. 200 АПК РФ).
Учитывая, что судебный пристав-исполнитель должен доказывать правомерность вынесенного им постановления, совершенного (несовершенного) действия, возникает вопрос о необходимости подготовки и представления суду отзыва на административное исковое заявление (заявление).
Следует обратить внимание, что в отличие от положений КАС РФ в АПК РФ установлена обязанность ответчика представить суду отзыв по существу заявленных требований (ст. 131 АПК РФ).
Отзыв может быть представлен в арбитражный суд в электронном виде, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело.
Административный ответчик (ответчик) имеет право давать суду объяснения по доводам административного искового заявления (заявления) как в устной, так и в письменной форме (ст. 81 АПК РФ и ст. 68 КАС РФ). Объяснения, данные суду в письменной форме, вместе с приложенными к ним материалами приобщаются к материалам дела и оцениваются судом наряду с иными доказательствами по делу.
Согласно ст. 291 КАС РФ и ст. 227 АПК РФ судебное разбирательство может осуществляться без проведения судебного заседания (в порядке упрощенного (письменного) производства). Вместе с тем такой порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов ни арбитражными судами, ни судами общей юрисдикции не применяется <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" // СПС "КонсультантПлюс"; п. 70 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36.
Решение суда, принятое по общим правилам, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Глава 4. ЖАЛОБЫ, ПОДАННЫЕ ВЫШЕСТОЯЩЕМУ ЛИЦУ
СЛУЖБЫСУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
1. Понятие и виды обжалования постановлений
и действий (бездействия) должностных лиц
службы судебных приставов
Правовой регламент обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен гл. 18 Закона об исполнительном производстве, Законом о судебных приставах, Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утв. Приказом ФССП России от 10 декабря 2010 г. N 682 <1>, Методическими рекомендациями об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности <2>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
<2> Письмо ФССП России от 3 октября 2011 г. N 12/01-23906-АП "О направлении Методических рекомендаций об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности" (вместе с Методическими рекомендациями об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности, утв. ФССП России 29 сентября 2011 г.) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2012. N 3.
В соответствии со ст. 121 Закона об исполнительном производстве обжалованию в порядке подчиненности подлежат постановления, действия (бездействие), отказ от совершения действий должностных лиц службы судебных приставов по исполнению исполнительного документа.
Рассмотрению в порядке подчиненности подлежат жалобы, оформленные в соответствии с требованиями ст. 124 Закона об исполнительном производстве, содержащие требования:
- об отмене полностью или частично постановления, вынесенного должностным лицом;
- об отмене постановления, принятого должностным лицом, и обязании данного должностного лица принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;
- об отмене постановления, принятого должностным лицом, и принятии нового решения;
- о признании действия (бездействия) должностного лица, отказа в совершении действий неправомерными и определении мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
Не рассматриваются в порядке подчиненности жалобы на постановления о взыскании исполнительского сбора, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.
В случае если в одной жалобе одновременно содержатся требования в отношении постановлений, действий (бездействия) нескольких должностных лиц ФССП России (например, судебного пристава-исполнителя и главного судебного пристава субъекта РФ), которые ранее не были предметом рассмотрения в порядке подчиненности, жалоба подлежит рассмотрению в соответствующей части. В постановлении, принятом по итогам рассмотрения указанной жалобы, нижестоящим должностным лицам поручается рассмотреть доводы заявителя, относящиеся к их компетенции, в порядке подчиненности. По результатам рассмотрения жалобы копию соответствующего постановления следует представить вышестоящему должностному лицу (лицам) ФССП России.
Не рассматриваются в порядке подчиненности жалобы, поданные должностным лицам ФССП России, не указанным в ч. ч. 1 - 3 ст. 123 Закона об исполнительном производстве, а также должностным лицам других органов государственной власти.
Жалобы, поступившие из других органов государственной власти, оформленные в соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 123 и ст. 124 Закона об исполнительном производстве, принимаются к рассмотрению в порядке подчиненности в случае ошибочного направления заявителем в их адрес. При этом срок рассмотрения жалобы либо отказа в рассмотрении исчисляется со дня ее поступления.
Жалоба, содержащая основания и требования, аналогичные ранее рассмотренным, приобщается к имеющимся материалам. О решении, принятом ранее, сообщается заявителю.
Иные обращения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Законом о порядке рассмотрения обращений и иными федеральными законами.
Старшим судебным приставом рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, находящихся в его подчинении, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие).
Главным судебным приставом субъекта РФ рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта РФ, на их действия (бездействие).
В целях обеспечения надлежащего контроля за организацией работы главным судебным приставам субъектов РФ надлежит лично рассматривать жалобы, поданные в порядке подчиненности, следующих категорий:
- принятые на личном приеме;
- направленные центральным аппаратом ФССП России для рассмотрения по существу главным судебным приставом субъекта РФ;
- по исполнительным производствам, находящимся на федеральном и территориальном контроле;
- по исполнительным производствам в отношении должников - стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также иных должников по усмотрению главного судебного пристава территориального органа ФССП России.
Поручение о рассмотрении по существу иных жалоб, поданных в порядке подчиненности, может быть дано главным судебным приставом субъекта РФ своему заместителю.
Главным судебным приставом РФ рассматривается жалоба, поданная в порядке подчиненности, на постановление главного судебного пристава субъекта РФ или заместителя главного судебного пристава РФ, на их действия (бездействие).
Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.
Жалоба, поданная вышестоящему должностному лицу, в трехдневный срок со дня ее поступления направляется (передается) указанному лицу, о чем в письменной форме уведомляется лицо, подавшее жалобу.
Сопроводительное письмо, с которым жалоба направляется (передается) руководителю территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта РФ, подписывается старшим судебным приставом; директору Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу РФ - руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом субъекта РФ.
В случае отзыва заявителем жалобы до принятия по ней решения производство по рассмотрению данной жалобы прекращается должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобы в порядке подчиненности. Жалоба возвращается лицу, ее подавшему, в порядке, определенном Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, с уведомлением об оставлении жалобы без рассмотрения.
При поступлении жалобы в порядке подчиненности руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта РФ, директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав РФ и их заместители могут принять решение о приостановлении исполнительного производства. Указанное решение принимается в возможно короткий срок, но не позднее трех дней с момента поступления жалобы, поданной в порядке подчиненности, о чем выносится постановление, которое направляется сторонам исполнительного производства и заявителю, который может не являться стороной исполнительного производства.
Копии всех постановлений, вынесенных должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, направляются заявителю.
2. Субъекты и объекты обжалования
С принятием нового Закона об исполнительном производстве стороны исполнительного производства, а также иные заинтересованные лица могут обжаловать любые постановления и действия должностных лиц службы судебных приставов, связанные с исполнительным производством, судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, отказ в их совершении как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности (ст. 121) <1>. При этом не имеет значения, каким распорядительным документом оформлены действия судебного пристава-исполнителя: постановлением, в том числе утвержденным старшим судебным приставом, актом, резолюцией на заявлении заинтересованного лица, письмом либо в иной форме <2>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" (постатейный) / Д.Б. Абушенко, А.М. Безруков, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2014.
<2> Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. 2-е изд. М.: БЕК, 2001. С. 391.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Срок на обжалование действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов по своей правовой природе процессуально-давностный: его пропуск не может препятствовать принятию заявления (жалобы), но может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований; однако если срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен <1>.
--------------------------------
<1> Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" (постатейный) / Д.Б. Абушенко, А.М. Безруков, С.К. Загайнова и др.; под ред. В.В. Яркова.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, заместителя главного судебного пристава субъекта РФ, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого они находятся.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подразделения Федеральной службы судебных приставов, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава указанного подразделения, на их действия (бездействие) подается заместителю главного судебного пристава РФ.
Жалоба на постановление главного судебного пристава субъекта РФ или заместителя главного судебного пристава РФ, на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления <1>.
--------------------------------
<1> Апелляционное определение Смоленского областного суда от 18 августа 2015 г. по делу N 33-2574/2015 // https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas.
В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), неправомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу <1>.