ки, и в то же время — невозможность ее коммерческой эксплуатации. Это обусловило появление теории принудительного возмещения расходов на содержание культуры через систему налогообложения. Теория «социальных товаров», распространенная и в настоящее время, выдвигает идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объекту действия рыночных механизмов исходя из социальной значимости отдельных видов услуг культуры и объема платежеспособного спроса населения. Концепция государственной поддержки сферы культуры и искусства получила законченное развитие в работах Д.М. Кейнса, который обосновал необходимость субсидирования для того, чтобы «помочь всем тем, кто стремится достичь высоких стандартов творчества и исполнительской деятельности»1. Причины хронической убыточности театров, по мнению ряда американских исследователей, заключены в особенностях производства и потребления их услуг (совпадение процесса производства и потребления, личный контакт творца и зрителя, ограниченный доступ публики на представления, незначительные возможности внедрения результатов научно-технического прогресса в сфере культуры). Эти обстоятельства приводят к медленному росту производительности труда творческих работников, а следовательно — к опережающему росту расходов на услуги по сравнению с получаемыми доходами. Однако доходы театров не могут быть увеличены путем повышения цен на театральные услуги вследствие низкой (или отрицательной) эластичности спроса по цене.
Внедрение технических средств в массовую культуру, появление новых видов экранной и видеокультуры привели к уменьшению личных контактов исполнителя и зрителя, безграничному расширению зрительской аудитории, что позволяет подвергнуть сомнению универсальность утверждения о хронической убыточности учреждений культуры, так же, как ранее, возможность всеохватывающего ее рыночного регулирования.
|
Плодотворным представляется дифференцированный анализ отдельных групп организаций культуры и искусства по степени их включения в рыночную экономику.
В этой связи следует выделить ряд групп учреждений культуры и искусства. Первую из них составляют объекты культурного наследия нации (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства,
1 Цит. по: Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. Й М., 1991. С. 142.
7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры ______________ 113
которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необ-щшмости сохранения для последующих поколений. Вторую группу составляют организации и учреждения культуры и искусства, входящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: организации исполнительского искусства, культурно-массовые учреждения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обеспечивают гарантированные государством стандарты (нормы) культурного потребления и поэтому предоставляются населению бесплатно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет продажи билетов и предпринимательской деятельности. Третья группа учреждений входит в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы ётих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвователей. К ним относятся предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, книгопечатания, печатные и экранные средства массовой информации.
|
Границы между этими группами организаций культуры и искусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства и его экономического потенциала, исторических и национальных культурных традиций, потребительских предпочтений населения, уровня жизни и платеже-ююсобного спроса, развитости рыночных отношений, наличия Институтов общественных и частных пожертвований.
I
Отношения собственности в сфере культуры
Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием Как экономических, так и неэкономических факторов. Среди них наиболее важными представляются следующие:
• отношение государства к сфере культуры, которое реализуется в форме государственной культурной политики;
• претензии различных классов, групп населения, религиозных, общественных организаций и движений, политических партий, ассоциаций производителей и отдельных потребителей к объектам культуры и их результатам;
• отношение федеральных, региональных (субъектов федераций) и местных (муниципальных) органов власти к развитию культуры и искусства;
|
• интерес со стороны коммерческих структур и капитала к культуре как сфере бизнеса.
Преобразования собственности начались с принятия ряда общеизвестных законов («О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной (федеральной, субъектов федераций) и муниципальной собственностью собственность общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранного происхождения, а также смешанные формы собственности. В этот период принимаются законы, имеющие непосредственное отношение к сфере культуры: закон об авторском праве и смежных правах, регулирующий отношения по созданию и использованию изображений, открытий, произведений науки, литературы и других объектов интеллектуальной собственности, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также законы о средствах массовой информации, о государственной тайне, об экономической поддержке районных (муниципальных) газет, о государственной поддержке российской кинематографии, законы по телерадио- вещанию и ряд других.
Вышеперечисленные законодательные акты и другие нормативные документы регулируют формирование отношений собственности, исходя из общественной значимости культурных ценностей и степени их участия в обеспечении определенных государством культурных стандартов потребления, а также возможности их коммерческой эксплуатации.
Если проанализировать организации и виды культурной деятельности только с двух позиций — их социальной значимости и коммер^ ческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает в первую группу организации государственной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной и ведомственной собственности, к которым относятся: библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цирки, объекты культурного наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), электронные и печатные средства массовой информации.
Вторую группу образуют организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п. и являющихся их собственностью.
Третья группа включает коммерческие предприятия культуры. Они выступают, как правило, в форме частной и смешанной собственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издатель-
7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры _____________ 115
екая деятельность, книгопечатание, средства массовой информации, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.
Особенности приватизации
Основными способами формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России являются:
• приватизация государственной собственности;
• создание новых предприятий, в том числе путем реорганизации существующих организаций.
Приватизация государственной собственности как способ повышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных граждан, интеллектуальных, а также материальных ресурсов не получила широкого распространения в России, во-первых, вследствие существующих ограничений на приватизацию ряда объектов культуры (памятники культуры, объекты культурного наследия, нацио-ральные объекты культуры), во-вторых, в связи с более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объектов культуры и искусства, которое было осуществлено лишь в 1994— 19.95 гг., за исключением приватизации объектов социально-культурного назначения, принадлежащих приватизируемым промышленным предприятиям. Однако поскольку была предусмотрена возможность отказа от объектов социально-культурного назначе-1шя и их передачи органам государственной власти, многие приватизируемые предприятия воспользовались ею.
Условиями приватизации государственных организаций культуры предусматривалось сохранение основного вида культурной деятельности, обслуживание льготных категорий населения, обеспечение сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работников. Предполагалось осуществить передачу объектов культуры как в коммерческое (частньгм предприятиям), так и в некоммерческое (общественным организациям) использование.
Приватизация достаточно широко распространилась на издательскую деятельность, печатные и электронные средства массовой информации, радиовещание, кулыурно-досуговые центры, галереи и некоторые другие.
Низкая коммерческая привлекательность большинства культурно-просветительных учреждений, организаций исполнительского искусства (театры, концертные организации, цирки), кинематографии, рискованный характер бизнеса в этих сферах сдерживали приватизацию в области культуры.
В настоящее время 75% организаций культуры находится в федеральной и муниципальной собственности, а также в собственности ведомств и государственных предприятий.
Негосударственные (частные или смешанные) организации культуры охватывают культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательскую деятельность, средства массовой информации, производство изделий народного промысла, предприятия аудиовизуальной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинематографию (в особенности кинопрокат), производство аудиовизуальной продукции, а также ее материальных носителей (кассеты) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофоны, телевизоры, компакт-диски и т.д.).
Подавляющая часть предприятий инфраструктуры рынка культурных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а также консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской деятельности находится в частной собственности.
Процесс формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен. Отечественные и мировые тенденций позволяют предположить, что отношения собственности в этой сфере в ближайшее время будут меняться следующим образом. Стабильной будет оставаться государственная собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации/ Однако возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.
По мере выхода страны из экономического кризиса, повыше^ ния уровня доходов населения, а также выхода из творческого й экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.
Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, ее инфраструктуру, является наиболее перспективной для внедрения частной собственности.
Следует ожидать увеличения числа учреждений культуры и особенно средств массовой информации, находящихся в собственности частного капитала, политических партий и движений.
7, Особенности развития предпринимательства в сфере культуры ______________ 117
Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере культуры и искусства может быть охарактеризована показателями соотношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерческих предприятий и бюджетных организаций, численностью занятых в них работников, а также долей платных услуг культуры в общем объеме платных услуг.
Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг культуры и искусства в России, исчисленных в текущих ценах, показывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 г. доля рыночных услуг культуры и искусства в общем их объеме увеличилась с 5,6 до 15,6%. Этот показатель включает рыночные услуги, произведенные как государственными и -муниципальными, так и негосударственными (частными, общественными) организациями культуры и искусства.
Доля услуг, оказанная предпринимательским сектором в 1997 г., составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время количество частных предприятий составило 18,1% общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей Занятости — 16,1%'. В 1998 г. насчитывались 54 предприятия с участием иностранного капитала и числом занятых — 26 тыс. работников. В 1995 г. было зарегистрировано 3626 организаций культуры и искусства (9% общего количества), находящихся в собственности общественных организаций2. Следовательно, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными учреждениями, доля которых составила около 75% общего количества. Для сравнения заметим, что в структуре собственности в промышленности доля частных предприятий составляет 73,2%, общественных организаций — 5,7%, государственных — 6,1% и прочих, включая иностранные, — 8,7%. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфере культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставления показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено несоответствием между зарегистрированными и реально функционирующими предприятиями культуры частного сектора. Но это может свидетельствовать также о потенциальной возможности роста объема рыночных услуг частного сектора; такая тенденция представляется весьма вероятной.
' Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 1997 г. М., 1998. С. 50—
57, 348.
2 Там же. С. 13.
Таким образом, предпринимательство в сфере культуры современной России развивается крайне неравномерно: в зависимости от видов производимых культурных благ и услуг, их социальной значимости, коммерческой привлекательности, действующих законодательных норм по приватизации. В большинстве организаций культуры предпринимательство играет вспомогательную роль, выступает в форме коммерциализации этих организаций и учреждений.
Контрольные вопросы к разделу II
1. В чем заключается сущность предпринимательства?
2. Что следует понимать под термином «субъект предпринимательской деятельности»?
3. Какие виды предпринимательской деятельности вам известны?
4. В чем состоят основные проблемы развития малого бизнеса?
5. Какова сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса?
6. В чем суть форм и методов государственной поддержки малого бизнеса в России?
7. Какие существуют основные организационно-правовые формы коммерческих предприятий?
8. Охарактеризуйте особенности различных видов товариществ.
9. Каковы основные,особенности функционирования акционерных обществ?
10. В чем заключаются правовые основы организации унитарных предприятий?
11. Какие виды культурной деятельности наиболее перспективны для развития предпринимательства?
12. Может ли быть приватизировано федеральное унитарное предприятие «Госфильмофонд»?
РАЗДЕЛ
III
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ШСФЕРЫ
ГЛАВА
МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ
8.1. Отраслевая организационная структура
Условия хозяйствования и соответствующие им организационно-экономические формы предприятий в аудиовизуальной сфере формируются под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы хозяйствования зависят прежде всего от целей и задач, которые ставят перед ними, с одной стороны, учредители, а с другой — организаторы и создатели культурных ценностей, а также от внутренних закономерностей развития культурной деятельности и применяемых технологий. Совместимость этих целей, задач и технологий с системой экономических отношений, с наличием всего объема экономических и интеллектуальных ресурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и формы хозяйствования (их форм, типов, образцов), определяют характер организационно-экономического и правового механизма в аудиовизуальной сфере, который включает состав организаций отрасли, создающих конечный продукт отрасли (аудиовизуальную продукцию) и их структуру, с одной стороны, и механизм функционирования каждой из этих организаций, с другой.
Организационные преобразования в отраслях аудиовизуальной сферы начались в 1980-е годы с целью поиска новых методов хозяйствования и увеличения объема и разнообразия услуг и товаров культурного назначения. В этот период на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих студий, молодежных центров, кооперативов.
Так, в 1990-е годы существовало около 900 театров-студий, появились коммерческие структуры в области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъе-динениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и
работавшие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыночным условиям хозяйствования превратились в юридически самостоятельные частные или государственные организации.
Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и прежде всего в аудиовизуальной сфере. В конце 1980-х годов наряду с традиционными государственными киностудиями были созданы 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, были созданы 130 киновидеообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.
В эти же годы возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката. Количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и других подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров, развитие досу-говых центров с использованием видеопроката. Наряду с легально работающими организациями видеопроката возникает обширная нелегальная сеть по тиражированию, прокату и продаже контрабандной видеопродукции. В 1986 г. было создано Всесоюзное производственно-творческое объединение «Видеофильм» и возникла государственная сеть, состоявшая из 2500 видеотек и видеозалов.
В результате происходящих в кинематографии процессов в 1996 г. организационная структура аудиовизуальной сферы состояла из 38 государственных киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Независимые студии, *зак правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располагаются поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.
В 1995 г. в стране функционировали 328 организаций, занимающихся дистрибуцией и демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.
В 1997 г. из 57 снятых полнометражных художественных фильмов 33 были произведены при государственной поддержке, а ос-
122 III. Организационно-экономические основы развития аудиовизуальной сферы
тальные — независимыми киностудиями; из 113 неигровых фильмов при государственной поддержке сняты 64 фильма1. В 2001 г. организационная структура кинематографии включала 78 государственных предприятий, в том числе 36 филъмопроизводящих кино-и киновидеостудий, Российскую государственную компанию «Русское видео», 4 кинокопировальные фабрики, один фильмокомби-нат, 6 заводов, связанных с производством и ремонтом кинооборудования, 6 научно-исследовательских и проектных институтов, 9 журналов, предприятие Союзкиносервис, Всероссийскую хозрасчетную компанию «Совэкспортфильм*у Межрегиональный центр «Союзкинорьшок», центральную сценарную студию, генеральную дирекцию международных кинофестивалей «Интерфеет», экспортную фильмобазу, а также распорядительную дирекцию, Управление зданиями Госкино России, государственное предприятие «Универсал кино»2. 36 организаций имели правовой статус государственного унитарного предприятия, 6 — федерального государственного унитарного предприятия и 36 — государственного предприятия.
В кинопрокате изменения собственности происходили за счет новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке. В 1996 г. система кинопроката включала 6 государственных (федерального уровня) кинопрокатных организаций и 115 частных киновидеопредпринимательских предприятий. В 1999 г. региональный уровень был представлен 90 региональными киновидеопро-катными организациями и 191 межрайонным отделением кинопроката. Кинопоказ осуществлялся в основном в государственных (муниципальных) кинотеатрах, которых в стране насчитывалось 1900, а также в 3304 видеозалах и видеосалонах в некоторых крупных городах страны3.
В настоящее время наблюдается также тенденция сотрудничества федеральных и региональных органов в реализации культурных программ и проектов. Так, кинообслуживание населения осуществляется путем создания центров российской кинематографии (ЦРК). В частности, уже сформированы 24 ЦРК, заключены соглашения о создании ЦРК в 59 субъектах Федерации. В 1999 г. из федерального бюджета было выделено 13 045 тыс. руб. в качестве
1 Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М, 1998. С. 320.
2 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С. 55—57.
3 Россия в цифрах. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2000. С. 232.
финансовой поддержки на формирование и пополнение 55 ЦРК и 40 кинопрокатным организациям. В этом году господдержка проката и продвижения фильмов, их тиражирования и рекламы была оказана 34 отечественным игровым фильмам1.
Все большую поддержку получает идея развития государственных Организаций по прокату и показу фильмов. В проекте концепции формирования и развития кинопроката и кинопоказа2 отмечается, что передача кинотеатров из единого управления в му-«иципальную собственность привела к сокращению киносети на 37%, а доля отечественных фильмов составила не более 10% общего их количества. Отмечается также низкая экономическая эффективность муниципальных кинотеатров. Так, валовой доход 1500 кинотеатров составил 30 млн долл., в то время как несколько десятков крупнейших кинотеатров получили валовой доход 40 млн долл. в год. Необходимость воссоздания на новой организационно-экономической основе государственной сети киновидеопроката и киновидеопоказа в представленном проекте обусловливается низкими объемами деятельности существующей сети и невозможностью ее самофинансирования.
В киноотрасли существует также ряд государственных учреждений, занимающихся подготовкой кадров, имеются негосударственные образовательные структуры. Существует несколько некоммерческих организаций и фондов. Однако большая часть организаций является внебюджетными и либо существует в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий, либо является частными организациями. _л
В российской системе телерадиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 г. в стране были выданы 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей. Среди государственных компаний более 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5,2% общего количества зарегистрированных вещателей.
Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России, охватывающие вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и кабельного телевидения находится в негосударственной (частной, акционерной),
1 Российская кинематография. 1999 г. М., 2000. С. 9—10.
2 СК Новости. 2000. № 38 (74).
а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность и охватывающих около 9,5 млн семей.
Развитие организационных структур в аудиовизуальной сфере зависит1 от соотношения внешних и внутренних факторов, внешней и внутренней среды, в которой осуществляет свою творческую и хозяйственную деятельность организация.
Выделим основные группы факторов внешней и внутренней среды.
1. Факторы внешней среды:
1.1. Уровень доходов населения и платежеспособного спроса на культурные блага и услуги.
1.2. Ограничения, возникшие в ходе предшествующих преобразований организации.
1.3. Существующая правовая регламентация организационно-экономической деятельности (регистрация, лицензирование, авторские и смежные права и т.д.).
1.4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе:
1.4.1. Бюджетные средства, средства от учредителей, доходы от основной деятельности, спонсорские поступления, налоговые, таможенные, арендные и прочие льготы.
1.4.2. Бюджетозамещающие источники (от продажи табачной и алкогольной продукции, казино, продажи аудиовидуального оборудования и материалов и т.д.).
1.4.3. Возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот.
1.4.4. Встречные дотации: взаимодействие бюджетов разных уровней.
1.5. Глобализация и ее последствия:
1.5.1.Степень и уровень зависимости от зарубежной конкуренции, поставок импортного оборудования, материалов, технологий.
1.5.2.Степень интегрированности в муждународный культурный рынок, экспортные возможности.
1.5.3.Государственная защита отечественного производителя.
2. Факторы внутренней среды:
2.1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.
2.2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджерских, творческих и технических кадров.
2.3. Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.
2.4. Организационный уровень.
2.5. Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.
2.6. Эффективность использования современных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация маркетинга и сбыта.
2.7. Эффективность использования ресурсов.
2.8. Эффективность материального стимулирования персонала.
2.9. Использование кредитных ресурсов.
Рыночные формы координации культурных процессов, распределения ресурсов влияют на уровень организационных мероприятий и их объем, формы хозяйственной деятельности, стимулы работы организации, обусловливают необходимую экономичность использования ресурсов, возможность достижения определенного экономического результата, соизмеримого с затратами, что определяется внешней средой (цены, спрос и т.д.). Если эти условия не удастся выполнить, то деятельность организации невозможна, теряет смысл. Внутренняя среда в этом случае противоречит условиям внешней, как правило, более сильной по отношению к внутренней среде. В этом случае организация ищет другие средства внешней среды, позволяющие ей развиваться, либо Прекращает свою деятельность.
Хозяйственная деятельность организаций аудиовизуальной сферы не может регулироваться исключительно рыночными механизмами. Нерыночные методы выделения ресурсов, утилизации результатов деятельности этой сферы ведут к необходимости обращения к другим, не преследующим чисто рыночные цели или преследующим их опосредованно.
Но нерыночные методы регулирования экономических отношений требуют реализации в другом типе хозяйственной деятельности, ограничивающем конкурентные отношения, ведущем к монополизации культурной деятельности и стремящемся оказать влияние на содержательную составляющую культурного процесса.
Характер творческих процессов аудиовизуальной сферы в силу внутренней логики развития обусловливает стремление преодолеть реальные отношения внешней среды, выйти за их рамки, что порождает поиск особых условий хозяйствования и организаци-