Проблемы перехода к рыночной системе организации сервиса




 

Индустрия туризма и связанный с ней сервис является важной частью национальной экономики любого государства. Развитие этой отрасли экономики требует значительных капитальных вложений, так как связано со строительством курортных зон, благоустроенных дорог, обустройства территорий. В инвестировании, таким образом, должны принимать участие не только частные организации, но и государственные структуры. Однако получаемая прибыль при правильной организации достаточно велика и даже зачастую оказывает для некоторых стран решающую роль в формировании бюджета.

В связи с этим экономическая политика многих стран направлена на развитие сферы туризма и активное привлечение международных туристов. Для 83% стан мира туризм является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% - туризм – главный источник[126]. И если в Российской Федерации управление рекреационной сферой только начинает складываться, то за рубежом имеется большой опыт работы в данном направлении.

С древнейших времен люди путешествовали по свету с целью посмотреть на достопримечательности, такие как чудеса света, чудеса природы, однако только в начале XIX века создаются первые прообразы туристических агентств. Считается, что первая массовая прогулка (570 человек) была организована в 1841 году Томасом Куком. Он публично рекламировал и осуществил перевозку железнодорожным составом пассажиров от Ланкастера до Лонгоборуга не с целью перевозки, а с целью путешествия. Позже Кук и основанная им компания занималась организацией путешествий и экскурсий, до сих пор являясь крупнейшей в мире туристической организацией.

Однако массовый туризм, по нашему мнению, стал возможен только в XX веке, когда сложился комплекс условий для путешествий широких слоев населения, а не только наиболее обеспеченной его части. Можно заметить, что только после Второй Мировой войны туризм становится отрасль экономики и важной составляющей сферы досуга человека.

Исследуя особенности управления туристическим бизнесом в различных странах мира, можно отметить несколько моделей государственного управления данной сферой.

Американская модель предполагает отсутствие централизованного государственного управления, в таких странам может не существовать государственного органа, занимающегося вопросами туризма. Как правило, такая модель характерна для тех стран, для которых туризм не нужен, либо субъекты туристского рынка не нуждаются в государственной поддержке. Данная модель предполагает наличие следующих факторов:

1. страна имеет большой авторитет на рынке туризма и способна удовлетворить потребности туристов;

2. для зарубежных туристов данная страна имеет особый высокий статус в силу различных мотивационных факторов;

3. бюджет государства не зависит от прибылей от реализации продуктов туризма;

4. негосударственные компании, действующие на рынке туристических услуг не нуждаются в государственной поддержке и способны на самостоятельное привлечение туристов из–за рубежа.

Такая модель, как следует из названия, свойственна Соединенным Штатам Америки.

Египетская модель предполагает существование эффективного и влиятельного органа государственной власти, ведающего делами туризма и осуществляющего контроль за всеми сторонами данного бизнеса. Для существования данной модели необходимы следующие предпосылки:

1. туризм является основным источником валютных поступлений в бюджет;

2. страна не является привлекательной для международного туризма без гарантий государства в качестве предоставляемых услуг;

Реализация данной модели требует значительных государственных инвестиций для проведения массовых рекламных акций на территории других стран. Кроме этого, именно государство создает комплекс туристической инфраструктуры. Такая модель характерна не только для Египта, но и, например, для Турции, Хорватии, Туниса и других стран.

Французская модель характерна для ряда европейских стран, кроме того, такая модель наиболее близко подходит по своим условиям к России. Для данной модели одним из условий является отсутствие специального органа государственной власти, курирующего вопросы туризма, однако такие функции находятся в ведении какого-нибудь ведомства при этом туризм является «добавкой» к основным задачам. Рассмотрим более подробно реализацию данной модели на примере некоторых стран.

Во Франции вопросами туризма ведает Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Оба ведомства являются подразделениями Министерства транспорта и общественных работ. Кроме этих органов существует ряд консультационных органов. На уровне отдельных регионов Франции работают представители центральных органов. Они подчиняются префектам и решают вопросы развития туризма в префектурах. Надо признать, что во Франции муниципальные органы власти имеют достаточно высокие полномочия в сфере продвижения туристических услуг. На международном уровне страну представляет ассоциация, специально созданная для этой цели, имеющая более 30 представительств за рубежом. Ассоциация имеет интересное управление: при 60% финансировании их государственного бюджета, в совете директоров только одна треть – представители государственной власти, а остальные – представители частного бизнеса.

В Испании вопросы сертификации услуг, лицензирования, разработки стратегии развития туризма находятся в ведении органов местного самоуправления. Для того, чтобы деятельность этих органов координировать, создан Совет по развитию туризма, решения которого носят рекомендательный характер, а в состав входят представители государственной власти. Кроме того, При Министерстве экономики Испании созданы такие органы как Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, Центральная дирекция по туризму. Иностранных туристов привлекать в страну призван Институт туризма, который рекламирует Испанию за рубежом.

В Великобритании возглавляет сферу туризма Министерство культуры, зрелищ и спорта. Данное министерство имеет орган, который ведает вопросами туризма, привлекает иностранцев в страну, развивает внутренний туризм.

В Италии при Министерстве производственной деятельности существует Департамент по туризму, который осуществляет координацию деятельности местных администраций в сфере туризма, разрабатывает правовую базу, проводит маркетинговые исследования. Как видим, в Италии местное самоуправление имеет большие возможности в сфере туризма, так как именно эти органы проводят лицензирование деятельности фирм в сфере туризма, проводят классификацию гостиниц, продвигают свои регионы как внутри страны, так и за рубежом. Кроме этого, Италию на международной арене продвигает Национальное управление по туризму, которое подчиняется Департаменту по туризму.

Характеристика организации управления в данных странах представлена в таблице 6. [127]

Таблица 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: