Характеристика крупнейших гостиничных цепей мира




  Рейтинг Название цепи   Число стран, в которых имелись цепи   Число отелей Число номеров тыс. номера 2000г к 1999, %
       
  Cendant Corp.       542,6 541,3 99,8
  Bass Hotels & Resorts       471,7 490,5 104,0
  Marriott Int.       355,9 309,5 109,7
  Accor       354,7 389,4 109,8
  Choice Hotels Int.       338,3 350,4 103,6
  Hilton Hotels Corp.         317,8 109,6
  Best Western Int.       313,3 307,7 98,2
  Starwood Hotels & Resorts Worldwide       217,7   104,3
  Carlson Hospitality Worldwide       114,2 129,2 113,1
  Hyatt Int.       85,7 86,7 101,2
Итого     3084,1 3230,5 104,8

Доля Международных гостиничных цепей различных стран распределяется следующим образом[129]:

США – 62,5% от общего числа всех гостиничных номеров мира,

Великобритания – 13,0%

Франция – 8,2%

Испания – 3,6%

Япония – 2,8%

Германия – 2,6%

Остальные страны мира – 6,3%

Концентрации туристической деятельности во многом способствовало развитие систем автоматизированного управления, внедрение электронно-вычислительных машин, и, конечно, Интернета. Немалую роль в современной индустрии туризма играют процессы глобализации.

Принципиальная новизна глобализации заключается не в масштабе и сфере воздействия – хотя они беспрецедентны, - но в явной сознательной направленности глобализации. Она только на первый взгляд кажется процессом диффузным, свободно сложившимся, естественным и не зависящим от воли и намерения людей. Процессы такого рода, случайными, возникшими сами собой и в этом смысле естественными не бывают. Такие процессы имеют своих инициаторов, своего субъекта. Кто, для чего, с какой целью, каким образом инициирует, поддерживает, направляет процессы глобализации можно только предполагать, догадываться.

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Все вышеуказанные факторы способствовали развитию туризма как отрасли экономики многих стран. Помимо этого на увеличение потоков туристов оказывает целенаправленная государственная политика стран. Она строится в основном, на совершенствовании факторов туристической мотивации. Отметим основные факторы, повышение значения которых является целью государств с развитой индустрией туризма.

Объекты культурного наследия. К ним можно отнести не только материальные достижения народов, но и нематериальное достояние. Для того, что бы объекты стали привлекательными для путешественников, необходима определенная концентрация объектов культурного достояния, таких как:

· археологические памятники древности;

· уникальная архитектура;

· исторические места;

· центры прикладного искусства и народных промыслов;

· технические достижения цивилизации.

Политика туристского развития этих объектов содержит в себе следующие направления, используемые большинством стран.

- Подготовка перечня туристских ресурсов с классификацией культурного, исторического, природного наследия и определение наиболее важных для развития туризма;

- Определение основных туристических регионов и мест туристического назначения, а также обеспечение эффективных мер по охране местных памятников;

- Использование в целях туризма национального достояния, включающий искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а также творчество местного населения;

- Проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и туристов в духе уважения к культурным ценностям региона.[130]

Учитывая, что объектами экологического туризма могут быть природные участки, памятники истории и культуры, обладающие выдающейся универсальной ценностью, в том числе предлагаемые в Список всемирного наследия, при их посещении необходимо соблюдать меры особой предосторожности. Главным руководством при этом является принцип Генеральной конференции ЮНЕСКО (16 ноября 1972 года), на которой была принята Конвенция об охране природного и культурного наследи. Каждый объект культурного и природного наследия является уникальным, и исчезновение любого такого объекта является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия. В целом необходимо отметить, что при надлежащем управлении и планировании такое специфичное направление туризма, как экологический туризм, может содействовать привлечению финансовых средств для организации охраны ценных природных территорий, привлечь финансовые средства для охраны археологических и исторических достопримечательностей, способствовать улучшению качества окружающей среды, так как туристов привлекают, прежде всего, чистые и не подвергшиеся разрушению территории; способствовать экологическому просвещению местных жителей, которые должны отчетливо видеть заинтересованность туристов в процветающей природе их региона.

Принцип умеренности, вероятно, является главной составляющей экологического туризма и устойчивого развития, его соблюдение позволит следующим поколениям в равной мере продолжать наслаждаться памятниками природного и культурного наследия мира.

Подводя итог рассмотрению зарубежного опыта организации туристической деятельности, можно отметить, что к настоящему времени в мире накоплен достаточно большой опыт по организации и управлению туризмом как сферой экономики.

В Российской Федерации имеется небольшой опыт организации туристической деятельности. Во времена СССР туристическая сфера была в большей части уделом профсоюзных организаций, распределявших путевки в пансионаты и дома отдыха. В санаторно-курортный комплекс, управляемый профсоюзами, входило 1848 предприятий, имевших 205 490 коек, что составляло около 51% от коечного фонда учреждений лечебно-оздоровительного типа (санаториев и санаториев-профилакториев). Свыше 700 учреждений, коечная емкость которых 91,2 тыс. мест (в основном детские и туберкулезные санатории), принадлежали Минздраву, остальные находились в собственности различных министерств и ведомств[131]. Несмотря на принадлежность значительной части хозяйствующих субъектов санаторно-курортного комплекса центральным или ведомственным профсоюзам, он был огосударствленным по характеру организации, источникам развития и способам функционирования. Кроме этого существовал большой сектор так называемого «дикого туризма», не являвшийся каким-либо образом организованным. Такая система позволяла самым широким слоям населения воспользоваться услугами курортных регионов страны; международный туризм был редкостью, особенно за пределы стран социалистического лагеря. До распада Советского союза только 30% туристов из нашей страны выезжало в страны «капиталистического лагеря», остальные направлялись в Польшу, Венгрию, Монголию, Чехословакию и т.д.

На современном этапе развития России решение задач привлечения инвестиций в туризм приобретает особую остроту и прямой характер чрезвычайности. Переход к рыночным преобразованиям потребовал применения экономических методов разрешения сложившихся противоречий между субъектами хозяйствования в рамках санаторно-курортного комплекса (СКК), а также этими субъектами и городами-курортами. В рамках субъекта хозяйствования проблемы проявились в низкой эффективности деятельности курортных учреждений, а во внешних связях, с недостаточным их участием в привлечении туристов. Между тем, рекреационная сфера, как и экономика в целом в условиях рыночных отношений, в принципе предполагает многообразие отношений собственности. В России вклад туризма в ВВП в 2000 г. составил около 1%, а вклад туризма в общей структуре платных услуг населения страны составил около 1,5%. Среднесписочная численность работников насчитывала в 2001 г. 261,6 тыс. человек, т.е. 0,4% в общей численности занятых в РФ[132].

По данным Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» налоговые поступления от туризма к 2001 г. составили около 300 млн. долл., а суммарно с 1999 по 2005 гг. – до 10 млрд. долл.[133], т.е. 1,2% налоговых поступлений в доходной части бюджета России.

В ряде регионов туризм является одной из бюджетообразующих отраслей экономики. Согласно данным Управления МНС по Краснодарскому краю налоговые поступления от предприятий отрасли в 2002 г. составили 1189,0 млн. руб. Однако данные показатели являются прямым вкладом в экономику без учета мультипликационного эффекта дополнительных налогов на всех этапах туристских расходов.

Действующее в России статистическое наблюдение в области туризма не способно охватить весь спектр его воздействия на экономику. В действующей системе статистического учета отражается лишь прямое воздействие туризма на российскую экономику и отдельные ее регионы, а косвенное влияние пока не учитывается, хотя актуальность такого учета несомненна.

Однако в условиях становления рынка в туристической сфере под влиянием тенденций прошлого и других причин сохранились существовавшие в дорыночный период экономические формы. Двумя наиболее крупными собственниками здравниц здесь являются государство и общественные организации в лице профессиональных союзов, хотя в существующей практике выделяются и другие формы. Например, доли групп собственников в регионе КМВ (в % к общему количеству санаториев)[134] дают нам следующую картину.

· Министерствам и ведомствам принадлежит 46,2 %,

· Федерации независимых профсоюзов России – 25,1%.

· Иностранным организациям – 5%

· Другим – 22,7%.

Анализ изменений отношений собственности свидетельствует о том, что в процессе их рыночной трансформации приоритет был отдан решению политических и правовых, но не экономических проблем. Однако эта задача остается актуальной для современной хозяйственной практики, поскольку ее нерешенность на региональном уровне препятствует успешному функционированию субъектов хозяйственной деятельности

Сложившаяся к настоящему времени система управления туристским комплексом в России представляет собой децентрализованную систему. Вместе с тем государственная власть ищет пути совершенствования туристической сферы и превращение ее в конкурентноспособный сектор экономики. Общее руководство комплексом осуществляет Правительство Российской Федерации в ее состав входит Федеральное агентство по туризму. Данное ведомство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Оно же осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках. Структурная схема Агентства представлена на рисунке:

              Руководство                
                             
                                       
Управление анализа, прогнозирования и организации гостиничной и туристической деятельности     Управление совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристической деятельности     Управление международного сотрудничества     Управление развития внутреннего туризма и государственных туристических проектов     Управление делами  
       
                                       
Отдел продвижения туристского продукта и выставочно-ярмарочной деятельности     Отдел совершенствования нормативной правовой базы     Отдел международных организаций и мероприятий     Отдел государственных проектов и новых программ   Отдел кадров и делопроизводства  
       
       
                                       
Отдел стандартов качества, услуг в гостинично-туристской сфере     Отдел лицензирования и работы с обращениями граждан     Отдел двустороннего сотрудничества     Отдел региональной координации     Отдел финансирования и бухгалтерского учета  
       
       
                                       
Отдел анализа и прогнозирования туристского рынка, статистики, государственной собственности и исследований в сфере туризма                       Отдел инвестиционной политики          
                           
                           
                                       


Деятельность Агентства финансируется за счет средств федерального бюджета.

Одной из задач Агентства является координация деятельности всех заинтересованных субъектов в развитии индустрии туризма. Как представляется, схема такого взаимодействия может иметь следующий вид:

 

          Правительство Российской Федерации              
                       
                                   
Федеральные Министерства и ведомства   Федеральное агентство по туризму   Законодательные органы власти РФ    
       
                                   
  Органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации  
   
   
                                   
Органы местного самоуправления
                                   
Организации, непосредственно работающие в сфере реализации туристических услуг

 

 

Важной составляющей деятельности органов управления является контроль за соблюдением норм предоставления туристических услуг. В настоящее время деятельность туристических фирм должна получить лицензию на право ведения такой деятельности. В законодательстве зарубежных стран существуют и квалификационные требования к участникам туристского бизнеса. Так, персонал компании должен набираться исключительно из окончивших национальные учебные заведения. В качестве обязательного требования может выдвигаться опыт работы в определенной сфере туристского бизнеса или определенном географическом регионе, владение государственным языком данной страны и др. Распространены требования к резидентству (гражданству) персонала, а также применяются ограничения в отношении сроков пребывания в стране. Тем самым обеспечивается занятость, прежде всего, национальных поставщиков туруслуг и национальных кадров.

Лицензирующий орган в российском туризме – Федеральное агентство по туризму. В связи с вступлением в силу 10 февраля 2005 года закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в России лицензируется туроператорская и турагентская деятельность. Лицензирование международной туристической деятельности отменено. Лицензирование туроператоров – исключительная прерогатива Федерального агентства по туризму. Оба вида лицензии действительны в течение 5 лет. Надо признать, что деятельность данного органа достаточно плодотворна, так, 269 компаний получили отказ в выдаче лицензии на туроператорскую деятельность в связи с несоответствием лицензионным требованиям и условиям и/или наличием в документах, предоставленных соискателями лицензии, недостоверной или искаженной информации по состоянию на 10 ноября 2003. Кроме того постоянно принимаются решения о приостановки действия лицензий за грубые нарушения лицензионных требований. Сегодня к компаниям, желающим заниматься туроператорской деятельностью, предъявляются достаточно серьезные требования, представленные в приложении №2. Однако мы считаем, что новый порядок лицензирования приведет к нормальному процессу структуризации рынка. Нынешнее положение, когда на рынке действует около 9 тыс. турфирм, которые одновременно занимаются и туроператорской, и турагентской деятельностью, ненормально. Структура цивилизованного туристского рынка предполагает ситуацию, когда достаточно немногочисленная группа туроператоров работает с большим количеством турагентств, что позволит уменьшить число неквалифицированных демпингующих недобросовестных конкурентов, повысить надежность и качество турпродуктов. Но, пожалуй, самый главный момент нового Положения - это введение финансовых гарантий.

Обратимся к зарубежному опыту. За рубежом различные формы подобных гарантий давно применяются в форме залогов, депозитов, лицензионных сборов и т. п. Эти суммы, как правило, весьма значительны.В Эквадоре, например, для получения лицензии следует заплатить 50 тыс. долл.[135]. Во Франции турфирма должна иметь специальный депозит в размере 75 тыс. франков.

Лицензирование туристской деятельности в Италии находится в компетенции местных органов исполнительной власти, поэтому и порядок лицензирования, и необходимые финансовые гарантии различаются по областям. В ряде областей предусматриваются следующие размеры депозитов: лицензия типа «А» - от 40 до 200 тыс. долл., типа «В» - от 10 до 40 тыс. долл.[136].

Не менее серьезные требования предъявляются и к местам размещения туристов: гостиницам, пансионатам и т.д. В настоящее время в России разработана система классификации мест размещения и введены категории «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда». 15 июля 2005 года Правительство Российской Федерации издало Распоряжение № 1004-р, в котором были одобрены представленные Ростуризмом предложения о системе классификации гостиниц и других средств размещения. Ростуризму было дано поручение об утверждении данной системы и о принятии мер по её реализации.

До настоящего времени в России наблюдается довольно парадоксальная картина: из-за отсутствия единой системы гостиничной классификации средства размещения, добиваясь желаемых «звёзд», прибегают к услугам различных органов по сертификации, которые берутся за присвоение категорий, хотя уполномочены заниматься лишь оценкой соответствия средств размещения нормативным документам. Это приводит к тому, что потребители как отечественные, так и иностранные, дезориентированы при выборе средства размещения и зачастую сталкиваются с несоответствием заявленной категории и ожидаемого качества. Такая ситуация негативно оценивается и в зарубежных СМИ и на международных форумах, что, естественно, не способствует успешному развитию въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. Вопрос о единой системе классификации назрел давно, и впервые она была утверждена на государственном уровне в рамках Минэкономразвития в 2003 году. Тогда многие гостиницы, часть из которых представляют международные гостиничные цепи, получили «звёзды». Однако процесс был приостановлен из-за административной реформы. Ростуризм в этом году, в самом начале своей деятельности, внёс в Правительство на рассмотрение обновлённую систему классификации средств размещения, в результате которой и появилось данное Распоряжение.

Система классификации гостиниц и других средств размещения - это единственная подобная система в нашей стране, одобренная государством. Принятие этой системы особенно важно в рамках процесса вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Система разработана с учётом положений Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в РФ» и Закона «О защите прав потребителей», Концепции развития туризма в Российской Федерации, рекомендаций ВТО и существующей зарубежной практики. Соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг поможет потребителю правильно выбрать гостиницу, а также обеспечит его достоверной информацией о её статусе. Классификация гостиниц и других средств размещения позволит оценивать их соответствие как техническим требованиям (по состоянию материально-технической базы), так и качественным характеристикам обслуживания. В конечном счёте, цель системы - это повышение конкурентоспособности гостиниц, увеличение туристского потока и, следовательно, доходов от въездного и внутреннего туризма. В Приложении №4 приводится положение о классификации мест размещения.

Объективная необходимость использования потенциала туризма в современной России предопределяется целым рядом обстоятельств: ничтожно малая доля российского туризма в валовом внутреннем продукте страны в сравнении с долей туризма в мировом валовом внутреннем продукте и в связи с этим необходимость развития национального туризма ускоренными темпами; в годы экономических реформ в России существенно сократилось число учреждений культурно-досугового типа, санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, соответственно сократилось число граждан России, потребляющих услуги этих учреждений; в 90-е гг. в России сократилось число гостиниц и аналогичных средств размещения туристов; обновление основных фондов туристской индустрии по сути свернуто; ввод в действие новых учреждений культуры, санаториев и домов отдыха ничтожно мал; тысячи спортивных сооружений прекратили свою работу, а оставшиеся перешли на коммерческие основы во всей своей деятельности; обострилась проблема сохранения уникальных природных, исторических, научно- технических и социально-культурных памятников. Все 90-е гг. XX века бюджетное финансирование туризма практически отсутствовало; выездной туризм стал формой оттока российского капитала за рубеж. В 2000 году гостиницы России обслужили 16,6 млн. граждан страны, санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха - 8,5 млн. чел.

Основные тенденции спроса на этом рынке заключаются в сохранении приоритетов на традиционные виды отдыха - пляжный на Юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный. В то же время заметно, как постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким, как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм. Всего в Российской Федерации в 2000 г. насчитывалось 9,1 тысячи курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров - 472,1 тысячи и вместимостью 1100 тысяч мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42%. В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области.

Страны дальнего зарубежья составляют 30% от общего количества приезжающих в Россию иностранцев. При этом по количеству прибытий в РФ лидируют десять стран (на них приходится 80% всего рынка), в числе первых - Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония. В последние годы к этому списку добавились страны Балтии, с которыми возрос деловой и туристский обмен, а также Республика Корея, из которой в Россию в 2001 году прибыло на 37% больше туристов, чем в 2000 году.

Нестабильность и неравномерность развития регионов России не могут привлекать в настоящее время большое количество туристов из-за рубежа. Так, результаты таблицы показывают некоторое уменьшение числа приехавших в России как вообще, так и с туристическими целями в частности в 2004 годы по сравнению с 2003 годом

 

Таблица 8 [137].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: