ПОКЛОННИКИ КРЫЛАТОГО БЫКА




 

Одна из ярких, неизвестных ранее страниц средне­вековой истории Северной Азии открылась в XIX веке внезапно и неожиданно на Ангаре, у древнего русского города — острога Балаганска, в долине левого притока Ангары — Унги.

Унга, маленькая степная речка, всегда была одним из основных мест расселения скотоводов-бурят. Не слу­чайно именно здесь, в земле «Больших Братов», при впадении Унги в Ангару был построен в XVII веке Балаганский острог, позднее уездный город, а ныне район­ный центр.

В шести километрах от Балаганска над Унгой поднимается обрывистый склон высокой террасы. Он уже издали бросается в глаза своим ярким красным цветом. Эта возвышенность и носит название Улан-Бор — «Красный мыс». С ней связаны древние бурятские легенды. В старину, рассказывают местные жители, здесь устраивались тайлаганы (празднества) в честь шаман­ских духов — властителей долины Унги.

С высоты Улан-Бора открывается широкий вид на окружающую местность вверх и вниз по Унге, на Ан­гару и соседние возвышенности. Внизу вьется прихот­ливыми излучинами Унга, расстилаются луга и поко­сы — превосходные места для скотоводов.

Поднявшись на возвышенность Улан-Бор, можно увидеть знакомую по другим местам Прибайкалья кар­тину. Валы и рвы, поросшие пахучей степной травой, следуют один за другим концентрическими полосами, ограждая небольшой участок, своего рода цитадель древ­него поселения.

К приходу русских на Ангару здесь кочевали в своих легких юртах из войлока балаганские буряты. Еще рань­ше, в VI—X веках нашей эры, степи по Унге занимали такие же скотоводы — тюрки по языку, которых в древ­них тюркских каменописных текстах Монголии называ­ли «тремя курыканами».

Кроме разведения скота и охоты, курыканы («гулигани» китайских летописей, «кури» или «фури» мусуль­манских авторов) занимались земледелием, о чем сви­детельствуют их пашни. После курыканов в Прибай­калье, в том числе на Ангаре и Лене, остались много­численные наскальные изображения, в которых отра­жены их жизнь, их духовная культура. О том, что ку­рыканы говорили по-тюркски, свидетельствуют надписи, выполненные орхоно-енисейским руническим шрифтом.

В одной из ям на мысу, вырытых для добычи глины, обнаружились обломки почти целого сосуда с отвер­стием внизу, а рядом железные шлаки, береста и кости животных — картина, аналогичная той, которую наблю­дал профессор Б. Петри в 20-х годах в бассейне реки Куды на реке Мурине при раскопках землянок «курумчинских кузнецов» — курыканов в падях Шохтой и Улу-Елга. В таких сосудах курыканы плавили свое сы­родутное железо, отличавшееся высоким качеством.

Первые же разведочные раскопки археологической экспедиции показали, что в том месте, где увидели со­суд, находилась такая же, как на Куде, землянка куз­неца — плавильщика железа.

Дальнейшими раскопками обнаружены фрагменты типичной для курыканских поселений керамики: относительно толстостенной, ручной лепки, украшенной рез­ным линейным узором в виде свисающих вдоль верхнего края сосуда и частично перекрещивающихся дуг. На­шли также изделия из рога и кости и серебряную серьгу. Серьга имеет форму овала с боковым отростком внизу. Такие серьги, распространенные от Енисея до Дуная в инвентаре могил и даже изображаемые на ка­менных статуях, прочно датируют городище VIII—IX ве­ками нашей эры.

Совершенно неожиданно на городище обнаружили древние могилы. Костяки лежали в неглубоких грунто­вых ямах, перекрытые сверху настилом из уложенных поперек погребения коротких досок или плах. При костяках никаких вещей, даже самых обычных укра­шений, не было.

Детальное изучение окрестностей городища показало, что древние поселения располагались и ниже, на при­мыкающем к древней высокой террасе более низком уступе первой подпойменной террасы. Нижнее поселе­ние поразило массой разбитых и расколотых костей жи­вотных. В этой массе костей встречались черепа лоша­дей, рассеченные пополам характерным образом, в про­дольном направлении. Вместе с костями животных здесь были фрагменты глиняных сосудов, а также металличе­ские вещи и изделия из других материалов.

Нижнее Унгинское поселение, как показали раскоп­ки, оказалось двуслойным. Керамика из верхнего слоя имела тот же характер, что и керамика из городища. Глубже залегала керамика иного рода. Ее главная от­личительная черта — тонкие, иногда рубчатые налепные валики, опоясывающие сосуд в верхней части па­раллельно венчику, а иногда расположенные верти­кально.

На фоне этой керамики особо выделяются два ми­ниатюрных сосуда. Такие сосуды ранее нигде в При­байкалье не встречались. По размерам и форме оби аналогичны чирагам, светильникам Средней Азии. В ар­хеологических находках из Средней Азии, относящихся к средневековому времени, чираги — самый обычный предмет. Они были в употреблении у оседлых земледель­цев Средней Азии, узбеков и таджиков, до самого не­давнего времени, в «этнографической современности» XIX — начала XX века. Это специфический элемент древней земледельческой культуры Средней Азии.

Вместе с глиняными светильниками на Унге найдены и металлические, из тонких листиков железа, че­тырехугольные, с вогнутыми сторонами. На каждом из четырех углов сосудика соответственно имеется по вы­ступу — носику для фитиля; все фитили могли гореть одновременно. Светильники такого рода также характерны для средневековых поселений Средней Азии.

Находка в Прибайкалье типичных для Средней Азии чирагов — сама по себе замечательный факт. До сих пор самые восточные находки таких светильников отмечались в Семиречье. Ни в Приуралье, ни в Западной Сибири ничего подобного археологи не встречали. И вот теперь они неожиданно оказались на расстоянии тысячи километров от Амударьи и Сырдарьи, на берегах Ангары, почти у Байкала!

В том, что унгинские чираги изготовлены по средне­азиатским образцам, помимо их формы свидетельствуют в другие находки.

Вместе с черепками обычных глиняных сосудов здесь найдены обломки стеклянных сосудов — ручки и гор­лышки. Судя по ним, кувшины имели узкое горло с раструбом вверху. Были также сосуды с боковыми руч­ками около горловины. Цвет стекла — светлый голубо­вато-зеленый; стекло полупрозрачное, сильно иризированное, что свидетельствует о его значительном возрасте.

Ясно, что в Прибайкалье сосуды, по тем временам не менее драгоценные, чем серебряные, были доставле­ны извне. Точно такие стеклянные кувшины были в употреблении у оседлых жителей Средней Азии в средневековое время. Они найдены, например, при раскопках в Пенджикенте и на Афрасиабе в Самар­канде.

Историко-культурное значение этих фактов для ха­рактеристики связей Средней Азии и Восточной Сибири еще более усиливается тем, что вместе с унгинскими чирагами найдены и другие предметы среднеазиатского происхождения.

В культурном слое нижнего Унгинского поселения обнаружена миниатюрная печатка из халцедона, на которой вырезано изображение крылатого существа с ту­ловищем быка и головой человека, увенчанного короной. Это древнеиранское божество — покровитель стад и па­стухов Гопат-Шах, образ которого пользовался широкой популярностью в Иране и у ираноязычного населения Средней Азии с весьма раннего времени.

Фигура того же божественного человека-быка выре­зана на обломке глиняного сосуда из Унгинского посе­ления: она расположена между двумя всадниками, ко­торые мчатся во весь опор друг на друга. Конные вои­ны — сюжет традиционный для искусства наскальных изображений Прибайкалья курыканского времени. В этом отношении черепок с Унгинского поселения представляет собой не что иное, как самую настоящую писаницу, только вырезанную не на скале, а на первом попавшемся под руку обломке посуды. Но поединок кон­ных воинов является редким на писаницах сюжетом. И уже совсем необычно сочетание сражающихся воинов с фигурой мифического человека-быка Гопат-Шаха.,

Таким образом, на Унгинском поселении обнаружи­вается своеобразный культурный синкретизм — соче­тание двух культур. Одна из этих культур исконно тюркская, корни ее уходят в тысячелетия исторического прошлого степных племен Азии и Восточной Европы, в культуру скифо-сакского и гунно-сарматского времени. Отсюда идут всадники, трактованные в манере, привыч­ной для наскальных рисунков Шишкинских скал, Су-лека и Копен. Отсюда же идет и другой замечательный образец искусства, принадлежавший обитателям долины Унги, — тонкая костяная пластина, украшавшая когда-то берестяной колчан древнего воина.

Пластина эта представляет собой превосходный об­разец звериного стиля и орнаментально-декоративного искусства кочевников. На ней под широким орнамен­тальным поясом из чередующихся темных и светлых тре­угольников изображен олень с широкими рогами, заки­нутыми на спину. Олень показан отдыхающим в густом лесу или роще. Деревья рощи изображены условно, но вполне различимо. Они имеют вид заштрихованных ром­биков или треугольников со столь же условно изобра­женным стволом в виде прямой линии. На Унге найде­на и вторая, аналогичная по стилю пластина от кол­чака, также изображающая оленя.

О тюркской этнической принадлежности тех, кто с таким тонким искусством вырезал эту пластину из кус­ка кости или лосиного рога, ясно свидетельствуют най­денные на Унгинском поселении альчики (кости для игры), часто украшенные тонким геометрическим узором из резных линий в виде сетки или решетки. А на одном из альчиков уцелел даже знак рунического шрифта древних орхоно-енисейских тюрков.

Наличие у жителей Унгинской долины — тюрков среднеазиатских стеклянных сосудов, а также печатки с изображением Гопат-Шаха можно было бы объяснить легко и просто даже не прямым культурным контактом с оседлым населением Средней Азии, а проникновением чужеземных вещей из рук в руки, от племени к племе­ни путем так называемого «этапного обмена».

Однако тот факт, что на Унге оказались чисто сред­неазиатские чираги, заставляет подумать о другой воз­можности объяснения того, как появились все эти вещи в Прибайкалье.

Чираги — настолько специфичная принадлежность быта оседлых земледельцев Средней Азии, что они сами по себе неразрывно, органически связаны с их культу­рой. Кроме того, глиняные чираги не были доставлены на Унгу подобно стеклянным кувшинам из далеких стран, а явно выделывались здесь же, на месте. На Ан­гаре должны были работать местные ремесленники, гон­чары, которые изготовляли свои изделия по традицион­ным среднеазиатским образцам, чуждым тюркскому ко­чевому миру.

С деятельностью этих людей, стойко сохранявших традиции своей высокой земледельческой культуры да­же здесь, вдали от Средней Азии, следует связывать, очевидно, и следы земледельческого производства, об­наруженные при раскопках в долине Унги. Таковы ору­дия земледельческого труда. О наличии не примитивного мотыжного, а высокоразвитого, плужного земледелия с применением тягловой силы рабочего скота свидетель­ствует и обломок чугунного лемеха плуга. Зерно раз­малывалось на больших ручных жерновах. Целый та­кой жернов оказался на Унгинском поселении. Нашли там и зерна проса.

Последним и самым замечательным штрихом в этой неожиданно открывшейся картине жизни скотоводческо-земледельческого поселка, существоващего на берегах реки Унги более тысячи лет назад, явились костяки и черепа людей, захороненных на высоком мысу городи­ща Улан-Бор. Как установлено специальным антрополо­гическим исследованием, в могилах на городище и по соседству с ним были захоронены не монголоиды, то есть не тюрки, а европеоиды и притом обладавшие чер­тами определенного этнического типа — таджикско-согдийского! Отсюда следует вывод, что, кроме тюрков-курыканов, на Унге обитали и европеоиды, предки тад­жиков (и узбеков тоже), проникшие сюда, очевидно, компактной группой из Средней Азии.

Они, следовательно, принесли с собой на берега Ан­гары, в тюркский мир кочевников-скотоводов, халцедо­новую печать, древний иранский культ Гопат-Шаха, оседлый образ жизни со светильниками-чирагами, а так­же свои навыки земледелия, свое оседлоземледельческое хозяйство.

Они принесли и свой обряд захоронения, резко от­личный от обычного степного обряда. Степные кочевни­ки-шаманисты хоронили покойников по издревле уста­новившемуся обычаю. С различными предметами, не­обходимыми, по их воззрениям, для продолжения жиз­ни за гробом. С оружием, в том числе луком и стрела­ми, иногда с орудиями труда и различными украшения­ми, принадлежавшими умершему. Здесь же, на Улан-Боре, в могилах нет буквально ни одной вещи, ни одного бытового предмета, даже бусин или каких-либо других самых простых и дешевых украшений.

Причина отсутствия вещей во всех раскопанных мо­гилах, очевидно, заключается не в бедности погребен­ных. Даже самые бедные кочевники имели в могиле хо­тя бы одну-две стрелы, на их одежде обычно встреча­ются проржавевшие пряжки от поясов или что-нибудь в этом роде. Отсутствие погребального инвентаря сле­дует связывать с определенными религиозными воззре­ниями, с прямыми предписаниями погребального культа, в корне отличными от традиционных шаманистических верований и культа степных народов Сибири и Цент­ральной Азии.

В могилах на Унге явно погребены люди, испове­довавшие какую-то иную, не шаманскую, а более раз­витую религию, с иными этическими нормами, с дру­гими, более совершенными с точки зрения эволюции спиритуалистических идей представлениями о душе и за­гробной жизни, не столь примитивными, как у степня­ков-шаманистов.

В Средней Азии таких религий было четыре: зоро­астризм, буддизм, христианство и манихейство. Зоро­астризм с его специфической погребальной обрядностью исключается сразу, так как его последователи хорони­ли останки умерших (кости, предварительно очищенные от мышц) в наусах и оссуариях на погребальных пло­щадках — дахмах. Манихейский обряд тоже отпадает. Манихейцы не предавали тело земле, а помещали его в особые сооружения. Нет и явных признаков буддизма. Остается христианство с присущим ему захоронением тел умерших в земле. Правда, при умерших нет ника­ких признаков их религиозной принадлежности, напри­мер крестиков, но это может зависеть от местных усло­вий, от влияния туземных обычаев.

Наличие христианства в его несторианской разно­видности тем вероятнее, что в стране енисейских кыр-гызов на каменных плитах уцелели изображения свя­щеннослужителей в длинных одеждах, с пышной длин­ной шевелюрой и с жезлами или кадуцеями в руках, которые считают рипидами. Там же, на Енисее, вместе с фигурами клириков в ритуальных одеждах — мантиях есть изображение алтаря со стоящим на нем потиром. Отражением таких сюжетов, возможно, являются фигу­ры людей в длинных одеждах, с жезлами в руках на ленских скалах у деревни Шишкине.

В среде тюркских племен Прибайкалья, следователь­но, оказалась компактная группа вольных или неволь­ных переселенцев из Средней Азии, судя по своей куль­туре, согдийцев. Уклад их жизни в Прибайкалье был, очевидно, в основе таким же, как и у их единомышлен­ников, заселивших в свое время Семиречье.

Согдийцы-колонисты оседло жили в устье реки Унги. Здесь они, как и в Семиречье, пахали землю, занима­лись ремеслами и, может быть, торговлей. Освещали жилища чирагами. Здесь же они хоронили своих умер­ших, вероятно, по христианскому обряду.

Но как и когда появились на Ангаре эти переселен­цы из Согда или ближних согдийских колоний, находив­шихся за его пределами?

Что касается датировки нижнего Унгинского посе­ления, то на нем не найдено, например, узких трехперых наконечников стрел, обычных для более ранних древне-тюркских захоронений и ведущих свое начало от гунн­ских свистящих стрел. Наконечники стрел на Унге име­ют более поздний облик. Форма чирагов с щитком тоже как будто по среднеазиатским аналогиям ведет нас ско­рее к IX—X векам нашей эры, в позднекурыканское время. Этому заключению не противоречит и то, что «несторианский толк христианства», по мнению С. Кляшторного, получил известное распространение среди кыргызской аристократии «к середине IX века или несколь­ко ранее».

Согдийский народ неоднократно упоминается в ру­нических текстах Монголии. Согдийцы не только стал­кивались с орхонскими тюрками-завоевателями у себя на родине, в Средней Азии, но бывали и в самой Мон­голии, особенно в уйгурское время.

Выдающийся исследователь древних культур Цент­ральной Азии Г. Рамстедт отмечал, что согдийцы по­строили в 758 году для уйгурского хана на северном берегу реки Селенги город Бай-Балык. На развалинах его, по словам этого исследователя, ютился в XIX веке буддийский монастырь Бий-Булугийн-Хуре. «Упомина­ние согдов, — пишет Рамстедт, — в этих местах, на берегах Селенги, чрезвычайно интересно и объясняет, когда началась та религиозная пропаганда, которую эти согды потом вели за свою религию, манихеизм. Влия­ние согдов на уйгуров, должно быть, началось именно во времена этого уйгурского хагана Моюн-Чура... От согдов уйгуры получили и новый алфавит, который потом перешел к монголам и употребляется у них еще и в наши дни».

Первые сведения в мусульманских источниках о до­роге в «страну кури (фури)», то есть курыканов, нахо­дятся в сочинении иранского автора Гардизи. Он дает живое описание влажной области в бассейне Ангары. Там постоянно идут дожди, много воды и повсюду встре­чаются реки. Страна эта лежит между землей енисей­ских кыргызов и «страной племени кури». Так расска­зывали о ней, видимо, купцы, направлявшиеся из Сред­ней Азии или Семиречья к Байкалу и далее в Монголию. Ангарским путем, через многочисленные притоки Ан­гары, могли проникнуть на устье Унги и те среднеазиат­ские пришельцы, которые оставили здесь следы своего пребывания.

Связи населения Прибайкалья с оседлыми земле­дельцами Средней Азии — потомками согдийцев отме­чаются и много позже. О них свидетельствует, напри­мер, наличие в составе бурятского народа отдельных родов, носящих наименование сартул, то есть «сарты». Роль среднеазиатских выходцев как основателей земледельческой культуры среди кочевых скотоводческих на­родов Сибири и Центральной Азии нашла отражение и в фольклоре в образе мифологического героя «сарта» — Сартактая, богатыря, который совершает подвиги кос­мического масштаба: прорубает в скалах гигантские ка­навы и ворочает целыми горами.

Если, однако, линия культурных связей была направ­лена в данном случае с запада на восток, то археологи­ческими находками документируется и обратное направ­ление таких связей в то же самое тюркское время.

Глубинная Азия была родиной тюркоязычных ко­чевых племен, которые издавна стремились и на запад, вплоть до Днепра и Дуная.

И здесь снова обнаруживаются столь же неожидан­ные, как и колония согдийских земледельцев на Унге, археологические документы. Таковы находки на одном из важнейших курыканских укрепленных поселений и долине реки Куды, между бассейнами Лены и Ангары

Вдоль древнего пути от берегов Ангары к верховьям Лены по просторной степной долине вьется река Куда, родина кудинских бурят. Около старинного села Усть-Орды, или, по-бурятски, Харганая, над руслом Куды поднимается гора Манхай, уже издали бросающаяся в глаза своими лесистыми вершинами и крутыми скло­нами. Напротив самой высокой вершины Манхая лежит небольшой, но знаменитый в прошлом холм, священ­ная гора кудинских бурят Ухыр-Манхай, где на выхо­дах красного песчаника были высечены древние рисунки. На манхайской вершине, где снова выступают го­ризонтальные пласты красного песчаника, тоже видны многочисленные наскальные рисунки.

Непосредственно над писаницами располагаются остатки древнего укрепленного поселения — Манхайского городища. Городище было надежно защищено с трех сторон отвесными обрывами и крутыми склонами столовой возвышенности. Но этого обитателям Манхайского поселения показалось мало: они выкопали глу­бокие рвы и насыпали земляные валы со стороны узко го перешейка, соединяющего площадку городища с вер шиной горы, и, кроме того, укрепили вал на перешейке подстилающей его мощной кладкой из плит песчаника.

Изучая этот вал, мы неожиданно обнаружили в его основании ритуальное захоронение костей коня. Это были трубчатые кости ног, не расколотые для извлечения костного мозга, а целые, как это делалось во вре­мена шаманских жертвоприношений. Нужно думать, что жертвенная лошадь была убита во время закладки укрепления, а кости ее захоронены после ритуальной трапезы.

Еще неожиданнее оказалась другая находка: на од­ной из плит четкими уверенными линиями было выре­зано изображение всадника. За первым камнем после­довали другие, всего более двух десятков. Изображения на плитах по стилю и содержанию ближайшим обра­зом напоминают наскальные рисунки на писаницах той же Кудинской долины, например, на Манхайских ска­лах или на горе Байтог. Эти изображения не вытерты камнем, как наскальные рисунки на реке Лене, а вы­гравированы.

Главным сюжетом здесь являются изображения ло­шадей и всадников. Лошади часто украшены султанами и подшейными кистями. На шеях видны острые зубцы подстриженной гривы. Лошади иногда одеты в специ­альную броню, которая, как и броня на фигурках всад­ников, передается поперечными линиями. У всадников видны в руках копья с флажками. На плитах есть так­же изображения диких животных. Таков, например, та­бун косуль, переданных живо, с большой экспрессией: косули прыгают одна за другой, широко раскидывая ноги и вытянув вперед головы.

Кроме изображений людей и животных, на плитках из вала Манхайского городища встречаются условные, а также орнаментальные рисунки в виде сетки из пере­крещивающихся косых линий. Такие схематические ри­сунки часто встречаются в наскальных изображениях Прибайкалья, в особенности на реке Лене, например, в классическом местонахождении около деревни Шишкино, между Качугом и Верхоленском. Судя по шишкинским и другим наскальным рисункам на Лене, они свя­заны с охотой при помощи сетей или охотничьих изго­родей и с охотничьей магией. В результате магических обрядов звери должны были попадать в ловчие сети и в изгороди. О таких обрядах наглядно рассказывает ри­сунок на одной из ленских скал, где изображены сети и направляющиеся к ним олени, а также фигура боже­ства — даятеля охотничьей добычи и руническая надпись-заклинание.

Среди условных рисунков, выгравированных на плитах из вала Манхайского городища, особое место принадлежит двум.

Первый вырезан на плитке песчаника и состоит из смело и размашисто вычерченных кривых линий, среди которых выделяется фигура, напоминающая своеобраз­но схематизированную пальметку или цветок с двумя бо­ковыми округлыми лопастями и такими же двумя высту­пами кверху. Среди прихотливо извивающихся длинных кривых линий разбросаны также S-образные фигуры, похожие на лепестки цветов или листья.

Второй рисунок на плитке, выполненный более детально и тщательно, отличается и более четко выраженной композицией. Сплошное орнаментальное поле ри­сунка отчетливо делится на три горизонтальных пояса, расположенных один над другим и вместе с тем соединенных друг с другом. В каждом поясе видна одна и та же фигура, напоминающая полумесяц с S-образно вогнутой серединой. Промежутки между тремя крупными фигурами, расчленяющими и организующими все орнаментальное поле, заполнены такими же, но более сложными по форме мелкими фигурами, представляющими собой стилизованные цветы или части растений.

Оба этих рисунка совершенно необычны по своему стилю и содержанию не только среди других рисунков на плитках из вала Манхайского городища, но и среди всех остальных наскальных изображений Прибайкалья. Они вообще не имеют никаких аналогий в древнем искусстве Восточной Сибири.

Тем неожиданнее находки, сделанные далеко от Ангары и Лены, на Западе — в Венгрии. Среди археологических памятников эпохи переселения предков венгров из Лебедии на Дунай выделяются в особый культурный круг погребения с оригинальными орнаментированными пластинами от кожаных походных сумок для сабель.

Пластины эти изготовлялись из двух слоев металла, нижнего и верхнего. Верхний слой представлял собой серебряную или медную позолоченную пластину. Нижняя пластина выделывалась из меди или бронзы. Обе пластины соединялись металлическими гвоздями. Верх­няя пластина обычно покрывалась богатым и своеобразным криволинейным орнаментом. Его характерная особенность — своеобразная сетка из переплетающихся выпуклых линий, образующих иногда как бы рамки, внутри которых заключены растительные узоры типа пальметок или цветов. Каждая такая рамка напоминает по форме ромб.

Достаточно сравнить этот узор с рисунками на манхайских плитках, чтобы убедиться в их сходстве. Узор манхайских плит является как бы упрощенной, «скоро­писной» копией того же изображения: те же медальоны из широких изгибающихся полос, те же растительные элементы, похожие на пальметки, цветы, листья, та же композиция в виде горизонтальных поясов.

Металлические орнаментированные пластины найде­ны в Венгрии в погребениях конных воинов. При костя­ке человека всегда есть кости лошади, причем не целой, а расчлененной (хоронили только череп и длинные кости, то есть голову и ноги лошади). Именно так вместе с го­ловой и костями ног приносились в жертву шаманским духам и божествам у сибирских народов шкуры жерт­венных животных. Следовательно, ритуал захоронении с металлическими пластинами для сумок типично степ­ной, тюркский, шаманский, связанный с древними ша майскими представлениями.

Вместе с пластинами в таких могилах встречались железные сабли, различные украшения конской сбруи, железные наконечники стрел, поясные бляшки, наконеч­ники от поясов и другие предметы, образующие опреде­ленный выдержанный комплекс. Время этих погребении определяется найденными в них монетами, в первую очередь диргемами саманидского чекана начала X века кашей эры.

Погребения с металлическими пластинами для су­мок вне пределов Венгрии неизвестны, а сами эти пла­стины в Европе представляют действительно изолиро­ванное художественное явление. Нужно считать вполне обоснованной мысль о принадлежности этих памятников конным кочевникам — предкам венгров, вышедших и конце IX века (896 год) из Лебедии на Дунай.

В Лебедии, как полагают исследователи памятников древневенгерской культуры, и возникли замечательные металлические пластины для сумок с их богатым орна­ментом, представляющие собой подлинно выдающееся явление в средневековом ювелирном искусстве. Вполне возможно, что происхождение орнамента пластин для древневенгерских сумок связано с распространением восточных, иранских и среднеазиатских тканей, украшенных растительными в своей основе узорами.

Однако вывод о возникновении такой орнаментика и всего «искусства сумок для сабель» именно в Лебедии, есть между Днепром и Доном, в VIII—IX веках, а также о принадлежности его только предкам венгров не может быть принят в такой категорической формули­ровке. Действительная картина истории орнамента древневенгерских металлических пластин для сумок значительно сложнее. Об этом свидетельствуют совпадения между ними и рисунками на плитах из вала Манхайского городища. Такое сходство орнамента на вещах, раз­деленных более чем пятью тысячами километров, можно объяснить конкретными культурно-этническими связями.

Оригинальная орнаментика «сабельных сумок» возникла, очевидно, не на Западе, в Лебедии, и не в VIII— IX веках, а раньше и на Востоке — там, где складыва­юсь тюркские народности и их культуры. За такое решение вопроса свидетельствуют драгоценные по их значению для истории культуры Сибири находки в древнекыргызских чаатасах (могильниках) на Енисее. На рос­кошной золотой тарелке и на сосуде с птицами из Коденского чаатаса орнамент имеет вид такой же сетки из выпуклых линий, образующих фигуры в виде медальонов-ромбов с округленными углами, а в них и в промежутках между ними размещены пальметки и фантастические фениксы.

Новая находка плит на Манхае, орнаментированных таким же узором, не только подтверждает живые связи тюрков Прибайкалья с Западом, но является дополнительным доказательством важного значения культурных элементов, зародившихся на Востоке, для сложения культур степных племен Восточной Европы первой половины I тысячелетия нашей эры, в том числе культуры древних венгров в Лебедии и на Дунае.

О том же, кстати, свидетельствуют и сами условия, в которых оказались изображения с Манхая. Они были найдены в оборонительном валу городища. Точно так же и на стенах нижнедонских городищ, принадлежавших хазарам, были найдены камни и кирпичи с изобра­жениями животных и всадников, аналогичными по содержанию и стилю прибайкальским писаницам. Такие же изображения имеются на кирпичах из древнеболгарской столицы Преславы и среди наскальных рисунков Болгарии.

Таков неожиданный на первый взгляд размах куль­турно-этнических контактов племен тюркской эпохи в Северной Азии, в том числе прибайкальских курыканов с Европой.

Древняя тюркская Сибирь оказывается также тес­нее связанной с Западом, чем с Востоком. Ее культуры оказались много богаче и ярче, чем можно было пола­гать ранее. У берегов Байкала, на Ангаре и Лене, схо­дились и расходились пути древних культур Востока и Запада, существовали мощные по тем временам само­бытные культурные очаги, без учета которых история Евразии не может быть полностью понятой. Как мы ви­дим по находкам на Унге и в Манхайском городище — крепости тюрков Прибайкалья, курыканов, эти связи ведут на Дон и на Дунай, к венграм и болгарам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: