ПРОДЮСЕРСТВА
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СФЕРА Zl,
Под редакцией
доктора экономических наук Г.П. Иванова,
кандидата экономических наук П.К. Огурчикова,
кандидата экономических наук В.И. Сидоренко
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением вузов России
по образованию в области кино и телевидения
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальностям в области кино и телевидения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Последние десятилетия на развитие отечественной аудиовизу
альной сферы оказывал влияние ряд значительных факторов об
щественной, социальной и экономической жизни. Среди них: де
мократизация и децентрализация управления творческим и эко
номическим процессами, многообразие организационно-экономи
ческих и правовых форм творческих процессов, снятие большин
ства цензурных ограничений и невмешательство государства в ре
пертуарную политику, хозяйственная независимость и самостоя
тельность в планировании основных параметров производствен
но-сбытовой деятельности организаций. Кроме того, произошли
разгосударствление и приватизация государственных предприятий,
создание независимых кино-, теле-, видеоорганизаций, что выра
зилось в появлении значительного частного сектора аудиовизу
альной сферы. Ситуация на рынке аудиовизуальной сферы карди
нально изменилась также вследствие массированного проникно
вения зарубежной аудиовизуальной продукции, которая в силу
своей жанровой и эстетической новизны серьезно повлияла на
зрительские предпочтения российских граждан. Это привело к
резкому обострению конкуренции, как между российскими, так
и, главным образом, между российскими и зарубежными произво
дителями аудиовизуальной продукции. В результате одновремен
ного действия этих тенденций произошли серьезные структурные
изменения аудиовизуальной сферы, наиболее значительными из
них являются сокращение производства, проката и показа отече
ственной кинопродукции, возрастание роли «домашнего киноте
атра», объединяющего телевидеоинтернет-продукцию, ярко выра
женная тенденция изменения жанровых предпочтений зрителя в
|Ьторону развлекательных видов программ, преимущественно им
портного происхождения. —
|
Сопровождавшее эти процессы резкое сокращение бюджетного финансирования всех отраслей аудиовизуальной сферы привело к упадку государственных предприятий и организаций, занимавших до сих пор доминирующее место в производстве аудиовизуальной продукции, а значит, к необходимости перестройки всей системы управления и организации производства и реализации экранных произведений. Вся структура организации производства,
б _______________________________________ Предисловие
распределения, реализации аудиовизуальной продукции противоречиво и непоследовательно, но неуклонно приспосабливается к сложившимся рыночным реалиям: создаются сотни новых частных организаций инфраструктуры аудиовизуальной сферы, взаимодействующих в производстве аудиовизуальной продукции, возникают новые организационно-экономические схемы.
В этом процессе ключевой фигурой становится предприниматель, называемый в сфере культуры продюсером, ранее не известный отечественным организациям кинематографии' и телевидения.
|
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ продюсером является лицо, взявшее на себя ответственность за финансирование, Производство и прокат фильма.
В отличие от других предпринимателей, сводящих вместе известные факторы производства — природные и человеческие ресурсы, капитал, продюсер имеет дело с созданием новой интеллектуальной собственности, соединяя воедино мастерство драматурга, композитора, режиссера, оператора, художников различных специальностей артистов, труд технического персонала и множество других компонентов.
Являясь активным агентом кино- и телерынка, формирующим и развивающим производство аудиовизуальной продукции и устанавливающим рыночные связи, продюсер действует самостоятельно, и на свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе имущественную) создает фильм, программу, сюжет и т.п.
В соответствии с действующим в России Законом «Об авторском праве и смежных правах» авторы аудиовизуальных произведений передают продюсеру (студии) исключительные права на воспроизведение, распространение и публичное исполнение произведения. Продюсер не только должен взять на себя инициативу и ответственность по подготовке проекта, но и лично участвовать в создании произведения.
Владея секретами сложного технологического процесса воплощения литературной основы в зрелище, продюсер становится одним из основных создателей произведения, выступает «дирижером» большого исполнительского коллектива, каждый участник которого ведет свою «партию».
|
Высокие творческие результаты, к которым, естественно, обязаны стремиться создатели произведения, включая продюсера, должны сочетаться с его прибыльностью.
Умение дать безошибочную оценку художественным достоинствам сценария, подобрать основной творческий состав съемочной группы, выработать тактику производства и проката фильмов, увидеть на стадии подготовки постановочного проекта, кинопроб и экспликаций изобразительного решения фильма готовую ленту в сочетании с талантом руководителя и всесторонней информированностью о состоянии кино- и телерынка и многое другое составляют необходимый набор профессиональных качеств продюсера.
Специальность продюсера предполагает выполнение следующих функций: обеспечение творческого и технологического процесса съемок; ответственность за распространение фильма с целью удовлетворения интереса широкой публики и наиболее полного возврата затраченных на производство фильма средств; поиск необходимых для съемок денежных средств и контроль за рациональным их расходованием; экспертная оценка зрительских, художественных достоинств и экономических параметров на стадии разработки проекта; выработка оптимальной тактики производства и проката фильма.
Даже беглый перечень обязанностей продюсера показывает, какими универсальными и специальными знаниями должен обладать человек, посвятивший себя продюсерскому делу.
Предлагаемый учебник по продюсерству в аудиовизуальной сфере — первый в России — подготовлен авторским коллективом, включающим специалистов по управлению, организации и экономике, искусствоведов и отечественных продюсеров, имеющих значительный опыт производства аудиовизуальной продукции.
Структура учебника отражает требования, заложенные в проекте Государственного стандарта по подготовке продюсеров для (аудиовизуальной сферы.
Характеризуя в общем виде архитектонику данного учебника, Ьледует выделить в нем разделы, посвященные аудиовизуальной (Культуре и ее роли в современной жизни, предпринимательской деятельности как общей основе продюсерства, организационно-экономическим проблемам развития аудиовизуальной сферы, особенностям организации и планирования производства, финансированию, хозяйственному механизму. Рассматриваются специфические вопросы, знание которых и составляет профессиональное 1мастерство продюсера: закономерности формирования рынка аудиовизуальной продукции и организации ее производства, технология продюсирована культурных проектов. Иллюстрацией к теоретическому материалу служит описываемый опыт ряда извест-
ных телекинопродюсеров России. В ряде глав даются приложения, в которых содержится обширный справочно-методический материал. В конце учебника приводится словарь основных терминов и понятий, используемых в сфере продюсерства.
Авторы учебника:
продюсер В.В. Арсеньев — п. 1 гл. 28;
канд. техн. наук ИД. Барский — гл. 21;
А.Л. Богданов — п. 2 гл. 11 (в соавторстве с М.И. Жабским);
канд. экон. наук О.В. Браилова — п. 4 гл. 25;
докт. социол. наук М.И. Жабский — п. 1 гл. 11, п. 2 гл. 11 (в соавторстве с АЛ. Богдановым);
докт. экон. наук, Т.П. Иванов — предисловие, 'rft.'*4?*?, 8, 10;
канд. экон. наук И.А. Каллистов — гл. 26 (в соавторстве с А.И. Семенихиным);
канд. экон. наук М.Н. Калошина — гл. 19;
креативный продюсер А.А. Карпенко — п. 2 гл. 28;
докт. экон. наук В.А. Кашин — гл. 22;
докт. техн. наук В.Г. Комар — гл. 20;
докт. экон. наук Ю.В. Криволуцкий — гл. 5, 6;
доцент Б.И. Криштул — гл. 2, 15;
продюсер С.Ф. Кучков — п. 3 гл. 28;
канд. экон. наук А.Ю. Лайков — п. 1, 2, 3 гл. 25;
канд. экон. наук М.Л. Немировская — гл. 9;
канд. экон. наук П.К. Огурчиков — гл. 13, 14, 16, 17, словарь терминов и понятий;
канд. экон. наук В.Я. Орлова — гл. 12;
В.В. Падейский — гл. 23, 24;
докт. искусствоведения К.Э. Разлогов — гл. 1;
канд. экон. наук А.И. Семенихин — гл. 26 (в соавторстве с И.А. Каллистовым);
канд. экон. наук, продюсер В.И. Сидоренко — гл. 18;
продюсер СМ. Сельянов — п. 1 гл. 27;
продюсер И.А. Толстунов — п. 2 гл. 27;
канд. юрид. наук Е.Э. Чуковская — гл. 3.
Ответственные редакторы учебника: докт. экон. наук Т.П. Иванов, канд. экон. наук П.К. Огурчиков, канд. экон. наук В.И. Сидоренко.
Менеджер проекта В.В. Падейский.
РАЗДЕЛ
I
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ
СФЕРА: СУЩНОСТЬ
И СОЦИАЛЬНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ
РАЗВИТИЯ
ГЛАВА
ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА
И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
1.1. Формирование экранной культуры
Возникновение и формирование экранно й культуры — один из основных Феноменов XX в.. оказавш их значительное влияние ня<упияпт,но- уультурные процессы практически во в сех регионах мира^ Изобретение и распространение кинематографа", затем телевидения, бытовой видеотехники, персональных компьютеров, Ин тернет а, опыт разработки художественных возможностей цветомузыки, различногоjpofla звукозрительных представлений, опос-редованных-Н0вейш»ми техническими средствами^^з'асширяюще-есяГвнедрение новых технологий во все сферы культуры и быта, вплоть до грядущей виртуальной реальности, уже сегодня охватывающей сферу досуга, — все это при всей их принадлежности к разным отраслям знания и ведомствам представляют собой разновидности единого целого — экранной культуры.
Некоторые исследователи не без оснований считают, что в наше время аудиовизуальная коммуникация серьезно потеснила печатное слово, а экранные формы творчества постепенно сменяют традиционные искусства либо служат новыми средствами их тиражирования.
Взаимодействуя со сложными и противоречивыми социальными процессами, экран сыграл решающую роль в демократизации культуры, в появлении ее новых форм. В результате, прежде всего в промышленно развитых странах, изменилась социально-культурная ситуация в целом, трансформировались функции образования, науки, искусства, эстетического воспитания.
Развитие аудиовизуальной коммуникации и экранных искусств представляет собой комплексную проблему, поскольку включает факторы и экономические, и технические (развитие новых информационных технологий), и социальные, и собственно культурные, художественные, которые, тесно переплетаясь между собой, вызывают порой непредсказуемые последствия.
С понятием «экранная культура» связаны не только кино, телевидение и видео в их художественной форме. Именно экран \ (дисплей) компьютера, вбирая в себя аудиовизуально-образные возможности кинематографа (а затем телевидения и видео), дополняя и трансформируя их, становится материальным носителем нового типа культуры во всех трех ее формах: научной, обыденной и художественной.
С культурологической точки зрения экранная культура, с одной стороны, типологически (теоретико-культурно) рядоположе-на в привычной для нас книжной культуре, а с другой — является ее эволюционной (историко-культурной) наследницей.
В книге, о чем бы она нам ни рассказывала, повествование вытягивается в книжную строчку, поскольку основано на «линейном языке» письменности. Появление на книжной странице иллюстрации являет уже некое новое качество этой страницы (и книги в целом). В данном случае линейный язык;письменности сочетается с языком изобразительного искусства (в этом смысле языком плоскостным), эволюция которого накануне XX в. приводит к рождению кинематографа, сумевшего передать реальную последовательность движений на плоском четырехугольнике экрана. «Ожившая» страница превратилась в экран, который затем с помощью телевидения пришел к нам в дом, став таким же предметом домашней культуры, каким уже давно является книга. Наконец, видеомагнитофон предоставил возможность более гибкой обратной связи с экраном, нежели кинематограф или телевидение. Видеокассета — то же запечатление фрагмента мировой культуры, какое характерно для книги. Процесс миниатюризации и совершенствования средств вычислительной техники приведет к тому, что буквально лет через десять персональный компьютер будет являть собой раскрытую книгу толщиной с «Трех мушкетеров», с которой можно вести диалог и которая будет отвечать как на языке экрана, так и с помощью синтезированного компьютером голоса. Таким образом, культура компьютерной страницы есть не что иное, как трансформированная книжная культура, определенный итог эволюции книги.
Самым существенным является то, что компьютерная технология следует за технологией полиграфической, оказываясь тем самым необходимым логическим звеном в развитии культуры, а компьютер проявляет себя не тольк*? и не столько техническим чудом века, сколько феноменом культуры, звеном, внутренне необходимым для ее эволюции.
Принципиальная новизна экранных форм моделирования оборачивается качественно иными социокультурными измерениями компьютерной страницы. Это прежде всего сама возможность диалога с экранной книгой — возможность поразительная, неведомая ранее и потому все еще «чудесная». Принципиально важное для компьютерной книги и культурологически глубокое понятие «диалог», связанное сегодня с работами М.М. Бахтина и B.C. Биб-лера, в отечественной литературе по информатике принято до сих пор подменять даже не традиционным в естествознании понятием «взаимодействие», а его невнятной калькой с английского «интерактивность». А между тем в зарубежной культурологии уже появились понятия «полилога» (широкого обмена смыслами, значениями, в которые вступает каждый новый автор и каждый новый текст) и «интертекста» (взаимодействия между текстами), которые поднимают на качественно новую ступень бахтинскую полифонию. Компьютер благодаря наличию информационных сетей становится важнейшей составной частью глобального полилога, в перспективе — новым динамизированным способом существования самой мировой культуры
Невиданная доселе мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально «подталкивают» читателя-зрителя к диалогу с ней. И наконец, ее потенциальная сверхемкость обеспечивается глобальной сетью баз видеоданных, банков знаний и экспертных систем, в которую включена каждая экранная книга.
Компьютерная страница становится опорой не просто нового типа экранного искусства, а все более выступает как основа зрелой формы экранной культуры — новой историко-культурной целостности. Как уже отмечалось, экранная культура, с одной стороны, принадлежит к привычной для нас письменной культуре, а с другой — является ее эволюционной наследницей. В этом смысле экранная культура продолжает и развивает огромные возможности книжной культуры. И если книга стала материальным носителем художественной, научной, сакраментальной и обыденной форм мировой культуры, то компьютерная страница многократно расширяет социокультурный диапазон использования экрана. Здесь широчайшие общекультурные возможности книги «возводятся в степень» наличием диалога с «мягким» текстом. (Аналогично понятиям hardware и software можно ввести понятия «твердый» текст и «мягкий» текст, где твердый текст — текст жестко фиксированный, характерный для письменной культуры, мягкий текст — текст
на экране компьютера с его безграничной и ежесекундной готовностью к трансформации.)
Таким образом, дело не только в бурном развитии НИТ в ряду десятков других новых технологий естественных наук, а в том, что наряду с двумя традиционными типами культуры — личного контакта (т.е. культурой непосредственного общения, являющегося базовым слоем человеческой цивилизации) и письменной культурой — складывается третий тип культуры — экранная культура.
Постепенно проявляется настоящее призвание экранной культуры — открытие новых социокультурных ниш, освоение которых классической культурой невозможно как по технологическим причинам, так и из-за традиционалистских форм мышления. Итак, экранной культуре нет никакого смысла противостоять двум другим традиционным типам культуры. Более того, ей жизненно важно взаимодействовать с ними, ибо экранная культура может развиваться только в неразрывном контексте «трех культур», отрыв от которого грозит деформацией его становления и самосознания. Теперь становится ясным, что уже к имеющейся «культурной пирамиде» — традиционному образу мировой культуры — компьютерные технологии добавляют новое измерение. Но, подчеркнем, добавляет это измерение ко всему массиву пирамиды: равно как к подножию, так и к его вершине. Естественно, что распределение ценностей при этом не изменяется: шедевров мало в любом измерении."
Однако об общих проблемах экранной культуры пока говорится значительно меньше, чем о частных проблемах современной ситуации в информатике и информатизации, нередко понимаемых узковедомственно, а то и просто конъюнктурно.
Что же нового несет с собой экранная культура в облике ком
пьютерной страницы? Прежде всего новый тип общения, осно
ванный на возможностях свободного выхода личности в «инфор
мационное пространство». Так, например, электронные газеты
доступны любому желающему: каждый может прочесть их и всту
пить в заинтересованный контакт. ЩВ*
Свободное распространение информации сделает информационное пространство постоянным местом встречи людей, ищущих созвучие себе в бескрайнем шестимиллиардном мире. Одновременно происходит рост реальной общественной конкуренции личностей, преобразующий нынешние стереотипы и ценности общения. И если уровень значительности человека определяется тем, сколько этажей закрытой информации открыто для него, то здесь на первый план выходит умение масштабно мыслить, ориентиро-
ваться в бурной динамике социокультурной ситуации, обостренно чувствовать ценностную картину мира, что, безусловно, является одним из компонентов нового мышления.
v Уже на сегодняшнем этапе гарантом гласности — нового для нашего общества аспекта социального общения — стали средства массовой информации: газеты и журналы, радио и телевидение. Установление полноценной и насыщенной обратной связи с помощью экрана-полилога способно «развернуть» информированность каждого лицом к интеллектуальной жизни общества, к активному формированию культурной и социальной политики. Само собой понятно, что экранная культура, интернациональная по своей природе, не может не быть планетарной, общечеловеческой хотя бы потому, что внутригосударственный информационный космос столь же нелеп, как, скажем, внутригосударственная наука. Более того, подлинная информированность гражданина завтрашнего дня зиждется прежде всего на демократическом развитии информационных средств и сетей, на социальных и технологических гарантиях того, что мощный потенциал новых информационных технологий не будет использован в целях ведомственного монополизма и тоталитаризма. Но любое развитие завтрашних событий, как и их торможение, закладывается сегодня.
Экранная культура, современным выражением.которой стала компьютерная страница, несет с собой новый тип мышления и соответственно образования. Однако понятие «новое мышление» не сводится только к политическому или научному профилированию человеческого сознания. Новое мышление — это прежде всего ориентированность человека на саморазвитие. Именно поэтому для нового мышления органично срастание логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования.
Быстрота, гибкость, реактивность и глубина нового мышления уже начинают находить себе адекватную опору в развитом инструментарии ком пьютерной культуры. Однако эти качества могут стать гибельными для нашего сознания, если оно не обретет новых жизненных ценностей — адекватности миропонимания и осознанности личного действия.
Особый интерес представляют художественные аспекты культуры компьютерной страницы. Но и здесь дело обстоит гораздо сложнее, чем это представляется на первый взгляд. Укажем только на один принципиально важный аспект. Для художественных проявлений экранной культуры будет, вероятно, характерна прин-
щипиально инаа-поэтика^гне поэтика повествования, на которой ВйрШтЖ Практически вся традиционная письменная культура, а П оэтика диалог а. _Эт о_ прежде ^ сего_диалог автора с читателе м-Ирителем; который вовлекается < gvaктlш нyjOюjзиJЮJeoтвopeния общего для пары «зритель —«экран компьютера» культурного текста.-т^дязяо!г^:Ш1Л?^^^ пoвeJCTжffiaниe<.лбilJ^Jнeм-вceгдa'заложены интересы обоих парт-
"нёров по созданию текста., л ■■-.jfvttt *" л*ц*'.. —
Именно диалогические структуры создают глубинный центр любой культуры — передачу тр адиции и традицию. передадщ.е. поле потенциального и актуального общения между всеми людьми и культурами (прошлого^ настоящего, а то и будущего). Надо подчеркнуть, что все эти сущностные схемы и далекие перспективы культуры важно видеть именно сегодня. Причем, видеть с такой же ясностью, с какой все мы видим сегодняшнее зародышевое состояние экранной культуры и ее художественных аспектов. ДаГ^ диалог с экраном находится сейчас на уровне балагана, аттракциона, компьютерной игры. Но разве не с балагана начинался кинематограф? Разве не аттракционным Представлением были «ожившие картинки» первых праксиноскопов — прототипов мультипликационного фильма? И наконец, разве не с ярмарочной площади к нам пришел театр? А теперь посмотрим на любой традиционный для^ компьютерной игры конфликт, когда играющий должен кого-то обнаружить, догнать, схватить и увернуться в бесконечных приключениях и путешествиях по компьютерным мирам. Разве взгляд внимательного и непредвзятого исследователя не обнаружит в этих гонках и боях проявлений и начальных черт той самой поэтики диалога, о которой только что шел разговор?
Различные формы экранного творчества все более тесно взаимодействуют как •между собой, так и с традиционными формами культурной деятельности. Литературные произведения, театральные спектакли экранизируются, получают распространение экранные путеводители по музеям и выставочным залам, создаются фильмы-концерты и видеоклипы, кинофильмы показываются по ^телевидению и распространяются в видеозаписях, телевизионные (ленты выпускаются на киноэкраны, развитие телевизионного вещания (в особенности спутникового и кабельного телевидения) •оказывает существенное влияние на'посещаемость кинотеатров, изменяются состав и пристрастия аудитории к разным формам доведения произведений на экране до зрителей, сокращается круг • чтения, падает посещаемость зрелищных мероприятий и т.д. Все-
16_ __________ I. Аудиовизуальная сфера: сущность и социальные пре дпосылки развития
мирная паутина Интернета постепенно становится глобальным коммуникационным зеркалом-экраном, в котором отражаются не только знания, но и переживания рода человеческого.
Цифровая (дигитальная) форма аудиовизуальной коммуника-—ции постепенно приводит к конвергенции разного рода экранов в единый культурно-коммуникационный комбайн — телекомпьютер, экран которого может почти бесконечно расширяться без потери качества изображения, а звук — произвольно распространяться в пространстве. Да и сам экран находится на грани исчезновения, растворяясь в многомерной виртуальной реальности. К началу третьего тысячелетия появилась «особая порода» людей, живущих более в виртуальном мире Интернета, нежели в мире реальном. А фантасты неутомимо наполняют нашу планету киборгами и клонами.
Изучение аудиовизуальной культуры в настоящее время ведется крайне неравномерно и разрозненно. Приоритет отдается тем явлениям, которые могут быть вписаны в традиционные системы взглядов: кино как искусство, ТВ как форма журналистики, видеоклипы как новая форма музыкального искусства, экран как часть рекламного бизнеса и PR-кампаний и т.н. а,*
Помимо своих художественных функций экран становится важнейшей составной частью научных (главным образом — естественно-научных) поисков и охватывает огромное многообразие коммуникативных явлений, включающих технические, рекламные, учебные, научно-популярные, хроникально-документальные, игровые и мультипликационные фильмы.
Здесь важно подчеркнуть, что полифункциональность, свойственная прежде всего кинематографу и телевидению, в той или иной мере присуща всем видам искусства, произведения которых одновременно (или в своей совокупности) и информируют, и пропагандируют, и воспитывают, и просвещают, и развлекают свою аудиторию, обогащая духовный мир личности и общества. Отсюда и значение многоплановой коммуникативной стороны художественного творчества и восприятия.
1.2. Развитие аудиовизуальных коммуникаций
Основные этапы развития системы аудиовизуальной коммуникации говорят о неоднозначном взаимодействии технических, коммуникативных, семиотических и специфических художественных факторов. Есть здесь и собственно теоретические, даже терминологические проблемы.
: Так, принятое в киноведении понятие «язык кино» часто считается эквивалентом словосочетания «выразительные средства киноискусства». Такое понимание базируется на искусствоведческой метафоре «язык искусства». Отсюда и представление, что отдельные виды художественного творчества отличаются друг от друга,р первую очередь по «технике» или «языку». Характерно, что «техника» и «язык» нередко воспринимаются почти как синонимы, поскольку оба эти термина в данном случае используются не в прямом, а в переносном смысле.
Для традиционных искусств тут нет особой проблемы. Очевидно, что различные техники живописи или графики не имеют прямого отношения к технике как таковой и к научно-техническому прогрессу, а язык как система выразительных средств, скажем литературы, отнюдь не то же самое, что конкретный язык, на котором написано произведение.
Иное дело экран. По отношению к нему «техника» вновь обретает свой прямой и непосредственный смысл. А «язык»? Сведе-|щие «языка кино» к системе художественных средств здесь чревато.существенными осложнениями. По реальной сфере своего применения экран скорее может быть сопоставлен (хотя и не отождествлен) с естественным языком, а не с художественной литературой — лишь одной из форм его использования. Ведь аудиовизуальный «язык» обслуживает всю совокупность коммуникативных функций экрана, отнюдь не ограничивающихся киноискусством. Отсюда и вторая особенность, отличающая «язык экрана» от «киноязыка». Экранное творчество сегодня — это не только кино, но и различные формы телевидения, видеокассеты и видеодиски, рисплеи компьютера. И «язык» — знаковый, семиотический по-ршциал — у всех этих технически принципиально различных |средств и общий, несмотря на существование частных, особых возможностей и у кино (размер экрана), и у ТВ (прямой репортаж), и т видео (электронные спецэффекты), и тем более у компьютера. Развитие языка, как естественного, так и экранного, определяется всеми многозначными и многоплановыми процессами его использования обществом, в которых художественное творчество иг-Ьает безусловно важную, но далеко не единственно ведущую роль. В основе «языка экрана» лежит естественное общение как человека с человеком, так и человека с миром, точнее, аудиовизуальное Взосприятие мира человеком. Это в свое время был®-удачно сформу-нлировано известным итальянским кинорежиссером Пьер Паоло Р'Пазолини, который писал: «Действия человека в реальности — это