Организация маркетинга на кинопредприятии 8 глава





ство РФ, а по его поручению уполномоченные им центральные органы государственного управления, а также органы управления субъектов Федерации и органы местного самоуправления достаточ­но широко пользуются этим правом. В частности, Правительство Москвы в 1996 г. создало ряд казенных унитарных предприятий. Среди них унитарное предприятие «Московский кинопрокат» и др.

Федеральным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый соответствующим федеральным органом ис­полнительной власти, определенным Правительством РФ.

Фирменное наименование УПОУ должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Органы управления де­лами УПОУ идентичны органам управления УПХВ. Постановле­нием Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 утвержден порядок планирования и финансирования деятельности казенных предприятий, которым в основных чертах определена мера опера­тивно-хозяйственной самостоятельности такого рода предприятий. Этим актом предусмотрено, что производственно-хозяйственная де­ятельность казенного УП осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия, а взаимоотношения с по­ставщиками материально-технических ресурсов и потребителями его продукции строятся на договорной основе. Деятельность такого ка­зенного предприятия планируется уполномоченным органом уп­равления, который за три месяца до начала планируемого года ут­верждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином России план-заказ по установленному кругу показате­лей (объем поставок, цены, сроки и т.п.). Самостоятельную хозяй­ственную деятельность такое предприятие вправе осуществлять с раз­решения уполномоченного органа и реализовывать полученную от этой деятельности продукцию по свободным тарифам и ценам.

Прибыль УПОУ, получаемая от выполнения плана-заказа и самостоятельно заключаемых и выполняемых договоров, направ­ляется на совершенствование производственной деятельности и социальные цели по нормативам, которые ежегодно устанавлива­ются уполномоченным органом управления в порядке, установ­ленном Минэкономразвития России и Минфином России. Сво­бодный остаток прибыли подлежит изъятию в бюджет.

УПОУ отвечает по своим обязательствам тем имуществом, ко­торое находится в его распоряжении. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного пред­приятия при недостаточности его имущества. УПОУ может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.


ГЛАВА

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

6.1. Юридическое регулирование прав и обязанностей

Права и обязанности предпринимателей регламентируются (ус­танавливаются) действующим законодательством, обычаями де­лового оборота и возникают:

• из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему;

• из актов государственных органов и органов местного само­управления, которые предусмотрены законом в качестве воз­никновения гражданских прав и обязанностей;

• из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

• в результате приобретения имущества по основаниям, 'допус­каемым законом;

• в результате создания произведений науки, литературы, ис­кусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

• вследствие причинения вреда другому лицу;

• вследствие необоснованного обогащения;

• вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

• вследствие событий, с которыми закон или иной правовой
I акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Под обычаем делового оборота признается сложившееся и ши­
роко применяемое в какой-либо области предпринимательской
деятельности правило поведения, не предусмотренное законода­
тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-
либо документе.

Гражданским законодательством признается, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принад-


лежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекра­щение этих прав, за исключением случаев, предусмотренных за­конодательством ГК РФ.

Не считаются правомерными и не допускаются ГК РФ дей­ствия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреб­ление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирую­щим положением на рынке.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осу­ществляет суд. Существуют различные формы защиты гражданс­ких прав. К ним относятся: ■<*!"

• признание права;

• восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или со­здающих угрозу его нарушения;

• признание оспоримой сделки недействительной и примене­ние последствий ее недействительности;

• признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

• самозащита права;

• присуждение к исполнению обязанностей в натуре;

• возмещение убытков;

• взыскание неустойки;

• компенсация морального вреда;

• прекращение или изменение правоотношения;

• неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

• иные способы, предусмотренные законом.

