--------------------------------
<1> См. подробнее соответствующий параграф "Настольной книги".
Исполнительное производство по исполнительным документам, содержащим требования к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), осуществляется по особым правилам, закрепленным в гл. 13 Закона об исполнительном производстве.
Возбуждение исполнительного производства по таким исполнительным документам осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства о восстановлении на работе, об административном приостановлении деятельности должника, а также об административном выдворении за пределы РФ и отбывании обязательных работ.
Учитывая, что в процедуре принудительного исполнения требований неимущественного характера одними из основных исполнительных действий, направленных на "побуждение должника" к исполнению исполнительного документа, являются действия судебного пристава-исполнителя по привлечению недобросовестного должника к административной и уголовной ответственности, необходимо еще на стадии возбуждения исполнительного производства особо обратить внимание должника на соответствующие положения Закона об исполнительном производстве.
Безусловно, такое предупреждение об административной и уголовной ответственности в обязательном порядке должно содержаться в постановлении о возбуждении исполнительного производства, но при этом не исключается возможность для судебного пристава-исполнителя предупреждать должника о возможных негативных для него последствиях и в извещениях (повестках), а также в устных беседах с должником.
|
Предупреждение об уголовной ответственности необходимо отдельно объявлять и вручать должнику (представителю должника-организации).
В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок, то судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.
Таким образом, первоначально должник привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а затем в случае неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. При этом санкции ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ являются более строгими, чем санкции ч. 1 данной статьи.
|
Итак, судебный пристав-исполнитель вправе каждый раз устанавливать должнику срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и в случае неисполнения должником этих требований без уважительных причин каждый раз привлекать его к административной ответственности.
Необходимо учитывать, что в исполнительном листе может содержаться указание суда на то, что в случае невыполнения должником указанных в нем требований в течение установленного срока взыскатель вправе выполнить эти требования самостоятельно с последующим возмещением понесенных расходов по совершению исполнительных действий за счет должника. Кроме того, в исполнительных документах также может быть указан конкретный срок исполнения требований, которые может выполнить только лично должник. В этих случаях судебному приставу-исполнителю при возбуждении исполнительного производства следует учитывать данные условия и предупреждать должника о том, что исполнительский сбор и иные санкции будут применяться к нему по истечении указанных сроков.
Судебный пристав-исполнитель при исполнении исполнительных документов с такими требованиями (в части сроков) не вправе менять установленные судом (иным органом, должностным лицом) сроки исполнения, а также предоставлять должнику дополнительные сроки для добровольного исполнения (ч. 13 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).
|
Статья 315 УК РФ устанавливает возможность привлечения должника к уголовной ответственности за неисполнение требований судебных актов, в том числе и неимущественного характера. Однако субъектом данного преступления выступают лишь представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций. Так, в п. 1 Положения о применении в отношении должников-организаций обязательных мер по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных решений, содержащих требования неимущественного характера, предшествующих принятию решения о возвращении исполнительных документов без исполнения по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", утв. Приказом ФССП России от 9 сентября 2013 г. N 290 <1>, указано на необходимость предупреждения судебным приставом-исполнителем руководителя должника-организации об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ, за неисполнение судебного акта, а также воспрепятствование его исполнению.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
В связи с этим при уклонении такого должника от исполнения требований исполнительного документа неимущественного характера, выданного на основании судебного акта, и наличии признаков указанного состава преступления <1>, признаков состава преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт об обнаружении признаков состава преступления, который регистрируется в порядке, предусмотренном Приказом Минюста России от 2 мая 2006 г. N 139 <2>, на что можно найти указание, например, в Методических рекомендациях по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений (письмо ФССП России от 31 марта 2014 г. N 8 <3>).
--------------------------------
<1> См. подробнее соответствующую главу "Настольной книги".
<2> СПС "КонсультантПлюс".
<3> Там же.
При этом судебный пристав-исполнитель продолжает совершение исполнительных действий и применение к должнику мер принудительного исполнения.
Отличительной особенностью принудительного исполнения исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, является возможность совершения судебным приставом-исполнителем от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае если это действие может быть совершено без личного участия должника.
Во многих случаях возникает необходимость в использовании именно этой меры принудительного исполнения, поскольку применение к должнику по исполнительному документу неимущественного характера штрафных санкций не всегда позволяет достигнуть необходимого результата.
Если исполнение исполнительного документа возможно без участия должника, судебному приставу-исполнителю следует со ссылкой на п. 7 ч. 3 ст. 68 и ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве предупреждать должника о том, что при неисполнении им исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок необходимые действия от его имени и за его счет будут совершены судебным приставом-исполнителем (привлеченным им лицом) без личного участия должника.
Такое предупреждение может быть доведено до должника в постановлении о возбуждении исполнительного производства (особенно в случаях немедленного исполнения требований, предусмотренных исполнительным документом), а также отдельным актом (к примеру, предупреждением, аналогичным предупреждению об уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно за воспрепятствование их исполнению).
1.2. Ограничение на выезд должника из Российской Федерации
по исполнительным документам, содержащим требования
неимущественного характера
В настоящее время на практике возникает вопрос о возможности совершения судебным приставом-исполнителем по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, такого исполнительного действия, как установление ограничения на выезд должника из РФ.
Рассматривая во взаимосвязи положения Закона о порядке выезда из РФ (п. 5 ст. 15) и Закона об исполнительном производстве (ч. 1 ст. 67), предусматривающие возможность временного ограничения права должника на выезд из РФ в случаях его уклонения от исполнения обязательств, наложенных судом (неисполнения без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе), без указания на характер таких обязательств (требований), можно сделать вывод о допустимости введения такого ограничения и в отношении должника по исполнительному документу, содержащему требования неимущественного характера. Однако совершение такого исполнительного действия представляется целесообразным главным образом в тех случаях, когда исполнение исполнительного документа невозможно без личного участия должника и при его уклонении от исполнения.
О возможности установления временного ограничения на выезд должника из РФ судебному приставу-исполнителю также необходимо оформлять соответствующее предупреждение в вышеуказанном порядке. Однако следует помнить, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50, временное ограничение на выезд из РФ не может быть установлено в отношении руководителя или работников должника-организации.
Постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Учитывая, что во многих случаях исполнительные документы, содержащие требования неимущественного характера, подлежат немедленному исполнению, а применение к должнику какой-либо санкции за неисполнение возможно фактически только при условии получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве), необходимо принимать меры по вручению постановления о возбуждении исполнительного производства лично должнику (по возможности прибегая к помощи судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, помощника судебного пристава-исполнителя).
1.3. Совершение исполнительных действий и применение мер
принудительного исполнения без предварительного уведомления
Несмотря на то что Закон об исполнительном производстве (ч. 2 ст. 24) предоставляет судебному приставу-исполнителю право совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, судебному приставу-исполнителю следует очень взвешенно подходить к принятию такого решения.
Представляется, что принудительное исполнение без уведомления заинтересованных лиц должно осуществляться только тогда, когда непринятие судебным приставом-исполнителем в оперативном порядке необходимых мер (несовершение необходимых действий) приведет к невозможности в последующем исполнения исполнительного документа, создаст угрозу жизни и здоровью граждан (к примеру, при исполнении судебного акта об административном приостановлении деятельности), существенно нарушит права граждан и организаций и т.п. При совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения в таких условиях судебному приставу-исполнителю в акте о совершении исполнительных действий следует указать обстоятельства, в связи с которыми принудительное исполнение производилось без предварительного уведомления лиц, участвующих в исполнительном производстве.
1.4. Подтверждение факта исполнения требований должником
В случае добровольного исполнения должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке проводит проверку такого исполнения.
Оформления каких-либо процессуальных документов по данному факту не требуется, и судебному приставу-исполнителю достаточно будет соответствующую информацию об исполнении отразить в постановлении об окончании исполнительного производства, а также сделать соответствующую запись в исполнительном документе, удостоверив ее своей подписью и печатью подразделения судебных приставов. Однако в каждом конкретном случае судебному приставу-исполнителю целесообразно рассматривать вопрос о необходимости фиксации соответствующих действий должника в акте, в составлении которого должны принять участие понятые и стороны исполнительного производства.
Вместе с тем в тех случаях, когда исполнение требований исполнительных документов производится принудительно при непосредственном участии судебного пристава-исполнителя, нормы Закона об исполнительном производстве устанавливают обязанность составлять соответствующие акты. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 109 Закона об исполнительном производстве при исполнении постановлений об административном приостановлении деятельности привлекаются понятые (в необходимых случаях при содействии сотрудников органов внутренних дел) и составляется акт, а при исполнении постановлений об административном выдворении согласно ч. 6 ст. 109.1 Закона об исполнительном производстве после передачи подлежащих ему иностранных граждан пограничным органам составляется двусторонний акт.
Кроме того, в некоторых случаях для подтверждения исполнения судебному приставу-исполнителю необходимо приобщить к материалам исполнительного производства соответствующие документы. Так, если исполнительный документ требует издания какого-то документа (приказа о восстановлении на работе и т.п.), публикации в печати или сообщения в телерадиопередаче (по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.), копии соответствующих документов, сообщений в печати, справки о телерадиопередачах должны быть представлены судебному приставу-исполнителю.
1.5. Исполнение взыскателем или судебным приставом
требований, содержащихся в исполнительном документе
Как уже было отмечено, согласно действующему законодательству (ст. 206 ГПК РФ и ст. 174 АПК РФ) суд наряду с возложением на ответчика обязанности совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, в установленный срок может указать в решении на право истца по истечении этого срока самому произвести соответствующие действия с взысканием с ответчика понесенных им расходов.
Если взыскатель произвел указанные действия вместо должника в рамках исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем, то расходы, понесенные в связи с этим взыскателем, подлежат возмещению за счет должника в порядке, предусмотренном гл. 11 Закона об исполнительном производстве.
Однако такое исполнение, если исполнительный документ находится на исполнении в службе судебных приставов, должно проходить под контролем судебного пристава-исполнителя. В частности, судебный пристав-исполнитель должен составить с привлечением понятых соответствующий акт, в котором зафиксировать исполнение взыскателем требований исполнительного документа. Такая фиксация в последующем также необходима для обоснования оплаты понесенных взыскателем расходов за счет средств должника.
При исполнении требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вместо уклоняющегося от исполнения должника (за исключением случаев, когда исполнение должно быть произведено лично должником) судебному приставу-исполнителю также следует оформить соответствующий акт с привлечением понятых и взыскателя.
Следует особо обратить внимание на то, что исполнение вместо должника содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, как правило, требует определенных материальных затрат, а в некоторых случаях довольно значительных (к примеру, при исполнении судебного решения об обязании должника снести пятиэтажное здание).
С учетом этого принятию судебным приставом-исполнителем решения об исполнении исполнительного документа "за должника" должно предшествовать согласование данного вопроса с руководителем территориального органа ФССП России - главным судебным приставом соответствующего субъекта РФ на предмет выделения необходимых бюджетных денежных средств для организации такого исполнения. Указанное согласование обусловлено тем, что в подобных случаях принудительное исполнение изначально осуществляется за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 116 Закона об исполнительном производстве), которые в последующем должны быть возмещены федеральному бюджету за счет должника (ст. 117 Закона об исполнительном производстве).
Такого согласования не требуется, если расходы по указанному исполнению взял на себя взыскатель. Необходимо лишь надлежащим образом зафиксировать произведенные за должника действия с приложением документов, подтверждающих понесенные взыскателем расходы. Расходы взыскателю возмещаются за счет должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом (ст. 117 Закона об исполнительном производстве).
В случае если взыскатель отказался выполнить требования исполнительного документа самостоятельно с последующим возмещением понесенных им расходов за счет должника и отсутствуют бюджетные средства, необходимые для выполнения таких требований судебным приставом-исполнителем, исполнительный документ возвращается взыскателю на основании п. 2 ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается.
1.6. Исполнение исполнительных документов при введении
в отношении должника-организации процедур банкротства
На практике могут возникнуть вопросы по порядку исполнения исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации.
В таких случаях представляется возможным возбуждать (продолжать начатое) исполнительное производство, поскольку положения Закона о несостоятельности (банкротстве) (ст. ст. 81, 94, 126) и Закона об исполнительном производстве (ст. 96) предусматривают особый порядок действий судебного пристава-исполнителя только при исполнении исполнительных документов по имущественным взысканиям.
Вместе с тем, по нашему мнению, могут возникнуть определенные трудности в тех ситуациях, когда принудительное исполнение исполнительного документа с требованиями неимущественного характера должно быть направлено на определенное имущество должника, а Законом о несостоятельности (банкротстве) установлены ограничения по наложению ареста на имущество должника-организации, находящегося в той или иной процедуре банкротства.
При таких обстоятельствах судебному приставу-исполнителю следует учитывать разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, данные в Постановлении от 23 июля 2009 г. N 59, из которых следует, что при исполнении исполнительных документов с требованиями неимущественного характера решение о наложении ареста на имущество должника принимается:
- при введении в отношении должника наблюдения - судебным приставом-исполнителем самостоятельно;
- при введении в отношении должника процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства - арбитражным судом на основании соответствующего ходатайства судебного пристава-исполнителя, которое подается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Исключение составляют те случаи, когда в отношении должника введена процедура внешнего управления и арест налагается в рамках исполнительного производства по исполнению судебного акта об истребовании имущества из чужого незаконного владения. При таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель самостоятельно принимает решение об аресте соответствующего имущества должника вне рамок дела о банкротстве.
В указанных случаях судебный пристав-исполнитель пользуется правами и несет обязанности лица, участвующего в деле (ст. 41 АПК РФ).
1.7. Окончание и прекращение исполнительного производства
Исполнительное производство по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, может быть окончено или прекращено по общим правилам, закрепленным в ст. ст. 43 и 47 Закона об исполнительном производстве.
Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании либо о прекращении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику; в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ; в организации или органы, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества.
Подлинник исполнительного документа остается в материалах оконченного исполнительного производства. Если исполнительное производство оканчивается в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю, в орган, его выдавший, исполнительный документ подлежит направлению соответственно взыскателю, в орган, его выдавший (ст. 47 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Данная норма может быть применена судебным приставом-исполнителем при исполнении исполнительных документов о вселении, что также предусмотрено ст. 108 Закона об исполнительном производстве, регламентирующей порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя.
Кроме того, возможность отмены постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства предусмотрена и по иным категориям неимущественных требований. Например, после окончания исполнительного производства о порядке общения с ребенком в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменяется по заявлению взыскателя старшим судебным приставом или его заместителем, на что прямо указано в ч. 4 ст. 109.3 Закона об исполнительном производстве.
2. Исполнение требований по спорам, связанным с жилыми и
нежилыми помещениями, земельными участками, а также
строениями, зданиями или сооружениями
2.1. Исполнение содержащегося в исполнительном документе
требования о выселении должника, об освобождении
нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения,
здания или сооружения либо их отдельных конструкций
Порядок исполнения данных требований конкретизирован в ст. 107 Закона об исполнительном производстве.
Так, согласно ч. 2 упомянутой статьи освобождение нежилого помещения (в некоторых случаях исполнительный лист может содержать формулировку об обязании должника освободить нежилое помещение) включает в себя освобождение помещения, указанного в исполнительном документе, от должника, его имущества, домашних животных и запрещение должнику пользоваться освобожденным помещением.
В то же время ч. 3 ст. 107 Закона об исполнительном производстве конкретизирует, что под освобождением земельного участка (в том числе и при исполнении требований исполнительных документов об обязании должника освободить земельный участок) понимается освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение ему пользоваться освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.
При этом снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора (ч. 4 ст. 107 Закона об исполнительном производстве).
Возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу, содержащему требование о выселении, производится в общем порядке, предусмотренном ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
В случае если должник не исполнил требования исполнительного документа в течение установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока и не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, а также постановление о назначении нового срока исполнения, в котором предупреждает должника о том, что в случае неисполнения им требования о выселении в новый срок в соответствии со ст. 107 Закона об исполнительном производстве по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника. При этом согласно данной статье расходы по совершению исполнительных действий будут подлежать возмещению федеральному бюджету, взыскателю или лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.
Кроме того, необходимо также предупредить должника, что при неисполнении им требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин к нему будут применены штрафные санкции, предусмотренные ст. 17.15 КоАП РФ.
При исполнении исполнительного документа о выселении судебный пристав-исполнитель вправе входить без согласия должника в занимаемое им жилое помещение (п. 6 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве). В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий совместно с судебным приставом-исполнителем в помещения, занимаемые должником, могут также входить и судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (п. 2 ст. 11 Закона о судебных приставах). В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель может привлечь сотрудников органов внутренних дел для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 62 Закона об исполнительном производстве).
В некоторых случаях вход в жилое помещение, занимаемое должником, может быть сопряжен с необходимостью вскрытия такого помещения. Осуществление судебным приставом-исполнителем (привлеченным им лицом) действий по вскрытию жилого помещения должника необходимо зафиксировать в акте о выселении должника, указав основания принятия судебным приставом-исполнителем решения о вскрытии жилого помещения (к примеру, злостное уклонение должника от исполнения требования о выселении и др.). Соответствующие расходы по вскрытию помещения подлежат возмещению за счет должника (п. 7 ч. 3 ст. 68, ч. 2 ст. 105, ст. ст. 116 и 117 Закона об исполнительном производстве), о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждает старший судебный пристав.
Принудительное исполнение требования о выселении, об освобождении нежилого помещения или о сносе строения, здания или сооружения производится с участием понятых (в необходимых случаях при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о выселении, об освобождении нежилого помещения или о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций и описи имущества.
При исполнении требований об освобождении земельного участка или о сносе зданий, строений и сооружений судебный пристав-исполнитель также наделен правом привлечения необходимых специализированных организаций (как правило, предоставляющих услуги технического характера).
Статьей 107 Закона об исполнительном производстве урегулирован вопрос судьбы имущества должника, от которого освобождаются помещения (как жилые, так и нежилые), земельные участки, здания, строения и сооружения при исполнении требований исполнительных документов рассматриваемой категории. В частности, судебный пристав-исполнитель в присутствии понятых обязан составить опись такого имущества независимо от присутствия должника и от того, изъявил он желание взять имущество или нет. После этого в случае необходимости судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов. Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества под охрану или на хранение должник не забрал указанное имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию. Вырученные денежные средства подлежат возврату должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.