Большое внимание уделяется и расходу запасов продуктов и сырья, поскольку это составляет большую часть себестоимости продукции собственного производства. В настоящее время контролируется 12 видов наиболее дорогостоящих пищевых продуктов, которые широко используются в производстве и легко поддаются учету. Их инвентаризация осуществляется ежедневно, а остаток вводится в систему электронных кассовых аппаратов. В конце дня составляется отчет, отражающим разницу между фактическим и подсчитанным расходом. Отчет помогает управляющему контролировать запасы и может быть выдан в любое время. При обнаружении злоупотреблений можно проводить инвентаризацию в начале каждой смены.
Расчет запасов тесно связан с расчетной стоимостью блюд. Поскольку стоимость всех блюд различна, то показатели реализации должны учитывать их разнообразие. По каждому блюду предварительно определяется стоимость ингридиентов, и кассовая система ежедневно или еженедельно вычисляет расчетную долю стоимости пищевых продуктов в общей стоимости блюд, которую управляющий может сравнить с реальными данными и принять соответствующее решение.
Стоимость рабочей силы, продуктов и сырья составляет 85% всех затрат. Каждому служащему присваивается табельный номер, который вводится в начале и конце работы в электронную кассовую систему. Это лежит в основе системы начисления заработной платы. Производительность труда можно измерить путем сравнения временных трудозатрат с объемом продаж, которые учитываются ежечасно.
Системы электронных кассовых систем могут прослеживать и динамику продаж на протяжении одного дня или недели. Такую информацию можно широко использовать при:
|
- прогнозировании доходов, количества продаж в ассортиментном разрезе и, следовательно, необходимого уровня запасов, трудовых затрат;
- изучение того, как включение в меню нового блюда влияет на общий ход реализации на предприятии, а также на продажу аналогичных блюд;
- изучение эффекта рекламы.
Учитывая эффективность применения электронных кассовых систем предприятие осуществляет оценку имеющегося на рынке оборудования подобного типа и формулирует следующие критерии его приобретения:
- наличие общенациональной сети технического обслуживания оборудования, поскольку торгово-промышленные производственные единицы предприятия размещены на всей территории страны;
В дальнейшем от ЭКС будет требоваться умение считывать магнитные карточки. Это найдет применение ив безналичном расчете, при предварительной оплате и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
ГОСТ 30335-95 "Услуги населению. Термины и определения.
ГОСТ 30389-95 "Общественное питание. Классификация предприятий".
ГОСТ 30390-95 "Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия".
ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения".
ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования".
ГОСТ Р 50935-96 "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу".
Иголкин А.А, Мотылев В.В. “Международное разделение труда: модели, концепции, прогнозы”. М.: Международные отношения, 1988- с.141.
Организация обслуживания в предприятиях общественного питания. - К.: Высшая школа, 1974.-272с.
|
Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение мясных и яичных товаров. Товароведение молочных товаров и пищевых концентратов: Учебник. –М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. –488 с.
Матюхина З.П. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. -М.: Академия, 2008. – 97 с.
Нечаев А.П., Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика. –М.: Высшая школа, 1991. –287 с.
Нечаев А.П. /Под ред./. Пищевая химия. –СПб: ГИОРД. 2001. –592 с.
Организация общественного питания: Справочник /Сост. Т.А.Баранова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Росагропромиздат, 1988.-368с.
Ратупшый А.С. Кулинария. Сборник рецептур. - М.: Издат. дом МСП.-2000.- 576 с.
СанПиН 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения".
СанПиН 42-123-4117-86 "Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов".
СанПиН 42-123-5777-91 "Санитарные правила для предприятий общественного питания, вырабатывающие мягкое мороженое".
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания для предприятий общественного питания. - К.: "А.С.К.", 1998.-656с.
Сборник рецептур национальных блюд. - М.: "Сварог", 1994.- 624с.
Смолинска С. Искусство готовить.- София: Техника.-1987.- 368с.
Справочник по лечебному питанию для диетсестер и поваров. – Л. Медецина.-1984 – 304 с.
Таблицы химического состава блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.- М.:ВНИИОП. Минторга СССР.-1990.-143с.
Технология продукции общественного питания/ Учебное пособие для вузов в двух томах//под ред. д.т.н., проф. А.С.Ратушного. – М.: МИР, 2004.- 766 с.
Услуги общественного питания. Сборник нормативных документов.
|
риложение 1
ТРЕБОВАНИЯ
К ИНСТРУКЦИЯМ О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:
порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;
порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;
порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:
правила вызова пожарной охраны;
порядок аварийной остановки технологического оборудования;
порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;
порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).
Приложения 2
Таблица 1. Место расположение учреждения и состояния его категории
Показатели, характеризующие предприятия общественного питания | Тип предприятий общественного питания | ||||||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Кафетерий | Закусочная | Столовая | Буфет | |||||
люкс | высший | первый | люкс | высший | первый | ||||||
Самостоятельное здание или здание, которое входит в состав торгового центра, отеля или построена, реконструирована по индивидуальному проекту | Х | Х | Х | ||||||||
Здание построенное, реконструированное по индивидуальному или типовому проекту | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||
Подъездные пути, подходы до входа в учреждение удобные, обеспеченные справочно-информационными показателями, вся прилегающая территория благоустроенная, декоративно оформлена, озеленена, хорошо оборудованная, вечером искусственно освещена 1 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
Крытая охранительная стоянка для легковых автомобилей посетителей с зоной обслуживания рядом с учреждением | Х | Х | |||||||||
Стоянка для легковых автомобилей посетителей с зоной обслуживания рядом с учреждением | Х | Х | |||||||||
Парковка легковых автомобилей посетителей рядом с учреждением | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||
Возможности для парковки автомобилей на незначительном расстоянии от учреждения | Х | Х |
1У тех учреждениях общественного питания типа «кафе», где используют метод обслуживания официантами.
Таблица 2. Вид, тип и особенности здания
Показатели, характеризующие предприятия общественного питания | Тип предприятий общественного питания | ||||||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Кафетерий | Закусочная | Столовая | Буфет | |||||
люкс | высший | первый | люкс | высший | первый | ||||||
Капитальное здание | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |
Капитальное или некапитальное здание | Х | Х | Х | Х | |||||||
Здание имеет уникальное современное или оригинальное архитектурно-планировочное решение |
Таблица 3. Комфортность внутреннего и внешнего дизайна помещений
Показатели, характеризующие предприятия общественного питания | Тип предприятий общественного питания | ||||||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Кафетерий | Закусочная | Столовая | Буфет | |||||
люкс | высший | первый | люкс | высший | первый | ||||||
Над входом вывеска с оригинальными декоративными элементами оформления, с эмблемой учреждения, указанием типа и названия заклад учреждения | Х | Х | Х | Х | |||||||
Центральный вход обеспечивает одновременное движение встречных потоков посетителей и имеет воздушно-тепловую защиту | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
Кондиционирование воздуха с автоматическим поддерживанием оптимальных режимов температуры и влажности1 | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||
Системы вентиляции | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||
Архитектурно-художественное оформление помещений учреждения | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||
Уникальный внутренний и внешний дизайн помещения | Х | Х | |||||||||
Высоко функциональные торговые и производственные помещения | Х | Х | Х | Х | |||||||
Создание удобств и уюта на основании выделения отдельных зон с помощью архитектурно-конструкторских и декоративных элементов интерьера | Х | Х | Х | Х | |||||||
Создание атмосферы, благоприятной для досуга и отдыха с помощью озеленения, художественных композиций, цветовой гаммы, освещения и др. | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||
Наличие эстрадной или танцевальной площадки | Х | Х | Х | Х | |||||||
Декоративное озеленение | Х | Х |
1У тех учреждениях общественного питания типа «кафе», где используют метод обслуживания официантами.
Таблица 4. Оснащенность учреждения оборудованием, мебелью, посудой, столовыми приборами, бельем
Показатели, характеризующие предприятия общественного питания | Тип предприятий общественного питания | ||||||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Кафетерий | Закусочная | Столовая | Буфет | |||||
люкс | высший | первый | люкс | высший | первый | ||||||
Автоматизированная система управления учреждением | Х | Х | |||||||||
Современное технологическое оборудование | Х | Х | Х | Х | |||||||
Мебель с изысканным дизайном | Х | Х | |||||||||
Мебель повышенной комфортности, соответствует интерьеру помещений | Х | Х | Х | Х | |||||||
Мебель стандартная и удобная, отвечает интерьеру помещений | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||
Высококачественная столовая посуда и приборы | Х | Х | Х | Х | |||||||
Столовое белье (скатерти и салфетки) изготовлены на заказ | Х | Х | Х | Х |
Таблица 5. Процесс обслуживания
Показатели, характеризующие предприятия общественного питания | Тип предприятий общественного питания | ||||||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Кафетерий | Закусочная | Столовая | Буфет | |||||
люкс | высший | первый | люкс | высший | первый | ||||||
Обслуживание официантами1 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
Самообслуживание | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||
Накрывание столов с предварительным заказом2 | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||
Четкое соблюдение единого стиля оформления столов | Х | Х | Х | Х | |||||||
Внедрение дисконтных, предоплатных пластиковых карт, интернет-технологии | Х | Х | Х | Х | |||||||
Уровень сервиса: | |||||||||||
„отличный” | Х | Х | |||||||||
„выше хорошего” | Х | Х | Х | ||||||||
„хороший” | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||
Наличие живой музыки | Х | Х |
1Обслуживать официантами можно в учреждениях общественного питания типа «столовая» для офицерского состава вооруженных сил, профессорско-преподавательских коллективов в высших учебных заведениях и т.п..
2В тех ресторанах первого класса и кафе, где используют метод обслуживания официантами.
Таблица 6. Ассортимент продукции и требования к оформлению меню, прейскуранта и картин вин
Показатели, характеризующие предприятия общественного питания | Тип предприятий общественного питания | ||||||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Кафетерий | Закусочная | Столовая | Буфет | |||||
люкс | высший | первый | люкс | высший | первый | ||||||
Ассортимент широкий, разнообразный | Х | Х | |||||||||
Ассортимент ограниченный, специфический | Х | Х | |||||||||
Меню и карта вин или меню и прейскурант художественно оформлены1 | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
Меню составлено: | |||||||||||
русским и некоторыми иностранными языками | Х | Х | |||||||||
русским и английским языком1 | Х | Х | Х | ||||||||
Наличие карты вин2 | Х | Х | Х | Х |
1У тех учреждениях общественного питания типа «кафе», где используют метод обслуживания официантами.
2У учреждениях общественного питания, которые продают и организуют потребления алкогольных напитков.
Таблица 7. Образовательно-квалификационный уровень персонала
Показатели, характеризующие предприятия общественного питания | Тип предприятий общественного питания | ||||||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Кафетерий | Закусочная | Столовая | Буфет | |||||
люкс | высший | первый | люкс | высший | первый | ||||||
Совершенное владение правилами и техникой обслуживания | Х | Х | Х | Х | |||||||
Знание порядка расчетов по кредитным карточкам и иностранной валютой | Х | Х | |||||||||
Знание и соблюдение правил международного этикета, техники и специфики обслуживания иностранных потребителей, владение несколькими иностранными языками в объемах, необходимых для выполнения своих обязанностей | Х | Х | |||||||||
Знание особенностей технологии приготовления, оформления и подачи национальных, фирменных и заказных блюд иностранных кухонь | Х | Х | Х | Х |
Таблица 8. Номенклатура дополнительных услуг, которые предоставляют учреждения ресторанного хозяйства
Дополнительные услуги | Тип учреждения общественного питания | ||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Кафетерий | Закусочная | Столовая | Буфет | |
Бронирование мест | X | X | X | ||||
Банкоматы, сейф | X | X | |||||
Пункты обмена валют | X | X | |||||
Расчеты по кредитным карточкам | X | X | |||||
Дисконтные карточки | X | X | |||||
Городские телефоны-автоматы | X | X | X | X | X | X | |
Междугородные телефоны-автоматы | X | X | |||||
Спутниковое телевидение, интернет, факс | X | X | X | ||||
Продажа сувениров, прессы, аудио кассет, фото услуги | X | ||||||
Продажа живых и искусственных цветов | X | X | |||||
Комплектование и упаковка сувениров, цветов и др. | X | ||||||
Вызов такси или транспортные услуги учреждения (авто снабжение) | X | X | |||||
Чистка одежды, обуви | X | X | |||||
Мелкий ремонт одежды, обуви | X | ||||||
Камера хранения | X | ||||||
Медицинские услуги (медицинский пункт) | X | X | X | ||||
Игровые автоматы, азартные игры, организация зрелищ | X | X | |||||
Биллиард, дартс, боулинг, мини-гольф, дискотека, музыка | X | X | X | ||||
Присматривание детей | X | X | |||||
Присматривание домашних животных | X | ||||||
Обслуживание в автомобилях | X | X | X | ||||
Организация проведения конференций, семинаров и пр. (конференц-зал) | X | ||||||
Организация бизнес-ланчей, банкетов | X | X | |||||
Снабжение пищи, напитков с обслуживанием | X | X | X | ||||
Продажа продукции на вынос | X | X | X | X | X | X | X |
Организация открытой площадки для питания | X | X | X | X | X |
Таблица 9. Требования к составу помещений для потребителей в предприятиях общественного питания основных типов и классов
Помещения для потребителей | Тип предприятияобщественного питания | ||||||||
Ресторан | Бар | Кафе | Столовая | Закусочная, кафетерий | |||||
Класс | |||||||||
Люкс | Высший | Первый | Люкс | Высший | Первый | ||||
Вестибюль | О | О | О | О | О | НО | НО* | О | НО |
Гардероб | О | О | НО | О | НО | НО | НО* | НО | НО |
Обустроенное место для хранения верхней одежды | - | - | О | - | О | О | О | О | О |
Зал | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Банкетный зал | О | ||||||||
Мужская туалетная комната с помещением для мытья рук | О | О | О | О | О | НО | НО* | О | НО |
Женская туалетная комната с помещением для мытья рук | О | О | О | О | О | НО | НО* | О | НО |
Туалетная комната с помещением для мытья рук | - | - | - | - | - | О | О | - | О |
Примечание: О — наличие помещения — обязательное; НО — наличие помещения — не обязательное;
— — в соответствии с нормами наличие помещения не предусмотренная в предприятии общественного питания данного типа и класса, но не запрещенная;
* — в предприятиях общественного питания типа «кафе», где применен метод обслуживания официантами, наличие помещения обязательная.
В предприятиях общественного питания других типов независимо от вместительности наличие туалетов обязательная.
В предприятиях общественного питания, вместительностью до 50 мест, возможное наличие в одном помещении мужского и женского туалетов. В случае соблюдения санитарно-гигиенических норм разрешен пользоваться туалетом персоналу и потребителям.
Приложение 3