Принятие главным судебным приставом субъекта РФ такого процессуального решения позволит судебному приставу-исполнителю, ведущему исполнительное производство, совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия (ч. 10 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).
В тех случаях, когда должник уклоняется от добровольного исполнения требования судебного акта о передаче (отобрании) ребенка и принятые судебным приставом-исполнителем меры не принесли положительного результата, при необходимости отобрания ребенка в связи с наличием угрозы его жизни и здоровью, а также в других случаях, не терпящих отлагательства (к примеру, когда существует угроза исчезновения ребенка, его переезда по неизвестному адресу), судебный пристав-исполнитель вправе воспользоваться предоставленным ему полномочием и войти без согласия должника в занимаемое им жилое помещение. При этом судебному приставу-исполнителю необходимо получить письменное разрешение старшего судебного пристава на совершение указанных исполнительных действий (п. 6 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве).
В целях обеспечения безопасности при совершении подобного рода исполнительных действий судебный пристав-исполнитель может обратиться к помощи судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а в необходимых случаях - привлечь сотрудников органов внутренних дел для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Если вход в занимаемое должником жилое помещение был сопряжен с его вскрытием, осуществление судебным приставом-исполнителем (привлеченным им лицом) данных действий необходимо зафиксировать в акте о передаче ребенка, указав основания принятия судебным приставом-исполнителем решения о вскрытии жилого помещения должника (к примеру, злостное уклонение должника от исполнения, угроза жизни и здоровью ребенка и др.).
|
Однако следует учитывать, что к вышеуказанным исполнительным действиям судебному приставу-исполнителю следует прибегать в исключительных случаях.
В ходе принудительного исполнения данной категории исполнительных документов судебный пристав-исполнитель может столкнуться с ситуацией, когда должник скрывает ребенка либо скрывается вместе с ребенком. В этом случае судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 65 Закона об исполнительном производстве по собственной инициативе или по заявлению взыскателя объявляет розыск ребенка (розыск должника объявляется только по заявлению взыскателя), о чем выносит соответствующее постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и подлежит немедленному исполнению. Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, розыске ребенка выносится в порядке, установленном для дачи поручений (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве), с указанием исполнительных действий, которые могут быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые могут быть применены судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, в отношении должника или ребенка, обнаруженных в ходе производства розыска. Расходы по розыску должника и ребенка возмещаются за счет должника на основании соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом (ст. ст. 116, 117 Закона об исполнительном производстве).
|
Следует отметить, что с 11 октября 2011 г. для РФ вступила в силу Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (заключена в г. Гааге 25 октября 1980 г.) <1>.
--------------------------------
<1> https://www.hcch.net/upload/text28_ru.pdf
В настоящее время в Конвенции участвуют порядка 86 государств, в том числе большинство стран СНГ и Балтии (Армения, Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония). При этом Конвенция может применяться в отношении стран, которые признали присоединение другой страны к документу. На сегодняшний день присоединение России к Конвенции признали Аргентина, Греция, Новая Зеландия, Китай, Колумбия, Хорватия, Чехия, Украина, Узбекистан, Франция, Эстония и Израиль <1>.
--------------------------------
<1> https://www.hcch.net/index_en.php?act=status.accept&mid=1112
Конвенция применяется в случае розыска ребенка младше 16 лет, который имел постоянное место жительства в Договаривающемся государстве непосредственно перед нарушением права на опеку или доступ. Гражданство родителей, а также гражданство ребенка не имеют значения для применения Конвенции.
Главный принцип Конвенции заключается в том, что государства-участники немедленно приступают к действиям по возврату ребенка в государство его проживания и лишь после этого начинают судебное рассмотрение споров между родителями ребенка.
|
Исходя из положений Конвенции, а также норм действующего российского законодательства розыск похищенных детей, подпадающих под действие Конвенции, осуществляется в РФ судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями ст. 65 Закона об исполнительном производстве на основании исполнительного документа, содержащего требование об отобрании ребенка, выданного российским судом либо иным органом или должностным лицом.
Для розыска детей должны применяться быстрые и эффективные механизмы. Важно иметь возможность быстро защитить ребенка от любой дальнейшей опасности, включая риск его сокрытия. Важно, чтобы резолютивная часть решения была конкретной и содержала четкие детали процедуры возвращения, т.е. когда, где, кем и как должен быть возвращен ребенок.
Необходимо также предусмотреть возможность привлечения переводчиков (поскольку ребенок или родители могут не говорить на языке государства, где исполняется решение), детских психологов, социальных работников, сотрудников по вопросам защиты детей и т.п.
Однако следует отметить, что положения ст. 109.3 Закона об исполнительном производстве, регулирующей порядок исполнения требований исполнительных документов об отобрании или о передаче ребенка, об определении порядка общения с ним, применяются также к исполнению документов, содержащих требования о возвращении незаконно перемещенного в РФ или удерживаемого в РФ ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ. В данном случае в соответствии с ч. 5 указанной статьи судебный пристав-исполнитель информирует центральный орган, назначенный в РФ в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору РФ, о ходе исполнительного производства путем направления копий постановлений, вынесенных в рамках исполнительного производства, не позднее дня, следующего за днем их вынесения.
Исполнение судебных решений об устранении препятствий к общению ребенка с одним из родителей, близкими родственниками не должно оканчиваться судебным приставом-исполнителем по результатам составления им единичного акта. Исполнительное производство по данной категории исполнительных документов следует оканчивать только после того, как судебный пристав-исполнитель убедится, что взыскатель периодически беспрепятственно общается с ребенком. Соответствующие акты, подтверждающие данный факт, судебному приставу-исполнителю целесообразно (если это не противоречит требованиям исполнительного документа) составлять в двухмесячный срок, отведенный Законом об исполнительном производстве для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 36), после чего принимать решение об окончании исполнительного производства фактическим исполнением.
Однако в случае возникновения необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения уже после окончания исполнительного производства постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменяется по заявлению взыскателя старшим судебным приставом или его заместителем, на что императивно указано в ч. 4 ст. 109.3 Закона об исполнительном производстве.
5. Исполнение требований неимущественного характера,
содержащихся в судебных постановлениях
по делам об административных правонарушениях
К судебным постановлениям по делам об административных правонарушениях, содержащим требования неимущественного характера, относятся постановления об административном приостановлении деятельности, административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, а также об отбывании обязательных работ, принятые по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Поскольку исполнение подобных постановлений имеет свои особенности, необходимо рассмотреть каждое из них в отдельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также в прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания (ст. ст. 3.12 и 3.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 109 Закона об исполнительном производстве).
Возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, содержащему требование об административном приостановлении деятельности должника, производится в общем порядке, предусмотренном ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
Содержащиеся в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 5 ст. 36 Закона об исполнительном производстве). С учетом этого Закон также устанавливает особые правила прохождения такого рода исполнительного документа при его поступлении в подразделение судебных приставов.
Как следует из ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, исполнительный документ об административном приостановлении деятельности должника после поступления в подразделение судебных приставов должен быть немедленно передан судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Таким образом, передача исполнительного документа об административном приостановлении деятельности должника судебному приставу-исполнителю должна осуществляться под непосредственным контролем старшего судебного пристава или его заместителя.
Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предлагает должнику приостановить деятельность в течение суток с момента получения должником копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В указанном постановлении в обязательном порядке должно содержаться предупреждение должника об административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа.
При рассмотрении вопроса о приведении постановления по делу об административном правонарушении в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В целях принятия обоснованного решения об отказе в возбуждении исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнения постановления по делу об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю необходимо иметь в виду, что ч. ч. 2 - 4 ст. 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается.
Поскольку исполнительным документом об административном приостановлении деятельности исполнение фактически возлагается на руководителя организации, который может являться государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель должен, согласно ч. 18 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, в постановлении о возбуждении исполнительного производства (а также в виде отдельного предупреждения) предупредить указанное лицо об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.
Действия судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительного документа об административном приостановлении деятельности должника носят незамедлительный характер, в связи с чем ему следует обеспечить немедленное вручение должнику (руководителю должника-организации или его представителю) постановления о возбуждении исполнительного производства.
При исполнении содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности судебному приставу-исполнителю необходимо произвести действия, указанные в исполнительном документе (ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ), которые, как правило, заключаются в наложении пломб, опечатывании помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы должника, а также принять другие меры, указанные в постановлении об административном приостановлении деятельности должника. При этом судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (ч. 2 ст. 109 Закона об исполнительном производстве).
В случае необходимости судебный пристав-исполнитель принимает меры к допуску представителей должника, ответственных за функционирование и поддержание сохранности объектов жизнеобеспечения, на территорию, на которую распространяется административное приостановление деятельности должника.
При необходимости судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 61 Закона об исполнительном производстве привлекает к участию в исполнительном производстве специалиста (это могут быть специалисты федеральных органов исполнительной власти, которые инициировали перед судом рассмотрение вопроса об административном приостановлении деятельности должника, к примеру соответствующие специалисты МЧС России).
Об административном приостановлении деятельности должника судебный пристав-исполнитель составляет соответствующий акт с участием понятых и должника (отсутствие должника не является препятствием для совершения необходимых исполнительных действий). Если принудительное исполнение осуществлялось в отсутствие должника, что возможно по данной категории исполнительных документов, этот факт необходимо отразить в акте с указанием причин исполнения при таком обстоятельстве.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В отдельных случаях судебный пристав-исполнитель может обратиться к старшему судебному приставу с рапортом о необходимости обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий силами судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. По поручению старшего судебного пристава указанные должностные лица обеспечивают такую безопасность, при этом они вправе входить на территории и в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем (п. 2 ст. 11 Закона о судебных приставах). Судебный пристав-исполнитель вправе также обратиться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел.
В случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления судебный пристав-исполнитель вправе составить в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и применить иные меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.
Судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль за исполнением должником требований судебного акта об административном приостановлении деятельности в период всего срока такого приостановления путем проведения соответствующих проверок с выходом на место исполнения и составления соответствующего акта.
На практике зачастую на исполнение в службу судебных приставов поступают исполнительные документы об административном приостановлении деятельности, должниками по которым являются организации либо учреждения, имеющие социальный статус (больницы, дома-интернаты, детские дома, дома престарелых, детские оздоровительные лагеря и т.п.). Значительные трудности возникают в связи с тем, что в данных помещениях проживают либо находятся на стационарном лечении граждане (поскольку в постановлении об административном приостановлении деятельности не решаются вопросы о порядке и месте выселения, перемещения таких лиц).
При указанных обстоятельствах судебному приставу-исполнителю следует принять исчерпывающий комплекс мер к должнику-организации в целях его понуждения к совершению необходимых действий по освобождению соответствующих помещений от находящихся там людей.
Если должником такие действия не осуществляются, а также учитывая необходимость оперативного исполнения постановления об административном приостановлении деятельности (как правило, неисполнение данного исполнительного документа создает угрозу жизни и здоровью граждан), судебному приставу-исполнителю в порядке, предусмотренном ст. 32 Закона об исполнительном производстве, необходимо обратиться в суд, принявший решение об административном приостановлении деятельности, с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления суда при сложившихся обстоятельствах.
Однако реализация судебным приставом-исполнителем указанного права может быть затруднительной. Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <1>, в постановлении об административном приостановлении деятельности суды не должны указывать конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Закона об исполнительном производстве меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
--------------------------------
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6 (с послед. изм.).
При необходимости судебный пристав-исполнитель в целях организации исполнения указанной категории исполнительных документов вправе обратиться в соответствующие органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления за содействием в принудительном исполнении постановления суда об административном приостановлении деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Сегодня такое право судебному приставу-исполнителю предоставлено Законом о судебных приставах (ст. 12).
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем только после истечения срока административного приостановления деятельности либо при досрочном прекращении судом исполнения данного вида наказания. Согласно ст. 32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности прекращается судьей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, устранены.
Окончанию исполнительного производства предшествуют действия судебного пристава-исполнителя по отмене соответствующих мер, которые применялись судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения исполнительного документа об административном приостановлении деятельности.
При организации работы по административному приостановлению деятельности должников целесообразно руководствоваться рекомендациями, содержащимися в письме ФССП России от 26 декабря 2014 г. N 00011/14/81265-АП.
Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства регламентировано ст. 109.1 Закона об исполнительном производстве.
Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ и может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. ст. 3.10 и 3.3 КоАП РФ).
При этом согласно ч. 2 ст. 109.1 Закона об исполнительном производстве исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в приобретении проездного документа для указанных лиц, препровождении до пункта пропуска через Государственную границу РФ и официальной передаче указанных лиц пограничным органам.
В то же время постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение подлежат немедленному исполнению судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - пристав по ОУПДС) без возбуждения исполнительного производства (ч. 3 ст. 27.19 КоАП РФ).
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании поступившего постановления судьи, вступившего в законную силу, в общем порядке, установленном ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
В ходе принудительного исполнения требований исполнительных документов о выдворении ФССП России осуществляет взаимодействие с государственными органами в сфере миграции, МИД России и ФСБ России в порядке, предусмотренном совместным Приказом Минюста России, МИД России, ФМС России, ФСБ России от 19 мая 2014 г. N 100/7509/375/271.
Так, судебный пристав-исполнитель незамедлительно уведомляет о возбуждении исполнительного производства в отношении иностранного гражданина, лица без гражданства, подлежащих административному выдворению, МИД России и государственный орган в сфере миграции.
Кроме того, в необходимых случаях судебный пристав-исполнитель направляет в государственный орган в сфере миграции запрос о предоставлении информации и (или) документов, необходимых для выезда иностранного гражданина за пределы РФ, а в отношении лица без гражданства - в том числе информации об определении государства выезда.
Далее, как следует из ст. 109.1 Закона об исполнительном производстве, судебному приставу-исполнителю следует не позднее дня, следующего за днем поступления к нему необходимых документов, вынести постановление о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу РФ, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и передается (направляется) для исполнения судебному приставу по ОУПДС.
Дальнейшие действия производятся судебными приставами по ОУПДС, которые непосредственно препровождают подлежащих выдворению лиц до Государственной границы РФ и передают их пограничным органам, о чем составляется двусторонний акт.
Согласно упомянутому Приказу Минюста России, МИД России, ФМС России, ФСБ России от 19 мая 2014 г. N 100/7509/375/271 пограничный орган составляет акт о пересечении переданными ему иностранным гражданином, лицом без гражданства Государственной границы РФ и незамедлительно направляет данный акт судебному приставу-исполнителю.
После поступления акта о пересечении иностранным гражданином, лицом без гражданства Государственной границы РФ судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства, копии которого направляет в МИД России и соответствующее структурное подразделение государственного органа в сфере миграции.
Также в рамках исполнительного производства подлежат принудительному исполнению и требования исполнительных документов об отбывании обязательных работ.
В соответствии со ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
Согласно ч. 1 ст. 109.2 Закона об исполнительном производстве исполнение судебным приставом-исполнителем исполнительного документа об отбывании обязательных работ заключается в направлении должника в организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, и осуществлении контроля за выполнением должником таких работ. При этом исполнение указанного исполнительного документа производится по месту жительства должника.
В данном случае судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства вид обязательных работ, организацию, в которой они будут отбываться, а также устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ и сообщает иные сведения, предусмотренные ч. 3 ст. 109.2 Закона об исполнительном производстве.
Законом установлена продолжительность отбывания должником обязательных работ. В частности, время обязательных работ в выходные дни и дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе, не может превышать четырех часов, в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы. Однако данное время может быть скорректировано. В частности, по письменному заявлению должника максимальное время обязательных работ в выходные дни и дни, когда должник не занят на основной работе, службе или учебе, судебный пристав-исполнитель вправе увеличить до восьми часов, в рабочие дни - до четырех часов после окончания работы, службы или учебы. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить должнику отработать в течение недели меньшее количество часов.
В рамках принудительного исполнения постановлений об отбывании обязательных работ судебный пристав-исполнитель ведет суммарный учет отработанного должником времени и контролирует его поведение (соблюдение трудовой дисциплины и т.п.). При этом в случае фиксации невыхода на обязательные работы без уважительных причин и нарушения трудовой дисциплины судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
6. Исполнение требований по спорам о защите
личных неимущественных прав <1>
--------------------------------
<1> По данному вопросу возможно использование Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4; информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 11; Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 8; Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 6.
В данном параграфе рассматриваются вопросы исполнения выданных судами по результатам рассмотрения споров о защите личных неимущественных прав исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера <1>.
--------------------------------
<1> Согласно действующему законодательству по такого рода спорам судами также могут приниматься решения о компенсации морального вреда, возмещении убытков (ст. ст. 151, 152 ГК РФ), которые носят имущественный характер.
К таким исполнительным документам можно отнести:
1) выдаваемые судами по результатам рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации исполнительные листы, предусматривающие обязанность должника опровергнуть сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию взыскателя;