Декан филологического факультета
_________ проф. Т.А. Демешкина
«__»___________2006 г.
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РОМАНТИЗМ
Рабочая программа
Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ
Статус дисциплины:
Федеральный компонент направления
Томск
ОДОБРЕНО кафедрой русской и зарубежной литературы
Протокол № 01/06 от «_ 01 _» февраля __ 2006 г.
Зав. кафедрой, профессор А. С. Янушкевич _____________
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета
Председатель комиссии, доцент _________________И.В. Тубалова
«__»_____________ 2006 г.
Рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы XIX века. Романтизм» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.
Общий объем курса – 104 ч. Из них: лекции - 40 ч, семинарские занятия - 6 ч, самостоятельная работа студентов - 58 ч. Экзамен во втором семестре.
составители:
Айзикова Ирина Александровна – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы,
Поплавская Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
РЕЦЕНЗЕНТ: Петров Аркадий Владимирович – доцент кафедры русской и зарубежной литературы
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Целью курса «История зарубежной литературы XIX века. Романтизм» является ознакомление студентов с западноевропейским историко-литературным процессом эпохи романтизма.
Задачи курса «История зарубежной литературы XIX века. Романтизм» – выявление нравственного, философско-эстетического и общественного потенциала романтической западноевропейской литературы; осмысление национального своеобразия романтической литературы в различных странах, ее связи с русским романтизмом; изучение наиболее существенных особенностей художественного мастерства крупнейших западноевропейских писателей-романтиков.
|
Место курса: входит в блок дисциплин «История зарубежной литературы».
Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.
Студент должен знать художественные тексты и овладеть системой теоретических и историко-литературных знаний о таких явлениях, как романтизм, философия универсализма, философия двоемирия, иенский романтизм, гейдельбергский романтизм, романтическая ирония, «драма судьбы», «драма идей» и т. д.
Студент должен сформировать навыки литературоведческого анализа отдельного художественного произведения и литературного процесса эпохи в целом.
П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Романтизм как явление мировой культуры
Определение термина «романтизм». Романтизм как целостная культура, охватившая разные виды искусства, науку, политику, бытовое поведение. Романтизм как литературное направление. Общая характеристика истории романтической литературы, ее периодизация. Историко-философские, нравственно-эстетические предпосылки возникновения романтизма. Романтизм и литературные традиции эпохи Просвещения. Предромантические тенденции в литературе второй половины XVIII в. («оссианизм», «готический роман»).
Концепция мира, человека, истории и искусства в романтизме, ее эволюция. Понятие романтического универсализма и философия двоемирия как основа художественного творчества писателей-романтиков. Система художественных средств: романтическая ирония, психологизм, фантастика, мифотворчество, образы-символы. Романтическая теория родов и жанров. Категория синтеза в романтическом искусстве.
|
Романтизм в немецкой литературе
Своеобразие немецкого романтизма, этапы развития немецкой романтической литературы, суть эволюции романтического художественного метода в немецкой литературе.
Иенский романтизм
История возникновения иенской школы(конец 1790-х гг.), философская ориентация иенцев (натурфилософия Шеллинга, философия Фихте), раннеромантическая идея бытия как вечно творимой жизни, понятия Мирового Духа, конечного и бесконечного в философско-эстетической концепции иенских романтиков. Иенская концепция личности. Переосмысление классицистического принципа искусства как подражания природе, романтическая теория и история искусства. Учение о романтической иронии. Философия истории в иенской школе.
Романы Л. Тика, Новалиса, Ф. Шлегеля: два типа романного повествования в иенской литературе
«Странствия Франца Штернбальда» Л. Тика и «Генрих фон Офтердинген» Новалиса – романы-странствия, романы-мифы, полное и глубокое средоточие раннеромантического сознания. Символико-мифологическая картина мира, ориентированная на христианскую временную модель, пространственная организация романов, тип героя, система персонажей, сюжетостроение.
«Люцинда» Шлегеля – другой вариант раннеромантического художественного мира и романной структуры, восходящий к ренессансной культуре наслаждения настоящим. Проблема искусства и личности творца. «Люцинда» как «подлинные арабески».