Задача семинарских занятий –
систематизация знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, по темам, вынесенным на практические занятия,
формирование навыков литературоведческого анализа художественного произведения.
Творчество Э. А. По
1. Лирика Э. По
а) эволюция проблематики (от первого сборника к последнему);
б) особенности поэтики (опыт целостного анализа стихотворения «Улялюм»).
2. Э. По – новеллист
а) психологические новеллы;
б) детективные рассказы;
в) научная фантастика
Литература:
Ю. В. Ковалев. Эдгар По. Новеллист и поэт. Л., 1984.
Исторические романы В. Скотта
1. Философия истории В. Скотта.
2. Эстетика исторического романа В. Скотта:
а) концепция личности и принципы создания характеров;
б) принцип изображения истории «домашним образом»;
в) историческое и национальное в романах В. Скотта.
Литература:
Б. Г. Реизов. Творчество В. Скотта. М., Л., 1965. С. 167-235, 262-338, 457-486.
Н. Я. Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002. С. 191-204.
Драматургия В. Гюго
1. Эстетическая программа романтичесой драмы и романтического театра (анализ «Предисловия к драме «Кромвель»).
2. Романтические драмы Гюго
а) своеобразие конфликта;
б) особенности драматического действия;
в) герои романтической драмы Гюго;
г) эволюция Гюго-драматурга.
Литература:
П. Р. Заборов. Драма В. Гюго «Кромвель» и общественно-литературное движение 1820-х гг. автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1960.
Е. М. Евнина. В. Гюго. М., 1976. С. 12-17, 51-64.
Н. Я. Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002. С. 228-238.
Для проверки усвоения материала семинарских занятий планируется проведение трех контрольных работ со следующими вопросами и заданиями:
|
1. Провести целостный анализ стихотворения Э. По «Колокола».
2. Что нового вы узнали о принципе изображения истории «домашним образом», с какими знаниями по истории русской литературы вы можете это связать?
3. В чем заключается новаторство Гюго-драматурга?
7. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы по темам:
Романтизм как явление мировой культуры
Отрабатывая материал лекции и читая соответствующие главы из рекомендованных учебников, выделите следующие моменты:
- определение термина «романтизм»
- периодизация истории романтической литературы
- историко-философские, нравственно-эстетические предпосылки возникновения романтизма
- романтическая концепция мира, человека, истории и искусства, ее эволюция
- понятие романтического универсализма и философия двоемирия
- система художественных средств в романтической литературе
Задание: сравните романтическую концепцию человека, мира и искусства и просветительскую.
Романтизм в немецкой литературе
При чтении лекции и соответствующих глав рекомендованных учебников обратите внимание на
- этапы развития немецкой романтической литературы
- суть эволюции романтического художественного метода в немецкой литературе
Романы иенских романтиков: проблемы эстетики и поэтики
Читая художественные тексты, лекцию и главы учебников, акцентируйте внимание на следующих вопросах:
- суть натурфилософии Шеллинга и идеи бытия как вечно творимой жизни
- понятия Мирового Духа, конечного и бесконечного в философско-эстетической концепции иенских романтиков
- иенская теория и история искусства
- учение о романтической иронии
- философия истории в иенской школе
- романы Л. Тика, Новалиса, Ф. Шлегеля как два типа романного повествования в иенской литературе
Задание: проанализировать реализацию одного из тезисов иенской эстетики (на выбор) в романах Л. Тика, Новалиса, Ф. Шлегеля (в любом на выбор) -
|
а) идея «тождества» героев,
б) мистическое переживание мира,
в) человек – малая Вселенная.
Дополнительная литература: Н. Я. Берковский. Романтизм в Германии. Л., 1973. Гл. 1.
Гейдельбергский романтизм
Особое место при изучении данной темы (при чтении текстов, лекции и соответствующих глав рекомендованных учебников) должно занять формирование ответов на следующие вопросы:
- переосмысление иенской философии универсализма, концепции универсального человека и его взаимоотношений с миром
- суть категории «народный дух» и интереса гейдельбергских романтиков к народному творчеству, к национальной мифологии, языку, истории (на материале сборника «Волшебный рог мальчика», издательской деятельности бр. Гримм
- выражение гейдельбергской философии мира, человека и истории в повести А. фон Арнима «Изабелла Египетская» и в лирике К. Брентано
Задание: сравните образы двойников в повести «Изабелла Египетская»