ство РФ, а по его поручению уполномоченные им центральные органы государственного управления, а также органы управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления достаточно широко пользуются этим правом. В частности, Правительство Москвы в 1996 г. создало ряд казенных унитарных предприятий. Среди них унитарное предприятие «Московский кинопрокат» и др.
Федеральным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый соответствующим федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ.
Фирменное наименование УПОУ должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Органы управления делами УПОУ идентичны органам управления УПХВ. Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 утвержден порядок планирования и финансирования деятельности казенных предприятий, которым в основных чертах определена мера оперативно-хозяйственной самостоятельности такого рода предприятий. Этим актом предусмотрено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного УП осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия, а взаимоотношения с поставщиками материально-технических ресурсов и потребителями его продукции строятся на договорной основе. Деятельность такого казенного предприятия планируется уполномоченным органом управления, который за три месяца до начала планируемого года утверждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином России план-заказ по установленному кругу показателей (объем поставок, цены, сроки и т.п.). Самостоятельную хозяйственную деятельность такое предприятие вправе осуществлять с разрешения уполномоченного органа и реализовывать полученную от этой деятельности продукцию по свободным тарифам и ценам.
|
Прибыль УПОУ, получаемая от выполнения плана-заказа и самостоятельно заключаемых и выполняемых договоров, направляется на совершенствование производственной деятельности и социальные цели по нормативам, которые ежегодно устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке, установленном Минэкономразвития России и Минфином России. Свободный остаток прибыли подлежит изъятию в бюджет.
УПОУ отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. УПОУ может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.
ГЛАВА
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
6.1. Юридическое регулирование прав и обязанностей
Права и обязанности предпринимателей регламентируются (устанавливаются) действующим законодательством, обычаями делового оборота и возникают:
• из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему;
• из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве возникновения гражданских прав и обязанностей;
• из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
• в результате приобретения имущества по основаниям, 'допускаемым законом;
|
• в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
• вследствие причинения вреда другому лицу;
• вследствие необоснованного обогащения;
• вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
• вследствие событий, с которыми закон или иной правовой
I акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Под обычаем делового оборота признается сложившееся и ши
роко применяемое в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не предусмотренное законода
тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-
либо документе.
Гражданским законодательством признается, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принад-
лежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращение этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законодательством ГК РФ.
Не считаются правомерными и не допускаются ГК РФ действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Существуют различные формы защиты гражданских прав. К ним относятся: ■<*!"
• признание права;
• восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
|
• признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;
• признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
• самозащита права;
• присуждение к исполнению обязанностей в натуре;
• возмещение убытков;
• взыскание неустойки;
• компенсация морального вреда;
• прекращение или изменение правоотношения;
• неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
• иные способы, предусмотренные законом.
В условиях действующего законодательства граждане как предприниматели имеют право:
• заниматься любым видом предпринимательской деятельности, не запрещенной законом;
• создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; иметь в собственности (хозяйственном ведении) любое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
• самостоятельно планировать свою предпринимательскую деятельность;
6, Права, обязанности, ответственность, этические принципы предпринимателя 101
• самостоятельно выбирать потребителей продукции и поставщиков всех видов материально-технических ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности;
• совершать любые, не противоречащие закону сделки и участ-ствовать в обязательствах;
• самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников, различные дополнительные формы ма-
1 териального поощрения, не противоречащие трудовому законодательству и учредительным документам;
• устанавливать дополнительные отпуска наемным работникам;
• самостоятельно привлекать к трудовой деятельности работников, заключая с ними договоры гражданско-правового характера, трудовые договоры (контракты) в соответствии с трудовым законодательством;
• заниматься внешнеэкономической, внешнеторговой деятельностью в соответствии с установленным порядком;
• открывать счета в любых банках;
• пользоваться финансово-кредитной, имущественно-материальной поддержкой и другими формами государственной поддержки в соответствии с действующим федеральным законодательством и законами, принимаемыми органами представительской власти субъектов РФ;
• получать государственный заказ на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг;
• на пенсионное, медицинское и социальное страхование;
• на защиту своих законных интересов (прав) от неправомерных решений органов государственной власти и должностных лиц.
Предприниматели как граждане имеют все личные имущественные и неимущественные права, установленные Конституцией РФ, ГК РФ и другими законодательными актами.
В соответствии со ст. 21 первой части Налогового кодекса РФ предприниматели как налогоплательщики имеют право:
• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах, сборах, законодательстве о налогах и сборах;
• получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес
тиционный налоговый кредит в установленном порядке;
• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен
ных либо излишне взысканных налогов;
• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюде
ния законодательства о налогах и сборах;
• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых
органов и их должностных лиц, которые не соответствуют
налоговому законодательству;
• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
• требовать соблюдения налоговой тайны;
• требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) должностных их лиц.
Физические лица как индивидуальные предприниматели наряду с перечисленными имеют следующие права:
• быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере;
• быть руководителями (в том числе единоличными) акционерного общества (по заключенному договору с АО);
• быть в установленном порядке арбитражным управляющим (внутренним, внешним, конкурсным);
• выступать на организованном рынке ценных бумаг в качестве брокера;
• заниматься аудиторской деятельностью.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.
Обязанности предпринимателей как хозяйствующих субъектов установлены действующим гражданским законодательством, другими федеральными законами и нормативными актами. Предприниматели обязаны:
• в установленные сроки встать на учет (переучет) в налоговом
органе и зарегистрироваться в уполномоченных органах го
сударственных внебюджетных социальных фондов;
6. Права, обязанности, ответственность, этические принципы предпринимателя 103
• самостоятельно использовать обязанности по уплате налогов в определенные сроки и в размере, установленном законодательством;
• самостоятельно исполнять обязанности по внесению в установленном размере и в определенные сроки других обязательных платежей и сборов;
• своевременно предоставлять в налоговый орган декларацию о доходах, другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и друшх обязательных платежей;
• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством и нормативными актами, обеспечивая их сохранность в течение четырех лет;
• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого,'или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
• выполнять решения налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
• выполнять другие налоговые обязанности в соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ и другими федеральными законами о налогах и сборах;
• в установленном порядке получать лицензии на те виды деятельности, осуществление которых возможно только при получении лицензии в соответствии с федеральным законом;
• выпускать продукцию, выполнять работу, оказывать услуги в соответствии с действующими стандартами и (или) сертифицированную;
• не наносить своей деятельностью вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения и потребителям товаров (работ и услуг);
• создавать необходимые санитарно-гигиенические и безопасные условия труда для наемных работников;
• в установленном порядке заключать коллективные договоры (соглашения) с профессиональными организациями и своевременно их выполнять;
• не допускать монополистической деятельности на товарных рынках, недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением на рынке, не заключать соглашений, ограничивающих конкуренцию;
• не устанавливать монопольно высоких либо низких цен, соблюдать законодательство о регулировании ценообразования;
• в установленном порядке вести учет доходов и расходов, затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
• совершать сделки, заключать и исполнять предпринимательские договоры в соответствии с гражданским законодательством;
• не допускать ненадлежащей рекламы своих товаров (недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной, скрытой);
• в установленные сроки и в полном объеме предоставлять в государственные органы статистическую отчетность о результатах хозяйственно-финансовой деятельности.
Предприниматели (индивидуальные и коллективные) должны выполнять и другие обязанности в соответствии с гражданским, арбитражным, административным, уголовным законодательством.
Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 56 устанавливает общий принцип, согласно которому юридическое лицо несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом независимо от того, к каким видам и фондам это имущество относится, выполняет ли оно функции основных или оборотных средств (капитала), является ли движимым или недвижимым, состоит ли в наличных средствах в наличнойили безналичной форме, ценных бумагах или долях участия и т.д. Единственным исключением из этого принципа является ограниченная ответственность учреждения, финансируемого собственником закрепленного за учреждением имущества (т.е. его учредителем). Такое учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В отношении казенного предприятия и финансируемого собственником учреждения ГК РФ указывает, что они отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 113 (п. 5), 115 и 120 настоящего Кодекса.
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предус-
& Права, обязанности, ответственность, этические принципы предпринимателя 1 OS
дготренньгх ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц (права, обязанность, ответственность), являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
6.2. Предпринимательская этика
Разработка правил, норм, систем взаимоотношений — одно из главных условий, препятствующих проявлениям беззакония, непредсказуемости поведения и дестабилизации общества.
v Исторически сложились формальные и неформальные систе-*ш норм, разница между которыми заключается в степени юридического закрепления санкций за их нарушение.
