ЛЕГЕНДЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ




 

Самое сильное желание историка — восстановить не только общую социально-экономическую схему исто­рических событий, но и встретить живых людей про­шлого, сопереживать с ними их борьбу, волнения и стра­сти. Разумеется, осуществить такое стремление тем труднее, чем дальше отстоят события нашего времени, чем меньше документальных свидетельств, прежде всего письменных. Поскольку речь идет о народах севера Азии, эта задача особенно трудна. Даже в тех случаях, когда мы говорим о сравнительно близком времени, о первых контактах русских с коренным населением Си­бири.

На западе Сибири первое лицо, которое прочно во­шло в историю, — «царь» сибирских татар, сидевший в городке Искере на Иртыше, Кучум. О нем говорят и летописи и фольклор, как татарский, так и русский. Но сам он в наших представлениях остается лишь блед­ной и неясной фигурой.

Второй — якутский «царь» Тыгын, имя которого то­же вошло в историю Сибири, хотя он, видимо, и не до­жил до присоединения Якутии к России, а остался лишь на самом пороге развернувшихся событий. Из двух туземных «царей» Тыгыну повезло больше по той при­чине, что его образ вдохновил создателей якутского исторического фольклора.

Дорусская история племен Крайнего Севера Сибири в собственном смысле этого слова как связное пове­ствование об определенных конкретно-исторических со­бытиях и лицах прошлого фактически отсутствует. Она исчерпывается, как правило, отрывочными фактами, ко­торые содержатся в сказаниях об отдельных племенных героях-хосунах, о межродовых войнах и столкновениях. Эти разрозненные факты не могут быть объединены я целостной исторической картине и в каком-либо опре­деленном хронологическом порядке, хотя бы они даже относились ко времени, непосредственно предшествую­щему появлению русских на Севере.

Картина последовательной смены исторических со­бытий раскрывается лишь для одного из северных пле­мен — якутов благодаря двум особым обстоятельствам, которые, несмотря на отсутствие письменных источни­ков, позволяют с неожиданной полнотой и отчетливо­стью проследить историю этой народности в течение двух или даже трех веков до прихода русских на Лену. Такая сохранность фольклорных текстов — случай ред­чайший и удивительный.

Первое из этих обстоятельств — существование у якутов вплоть до настоящего времени удивительно бо­гатой и стойкой устной традиции. Второе обстоятель­ство — замечательные записи якутских исторических преданий, сделанные еще в XVII—XVIII веках, в осо­бенности записи участника Великой Северной (Камчат­ской) экспедиции, спутника академиков Миллера и Гмелина, Я. Линденау.

Записям его буквально нет цены, потому что они фиксировали живую устную традицию якутов, которая относилась всего лишь к ближайшим полутора-двум ве­кам до этого.

Первым вождем якутов на Средней Лене согласк: записям Линденау был Баджей — дед Тыгына. В якут­ских легендах XIX—XX веков он носит наименование Дойдууса-дархан, что, собственно, является не личным именем, а титулом. По данным С. Боло, этот Дойдууса-дархан иначе именуется Тюсюлгэ-дархан, то есть дархан с тюсюлгэ — праздничным священным алтарем, седалищем богов, устраиваемым из березок во время весен­него праздника плодородия — ысыаха. И это последнее наименование тоже, очевидно, является почетным про звищсм.

О Тюсюлгэ, или Дойдууса-дархане, Баджее в народ ной памяти сохранилось воспоминание как об исключительно богатом и могущественном властелине. Он имел много воинов, хамначитов (слуг) и рабов. Жил на коренных кангаласских землях, по одним данным, в совре­менном Немюгинском наслеге бывшего Западно-Кангаласского улуса, по другим — на холме у озера Сахсары. Владения его распространялись по левому берегу Лень; от нынешнего Якутска до Покровска.

Сыну Баджея Мунджану (или Муньану) наследовал Тыгын (или Дыгын). В наиболее распространенных ва­риантах легенд он изображался в виде богатыря-гиган­та. Рост его был таков, что тень дерева в лунную ночь достигала лишь темной каймы грудных сосков, одно глазное яблоко весило тридцать фунтов, а расстояние между глазами равнялось двум четвертям аршина.

Такими же богатырями-гигантами были и сыновья Тыгына. Даже меньшие из них согласно преданиям обла­дали такой силой и размерами, что во время стычек с казаками отмахивались от пуль, как от назойливых на­секомых.

Согласно преданиям легендарный Тыгын неустанно преследует другие роды и племена, убивает их воинов-богатырей, а то и безжалостно истребляет их жен и детей, захватывает имущество побежденных и предает огню жилища.

«Если где-нибудь, хотя бы в отдаленных улусах, по­явился сильный богатырь, Дыгын стремился сжить его с бела света. Для этого он посылал сильных ратных людей с приказом доставить богатыря живого или мерт­вого. Если посланные не имели успеха, то Дыгын отправлялся сам с войском. Таким образом, он убил многих славных богатырей». Жертвой кровожадного Тыгына стали даже самые могучие из его собственных сыновей, Тас-уллунгах и Муос-уол, предательски убитые во время сна.

А когда Тыгын встречает более сильного противни­ца — храброго тунгусского витязя, простодушного ры­бака Бэрт-хара или другого лесного богатыря, он попросту спасается от них бегством, вырезав заднюю сто­рону своего берестяного шатра-урасы.

Но зато впоследствии, когда Тыгын достиг глубокой старости, наступило возмездие. Когда с юга появились грозные пришельцы, слуги могущественного далекого царя, вокруг Тыгына уже не осталось прежних якутских богатырей. Одни из них погублены Тыгыном, другие сами покинули кровавого деспота-сыноубийцу, опасаясь его коварства и ярости.

Такова основная канва легендарной истории якутов, согласно записанным в XIX—XX веках преданиям. Та­кими предстают в них личность и судьба Тыгына.

При всех его отрицательных качествах, о которых согласно говорят легенды, реальная действительность, отраженная влегендарном образе Тыгына-насильника и злодея, много сложнее. Попробуем в ней разобраться детальнее.

Легенды свидетельствуют о действительной трагедии Тыгына и его народа перед приходом русских, о вре­мени кровопролитных битв и междоусобий, которое во­шло в фольклор как целый век «кыргыс-уйэтэ», окутан­ный маревом пожаров и дымящейся человеческой крови. Путеводной нитью в запутанном лабиринте леген­дарных сюжетов служит самый ранний по времени за­писи источник — рассказ Я. Линденау о событиях, про­исходивших в Якутии конца XVI — начала XVII века. Как пишет Линденау, наследником титула и положения тойон-уса — главы якутов — после Муньана по соб­ственной воле последнего остался его младший сын Ты­гын. Старшие братья были крайне раздосадованы тем, что отец отнял у них преимущество в наследовании его прав, и поссорились с Тыгыном. Эта ссора вызвала вол­нение в народе: почти все якутские роды, говорит Лин­денау, пришли в возмущение.

Междоусобная война между наследниками Муньана так глубоко всколыхнула якутский народ во второй половине XVI века, что отразилась даже в позднейшем фольклоре, правда, уже зашифрованная условной фор­мой эпического трафарета.

По словам таттинского сказителя Е. Егорова, мо­лодой богатырь Тыгын встретил в северной тайге жен­щину-красавицу по имени Ныырбакаан, имевшую трех сыновей. Узнав о ней, отец Тыгына просил сына при­вести к нему Ныырбакаая. Ныырбакаан, став женой отца Тыгына, жила отдельно от остальных его жен, а сыновья ее по-прежнему уходили охотиться на север и возвращались домой с богатой добычей.

Однажды они увидели и убили дорогую птицу Сар. «В то время, — го-ворит сказитель, — птица считалась очень дорогой птицей у якутов, означая либо счастье, либо что-то заветное». Сняв шкуру с птицы, охотники прибили ее для просушки к первой (главной) матице до­ма. Когда Тыгын вошел к ним и увидел птицу Сар, он стал просить сыновей Ныырбакаан, чтобы те отдали ему заветную шкурку, но получил отказ. Тогда Тыгын рас­сорился с ними, силой схватил шкурку, сел на коня и попробовал ускакать. Но в ответ сыновья Ныырбакаан стали стрелять в него из луков. Отпрыгивая и увиливая от быстрых стрел, Тыгын увидел, что острия стрел впи­ваются в лиственницы до самого древка. Устрашенный этим Тыгын бросил шкурку птицы Сар и поскакал домой.

Узнав о происшедшем, старуха Ныырбакаан решила, что ей с сыновьями здесь больше не будет житья, и бежала на Вилюй, где от нее произошел Нюрбинский улус.

В другом варианте рассказа о Ныырбакаан гово­рится, что на Вилюе во времена Тыгына, «в окрашен­ное алой кровью боевое время, жили племена дьирики-ней» — туматы и тунгусы. Туматы обратились к тун­гусам с просьбой разрешить им поселиться рядом, но те отказали. Туматы напали на тунгусов, однако послед­ние поголовно истребили туматов, «прикусив (их) кровью». Уцелела только одна девушка по имени Ныыр­бакаан, которая спаслась в яме, а затем бежала вниз по Вилюю в ветке (легком челноке. — А. О.) брата. По до­роге девушка ловила птиц силками из собственных волос и тем питалась.

Доплыв до одиноких старика и старухи, Ныырбакаан сказала им, что ее родных истребил колдовством грозный шаман, и затем стала им вместо дочери. Здесь ее встретил Тыгын, приехавший охотиться в тайгу, и по­том рассказал о ней своему отцу. По просьбе послед­него Тыгын привез девушку, и отец взял Ныырбакаан побочной женой. В дальнейшем от этого бракароди­лись дети Босхот-бэлгэтин, Тойук-булгудах, Ырыа-быр-кынга. В дальнейшем происходит ссора их сТыгыном из-за шкуры матерого зверя.

В других преданиях старуха, прародительница вилюйских якутов, называется Джардах, или Джархан-эмяхсин. Но суть преданий одна и та же: от Тыгына откалываются и уходят на Вилюй его родственники, предки вилюйских якутов.

Ход дальнейших событий, развернувшихся поело ссоры Тыгына с братьями, развивался так. Несмотря на ссору с братьями, Тыгын долгое время стремился сохра­нять дружбу и мир с ушедшими на Вилюй сородичами. Но зато он нещадно грабил и разорял другие роды, ко­торые не решались ему сопротивляться. Он имел, гово­рит Линденау, столкновения с борогонцами на озере Мюрю и на Алдане по дороге к Верхоянску; с батурусцами на реке Татте и с бетюнцами на реке Амге у реч­ки Хатуйа.

Указания на агрессивную войну Тыгына со всеми пе­речисленными племенами содержатся и в поздних пре­даниях, которые имеют особенную ценность потому, что в ряде случаев освещают ход событий не с точки зрения сородичей Тыгына — кангаласцев, а с точки зрения их врагов, так как записаны у потомков последних в во­сточных улусах.

Столкновения Тыгына сборогонцами отразились, на­пример, в легенде о богатыре Бэрт-хара. В варианте ле­генды, записанном от усть-алданского сказителя Д. Го­ворова, о первой встрече людей Тыгына с Бэрт-хара говорится, что искавший своих лошадей парень Тыгына Бёдьёке-бёгё неожиданно увидел следы человека с дни­ще берестяного ведра. Пройдя по богатырскому следу, он достиг борогонских земель и в местности Ханга на­гнал богатыря, а затем, осмелев, толкнул его сзади грудью своего коня. Богатырь на это лишь слегка мах­нул левой рукой, и Бёдьёке и его конь отлетели в сто­рону с такой силой, что увязли в сугробе. Простодуш­ный Бэрт-хара обернулся, вытащил их из снега и, увидев очень важного человека в дохе из черных соболей, подумал, что на него напал лесной зверь, а потому по­ставил на ноги и обернул его лицом на запад.

Услышав рассказ Бёдьёке, Тыгын решил «найти бо­гатыря, попрать его имя и пути, расплескать его сча­стье». Приехав со многими воинами к матери Бэрт-хара, Тыгын увидел огромный лук, тетиву которого не мог натянуть ни один из его воинов. Оказалось, что из этого лука Бэрт-хара стрелял в детстве. Когда богатырь вер­нулся, он поймал быка, положил его к себе на колени и сразу свернул ему голову, а затем тут же содрал с него руками шкуру. Когда бык варился, на колени бо­гатыря упало горящее полено, но Бэрт-хара даже не заметил ожога.

Тыгын побоялся ночевать по соседству с жилищем Бэрт-хара и уехал на озеро Мюрю, где и зимовал. Вес­ной Тыгын устроил там ысыах и пригласил на него Бэрт-хара, которому вручил берестяной сосуд с кумысом, ку­да был насыпан мелко нарезанный конский волос. В то время как богатырь сидел и пил, Тыгын ударил его мечом, целясь в основание шеи. Но Бэрт-хара увернул­ся от удара, даже не расплескав напитка. Когда этот предательский удар повторился, Бэрт-хара хотел в гневе заколоть пальмой (копьем. — А. О.) всех находившихся в улусе и оставил свое намерение только после долгих уговоров Тыгына. Во время празднества Бэрт-хара по­бедил всех лучших воинов Тыгына в играх и стрельбе из лука.

После окончания игр и состязаний ночью, когда Бэрт-хара крепко спал, Тыгын разобрал половину урасы и бежал через отверстие. Погнавшись за ним, Бэрт-хара и его сородич Кылыса-сюрюк догнали людей Ты­гына у озера Бёейдингё Тийт и отогнали две трети их скота, а сам Тыгын, «не заботясь о скоте — пище», пу­стился в бегство.

В других преданиях говорится, что на обратном пути от Бэрт-хара Тыгын все же напал на один из борогонских родов, Бес-борогон, проживавший в 30 урасах, и поголовно истребил его, кроме одного скрывшегося, под опрокинутой чашей мальчика.

