Ежедневные радости бытия 9 глава




Во время слушания музыки разные участки мозга, выполняя свои роли, вырабатывают серотонин, который мы ассоциируем с радостью и счастьем, и дофамин, который мы соотносим с удовольствием и удовлетворением. При слушании музыки также может снизиться уровень кортизола, гормона стресса, повышенный уровень которого заставляет некоторых людей прибегать к помощи наркотиков. Кортизол – это яд, а музыка смягчает его действие. Но дофамина в эти моменты выделяется больше всего, что позволяет ученым сделать вывод о связи в мозгу между сексом, наркотиками и музыкой.

Мы созданы природой и для сочинения, и для восприятия музыки. Возьмем для примера маленьких детей. Различные исследования показали, что малыши музыкальны по природе. Родители во всех уголках земного шара одинаково разговаривают с младенцами – произносят слова спокойным ласковым тоном, мелодично, с подчеркнутым ритмом, с повторами. Детям поют колыбельные, под которые они лучше засыпают. Известно, что малыши лучше реагируют на мелодично произнесенную фразу, чем на слова, произнесенные монотонно, без эмоций. Алфавит и новые слова лучше усваиваются с помощью стишков и песенок, потому что дети обращают больше внимания на гармоничные звуки, чем на диссонирующие. Ученые во многих странах специально наблюдали за реакциями детей на различную музыку и звуки. Что они игнорируют? К чему проявляют интерес? Что вызывает беспокойство? В отчете биологов из Гарвардского университета четко указано, что дети демонстрировали беспокойство и отворачивались от источника музыки с диссонирующими звуками. Из этого вывода ясно, что предпочитают младенцы.

Исследование реакции малышей на музыку также показало одну удивительную вещь: мы все рождаемся с абсолютным слухом. Этому быстро нашлось объяснение: в мозгу младенца во много тысяч раз больше соединений между нейронами, чем в мозгу взрослого человека. Похоже, что у маленьких детей каждый запах и звук окрашены каким-то цветом, а цвет и запах наполнены звуками. То есть все чувства соединяются, сливаются и смешиваются друг с другом – примерно как происходит со взрослым под воздействием галлюциногенных препаратов. Поэтому, возможно, не стоит удивляться, что дети часто выглядят одновременно возбужденными и изможденными.

Но это не навсегда. Дети растут, и количество соединений между нейронами сокращается – теперь мозг должен быть способен на большее с меньшим количеством связей внутри. Он должен стать более эффективным и производительным, более экономично познавать мир и должным образом реагировать на происходящее вокруг. Мы теряем абсолютный слух по мере взросления, потому что, как правило, не пользуемся им постоянно. Конечно, бывают исключения. Больше шансов сохранить абсолютный слух у тех, кто говорит на так называемых тоновых языках (примером может служить мандаринское наречие китайского языка), в которых при повышении или понижении тона слова приобретают другой смысл. Многие профессиональные музыканты, обладающие абсолютным слухом, сохранили его благодаря синестезии, изучением которой занимаются психологи (а когда-то занимались и лечением). Синестезия – это особенность восприятия, когда при раздражении определенного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и соответствующие другому органу чувств, то есть, например, звук при восприятии цвета, и наоборот. Так, например, некоторые выдающиеся композиторы являются синестетиками: они обладают цветным слухом, при котором зрение и слух становятся одним целым. Речь идет о связи высоты звуков и тональностей с определенными цветами. Но подавляющее большинство людей теряет эту способность, переступив двухгодовалый возраст.

Исследования более старших детей показали: те, которых обучают музыке, добиваются лучших результатов и в других областях знаний, чем не получающие музыкального воспитания. Как дети, так и взрослые, занимающиеся музыкой, лучше отгадывают загадки, решают задачи, выполняют тестовые задания. Ученые отметили у детей, занимавшихся музыкой, положительные изменения в участках мозга, отвечающих за моторику и слуховое восприятие, в то время как у остальных ребят никаких перемен не произошло.

 

Альберт Эйнштейн помимо всего прочего был и страстным скрипачом

 

Уже давно говорят о пользе классической музыки, существует много игрушек и обучающих программ, которые включают отрывки из классических произведений. (Правда, исследования, проводимые в последнее время, показывают, что пользу любому человеку может принести та музыка, которая ему нравится, и вовсе не обязательно классическая.) Неврологи говорят о плодотворном воздействии только приятной музыки. Нельзя с уверенностью утверждать, что польза будет от любой музыки – таких исследований не проводилось, но о каком-либо воздействии на мозг можно говорить с полной определенностью. Анатомические изменения можно увидеть с помощью современной аппаратуры. Специалисты сразу же узнают мозг музыканта, хотя не могут опознать мозг математика, живописца или поэта. Наибольшие изменения заметны у пианистов, и это объяснимо: пианист должен скоординировать работу всех десяти пальцев, чтобы произвести эффект, для которого иногда требуется работа целого оркестра.

Однако наше ухо гораздо больше настроено на восприятие музыки, чем мы подозреваем. Мы помним мелодии, узнаем некоторые песни через долю секунды после начала звучания. По одной ноте! Ведь это же поразительно. Мы не узнаем любимую книгу не то что с первой буквы, а и прочитав первое слово. Наш мозг будто кем-то специально настроен, чтобы помнить мелодии, и люди пользуются этим уже тысячи лет. Мы гораздо легче запоминаем песни, чем прочитанный вслух текст, дети лучше всего запоминают мелодичные песенки. На протяжении истории баллады передавались из поколения в поколение, будучи перепеваемыми, поскольку в большинстве случаев исполнители не владели грамотой, но сохранились до тех пор, когда их смогли записать. Известно, что у страдающих болезнью Альцгеймера последним исчезает восприятие музыки. Эти люди не помнят имен, не узнают родственников, мгновенно забывают только что произнесенное в программе новостей; у них исчезают воспоминания, а песни юности сохраняются.

Некоторые ученые считают восприятие и поддержание ритма уникальной способностью человеческого разума. На это способны даже люди с самой плохой координацией движений. История гласит, что Галилео Галилей измерял скорость свободного падения, напевая что-то ритмичное, поскольку был убежден, что часовые механизмы, существовавшие в то время, для точного хронометража не подходили. Он бросал предметы, пел – и измерял скорость их падения. И ведь у него неплохо получилось!

Исследования также показали удивительную вещь – людям проще синхронизировать отстукивание ритма с другими людьми, чем с машинами. Значит, музыка определенно нас объединяет! Ученые считают, что эта человеческая способность помогла нашим предкам в древности построить такие монументальные сооружения, как египетские пирамиды, установить гигантские камни Стоунхенджа, воздвигнуть храмы по всей планете. В наше время американский ученый доктор Карл Липо из Калифорнийского университета доказал, что для установки гигантских скульптур на острове Пасхи требовалось всего 12 человек. На спонсорские деньги одной американской киностудии была изготовлена копия одной из статуй, и 12 человек с помощью веревок показали, как работали люди в далеком прошлом. Ритмичная координация движений! Этот фильм можно посмотреть в интернете.

 

История музыки и музыкальных инструментов

 

Как возникла музыка? Вероятно, ритм, который считается одним из важнейших элементов музыки, помогал первобытным людям одновременно совершать какие-то повторяющиеся действия – то есть заниматься какой-то совместной деятельностью, которую в одиночку совершить невозможно. Значит, скорее всего, музыка возникла по необходимости и вначале носила чисто утилитарный характер, помогая в коллективном труде.

Соответственно – первыми музыкальными инструментами были ударные. Считается, что они появились примерно 165 000 лет назад, то есть почти одновременно с появлением на Земле человека. И самыми первыми музыкальными инструментами, наверное, можно считать камни и палки или любой предмет, от удара по которому получается вибрация – то есть желаемый звук. С течением времени первые музыкальные инструменты претерпели изменения для получения различных по громкости и тональности ударных звуков. Многообразные ударные инструменты – различной массы и из разных материалов – позволяли получить широкий набор звуков, а то и некоторое подобие мелодии. Но все равно для древнего человека главным был ритм, а для этого лучше всего подходили барабаны и трещотки.

Потом человек смог воспринимать создаваемые звуки абстрактно, а не только как элемент трудового процесса. Например, тот же совместный труд стали изображать в ритуальных обрядах – и знакомая музыка, то есть ритм, уже помогал воспроизводить образы, вызывать какие-то эмоции, ассоциации. Человек подражал крикам птиц, зверей, изображал явления природы, например гром или шум дождя. Также известно, что наши далекие предки изготавливали погремушки из черепов, заполняя их мелкими камушками или сушеными ягодами. С такими погремушками в руках сопровождали погребальные процессии.

 

Флейта из Дивье Бабе – древнейший из известных музыкальных инструментов. Ее создание приписывается неандертальцам, относительно интеллектуальных и творческих способностей которых до сих пор ведутся споры

 

Первый настоящий музыкальный инструмент появился, по мнению одних ученых, 67 000 лет назад, по мнению других – 40 000 лет назад, большинство просто указывает диапазон – 58 000–43 000 лет назад. Это флейта, обнаруженная в одной из пещер Словении археологом Иваном Турком в 1995 году. Она изготовлена из медвежьей бедренной кости и представляет собой трубочку с двумя отверстиями одинакового размера – они выглядят преднамеренно просверленными. Словенский археолог посчитал, что флейта изготовлена неандертальцами, по поводу интеллектуальных и творческих способностей которых споры не прекращаются, и поэтому назвал ее неандертальской. Также она называется флейтой из Дивье Бабе – по названию археологического объекта, где была обнаружена.

Специалисты решили, что найдена только часть флейты, а целой она имела четыре отверстия, а то и шесть. Музыковеды показали, как флейта должна была бы выглядеть целиком и какие звуки производить. Ею, в частности, занимался канадский музыковед Боб Финк, поэтому флейта также называется и флейтой Боба Финка. Он определил, что на ней можно было проигрывать четыре ноты. Другие ученые, включая словенских, например Митя Бродар, считают, что флейта была изготовлена кроманьонцами, не отрицая, что это музыкальный инструмент, а отверстия с одинаковым диаметром были просверлены специально. В любом случае этот инструмент признан старейшим известным музыкальным инструментом.

Однако отметим: нашлись скептики, утверждавшие, что отверстия – это лишь следы зубов какого-то животного, а края подгрызены в попытке извлечь костный мозг. В ответ на эти заявления Иван Турк, обнаруживший остаток флейты, совместно со знакомым музыкантом сделал инструмент по рисунку Боба Финка в 2011 году – и они действительно смогли использовать его как флейту. «Этот предмет – инструмент в том смысле слова, которое мы в него вкладываем», – заявил археолог.

К сожалению, другие подобные артефакты, которые находили в Словении в 1920–1930-е годы, были утеряны или уничтожены в период оккупации Словении Италией, остались только описания.

Второй древнейший музыкальный инструмент был обнаружен немецкими археологами – и им снова оказалась флейта. Но эта была изготовлена из бивня мамонта и имела три отверстия для пальцев. Ее длина – 18,7 см. На такой флейте уже можно было воспроизводить достаточно сложные мелодии. Отметим, что изготовить флейту из бивня мамонта или слона гораздо сложнее, чем из медвежьей кости или костей птиц. На юге Германии в целом была найдена 31 древняя флейта.

Находили примитивные костяные флейты, относящиеся к так называемой ориньякской культуре – это поздний палеолит. Культура названа по пещере Ориньяк во Франции, где было обнаружено много артефактов. Возраст этих костяных дудочек – 30 000–35 000 лет.

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности и сохранились на наскальных рисунках. В отверстия в дереве продевали нити – скорее всего, жилы каких-то животных. По ним проводили рукой или ребром кости – звук напоминал голоса духов. Подобные примитивные способы изготовления музыкальных инструментов сохранились до сих пор в некоторых частях Африки и Океании.

При исследовании пещер во французской Бургундии были обнаружены рисунки, возраст которых оценивается в диапазоне от 15 000 до 30 000 лет, и отмечалось, что наибольшее количество рисунков оставлено в местах с наилучшей акустикой. Издаваемые в этих местах звуки резонируют, вибрируют, их многократно повторяет эхо. Из этого ученые сделали вывод, что наши предки рисовали на стенах пещер там, где могли также создавать наиболее громкую и эффектную музыку для иллюстрации нарисованного.

Французы также изучили отметки на сталагмитах, поднимающихся с пола пещер, сделанные охрой, по всей вероятности, еще троглодитами. При ударах по этим отметкам возникают разные звуки. Вмятины, оставшиеся в каменных колоннах, и куски крупных костей животных рядом, которые сохранились до нас, свидетельствуют о том, что наши предки устраивали музыкальные представления в пещерах. Иногда их называют природными ксилофонами.

 

Существует мнение, что Стоунхендж построили для музицирования: это был гигантский «камнефон» под открытым небом

 

Исследователи из Лондонского королевского колледжа искусств обнаружили, что некоторые из камней Стоунхенджа обладают необычными акустическими свойствами. При ударах по ним раздается громкий звук. Некоторые камни издают звуки, похожие на удары колокола. На нескольких были обнаружены следы ударов. Высказывается предположение, будто именно из-за этих особенностей камни были выбраны и использовались для музицирования. До сих пор нет единого мнения насчет того, чем являлся Стоунхендж в древние времена. Построен он был во II тысячелетии до н. э., находится неподалеку от города Солсбери. Кто-то считает его древней обсерваторией, кто-то – местом исцеления, кто-то – храмом. Музыкальные камни вписываются в версию о храме, поскольку подобные звенящие камни использовались в культах и ритуалах в разных частях света. Более того, в ряде церквей на территории Великобритании вплоть до XVIII века камни применялись вместо колоколов.

Звенящие камни находили в Китае, Индии, Швеции, США и других странах. Китайцы считали, что в таких камнях скрыта жизненная сила. В некоторых храмах Китая до сих пор используются каменные гонги. Индейцы Южной Америки верили, что в скалах поселяются души умерших, и люди время от времени слышат их стоны. В Египте определенные звуки издают оставшиеся от Карнакского храма колонны, правда, их удается услышать только при восходе солнца. В Индии обнаружен древний храмовый комплекс Купгал Хилл, относящийся к неолиту. Там нашли огромное количество небольших камней, на которых археологи разглядели гравировку и необычные бороздки. Они явно были проделаны, чтобы извлекать из них звуки. При ударе о такой булыжник маленьким кусочком гранита камень с углублением и гравировкой издает звук, напоминающий звучание гонга. То есть имеются все основания считать, что эти камни использовались в ритуалах для создания звуков.

В Карелии есть валун, лежащий на скале среди болот. По легенде его там установили древние жители Карелии, чтобы днем и ночью слышать разные мелодии. Считалось, что он обладает магическими и целебными свойствами. Экспедиция, отправившаяся специально для изучения этого камня уже в наше время, выяснила, что между плоской вершиной скалы и нижней частью камня есть щель, именно благодаря ей и в зависимости от силы ветра камень и издает звуки, напоминающие полифонические.

В США известно о звенящих камнях в Пенсильвании, в районе реки Делавэр, и в южной части Скалистых гор. Они звенят как колокола, в очень широких диапазонах тембра и громкости. Ученые выяснили, что звенит около 30 % камней, но они перемежаются незвенящими, поэтому и достигается поразительный эффект. «Колокольный перезвон» в Пенсильвании вызывает у людей чувство необъяснимой тревоги. Несмотря на все усилия ученых, загадка звенящих камней так до конца и не разгадана. На этих скалах нет растительности, там не водятся никакие животные, даже птицы облетают их стороной. Какую тайну хранят эти музыкальные горы? Они подают кому-то сигналы или просто поют – в свое удовольствие?

 

Парк звенящих камней. Если ударить по любому валуну, он зазвучит. Звон настолько неожиданный, что кажется, будто камни металлические и полые

 

В наши дни нашлось немало людей, пожелавших повторить опыты предков, чтобы узнать, как звучала древняя музыка. Музыкальный звук, получающийся от ударов по сталактитам и сталагмитам в некоторых пещерах, отмечали во многих странах.

Пожалуй, самым интересным экспериментом стало соединение традиционного органа с природными геологическими особенностями Лурейских пещер в Виргинии, США. Этот орган в пещере построил инженер Леланд Спринкл. Легенда гласит, что он обратил внимание на особые свойства пещеры во время экскурсии, когда его сын ударился головой о низко висящий сталактит. Спринкл тщательно обработал горную породу для получения нужного звучания. К каждому камню-резонатору крепится молоточек, который управляется с помощью электричества, поступающего от обычной органной клавиатуры. Никакой орган в пещеру не переносился – это каменный музыкальный инструмент с электрическим приводом. Он получил название Большой сталактитовый орган. Иногда его называют Большим пещерным органом. Это самый большой музыкальный инструмент в мире, музыка слышна на всей площади пещеры, а это 14 км2. На органе выступали с концертами профессиональные музыканты.

 

Большой сталактитовый орган – самый крупный подземный музыкальный инструмент естественного происхождения

 

Но вернемся к древней истории. В Египте и Месопотамии использовалась уже более сложная техника изготовления музыкальных инструментов. Там делали флейты из тростника, появились лиры и арфы, правда, небольшого размера. Жители этих стран усовершенствовали технику на протяжении всего существования своих цивилизаций.

Следует отметить, что в древние времена хорошие музыканты не только пользовались успехом у публики, но и занимали высокие посты в государственной иерархии. Например, в Древнем Египте прославленных исполнителей считали родственниками фараонов. В Ассирии музыканты и певцы шли за богами и царями, и имена лучших сохранила история. Ассирийцы никогда не убивали вражеских музыкантов, а брали их к себе на службу.

Часто корпуса музыкальных инструментов декорировали. Старейшие расписанные музыкальные инструменты были найдены на территории города Ур (Месопотамия), на территории нынешнего Ирака. Им примерно 5000 лет, их обнаружили в гробницах. Один такой экспонат выставлен в Британском музее.

Музыкальные инструменты изготавливали не только из костей и дерева, но также и из рогов животных, раковин, черепаховых панцирей – фактически из всего, что древний человек мог использовать для создания звуков.

О музыке и музыкальных инструментах Древней Греции и Рима можно составить представление на основании сохранившихся изображений (в основном это роспись на вазах) и дошедших до нас литературных произведений. У древних греков были лиры, арфы и лютни. Наибольшее распространение получила 4-струнная форминга, которая упоминается у Гомера (это самый древний греческий струнный инструмент), 7-струнная кифара и, конечно, лира, на которой играли во время празднеств и на которой обучали музыке. Среди пастухов наибольшей популярностью пользовалась флейта. Ударные инструменты применялись в основном во время отправления культов.

В Древнем Риме большой популярностью пользовалась так называемая военная музыка, которая отличалась большим разнообразием – и для подачи сигналов войскам, и для исполнения маршей. Военная музыка в Древнем Риме исполнялась и в храмах. Объединения трубачей и горнистов существовали уже в VI веке до н. э. О них говорится в Сервиевых установлениях (Сервий Туллий был шестым царем Древнего Рима). Основные инструменты для исполнения военной музыки римляне унаследовали от этрусков, но именно римляне разработали различные сигналы для оповещения солдат и управления войсками. Трубачи играли во время триумфальных шествий, которые так любили в Риме, похорон и праздников.

В средневековой Европе у каждой культурной группы существовали свои музыкальные традиции, но их объединяла римско-католическая церковь, и ее литургическая музыка не только влияла на музыку различных групп, но дошла и до наших дней. Вместе со школами церковной музыки существовали и светские направления, которые нашли отражение в творчестве трубадуров и миннезингеров.

 

Электронная музыка

 

Первый электронный музыкальный инструмент назывался телармониум. Его создал Тадеуш Кахилл в 1896 году. Кахилл был молодым изобретателем, который делал механизмы для фортепиано, органов и пишущих машинок. Он задумался, как соединить инженерные инновации с возможностями электричества и получать музыкальные звуки из самого электричества для передачи их в другие точки. Все старания его предшественников по передаче на расстояние звуков, производимых живыми музыкантами, провалились. Это пытались сделать по телефонным линиям (музыканты играли на центральной станции, к которой могли подключиться несколько тысяч человек), но звук был слабым, к нему добавлялись шумы.

В результате появился телармониум, электронный орган весом 7 тонн, он состоял из электрических генераторов, вырабатывавших переменный электрический ток различных частот, потом ток обрабатывался с помощью сложной системы переключателей и индукторов. Музыка исполнялась на трех несколько видоизмененных органных клавиатурах. Вначале звук выводился через специальные рупоры, а потом стал подаваться непосредственно в телефонную линию. На первую демонстрацию пригласили нескольких банкиров, собравшихся вокруг стола с телефонным аппаратом. И они смогли прослушать сюиту Генделя, исполненную на телармониуме, находившемся на расстоянии 35 миль. Демонстрация произвела на потенциальных инвесторов столь сильное впечатление, что они решили вложиться в строительство второго аппарата. Среди них был Оскар Кросби, который финансировал развитие американских телефонных сетей.

Бизнесмен Кросби вместе с Кахиллом хотели не создавать красивую музыку, как стремятся композитор и музыкант, а получить огромную прибыль. Они надеялись с помощью этого аппарата заменить музыкантов, игравших в то время в ресторанах по всей Америке. Эти музыканты вставали владельцам в копеечку. Например, в Нью-Йорке в ресторанах играли мини-оркестры, численность которых доходила до 40 человек – иначе публику было не привлечь. Зарплаты тогдашних ресторанных музыкантов значительно превышали заработок тех, кто выступал в театрах. Кросби с Кахиллом надеялись, что с помощью телармониума они заменят этих музыкантов, и владельцы ресторанов станут платить им, радуясь огромной экономии. Ведь для игры на втором телармониуме требовались всего два человека, а музыка могла передаваться в сотни увеселительных заведений.

Всего было собрано три версии аппарата. Вторую перевезли в Нью-Йорк, где ее планировалось использовать, и первая демонстрация прошла с большим успехом. Никто никогда не видел ничего подобного. Однако звук был ужасным, а во время его работы вся телефонная сеть глушилась помехами, что не нравилось ни владельцам, ни пользователям. Проблемой оказались и огромные размеры аппарата, и частые технические неполадки. После 1916 года звучание телармониума больше никто не слышал. Однако нельзя не признать, что история телармониума является одной из ярких страниц в истории музыки.

В 1920 году Лев Термен, русский изобретатель с французскими корнями, создал оригинальный электромузыкальный инструмент, который в дальнейшем прославил своего автора. Высота звука у терменвокса менялась в зависимости от перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле. Сам Ленин пытался исполнить на терменвоксе «Жаворонка» Глинки. Принципы работы, положенные в основу этого инструмента, использовались Терменом при создании системы безопасности, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту.

 

Лев Термен (1896–1993) – русский изобретатель. Создатель первого музыкального инструмента, звучащего с помощью электрического генератора

 

Электронная музыка как самостоятельное направление появилась на рубеже 1960–1970-х годов. Это музыка, созданная с использованием электронных музыкальных инструментов. Основная идея состояла в использовании электроники как нового средства выражения, способного вызвать в воображении слушателя сюрреалистические образы.

 

Музыка как коллективное занятие

 

На протяжении истории музыкой занимались не только отдельные представители общества для удовольствия высокопоставленных особ и масс, она также могла быть и занятием всей общины или группы людей, она и до сих пор остается таковой в некоторых частях земного шара. Но только в 2009 году с использованием современной техники были проведены исследования, показавшие, что работа нейронов в головном мозгу музыкантов, исполняющих одновременно одни и те же музыкальные произведения, синхронизируется. Что это означает? Пока однозначный ответ не найден, но мы можем утверждать, что при совместном создании (исполнении) музыки люди также создают и биологические симфонии нейронов у себя в голове. Совместное создание музыки связывает нас не только в социальном контексте, но и химически. Это общее удовольствие во многих планах.

 

Далласский симфонический хор

 

Профессор Робин Дунбар из Оксфордского университета долго изучал хоровое пение и барабанный бой с использованием большого количества барабанов одновременно, то есть совместную музыкальную деятельность. Ученый пришел к выводу, что совместное производство музыки приводит к выбросу эндорфинов – то есть эквиваленту «кайфа». Пение хором способствует выбросу нейрогормона окситоцина, который также выделяется при оргазме и кормлении младенца грудью. Вот оно – удовольствие от музыки.

Однозначно можно утверждать, что эволюция музыки и музыкальных инструментов тесно связана с эволюцией самого человека. Шло развитие человека – и музыка становилась более разнообразной, изысканной; усложнялись и совершенствовались музыкальные инструменты. Наиболее удачные, достигшие совершенства пользуются популярностью на протяжении веков и, наверное, будут популярны всегда. Это фортепиано, скрипка, орган, флейта. Классические музыкальные инструменты представляют собой величайшую ценность для человечества, поскольку впитали в себя опыт и творческий талант многих поколений. В современном мире используются тысячи музыкальных инструментов, отличающихся внешним разнообразием, тембром, диапазоном звучания, разными способами извлечения звука. Музыка, как кажется, находится в постоянном развитии, она меняется, движется вперед, но при этом мы помним и великих композиторов, и великих исполнителей, и великие музыкальные произведения прошлого. Они составляют часть всемирной истории. Без них человечество было бы другим. А возможно, без музыки не было бы человека.

 

Музыка в медицине

 

Музыка уже давно используется в лечебных целях, появился даже термин «музыкальная терапия». Различные мелодии и ритмы используются в терапевтических целях при лечении самых различных заболеваний и состояний. Точно известно, что музыка избавляет от депрессии, беспокойства, снимает стресс. Многие люди неосознанно включают любимую музыку после тяжелого рабочего дня или чтобы успокоиться в какой-то определенный момент. Вы только посмотрите, сколько сейчас можно встретить на улице людей с наушниками! Ведь неспроста же они постоянно слушают музыку с тех пор, как появилась техническая возможность. Не исключено, что именно это желание людей способствовало столь быстрому прогрессу в развитии соответствующих устройств.

Иногда терапевтический эффект музыки поражает. Исследования показали, что при лечении зубов у детей в случае, если визит к дантисту сопровождается музыкой, требуется более слабая анестезия. Музыка помогает подросткам, страдающим аутизмом (то есть активно отстраняющимся от внешнего мира), установить социальные связи. Музыка используется для улучшения результатов у детей, имеющих проблемы с обучением. Например, зафиксированы улучшенные показатели по математике после музыкальной терапии. Музыкальная терапия используется при лечении маленьких жертв насилия и детей, брошенных родителями или по какой-то причине лишенных родительской заботы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: