Объемы и источники финансирования развития туристско-рекреационного комплекса, млн. руб.




Общий объем финансовых ресурсов Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ Местный бюджет Внебюджетные средства
12745,19 2714,5 930,41 494,2 8606,08

 

В этих условиях созрела необходимость создания нового механизма стимулирования инвестиций в развитие туризма через активизацию системы кредитования инвестиционного процесса. Именно так и происходит в большинстве стран мира, где объекты туристской инфраструктуры строятся, модернизируются, реконструируются чаще всего на кредиты от банков и других частных структур

Ведомственные и акционированные здравницы были загружены на 92,6 процента, а здравницы ФНПР на 113,1 процента. В регионе Кавказских Минеральных Вод Федерации Независимых профсоюзов принадлежат 33 санатория с общим количеством мест 11620.

Необходимо сказать о ситуации в отношении собственности на объекты рекреации. Истоки восходят к началу 60-х годов, когда было принято постановление Совета Министров СССР. В свое время в условиях, когда существовала точка зрения о том, что от социалистической государственности к коммунистическому самоуправлению следует переходить путем постепенной передачи функций государства общественным организациям. Советом Министров СССР было принято Постановление о передаче части рекреационной сферы в ведение профессиональных союзов[145]. И хотя «ведение» и «собственность» понятия нетождественные, поскольку в первом случае речь идет о неполном, а во втором - о полном присвоении, тогда, да и в настоящее время, «ведение» было воспринято, как «собственность» со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой связи уже в ходе рыночной трансформации разграничение собственности государства и профсоюзов на здравницы Кавказских Минеральных Вод было предпринято, исходя из того, что профсоюзы являются собственниками переданных в их ведение здравниц и осуществлено по принципу пятьдесят на пятьдесят.

Профсоюзные организации, как представляющие интересы работающих и заинтересованные в их защите, могут и должны быть собственниками объектов рекреационной сферы. Причем, их доля в собственности, по мере роста осуществляемых инвестиций, будет возрастать. В то же время, если вести речь о разграничении собственности действующих здравниц, здесь должен быть использован принцип закрепления за профсоюзами той доли имущества, которая соответствует их капиталовложениям в эту сферу за период после 1960 года, а потому, в правовом смысле, может быть отнесена к их собственности, поскольку Правительственный акт «О передаче в ведение» такой правовой нормы не содержит. Не меняет ситуации и Постановление, принятое по этому вопросу в 2002 году, поскольку в нем за основу принят тот же подход к разграничению собственности, неправомерно утвердившийся в 1960 году, то есть отождествления собственности и ведения. Что касается изменений в разграничении собственности, произошедших в 2002 году, то они носят лишь количественный характер и в этом аспекте усугубляют сложившиеся прежде недостатки[146].

Отношения собственности в условиях рыночной экономики составляют систему, связанную с такой категорией как «власть-собственность», которая является закономерной и служит условием эффективной реализации каждой из форм собственности. К сожалению такой системной связи в рекреационной сфере мы не наблюдаем. Это относится как к региону, так и муниципалитетам.

Муниципальные, субрегиональные, региональные формы собственности на объекты этой сферы лишь формально противостоят статусу федерального эколого-курортного региона, поскольку и в любой другой сфере немало примеров, когда собственность муниципалитетов и регионов используется в интересах федерации как целого. Все это позволяет полагать, что утверждение муниципальной, субрегиональной, региональной собственности, в рамках ее многообразия, способствовало бы более эффективному функционированию и развитию здравниц, более конкретному результативному управлению этими процессами, а также согласованию экономических интересов территориальных структур с интересами развития рекреационной сферы посредством финансово-бюджетных отношений.

Важное место в системе мер по развитию туристского бизнеса в регионе отводится обеспечению продвижения регионального туристского продукта на национальном и мировом рынках. Этот процесс не может быть сведен к рекламным кампаниям отдельных туристских фирм. Должна быть четко продуманная концепция на региональном уровне. Региональный уровень - это не сумма усилий частных фирм, а комплекс мероприятий, направленных на создание образа региона, благоприятного для туризма, отдыха и санаторно-курортного лечения.

Вот почему важной функцией любой туристской администрации является рекламирование регионального туристского продукта в России и за рубежом. Следует отметить, что среди регионов ЮФО лишь Краснодарский край проводит активную рекламную компания. В 2002 г. на рекламу туристических возможностей Кубани было потрачено 30 млн. руб. В бюджете же Ставропольского края 2002 г. на поддержку туристической отрасли было выделено всего 250 тыс. руб.

Возрастает роль территориальных администраций и в укрепление безопасности путешествий и защиты туристов. Следует подчеркнуть, что меры обеспечения безопасности нельзя сводить только к охране туристских объектов и маршрутов или круглосуточной охране в гостиницах. Вопрос ставится гораздо шире - речь идет о комплексной системе мер по безопасности, которая должна включать:

• выпуск информационных материалов о регионе, разъясняющих социально-культурные и национальные особенности региона, где кроме этого будут обозначены места повышенной криминогенной обстановки;

• принятие законодательных и иных нормативных актов по ужесточению мер наказания за обман туристов к водителям транспортных средств, служащим отелей, ресторанов и других предприятий регионального туристского комплекса;

• создание «туристской полиции» - специальной мобильной полицейской службы по оказанию срочной помощи туристам.

Государственная политика в сфере туризма при всей ее многогранности должна основываться на принципе строгого разделения функций и координации деятельности всех ответственных структур.

Важнейшим инструментом влияния государства на развитие туризма является его правовое регулирование.

Туризм в стране не может существовать вне правовых норм. Во многих странах мира (более чем в 100)[147] приняты законодательные акты, регулирующие развитие туризма. Они и составляют основу, на которой базируется цивилизованная система управления туризмом в стране. В зависимости от развитости стран и значимости для них туризма данное законодательство может весьма значительно различаться.

Регион Кавказских Минеральных Вод является объектом финансирования федерального бюджета, регионального бюджета Ставропольского края и муниципалитетов. Известные средства в его развитие вкладывают и профессиональные союзы. Так, например, за период с 1993 по 2000 год из федерального бюджета на финансирование федеральной целевой программы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод» было выделено 3128 млн. руб., краевого бюджета 367 млн. руб., местных бюджетов — 201 млн. руб., из внебюджетных источников – 808 млн. руб.[148]. Однако, все эти каналы финансирования не опираются на нормативную базу. Хотя администрация региона призвана решать общие задачи рекреационной территории, в основе подхода к выделению финансовых ресурсов должен быть положен нормативный принцип, базирующийся на численности населения и отдыхающих (количестве койко-мест) в субрегионе или в том или ином городе. Наличие такого принципа выделения бюджетных средств связывало бы интересы субрегиона и городов с развитием рекреационной сферы, а, следовательно, наряду с более полной реализацией общегосударственных интересов, служило бы углублению профилизации субрегиона и расположенных в нем городов, совершенствованию структуры хозяйственного комплекса.

Эти данные указывают на деформированность структуры хозяйства региона и входящих в него городов одну и сдерживают развитие рекреационной сферы. Причина состоит в том, что поступления в бюджет от санаторно-курортных учреждений намного меньше, чем от строительства, промышленности, в восемь раз меньше, чем от управленческих структур, размещенных на территории города и дающих более четверти поступлений в доходную часть бюджета. Она намного меньше, чем доля занятых в этой отрасли и в несколько раз уступает расходам городского бюджета, связанным с работающими в учреждениях санаторно-курортной сферы.

Следовательно, образование и развитие субрегиональной и муниципальной форм собственности необходимо. Оно может происходить как посредством приобретения местными и региональными органами исполнительной власти долей и акций организаций туристско-курортного комплекса, так и путем участия в их образовании и развитии.

Необходимо так же помнить и о такой существенной проблеме, требующей внимания со стороны муниципалитета, как экологическая ситуация городов-курортов региона Кавказские Минеральные Воды.

Кавказские Минеральные Воды представляют собой единое административное, территориально-экономическое и эколого-рекреационное образование, в рамках которого существующие и приращиваемые производственные мощности должны быть рассчитаны на обслуживание городов-курортов и населения, проживающего в регионе.

Действенность и уникальность курортных услуг в районе Кавказских Минеральных Вод обусловлены исключительным разнообразием типов и разновидностей минеральных вод, месторождения которых компактно сосредоточены на относительно небольшой территории. Не менее ценными являются залежи лечебной грязи в районе озера Тамбукан. Не случайно, в соответствии с перечнем уникальных природных курортов России, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации 22 декабря 1999 года за № 99/228, курортный регион Кавказских Минеральных Вод занимает почетное первое место в стране и не имеет аналогов в мире.

Однако противоречие между экологической средой и хозяйственной деятельностью, развившееся на территории КМВ, ставит природно-климатические условия под угрозу, препятствуя тем самым устойчивому экологическому развитию субрегиона и углублению его рекреационно-функциональной ориентированности.

В настоящее время, как уже отмечалось, продолжается нерегулируемое развитие промышленности, часто не связанное с обслуживанием курортного хозяйства субрегиона. Это противоречит градостроительному режиму курортов и ухудшает их санитарное состояние, нарушает в ряде случаев уникальные природные ландшафты, создавая угрозу для дальнейшего загрязнения воздушного и водного бассейнов, ценнейших запасов лечебных минеральных вод и грязей.

Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: предприятия Агропрома, промышленности, автотранспорта, стройиндустрии, химической промышленности, котельные, энергокомплексы и др.

Наибольшую сумму выбросов вредных веществ в атмосферу, негативно влияющих на естественное состояние среды курортов Кавказских Минеральных Вод, дает транспортный комплекс, представленный здесь автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Доля передвижных источников загрязнения в общем, валовом выбросе региона составила в 2001 г. валовом выбросе территории 87,9%. Эта цифра равна 36,9% выброса соответствующих загрязнений в Ставропольском крае в целом[149].

Это свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность на территории Пятигорска преобладает над природной спецификой региона, что требует от органов власти принятия ряда нормативно правовых документов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов. Защита окружающей среды, позволяющая улучшить профилирующую направленность региона связана с рядом мер ограничительного характера в отношении автомобильного транспорта, использовании неэтилированного бензина, а также с осуществлением четко спланированного дорожного строительства, ориентированного на снижение транспортной нагрузки на города-курорты.

Говоря о городах-курортах, нельзя упускать из вида, по крайней мере три обстоятельства. Реальная численность населения в городах курортах вследствие миграции на 15-20% выше статистически учитываемой; кроме того, оно примерно на 15% увеличивается за счет туристов и курортников[150]; наконец, рекреанты предъявляют повышенный платежеспособный спрос на многие из товаров и услуг (сувениры, курортные товары, экскурсии, услуги учреждений культуры гостиничные и туристские услуги и т.д.), производство которых может стать предметом малого бизнеса соответствующего профиля.

В рамках недропользования следует назвать такие факты: в 2001 году, когда число рекреантов, включая туристов, превысило 500 тыс. человек, на бальнеологические цели было использовано 521765 м3 минеральной воды, то есть немногим более 1 м3 в расчете на одного отдыхающего, в то время как в 1989 году, когда общее число отдыхающих всех категорий в городах-курортах приближалось к 1 млн. человек, на бальнеологические цели было использовано 1983739 м3 минеральной воды, что составляет почти 2 м3 в расчете на одного отдыхающего. В то же время использование воды для розлива возросло почти в два раза. Однако в целом общая добыча и потребление минеральной воды в 2001 году, по сравнению с 1989 годом сократилось почти втрое[151].

В этой связи обращают на себя внимание два обстоятельства - сокращение удельных параметров потребления минеральной воды в бальнеологических целях и недостаточная развитость мощностей по ее розливу и транспортировке.

Из этого следует, что муниципальным органам необходимо установить и контролировать соблюдение режима использования минеральных вод незаменимого ресурса производства рекреационных услуг, что способствовало бы повышению их качества, а также наращивания мощностей по их розливу, которые в совокупности с бальнеолечением служили бы рациональному природопользованию посредством стабилизации водозабора на месторождениях минеральных вод в годовом и суточном разрезах.

Качество разливаемых минеральных вод и сам водозабор во многом связаны с состоянием эксплуатируемых скважин. На территории субрегиона имеется более пятисот наблюдательных, наблюдательно-эксплуатационных и эксплуатационных скважин, возраст которых составляет 20-30 лет. Но они нуждаются в капитальном ремонте, для проведения которого в ближайшие годы необходимы финансовые ресурсы в размере ста миллиардов рублей[152].

Часть этой огромной суммы может быть получена за счет упорядочения платежей за использование природных ресурсов. А другая часть - за счет средств, которые должны быть вложены предприятиями, занимающимися розливом минеральной воды и собственниками здравниц, использующими недра федерального курорта, а также иностранными инвесторами, заинтересованными в продукции недр.

Не случайно, поэтому Кавказским Минеральным Водам придан статус федерального курорта, который отнесен к особо охраняемым местностям с особым режимом природопользования[153].

К традиционным направлениям использования административных методов, связанных с экономическими методами, относятся платежи за загрязнение окружающей среды, за использование природных ресурсов и за существенное превышение допустимых эмиссий загрязняющих веществ. Плата за природные ресурсы стала внедряться в России с девяностых годов прошлого века. Уровень платежа определяется исходя из оценки ассимиляционной емкости системы и нанесенного ущерба окружающей среде. Ресурсные платежи распределяются в определенных пропорциях между бюджетными уровнями, что позволяет учесть интересы центра, регионов и муниципалитетов, касающиеся финансирования мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов. Так, например, платежи за пользование недрами зачисляются в федеральный и региональный бюджеты в пропорции 40% и 60%, соответственно, а централизация средств от платежей за городские земли на 2002 год между указанными бюджетными уровнями и местными бюджетами была определена в пропорции 15:35:50%[154].

В рекреационном регионе не способствуют стимулированию природоохранной деятельности существующие ставки платы за природные ресурсы. Их размер значительно ниже рентного дохода, создаваемого в результате потребления благ рекреационной экосистемы. Например, размер регулярных платежей за пользование недрами при добыче минеральных вод для недропользователей КМВ составляет несколько процентов оптовой цены добытого минерального сырья.

В соответствующем Постановлении Правительства РФ, наряду с нормативами платы за выбросы различных вредных веществ, установлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы, по территориям экономических районов и регионов страны, а также двойной коэффициент для особо охраняемых природных территорий, включая лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Применительно к КМВ эта государственная мера должна сыграть серьезную роль в оздоровлении экологической среды. Важно последовательно, с учетом данных мониторинга, использовать открывающиеся возможности.

К сожалению, стимулирование природоохранной деятельности муниципалитетом на Кавказских Минеральных Водах, а в Пятигорске в частности, находится в начальной стадии развития. Следует заметить, что его последовательное осуществление невозможно без тщательного предварительного анализа экологической ситуации. Речь идет о комплексном мониторинге, создание которого санкционировано Правительством Российской Федерации.

Говоря об экологических проблемах региона КМВ, в контексте рассматриваемой темы следует отметить состояние гидроминеральных ресурсов[155].

Критерием оценки состояния подземных вод региона КМВ является состояние гидроминеральных ресурсов месторождений городов-курортов. Суммарные эксплуатационные запасы минеральных вод различных типов -разведанных, эксплуатационных, подготовленных к промышленному освоению, составляют 14,8 тыс. м3/сут.

Добыча минеральной воды по всем месторождениям в 2002 году составила 700081 мЗ. Количество имеющихся минеральных вод и лечебных грязей способно удовлетворить спрос более 1 млн. отдыхающих в год.

В 2002 г. гидрогеологические условия на месторождениях вод в Пятигорске характеризуются как стабильные и кардинально не отличаются от условий предыдущих 2-3 лет. При этом химический состав минеральных вод отвечает требованиям ГОСТов и иных регламентирующих документов, контролирующих качество минеральных вод.

В санитарном отношении техногенное влияние инфраструктур городов-курортов не претерпело позитивных изменений. Среди негативных последствий неудовлетворительного санитарного состояния первых зон округа горно-санитарной охраны можно выделить следующие:

- на Пятигорском месторождении из-за бактериального загрязнения потеряно 30% запасов минеральных вод (каптажи Теплосерный, Радиоштольня № 2, Народный);

- на Ессентукском месторождении из-за бактериального загрязнения не могут использоваться для питьевых целей воды типа «Ессентуки-20»;

- на Кисловодском месторождении бактериально загрязнены минеральные воды источника «Нарзан».

- В целом, в регионе КМВ качество минеральных вод характеризуется как удовлетворительное[156].

В целях сохранения и воспроизводства уникальных природных лечебных факторов - минеральных вод и лечебных грязей, охраны земель, недр, ландшафта, горных выработок, пригодных для лечебного использования, воздушного бассейна, древесной и иной растительности, животного мира, памятников природы и культуры, источников водоснабжения и других водных объектов, району Кавказских Минеральных Вод Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года № 309 был придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации.

Администрация Пятигорска в реализации государственной политики в области рационального природопользования и охраны окружающей среды опирается на федеральные законы: «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-фз; «О недрах» (в ред. от 3 марта 1995 г. с изменениями от 10 февраля 1999 г., 2 января 2000 г., 14 мая 2001 г.); «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 02.02.1995г. № 26-фз; «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. № 33-фз; Кодекс Российской Федерации «Об административных нарушениях» от 30.12.2001 г. № 193-фз; Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.) и другие правовые акты.

Ценнейшее месторождение лечебной грязи на Большом Тамбуканском озере предопределило медицинские показания и профиль города-курорта Пятигорска. Лечебная грязь озера Большой Тамбукан относится к типу иловых сульфидных высокоминерализованных, обладающих ценными лечебными свойствами. Общие геологические запасы ее в озере составляют 1,4 млн. м3. При максимальном уровне эксплуатации этих запасов должно было бы хватить на 180 лет. В 2001 году добыча составила 1227,5 м3 за год, что на 24% ниже, чем в 2000 году. Снижение объемов добычи лечебной грязи связано с одной стороны с ослаблением спроса на грязелечение, а с другой стороны – изменением контингента отдыхающих на курортах.

Контрольно-аналитическим отделом администрации Пятигорска проводится контроль выполнения постановления администрации Кавказских Минеральных Вод от 15.11.99. № 106 «О рациональном использовании лечебной грязи Тамбуканского озера в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод», по результатам которого решена важная природоохранная проблема - наведен порядок в утилизации отработанной грязи.

Это один из немногих положительных моментов, связанных с регулированием и развитием санаторно-курортной сферы в Пятигорске. Лечебные учреждения отработанную лечебную грязь складируют на ОАО «Арго». По данным ежеквартальных комиссионных обследований водоохранной зоны озера Тамбукан эколого-санитарное состояния оценивалось как удовлетворительное.

Что касается объемов финансирования программных мероприятий федеральной программы «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод» по объектам прямо или косвенно влияющим на улучшение экологического состояния окружающей среды региона Кавказских Минеральных Вод за период с 1993 по 2001 год, то оно составило лишь 1.53 млрд. рублей[157].

По инициативе администрации Пятигорска было выделено финансирование из федерального бюджета 2 млн. рублей на геоэкологическое обследование территории северной и центральной части региона Кавказских Минеральных Вод. Благодаря обследованию оценено экологическое состояние геологической среды северо-восточной и центральной части региона Кавказских Минеральных Вод и подготовлены материалы для составления картографического материала[158].

Администрацией Пятигорска в целях активизации выполнения мероприятий по улучшению зеленого дизайна курортных территорий с 1999 года проводятся ежегодные конкурсы на «Лучший общекурортный и санаторный терренкуры в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах».

Ежегодно с 15 марта по 5 июня в регионе по постановлениям администрации Кавказских Минеральных Вод, и Пятигорска в частности, проводятся Дни защиты окружающей среды, в рамках которых выполняются большие объемы эколого-санитарных работ, проводится подготовка к летнему курортному сезону.

Безусловно, проблем в области экологии, природопользования и охраны природной среды еще очень много, однако позитивные перемены во многом зависят не только от выделения государством финансовых средств под уже разработанные проекты, но также и от экологической культуры и соблюдения природоохранного режима каждым жителем нашего региона.

На ближайшую перспективу администрация Пятигорска планирует проведение некоторых мероприятий:

1. Совместно с комитетами природных ресурсов Ставропольского края, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик разработать концепцию воспроизводства, рационального использования и охраны гидроминеральных ресурсов и лечебной грязи озера Б. Тамбукан в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах.

2. Продолжить работы по проверке выполнения лицензионных соглашений недропользователями в регионе Кавказских Минеральных Вод.

3. Разработать и утвердить на федеральном и краевом уровне план мероприятий по реализации схемы комплексной охраны и использования водных ресурсов реки Подкумок.

4. Продолжить работу в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации по защите проекта по сохранению от деградации озера Тамбукан.

5. Совместно с комитетом природных ресурсов по Ставропольскому краю осуществить переход от заявительного лицензирования к программному, для чего разработать программу по лицензированию недропользователей в регионе Кавказских Минеральных Вод.

6. Планово внедрять новую концепцию сбора, вывоза и утилизации ТБО в регионе Кавказских Минеральных Вод.

7. Продолжить контроль выполнения природоохранного законодательства на территории зон и округа горно-санитарной охраны особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.

Рекреационные территории обладают существенной спецификой. Прежде всего, как субрегионы они не имеют собственной финансовой базы, как это имеет место в случае с КМВ. Такую базу имеют лишь муниципалитеты, расположенные на территории комплекса КМВ и субъекты федерации, в состав которых входит курортный субрегион. В этой связи в рекреационных субрегионах в финансово-экономической сфере важны две разновидности пропорций. Одна из них связана с тем, что существует целостная структура субрегиона и общие для него потребности, обусловливающие, ввиду указанных выше причин, необходимость пропорций между параметрами общерегиональных потребностей и размерами их финансирования из федерального бюджета.

Другая группа пропорций внутрирегионального характера относится к муниципалитетам, главным образом, городам-курортам, и призвана способствовать финансовой самодостаточности этих образований, в связи с чем бюджетные поступления от градообразующих предприятий в совокупности с градообеспечивающими хозяйствующими субъектами профилирующего характера, должны соответствовать потребностям городов в финансовых средствах.

Эта пропорция особенно важна, поскольку неупорядоченность связи доходной и расходной частей бюджетов городов-курортов с курортно-рекреационными структурами, в конечном счете явилась главной причиной тех деформаций, которые характеризуют их хозяйство, сдерживая заинтересованность муниципалитетов в развитии рекреационной сферы и подталкивая их к развитию иных хозяйствующих субъектов.

Итак, в рамках выделенных групп, существуют специфические пропорции, свойственные рекреационным регионам и субрегионам, которые важно учитывать в экономической политике и практике.

Отмечая это, хотелось бы обратить внимание на некоторые негативные обстоятельства.

Первое из них состоит в неэффективном, с позиций интересов субрегиона, использовании минеральных ресурсов, что, связано с неурегулированностью рентных отношений, вследствие чего государство, регион и местные органы власти испытывают весьма малую зависимость своих бюджетов от объемов и эффективности их использования. Например, в 2002 г. в бюджет г. Пятигорска от 4-х действующих здесь предприятий по розливу минеральной воды поступило лишь 2,6 млн. рублей или 0,004% его доходов[159].

Что касается добычи лечебной грязи, то в 70-80-е годы прошлого века ее извлекалось 12-14 тыс. тонн, она вывозилась в более чем 40 городов СССР. В настоящее время ее добыча резка уменьшилась и составляет 1,0-1,5 тыс. тонн в год[160].

Третье обстоятельство состоит в том, что не организована промышленная переработка минеральных вод и лечебных грязей с тем, чтобы они были доступны потребителям, которые нуждаются в них на обширной территории РФ и по разным причинам не могут воспользоваться лечением на курорте. Речь идет об известном во всем мире выпаривании солей минеральных вод, которые специалисты-курортологи считают весьма полезным и целесообразным, а также изготовление вытяжки из тамбуканской грязи по методу профессора А.Л. Шинкаренко. Этот препарат, изготовленный кустарным способом, с успехом использовался в госпиталях г. Пятигорска еще в годы Великой Отечественной войны, а необходимость его производства многократно инициировалась средствами массовой информации в послевоенные годы.

Одним из демотивирующих факторов в санаторно-курортной сфере является низкая заполняемость санаториев в связи с высокой стоимостью путевок. Расчеты показывают, что если в конце 80-х цена санаторной путевки составляла 59 процентов к среднемесячной заработной плате, то в 2002 году она составила от 159 до 1400 процентов. Иначе говоря, цена путевки в санаторий порой превышает среднегодовую заработанную плату[161]. В таблице 13 приведена структура отдельных источников финансирования инвестиций в туризм в Ставропольском крае.[162]

 

Таблица 13.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: