Творчество поэтов «озерной школы»




Предисловие к сборнику «Лирические баллады» (1800) как эстетический манифест раннего английского романтизма. Романтическая трактовка природы и ее восприятия лирическим героем. Эстетический идеал в поэзии «Озерников», установка на «простоту слога» (Вордсворт) и фольклорные жанры баллады, легенда (Саути, Кольридж). Фрагментарность и символичность художественного мышления, поэтика фантастического (Кольридж, Саути).

Творчество Джорджа Гордона Байрона

Личность поэта как тип романтической личности. Творческая эволюция Байрона, ее основные этапы.

Раннее творчество Байрона (1803-1809). Сборники стихов «Летучие наброски», «Стихи по разным поводам», «Часы досуга». Отношение к предшествующим традициям, характер лирического героя, зарождение романтических мотивов и образов, поиски новых жанровых и языковых средств. «К Музе вымысла» как программное стихотворение этого периода.

Второй, лондонский период творчества поэта (1809-1816). Нарастание чувства трагизма мироустройства. Эволюция тем, лирического героя. Обращение к философской проблематике, тема Наполеона. Обращение к библейским сюжетам и образам (цикл «Еврейские мелодии»). Концепция любви и любовная лирика.

Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-1818) как этап творческой эволюции Байрона. Герой и время в поэме. Национальные мирообразы в «Паломничестве...». Вселенское противостояние личности и мира. «Байронический герой» как выразитель чувства «мировой скорби». Мотивы странствия и дороги. Авторский план повествования. Герой и автор. Своеобразие композиции, «открытый» финал. Обращение к «спенсеровой строфе».

«Восточные поэмы» как переходный этап в творческом развитии Байрона («Гяур», «Корсар», «Лара»). Философская, нравственная, эстетическая проблематика. Герой «Восточных поэм» как новый этап развития «байронического героя». Философия любви в поэмах. Новое соотношение образов автора и героя. «Восточный колорит» в поэмах, поэтика таинственного. Фрагментарность и контрастность как основные композиционные принципы. Жанрово-стилевое своеобразие.

Третий период творчества Байрона (1816-1824). Темы и жанры лирического творчества поэта. Байрон-драматург. Теория драмы у Байрона. Понятие о «драме идей» и «умозрительном театре». Драматическая поэма «Манфред» (1817). Философская проблематика, тип героя, конфликт, концепция любви-вины. Особенности композиции, жанра, стиля. «Полемика с «Фаустом» Гете. Мистерия «Каин» (1821). Религиозно-философская проблематика, тема теодицеи. Внешний и внутренний конфликты, характер противостояния Каина Богу, Люциферу и самому себе. Полемика с библейской легендой о Каине и Авеле и утверждение авторской концепции личности.

«Дон Жуан» как эпос современной жизни. Связь с предшествующей традицией. Дон Жуан как тип современного героя, процесс его становления и эволюция. Автор как организующий центр произведения. Пародийно-полемический подтекст. Национальные мирообразы. Особенности сюжета, композиции.

«Байронизм» как явление мировой культуры. Байрон и «байронизм» в русском культурном сознании XIX-XX вв.

Перси Биши Шелли

Эстетика Шелли. Образ лирического героя, тематическое и жанрово-стилевое многообразие лирических произведений поэта. Политическая («английская»), философская, любовная лирика Шелли.

Лирическая драма «Освобожденный Прометей» (1819). Философская проблематика, мифологический сюжет, тип конфликта, символические образы, особенности композиции, жанрово-стилевое новаторство.

Историческая трагедия «Ченчи» (1820). Сюжет и конфликт. Проблема положительного героя. Психологизм как средство создания характеров. «Местный колорит». Хронотоп в трагедии. История и современность.

Исторические романы В. Скотта

Связь с предшествующей традицией (исторические хроники Шекспира, «готический» роман», «антикварный» роман).

Философия истории В. Скотта. Нравственный смысл истории. Принцип изображения истории «домашним образом». Основные художественные приемы В. Скотта-романиста. Проблема «местного» колорита. Эволюция романного повествования: от романов «шотландского» цикла к «английским» и «французским» романам.

Джон Китс.

Эстетическая программа поэта.. Характер романтического двоемирия, психология душевных импульсов и их отражение в лирике поэта. Мифотворчество Китса в лирике и поэмах «Эндимион» (1817), «Гиперион» (1821).

Французский романтизм.

События Великой французской революции и активное философское, социальное, эстетическое и психологическое осмысление ее опыта. Преемственность и полемика с литературой и философией эпохи Просвещения как предпосылки возникновения романтического искусства во Франции. Система жанров в литературе французского романтизма. Периодизация истории романтизма во французской литературе: 1795-1815 гг. – становление французского романтизма, эстетические трактаты и художественное творчество Ж. де Сталь, Ф. Р. де Шатобриана, Б. Констан; 1815-1835 гг. – расцвет французского романтизма, появление романтической поэзии, исторического романа, драмы (А. де Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго, Ш. Нодье), школы «неистового романтизма»; 1835-1848 гг. – эпоха позднего романтизма (творчество Гюго, Ж. Санд, А. де Мюссе).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: