Много раз во время самотерапии я счищала слой за слоем внешние эмоции и добиралась до скрытого чувства, которое оказывалось тоже иррациональным, но дальше продвинуться не могла. Например, каждый раз, когда случалась приятная неожиданность, я чувствовала себя подавленной. Неожиданная удача в работе, подарок от студентов, решение Берни купить более симпатичный дом, чем я предполагала, неожиданная услуга от другого человека — все эти события могли привести к депрессии средней выраженности. В отдельных случаях мне требовалось несколько недель, чтобы заняться самотерапией. В настоящее время я способна почувствовать грусть до того, как депрессия набирает силу, что позволяет мне своевременно приступать к самотерапии. Скрытое чувство здесь всегда таково: «Не предполагалось, что мне повезет. Что-то не так. Мне не должно везти. Много лет назад было решено, что моя судьба — это несчастье. Карты смешались, и на мою долю выпала удача другого человека. Это значит, что кому-то досталось мое невезение, это очень плохо. Кто-то страдает, пока я наслаждаюсь его удачей, я не должна испытывать удовольствие от этого».
Каждый раз, переживая подобные скрытые мысли, я чувствую, как исчезает внешняя эмоция — грусть или депрессия, — а через несколько минут испаряется и скрытое чувство.
Однажды я решила попробовать провести с этой фантазией гештальт-самотерапию. Я описывала ранее техники самотерапии (4), которые нельзя использовать, пока вы не испытаете внешнюю эмоцию. В гештальт-терапии все иначе: вы можете начать в спокойном состоянии и постепенно выработать путь к своему чувству. Обычно я назначаю себе конкретный день, как правило, это бывает раз в неделю, для проведения гештальт-самотерапии. В течение недели я использую свои старые терапевтические техники, чтобы исследовать любую возникающую болезненную проблему, а также думаю о дне гештальт-терапии. Я заранее решаю, над чем мне нужно поработать: неприятные ситуации, которые все же не вызывают столь сильных чувств, чтобы пользоваться регулярной самотерапией, навязчивые мысли или скрытые чувства, наподобие этой, которые освобождают от внешних эмоций, но скрывают что-то более глубокое. Я использую свой разум, чтобы спланировать атаку, и раздумываю о возможных путях, поэтому, приступая к гештаЛьт-терапии, погружаюсь в диалог без колебаний.
|
Я заранее знаю, что вначале речь и чувства будут «деревянными», и всегда приходится преодолевать большое сопротивление, чтобы погрузиться в них. Каждый раз мне кажется, что ничего не произойдет, но я упрямо прокладываю свой путь, проговариваю слова, не чувствуя их смысла. Потом они оживают, и через несколько минут начинается настоящая работа. Проговаривая слова, я всегда слушаю их. Как описано в главе «Как подкрасться к скрытому чувству» (4), испытывая сильную эмоцию, я задаю себе вопрос: «Что это мне напоминает? », «Кто и кому это сделал? » Затем я меняю одну или обе роли и продолжаю диалог.
Я всегда помню, что моя цель — пережить скрытые стороны собственной личности. Каждый раз, выслушивая слова, с которыми я обращаюсь к какой-то своей части, я перехожу в другую роль и продолжаю внутренний диалог — конфронтацию двух сторон своего «я».
Здесь я привожу сокращенную версию подобного диалога.
|
Мюриэл. Я знаю, что в картах была ошибка. Я должна найти того другого человека. Как мне его найти? (Тут я заплакала и продолжила свой диалог.) Я съедаю всю эту еду, а где-то есть голодный человек. Где ты? Я ищу тебя. Скажи мне, пожалуйста, где ты.
Голодный человек. Я голоден. Мюриэл, где ты? Ты нужна мне. Спаси меня.
Мюриэл. Я не могу тебя найти. Я хочу тебя накормить, но не могу найти.
Г. Ч. Спаси меня, накорми меня, я голоден. Дай мне что-ни-будь, у тебя всего так много. (Здесь я переключилась на диалог двух частей своей личности.)
Мюриэл 1. Я хочу спасти всех людей, кто терпит лишение, но не могу. Я не знаю, как это сделать.
Мюриэл 2. Ты испорченное жадное существо. У тебя нет никаких прав на обладание этими прекрасными вещами. У тебя есть Берни, хорошая работа, дети, которыми ты гордишься, здоровье. Тебе должно быть стыдно, ты стремишься поглотить все хорошее, что есть в жизни.
Мюриэл 1. Я хочу делиться, хочу давать. Что я могу сделать? Мюриэл 2 (кричит). Я ненавижу тебя, ты эгоистичное, жадное существо.
В тот день я не могла продвинуться дальше.
В следующий раз, работая с этой фантазией, я подключила тело, попробовала игровую ситуацию. И хоть я избегала всяческой фальши, продолжая свою линию без эмоций, я выглядела наподобие статуи свободы, стоя прямо, вытянув руки вперед как щедрая, всех одаривающая мать.
Мюриэл. Идите ко мне, бедные страждущие люди. Я накормлю вас, у меня всего много, я хочу поделиться.
Г. Ч. Ты лжешь. Ты даешь обещания, которые не можешь исполнить. (В этот момент все во мне оживает.) Мюриэл (плачет). Нет, это неправда. Я хочу накормить вас. Г. Ч. Ты все обещаешь, а я хочу есть, ты сожрала всю пищу, жадное создание. Я ненавижу тебя.
|
Мюриэл. Я действительно хочу помочь, но не знаю как. Мне не нужна вся эта еда. Я давлюсь ею. Я пресытилась. (В этот момент Голодный Человек становится маленькой Мюриэл, ребенком, которым я была когда-то.) Маленькая Мюриэл. Ты обещала, что когда я вырасту, то буду счастливой. Ты солгала. Ты меня обманула. Мюриэл. Прости меня. Я хочу спасти тебя, но не знаю как. Маленькая М. Теперь у тебя все есть, а я все еще на прежнем месте и страдаю. Спаси меня, спаси меня. Мюриэл. Я хочу, но не знаю как. Я не знаю как.
Маленькая М. Ты обещала. Ты солгала. Ты меня обманула. Мюриэл. Прости меня. Я не могу тебе помочь.
Маленькая М. (кричит). Позаботься обо мне. Спаси меня!
Спаси меня!
Мюриэл. Я не могу, я не могу.
Здесь я вышла из самотерапии и поняла, что пыталась быть собственной матерью с тех самых пор, когда она оставила меня (мне было пять лет), я больше так не могла. Я почувствовала, что не могу накормить этого страждущего эмоциональной близости Ребенка. Я поняла свой повторяющийся сон: я накрываю стол, приборы разложены, я открываю духовку и обнаруживаю, что забыла купить мясо. Я испытываю безумное чувство вины и беспомощности.
Я также поняла отвращение, которое у меня недавно появилось к еде собственного приготовления. В течение последнего месяца я могла получить удовольствие от еды, только питаясь в ресторане. Все, что я готовила сама, казалось невкусным. Эта еда была символом всех хороших вещей в жизни, удачи, которой застрявший в прошлом Ребенок завидовал и которую он ненавидел.
Другая фантазия
Я знала, что перерабатывая, я веду себя иррационально. Мне было сложно найти время для отдыха посреди непрочитанных писем от студентов и незаконченных домашних дел. Очень часто, проводя время на отдыхе, я чувствовала, что моя голова заполнена мыслями о студенческих проблемах, лекциях, воркшопах, и я не могла наслаждаться свободным временем и веселиться с семьей или друзьями. Мачеха давно умерла, но в ходе самотерапии я обнаружила, что все еще слушаюсь ее.
Мюриэл. Я так устала.
Мачеха. Ты недостаточно усердно работаешь. А ну, перестань валять дурака. Иди и займись домашними делами, ленивое создание. И не говори, что ты устала. Ты просто лентяйка.
Мюриэл. Ну пожалуйста, разреши поиграть.
Мачеха. Поиграть? Ты о чем? Ты должна сделать все дела.
Иди, принимайся за работу.
Мюриэл. Ты никогда не разрешаешь мне поиграть. Я устала от постоянной работы. Мне нужно отдохнуть и повеселиться.
Мачеха. Ты думаешь только о развлечениях, совсем как твоя мать. Какая безответственность!
Мюриэл. Нет! Пожалуйста, не говори, что я похожа на мать. Я не бросала своих детей.
(В этот момент я переключилась на две части Мюриэл: Родитель и Ребенок.)
Родитель. Ты лгунья, как и твоя мать. Притворяешься, что всех любишь. Тебя интересуют только развлечения. Ребенок. Это неправда. Я действительно их люблю. Я их не брошу. Мне просто нужно немного отдохнуть. Родитель. Я ненавижу тебя, лживое создание (бьет стул).
Такая же, как и твоя мать.
Ребенок. Перестань меня мучить. Я делаю, все что могу. Дай мне отдохнуть.
Родитель. Я ненавижу тебя, я ненавижу тебя.
Ребенок. Пожалуйста!
Теперь я поняла еще одно значение сна о пропавшем мясе: страх быть депривирующей, фрустрирующей матерью.
Когда опыт гештальт-самотерапии заканчивается, когда чувства остывают, ситуацию начинает контролировать Взрослый. Я спрашиваю себя: «Что я теперь о себе знаю? С точки зрения внутреннего конфликта, где я в данный момент? » Потом происходят две вещи:
а) тайная фантазия теряет силу над моими чувствами и действиями, потому что я стала лучше осознавать их, снижается компульсивная потребность в отыгрывании провальных паттернов и
б) у Взрослого появляются небольшие области выбора, решения, которые представляют компромисс двух противоборствующих сил.
Я заметила, что благодаря регулярному анализу одних и тех же конфликтов в ходе гештальт-терапии изменился мой стиль жизни. Пропасть между двумя сторонами личности стала сужаться. Моя цель — устранить этот разрыв, интегрировать противоположности таким образом, чтобы внутренняя борьба полностью прекратилась, и я смогла жить в каждой из конфликтных областей подобно здоровому человеку, описанному Маслоу (9): спонтанно, свободно, бесконфликтно.
II. Сновидения
Фриц считал, что современный человек настолько интеллектуально ориентирован, ему так не хватает спонтанности, что только в сновидениях он может быть абсолютно искренним. С другой стороны, Гарри Стек Салливан утверждал, что к тому времени, когда мы начинаем вспоминать наши сны, мы уже успеваем их исказить. Исследования показывают, что пациенты непременно продуцируют фрейдистские сны, юнгианские сны, адлерианские сны и т. д., стараясь соответствовать теориям своих терапевтов.
Мои наблюдения показывают, что люди, слишком поглощенные анализом собственных сновидений, безответственны в повседневной жизни. В общем, я против погружения в размышления в ущерб самоосознанию. Большинству из нас нужна подл, ержка, чтобы наблюдать за собственными провальными действиями в повседневной жизни, чтобы узнавать ошибки, допущенные при решении проблем или в отношениях с другими людьми, не сбегая при этом в исследование сновидений.
Но существуют два вида сновидений, работу с которыми я считаю полезной:
1) повторяющееся сновидение и
2) сновидение, впечатление от которого остается в течение дня, вызывает депрессию, тревогу или навязчивые мысли.
Каждая часть сновидения — это вы. Проиграйте каждую роль: людей и вещей. Помните, что цель гештальт-са-мотерапии — пережить все части себя, особенно скрытые. Когда вы проигрываете сон и чувствуете некоторые эмоции настолько глубоко, насколько это возможно, когда они достигают пика и начинают остывать, точно перед тем, как они исчезнут, вы спрашиваете себя: «Что мне это напоминает? » и меняете героев сна на части своей личности.
Сновидение
Вдруг я вспоминаю, что забыла накормить и дать воды белым крысам в подвале, за которых отвечаю. Чувствуя страх и угрызения совести, я бегу вниз и вижу, что крысы лежат, распростершись на полу, пытаясь дотянуться до воды. Я чувствую жуткую жалость и отвращение. Я хочу помочь им дотянуться до воды, но не могу заставить себя прикоснуться к ним.
Крыса (лежа на полу). Мюриэл, спаси меня. Я умираю. (Протягивает лапки к воде.) Я не могу добраться до воды. Мюриэл (плача). Бедное маленькое создание, я не могу коснуться тебя. Я хочу тебя спасти, но не могу.
Крыса. Пожалуйста, пожалуйста, помоги мне.
Мюриэл. Попробуй еще раз, я не могу дотронуться до тебя.
Ты такая противная. Прости меня.
Крыса. Я слишком слаба. Я не могу. Мюриэл, помоги мне, дай мне воды.
Мюриэл. Ты такая жалкая, но у меня мурашки по телу от тебя.
Крыса (слабея). Умираю, умираю.
(В этот момент мне неожиданно видится, что крыса — это часть меня.)
Мюриэл 1. Я знаю, кто ты. Ты часть меня, жаждущая успеха. Я ненавижу тебя. Ты отвратительна.
Мюриэл 2. Я нуждаюсь, нуждаюсь. Не дай мне умереть. Мюриэл 1. Ты ненасытна. Я устала тебя кормить. Прекрати меня обвинять.
Мюриэл 2. Дай мне, дай мне.
Мюриэл 1. Маленькое мерзкое создание, я знаю тебя. Каждый раз, когда я что-то заканчиваю, помогаю кому-то продвинуться в развитии, появляешься ты, торжествуя и радуясь успеху, как будто он имеет какое-то значение. Я терпеть тебя не могу. Я тебя ненавижу. Мюриэл 2. Помоги мне, помоги.
Мюриэл 1. Я устала от тебя. Я хочу отдохнуть. Я больше не могу тебя кормить.
Мюриэл 2 (едва дыша). Я умираю.
Мюриэл 1. НУ И УМИРАЙ, черт с тобой (уничтожает Мюриэл 2).
Мюриэл 2 умирает.
Я выросла из того, что мне было свойственно, чего много лет стыдилась, провела самотерапию своего страстного желания последних лет в признании, стремлении к высокому статусу и престижу в работе. Не знаю, когда произошла перемена, потому что последнее время я не обращала на это внимание. Но после гештальт-самотерапии я стала замечать, что больше не испытываю волнения, когда слышу похвалу или вижу одобрение руководства. Их слова приятны, но не более того. Я поняла, что наконец нахожусь там, где хотела быть: увлеченность работой и мои чувства к студентам являются достаточными стимулами для обучения и усердной работы. Популярность и одобрение руководства перестали меня заботить.
Сновидение
Вдруг я вспоминаю, что отвечаю за ребенка и совсем об этом забыла. Я знаю, что у него есть молоко, но он нуждается в дополнительном питании — яичных желтках и апельсиновом соке. Я чувствую ужасную вину и бегу на поиски ребенка (иногда он лежит в кроватке, иногда находится в темном сыром заброшенном подвале). Я чувствую большое облегчение и удивление, обнаружив, что ребенок улыбается, сыт и доволен.
Несколько раз я использовала свои старые техники самотерапии и смогла обнаружить чувство вины, связанное с переживанием, что я не очень хорошая мать.
А. Первый раз я применила гештальт-терапию для анализа этого сновидения при первом посещении мастер-класса Фрица Перлза.
Мюриэл. С тобой все в порядке? Я беспокоилась. Извини, что забыла про тебя.
Ребенок (спокойно улыбается). Все прекрасно. Не беспокойся. Мне очень хорошо.
(Фриц спрашивает, может ли ребенок встать и пойти.) Ребенок. Я не хочу. Я даже сидеть не хочу. Мне нравится здесь. Мюриэл, не беспокойся обо мне.
Я была удивлена, но не поняла значение произошедшего. После первого мастер-класса с Фрицем я начала экспериментировать с гештальт-терапией.
Б. В следующий раз, когда мне приснился этот сон, я попыталась понять, какую часть меня представляет ребенок.
Мюриэл. Слава Богу, ты жив и здоров. Я так беспокоилась о тебе. У тебя было только молоко, ты был заперт в этом подвале без свежего воздуха.
Ребенок. Ты моришь меня голодом. Мне нужны яйца и апельсиновый сок.
Мюриэл. Но ты выглядишь здоровым и довольным. Ребенок. Да, я могу выжить на молоке, но я не могу расти и развиваться. Мне нужна другая еда.
(Здесь я вспоминаю свои результаты по психологическому тесту: «Креативна, но может быть более креативной, если не будет так стремиться к конкретным результатам... временами подавляет потребность в ориентации на собственный внутренний мир, например, в погоне за артистическими успехами». Я заменяю ребенка на маленькую Мюриэл).
Маленькая М. У меня полно молока, есть книги и самоуважение, истоки которого в любви и успехе. Но ты слишком занята, чтобы накормить меня настоящей пищей, поэтому я не могу расти. Я не могу творчески проявить себя.
Мюриэл. Что ты хочешь, что тебе нужно, чтобы вырасти?
Маленькая М. Ты знаешь, что мне нужно. Ты знаешь это с тех пор, как прошла те тесты. Мне нужны развлечения, музыка, танцы, прогулки на природе.
Мюриэл. Я знаю, но у меня нет времени.
Маленькая М. Перестань так много работать. Перестань так много думать. Ты поступаешь со мной нечестно. Откажись от своих навязчивостей. Позаботься обо мне наконец, черт побери.
Мюриэл. Я заботилась о тебе. Где бы ты сейчас была, если бы не я? Пока ты жила в приемных домах, я выросла и научилась разбираться в людях. Я была твоим родителем. Не надо меня обвинять теперь. Я ничего не могу сделать с тем, что так много думаю.
В. В следующий раз я продолжила работу с этим сном на
другом мастер-классе Фрица. В этот раз Фриц попросил
меня поговорить со сном.
Мюриэл. Прекрати преследовать меня. Оставь меня в покое.
Ребенок. Ты отвергаешь меня. У тебя нет на меня времени.
Мюриэл. Где бы ты была без меня. Я была тебе отцом и матерью. О, Боже! Я говорю как мой отец (громко смеюсь). Это его голос.
Отец. Я был тебе отцом и матерью. Будь благодарна.
Мюриэл. Это ложь. Что ты для меня сделал? Ты все время оставлял меня с чужими людьми. Все эти годы я была одна.
Отец. Но я тебя навещал в выходные.
Мюриэл. Да, большое дело ты сделал! Ты никогда не интересовался, как у меня дела, что произошло за неделю. Ты просто закрывал глаза на все. Я сумела прожить эти годы без тебя. (Возвращаюсь к ребенку.)
Ребенок. Я сумел прожить эти годы без тебя. Ты мне не нужна. Я прекрасно себя чувствую один. Не будь дурой. Перестань пытаться понять меня. Я здоров и счастлив. Фриц. Ребенок — это самая здоровая часть в вас.
Шаг за шагом я начала меняться. Некоторые изменения были сознательными решениями, некоторые случились сами собой. Я стала покупать больше музыкальных записей, стала чаще танцевать. Я стала давать ребенку, моей не размышляющей части, больше свободы. Я стала более эмоционально включенной на собственных воркшопах, больше доверяя своей интуиции и меньше полагаясь на компьютер в голове. Эффективность моих воркшопов для студентов заметно возросла. В конце концов Фриц оказался прав: ребенок — это самая здоровая часть меня, в работе с людьми мои чувства полезнее моих мыслей.
III. Встречи С людьми
Большая часть гештальт-самотерапии, которой я занимаюсь, посвящена иррациональным или болезненным чувствам, возникающим в межличностных отношениях. Терапия дает практическое средство для их регуляции. Как и в случае с другими техниками самотерапии (4) каждый раз, прорабатывая внешнее чувство к кому-то, я вижу, как оно испаряется, и чувствую, что могу относиться к этому человеку более рационально.
Далее я привожу пять шагов, которые представляют вольное руководство по использованию гештальт-самотерапии. Вы можете двигаться как назад, так и вперед, а в целом перечень выглядит следующим образом:
Как переживать внутренний конфликт
1. Отметьте сильное или болезненное переживание, вызванное другим человеком или событием: гнев, страх, боль, разочарование, ревность, зависть, зависимость, беспомощность, манипулирование, ощущение, что вас контролируют, или невротические симптомы, причиной которых явился тот человек: тревожность, депрессия или навязчивые мысли. Эти три симптома скрывают истинное чувство. Возможно появление физических симптомов: признаки напряжения, психосоматическое расстройство.
2. Представьте, что спорите с этим человеком. По очереди проиграйте каждую роль. Я всегда сопровождаю смену роли сменой стула и изменением позы. Некоторые мои студенты считают, что это отвлекает, они предпочитают просто менять голос.
Некоторые люди чувствуют себя свободнее в присутствии участников группы самотерапии, другим нужно уединение. У меня лучше всего получается в присутствии одного человека, которому я доверяю и знаю, что ему не будет скучно и он не станет высказывать оценочные замечания.
В присутствие большей аудитории я боюсь, что займу слишком много времени. В одиночестве мне не хватает серьезности, чтобы включиться в работу. Мне скучно, и я никуда не продвигаюсь. Я всегда закрываю глаза, чтобы не думать о публике и глубже погрузиться в фантазии.
1) Проговорите мысли обоих людей более откровенно, чем в реальной жизни.
2) Проговорите мысли, которые, как вам кажется, может иметь другой человек, особенно мысли, которые вас беспокоят, даже если, особенно если Взрослый внутри вас считает это иррациональным поведением, проекцией. Мы скрываемся именно за проекциями.
3) Преувеличивайте, карикатурно изображайте обе стороны. Я обычно включаю все тело: жестикулирую, строю рожицы, принимаю какую-то позу или ползаю по полу.
4) Оставайтесь в ситуации, пока не прочувствуете всю ее глубину. Вы достигнете эмоционального пика и потом начнете успокаиваться. Перед тем как совсем успокоиться, сделайте следующий шаг.
3. Спросите себя: «Кто и кому это сделал? » Измените одну сторону на человека или нескольких людей из а) вашего настоящего, б) вашего прошлого. Пройдите 1),
2), 3) и 4) пункты стадии 2.
4. Смените обоих людей на две стороны вашей личности. Пройдите пункты 2), 3) и 4).
5. «В чем заключается мой внутренний конфликт? » Это то, где вы сейчас. Не забудьте вернуться и при первой возможности испытать эту безвыходную ситуацию еще раз. «Каких небольших компромиссов я могу достигнуть на данной стадии между этими противоположными силами? »
Далее я привожу пример использования гештальт-самотерапии для исследования иррационального чувства, возникшего после встречи с одной моей студенткой.
История
На одном из моих воркшопов Джил получила ценную отрицательную обратную связь от группы. Она непрерывно фрустрировала остальных участников тремя способами: постоянно говорила обобщениями, туманно выражая свои мысли и нагоняя на группу скуку. Никогда не говорила о своих чувствах к происходящему, хотя это было единственное, что от нее хотели услышать. Она никогда не слушала, когда остальные участники пытались рассказать ей о собственных чувствах, казалось, она стремится прервать их и заставить ничего не чувствовать. Оставаясь верной своему паттерну, Джил применяла те же тактики, чтобы не слышать обратной связи.
Она была симпатичной женщиной, и группа относилась к ней со вниманием. Но их сильно фрустрировал ее отказ слушать. Меня же он фрустрировал сильнее всех. Я знала Джил и ее мужа и понимала, насколько эта обратная связь была важна для ее личной жизни. У меня было достаточно хорошее представление о скрытом значении этого паттерна, и мне очень хотелось заставить ее слушать, использовать этот опыт для личностного роста. Я не могла видеть, как она тонет. Я должна была спасти ее!
В перерыве я нашла время, чтобы поговорить с Джил и припереть к стенке, быстро объяснив ее положение, смысл поведения, ценность групповой обратной связи и готовность к самотерапии. Джил отреагировала на мои слова так же, как и на комментарии группы. Она долго говорила, пытаясь заглушить меня и максимально абстрактно, отказывалась признать чувства и сумела ничего не услышать про ценность обратной связи. Моя настойчивость в сочетании с давлением группы явно превысили то, что Джил могла вынести. На следующий день она ушла из группы. (Позже я узнала, что на следующей неделе она впервые занялась самотерапией, что позволяет судить о важности произошедшего процесса.)
Когда воркшоп закончился, я постоянно думала о Джил, снова и снова прокручивая в голове способы, которыми можно было бы донести до нее мои идеи. Мое навязчивое мышление обычно работает именно в такой форме.
Когда навязчивые мысли стали мучительными, я применила гештальт-самотерапию. Это стало шагом 1 — отметить сильное или болезненное чувство или невротический симптом: депрессию, тревогу, навязчивые мысли.
Шаг 2. Представьте, что спорите с этим человеком.
По очереди проиграйте каждую роль. Проговорите мысли каждого человека. Состоялся следующий диалог между мной и воображаемой Джил:
Мюриэл. Джил, пожалуйста, послушай меня. Мне нужно сказать тебе нечто очень важное.
Джил. Я не хочу слушать.
Мюриэл. Пожалуйста, позволь спасти тебя. Я не могу смотреть на то, что ты делаешь.
Джил. Не понимаю, о чем ты говоришь.
Мюриэл. Разве ты не видишь, что стараешься держать всех людей подальше от себя? Поэтому тебе так одиноко.
Джил. Я понятия не имею, что вы хотите. Оставьте меня в покое.
Мюриэл. Мы пытаемся быть рядом. Мы любим тебя. Хотим лучше тебя узнать, но ты не разрешаешь. Пожалуйста, послушай меня. Я хочу тебе помочь. Я все понимаю и могу все объяснить.
Джил. Оставь меня в покое. Уходи. Я не хочу тебя слушать.
Мюриэл. Тебе нужно хорошее питание, я пытаюсь накормить тебя. Ты голодна.
Джил. Я не могу проглотить твою еду. Перестань запихивать мне пищу в глотку.
Мюриэл. Пожалуйста, пожалуйста, не отталкивай меня. Не мори себя голодом.
ШагЗ. Кто и кому это делал?
Джил (кричит). Убирайся, черт тебя возьми! Ты такая же, как миссис Л. (приемная мать, которая силой заставляла меня есть, пока у меня не начиналась рвота. В этот момент Джил превратилась в Маленькую Мюриэл, а Мюриэл стала миссис Л.)
Миссис Л. (стоит над Маленькой Мюриэл, кричит, морщится). ЕШЬ! ЕШЬ, черт возьми! Я запихну это в твою глотку. (Жест запихивания еды.)
Маленькая М. (выпрямляясь). Пожалуйста, не надо. Я не могу. Я бы съела, если бы могла.
Миссис Л. (крик, срывающийся в визг). Ешь! Ешь! Я заставлю тебя это проглотить. Я тебя побью, если тебя стошнит.
Маленькая М. (на коленях, умоляя). Пожалуйста, не заставляй меня. Я не могу, я не могу. Пожалуйста, пожалуйста, оставь меня в покое.
Шаг 4. Смена обоих людей на стороны вашей личности.
Мюриэл 1. Перестань заставлять людей. Дай им спокойно пожить. Кем ты, черт побери, себя возомнила? Будь ты проклята.
Мюриэл 2. Но они так страдают, терпят лишения, а я знаю, что им нужно. Я должна их спасти. Я должна спасти этих бедняжек.
Мюриэл 1. Ты вшивая лицемерка! Притворяешься святой.
Ты просто одержима, вот и все.
Мюриэл 2. Нет, это не правда. Я должна накормить всех голодных. Я не могу вынести их вид. Я знаю, что им нужно.
Мюриэл 1. Чертова лгунья. Ты все врешь. Я ненавижу тебя (пинает и роняет стул). Я убью тебя, если ты не остановишься. Прекрати это. Прекрати заставлять людей. Дай им спокойно жить.
Мюриэл 2. Я хочу остановиться, потому что я очень устала, но не могу.
Шаг 5. В чем заключается мой внутренний конфликт?
Борьба между стремлением спасти людей и желанием дать им свободу, независимость, возможность идти своей дорогой.
После этого опыта я смогла менее напряженно общаться с другой студенткой, чье сопротивление мучило меня долгое время. На эмоциональном уровне я смогла принять то, что давно знала умом: только она сама сможет справиться со своим сопротивлением, это была не моя битва.
В Приложении II приведено еще 10 примеров гештальт-самотерапии. Все диалоги гештальт-самотерапии в этой главе и в приложении И сокращены в учебных целях. Реальный опыт занимает гораздо больше времени, чем эти примеры; все переживание сопровождается сильными эмоциями.
В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ
Большинство из нас боятся встретиться лицом к лицу со своими внутренними конфликтами. Мы предпочитаем все упрощать, замечать только одну сторону нашей личности, закрывать глаза на ее другие проявления, видеть себя двумерными. Не видя себя в целом, вы не осознаете свою подлинную идентичность. Эта слепота мешает вам достигнуть истинной близости с другими людьми. Как вы можете быть честными с другими, если лжете себе? Вы загромождаете жизнь невротическими защитами (симптомами), чтобы спрятать другую сторону. Чем сильнее ваша невротичность, тем больше вы портите свою жизнь скрытыми конфликтами, и тем отчаяннее избегаете встречи с ними.
Быть аутентичной личностью значит знать, кем вы на самом деле являетесь, познать конфликтующие стороны вашей личности. Самотерапия (и особенно гештальт-само-терапия) — это путь к познанию себя.
Когда вы достигаете своей скрытой грани и осознаете, что все эти годы лгали себе и другим, вам может стать стыдно. Настало время вспомнить, что эту систему защит вы создали не из воздуха и не ради шутки. Вы сформировали ее в детстве, чтобы выжить. Каждый из нас много лет назад получил от людей, от которых зависел, еле уловимое, возможно, невербальное послание. Может быть, неосознанно они исказили нашу личность угрозами отвержения. Мы были так беспомощны и зависимы, что просто не имели выбора. Следовательно, каждый раз погружаясь в скрытые чувства во время самотерапии, не забывайте возвраіцаться к своему Взрослому «я». Ваш Взрослый может напомнить, что эти искажения служили цели выживания. Если вы будете забывать возвращаться к своему Взрослому после каждого опыта самотерапии, ваш жестокий Родитель возьмет верх
и накажет вас ненавистью к себе, стыдом или виной. Если ваш Взрослый слишком слаб, обратитесь к помощи терапевта или другого уважаемого вами взрослого, который послужит вам моделью. Постарайтесь в эти моменты вспоминать его рациональные слова.
Система игнорирования собственной целостности ког-да-то была эффективной и жизненно важной, но сейчас она изжила себя и мешает личностному росту. Если вы рискнете прочувствовать скрытые стороны ваших внутренних конфликтов, то перестанете прыгать на одной ноге и быть калекой. Вы сможете выбросить костыли (защиты), научитесь бегать, прыгать и танцевать как полноценный человек.
Целостная личность имеет три измерения, комплекс различных черт. Сферы личности невротика повреждены, они искусственны, у него есть только два измерения, потому что он отвергает одну сторону внутреннего конфликта и преувеличивает другую. Он представляет пародию на целостную личность.
Когда вы душите одну часть своей личности, она начинает бороться и вынуждает вас обратиться к провальному поведению. Один из провальных паттернов — стремление быть с кем-то, кто демонстрирует ваши скрытые черты (кто-то, чьи защиты противоположны вашим), и вы очень остро реагируете на них. Вы можете идеализировать и переоценивать эту черту, все время думать о том человеке или презирать это качество и стремиться изменить этого человека. Часто вы испытываете оба состояния: умоляете его измениться и в то же время заставляете отыгрывать поведение, на которое жалуетесь (4).
Далее я привожу несколько примеров конфликтов, которых люди избегают, замечая только одну сторону и игнорируя другую.
Мягкий - жесткий
Невротически мягкий человек пассивен в самый неподходящий момент, он подавляет реакции на болезненные ситуации, что приводит к возникновению телесных недугов (например, головной боли). Под его мягкостью скрывается скопившийся гнев. Каждая уступка, которую он переживает как унижение, только усиливает гнев. В фантазиях он кажется себе опасным человеком: если он осмелится почувствовать собственный гнев, то не сможет справиться с ним, и волна ярости захлестнет его и заставит совершить что-нибудь ужасное. Это самореализующееся пророчество, поскольку долгие периоды самодисциплины неминуемо приводят к вспышкам ярости. Компульсивно мягкий человек вырос в семье, где выражение гнева было слишком опасным, и ребенок очень хорошо усвоил этот урок.
Компульсивно жесткий человек стыдится собственной мягкости и использует псевдожесткость, чтобы спрятать ее. Ребенком он слишком рано, задолго до психической готовности к независимости перешел на стадию подросткового бунта. Он был злым и циничным с родителями в том возрасте, когда дети учатся доверять. Сегодня он боится почувствовать жажду любви и заботы, которые отверг ког-да-то, чтобы избежать разочарования. Он излишне жестко реагирует на мягких людей, называет слабаками, презирает их миротворческие усилия. Втайне он боится, что может сдаться и уподобиться этим людям, потерять жесткость и силу, которые помогли ему пройти сквозь тяготы детства. Как и все невротики, он продолжает битву, начатую в далеком прошлом.
Мягкому человеку часто нравится жесткий, он получает удовлетворение, наблюдая «сильное» отыгрывающее поведение, так как его собственный гнев скрыт. Жесткий человек считает мягкого трусом. Он даже не подозревает, что эта пассивность чаще скрывает страх перед собственным гневом, а не боязнь других людей.
Доверчивый - подозрительный
Невротически доверчивый человек прячет голову в песок подобно страусу, боясь встречи с реальностью. Ему хочется верить, что «все к лучшему в этом лучшем из всех возможных миров». Умышленная слепота превращает его в жертву болезненных неожиданностей. Простой наивный родитель служил ему моделью и учил не обращать внимания на болезненные семейные реалии.
Подозрительный человек старается избегать неожиданностей. Он видит мир враждебным и опасным, населенным людьми, которые стремятся его эксплуатировать. Он всегда настороже и готов к самообороне. Прилагая безумные усилия, чтобы избежать боли, он умудряется перехитрить самого себя. Такой человек искажает реальность и подгоняет ее под свои ложные представления, создает ситуации, которых большего всего боится. Отвергая людей, он отталкивает их, поэтому ему кажется, что окружающие его отвергают. Истолковывая их теплоту как холодность, он фру-стрирует их, что приводит к утрате этой теплоты. Обвиняя и несправедливо осуждая, он настраивает людей против себя. Подозрительный человек слеп к большинству хороших вещей, он идет по жизни, собирая лишь неприятности и страдания. В раннем возрасте он научился цинизму у неискренних, обманувших и забросивших его родителей. Разве он может теперь поверить, что мир совсем не таков, как его родительская семья?
Умный - глупый
Компульсивно умный человек когда-то был ребенком глупого родителя, которого легко высмеивал и обманывал, и родителя, который ценил в нем только ум. Сегодня он не в контакте со своими чувствами, не слишком уважает или не испытывает особого интереса к эмоциональной жизни. Он пытается (и терпит неудачу!) поддерживать межличностные отношения только на интеллектуальном уровне. Такой человек переоценивает собственный интеллект, оказываясь в действительности не таким умным, как в своих представлениях. Он компульсивно пытается произвести впечатление на себя и других, демонстрируя интеллектуальные способности.
Компульсивно глупый человек испытывает невротическую потребность казаться глупым, хотя достаточно умен.
В раннем детстве он получил от родителя скрытое послание: его могут любить только в роли глупца. Разыгрывая из себя глупца, он преследует следующие цели: (а) выживание; (б) преувеличивая собственную глупость, он фру-стрирует и наказывает обманувших его родителей. Он превращается в карикатуру родительских требований, как будто заявляя: «Хорошо, если вы хотите этого, вы это получите. Вы будете этим сыты по горло». Став взрослым, он продолжает придерживаться своего старого паттерна и стремится попасть под впечатление компульсивно умного (см. выше), создать с ним семью, так как умный прекрасно подходит на роль родителя. Умный нуждается в ком-то, в сравнении с кем можно почувствовать собственное превосходство. Глупый нуждается в человеке, которого можно фрустрировать явной глупостью. Каждый принимает другого партнера в этой роли.
Если глупый человек перерастает невротическую тенденцию и начинает познавать себя, то ясно видит реальность. Ум других людей больше не производит на него такого впечатления. Если его партнер остается при своих невротических тенденциях, то брак рушится.
Красивый - уродливый
Этот внутренний конфликт свойствен как мужчинам, так и женщинам, но чаще он встречается у женщин, поскольку наша культура приравняла рыночную стоимость женщины к ее физической красоте. Компульсивно уродливая женщина в раннем детстве получила послание от своей красивой матери, которая боялась конкуренции. Она неявно дала дочери понять, что готова принять ее только в роли простушки Джейн. Ребенок играет эту роль на протяжении всей жизни, превращаясь в компульсивную неряху, безвкусно одетую и, как правило, полную женщину. Она может стать привлекательной, почти не прилагая никаких усилий, однако подчиняется скрытой команде из прошлого. Этот паттерн, как и описанный выше паттерн глупца, служит двум целям: (а) когда-то он имел ценность выживания и (б) он фрустрирует и смущает мать, которая отчаянно пытается научить дочь хорошим манерам. Дочь как будто говорит ей: «Ты хотела некрасивую, страшную дочь? Хорошо, получай».