В условиях действующего законодательства граждане как пред­приниматели имеют право:

• заниматься любым видом предпринимательской деятельнос­ти, не запрещенной законом;

• создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; иметь в собствен­ности (хозяйственном ведении) любое имущество, необходи­мое для осуществления предпринимательской деятельности;

• самостоятельно планировать свою предпринимательскую де­ятельность;


6, Права, обязанности, ответственность, этические принципы предпринимателя 101

• самостоятельно выбирать потребителей продукции и постав­щиков всех видов материально-технических ресурсов для осу­ществления предпринимательской деятельности;

• совершать любые, не противоречащие закону сделки и участ-ствовать в обязательствах;

• самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников, различные дополнительные формы ма-

1 териального поощрения, не противоречащие трудовому за­конодательству и учредительным документам;

• устанавливать дополнительные отпуска наемным работникам;

• самостоятельно привлекать к трудовой деятельности работ­ников, заключая с ними договоры гражданско-правового ха­рактера, трудовые договоры (контракты) в соответствии с трудовым законодательством;

• заниматься внешнеэкономической, внешнеторговой деятель­ностью в соответствии с установленным порядком;

• открывать счета в любых банках;

• пользоваться финансово-кредитной, имущественно-матери­альной поддержкой и другими формами государственной под­держки в соответствии с действующим федеральным зако­нодательством и законами, принимаемыми органами пред­ставительской власти субъектов РФ;

• получать государственный заказ на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг;

• на пенсионное, медицинское и социальное страхование;

• на защиту своих законных интересов (прав) от неправомерных решений органов государственной власти и должностных лиц.

Предприниматели как граждане имеют все личные имуществен­ные и неимущественные права, установленные Конституцией РФ, ГК РФ и другими законодательными актами.

В соответствии со ст. 21 первой части Налогового кодекса РФ предприниматели как налогоплательщики имеют право:

• получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах, сборах, законодатель­стве о налогах и сборах;

• получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;


• получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвес­
тиционный налоговый кредит в установленном порядке;

• на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплачен­
ных либо излишне взысканных налогов;

• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюде­
ния законодательства о налогах и сборах;

• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых
органов и их должностных лиц, которые не соответствуют
налоговому законодательству;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых ор­ганов и действия (бездействие) их должностных лиц;

• требовать соблюдения налоговой тайны;

• требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями на­логовых органов или незаконными действиями (бездействи­ем) должностных их лиц.

Физические лица как индивидуальные предприниматели на­ряду с перечисленными имеют следующие права:

• быть участниками полных товариществ и полными товарища­ми в товариществах на вере;

• быть руководителями (в том числе единоличными) акцио­нерного общества (по заключенному договору с АО);

• быть в установленном порядке арбитражным управляющим (внутренним, внешним, конкурсным);

• выступать на организованном рынке ценных бумаг в качестве брокера;

• заниматься аудиторской деятельностью.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осу­ществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обя­занности и выполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по дости­жении восемнадцатилетнего возраста. Правоспособность юридичес­кого лица возникает с момента его государственной регистрации.

Обязанности предпринимателей как хозяйствующих субъек­тов установлены действующим гражданским законодательством, другими федеральными законами и нормативными актами. Пред­приниматели обязаны:

• в установленные сроки встать на учет (переучет) в налоговом
органе и зарегистрироваться в уполномоченных органах го­
сударственных внебюджетных социальных фондов;


6. Права, обязанности, ответственность, этические принципы предпринимателя 103

• самостоятельно использовать обязанности по уплате нало­гов в определенные сроки и в размере, установленном зако­нодательством;

• самостоятельно исполнять обязанности по внесению в уста­новленном размере и в определенные сроки других обяза­тельных платежей и сборов;

• своевременно предоставлять в налоговый орган декларацию о доходах, другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и друшх обязательных пла­тежей;

• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодатель­ством и нормативными актами, обеспечивая их сохранность в течение четырех лет;

• вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого,'или заниженного дохода (прибыли), вы­явленного проверками налоговых органов;

• выполнять решения налогового органа об устранении выяв­ленных нарушений законодательства о налогах;

• выполнять другие налоговые обязанности в соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ и другими федераль­ными законами о налогах и сборах;

• в установленном порядке получать лицензии на те виды де­ятельности, осуществление которых возможно только при по­лучении лицензии в соответствии с федеральным законом;

• выпускать продукцию, выполнять работу, оказывать услуги в соответствии с действующими стандартами и (или) серти­фицированную;

• не наносить своей деятельностью вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения и потребителям товаров (ра­бот и услуг);

• создавать необходимые санитарно-гигиенические и безопас­ные условия труда для наемных работников;

• в установленном порядке заключать коллективные договоры (соглашения) с профессиональными организациями и свое­временно их выполнять;

• не допускать монополистической деятельности на товарных рынках, недобросовестной конкуренции, злоупотребления до­минирующим положением на рынке, не заключать соглаше­ний, ограничивающих конкуренцию;


не устанавливать монопольно высоких либо низких цен, со­блюдать законодательство о регулировании ценообразования;

• в установленном порядке вести учет доходов и расходов, за­трат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);

• совершать сделки, заключать и исполнять предприниматель­ские договоры в соответствии с гражданским законода­тельством;

• не допускать ненадлежащей рекламы своих товаров (недо­бросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной, скрытой);

• в установленные сроки и в полном объеме предоставлять в государственные органы статистическую отчетность о резуль­татах хозяйственно-финансовой деятельности.

Предприниматели (индивидуальные и коллективные) долж­ны выполнять и другие обязанности в соответствии с граждан­ским, арбитражным, административным, уголовным законода­тельством.

Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 56 устанавливает общий принцип, согласно которому юридическое лицо несет ответствен­ность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуще­ством независимо от того, к каким видам и фондам это имуще­ство относится, выполняет ли оно функции основных или обо­ротных средств (капитала), является ли движимым или недвижи­мым, состоит ли в наличных средствах в наличнойили безналич­ной форме, ценных бумагах или долях участия и т.д. Единствен­ным исключением из этого принципа является ограниченная от­ветственность учреждения, финансируемого собственником зак­репленного за учреждением имущества (т.е. его учредителем). Та­кое учреждение отвечает по своим обязательствам только находя­щимися в его распоряжении денежными средствами. При их не­достаточности субсидиарную ответственность по его обязатель­ствам несет собственник соответствующего имущества.

В отношении казенного предприятия и финансируемого соб­ственником учреждения ГК РФ указывает, что они отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 113 (п. 5), 115 и 120 настоящего Кодекса.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предус-


& Права, обязанности, ответственность, этические принципы предпринимателя 1 OS

дготренньгх ГК РФ либо учредительными документами юриди­ческого лица. Если несостоятельность (банкротство) юридичес­кого лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юри­дического лица может быть возложена субсидиарная ответствен­ность по его обязательствам.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляе­мой без образования юридического лица, соответственно приме­няются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юри­дических лиц (права, обязанность, ответственность), являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

6.2. Предпринимательская этика

Разработка правил, норм, систем взаимоотношений — одно из главных условий, препятствующих проявлениям беззакония, не­предсказуемости поведения и дестабилизации общества.

v Исторически сложились формальные и неформальные систе-*ш норм, разница между которыми заключается в степени юри­дического закрепления санкций за их нарушение.

К формальным нормам можно отнести, например, Гражданс­кий кодекс РФ, нарушение которого может повлечь за собой су­дебное разбирательство и наказание по суду. К неформальным — кодексы и принципы предпринимательской этики, нарушение которых ведет в первую очередь к моральным санкциям.

Необходимость и возможность совместного существования формальных и неформальных норм взаимоотношений в рыноч­ной системе объясняется в первую очередь тем, что многие дей­ствия и поступки предпринимателей и их последствия не могут быть строго формализованы и юридически оформлены.

Роль неформальных кодексов, основанных на морально-эти­ческих принципах и правилах по мере научно-технического, со­циально-экономического и культурного развития общества неук­лонно возрастает. Приобретают большое значение моральные и этические нормы жизни общества: право на достойные условия труда, здоровую окружающую среду, обилие духовных благ и др.


Для реализации данных ценностей необходим высокий уровень развития производительных сил общества и культуры.

В начале XX в. (1912) деловым обществом России были при­няты известные «Семь принципов ведения дел в России», соблю­дение которых обеспечивало достижение успеха в делах предпри­нимателей:

1. Уважай власть. Власть — необходимое условие для эффек­тивного решения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармонич­ных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпри­нимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных спо­собностей, побуждает проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть ве­рен своему слову. «Единожды солгавши, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволен­ного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Конечно, за прошедшие с тех пор годы деловая среда как в России, так и в мире существенно изменилась. Но несмотря на это основные постулаты, сформулированные в «Семи принципах», сохраняют свое значение и в наши дни.


& Права, обязанности, ответственность, этические принципы предпринимателя 107

К настоящему времени в мировой экономике изменяется со­отношение юридических и нравственных сфер ее регулирования, возрастает интерес к этическим проблемам. В странах с развиты­ми этическими отношениями является общепринятым, что во­просы культуры предпринимательства, деловой этики, социаль­но-психологических методов управления беспокоят предприни­мателя не меньше, чем эффективность производства.

Под этикой понимают систему нравственных правил (норм) межличностного общения людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом. Это могут быть правила, по которым живут отдельные фирмы (корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой отрасли (про­фессиональные кодексы).

Выделим из этики в целом интересующий нас в наибольшей степени ее фрагмент — предпринимательскую этику и определим последнюю как соответствующие нерегламентированные норма­тивно-правовыми актами правила межличностного общения лю­дей в процессе предпринимательской деятельности.

Соответствие поведения предпринимателя нормам предпри­нимательской этики представляет собой одну из главных состав­ляющих деловой репутации и предпринимательского имиджа.

В странах с развитой рыночной экономикой успешно действу­ющие фирмы активно работают над укреплением своей репута­ции и формированием своего позитивного социального имиджа. Это объясняется целым рядом причин, важнейшими из которых можно назвать:

• устойчивое влияние положительных социально-психологи­ческих факторов на рост экономических результатов дея­тельности фирм;

• расширение участия работников в управлении производством;

• изменение приоритетности в трудовой мотивации — от стрем­ления больше заработать до психологической комфортнос­ти, творческой самореализации и т.п.;

• осознание фирмами экономической мощи товарной марки, в которой воплощены высокое качество товара и деловая репутация.

В настоящее время существуют различные трактовки норм предпринимательской этики. Наиболее удачное их определение и сочетание, адекватное сложившейся сфере российского предпри­нимательства, может быть выражено следующими принципами:


1. Безусловная деловая обязательность, предусматривающая выдерживание обязательственных ограничений даже в ущерб себе, а при неприемлемости такого ущерба — нахождение компромисса должника с кредитором.

2. Взвешенное пользование правами, которое, в частности, предусматривает минимизацию ущерба для иных лиц при прочих равных условиях.

 

3. Уважение интересов и ограничений других лиц посредством их учета в своем поведении.

4. Паритетность восприятия контрагентов.

5. Уважение чести и достоинства, как собственных, так и парт­неров, конкурентов, отказ от постановки характера межличност­ных отношений в зависимость от материального, должностного или иного положения и состояния.

6. Разграничение деловых (должностных) и межличностных отношений.

7. Отказ от привнесения в межличностные отношения соб­ственных проблем и отягчающих обстоятельств.

8. Уважение действующего права, подразумевающего по край­ней мере его знание и отказ от декларирования противоправных намерений или действий в сочетании с максимально возможным следованием законоуложениям.


ГЛАВА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Развитие предпринимательской деятельности в сфере культу­ры следует рассматривать в контексте развития рыночных отно^ шений в народном хозяйстве, неотъемлемой частью которого яв­ляются отрасли, организации и учреждения культуры. Экономи­ческие отношения охватывают сферу производства культурных благ и услуг в силу того, что в ней используются экономические ресур­сы, а ее результаты поступают в экономический оборот1.

Однако существование особых условий производства и потреб­ления результатов деятельности организаций и учреждений куль­туры приводят к ограничению, модификации и специфике разви­тия предпринимательства в этом секторе экономики.

К ним относятся: ограничения рыночного характера, которые обусловлены высокой социальной значимостью культурных благ и услуг и соответствующими гарантиями государства по обеспече­нию стандартов культурного обслуживания населения; недоста­точно устойчивым, неравномерным, а порою низким потребитель­ским спросом населения на продукцию и услуги организаций и учреждений культуры.

Другим важным фактором, сдерживающим развитие предпри­нимательства, являются технологические особенности производ­ства культурных благ и услуг, проявляющиеся в длительном цикле подготовительного и производственного периодов, а также в дли­тельном периоде реализации продукции, что требует вложения значительных финансовых затрат на значительный период време­ни, связанный с подготовкой и «раскруткой» исполнителей в шоу-бизнесе, подготовкой текстов оригинальных литературных мате­риалов (идей, сценариев), музыкальных произведений и т.д. Так­же растягивается на долгое время и возврат средств.

1 Анализ характера и особенностей действия экономических отношений в сфере культуры можно найти в кн.: Иванов Т.П., Шустрое М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ, 2001.


Высокая капиталоемкость рада культурных проектов в сочета­нии с длительным циклом инвестирования приводит к необходи­мости поиска большого объема заемных средств, что ограничива­ет возможности развития предпринимательства в российской куль­туре. Сошлемся на крайние величины капиталоемких проектов: бюджет американских фильмов категории А (высокой постано­вочной сложности) достигает 200 млн долл. Российские кинопро­дюсеры не в состоянии осуществлять такие кинопроекты, в силу чего наиболее распространенной является тенденция производ­ства малобюджетных фильмов. Тем не менее бюджет таких филь­мов также значителен по российским меркам и требует поиска инвесторов, спонсоров, господдержки и т.д.

Уникальный характер продукции определенного круга орга­низаций и учреждений культуры порою недоступен массовому потребителю в силу того, что развитие искусства часто опережает вкусы потребителей. Эта продукция может не найти спроса у со­временного зрителя или требует значительных средств для его пропаганды и продвижения к потребителю.

Для сферы культуры поэтому характерным является избыточ­ное предложение услуг и товаров, не находящих своего потреби­теля. Об этом свидетельствует неполная загруженность залов уч­реждений культуры, в то же время две трети выпущенных кино­фильмов не поступает в систему кинопроката и кинопоказа. Низ­кая мобильность услуг и товаров культуры создает крайне нерав­номерное обеспечение товарами и услугами культуры населения отдельных регионов страны. Недостаточный уровень культурного обслуживания характерен в первую очередь для сельской местно­сти, отдаленных населенных пунктов, не имеющих нормальных транспортных коммуникаций и развитой инфраструктуры. Поэтому некоторые учреждения и организации культуры в своей деятель­ности дистанцируются от потребителя, существуют в определен­ной независимости от него. В этих случаях расходы на реализа­цию культурных проектов такого рода или на содержание учреж­дений и организаций культуры, осуществляющих их, вынуждены брать на себя либо спонсорские организации, либо, что в России чаще всего происходит, государство. Именно поэтому в области культуры велико число некоммерческих организаций, не предпо­лагающих получения прибыли от своей деятельности, но и не не­сущих особого коммерческого риска. Все это обусловливает суще­ствование системы ценообразования на подобную продукцию и


||клуги, с характерным низким уровнем цен или вообще их бес­платным предоставлением.

Высокая степень творческих, технологических, а следователь­но, и коммерческих рисков, обусловленная несовпадением инте­ресов продюсеров и авторов, характерная для творческих культур­ных проектов, требует больших затрат на маркетинговые исследо­вания. Их проведение отдельными продюсерами или организаци­ями в России — явление крайне редкое.

Рассмотрим более подробно особенности развития рыночных отношений и их влияние на развитие предпринимательской дея­тельности в сфере культурного обслуживания населения.

Развитие рыночных отношений

Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу куль­туры и искусства в России начали формироваться в период пере­стройки народного хозяйства.

Однако возможность осуществления творческой и хозяйствен­ной деятельности на рыночных принципах для большинства орга­низаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограни­ченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению полу- Щшгь государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей (основы законодательства о культуре, законы о телеви­дении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.).

Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя российские условия внедрения рыночных отношений замет­но отяготили его. Исторический опыт развития культуры и искус­ства многих стран в рыночных условиях позволяет сделать заклю­чение об ограниченном характере действия рыночных регулято­ров в этой сфере деятельности вообще.

Экономическая наука последовательно пыталась спроециро­вать основные экономические теории на сферу культуры и искус­ства. Первоначальные концепции универсальности рыночных ре­гуляторов, превращавших творческих работников в наемных ра­ботников, служащих воспроизводству человеческого фактора про­изводства (позднее — человеческого капитала), оказались не вполне применимыми к сфере культуры и искусства. Вследствие этого возникли теории, признававшие объективную необходимость су­ществования сферы культуры и искусства как отрасли экономи-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: