Экспорт, импорт, торговый баланс США по регионам1 (млн. долл.)




Регионы Июнь 2004 Июнь 2005
экспорт импорт баланс экспорт импорт баланс
Всего: в том числе     -58910     -64034
Северная Америка     -11496     -10165
Европа     -11876     -12814
Тихоокеанский регион     -24934     -28380
Южная и центральная Америка     -3285     -4306
Страны ОПЕК     -6069     -7746
Африка     -2720     -3223
Другие страны     -3276     -3306

 

Весьма энергично американская администрация действует и в вопросе создания "охватывающих весь мир" зон свободной торговли с отдельными странами и региональными группировками. В 2004 г. Конгрессом одобрены два новых соглашения о свободной торговле (Австралия, Марокко), подписаны соглашения о свободной торговле с пятью странами Центральной Америки - КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а также с присоединившейся позже к КАФТА Доминиканской Республикой, завершены переговоры по соглашению о свободной торговле с Бахрейном. Ведутся переговоры по заключению подобных соглашений с Панамой, Эквадором, Колумбией, Перу, Таиландом и пятью государствами Южно-Африканского таможенного союза (Ботсвана, Южная Африка, Лесото, Свазиленд и Намибия).

Продолжается работа по продлению и оптимизации различных преференциальных программ США, механизм действия которых позволяет эффективно открывать рынки стран-бенефициариев подобных программ для американского экспорта. Президент Буш подписал закон о продлении срока действия т.н. "Закона о содействии Африканскому развитию", предусматривающего предоставление торговых преференций для 37 государств Африки к югу от Сахары1.

Вступление в силу 1 января 1994 г. соглашения между США, Канадой и Мексикой о НАФТА (Североамериканской зоны свободной торговли) означало создание в Западном полушарии регионального интеграционного объединения мирового значения, способного стать важным фактором изменения соотношения позиций в глобальном контексте между основными полюсами экономической силы и политического влияния.

На протяжении 15 лет подлежат ликвидации почти все торговые и инвестиционные барьеры, чтобы обеспечить свободное движение товаров, услуг и капиталов через границы стран, подписавших соглашение о НАФТА. Этот документ в деталях регулирует темпы и полноту устранения таможенных и других ограничений, которых на старте насчитывалось около 25 тыс.

Создание Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ) является одним из важных элементов внешнеэкономической стратегии США.

Решение о формировании было принято на созванной по инициативе США встрече глав государств и правительств стран Западного полушария (кроме Кубы) в декабре 1994 г. (саммит Америк-94). Цель создаваемой интеграционной группировки - гармонизировать правила осуществления торговли и инвестиций, регулируемые в настоящее время различными региональными и субрегиональными торговыми соглашениями (НАФТА, МЕРКОСУР и др.). МАЗСТ объединит 34 государства, население которых составляет более 800 млн. человек. Торговый оборот внутри американского континента составит 20% от мировой оборота, ВВП стран МАЗСТ составит более 40% мирового2.

Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных связей, они вынуждены постоянно совершенствовать инструменты торговой политики для достижения главных целей - открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции.

Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5.7% против 6.9% в ЕС и 6.5% в Японии. Тем не менее таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта готовой одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для готовой одежды – 16.5%.3 В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.

Средняя взвешенная ставка таможенной пошлины на шерстяные ткани и одежду из них составляют 31.5 и 33.3% соответственно. Пошлины на керамическую и стеклянную посуду достигают 33.2 и 38%. Подписав соглашение ВТО по информационным технологиям, США, тем не менее, отказались устранить «пиковые» тарифы на оптическое волокно, также из числа товаров, пошлины на которые в дальнейшем будут снижены, были выведены кинескопы для компьютерных мониторов4.

Импорт некоторых сельскохозяйственных товаров в США в пределах тарифных квот осуществляется по достаточно низким ставкам, а за их пределами – по значительно более высоким. Согласно информации Комитета по сельскому хозяйству ВТО, таможенные тарифы на импорт в США в пределах квот составляют (%): для сахара –2, молочных изделий – 11, мясопродуктов – 5. В то же время за пределами квот тарифы на импорт тех же товаров достигают 129, 70 и 26% соответственно.

Существенной проблемой, с которой сталкиваются иностранные компании, имеющие внешнеэкономические связи с США, являются технические барьеры для импорта. Для США характерно сравнительно ограниченное использование или даже полное непризнание международных стандартов. Всего в стране существует свыше 2.7 тыс. различных организаций, которые разрабатывают стандарты5. Некоторые из них, например, Американский институт чугуна и стали или Американский институт нефти, претендуют на то, что разрабатываемые ими стандарты для США должны приниматься их торговыми партнерами наравне с мировыми.

В стране сформировалась чрезвычайно дробная система регулирований по вопросам защиты здоровья и безопасности потребителей, особенно касающихся продовольственных и фармацевтических товаров, автомобилей, бытовых электроприборов и электрооборудования.

По мнению ЕС, информация, которую должны представлять экспортеры в таможенные органы США, намного превышает разумные требования. Так, сроки одобрения в США новых лекарств и косметики, произведенных за рубежом, значительно больше, чем произведенных местными фирмами. США отказываются принимать сертификаты происхождения ЕС и требуют указывать конкретную страну, в которой товар был произведен.

Требования к маркировке вина на федеральном уровне и в отдельных штатах зачастую различаются и являются весьма дорогостоящими.

США нередко используют достаточно экзотические экологические требования для ограничения импорта. Так, эмбарго на импорт некоторых пород тунца из Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы вводилось на том основании, что при его вылове наносится ущерб дельфинам. Был запрещен импорт креветок из ряда стран, поскольку США предполагали, что их лов производится сетями, которые могут причинить увечья морским черепахам.

В 1999г. в стране было проведено расследование, в ходе которого установлен факт демпинга со стороны японских поставщиков стали. Были введены антидемпинговые пошлины в размере от 17 до 67%. В начале 2002 г1. Комиссия ВТО признала эти пошлины незаконными и обязала США их отменить, но США уже успели ввести защитные пошлины, что поставило японских и российских экспортеров стали в одинаковое положение.

Закон «покупай американское», одобренный в 1933 г., является важнейшей государственной преференций в отношении правительственных закупок. Ряд его положений весьма дискриминационен для поставщиков товаров и услуг из других стран. Некоторым государственным учреждениям прямо запрещено закупать товары и услуги за границей. Федеральные ведомства могут приобретать необработанные товары только американского производства, а продукцию обрабатывающей промышленности – только при условии, что «национальное содержание» в ней превышает 50% по стоимости. Этот закон затрагивает государственные контракты общей стоимостью до 35 млрд. долл. в 2005 г.2

Для ограничения импорта широко применяется налоговое законодательство. В частности, США налагают ряд налогов на продажи автомобилей, которые существенно удорожают стоимость импортируемых автомобилей. Взимается также налог с автомобилей, не отвечающих стандартам экономичности, установленным Агентством по охране окружающей среды США. На европейские автомобильные фирмы приходится почти 70% платежей налога на роскошь и 85% налога на неэкономичные автомобили. Кроме того, США взимают налог в размере 50% на ремонт американских судов вне территории США, а также на импортное оборудование для американских судов.

В ряде штатов действуют программы стимулирования иностранных инвестиций с помощью налоговых льгот. Автомобильная отрасль одна из немногих в США, где иностранным компаниям были созданы значительные стимулы под флагом создания новых рабочих мест. Так, компании Mercedes были предоставлены налоговые льготы в размере 300 млн. долл. и прямые субсидии на сумму 253 млн. долл.3 Кроме того, администрация следит за сохранением на определенном уровне доли американской добавленной стоимости в продукции этой отрасли. Президент США может регулировать иностранные инвестиции в определенных пределах и при определенных обстоятельствах, включающих интересы национальной безопасности.

Американские законы ограничивают доступ иностранного капитала в ряд «чувствительных» отраслей хозяйства. Иностранная собственность и контроль над атомными электростанциями запрещены. Имеются ограничения на вылов рыбы во внутренних и территориальных водах, участие иностранных фирм в закупках для государственных нужд, разработку полезных ископаемых. Иностранные корпорации не могут получить лицензию для вложения капитала в сферу коммуникаций (радио, телефон, телевидение).

Перевозки пассажиров и грузов на внутренних авиалиниях могут осуществляться только самолетами, зарегистрированными Федеральной авиационной администрацией. Каботажное судоходство, а также судоходство на внутренних водных бассейнах и реках. может осуществляться только на судах, принадлежащих компаниям, которые контролируются американским капиталом не менее чем на 75%, и только на судах, построенных и зарегистрированных в США.

Переводимые за границу проценты, дивиденды облагаются «удерживаемым налогом» в размере 30%, если иное не оговорено в двусторонних соглашениях об устранении двойного налогообложения.

Размер льгот для американских экспортеров, среди которых Boeing, Microsoft, Motorola, Procter & Gamble, Mars и Nike оценивается в 2.5-5 млрд. долл. ежегодно. В соответствии с решением ВТО европейцы получили право ввести пошлины в размере до 100% на обширный список товаров стоимостью порядка 4 млрд. долл4.

С 1980 г. в составе министерства торговли действует международная торговая администрация по вопросам координирования торговой политики и разработке мероприятий по защите американской промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг от «несправедливой конкуренции», на цели которой ежегодно выделяется до 345 млн. долл.

Для защиты наукоемких отраслей федеральное правительство принимает на себя значительную часть расходов на НИОКР, на эти цели ассигновано 112 млрд. долл. в 2003. г.5

США активно разрабатывают новые торгово-политические инструменты для защиты достижений науки и культуры. Для США это особенно важно, поскольку почти 50% всего американского экспорта так или иначе зависят от формы защиты интеллектуальной собственности. Подавляющая часть мирового рынка кино- и телефильмов, а также видео- и аудиозаписей приходится на продукцию США. Так, шесть фирм американского кино практически поделили мировой кинорынок. В то же время сами американцы пускают к себе лишь около 2% чужих картин.

Отрасли по производству и сбыту информационных технологий (ИТ) – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения ИТ обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Стремительно развивается электронная торговля. Американцы поддерживают идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли и выступают за «беспошлинное киберпространство», чтобы не создавать новые барьеры в глобальном рынке электронной торговли.

Промышленность США стала мировым лидером по производству ряда видов стальной продукции. Общая сумма государственных гарантий по кредитам компаниям черной металлургии, предоставленных в рамках Закона о чрезвычайной программе гарантирования займов для сталелитейной и нефтегазовой промышленности, составляет 1 млрд. долл. В 18 штатах действуют многочисленные программы поддержки предприятий черной металлургии. Многие предприятия получили «подъемные» на развертывание производства, суммы колеблются от 120 до 250 млн. долл.6

После 1998 г. почти 40% всех расследований «несправедливой конкуренции» в США относились к стальной продукции. Более половины из них имели своим результатом предоставление сталелитейной отрасли помощи от государства в той или иной форме.

В соответствии со ст. 201 Закона о торговле 1974 г. США могут вводить тарифы или квоты на временной основе в случае, если импорт причиняет существенный ущерб национальному производству. При этом не требуется представления доказательства факта субсидирования. Так, в 2001 г. Комиссия рекомендовала в целях ограничения импорта применить тарифы на стальную продукция в размере до 40%.

Защита национального сельского хозяйства осуществляется в основном с помощью импортных тарифов и тарифных квот. На субсидирование производства сельхозпродукции только в 2001 г. было затрачено 29.9 млрд. долл.1

В мае 2002 г. президент США подписал Закон о защите ферм, предусматривающий массированные государственные субсидии для американского сельского хозяйства. Закон рассчитан на 10 лет, в течение которых из федерального бюджета будет выделено 190 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства.

И мпорт рекламных услуг превышает 1 млрд. долл. в год.2 Регулирование рекламного бизнеса в США имеет также замаскированную цель ограничить спрос на некоторые товары импортного производства. Комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки «сделано в США», также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства.

ЕС. На ЕС сегодня приходится 20% мирового экспорта и импорта. Свободная торговля между странами-членами лежала в основе зарождения ЕС почти 50 лет назад и вызвала рост благосостояния всех его государств. Поэтому Союз возглавляет движение по либерализации мировой торговли в интересах как богатых, так и бедных стран.

Общая торговая политика ЕС работает на двух уровнях. Во-первых, в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Европейский Союз активно участвует в установлении правил многосторонней системы мировой торговли. Во-вторых, ЕС заключает двусторонние торговые соглашения со странами или региональными группами стран.

ЕС предусматривает отказ от импортных и экспортных таможенных пошлин и любых сборов между странами-членами, а также введение единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Автономные ставки пошлин, являющиеся максимальными и применяются в отношении тех стран, с которыми не существует на договорной основе режим РНБ или преференциальный, составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%, сахара-80%, табачных изделий – 180%.3 Конвенционные ставки применяются к государствам-членам ВТО, а также к тем, с которыми заключили соглашение о предоставлении РНБ. Среднеарифметический уровень этих ставок на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию составляет 10.3%. Для остальных товаров средний уровень ставки составляет 4.2%.4

В 1971 г. ЕС стал первым, кто осуществил Общую систему преференций на практике. Система преференций ЕС распространяется на большинство промышленных товаров, а также на ряд сельскохозяйственных товаров, прошедших определенную степень переработки. Товары, в отношении которых применяется ОСП, разделяются на четыре группы, в зависимости от чувствительности их импорта для рынка ЕС и степени влияния на соответствующий сектор экономики. В зависимости от принадлежности товара к одной из этих групп, определяются и тарифные преференции: 15% - для очень чувствительных товаров, (оплате подлежит 85% ставки пошлины РНБ), 30% - для чувствительных товаров (70% ставки РНБ), 65% - для получувствительных товаров (35% ставки РНБ), с нечувствительных товаров пошлина не взимается5.

ОСП ЕС распространяется на все развивающиеся страны и некоторые страны на стадии перехода к рыночной экономике.

На рынках продукции традиционных старых отраслей (сельское хозяйство, судостроение, металлургия и т.д.) широко применяются обычные протекционистские меры: манипулирование тарифами, субсидирование, квотирование, дискриминационные правила реализации продукции.

Манипулирование тарифами часто встречается в торговле сельскохозяйственной продукции, особенно зерном. Например, импортные пошлины на зерно в ЕС определяются на основе цен, которые обычно завышаются.

Прочное место в арсенале средств защиты занимает государственное субсидирование и стимулирование экспорта. В частности, в ряде ЕС государство издавна оказывает помощь судостроительной промышленности. Допускается дискриминация поставщиков для госзакупок в области водоснабжения, транспорта, энергетики и телекоммуникационных услуг, в продукции которых компонентов, произведенных в ЕС, менее 50%. Но формально закрытым остался только рынок госзакупок телекоммуникационного оборудования. Тем не менее, в ряде государств сохраняется очевидное предпочтение своих фирм, или, в крайнем случае, фирм из других стран ЕС.1

В Евросоюзе поддержка сельского хозяйства получила приоритетное внимание, на эти цели направляется основная часть его бюджета (порядка 300 млрд. долл. в год2). Крупнейшим получателем субсидий является Франция, выступающая серьезным конкурентом Латинской Америки на мировом аграрном рынке.

Недостаточная гармонизация национальных законодательств позволяет отдельным странам ЕС весьма эффективно защищать свои рынки от иностранных, особенно американских конкурентов. Так, американские фармацевтические компании, как и компании из других третьих стран, испытывают трудности на рынке ЕС из-за контроля национальных правительств над ценами, объемом продаж и условиями доступа на рынок. В результате стоимость одних и тех же лекарств различается по странам. Как следствие, торговые посредники наживаются, нанося ущерб фармацевтическим компаниям, у которых сокращается возможность возмещать расходы на НИОКР.

Кроме того, в ряде стран существует система обязательного медицинского страхования. Включение лекарства в список препаратов, стоимость которых возмещается за счет страховки, является функцией Организации социального страхования. Процесс одобрения внесения препарата в этот список весьма длителен (пять и более лет), а процедура рассмотрения непрозрачна и отказ не может быть опротестован легально.

Весьма действенны и широко распространены в странах ЕС протекционистские меры, опирающиеся на стандарты, процедуры тестирования и сертификации, требования к маркировке и упаковке продукции, а также к этикеткам и ярлыкам. Часто эти меры особенно эффективны в отношении продукции высокотехнологичных отраслей – электроники, телекоммуникационного оборудования, биотехнологии.

Широкие возможности для защиты внутреннего рынка ЕС открывает введение особых требований к продукции, произведенной, обработанной или хранящейся с использованием достижений биотехнологии. Например, развитие производства генетически измененных сельскохозяйственных продуктов в США привело к значительным трениям между США и ЕС, так как запрет на их ввоз и продажу, затягивание их допуска на рынок существенно ослабили их позиции на рынке ЕС1.

В ЕС приняты директивы об обязательной пригодности электрических и электронных приборов к утилизации, о запрете применения в них некоторых материалов (свинца, кадмия и т.д.). Ряд стран (Финляндия, Швеция) уже ввели запреты на ввоз холодильников, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой, что коснулось экспортеров из США.

Ограничения на низкочастотное излучение, создаваемое электронным оборудованием, не подкреплено научно, но потребовало от производителей из третьих страна внести в экспортируемые в ЕС приборы значительные изменения, которые обошлись в миллиарды долларов дополнительных издержек.2

В 1989 г. ЕС принял директиву, согласно которой большая часть телевизионного времени резервировалась за европейскими программами. Во Франции, например, на европейские программы должно приходиться не менее 60% общего времени трансляции, а на французские – не менее 40%3.

В отдельных странах ЕС наблюдаются случаи ущемления прав компаний из третьих стран на рынке телекоммуникационных услуг, несмотря на соглашение в рамках ВТО об открытости национальных режимов для операторов из третьих стран. Так, France Telecom отказывается подписывать соглашения с новыми операторами, не имеющих лицензии, в то же время для получения лицензии нужна содержащаяся в этих соглашениях информация. В Германии стоимость получения лицензии в несколько раз выше, чем в любой другой стране.

Что касается юридических услуг, то, к примеру, во Франции фирмам из третьих стран запрещено открывать филиалы под тем названием, под которым они известны в стране происхождения. Также им запрещено образовывать партнерства с местными юристами. Такая же ситуация в Австрии и Италии.

Торговые отношения ЕС с третьими странами довольно противоречивы и нередко порождают споры и взаимные обвинения в протекционизме. Так в ответ на одностороннее решение США увеличить тарифы на импорт стали до 30% Еврокомиссия в марте 2002 г. установила пошлины в размере от 15 до 26% на ввоз 15 видов стали для защиты рынка от наплыва импорта китайской и южнокорейской стали.

Тем не менее, время ожесточенных торговых войн проходит и самыми распространенными способами урегулирования споров становятся двусторонние переговоры и выработка соглашений в рамках ВТО. Случаи открытого принятия ответных мер пртекционисткого характера встречаются все реже.

Япония. В настоящее время Япония является членом таких торговых блоков как АТЭС и ВАЭГ (англ. OPEC и EAEC), также организаций ВТО, МВФ и т.д. Объем экспорта составляет 538.8 млрд. долл., импорта – 401.8 млрд. долл., или 7% и 5.5% мирового объема экспорта и импорта,1 кроме того, Японии принадлежит лидерство на основных мировых рынках продукции микроэлектроники.

Таблица 2.3

Внешнеторговый оборот Японии2 (млрд. долл.)

         
Торговый баланс 100.53 123.45 125.63  
Экспорт 406.88 402.6 495.26 538.8
Импорт 306.35 279.15 369.62 401.8

 

В отличие от США и ЕС, Япония имеет положительный торговый баланс, что обеспечивает реальный прирост ВВП, обеспеченного внешним спросом.

Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу является обеспечение благоприятных внешних условий для экономического развития страны. Среди конкретных задач, решаемых с использованием государственных механизмов регулирования, можно отметить создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты, предотвращение нежелательных помех нормальному осуществлению внешнеэкономических операции, своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом, предоставление необходимых гарантий участникам внешнеэкономических связей.

До середины 60 –х годов торговый режим Японии носил относительно закрытый характер, несмотря на то, что в 1952 г. страна стала полноправным членом ГАТТ. В период 1960-1965 гг. была проведена некоторая либерализация внешней торговли и с 1972 г. Япония перешла в режим открытой экономики. В соответствии с решением Токийского раунда многосторонних переговоров (1973-1979 гг.) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. товаров в среднем на 26.3%. в результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. В 2000-2005 г. сбор таможенных пошлин составлял 2.5% от стоимости импорта – немного выше, чем в США (2.1%) и Евросоюзе (2.2%). Доход от таможенного обложения ровняется 1.6-1.7% общей суммы налоговых поступлений в центральный бюджет и фискального значения не имеет1.


Таблица 2.4

Товарный состав внешней торговли Японии, %2

 

 

Как показывает товарная структура внешней торговли, в экспорте преобладает продукция готовых промышленных изделий, в первую очередь продукции машиностроения, которая и в импорте занимает более трети.

В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35.9%) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются по ставкам так называемых общих тарифов. Есть список временных ставок, которые вводятся на короткий срок. Есть список товаров, по которым ставки подлежат снижению в порядке двусторонних переговоров. Есть список сезонных ставок на товары конкурирующего импорта (6 позиций, в том числе бананы, апельсины, грейпфруты и виноград). Есть список тарифных преференций – сниженных ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.

Есть список товаров (141 позиция), к которым применяются тарифные квоты – пониженные ставки в пределах определенного объема импорта и повышенный сверх этого объема. В этот список входят редкие растения и животные, а также вещества, разрушающие озоновый слой.

Таблица 2.5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: