Темы практических занятий




Задача семинарских занятий –

систематизация знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, по темам, вынесенным на практические занятия,

формирование навыков литературоведческого анализа художественного произведения.

 

Творчество Э. А. По

1. Лирика Э. По

а) эволюция проблематики (от первого сборника к последнему);

б) особенности поэтики (опыт целостного анализа стихотворения «Улялюм»).

2. Э. По – новеллист

а) психологические новеллы;

б) детективные рассказы;

в) научная фантастика

 

Литература:

Ю. В. Ковалев. Эдгар По. Новеллист и поэт. Л., 1984.

 

Исторические романы В. Скотта

1. Философия истории В. Скотта.

2. Эстетика исторического романа В. Скотта:

а) концепция личности и принципы создания характеров;

б) принцип изображения истории «домашним образом»;

в) историческое и национальное в романах В. Скотта.

 

Литература:

Б. Г. Реизов. Творчество В. Скотта. М., Л., 1965. С. 167-235, 262-338, 457-486.

Н. Я. Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002. С. 191-204.

Драматургия В. Гюго

 

1. Эстетическая программа романтичесой драмы и романтического театра (анализ «Предисловия к драме «Кромвель»).

2. Романтические драмы Гюго

а) своеобразие конфликта;

б) особенности драматического действия;

в) герои романтической драмы Гюго;

г) эволюция Гюго-драматурга.

 

Литература:

П. Р. Заборов. Драма В. Гюго «Кромвель» и общественно-литературное движение 1820-х гг. автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1960.

Е. М. Евнина. В. Гюго. М., 1976. С. 12-17, 51-64.

Н. Я. Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. СПб., 2002. С. 228-238.

 

Для проверки усвоения материала семинарских занятий планируется проведение трех контрольных работ со следующими вопросами и заданиями:

1. Провести целостный анализ стихотворения Э. По «Колокола».

2. Что нового вы узнали о принципе изображения истории «домашним образом», с какими знаниями по истории русской литературы вы можете это связать?

3. В чем заключается новаторство Гюго-драматурга?

 

7. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы по темам:

Романтизм как явление мировой культуры

Отрабатывая материал лекции и читая соответствующие главы из рекомендованных учебников, выделите следующие моменты:

  • определение термина «романтизм»
  • периодизация истории романтической литературы
  • историко-философские, нравственно-эстетические предпосылки возникновения романтизма
  • романтическая концепция мира, человека, истории и искусства, ее эволюция
  • понятие романтического универсализма и философия двоемирия
  • система художественных средств в романтической литературе

Задание: сравните романтическую концепцию человека, мира и искусства и просветительскую.

 

Романтизм в немецкой литературе

При чтении лекции и соответствующих глав рекомендованных учебников обратите внимание на

  • этапы развития немецкой романтической литературы
  • суть эволюции романтического художественного метода в немецкой литературе

Романы иенских романтиков: проблемы эстетики и поэтики

Читая художественные тексты, лекцию и главы учебников, акцентируйте внимание на следующих вопросах:

  • суть натурфилософии Шеллинга и идеи бытия как вечно творимой жизни
  • понятия Мирового Духа, конечного и бесконечного в философско-эстетической концепции иенских романтиков
  • иенская теория и история искусства
  • учение о романтической иронии
  • философия истории в иенской школе
  • романы Л. Тика, Новалиса, Ф. Шлегеля как два типа романного повествования в иенской литературе

Задание: проанализировать реализацию одного из тезисов иенской эстетики (на выбор) в романах Л. Тика, Новалиса, Ф. Шлегеля (в любом на выбор) -

а) идея «тождества» героев,

б) мистическое переживание мира,

в) человек – малая Вселенная.

 

Дополнительная литература: Н. Я. Берковский. Романтизм в Германии. Л., 1973. Гл. 1.

 

Гейдельбергский романтизм

Особое место при изучении данной темы (при чтении текстов, лекции и соответствующих глав рекомендованных учебников) должно занять формирование ответов на следующие вопросы:

  • переосмысление иенской философии универсализма, концепции универсального человека и его взаимоотношений с миром
  • суть категории «народный дух» и интереса гейдельбергских романтиков к народному творчеству, к национальной мифологии, языку, истории (на материале сборника «Волшебный рог мальчика», издательской деятельности бр. Гримм
  • выражение гейдельбергской философии мира, человека и истории в повести А. фон Арнима «Изабелла Египетская» и в лирике К. Брентано

Задание: сравните образы двойников в повести «Изабелла Египетская»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: