Нарастание трагического восприятия мира и человека под влиянием реальной исторической ситуации, переживаемой в начале XIX в. Германией и европейским обществом в целом. Переосмысление иенской философии универсализма, обновление концепции человека и его взаимоотношений с миром. Актуальность категории «народный дух» и в связи с этим интерес к народному творчеству, к национальной мифологии, языку, истории. Сборник «Волшебный рог мальчика» (1806-1808), изданный А. фон Арнимом и К. Брентано. Издательская деятельность бр. Гримм (древнегерманские, скандинавские, шотландские и др. памятники народного творчества, сборник «Детские и домашние сказки»).
Гейдельбергская философия истории и ее воплощение в повести А. фон Арнима «Изабелла Египетская» (1812): история нации как совокупность истории отдельных личностей, нравственный смысл истории, категория греха в гейдельбергской картине мира, история как распад мира на сферу должного и сущего. Гротескно-карикатурное изображение в повести земного мира. Персонификация Природы в двух противоположных образах – Изабеллы и альрауна. Тема двойничества. Фольклорно-мифологические мотивы в «Изабелле Египетской». Своеобразие финала повести.
Лирика К. Брентано как выражение важнейших тенденций гейдельбергской школы. Своеобразие лирического героя, концепция истории (возрождение через разрушение). Основные темы и настроения, особенности художественной формы. «Лорелея» К. Брентано как «символ» романтической лирики.
Творчество Генриха фон Клейста
Личность и судьба писателя как реализация романтической концепции человека и его отношений с миром. Категория судьбы в мировоззрении Клейста и его эстетика особого типа романтической драмы – «драмы судьбы». Трагедия «Пентесилея» (1808): суть преобразования античного мифа, своеобразие конфликта, характеры главных героев, композиция, жанрово-стилевые особенности.
|
Комедия «Разбитый кувшин»: своеобразие воплощения идеи противостояния человека судьбе, столкновения мира быта и мира высших ценностей, соотношение комического и трагического начал. Система героев и мир вещей в комедии. Символико-мифологический пласт произведения: специфика и функции. Комическая стихия в «Разбитом кувшине».
Новаторство Клейста-новеллиста: острота нравственно-этических конфликтов, столкновение героев с судьбой, психологизм как важнейшее средство создания характеров, динамизм повествования.
Адельберт фон Шамиссо
Личность и творческий путь писателя. «Удивительная история Петера Шлемиля» (1813). Мифологический сюжет повести, образ главного героя и философский смысл его сделки с Серым человеком, образ тени, соотношение реального и фантастического, финал повести.
Русская тема в творчестве Шамиссо.
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Особенности мировосприятия и поэтики Гофмана. Концепция романтического двоемирия в творчестве писателя, диалектика реального и фантастического. Представление об искусстве и личности художника, ситуация двойничества, обращение к иронии, юмору, гротеску.
Новеллы Гофмана. Типология новелл, типы романтических героев, понятие эстетического и этического идеала. Эволюция новеллистики в творчестве писателя.
Новеллы из сборника «Фантазии в манере Калло» (1814-1815): «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», «Золотой горшок» и др. Принципы выражения романтического двоемирия, два типа героев, соотношение трагического и комического, реального и фантастического, роль романтической иронии и позиция автора, мотив превращения, пространственные образы.
|
Новеллы 1819-1821 гг.: «Крошка Цахес», «Песочный человек», «Счастье игрока», «Мадемуазель Скюдери», «Угловой окно» и др. Философская проблематика, характеры главных героев, эволюция фантастического начала, типы авторского повествования.
Роман «Житейские воззрения кота Мура» (1820-1822). Современная картина мира в романе, система образов, диалектика реального и фантастического, трагического и комического, позиция автора, композиция, жанрово-стилевое своеобразие.
Наследие Гофмана и русская литература XIX-XX вв.
Генрих Гейне
Личность поэта. Сборник «Книга песен» (1827). Состав сборника, романтическая концепция любви, эволюция образа лирического героя, позиция автора и героя. Философия природы, мотив странствия, иронические интонации, формы символического мышления в сборнике.
«Путевые картины» (1824-1830). Историко-философская и эстетическая проблематика книги, образы героя-путешественника и мира как организующие центры произведения, национальные мирообразы в тексте. Мотив воспоминания, тема наполеонизма. Пейзажные и бытовые зарисовки. Ассоциативность повествования, роль авторской иронии, проблема автора и читателя, жанрово-стилевое своеобразие книги.
Г. Гейне в русском культурном сознании XIX-XX вв.
Английский романтизм
Влияние идей Великой французской революции, связь с идеологией Просвещения, с литературой сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей, «готический роман», «оссианизм»). Утверждение культа внутреннего чувства, природы и воображения. Формы выражения исторического и национального мышления, ведущие жанры.
|
Первый этап в развитии английского романтизма – 1790-е гг.: зарождение принципов романтической поэтики. Творчество У. Блейка. «Озерная школа».
Второй период – 1800-1815 гг.: станволение романтической традиции. Начало творческого пути В. скотта, Дж. Г. Байрона, Т. Мура.
Третий период – 1815-1840-е гг.: расцвет английского романтизма. Лирика, поэмы, драматургия Байрона, Шелли, исторические романы В. Скотта, лирика Д. Китса.
Поэзия Уильяма Блейка
Движение от сборника «Песни невинности» (1789) к сборнику «Песни опыта» (1794). Переход от изображения чувствительного героя, культа природы к передаче рефлексирующего сознания, нового восприятия мира и человека как свободной творческой личности. Эволюция образа лирического героя, принципы выражения авторского «я», символика образов.