(при желании учитель их может заменить)
Содержание учебного материала | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
5 класс | |
Устное народное творчество Устное народное творчество донецкого края. Пословицы, поговорки, загадки о донецком крае. Донбасс и календарные обряды и традиции. Г.И. Успенский – автор первых публикаций шахтерского фольклора. А. Ионов – собиратель донецкого фольклора. «Добрые дела не исчезают». Петр Тимофеев – энтузиаст собирания донецкого фольклора. | Называет малые формы устного народного творчества; - объясняет понятие «фольклор»; приводит примеры загадок, пословиц, поговорок о донецком крае; различает пословицы и поговорки; - создает устное связное высказывание с опорой на изучаемый материал; - рассказывает о собирателях фольклора донецкого края; |
Литературные сказки Сказочные мотивы в творчестве Иосифа Курлата (сб. «Мы с вами с усами», «Беспокойный сосед» и др.). В.М. Гаршин – уроженец Бахмутского уезда. «Сказка о жабе и розе», «Красный цветок». | выразительно читает сказки с соблюдением правильной интонации; - знает содержание изученных сказок; - пересказывает их; - составляет характеристику сказочных героев по их поступкам и поведению; - объясняет различия между стихотворной и прозаической речью; - отличает литературную сказку от народной. |
6 класс | |
Мифы и легенды, сказки и басни Мифы и легенды о Саур-Могиле. Павел Шадур – баснописец Донбасса. «Уголь и порода», «Комбайн и лопата» и др. произведения автора. Иван Костыря «Дума о Саур-Могиле». Леонид Жариков «Конь Тарас и его железный брат». Алексей Ионов «Песни и сказы Донбасса». Николай Хапланов. Поэма «Пращуры и потомки». | - выразительно читает и пересказывает содержание произведения; - объясняет понятия «миф», «сказ», «басня»; - расшифровывает их смысл, значения нравоучительного вывода; - характеризует басенных героев, выражая свое отношение к ним; - объясняет заключенную в баснях (сказах) народную мудрость; |
Поэты и писатели донецкого края о родной природе Проникновенное чувство любви к «малой» родине, ее природе, интерес к прошлому. Рассказ А. Зарубы «Запах родного дома». Тема природы в творчестве мариупольских поэтов (В. Мамиев «Может, осенью, может, летом», А. Ладкин «Разбросала ночь по саду», П. Бессонов «Ночи такие теплые», В. Пыхтин «Осенний мотив», Н. Новоселов «Когда морщинится от холода листва» и др.). | - объясняет смысл понятия «малая » родина; знает содержание рассказа; - определяет тему рассказа и смысл его названия, выделяет важные для понимания характеров героев эпизоды; - характеризует героев; выражает свое отношение к ним. |
7 класс | |
Героический эпос донецкого края Донецкий край в народных думах. «Дума о побеге трех братьев с Азова» «Вдова Сирка Ивана» и др. Василь Лукич Юхимович «Сказ о камне огня». | - знает содержание дум и сказов; - читает и пересказывает их; |
Поэты и писатели донецкого края о родной природе. Михаил Ртищев «В защиту природы». Патулиди «Экологическое». Михаил Ртищев «Озоновая дыра». Татьяна Литвинова «Моему поколению внушали…», «Мы травим море постепенно». Владимир Черепков «Крик души». Анатолий Кравченко «Булавинка». Борис Белаш «Террикон». Виктор Руденко «Террикон». Геннадий Щуров «Пропал родник». Василий Бахтаров «Мы все ему поклоны бьем». Борис Белаш «Криница», «Прильни к студеным родникам». Тема цветов в творчестве поэтов Донбасса: Анатолий Кравченко «Цветы». Борис Белаш «Георгин». Леонтий Кирвяков «Каждый язык – цветок». Жанна Левитина «Одуванчики». Людмила Прокопова «Лепесток». Елена Стопина «Цветок». | - владеет материалом и навыками анализа литературного произведения по представленному учителем образцу, приводит отдельные примеры из текста; - под руководством учителя анализирует текст, подбирает цитаты в подтверждение высказанной мысли; - определяет роль изобразительно-выразительных средств в стихотворениях; - выразительно читает произведения; словесно рисует образы и картины; - подбирает дополнительный материал из интернет-ресурсов на тему: «Как связаны названия цветов с содержанием древнегреческих мифов». |
8 класс | |
Михаил Фролов. Очерк жизни и творчества. «Память», «Я ищу тебя по свету», «Донецкое приморье». Василий Горяйнов – поэт и журналист. Анализ поэтических сборников: «Утро шахтера», «Зерно», «Мой огонь», «От души», «Зеленое половодье». Владимир Труханов. Очерк жизни творчества. Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря», «Ворочаются в небе краны», «Госпиталь. Татария. Зима», «Нет у них ни кладбищ, ни крестов» и др. | - рассказывает о жизни и творчестве поэтов; - определяет мысли и чувства авторов, запечатленные в стихотворениях, передает их в форме связных высказываний с опорой на художественный текст; - формулирует главную мысль стихотворения; отмечает значения изобразительно-выразительных средств языка; |
Нерасторжимая связь человека с природой и родиной. Валерий Зеленский «Запишите в «Красную книгу». Чернобыль в творчестве Николая Хапланова. Документальная повесть «Смерти став на пути!» Чернобыль в творчестве мариупольцев. Н. Новоселов «Чернобыль-85». С. Алымов «Дозиметрический контроль» «Чернобыльская сирень» и др. | - объясняет, как отражаются в художественных произведениях действительные исторические события и какую роль в раскрытии данной темы играет художественный вымысел. |
9 класс | |
Битва на реке Калке и ее отражение в творчестве писателей донецкого края. «Повесть о битве на реке Калке». Борис Ластовенко. «Побег князя Игоря из половецкого плена». И.А. Бойко «Дружины князя Игоря близ Святогорска». Ю. Сафонов «Загадки седой Каялы». Н. Колодяжный «Так где же ты, река Каяла?», «Шла дружина в степь». М. Ртищев «Плач Ярославны» и др. Анатолий Кибирев «Слово – песнь потомка Бояна». | - сопоставляет сюжет, образы, фрагменты «Слова…» с их художественным воплощением в произведениях поэтов и писателей Донбасса; |
Поэты донецкого края о поэзии и поэтах. «Здесь голос Пушкина звучал». Стихи поэтов донецкого края о Пушкине (Алла Баженова, Олег Поляков, Оксана Шуруй, Евгений Дворянчиков и др.) «И нет ему забвения по праву и смерти – нет». Лермонтовские мотивы в творчестве М.Т. Ртищева «Машук», «Штыком начертаны слова», «Творения Бернардации», «Эолова арфа», «Лермонтовская галерея», «Провал», «Город Дианы». | - выразительно читает стихотворения; рассказывает о мыслях и чувствах, переданных в них; - комментирует и интерпретирует произведения; - определяет идейный смысл стихотворений; отмечает художественное своеобразие произведений. |
10 класс | |
Н.Е. Каронин-Петропавловский. Очерк жизни и творчества. «Очерки Донецкого бассейна». Тема Донбасса в творчестве писателя. Писатели-краеведы Николай Колодяжный. Макеевский краевед. «Из истории родного края». Сборник статей по краеведению. История донецкого края в произведениях писателей. Леонид Губин «Первопроходец». | - знает содержание произведения; - формулирует проблемы, поставленные в соответствии с поставленным заданием; - дает собственную оценку произведению - составляет тезисы лекции учителя, принимает участие в беседе; - делает сообщения по данной теме; |
«И штык, и перо приближали Победу» Поэты-земляки – участники Великой Отечественной войны (Борис Котов, Леонтий Кирьяков, Владимир Труханов и другие). Яростное противоборство добра и зла в поэтическом сборнике Владимира Калиниченко «Фонограмма сердца», поэме Анатолия Сафонова «Миус» и повести Виктора Шутова «Смерти смотрели в лицо». | - выразительно читает произведения по теме; - передает свое впечатление от прочитанного. |
11 класс | |
Современная литература донецкого края Алексей Валерьевич Шепетчук. «Элегия», «Роскись», «Кто верит в Бога», «Письма огненных лет», «Что солдату снится», «Девочка рисует море», «Море», «У моря» и др. Поэзия Н.Н. Новоселова. Анализ лирических произведений: «Старинная песня», «Кони скачут по кромке прибоя», «Одиночество в дом постучалось», «Крым», «Минута молчания», «Все начинается сначала…». Лирика Александра Гросова, Елены Морозовой, Людмилы Буратынской, Александра Ланина, Виктора Семина, Тамары Семиной, Елены Лаврентьевой, Натальи Хаткиной и др. | - выразительно читает стихотворения, - определяет основные мотивы лирики современных поэтов донецкого края; - отмечает богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; - анализирует стихи, раскрывая своеобразие художественных приемов; - интерпретирует стихотворения; |
Диссиденты донецкого края Возвращенные имена и произведения. Писатели-краеведы Хранители истории Азовских берегов. Спиридон Кудокоцев «Ищите гуннов в Урзуфе». Василий Морозов «Пушкин проезжал севернее». | - знает содержание произведений, анализирует их, формулирует проблемы, поставленные писателями-диссидентами; - составляет тезисы лекции учителя, принимает участие в беседе, ведет диалог с одноклассниками; - делает выводы и сообщения по теме; |
Писатели-современники Анна Ревякина, Владимир Скобцов, Вячеслав Теркулов, Марина Бережнева, Дмитрий Трибушный, Лиана Мусатова, Валерий Герланец, Никита А. Дмитренко, Ирина Горбань, Иван Донецкий, Александр Сурнин, Александр Сигида, Владимир Чачанидзе, Алиса Фёдорова, Мария Панчёхина, Екатерина Ромащук, Иван Ревяков, Михаил Афонин, Фёдор Березин, Владислав Русанов, Геннадий Дубовой, Екатерина Булах, Александр Сорокин и др. | - выразительно читает стихотворения, - определяет основные мотивы лирики современных поэтов донецкого края; - отмечает богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; - анализирует стихи, раскрывая своеобразие художественных приемов; - интерпретирует стихотворения; - выразительно читает прозаические произведения, знает содержание текстов и их жанры, анализирует художественные произведения, формулирует проблемы, поставленные писателями-прозаиками; - передает свое впечатление от прочитанного, делает сообщения, и доклады, проводит исследования. |
Приложение 3