К формальным нормам можно отнести, например, Гражданский кодекс РФ, нарушение которого может повлечь за собой судебное разбирательство и наказание по суду. К неформальным — кодексы и принципы предпринимательской этики, нарушение которых ведет в первую очередь к моральным санкциям.
Необходимость и возможность совместного существования формальных и неформальных норм взаимоотношений в рыночной системе объясняется в первую очередь тем, что многие действия и поступки предпринимателей и их последствия не могут быть строго формализованы и юридически оформлены.
Роль неформальных кодексов, основанных на морально-этических принципах и правилах по мере научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества неуклонно возрастает. Приобретают большое значение моральные и этические нормы жизни общества: право на достойные условия труда, здоровую окружающую среду, обилие духовных благ и др.
Для реализации данных ценностей необходим высокий уровень развития производительных сил общества и культуры.
В начале XX в. (1912) деловым обществом России были приняты известные «Семь принципов ведения дел в России», соблюдение которых обеспечивало достижение успеха в делах предпринимателей:
1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффективного решения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает проявлять себя во всем блеске.
5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавши, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Конечно, за прошедшие с тех пор годы деловая среда как в России, так и в мире существенно изменилась. Но несмотря на это основные постулаты, сформулированные в «Семи принципах», сохраняют свое значение и в наши дни.
& Права, обязанности, ответственность, этические принципы предпринимателя 107
К настоящему времени в мировой экономике изменяется соотношение юридических и нравственных сфер ее регулирования, возрастает интерес к этическим проблемам. В странах с развитыми этическими отношениями является общепринятым, что вопросы культуры предпринимательства, деловой этики, социально-психологических методов управления беспокоят предпринимателя не меньше, чем эффективность производства.
Под этикой понимают систему нравственных правил (норм) межличностного общения людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом. Это могут быть правила, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (профессиональные кодексы).
Выделим из этики в целом интересующий нас в наибольшей степени ее фрагмент — предпринимательскую этику и определим последнюю как соответствующие нерегламентированные нормативно-правовыми актами правила межличностного общения людей в процессе предпринимательской деятельности.
Соответствие поведения предпринимателя нормам предпринимательской этики представляет собой одну из главных составляющих деловой репутации и предпринимательского имиджа.
В странах с развитой рыночной экономикой успешно действующие фирмы активно работают над укреплением своей репутации и формированием своего позитивного социального имиджа. Это объясняется целым рядом причин, важнейшими из которых можно назвать:
• устойчивое влияние положительных социально-психологических факторов на рост экономических результатов деятельности фирм;
• расширение участия работников в управлении производством;
• изменение приоритетности в трудовой мотивации — от стремления больше заработать до психологической комфортности, творческой самореализации и т.п.;
• осознание фирмами экономической мощи товарной марки, в которой воплощены высокое качество товара и деловая репутация.
В настоящее время существуют различные трактовки норм предпринимательской этики. Наиболее удачное их определение и сочетание, адекватное сложившейся сфере российского предпринимательства, может быть выражено следующими принципами:
1. Безусловная деловая обязательность, предусматривающая выдерживание обязательственных ограничений даже в ущерб себе, а при неприемлемости такого ущерба — нахождение компромисса должника с кредитором.
2. Взвешенное пользование правами, которое, в частности, предусматривает минимизацию ущерба для иных лиц при прочих равных условиях.
3. Уважение интересов и ограничений других лиц посредством их учета в своем поведении.
4. Паритетность восприятия контрагентов.
5. Уважение чести и достоинства, как собственных, так и партнеров, конкурентов, отказ от постановки характера межличностных отношений в зависимость от материального, должностного или иного положения и состояния.
6. Разграничение деловых (должностных) и межличностных отношений.
7. Отказ от привнесения в межличностные отношения собственных проблем и отягчающих обстоятельств.
8. Уважение действующего права, подразумевающего по крайней мере его знание и отказ от декларирования противоправных намерений или действий в сочетании с максимально возможным следованием законоуложениям.
ГЛАВА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры следует рассматривать в контексте развития рыночных отно^ шений в народном хозяйстве, неотъемлемой частью которого являются отрасли, организации и учреждения культуры. Экономические отношения охватывают сферу производства культурных благ и услуг в силу того, что в ней используются экономические ресурсы, а ее результаты поступают в экономический оборот1.
Однако существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводят к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики.
К ним относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью культурных благ и услуг и соответствующими гарантиями государства по обеспечению стандартов культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивым, неравномерным, а порою низким потребительским спросом населения на продукцию и услуги организаций и учреждений культуры.
Другим важным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства, являются технологические особенности производства культурных благ и услуг, проявляющиеся в длительном цикле подготовительного и производственного периодов, а также в длительном периоде реализации продукции, что требует вложения значительных финансовых затрат на значительный период времени, связанный с подготовкой и «раскруткой» исполнителей в шоу-бизнесе, подготовкой текстов оригинальных литературных материалов (идей, сценариев), музыкальных произведений и т.д. Также растягивается на долгое время и возврат средств.
1 Анализ характера и особенностей действия экономических отношений в сфере культуры можно найти в кн.: Иванов Т.П., Шустрое М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ, 2001.
Высокая капиталоемкость рада культурных проектов в сочетании с длительным циклом инвестирования приводит к необходимости поиска большого объема заемных средств, что ограничивает возможности развития предпринимательства в российской культуре. Сошлемся на крайние величины капиталоемких проектов: бюджет американских фильмов категории А (высокой постановочной сложности) достигает 200 млн долл. Российские кинопродюсеры не в состоянии осуществлять такие кинопроекты, в силу чего наиболее распространенной является тенденция производства малобюджетных фильмов. Тем не менее бюджет таких фильмов также значителен по российским меркам и требует поиска инвесторов, спонсоров, господдержки и т.д.
Уникальный характер продукции определенного круга организаций и учреждений культуры порою недоступен массовому потребителю в силу того, что развитие искусства часто опережает вкусы потребителей. Эта продукция может не найти спроса у современного зрителя или требует значительных средств для его пропаганды и продвижения к потребителю.
Для сферы культуры поэтому характерным является избыточное предложение услуг и товаров, не находящих своего потребителя. Об этом свидетельствует неполная загруженность залов учреждений культуры, в то же время две трети выпущенных кинофильмов не поступает в систему кинопроката и кинопоказа. Низкая мобильность услуг и товаров культуры создает крайне неравномерное обеспечение товарами и услугами культуры населения отдельных регионов страны. Недостаточный уровень культурного обслуживания характерен в первую очередь для сельской местности, отдаленных населенных пунктов, не имеющих нормальных транспортных коммуникаций и развитой инфраструктуры. Поэтому некоторые учреждения и организации культуры в своей деятельности дистанцируются от потребителя, существуют в определенной независимости от него. В этих случаях расходы на реализацию культурных проектов такого рода или на содержание учреждений и организаций культуры, осуществляющих их, вынуждены брать на себя либо спонсорские организации, либо, что в России чаще всего происходит, государство. Именно поэтому в области культуры велико число некоммерческих организаций, не предполагающих получения прибыли от своей деятельности, но и не несущих особого коммерческого риска. Все это обусловливает существование системы ценообразования на подобную продукцию и
||клуги, с характерным низким уровнем цен или вообще их бесплатным предоставлением.
Высокая степень творческих, технологических, а следовательно, и коммерческих рисков, обусловленная несовпадением интересов продюсеров и авторов, характерная для творческих культурных проектов, требует больших затрат на маркетинговые исследования. Их проведение отдельными продюсерами или организациями в России — явление крайне редкое.
Рассмотрим более подробно особенности развития рыночных отношений и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в сфере культурного обслуживания населения.
Развитие рыночных отношений
Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу культуры и искусства в России начали формироваться в период перестройки народного хозяйства.
Однако возможность осуществления творческой и хозяйственной деятельности на рыночных принципах для большинства организаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограниченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению полу- Щшгь государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей (основы законодательства о культуре, законы о телевидении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.).
Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя российские условия внедрения рыночных отношений заметно отяготили его. Исторический опыт развития культуры и искусства многих стран в рыночных условиях позволяет сделать заключение об ограниченном характере действия рыночных регуляторов в этой сфере деятельности вообще.
Экономическая наука последовательно пыталась спроецировать основные экономические теории на сферу культуры и искусства. Первоначальные концепции универсальности рыночных регуляторов, превращавших творческих работников в наемных работников, служащих воспроизводству человеческого фактора производства (позднее — человеческого капитала), оказались не вполне применимыми к сфере культуры и искусства. Вследствие этого возникли теории, признававшие объективную необходимость существования сферы культуры и искусства как отрасли экономи-