Прочитав произведения Г. фон Клейста, лекцию и главы учебников по данной теме, объясните
- какое место занимает категория судьбы в мировоззрении Клейста и в его эстетике «драмы судьбы»
- в чем суть преобразования античного мифа в трагедии «Пентесилея»,
- какова специфика воплощения идеи судьбы в комедии «Разбитый кувшин»
- в чем заключается новаторство Клейста-новеллиста
Задание: определите конфликты в «Пентесилее» и «Разбитом кувшине» и соотнесите их с целью выявления своеобразия
Проблемы поэтики повести А. Шамиссо «Необычайные приключения Петера Шлемиля»
Прочитав повесть Шамиссо и соответствующие главы рекомендованных учебников, выполните
задание:
·проанализировать сюжетостроение повести, образ Тени, сцену сделки Петера с Серым человеком, финал произведения (что-то одно – на выбор).
Эрнст Теодор Амадей Гофман
При чтении художественных текстов, лекции и соответствующих глав учебников важно ответить на следующие вопросы:
- особенности мировосприятия и поэтики Гофмана (концепция романтического двоемирия и связанная с этим диалектика реального и фантастического, комического и трагического)
- типы романтических героев
- эволюция в творчестве писателя.
Задание: подобрать фрагменты текстов из поздних новелл Гофмана для анализа следующих проблем:
а) идея судьбы и рока в поздних новеллах Гофмана;
б) система героев в новелле «Песочный человек»;
в) эволюция поэтики Гофмана от «принципа Калло» к принципу «углового окна».
Дополнительная литература: Ф. М. Федоров. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988. Гл. II.
Генрих Гейне
Прочитав художественные тексты, лекцию и соответствующие главы учебников, ответьте на вопросы
|
- суть романтической концепции любви
- эволюция образа лирического героя и жанрово-стилевых характеристик «Книги песен»
- назовите основные историко-философские и эстетические проблемы книги «Путевые картины», выявите их взаимосвязи.
Задание: проведите целостный анализ любого стихотворения из «Книги песен».
Английский романтизм
Отрабатывая материал лекции и читая соответствующие главы из рекомендованных учебников, охарактеризуйте следующие моменты:
- связь английского романтизма с идеологией Просвещения, с литературой сентиментализма
- этапы в развитии английского романтизма
Поэзия У. Блейка
Познакомившись с лирикой У. Блейка и прочитав соответствующие главы рекомендованных учебников, ответьте на вопрос
·в чем суть движения поэзии У. Блейка от сборника «Песни невинности» к сборнику »Песни опыта»?
Творчество поэтов «озерной» школы
При чтении художественных текстов, лекции и соответствующих глав учебников важно ответить на следующие вопросы:
- основные идеи «Предисловия» к сборнику «Лирические баллады»
- темы лирики Вордсворта, ее жанрово-стилевые особенности
- нравственно-психологическая проблематика и поэтика (в первую очередь, фантастика) в балладах Саути
- символичность художественного мышления, поэтика фантастического в поэме Кольриджа
Задание: выявите особенности хронотопа в балладах Р. Саути (на материале анализа 2-3 баллад).
Творчество Джорджа Гордона Байрона
Прочитав сочинения Байрона, лекции и главы в учебниках,
|
- назовите основные этапы творчества писателя
- охарактеризуйте особенности раннего творчества Байрона
- проанализируйте стихотворение «К Музе вымысла»
- определите суть эволюции лирики лондонского периода
- соотнесите повествовательные пласты в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда»
- введите «Восточные поэмы» в логику творческой эволюции Байрона
- выявите своеобразие третьего периода творчества Байрона
- определите понятие о «драме идей» и «умозрительном театре»
- соотнесите план автора и героя в поэме «Дон Жуан»
Задание: проанализировать сцены встречи Манфреда с призраком Астарты, в чертоге Аримана и в готической галерее; линии Каин - Бог, Каин – Люцифер, Каин – Авель (любую на выбор).
Дополнительная литература: В. М. Жирмунский. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. Гл. «Байрон».
Перси Биши Шелли
Прочитав произведения Шелли, лекцию и главы учебников по данной теме, назовите
- основные идеи эстетики Шелли
- принципы классификации лирики Шелли
- основные проблемы в поэме «Освобожденный Прометей»
- принципы изображения истории в исторической трагедии «Ченчи» (1820).
Задание: проследите развитие мифологического сюжета в поэме «Освобожденный Прометей», выявите особенности ее композиции.