Сложность гидро- и аэродинамических процессов, происходящих врабочем органе лопастного нагнетателя, делает невозможным расчет его характеристики. Поэтому она строится только экспериментально. Однако при проектировании нового нагнетателя необходимо иметь такую характеристику для установления его эксплуатационных возможностей. Теория подобия позволяет, выбрав существующий (модельный) нагнетатель, получить размеры рабочего органа проектируемого (натурного) нагнетателя, соответствующие требуемой характеристике. Значительно дешевле бывает (особенно при проектировании мощных нагнетателей) изготовить модель существенно меньших размеров и провести ее испытания. Теория подобия позволяет, испытав модель проектируемого нагнетателя, предсказать рабочие параметры натурного.
Как же сказывается изменение частоты вращения привода и геометрических размеров нагнетателя на его характеристике? Ответ на этот вопрос можно получить с помощью теории гидродинамического подобия, которая утверждает, что две машины будут гидродинамически подобны, если для них выполняются три условия.
1. Геометрическое подобие, согласно которому необходимо существование пропорциональности соответствующих размеров нагнетателя.
2. Кинематическое подобие, которое предусматривает пропорциональность скоростей в сходственных точках потока.
3. Равенство углов установки лопаток на входе и выходе из рабочего колеса, а также равенство КПД натуры и модели.
Формулы пересчета подачи, давления (напора) и мощности, полученные на основе теории подобия, позволяют пересчитывать параметры, определяющие работу нагнетателей при изменении частоты вращения привода л, диаметра рабочего колеса и плотности перемещаемой среды, а также характеристики натурных нагнетателей, полученные на модельных установках.
|
В настоящее время широко применяется метод проектирования новых нагнетателей путем пересчета по формулам подобия. Для пользования этим методом необходимо разработать параметр, который служил бы критерием подобия и был бы одинаков для всех нагнетателей. Таким параметром является коэффициент быстроходности.
Коэффициентом быстроходности ns называют такую частоту вращения геометрически подобного насоса, который при напоре Н = 1 мимеет подачу Q = 0,075 м3/с.
Коэффициент быстроходности определяется по уравнению:
(3.3) |
где п – частота вращения, мин-1; Q – подача, м3/с; Н – напор, м.
Коэффициент быстроходности пs является критерием подобия. Это означает, что если два насоса имеют различные значения п, Q и Н,но одно и то же значение пs,то они называются подобными.
Конструкции рабочих колес в значительной степени зависят от коэффициента быстроходности ns. В зависимости от его значения рабочие колеса лопастных машин условно разделяют на пять основных типов (рис. 3.6).
При увеличении коэффициента быстроходности наблюдаются уменьшение относительного наружного диаметра и увеличение диаметра рабочего колеса. При достаточно большом диаметре рабочее колесо постепенно преобразуется из радиального (центробежного) в осевое.
На рис. 3.6 также видно, что насосы с высоким коэффициентом быстроходности характеризуются относительно низкими подачами и высоким напором, а насосы с низким коэффициентом быстроходности, наоборот, характеризуются высокими подачами и низким напором.
|
Рисунок 3.6 – Классификация рабочих колес по коэффициенту быстроходности
В практике эксплуатации вентиляторов коэффициент быстроходности ns принято вычислять по формуле:
(3.4) |
где L – подача, м3/с; р – давление, Па; п – частота вращения, мин-1.
В каталогах приводятся значения пs, соответствующие оптимальному режиму работы нагнетателя. Для радиальных вентиляторов ns = 6 – 110.