58 ________________________ II. Общая характеристика предпринимательства
лучение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или под имущественную ответственность юридического лица — предприятия».
В дальнейшем в более поздних российских юридических документах (Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1, ст. 2, 50) «систематическое получение прибыли» положено в основу мотивов предпринимательства, а «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» относится к коммерческим организациям, в отличие от которых некоммерческие организации «могут определять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы...» (ст. 50 ГК РФ).
Таким образом, советское и российское законодательство по-разному трактуют главную характеристику предпринимательства — мотив этой деятельности: получение личного дохода, извлечение прибыли и достижения уставной деятельности организации.
Если обратиться к истории развития вопроса о предпринимательстве то нетрудно обнаружить иное понимание в этой категории, включающего такие составляющие как принятие хозяйствующим субъектом на себя риска, сопутствующего организации нового предприятия или внедрению нового продукта и услуг (таково первое определение предпринимательства, который дал в XVIII в. английский экономист Р. Кантильон1 и которое позднее в целом поддержал Ж.-Б. Сэй2). Современные западные экономисты, не внеся ничего существенно нового, дают дополнительную расшифровку понятия предпринимательства. Наиболее известный и часто цитируемый российскими специалистами в последние годы американский экономист Й. Шумпетер3 рассматривает предпринимательство (преимущественно малое) в условиях «новой информационно сервисной экономики» как важный инструмент ввода в экономический кругооборот новых факторов производства и их определенной комбинации, подчеркивает инновационный характер предпринимательства в сфере создания новых товаров и услуг с использованием новых источников сырья, новых технологий и формирования новых рынков сбыта продукции. Другие исследо-
|
1 Цит. по: Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории. Очерки за
падной экономической жизни. М., 1993.
2 Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. М., 1896.
3 Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.,' 1992.
4. Предпринимательство в рыночной экономике _______________________________ 59
ватели наиболее сущностной характеристикой и целью предпринимателя полагают процветание фирмы, что на самом деле подчиняется и конечной цели — увеличению прибыли.
Исходя из российских особенностей становления рыночных отношений в тех отраслях, которые не в полном объеме вписываются в эти рыночные отношения ряд современных российских ученых полагает существование предпринимателя возможным при получении прибыли, дохода или социального эффекта1, а также — достижений самоокупаемости предприятия или проекта.
При рассмотрении сущности предпринимательства следует исходить прежде всего из того, что оно является категорией рыночной экономики и возникает для реализации- цели этой системы производственных отношений; рассматривать категорию предпринимательства как внеисторическую, не связанную с рыноч-йым хозяйством, сводить ее к стремлению человека организовать производство вообще теоретически было бы некорректным. Поэтому мотив получения прибыли свободным производителем, на свой страх и риск организующим «вою хозяйственную деятельность, является основным и фундаментальным для понимания сущности предпринимательства. Однако во многом скрытый (и даже теневой) характер действия рыночных отношений, несовершенство финансовой системы, жесткий финансовый гнет, а также ограниченный характер действия рыночных отношений в отдельных сферах экономики позволяют говорить о формальной, директивной *цели предпринимательства, не связанной с получением прибыли. В этом случае и возникает необходимость введения некоторых других мотивов (достижения социального эффекта, укрепления престижа фирмы, самоокупаемости производства, освоение новых продуктов, технологий, рынков), которые по сути являются лишь средством достижения основной цели. Это характерно в особенности для предпринимательства, организующего хозяйственную деятельность для выполнения некоторых задач, устанавливаемых государством либо учредителем, которые сами не являются предпринимательскими структурами и финансируют полностью или частично предпринимательские проекты в объеме фактических расходов. При неполном финансировании заказчи-
|
1 Бляхман Л.С. Предпринимательство в России. Экономика и организация. СПб., 1995; Дымникова А.И. Управление некоммерческими организациями культуры в рыночной экономике. Автореф. дисс.... д-ра экон. наук. СПб., 2001. С. 16.
|
ки обеспечивают экономические и юридические условия для получения дополнительных доходов, необходимых для покрытия всей совокупности расходов. В этом случае цель предпринимательской организации подменяется целью предпринимателя и выступает в форме его личного дохода. Негативные стороны этого явления очевидны: стремление предпринимателя завысить расходы по проекту в целях увеличения собственных доходов, если их размер не ограничивается учредителем либо заказчиком. В подобных ситуациях цели предпринимательства противоречат целям предпринимателя. Последний не стремится к прибыльности проекта.
Личный доход, однако, на самом деле является целью для индивидуального предпринимателя, не применяющего наемного труда, в силу чего его личный доход непосредственно сливается с полученным избытком (прибылью) и является формой этой прибыли. В этом случае следует считать личный доход непосредственной целью индивидуального предпринимательства.
4.2. Субъекты предпринимательской деятельности
Вопрос о субъектах предпринимательской деятельности имеет важное юридическое и экономическое значение, поскольку его положительное решение для того или иного лица либо организации сопровождается существенным влиянием на его деятельность, включая юридические, экономические, налоговые, бухгалтерские, организационные аспекты, а также — на построение организационно-экономического механизма функционирования его как хозяйствующего субъекта и организацию его взаимосвязи с внешней средой, включая органы государственной власти.
Между тем, идентификация хозяйственного субъекта как субъекта предпринимательской деятельности вызывает дискуссии не только в научной среде, но и среди предпринимателей и, в особенности, в связи с реализацией их прав разного характера, в том числе на налоговые и иные льготы, по закону предоставляемые определенным категориям предпринимателей.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без применения наемного труда, по этому закону трактуется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда регистрируется как предпринимательство. При этом предпринимателем может быть как сам собственник имущества, так и «субъект, управляющий его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения».
В настоящее время идентификация предпринимательской деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) и рядом других законов. Суммируя помещенные в разные разделы и статьи ГК РФ положения, можно сделать вывод о том, что субъектами предпринимательства являются:
1. Дееспособные совершеннолетние граждане, достигшие 18 лет.
«Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельнос
тью без образования юридического лица с момента государствен
ной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя»
(ст. 23, п. 1). «Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до
восемнадцати лет совершают сделки... с письменного согласия
своих законных представителей — родителей, усыновителей или
попечителей» (ст. 26). Законом о статусе государственных служа
щих им запрещено заниматься предпринимательской деятельнос
тью, за исключением участия «в открытых акционерных обще
ствах» (ст. 66, п. 4 ГК РФ).
2. «Юридические лица, являющиеся коммерческими органи
зациями» (ст. 23), которые могут создаваться в форме хозяйствен
ных товариществ и обществ, производственных кооперативов, го
сударственных и муниципальных предприятий (ст. 50 п. 2).
Этим коротким перечнем ограничивается круг физических и юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности по законам РФ. Однако реальное положение по крайней мере двух субъектов права собственности вызывает дискуссии. Во-первых, это некоммерческие организации, которые могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (ст. 50). Этой же статьей, а также ст. 117, 118 некоммерческим организациям, включая учреждения, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но как уже указывалось, «лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуя этим целям».
Другим субъектом права, но не субъектом предпринимательской деятельности являются государство РФ, субъекты РФ и муниципалитеты. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и рапоряжение (ГК РФ ст. 214, п. 4). Последние выступают в виде коммерческих (государственных муниципальных унитарных предприятий) организаций.
4.3. Виды предпринимательства и их взаимодействие
Обычно в литературе и экономической практике рассматривают три вида предпринимательства: крупное, среднее и малое исходя из объемов производства и роли в экономике. В большинстве стран рыночной ориентации экономическое описание и статистические параметры даются только для малого предпринимательства (бизнеса). В качестве критериев и показателей отнесение предпринимательских организаций к малым в разных странах осуществляется по некоторым (одному или нескольким) показателям, характеризующим организацию, а именно: средняя численность занятого на фирме персонала, объем производственных фондов, валовой продукции или прибыли, отраслевую принадлежность организации, вид производимого товара и услуги, территориальное размещение фирмы и некоторые другие. Определение малого бизнеса и юридическая идентификация фирмы как малого предприятия определяется в связи с определенными условиями государственной поддержки (налоговых, таможенных, коммунальных и других льгот), принятых во всех странах рыночной экономики в силу особой роли и значения этого предпринимательского сектора в общественной и экономической жизни.
Под субъектами малого предпринимательства в российском законодательстве понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозник организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средня»*Мсленность работников за отчетный период не превышает установленных предельных уровней.
Особенное внимание государство проявляет к развитию малого и среднего бизнеса, так как именно предприниматели, занятые в нем, обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, и по своему уровню жизни фактически представляют средний класс, который обеспечивает социальную и политическую стабильность страны, во-вторых, способствуют изменению общественной психологии и жизненных ориентиров населения, играют значительную роль в экономике страны. По данным ООН, в малом и среднем бизнесе занято до 50% трудоспособного населения, а их доля в производстве валового национального продукта составляет от 1/3 до 2/3.
Высокая экономическая эффективность малых и средних форм предпринимательства достигается тем, что они функционируют в тех сферах экономики, которые являются непривлекательными с точки зрения прибыльности для крупного бизнеса. Другими его преимуществами являются оперативность, высокая маневренность, свобода и гибкость перелива капитала, малая фондоемкость и капиталоемкость производства, низкие операционные и управленческие расходы, мобильность трудовых ресурсов, высокая квалификация занятого персонала, многопрофильность фирм, большая склонность к внедрению инновационных проектов, и к освоению новых видов товаров, услуг и экономических ниш, ускоренное освоение инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Слияние функций собственника и менеджера дает возможность принимать более гибкие и оперативные решения, довольствоваться более низкой нормой прибыли.'Малый бизнес способствует демонополизации производства и развитию конкуренции, более успешной адаптации к местным условиям рынка.
Крупные предприятия медленнее реагируют на изменение запросов общества и требования рынка. Малые же фирмы могут преуспеть благодаря мобильности, гибкой форме хозяйствования. Это означает простоту отчетности, возможность быстро и без согласо-вательской волокиты переформировать производство. Для небольшого коллектива характерен тесный и постоянный контакт руководителя с персоналом. Каждый работник кровно заинтересован в «выживании» фирмы, в укреплении ее финансов, поскольку это предопределяет его занятость и уровень заработка. Это сказывается на оперативности действий, содействует быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, внедрению достижений научно-технического прогресса, ноу-хау, повышению экспортного потенциала.
Значительной является роль малого и среднего бизнеса и в решении проблемы занятости населения, так как он расширяет сферу приложения труда, создает новые возможности для трудоустройства незанятого населения и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий и поэтому способствуют снижению уровня безработицы, развитию вторичных форм занятости, повышению благосостояния и уровня жизни. При этом может быть также укреплена экономическая база местных органов управления в силу взаимодействия предприятий малого бизнеса с налоговой инспекцией, пенсионным фондом, фондом занятости и оказано положительное влияние на развитие сел, не-
больших городов, возрождение художественных и подсобных промыслов, решение экологических проблем.
Успешность малого бизнеса определяется системой отношений с крупными предприятиями и организациями. Если такие отношения базируются на долгосрочных договорах, например, головная компания производит в крупных масштабах массовую продукцию, а малые предприятия действуют на основе подетальной, поузловой, технологической, модельной специализации производства изделий, выпускаемых в ограниченной номенклатуре или мелкими партиями, то крупные предприятия обеспечивают малым ряд льгот (закупка производимой продукции, льготные условия приобретения и доставки сырья, помощь по совершенствованию производственных технологий, организации управления), способствующих стабилизации их положения.
Преимущества малого бизнеса в условиях становления рыночной экономики не могут быть реализованы без формирования социально-экономических предпосылок его развития и государственной поддержки.
В настоящее время в Российской Федерации формируется большое число ассоциаций, союзов, центров, фирм по развитию малых предприятий. Постепенно формируется и социальная среда для малого бизнеса.
Значительным является и политическое влияние малого бизнеса, поскольку средний класс наиболее представителен и является выразителем политических предпочтений значительной части населения. ц Таким образом, Российское государство заинтересовано в развитии малого предпринимательства, так как оно способствует:
• экономическому развитию страны и росту валового внутреннего национального продукта;
• развитию и укреплению демократических принципов;
• формированию среднего класса как политической базы государства;
• снижению социальной напряженности в обществе;
• снижению безработицы за счет увеличения количества рабочих мест;
• росту уровня доходов, повышению заработной платы;
• насыщению потребительского рынка товарами и услугами;
• решению экологических проблем;
• решению проблем городского жизнеобеспечения за счет привлечения предпринимателей для развития городской инфраструктуры.
Этот перечень проблем, решаемых предпринимательскими структурами, гораздо более широк, и он зависит от экономической политики государства по отношению к предпринимательству.
4.4. Развитие малого предпринимательства
В России в 2000 г. в сфере малого бизнеса существовало 890,5 тыс. предприятий. На них было занято с учетом вторичной занятости — 18,2 млн чел. Этими предприятиями было создано 10—12% валового внутреннего продукта страны. Доля занятых в малом и среднем бизнесе составила 31,5% общей численности занятых по России, а количество малых предприятий на 1000 чел. населения составило 14,2' единицы.
Отраслевая структура малого бизнеса к концу 2000 г. сложилась следующим образом (табл. 4.1)2.
Таблица 4.1. Отраслевая структура бизнеса в 2000 г., % к итогу
Отрасль | % |
Строительство | 15,8 |
Промышленность | 15,7 |
Общекоммерческая деятельность (обслуживание рынка, финансовая сфера) | 4,1 |
Торговля и общественное питание | 44,5 |
Наука и научное обслуживание | 4,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1,6 |
Транспорт | 2Д |
Связь | 0,4 |
Другие отрасли и виды деятельности | 11,3 |
Средний размер малого предприятия по численности занятых в нем работников составил в 2000 г. 9,6 чел., что превышает аналогичный показатель в США и других странах. Анализируя развитие малого предпринимательства, можно отметить следующее тенденции.
1 Сфера услуг в России. М.: Госкомстат России, 2000. С. 2.
2 Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат России, 2000. С. 280.
1. Замедление темпов роста общего количества малых предприятий, а в последнее время и его абсолютное снижение (за последние 5 лет с 900 до 890,5 тыс.).
2. Сокращение доли предприятий, занятых в производственной деятельности.
3. Рост занятых в малом бизнесе, специализирующемся в науке и научном обслуживании, общекоммерческой деятельности.
4. Достаточно стабильное развитие малого бизнеса в строительстве.
5. Большая часть организаций малого бизнеса сосредоточена в сфере услуг (65,2%). Часть предприятий сферы малого бизнеса (свыше 5%) являются многопрофильными, что повышает их финансовую устойчивость и выживаемость в российских относительно нестабильных экономических условиях.
Несмотря на определенные положительные сдвиги в состоянии и развитии малого предпринимательства, оно сталкивается с достаточно серьезными трудностями и проблемами, разрешение которых требует гораздо большего содействия со стороны государства. Это прежде всего связано с теми проблемами, которые характеризуют переходное состояние России к рыночной экономике, а именно: незавершенность законодательной базы в целом и в части, касающейся частного предпринимательства. К этому же кругу проблем стоит отнести и современное положение малого бизнеса по отношению к крупному производству. Малый бизнес в, России выступает не как партнер и помощник государства и круп-] ного бизнеса, как это имеет место в странах с рыночной экономикой, а как постоянно проигрывающий конкурент. Концентрация производства и капитала ставит малый бизнес в невыгодное положение в части его доступности не только к основным факторам производства (земля, природные ресурсы, инфраструктура), но и к кредитным и инвестиционным ресурсам, выходу на иностранные международные рынки, контролируемые государственными предприятиями и крупным бизнесом.
На поддержку малого бизнеса в России выделяется незначительный объем ассигнований.
По уровню значимости проблемы и трудности, стоящие перед малым бизнесом в России, некоторыми исследователями ранжируются следующим образом1:
1) налоги;
1 Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. М., 1996.
2) законодательство;
3) инфляция;
4) экономическая ситуация в стране;
5) поставки, дефицит;
6) высокие ставки за кредит;
7) неплатежеспособность партнеров;
8) несовершенство банковской системы.
Высокий уровень налогов ведет к тому, что малые предприятия занимаются сокрытием от государства и налоговых органов части доходов, пользуются неучитываемым наличным оборотом денежных ресурсов, используют бартерный обмен, совершают фиктивные сделки и в итоге уходят в теневую экономику. Это ведет к распространению рэкета и ухудшению положения малого и среднего бизнеса, а стало быть и его медленному росту.
Среди других трудностей развития частного бизнеса следует отметить большую зависимость предпринимательства от чиновников регионального и федерального уровней, низкую платежеспособность населения, высокий риск, незначительный объем первоначального капитала, сложнбсть и высокую стоимость регистрации фирмы, несовершенство системы лицензирования, в том Числе слишком широкий перечень подлежащих лицензированию видов деятельности, длительность, сложность и высокую стоимость лицензирования, низкий уровень организационно-правовых знаний предпринимателей, отсутствие или невыполнение этических норм предпринимательства, негативное отношение части населения к предпринимательству и рыночной экономике в целом, с одной стороны, и недоверие предпринимателей к властным структурам в части их способности обеспечения стабильных условий для осуществления бизнеса, с другой.
Малые и средние предприятия часто не обладают необходимыми материальными ресурсами, основными фондами, а механизмы передачи этих фондов за счет приватизации или лизинговых операций в России развиты слабо.
Важным условием развития предпринимательства является подключение их к выполнению госзаказов и заказов крупного бизнеса.
Перспективы развития малого и среднего бизнеса зависят от множества факторов, связанных с инфляцией, созданием устойчивых финансовых и кредитных систем, направленности государственной политики в отношении этого сектора экономики, развития рыночных отношений.
4.5. Государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в России
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности в России является создание условий, обеспечивающих эффективное функционирование экономики страны и участии в международном разделении труда.
Государственное регулирование заключается в реализации следующих принципов:
• разработка, принятие и контроль исполнения законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту интересов предпринимателей;
• ослабление прямых форм вмешательства, бюрократического и административного контроля за деятельностью фирмы;
• создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, контроль за соблюдением правил рыночной конкуренции, ограничение сферы действия монополий;
• обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством налоговой, кредитной политики и за счет управления денежной эмиссией;
• определение оптимального сочетания текущих и перспективных направлений развития экономики, проведения структурно-инвестиционной политики;
• обеспечение свободного перемещения рабочей силы и перелива капиталов;
• поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня и дифференциации доходов.
Государственная поддержка предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Для реализации государственной политики разрабатываются и утверждаются государственные, федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, которые включают следующие основные положения:
• формирование инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
• определение перспективных направлений развития малого предпринимательства и приоритетных видов деятельности для субъектов малого предпринимательства;
• вовлечение в предпринимательскую деятельность социаль-нонезащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
• разработка предложений по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
• обеспечение передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
• передача субъектам малого предпринимательства незавершенного строительства и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
• обеспечение возможности субъектам малого предпринимательства первоочередного выкупа арендуемьгх ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.
Инфраструктура поддержки развития предпринимательства включает фонды поддержки малого предпринимательства, основными направлениями деятельности которых являются следующие.
1. Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использо-
вания финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства.
2. Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест.
;.Э' Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.
4. Поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений.
5. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства.
6. Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.
Основные задачи указанных фондов включают также ряд функций.
1. Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства, в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством.
2. Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий.
3. Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг.
4. Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержка новых экономических структур, защита прав потребителей.
5. Финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью указанных фондов.