В отличие от кангаласских легенд, где говорится, что Бэрт-хара подчинился, стал зятем и соратником — дру­жинником Тыгына, борогонские легенды подчеркивают непримиримость их вражды. По словам сказителя Д. Крылова, у них в Борогонском улусе «не было того сказа, чтобы Тыгын-бай сделал себе зятем Бэрт-хара, на­оборот, сказывают, что Тыгын хотел его убить, попрать его имя, отнять земли, места его; намеревался, обманы­вая праздником — ысыахом, поймать, убить, но тот был лучшим из лучших, и Тыгын вернулся назад, не достигнув цели».

О борьбе Тыгына с бетюнцами рассказывают так. На Амге в местности Соморсун Арыаллаа жили шесть или семь братьев, носивших наименование «волки-бе-тюнцы», или «имеющие счастье волка бетюнцы». Побли­зости обитал другой род — нахарцы. Бетюнцы находи­лись в родстве с борогонцами, а их соседи нахарцы — с Тыгыном. Однажды ночью на озере оба рода органи­зовали совместную подводную неводьбу. Неводьба сопровождалась играми, во время которых бетюнский па­рень поборол одного из молодых нахарцев по имени Бёд-жёкё. Свалив его на лед и не давая ему встать, бетюнец ради шутки набил ему в штаны снегу, а остальные бе­тюнцы насмехались над ним.

По другому варианту предания, Бёджёкё, поражен­ный красотой жены бетюнца Масараха, своего дяди по матери, публично воспел ее и тем оскорбил последнего. Летом нахарцы устроили ысыах и позвали на него бетюнцев, но те, подъезжая, увидели хозяев ысыаха в блестящих от солнца боевых доспехах. Решив, что дело идет к войне, бетюнцы вернулись домой, заперлись в амбар-крепость, построенный над глубокой ямой-убе­жищем, и стали ожидать врагов. Появившись около бе­тюнцев, нахарцы начали обстреливать крепость из лу­ков, а потом, приблизившись, подожгли ее. Не доволь­ствуясь тем, что здание вскоре было охвачено пламенем, нахарцы подрубили большое дерево и свалили его на горящий дом. Матицы дома обрушились, и весь потолок, объятый пламенем, обвалился.

Охваченные злобной радостью нахарцы торжество­вали, восклицая: «Бёре-бетюнцы! Страшные люди! Что стало с вами? Выходите сюда! Неужели вы, превратив­шись в пепел и дым, улетели в воздух?» Собирая валеж­ник и сучья, они бросали их в костер, отчего пламя уси­ливалось, ярко вспыхивало и громко трещало. Бетюнцы же скрылись в погребе и сидели там, закрывая лица от дыма запасенным для еды конским салом.

В этот момент один нахарец стал ходить по свалив­шемуся на пожарище дереву, шевеля палкой пепел, издевательски восклицая: «Как тяжело и как ужасно, что наши дорогие соседи Бёрё-бетюнцы, превратившись в дым, исчезли с лица земли!» Тогда один из бетюнцев, сидевших в яме, знаменитый стрелок Егедей через щель выстрелил в него из лука так, что нахарец упал мертвым.

Решив, что сгоревшие враги и в самом деле превра­тились в злых духов — абаасы, нахарцы от страха убе­жали домой. Увидев это, бетюнцы вышли из убежища и направились за нахарцами, которые расположились но­чевать на речке Хотуйа-Юрэгя. Перед тем бетюнский шаман вселил духа кровопролития — Ильбис в витязя Тэтэйбит-боотура, который обезумел от жажды крови, ночью ворвался в лагерь спокойно спавших врагов и пе­ребил их всех, кроме одного-единственного молодого шамана.

Последний заранее, чуя недоброе, говорил, что Илби-сова дева слишком часто ходит и назойливо поет свои песни. По другому варианту легенды он прорицал: «Ско­ро будет страшное бедствие, богиня кровопролития, ле­тая взад и вперед, воспевает междоусобную войну. Реч­ка будет наполнена кровью до половины человеческой голени». Так как сородичи не послушали его, он ушел с женой и детьми и тем спасся.

Бежав на Лену к своему родственнику Тыгыну, ша­ман обратился к нему со словами: «Бёрё-бетюнцы, жив­шие по соседству с нами, теснили и угнетали нас и в конце концов истребили. Только я один и остался в жи­вых. Будь нашим солнцем-спасителем, заступись, обе­регай!» В ответ на мольбу шамана Тыгын собрал своих воинов и отправил их на Амгу, чтобы отомстить за из­биение родственников.

По одному из вариантов предания, воины Тыгына, окружив юрту бетюнцев и стреляя из луков, потребова­ли, чтобы они выдали девятилетнего сына Масараха по имени Кис-сагыньях (соболиная шуба), родившегося от дочери нахарцев.

Вынужденные принять это требование, бетюнцы вы­толкнули из юрты рыдавшего мальчика. Воины Тыгына сразу же так обстреляли мальчика, что стрелы из него торчали во все стороны как бахрома. Израненный маль­чик бегал и метался, рыдая от невыносимой боли, пока воины, окружившие его плотным кольцом, не закололи наконец свою жертву ударом копья.

После возвращения своих воинов из похода Тыгын решил предпринять второй поход против бетюнцев с тем, чтобы окончательно уничтожить их. Однако, по рассказу сказителя Филиппова, дело закончилось миром.

В том же духе и часто в тех же самых стереотип­ных формулах освещается в фольклоре борьба Тыгына с предками намцев и других племен, не входивших в кангалаеекую группу: батурусцев, вилюйчан, хоринцев.

Одно из таких преданий, записанное от сказителя М. Неустроева, поражает обилием деталей, раскрываю­щих традиционное языческое мировоззрение древних якутов.

Предание начинается повествованием о чудесном мальчике-богатыре, родившемся в Намцах, в местности Бетюн; мальчик этот появился на свет божий с серьгою из слитка золота величиною с яйцо чирка. Услышав о нем, старик Тыгын сказал своим приближенным: «Ре­бенок этот вырастет, чтобы властвовать над людьми. Идите и сотрите мальчика с лица земли, пока не окреп­ли его кости». Мальчику было в то время шесть лет.

Когда воины Тыгына подошли к жилищу, женщины только вышли доить коров. В юрте ребенок проснулся и, чуя беду, выскочил через их головы наружу. Гнались за ним два дня. Догнали его только у северной Почтен­ной горы в Одейцах, где дорогу преграждает река. Стре­ла витязя Бегюел-Беге пронзила ребенка, побежавшего на гору, и он голый кувырком скатился вниз. По возвра­щении из Намцев Бегюел-Беге, взяв свою жену, поехал к себе домой, так как все, против кого Тыгын имел что-либо, были уничтожены.

В те же времена в Намцах в Бетюнском наслеге жил шаман по имени Оборчо. Жертвуя беломордую лошадь рыжей масти, Оборчо поднялся на небо и шаманит Улуу-тойону, умоляя его усмирить Тыгына, так как он губит все живущее на земле человечество. Но Улуу-тойон устами самого шамана ответил: «Он (Тыгын) мое соб­ственное порождение, поэтому не могу его тронуть». В великом огорчении и с плачем вернулся шаман на землю.

Через некоторое время Оборчо собрал 40 человек из своих приверженцев и сказал им: «Теперь как раз удоб­ное время напасть на Тыгына и истребить его со всей родней, ибо с отъездом зятя Бегюель-Беге и сына Чал-лайы он ослабел и не страшен». Оборчо со своими людьми приходит к Тыгыну и говорит: «Заплати выкуп за убитых или же решайся на битву. Ты нанес нам ве­ликую обиду, убивал больших и малых, выбирай одно из двух!» Тыгын ответил: «Дайте мне время обдумать окончательное решение, а пока примите мое угощение».

Кормит и угощает их, а тем временем говорит од­ному из своих витязей по имени Хончой, который сла­вился как скороход: «Иди не медля к верховьям Сун-тара и призови Чаллайы. Неужели же он продолжает сердиться на мою шутку? Пусть мрнется и берет свою жену, я все время держу ее на правах невестки. Через двое суток ты должен быть здесь!» Посланный через двое суток возвратился, призвав Чаллайы. К этому вре­мени были сделаны нужные приготовления.

По прибытии Чаллайы все 40 человек шамана Обор­чо были убиты. Ему самому удалось, бежать, но его до­гнали в лесу налево от горы Куллаты.

Шаман пытался уйти от преследователей в глубь земли, но зацепился за корень дерева, угодивший ему как раз между ног. Поймав Оборчо, его никак не могли умертвить, застрелили лишь после того, как вывернули нижнюю челюсть. Оказывается, он носил вставную че­люсть, вынутую от двухтравной коровы. Перед смертью шаман успел сказать: «Я убил деву-духа, вдохновляю­щую их (семью Тыгына) к кровопролитию, она скрыва­лась на лобном пятне (лошади) Чаллайы. Теперь им не будет удачи в войнах».

Эти последние слова, вложенные кангаласским ска­зителем в уста погибшего от рук Тыгыновых людей намского шамана, были, конечно, попыткой объяснить по­следующую гибель Тыгына и подчинение его народа пришельцам, с точки зрения самих кангаласцев, не со­мневавшихся, должно быть, в божественном происхож­дении своего вождя от грозного Улуу-тойона.

Вместе с тем они в полной мере показывают, какой безнадежной была, по мнению кангаласцев, борьба нам­цев против Тыгына.

Столь же определенно о конечной победе Тыгына сви­детельствуют и материалы Линденау. По его словам, во­енные столкновения, происходившие многократно, при­вели наконец противников Тыгына к такому положению, что они, окончательно ослабев и будучи не в состоянии больше противостоять ему, должны были согласиться на полное послушание.

