развитием сферы туризма.




В современных социально-экономических условиях развитие туризма является длительной и экономически выгодной сферой. По прогнозу WTO, опубликованному на конференции «Перспективы-2020» в Мехико, к 2020 г. свыше 1,5 млрд. человек будут путешествовать по всему миру, а ежегодные доходы от туризма превысят 2 трлн.долл. (в 1999 г. совокупные мировые туристские расходы около 664 млн. туристов, за исключением международных перевозок, составили 455 млрд. долл.). Согласно прогнозам, иностранный туризм и путешествия станут более доступными – если в 1970 г. авиабилет по маршруту Европа – Мехико стоил, например, 1000 долл., то сейчас – только 500 долл., что связано с ростом туристической активности.

По подсчетам Всемирной туристской организации, доходы, получаемые от экспорта индустрии туризма, – самые большие в мире по сравнению с соответствующими доходами остальных сфер деятельности. Ежегодный прирост в сфере мирового туризма составит до 2010 г. в среднем 4,2%. WTO прогнозирует рост доходов индустрии туризма до 2020 г. в среднем на 6,7% в год, в то время как рост уровня материального благосостояния в мире возрастает лишь на 3% в год.

Согласно прогнозам ожидается увеличение доходов от туризма к 2020 г. примерно в 3 раза относительно уровня 2000 г., увеличатся и затраты туристов на одно путешествие: с 707 долл. в 1995 г. до 1248 долл. в 2020 г. (в 1,8 раза).

Ставропольский край обладает всем необходимым потенциалом для развития сферы отдыха и лечения приезжающих из других регионов России. В результате экономического кризиса 1998 года сократилось социальное субсидирование лечения через систему социального страхования, однако уже в 2004 году система социального страхования стала работать более эффективно и число посетивших регион Кавказских Минеральных Вод резко возросло, составив 500 тысяч человек[164].

Санаторно-курортный комплекс в итоге находится в настоящее время в периоде относительного улучшения и подъема, хотя ряд санаториев существуют в стадии незаконченного строительства, стоят полупустые или вовсе закрыты, часть из них предназначены для продажи. В любом случае практически все учреждения ищут пути наращивания объемов реализации услуг через систему партнерства с различными хозяйствующими субъектами.

Как кажется, туристско-рекреационный комплекс региона представлен санаторно-курортными учреждениями, туристическим комплексом и предприятиями по розливу минеральной воды. При этом туристический комплекс остается в большей части мало востребованным, так как материальная база гостиниц отстает по своим требованиям от двух-трехзвездочных отелей. Из всех туристических гостиниц наиболее успешно действуют те из них, где присутствует муниципальное участие и те, где задействован иностранный капитал. Соответственно, муниципальным органам власти необходимо наращивание резервов туризма, что стало бы весомым добавком к бюджетам местных органов власти.

При определении приоритетности структурной политики государства в функционально ориентированном рекреационном регионе в первую очередь следует выделять отрасли, которые реализуют его основную функцию или способствуют ее реализации. В отношении рекреационного региона, каковым являются Кавказские Минеральные Воды, государство заинтересовано в развитии соответствующей направленности использования этой территории ввиду уникальности ее ресурсов и выполнении функций оздоровления населения. В сфере природопользования сложилось глубокое противоречие между экологической средой и хозяйственной деятельностью, оно ставит под угрозу природно-климатические условия субрегиона, препятствуя тем самым его экологически устойчивому развитию и углублению рекреационной ориентированности.

В результате можно выделить комплекс проблем, воздействующих на предприятия туризма в Ставропольском крае, как федерального (налоговое давление, высокая стоимость проезда), так и регионального характера:

- отсутствие четкой государственной программы развития туризма как на уровне субъекта Федерации, так и уровне городов, районов, населенных пунктов;

- недостаточное сотрудничество участников туристической деятельности;

- высокие авиационные и железнодорожные тарифы на перевозку пассажиров к местам отдыха и лечения;

- слабые межрегиональные связи субъектов деятельности в сфере обмена информации, бронирования мест в гостиницах и санаториях и т.д;

- ограниченность спектра туристического продукта, что выражается в нежелании осваивать новые возможности и ресурсы для более полного удовлетворения спроса;

- неразвитость системы социального туризма;

- отсутствие системного подхода к привлечению инвестиций в потенциал Кавказских Минеральных Вод;

- наличие отрицательного имиджа региона в связи с близостью так называемых «горячих точек» и проявлениями терроризма;

- потеря централизованного управления и подготовки кадров.

Нельзя говорить о том, что государство не принимает никакого участия в развитии региона КМВ.

В практику внедряются новые модели стратегического планирования, так первой фундаментальной попыткой программирования на субфедеральном уровне на Юге РФ является среднесрочная федеральная программа «Юг России», рассчитанная на период 2002-2006 гг. В ней, в частности, определено, что «...Важнейшее место в программе занимает курортно-туристический комплекс. Основные усилия в этой отрасли будут направлены на сохранение и развитие общекурортной инфраструктуры и жизнеобеспечения, развитие туристского комплекса в соответствии с требованиями федерального и мирового уровня»[165].

Этой программой среди первоочередных задач, предусмотрены развитие инфраструктуры курортов Кавказских Минеральных Вод и некоторые меры по специализации и развитию рекреационного комплекса.

Вместе с тем, рассматривая рекреационный комплекс Юга страны как одно из приоритетных направлений, Программа трактует его как единое целое, включая бальнеологический комплекс, горный туризм, климатические курорты Черноморского побережья.

В данной программе скромнее всего представлено развитие здравниц и бальнеологических учреждений. Более того, Пятигорск, который является уникальным комплексным бальнеологическим курортом, вновь отнесен к городам с интенсивным промышленным развитием, а некоторые разделы подпрограммы, например инвестиционные проекты, охватывают чрезмерно широкий диапазон мер. В результате эта часть программы не носит достаточно целостного и целенаправленного характера, который она могла бы обрести при условии более глубокого подхода к ее разработке и осуществлению.

Как известно, регион КМВ представляет собой территориальную и социально-экономическую общность, подсистему народнохозяйственной целостности, существование которой в ряде случаев предопределено его функциями в системе общественного разделения труда.

В то же время существует и иное, разделяемое нами, представление об этом понятии, трактуемое не столько в территориальном, сколько в правовом и социально-экономическом аспектах. «Под регионом, - говорится в одном из правительственных документов РФ, - понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, культурных и иных условий». В этом документе подчеркивается, что «в случае, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации».

Поскольку субъекты федерации обладают относительной экономической обособленностью в рамках целостного экономического пространства России, то образования типа рекреационных формирований могут именоваться регионами лишь в территориальном смысле. Это обстоятельство, очевидно, было учтено, когда Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1992 года Кавказским Минеральным Водам был придан статус «особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеративное значение в границах круга санитарной защиты курорта».

Поскольку изучаемый нами рекреационный комплекс расположен на территории трех субъектов РФ - Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республик, то в территориальном аспекте он правомерно именуется регионом.

Следует заметить, что прохождение санаторно-курортного лечения сокращает количество дней нетрудоспособности рекреантов, расходы на лечение и потребности в госпитализации. Курортному делу, принадлежит мультиплицирующая роль, как в национальной, так и в региональной экономике.

Саморегуляция рынка туристских услуг является необходимым условием его существования. Но она не может быть обеспечена без использования регулирующих методов со стороны государства. При этом механизм последних должен исходить из первичности рыночных отношений в туризме как объективной реальности. Это означает, что во взаимодействии «государственное регулирование - рынок» первичным звеном является рынок, а государственное регулирование выступает как инструмент, обеспечивающий общие условия его существования, выравнивающий стартовые условия его субъектов и устраняющий (или сглаживающий) по мере возможности негативные проявления рыночной стихии. Совершенствование государственного регулирования и поддержки сферы туризма в регионе предполагает.

- Упорядочение вопросов лицензирования и сертификации, которые, несмотря на разные формы организации, осуществляют, по сути, единый процесс государственного регулирования;

- Упреждающий контроль со стороны государства за слиянием предприятий, пытающихся занять доминирующее положение на рынке, а в последующем осуществить комплекс мер, в основном законодательного характера, предотвращающих всевластие монополий и олигополии;

- Изменение структуры налоговой системы в направлении усиления ее регулирующего начала: упрощения исчисляемой базы налогообложения; дифференциации принципов налогообложения по видам туризма (въездного, внутреннего, выездного) и, самое главное, снижения налогового давления на туристские предприятия;

- Для повышения эффективности использования туристических ресурсов региона региональная разработка программы развития туризма, первоочередным этапом которой должен стать комплекс мер, включающий создание управленческой структуры туризма с разработкой положений, относящихся к ее статусу, ответственности и обязанностям, сфере ее полномочий, обеспечение ее ежегодным бюджетом; многопрофильные исследования в сфере туризма, разработка методов оценки туристских ресурсов и эффективности их использования, создание информационной и аналитической базы регионального туризма;

- Дальнейшее расширение и углубления правовой основы функционирования туризма.

Главной стратегической целью органов управления Ставропольского края является создание современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристической отрасли как приоритетной для экономики края. Основными задачами государственной власти для реализации данной цели могут выступать следующие:

- разработка и реализация концепции устойчивого развития туристической сферы;

- формирование основных направлений деятельности органов государственной и муниципальной власти региона по управлению туристической деятельностью участников индустрии;

- формирование качественного и современного рынка туристической продукции и услуг на основе конкуренции, специализации и кооперации;

- интеграция туристического бизнеса Ставропольского края в систему российского и мирового туристического рынка;

- зашита Ставропольского туристического рынка;

- содействие развитию социального и самодеятельностного туризма, который также представляет собой интересную сферу для привлечения туристов;

- развитие туристических зон и создание новых;

- создание новых туристических продуктов, позволяющих краю выйти в лидеры за непродолжительный промежуток времени;

-внедрение новых, прогрессивных технологий туристического обслуживания, широкое использование международных информационных сетей;

- формирование положительного имиджа Ставропольского края как региона, благоприятного для туризма через активное рекламирование его потенциала через каналы российского и международного телевидения;

- проведения комплекса научных исследований в области туризма и санаторно-курортного лечения.

В Росси пока еще мало примеров, когда государственные и муниципальные органы власти осуществляют такую политику. Практически все средства массовой информации дают негативную информацию о стране, показывают примеры кризисных явлений. В такой ситуации действия властей, направленные на информирование о реальных достижениях способны вызвать положительный эффект в инвестиционной и политической сфере. Однако надо понимать, что это должна быть не разовая акция, а постоянный, продуманный процесс формирования положительно образа региона. Глобальным направлением рекламирования туристической сферы региона, является правильная и честная информация о достопримечательностях региона, о развитости инфраструктуры санаториев и курортов, о радушии местного населения и властных структур. Основная задача товарной рекламы - формирование и стимулирование спроса на туристский продукт. Такая реклама информирует потенциальных клиентов о достоинствах продукта, пробуждает интерес и содействует его продаже. Престижная, или имидж-реклама, представляет собой рекламу достоинств, выгодно отличающих фирму от конкурентов. Ее цель - создание у общественности, прежде всего среди активных и потенциальных клиентов, привлекательного имиджа, вызывающего доверие к туристскому предприятию и предлагаемым им услугам

Рекреационная отрасль является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики и за быстрые темпы она признана экономическим феноменом столетия. Во многих странах рекреационная сфера играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Санаторно-курортный комплекс оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. Регулирование данного сектора экономики на государственном уровне преследует следующие цели.

- Устойчивое развитие, адекватного современным тенденциям функционирования отрасли.

- Сохранение туристско-рекреационных ресурсов.

- Увеличение доли в валовом внутреннем продукте рассматриваемого вида деятельности.

- Защиты прав потребителя рекреационных услуг.

Организация туристской деятельности регулируется:

- нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;

- налоговым законодательством;

- нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;

- таможенным кодексом Российской Федерации и др.

Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным кодексов РФ.

В большинстве развитых зарубежных стран рекреационная сфера является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. На ее развитие оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

Россия теряет миллиарды рублей, отказывая курортам в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Влияние данной индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии санаторно-курортной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Модель инвестиционной поддержки туризма в регионе предполагает формирование привлекательного инвестиционного климата в регионе и высокого инвестиционного рейтинга туристской отрасли. Определение приоритетных направлений развития туризма, требующих первоочередных, в том числе государственных, инвестиций основывается на определении состояния и анализе финансовых показателей развития объектов инфраструктуры и индустрии туризма (рыночной инвентаризации); разработке организационно-правовых схем и создании новых кредитно-финансовых инвестиционных структур, использующих современные инвестиционные инструменты; формировании банка данных туристских инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов; создании финансово-промышленных групп (синдикатов) в целях консолидации инвестиционных ресурсов и продвижения инвестиционных проектов; разработке системы открытых инвестиционных конкурсов.

Однако не только государственные, но и муниципальные органы власти должны проводить планомерную работу по развитию курортов Ставропольского края. На наш взгляд, в городах региона КМВ необходимо создавать специализированные отделы по работе в сфере туризма. Данные отделы могли бы заниматься взаимоотношениями с курортами. Основными задачами отдела могли бы являться:

1. организационное обеспечение деятельности администрации городов по реализации планов и программ социально-экономического развития городов с учетом курортной и туристической направленности;

2. осуществление контроля за полным, точным и своевременным исполнением законодательных актов вышестоящих органов государственной власти постановлений, распоряжений и поручений главы города, касающихся сферы туризма;

3. обеспечение главы города информацией о деятельности структурных подразделений администрации города, муниципальных предприятий города, по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

Отдел, в соответствии с возложенными на него задачами, может выполнять следующие функции:

- разрабатывать проекты планов и программ организационной работы администрации города по сотрудничество участников туристической деятельности, обеспечивать их реализацию;

- организовывать сбор материалов и осуществлять разработку ежемесячных и еженедельных мероприятий, проводимых в городе, направленных на привлечение приезжающих и улучшению их отдыха;

- организовывать и осуществлять контроль и проверку исполнения постановлений, распоряжений и поручений вышестоящих органов государственной власти Ставропольского края и главы города структурными подразделениями администрации города в обеспечении развития курортной сферы;

- обеспечивает исполнение постановлений, распоряжений и поручений вышестоящих органов государственной власти, главы города по вопросам компетенции отдела.

Данный отдел, для осуществления своих основных функций может имееть право запрашивать и получать в установленном порядке от руководителей структурных подразделений и специалистов администрации города, предприятий, организаций, учреждений города и должностных лиц необходимые материалы, устные и письменные объяснения и другую информацию, в соответствии с задачами, возложенными на отдел.

Органы местного самоуправления города вправе устанавливать на территории города в соответствии с федеральными законами и законами Ставропольского края ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

По иным вопросам взаимоотношения между органами местного самоуправления города и предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, и индивидуальными предпринимателями строятся на основе договоров, то есть, взаимоотношения муниципальных органов власти и санаторно-курортных организаций, находящихся на территории города, носят лишь рекомендательный характер.

Любые решения, принятые местной администрацией, должны иметь форму договоров и должны быть предоставлены на рассмотрение руководителям того, или иного санаторно-курортного учреждения. Руководители, в свою очередь, имеют право, как выполнять условия договоров, так и не выполнять.

Итак, говоря о роли муниципальных органов власти в регулировании санаторно-курортной сферы, следует заметить, что органы местного самоуправления города в соответствии с федеральными законами и законами Ставропольского края вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций, к которым относятся и курортные учреждения, расположенные на территории города, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории города, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципальных образований городов-курортов.

Для рациональной организации социально-экономической системы, в том числе и на субрегиональном уровне, необходимо четкое определение субъектов и объектов собственности. Среди субъектов общей собственности в современных условиях ведущую роль в рекреационной сфере играет государство. В то же время, высокую долю государственного сектора в базовой отрасли хозяйства города нельзя рассматривать в качестве позитивной характеристики отношений собственности на территории КМВ, тем более что государство, в большинстве случаев, не зарекомендовало себя эффективным собственником.

Выход из данной ситуации, противоречащей основам рыночной экономики, видится в постепенной коммерциализации государственного сектора в санаторно-курортном комплексе на основе использования различных методов его разгосударствления. Этот процесс можно рассматривать как сочетание различных методов вовлечения государственных оздоровительных предприятий в рыночный оборот, начиная от увеличения оборота путевок, реализуемых по коммерческим и близким к ним ценам в государственные здравницы до такой радикальной формы коммерциализации, как акционирование. Акционирование не только расширяет возможности использования собственности для привлечения инвестиций в развитие здравниц, но и позволяет исправить просчеты, допущенные в процессе разграничения государственной собственности между федеральным и муниципальным уровнями власти.

Другим вариантом привлечения частных инвесторов должна стать передача в концессию (долгосрочную аренду) или в управление объектов недвижимости, предназначенных для реконструкции в курортных целях. Важнейшими инструментами привлечения частных инвестиций являются предоставление правовых гарантий инвестиционной деятельности на КМВ и страхование коммерческих рисков.

Упорядочение и развитие отношений собственности применительно к рекреационной сфере позволило бы активизировать использование возможных путей совершенствования деятельности всего рекреационного комплекса и входящих в него организаций. Это в свою очередь, привело бы к повышению эффективности его использования и устойчивому развитию. Участие в этом процессе управленческих структур субрегиона и органов местного самоуправления, стимулировало бы их в развитии рекреационной сферы и формировании оптимальных пропорций в хозяйстве, соответствующих его функциональной предназначенности.

Однако нам представляется, что не только государственные и муниципальные органы власти, но и предприятия, оказывающие туристические услуги, и население городов-курортов должны участвовать, по своим возможностям в привлечении туристов и повышения качества обслуживания.

 

Заключение

 

Современный туризм – весьма сложное и многогранное явление, следовательно, феномен туризма интересует представителей различных областей науки – экономистов, историков, социологов, географов и т.д. В монографии авторы попытались объединить некоторые концептуальные модели наук, по-разному описывающих сферу туризма. Подводя итоги такого исследования, можно подвести некоторые общие итоги работы.

1. Туризм как один из видов досуговой деятельности человека оказывает комплексное влияние на развитие личности.

2. Туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба.

3. Ставропольский край обладает высоким потенциалом для развития туризма и санаторно-курортной сфера в силу уникальных природно-климатических условий.

4. Развитие туристической сферы в немалой степени зависит от того внимания и поддержки, которая оказывается со стороны государственных органов управления.

В настоящее время можно утверждать о некотором подъеме развития туризма как в России, так и в регионе Кавказских Минеральных Вод. Связано это как представляется со многими факторами, важнейшими из которых является стабилизация экономики страны и уменьшение негативных политических явлений постперестроечного времени. Развитие отечественного частного капитала и участие иностранных инвесторов также приносит определенные положительные плоды.

Несмотря на это, в России не существует комплексной программы развития туризма. Не такой программы и в Ставропольском крае. Декларирование о необходимости развивать курорты региона КМВ не подкрепляется реальными шагами по привлечению инвестиций и созданию благоприятного экономического климата для предпринимателей. Отсутствует работа по созданию положительного образа региона в средствах массовой информации.

Нам представляется, что использование туристического ресурсного потенциала Ставропольского края во многом будет зависеть от дальнейшего улучшения благосостояния населения России. Курорты Кавказских Минеральных Вод будут привлекательными тогда, когда граждане страны смогут позволить себе оплатить предоставляемые услуги и будут уверенны в безопасности своего отдыха.

 


[1] Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов и др. – Киев, 1990. – С.8-9.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.46. – Ч.II. – М., 1969. – С. 221.

[3] См.: Durkheim E. The Elementary Forms of the Religius Life. - London,1915

[4] Поликарпов В.С. Время и культура. – Харьков, 1987. – С. 9-14.

 

 

[5]См.: Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. – М., 1978. – С.198-200; Чернов И.В. Бюджет времени и организация труда. – Ростов н/ Д, 1981. – С. – 113-117.

[6] Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. – Новосибирск, 1987 – С. 167-168; Орлов Г.П. Свободное время и личность. – Свердловск, 1983 – С.123.

[7] Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т. – II. Вып.1(2) – С.288.

[8] Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. – Л., 1983. – С.7-8.

[9] Аристотель. Никомахова этика. Политика / Аристотель. Соч. В 4тт. Т.4. – М., 1981. – С.163-164.

[10] Кэндо Т. Цит. Соч. – С.289.

[11]Там же. С. 293.

[12]Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Основы социокультурной деятельности. – М., 1995. – С. 38.

[13]Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М., 1988. – С.60

[14]Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. М., 1978. – С.4

[15]Владимирова А.П. Труд и рекреация / Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: Тез. докл. респ. межвуз. науч. конф. Ч. II. – Гродно, 1992. – С. 152

[16]Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. – М., 1967. – С. 100.

[17] Краткий словарь по социологии. – М., 1989. – С. 299

[18] Кравченко А.И. Социология: словарь. – М., 1997. – С. 37-38

[19] Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев – Лада, В.М. Димов и др. – К., 1990. – С.3

[20] Мискевич А. Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. – Мн., 1989. – С. 9-13.

[21]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.–46, Ч.II. – М., 1969. – С.221.

[22] Маркс К., Энгельс Ф. Цит. соч. – М., 1969. – С. 265-266.

[23]Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. – Montreal, 1982 – P.29.

[24]Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? – P., 1962 – P.347.

[25]Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. – Montreal, 1982 – P. 344.

[26] Kaplan M. Leisure in Amerika: A social Inquiry. – N.Y., 1960. – P. - 24

[27] Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990 – С.195.

[28] Цит. по Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. – Свердловск, 1970 – С. 232.

[29] Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. – СПб., 1991. – С. 44-56.

[30] Кэндо Т. Цит. Соч. – С.195.

[31]Николов Н. Структуры человеческой деятельности / Пер. с болг. – М., 1984. – С.162.

[32] Гордон Л.Д., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. – М., 1972. – С. 80

[33] Николов Н. Цит. соч.. – С.162.

[34]Молевич Е.Ф. Общая социология. – М., 2003. – С. 312-315.

[35] Орлов А.С. Социология рекреации. – М., 1995.– С.3.

[36] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.,1995. - С.30.

[37] Акимова Л.А. Социология досуга. – М., 2003. – С.23.

[38] Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический жирнал. – № 11. – 2002. – С.

[39] Акимова Л.А. Цит. соч. – С. 24.

[40] См.: Николаенко Д.В. Рекреационная география. Симферополь - СПб., 2001.

[41] См.: Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986. – С. 134-137.

[42] См.: Николов Л. Структуры человеческой деятельности. – М., 1984. – С. 154.

[43] http: // www.tourism-intelligence.com

[44] С.Е. Щеглоа Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. 2004 – №2. – С.175-176.

[45] Карпова Г.А. Экономика современного туризма. – М., 1998.

[46] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. – М., 2003. – С. 59.

[47] Щеглов С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. – 2004 – №2. – С.175-176.

[48] Туристы уходят в Интернет // Турбизнес. – 2003.– № 10. – С. 63.

[49] Биржаков М.Б. Введение в туризм: Путешествия. Туризм и турист. Туристская деятельность. Туристская деятельность. Туристская индустрия. – 5-е изд., перер. и доп. – М., СПб.: Герда. – 2003. – С.70-74..

[50] Биржаков М.Б. Введение в туризм. Изд-во Герда. – 2004. – 448с.

[51] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. – М., 2003. – С. 71-73.

[52] Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М., 1996. – С. 18-21.

[53] http: // www.ratanews.ru

[54] Щеглов С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. 2004 – №2. – С.180.

[55] Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. – М.: Финансы и статистика. – 2003.– С.76-77.

[56] См.: Щеглов С.Е. Цит. соч. – С. 184-185.

[57] Акимова Л.А. Цит. соч. – М., 2003. – С. 8.

[58] Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. – М., 1999. – №3. – С. 12-20.

 

[59] Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? – P., 1962 – Р. 347.

[60] Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995. – С.205

[61] Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе. – М., 1974. – С. 87.

[62] Джери Дж. Досуг // Большой толковый социологический словарь.– М., 1999.– Т.1. – С. 19.

[63] См.: Изменяющаяся Россия в зеркале социологии. – М., 2004.

[64] Таблица составлена на основе данных исследований «Новая Россия: 10 лет реформ глазами россиян» (2001 г.) и «Богатые и бедные в современной России» (2003 г.)

[65] См.: Изменяющаяся Россия в зеркале социологии. – М., 2004.

[66] Акимова Л.А. Цит. соч. – С. 96.

[67] Там же. С. 98.

[68] Акимова Л.А. Цит. соч. – С.105.

[69] Щеглов С. Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. - 2004. №2.

[70] Путрик Ю.С., Азар В.И., Ионкус А.П., Гусакова Н.В. О состоянии спроса на туристский продукт в 1991 г. // Туризм: управление, экономика, наука. Сборник информационных материалов. Вып.2. – М., 1991. – С. 40-45

[71] Кавказские Минеральные Воды / Под ред. Н. Г. Кривобокова. М., 1994. – С. 14.

[72] Щербаков А. В. Кавказские Минеральные Воды. – Ставрополь, 2003. – С. 21.

[73] Там же. – С. 26.

[74] Кавказские Минеральные Воды/Под ред. Н. Г. Кривобокова. М., 1994. – С. 17.

 

[75] Там же.

[76] Щербаков А. В. Кавказские Минеральные Воды. – Ставрополь, 2003. – С. 74.

[77] Кавказские Минеральные Воды/Под ред. Н. Г. Кривобокова. М., 1994. – С. 18.

 

[78]Белозеров В.С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. М., 1997. – С. 16.

[79] Там же.

[80] Зольникова Ю.Ф. История исследования и освоения рекреационных ресурсов Северного Кавказа (XVIII – начало XXвв.). Дисс. канд. геогр. наук. – Ставрополь, 2003. - С.10-11, 48.

[81] Предложения об устройстве Кавказских Минеральных Вод. Сост. нач. Терской обл. – Пятигорск, 1880.

[82] Богословский В.С. Пятигорские и с ними смежные минеральные Воды. – М., 1886. – C 23.

[83] Нелюбин А.П. Описание Кавказских Минеральных Вод. – СПб., 1825. Ч. I, II.

[84] Савенко П. Н. Кавказские Минеральные Воды, описанные Петром Савенко, доктором медицины… - СПб, 1828.

[85] Белозеров В.С. Динамика системы городов Кавказских Минеральных Вод // Проблемы использования рекреационных ресурсов на курортах Кавказских Минеральных Вод. – М., 1986. – С. 133-145.

[86] Савенко П. Н. Кавказские Минеральные Воды, описанные Петром Савенко, доктором медицины… - СПб, 1828.

[87] Смирнов С.А. Ессентукские щелочные воды на Кавказе. – М., 1873.

[88] Зольникова Ю.Ф. Цит. соч. - С. 52.

[89] Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. – М., 1957.

[90] См.: Там же.

[91] ГАСК. Ф. 101. Оп.4. Д.95.

[92]Зольникова Ю.Ф. Цит. соч. - С. 58.

[93] Зольникова Ю.Ф. Цит. соч. - С. 65.

[94] Савенко П. Н. Кавказские Минеральные Воды, описанные Петром Савенко, доктором медицины… - СПб, 1828.

[95] Там же. – С. 74.

[96] Там же. – С. 76.

 

[97] Белозеров В.С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. М., 1997. – С. 8-10.

[98] Богословский В.С. Пятигорские и с ними смежные минеральные Воды. – М., 1886. – С. 54.

[99] Зольникова Ю.Ф. Цит. соч. - С. 73.

[100] Кавказские Минеральные Воды/Под ред. Н.Г. Кривобокова. – М., Изд-во Фирма «Слово», 1994. – С.150.

[101] Там же.

[102] Зольникова Ю.Ф. Цит. соч. - С. 76.

[103] Белозеров В.С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. М., 1997. – С. 16.

[104] Кавказские Минеральные Воды/Под ред. Н.Г. Кривобокова. – М., Изд-во Фирма «Слово», 1994. – С. 226-227.

[105] Зольникова Ю.Ф. Цит. соч. - С. 78.

[106] Там же. – С.80.

[107] Постановление СНК от 11 июля 1921 г.

[108] Белозеров В.С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. М., 1997. – С. 26.

[109] Белозеров В.С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. М., 1997. – С. 26-27.

[110] Стенограмма выступления в комиссии по разработке перспективного плана развития Кисловодска. 1936.- www.region.kmv.ru

[111] Кавказские Минеральные Воды/Под ред. Н.Г. Кривобокова. – М., Изд-во Фирма «Слово», 1994. – С. 112.

[112] Белозеров В.С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. М., 1997. – С. 27.

[113] Белозеров В.С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. М., 1997. – С. 28.

[114] См.: Там же.

[115] Белозеров В.С. Кавказские Минеральные Воды: эволюция системы городов эколого-курортного региона. М., 1997. – С. 28-29.

[116] Дегтярева И. Н., Загребальная В. Состояние санаторно-курортного комплекса региона

Камвказских Минеральных Вод // Экология, управление и развитие курортно-рекреационных регионов: проблемы и перспективы. - Пятигорск – СПб, 2005. – С.53.

 

[117] Питерский Д., Браде И. Кавказские Минеральные Воды. Возможности и проблемы развития курортно-рекреационного региона. Взгляд с Запада // Вопросы географии и геоэкологии: Материалы 44 научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь, 1999. – С. 76.

 

[118] Экономические аспекты развития эколого-курортного региона КМВ //

[119] Акимова Л.А. Социология досуга. – М., 2003. – С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: