--------------------------------
<1> Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 17 июня 2015 г. по делу N 33-3694/2015 // https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SOJ&n=12.
Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.
3. Форма и содержание жалобы,
поданной в порядке подчиненности
Требования к форме и содержанию жалобы установлены ст. 124 Закона об исполнительном производстве. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
В жалобе должны быть указаны: 1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются; 2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; 3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; 4) требования лица, подавшего жалобу.
Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.
|
4. Порядок и срок рассмотрения жалобы,
поданной в порядке подчиненности
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, определен ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве <1>.
--------------------------------
<1> Пункт II письма ФССП России от 3 октября 2011 г. N 12/01-23906-АП.
В случае если лицо, подавшее жалобу, отдельным документом или в тексте жалобы ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для обжалования, то должностному лицу следует принять решение об отклонении ходатайства или его удовлетворении в трехдневный срок со дня поступления жалобы.
Если принимается решение об отклонении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока, в трехдневный срок выносится постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу, в котором указываются причины, по которым отклонено данное ходатайство.
Вместе с тем, если ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока для обжалования удовлетворено, постановление, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должно содержать указанную информацию.
Согласно ч. 1 ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
|
Жалобы, поданные в порядке подчиненности и подписанные представителем, с приложением светокопии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя, подлежат рассмотрению по существу.
Предоставление представителем светокопии доверенности или иного документа, удостоверяющего его полномочия, не удостоверенной нотариально либо не заверенной подписью компетентного должностного лица, печатью организации, от которой исходит соответствующий документ, не может являться основанием для отказа в рассмотрении жалобы по существу.
Также подлежат рассмотрению по существу жалобы, соответствующие требованиям ч. ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве, поданные посредством факсимильной либо электронной связи.
В случае отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, в связи с нарушением установленных сроков обжалования и несоблюдением требований по оформлению и содержанию (п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве), при наличии в жалобе сведений о допущенных должностными лицами ФССП России нарушениях законодательства жалобу надлежит рассмотреть в порядке и в срок, предусмотренный Законом о порядке рассмотрения обращений, о чем заявителю сообщается в сопроводительном письме к постановлению об отказе в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности.
Постановление об отказе в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, в случае принятия судом решения по жалобе аналогичного содержания (п. 4 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве) выносится в трехдневный срок с момента поступления копии судебного решения, вступившего в законную силу, в соответствующее структурное подразделение судебных приставов, территориальный орган ФССП России или центральный аппарат.
|
В случае если копия такого судебного решения приложена заявителем к жалобе, поданной в порядке подчиненности, либо на момент поступления жалобы уже находится в соответствующем структурном подразделении судебных приставов, территориальном органе ФССП России или центральном аппарате, постановление об отказе в рассмотрении по существу выносится в трехдневный срок с момента поступления жалобы.
При рассмотрении жалобы на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданной в порядке подчиненности, следует проводить проверку деятельности должностных лиц, чье бездействие обжалуется, в рамках поданной жалобы на предмет соответствия их действий требованиям законодательства об исполнительном производстве <1>.
--------------------------------
<1> Пункт III письма ФССП России от 3 октября 2011 г. N 12/01-23906-АП.
В случае выявления фактов незаконного бездействия должностных лиц, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований исполнительного документа, исполнительные действия по которому не приостанавливались и не откладывались, следует давать оценку и принимать соответствующие меры к устранению выявленных нарушений, о чем указывается в соответствующем постановлении, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности.
Приостановление срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, оформляется постановлением должностного лица ФССП России, рассматривающего жалобу <1>.
--------------------------------
<1> Пункт IV письма ФССП России от 3 октября 2011 г. N 12/01-23906-АП.
В соответствии с ч. 3 ст. 124 Закона об исполнительном производстве срок рассмотрения жалобы может приостанавливаться уполномоченным должностным лицом службы судебных приставов, рассматривающим жалобу, до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.
Повторное приостановление срока рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, в случае если запрошенные документы не представлены, не допускается.
С учетом приостановления срок для принятия решения по жалобе (вынесения соответствующего постановления) не может превышать 20 дней.
Документы (а также информация), имеющие значение для рассмотрения жалобы, могут быть запрошены у нижестоящих должностных лиц ФССП России, а также, при необходимости, у заявителя, суда, других органов и организаций.
В случае если запрошенные документы не будут представлены заявителем, то решение по жалобе может быть принято без учета доводов заявителя, в подтверждение которых документы не были им представлены.
О возобновлении срока рассмотрения при поступлении запрошенных документов (информации) специальное постановление не выносится.
Если в ходе рассмотрения жалобы в порядке подчиненности установлено, что жалоба аналогичного содержания подана заявителем в суд, срок рассмотрения жалобы приостанавливается до принятия судом решения по существу.
Если судом принято решение об отказе в принятии заявления, прекращении производства по делу, отказе в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока его подачи, рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности, возобновляется. В этом случае выносится постановление о возобновлении срока рассмотрения.
В срок рассмотрения жалобы в этом случае засчитывается период с момента поступления жалобы до возобновления ее рассмотрения, без учета времени приостановления.
Сроки рассмотрения жалоб в порядке подчиненности исчисляются в соответствии с гл. 3 Закона об исполнительном производстве.
5. Подготовка решения по жалобе,
поданной в порядке подчиненности
При поступлении в территориальный орган ФССП России поручения центрального аппарата о предоставлении информации по жалобе на постановления или действия (бездействие) должностных лиц подразделением (должностным лицом), на которое возложены обязанности по рассмотрению жалоб, поданных в порядке подчиненности, и подготовке проекта решения по жалобе, в соответствии с Приказом ФССП России от 1 июля 2008 г. N 313 "О представлении территориальными органами Федеральной службы судебных приставов информации по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц" готовится заключение о результатах проведенной проверки доводов заявителя, которое утверждается руководителем территориального органа ФССП России и направляется в центральный аппарат в установленный поручением срок факсимильной связью (или электронной почтой), с последующим направлением почтой <1>.
--------------------------------
<1> Пункт V письма ФССП России от 3 октября 2011 г. N 12/01-23906-АП.
К заключению следует прилагать копии всех документов, имеющих существенное значение для рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, по существу (ранее поступившие жалобы, ответы на них, копии исполнительных документов, постановлений (актов), вынесенных должностными лицами территориальных органов ФССП России, определения судов и акты прокурорского реагирования).
В случае если из территориального органа ФССП России в центральный аппарат направляется жалоба для рассмотрения в порядке подчиненности, то в целях своевременного принятия решения рекомендуется прилагать к данной жалобе указанные документы.
Если при рассмотрении жалобы, поданной в порядке подчиненности, установлено, что часть доводов заявителя обоснованна, должностное лицо принимает решение о ее частичном удовлетворении. По остальным доводам в удовлетворении жалобы отказывает. При этом выносит постановление о признании жалобы частично обоснованной, в котором поручает должностному лицу, чьи действия обжалуются, устранить допущенные нарушения и принять новое решение.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, оформляется постановлением, которое состоит из вводной, описательно-мотивировочной и заключительной частей.
Вводная часть постановления отражает содержание жалобы заявителя (требования и доводы в их обоснование).
В описательно-мотивировочной части постановления указываются сведения о результатах проверки законности, полноты и своевременности действий должностных лиц, которых касается данная жалоба. Ни один из доводов и фактов, указанных в жалобе заявителя, не должен оставаться без рассмотрения. Результаты проверки излагаются в хронологическом порядке в зависимости от фактических обстоятельств дела со ссылками на действующее законодательство.
Если должностными лицами не применялись меры, предусмотренные нормами действующего законодательства, указываются причины их неприменения. При наличии нарушений должностными лицами норм действующего законодательства указываются меры, принятые к их устранению.
Заключительная часть постановления содержит позицию лица, вынесшего постановление, о полноте, правомерности и своевременности совершения исполнительных действий и вынесения обжалуемого постановления, а также вывод о наличии (отсутствии) нарушений норм законодательства РФ в постановлениях и действиях (бездействии) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.
При этом должна быть дана последовательная оценка постановлениям, действиям или бездействию всех нижестоящих должностных лиц начиная с судебного пристава-исполнителя.
В случае если в ходе рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя вынесено в нарушение законодательства об исполнительном производстве, то оно может быть отменено не только старшим судебным приставом, но и другим вышестоящим должностным лицом, рассмотревшим жалобу.
При рассмотрении жалобы в порядке подчиненности проверка должна проводиться не только по доводам заявителя. При выявлении не указанных в жалобе нарушений необходимо принимать меры по их устранению.
В случае выявления нарушений законодательства об исполнительном производстве, а также ненадлежащего рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, повлекших признание жалобы обоснованной полностью или частично, должностное лицо, рассмотревшее жалобу, поданную в порядке подчиненности, принимает меры для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; направляет материалы должностному лицу, уполномоченному принимать решения о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, постановление должностного лица, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должно содержать указанную информацию.
При наличии необходимых полномочий должностное лицо, рассмотревшее жалобу, поданную в порядке подчиненности, решение о привлечении виновных должностных лиц принимает самостоятельно.
Копия постановления должностного лица, вынесенного по результатам рассмотрения поданной в порядке подчиненности жалобы, направляется должностному лицу, чьи действия (бездействие), постановления обжаловались в порядке подчиненности.
6. Исполнение и контроль за исполнением постановлений,
вынесенных по результатам рассмотрения жалоб,
поданных в порядке подчиненности
Должностное лицо, чьи постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий признаны неправомерными, исполняет поручения, содержащиеся в постановлении, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений <1>.
--------------------------------
<1> Пункт VI письма ФССП России от 3 октября 2011 г. N 12/01-23906-АП.
Указанные действия совершаются должностным лицом в срок, установленный ч. 4 ст. 127 Закона об исполнительном производстве, если иной срок не установлен постановлением должностного лица, вынесенным по результатам рассмотрения поданной в порядке подчиненности жалобы.
В случае удовлетворения жалобы, поданной в порядке подчиненности, должностное лицо, рассматривающее жалобу, назначает служебную проверку в отношении должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.
По результатам исполнения постановления, вынесенного по результатам рассмотрения поданной в порядке подчиненности жалобы, должностное лицо предоставляет информацию должностному лицу, вынесшему постановление по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности, по исполнению данных ему поручений и устранению выявленных нарушений.
Если жалоба, поданная в порядке подчиненности, рассматривалась старшим судебным приставом, то подчиненное должностное лицо докладывает об исполнении данных ему поручений и устранении нарушений служебной запиской.
Контроль за исполнением постановлений, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности, осуществляется должностным лицом, вынесшим данные постановления.
На информационных стендах в подразделениях судебных приставов, в аппарате территориальных органов, а также на интернет-сайтах территориальных органов ФССП России размещается следующая справочная информация по вопросам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности: порядок и сроки обжалования постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов; последствия нарушения установленных сроков для обжалования; требования к оформлению и содержанию жалобы, поданной в порядке подчиненности, а также последствия их несоблюдения; образцы жалоб, подаваемых в порядке подчиненности; перечень должностных лиц структурных подразделений судебных приставов, территориальных органов ФССП России, центрального аппарата, уполномоченных рассматривать жалобы, поданные в порядке подчиненности; порядок и сроки обжалования постановлений должностных лиц, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности; номера телефонов и адреса справочных служб подразделений судебных приставов, территориальных органов, центрального аппарата.
Глава 5. ОСВОБОЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ОТ АРЕСТА
(ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ОПИСИ)
1. Возбуждение производства по делу по иску
об освобождении имущества от ареста
Порядок наложения ареста на имущество должника, в том числе на отдельные его виды, определен ст. ст. 80 - 83.1 Закона об исполнительном производстве.
На основании ч. 1 ст. 119 Закона об исполнительном производстве в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи.
На основании ст. 442 ГПК РФ в случае допущения судебным приставом-исполнителем при производстве ареста имущества нарушения федерального закона, которое является основанием для отмены ареста независимо от принадлежности имущества должнику или другим лицам, заявление должника об отмене ареста имущества рассматривается судом в порядке, предусмотренном ст. 441 ГПК РФ. Такое заявление может быть подано до реализации арестованного имущества. Заявленный лицами, не принимавшими участия в деле, спор, связанный с принадлежностью имущества, на которое обращено взыскание, рассматривается судом по правилам искового производства. Иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) предъявляются к должнику и взыскателю. В случае, если арест или опись имущества произведены в связи с конфискацией имущества, в качестве ответчиков привлекаются лицо, чье имущество подлежит конфискации, и соответствующий государственный орган. В случае, если арестованное или включенное в опись имущество уже реализовано, иск предъявляется также к приобретателю имущества. В случае удовлетворения иска о возврате реализованного имущества споры между приобретателем имущества, взыскателем и должником рассматриваются судом по правилам искового производства. Суд в случае установления независимо от заявления заинтересованных лиц обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 442 ГПК РФ, обязан отменить арест имущества в целом или исключить часть имущества из описи.
Предметом иска об освобождении от ареста является требование о сложении ареста со спорного имущества и тем самым устранении препятствия к распоряжению, а возможно, и пользованию имуществом. Объектом иска об освобождении имущества является индивидуально-определенная вещь, поскольку, обращаясь в суд с иском об освобождении имущества от ареста, заявитель должен доказать наличие у него вещного права на это имущество. Например, каким образом лицо собирается доказывать, что именно эти денежные купюры (определенное родовыми признаками), находящиеся у должника, принадлежат ему? Лишь в том случае, если номера купюр переписаны, например, в договоре (что, впрочем, само по себе уже должно насторожить, потому что, за исключением редких случаев, например нумизматов, этого никто не делает), но тогда денежные купюры становятся уже индивидуально-определенными вещами <1>.
--------------------------------
<1> Гуреев В.А., Аксенов И.А. Взыскатель в исполнительном производстве: защита прав и интересов. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2014. Вып. 6.
Правовая природа анализируемого иска дискуссионна <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Ерохова М.А. Освобождение имущества от ареста в российском праве: вещный иск или административная процедура? // Aequum ius. От друзей и коллег к 50-летию профессора Д.В. Дождева / Отв. ред. А.М. Ширвиндт. М.: Статут, 2014. С. 42 - 58.
В зависимости от субъектного состава правоотношений, их характера, а также вида суда, выдавшего исполнительный лист, иски об освобождении имущества от наложения ареста или исключении его из описи рассматриваются в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства по правилам, установленным ГПК РФ, АПК РФ.
В случае наложения арбитражным судом ареста в порядке обеспечения иска на имущество, не являющееся собственностью должника и не принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо, в частности невладеющий залогодержатель) вправе обратиться с ходатайством об отмене обеспечительных мер в арбитражный суд, их принявший. Такое ходатайство рассматривается арбитражным судом по существу даже в том случае, если заявитель не является лицом, участвующим в деле, поскольку определение арбитражного суда о принятии обеспечительных мер - это судебный акт о его правах и обязанностях (ст. 42 АПК РФ). По смыслу ст. 119 Закона об исполнительном производстве при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо, в частности невладеющий залогодержатель) вправе обратиться с иском об освобождении имущества от ареста. Вместе с тем заинтересованные лица не имеют права на удовлетворение заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об аресте (описи) этого имущества, поскольку при рассмотрении таких заявлений должник и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество, будучи привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ограничены в заявлении возражений и представлении доказательств. Споры об освобождении имущества от ареста рассматриваются в соответствии с подведомственностью дел по правилам искового производства независимо от того, наложен арест в порядке обеспечения иска или в порядке обращения взыскания на имущество должника во исполнение исполнительных документов. Ответчиками по таким искам являются должник, у которого произведен арест имущества, и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество. Судебный пристав-исполнитель привлекается к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора <1>.
--------------------------------
<1> Пункты 50, 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22.
В арбитражном судопроизводстве исковое заявление предъявляется по правилам гл. 13 АПК РФ, требования к исковому заявлению (его форме и содержанию, документам, прилагаемым к исковому заявлению) установлены ст. ст. 125, 126 АПК РФ. Федеральным законом от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" <1> с 1 июня 2016 г. вводится обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора в арбитражном судопроизводстве, в том числе и по анализируемому иску. В гражданском судопроизводстве исковое заявление предъявляется по правилам гл. 12 ГПК РФ, требования к исковому заявлению (его форме и содержанию, документам, прилагаемым к исковому заявлению) установлены ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. Различие между судопроизводствами заключается в порядке предъявления искового заявления: в арбитражном судопроизводстве первоначально исковой материал направляется лицам, участвующим в деле, затем подается в суд; в гражданском судопроизводстве исковой материал направляется судом лицам, участвующим в деле, либо вручается под роспись в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Кроме того, в арбитражном судопроизводстве не предусмотрен институт отказа в принятии искового заявления.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2016. 4 марта. N 47.
Необходимыми доказательствами, обязательными к приложению к исковому заявлению, являются копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества); копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности или иное право истца на имущество, включенное в опись. В качестве фактического основания иска должны быть указаны следующие обстоятельства: обстоятельства, индивидуализирующие спорный объект гражданских прав, основания и время возникновения прав истца на спорный объект гражданских прав; в связи с какими обстоятельствами спорный объект гражданских прав находится у должника.
Суд (арбитражный суд) принимает решение о возбуждении производства по делу в течение пяти дней с момента поступления искового заявления в суд (арбитражный суд).
2. Подготовка дела к судебному разбирательству
по иску об освобождении имущества от ареста
Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном судопроизводстве проводится в форме предварительного судебного заседания по правилам гл. 14 АПК РФ. Подготовка дела к судебному разбирательству в гражданском судопроизводстве проводится в форме собеседования (переговоров) и предварительного судебного заседания по правилам гл. 14 ГПК РФ. В стадии подготовки дела к судебному разбирательству соответствующим судом могут быть применены меры по обеспечению иска, арбитражным судом могут быть реализованы предварительные обеспечительные меры до возбуждения производства по делу. В целях оказания содействия истцу в истребовании доказательств по делу соответствующим судом по ходатайству заинтересованной стороны могут быть истребованы материалы исполнительного производства из соответствующего органа принудительного исполнения.
3. Судебное разбирательство по иску
об освобождении имущества от ареста
Судебное разбирательство по иску об освобождении имущества от ареста производится арбитражным судом по правилам гл. 19 АПК РФ, в гражданском судопроизводстве - по правилам гл. 15 ГПК РФ.
Предмет доказывания по делам об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) образуют следующие юридически значимые обстоятельства: 1) возбуждение исполнительного производства в установленном порядке в отношении должника (ответчика) (п. 5 ч. 1 ст. 13, ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве); 2) арест (опись) спорного имущества в установленном порядке (ст. ст. 80 - 83 Закона об исполнительном производстве); 3) принадлежность спорного имущества истцу на праве собственности, а равно владение истцом спорным имуществом, принадлежащим стороннему лицу, в силу закона или договора (ст. ст. 304, 305 ГК РФ, ч. 2 ст. 442 ГПК РФ, ч. 1 ст. 119 Закона об исполнительном производстве); 4) относимость спорного имущества к имуществу, изъятому из оборота, или к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (ст. 24 ГК РФ, ч. ч. 1, 3 ст. 442, ст. 446 ГПК РФ, ч. 4 ст. 69 Закона об исполнительном производстве). В силу ч. ч. 1, 3 ст. 442 ГПК РФ в случае установления независимо от заявления заинтересованных лиц допущения судебным приставом-исполнителем при производстве ареста имущества нарушения федерального закона, которое является основанием для отмены ареста независимо от принадлежности имущества должнику или другим лицам, суд обязан отменить арест имущества в целом или исключить часть имущества из описи <1>.
--------------------------------
<1> Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / С.Л. Дегтярев, В.М. Жуйков, А.В. Закарлюка и др.; под ред. И.В. Решетниковой. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Норма; Инфра-М, 2011; https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=do.
Аналогичные юридически значимые обстоятельства устанавливаются и арбитражным судом при рассмотрении анализируемой категории иска.
По делам об освобождении от ареста (исключении из описи) доли одного из супругов в общем имуществе, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в предмет доказывания входят также следующие обстоятельства: 1) регистрация брака между гражданами - истцом и должником (п. 3 ст. 256 ГК РФ, п. 1 ст. 45 СК РФ); 2) состав и стоимость имущества, приобретенного супругами (истцом и должником) в период брака, а также основания его приобретения (ст. ст. 34, 36 СК РФ). Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п. п. 1, 2 ст. 34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст. ст. 128, 129, п. п. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши (ст. 36 СК РФ). Стоимость имущества, подлежащего разделу, определяется на время рассмотрения дела (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" <1>). Стоимость общего имущества супругов (отдельных вещей) определяется по соглашению сторон (истца и ответчиков), а при недостижении такового - судом исходя из цен, действующих на день вынесения решения суда (рыночных цен на аналогичное имущество). Недопустимо при определении стоимости имущества исходить из цен, определенных договором на его приобретение, а также из его инвентаризационной (учетной) оценки; 3) заключение между супругами (истцом и должником) брачного договора или иного соглашения о разделе общего имущества (п. 1 ст. 256 ГК РФ, п. п. 1, 2 ст. 38, п. 1 ст. 39, ст. ст. 40 - 42 СК РФ). Если брачным договором изменен установленный законом режим совместной собственности, то суду при разрешении спора о разделе имущества супругов необходимо руководствоваться условиями такого договора (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15); 4) иные обстоятельства, имеющие значение для определения правового режима имущества супругов и их долей в этом имуществе (п. 2 ст. 256 ГК РФ, п. п. 4, 5 ст. 38, ст. 39 СК РФ) <2>.