Успехи Тыгына были в значительной степени обеспе­чены помощью его сородичей, хотя и находившихся в некоторой оппозиции, но тем не менее всегда оказы­вавших содействие в его борьбе с чужеродцами и при­бегавших к нему в случае опасности, как, например, поступили нахарцы во время их столкновения с бетюнцами.

Какими последствиями грозило его соплеменникам ослушание требованиям Тыгына в тех случаях, когда он обращался к ним за помощью, видно из рассказа о судь­бе Ходоринского рода. «Якуты-ходоринцы, — говорится в легенде, записанной у потомков самих ходоринцев, — составлявшие тогда один род-аймак, жили в 33 чумах в Восточио-Кангаласекой земле на аласе-летнике Кобе-дэ, что находится недалеко от теперешней речки Мыла. Главой их был старик, которому все подчинялись и сло­ва которого выполнялись беспрекословно. Однажды ле­том с западной стороны этой реки (Лены) прибывает к ним с отрядом людей, с большой боевой дружиной Тыгын-Баай. Прибыв, стал жить со своими людьми и скотом в урасе на аласном косогоре. Живя так, через некоторое время просит ходоринского старика отпус­тить ему трех витязей в панцирях, которые бы помог­ли ему в битвах. Оказывается, он ехал воевать против предков абагинцев, которые жили в то время у речки Лиги. Тогда ходоринский старец вызывает к себе трех лучших витязей с панцирями и говорит им: «Вот прибыл к нам глава якутов — богач Тыгын-тойон. Он едет в Амгу, чтобы грудью встретиться с врагами, лить их кровь за кровь своих, драться с ними за честь и славу. Идите с ним помочь ему». На это те возразили: «Мы бы, если смогли, сами его попросили быть нашим помощником, не то чтобы быть его помощниками», и наотрез отказа­лись идти с Тыгыном.

После этого Тыгын устраивает пышный ысыах, на который собирает множество народу. Ысыах продол­жается семеро суток. На ысыах явились все ходоринцы. Были разнообразнейшие игры и обильная еда. На исходе седьмого дня ходоринцы не выдержали и, когда наста­ла ночь, заснули. Этого только и нужно было Тыгыну. Как только те заснули, он перебил всех жителей 33 чу­мов, в том числе и тех трех витязей, не щадя никого, ни стариков, ни женщин, ни детей... А когда с ними было покончено, он со своими людьми спрятал всех убитых в одну общую яму». Был безжалостно уничтожен, гово­рится в легенде, даже и один малолетний мальчик, кото­рый спрятался на дне озера в озерной траве. Люди Ты­гына взяли стрелу, плюнули на ее острие, совершили за­клинание и выпустили вверх; падая вниз, заколдованная стрела впилась в голову ребенка, который сразу же по­явился на поверхности озера. До сих пор в Ходоринском наслеге на косогоре аласа Кобэдэ видны глубоко погру­женные в землю столбы частокола, похожие на зубча­тую железную ограду; видны еще и очертания ямы, в которую закопали убитых. Нынешний же Ходоринский наслег образовался из потомков одного случайно уцелев­шего человека, к которому присоединились люди из ро­да Еосюй-Хангалас.

Рассказ этот приукрашен трафаретными мотивами якутского исторического фольклора, как и сюжет об умерщвлении младенца заколдованной стрелой или об ысыахе, устроенном с коварной целью обмануть бди­тельных врагов. Основная канва его тем не менее насы­щена трагической реальностью, и вряд ли можно сомне­ваться в том, что жестокая расправа Тыгына с непокор­ными ходоринцами действительно имела место.

Достигнув такого могущества и власти, Тыгын все же не мог удовлетвориться ими. Он решил, что теперь наконец-то наступил момент, когда могут осуществиться его стремления к полному господству над якутскими ро­дами. Как говорит Линденау, «он снова страстно захотел привести в подчинение свою семью». Однако в ответ на такое требование, выраженное Тыгыном в беседе с его старшим братом Каджага, последний настолько разгне­вался, что ударил Тыгына по лицу, и тот ушел домой окровавленным. Покинув жилище Каджага, где про­изошло это событие, Тыгын велел сообщить ему, что, как только выздоровеет, отомстит за свой позор. Кад­жага и «остальные» (его сородичи) хорошо знали, что не могут оказать Тыгыну никакого сопротивления, и по­тому поспешили бежать от него. К ним присоединились некоторые люди из Намской волости.

Все эти беглецы пошли вверх по Лене до Олекмы, где затем и расселились. Спустя долгое время они получили известие, что Тыгын снаряжается преследовать их и здесь. Некий тунгус Чаланга дал им, однако, добрый совет, как избежать этой беды. Он был из рода Нинеган и знал, что по реке Вилюю повсюду есть хорошие места для скотоводства. Беглецы последовали совету тунгуса и пошли с Олекмы на Вилюй, причем Чаланга был в до­роге их проводником и счастливо привел их на место. Однако те из них, которые пришли из Намской волости, остались на Олекме.

Поскольку беглецы достигли наконец реки Вилюя, им встретились здесь тунгусы родов Джурумджаль и Мамагир, собственностью которых была земля в этой области. Тунгусы, однако, добровольно согласились усту­пить часть своей земли, и якуты купили у них навечно землю около озера Тойбохой. Якуты дали за купленную землю одну женщину и 20 кобылиц. Реку Чону, которая впадает справа в Вилюй, тунгусы удержали за собой «я обладают ею и принадлежащею землей до сегодняшне­го дня».

Справедливость рассказа Линденау, записанного по свежей памяти в Центральной Якутии и, несомненно, у кангаласцев, подтверждается и позднейшими фоль­клорными источниками в виде цитированных выше пре­даний.

Таким образом, после тяжелой кровопролитной вой­ны все, к чему стремился Тыгын, было достигнуто: он действительно в какой-то мере стал повелителем боль­шинства якутских родов и племен на Средней Лене.

Отзвуки славы Тыгына, достигшего теперь зенита своего могущества, сохранились в фольклоре как цент­ральных, так и самых отдаленных северных районов, в частности Верхоянского, где И. Худяков записал едва ли не самую яркую характеристику якутского «царя», «господина Тыгына».

«На месте, называемом Сайсары, жил человек по имени Тыгын-господин, считая себя якутским царем. Всех ближних людей убивает и не убивает; берет себе, что увидит, и имущество и скот; а если живые (люди) останутся, то берет под страхом смерти. Таким образом, он сильно разбогател и сам не знает счета своего скота. А если сказать примерно по нынешнему, то людей у не­го было с половину здешнего улуса и богатства столько же». «Живет, славясь, этот Тыгын-господин. Кто бы ни пришел, никого нет такого, кто бы его мог одолеть. Счи­тает себя вольным царем. Тогдашние якуты называли его тоеном (господином)».

Приневоленные Тыгыном к подчинению люди других родов и племен, разумеется, не только боялись, но и ненавидели его. Так возникли пропитанные горечью пора­жений, обидой и злобой легенды намцев, борогонцев, вилюйчан и других племен о кровожадном, но трусливом и коварном деспоте, сыноубийце. Среди же собственных родичей Тыгын достиг величайшего почета, имевшего даже оттенок религиозного, культового преклонения,

М. Неустроев, один из лучших знатоков кангаласских преданий, живший на коренном месте Тыгына в Малтанском наслеге, где проживал в XVIII веке и знаменитый внук Тыгына — Масары Бозекуев и, вероятно, отец по­следнего Бэджэкэ, сохранил замечательные сведения об отношениях кангаласцев к Тыгыну.

«Когда Тыгыну было шесть лет, он, играя, поднял копье острием кверху и воскликнул: «Хара Суорун-тойон, создавший отец мой! Тунгусы нас невинных обидели, стерли наш род с лица земли. Если суждено мне ото­мстить всем врагам моим, ниспошли свыше кровавый символ духа войны и убийства — ханнах илбис!» В от­вет на самом острие копья очутился сгусток крови. Мла­денец проглотил его и с этого момента стал быстро расти, превратился в грозного воителя. Уже с десяти лет он превосходил всех силой, умом и знаниями. Высо­кочтимых людей потомок, знатного рода отпрыск. Ты­гын (ытык уон ыаллара, торют уон торю-охтэрэ Тыгын) — наименовала его старуха воспитательница. Ког­да Тыгын одряхлел и ему исполнилось триста лет, его,— говорит сказитель, — сажали тогда на высокое си­денье — помост, араангас оронгнго. Все приезжие изда­ли входили к нему, кладя поклоны, словом, обращаясь с ним, как с божеством (тангара курдук)».

Чтобы понять и наглядно представить себе обстанов­ку, окружавшую под старость Тыгына, нужно, очевидно, иметь в виду ту своеобразную атмосферу древней язы­ческой религии и якутского эпоса, отголоски которых дошли вплоть до XX века, несмотря на разлагающее влияние христианства и новые культурные веяния.

Фигура Тыгына — мудрого старца, владыки и гроз­ного воина, избранника Улуу-тайона — уже при жизни сливалась на этом фоне с величественными образами эпических богатырей и языческих богов. Его рождение и юность овеяны мифологическими образами, окружав­шими детство Чингисхана и еще более древних азиат­ских владык. В простую сюжетную ткань рассказов о борьбе Тыгына с врагами щедро вплетены обрывки таких же мифологических образов и сюжетов. Завален­ный бревнами гигантской ловушки Тыгын в предсмерт­ном томлении с горечью вспоминает погубленных сы­новей, но уже слишком поздно. В столь мрачных и тра­гических тонах изображается этими преданиями судьба Тыгына. Сама гибель Тыгына связана была в легендах с крупнейшим историческим переломом в жизни якутов, появлением русских на Севере, и обрисована в величе­ственных чертах эпической драмы.

Такой личность Тыгына и осталась в народном созна­нии вплоть до XX века.

В действительности время легендарного Тыгына окончилось не столь эффектно. Он как-то незаметно и тихо сошел с исторической арены. Русские документы даже не отметили смерти грозного якутского «царя», так недавно еще потрясавшего свою лесную страну, де­сятки лет державшего в страхе свой маленький народ.

В устных же летописях его сородичей сказано толь­ко, что под старость Тыгын совсем одряхлел, заболел кожной болезнью, тело его покрылось язвами. Он стал говорить невпопад, потерял разум, память и, достигнув преклонных лет, умер. Его похоронили родственники и воздвигли на месте погребения могильный памятник.

Где и как умер Тыгын, кангаласские предания, долж­но быть, намеренно умалчивают. Линденау же пишет, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. Младший сын, Бэджэкэ, сменил его в аманатах (заложниках), а Окурей (Елькерей) в достоинстве об­щеплеменного главы якутов — в звании тойон-уса. Со смертью Тыгына ушла в забвение целая историче­ская эпоха, началось время новых людей и событий, вре­мя писаной истории.

Реальный исторический Тыгын, отец Бэджэкэ, Елькерея, Чаллайы и других якутских князцов XVII века, все же по праву занимает важное место в якутской ис­тории дорусского периода не только благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, но и по общей роли в социально-полити­ческой истории якутской народности.

История эта восстанавливается теперь по тем же ле­гендам, как мы видели, в совершенно новом свете.

Тыгын унаследовал от деда и отца определенное об­щественное положение главы патриархально-родовой по характеру и межплеменной по масштабам организа­ции — союза якутских племен. Вместе с тем он был, оче­видно, и главой господствующего среди них рода, ко­торый является основным носителем идеи общеплемен­ного единства. Организация эта возникла задолго до Тыгына; она была принесена вместе с прочими элементами древней степной культуры якутов их предками, бежав­шими на север около двух веков назад из Прибайкалья. В Прибайкалье же она уходит во всяком случае в глубь I тысячелетия нашей эры.

Эпоха первоначальной суровой борьбы якутов за су­ществование в новых условиях и вечной войны с абори­генами Севера требовала всемерного укрепления обще­племенного единства и постоянной поддержки одного ро­да или племени всеми остальными и наоборот. В этих условиях поддержание общеплеменной организации и ав­торитета ее главы не представляло большого труда.

С течением времени, однако, якуты не только прочно овладели новыми землями, но и широко распространи­лись на север и северо-запад; они ассимилировали мно­гие туземные племена и стали гораздо более внуши­тельной силой, чем раньше. Внешнеполитическая необ­ходимость в согласованных единых действиях всех якут­ских родов и племен фактически уже перестала суще­ствовать.

Не было и внутренней экономической основы в виде сколько-нибудь широко развитого обмена и единого рын­ка, которая эдогла бы закрепить единство племенного союза на новой, более прочной основе. Напротив, рас­селяясь все дальше и дальше по таежным речкам и до­линам, разветвляясь на многочисленные отцовские и еще более многочисленные материнские роды, отдель­ные племена, проникаясь особыми местными интересами и сближаясь с их носителями — аборигенами, все боль­ше и больше утрачивали сознание общеплеменного един­ства.

В этих условиях достаточно было даже слабого толч­ка, чтобы ветхое здание общеплеменной организации за­качалось и развалилось. Таким толчком явилась смена Муньана Тыгыном в роли верховного вождя, совершив­шаяся вопреки обычаю и воле остальных сыновей Муньана.

Энергичный и настойчивый Тыгын, даже поссорив­шись с братьями и другими родственниками, не пожелал уступить свое звание кому-либо другому. С изумитель­ным терпением и дальновидностью он осуществляет ши­роко задуманный план, который должен был привести его к такой полной власти над всеми якутскими родами н племенами, какой не имели, вероятно, и его ближай­шие предшественники, кроме, может быть, деда, Дойдуса-дархана, то есть Баджея.

Не щадя своих собственных сил и сил всех своих лю­дей, Тыгын совершает походы во все концы якутской земли, где обитают непослушные ему роды, громит и ра­зоряет непокорных, устраивает пышные ысыахи, увели­чивает свое богатство и силу.

Благодаря своим выдающимся личным качествам Ты­гын наконец добивается поставленной цели, хотя и це­ной потери части наиболее близких ему родственников, бежавших от его мести па далекий Вилюй — «край све­та», по понятиям тогдашних якутов.

Но на осуществление поставленных задач, по суще­ству, уходит большая часть всей долгой жизни Т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: