Представление о справедливой цене билета и доходы зрителей
Сравнивая на примере «Сибирского цирюльника» фактическую и справедливую (с точки зрения столичных зрителей) цену билета на фильм, мы пришли к выводу, что первая превышает вторую в полтора раза. Возникает вопрос, можно ли объяснить это превышение только дефицитом качества фильма в его зрительском понимании или тут дали себя знать и другие факторы, в частности финансовые возможности кинопосетителей. Судя по тому, что средняя оценка обсуждаемого фильма оказалась ниже максимальной (4,59 балла, причем каждый восьмой дал ему всего 3 балла), фактор качества играл свою роль в формировании зрительского представления о справедливой цене. Но есть основания утверждать, что больше сказались финансовые возможности кинопосетителей. Расчеты показывают, что зрители, чьи доходы, по их оценке, очень низкие, справедливой сочли цену билета, равную в среднем 45 руб. Те, кто оценил свои доходы как низкие, назвали более высокую цену — 65 руб. Выше всех ценовую планку подняли зрители со средним доходом — 71 руб. Посетители с высокими и очень высокими доходами, вопреки ожиданиям, справедливой сочли цену, лишь на 25 коп. превышающую среднюю справедливую по всему числу опрошенных.
Зависимость справедливой цены от уровня доходов зрителей можно было бы поставить под сомнение. Достаточно предположить, что чем ниже доходы зрителей, тем меньше нравится им фильм, а следовательно, тем ниже и называемая ими справедливая цена. Факты, однако, опровергают это предположение. На вопрос* останется фильм в памяти или тотчас забудется, ответ «надолго останется» распределился следующим образом: среди зап-
|
1 Социально-эстетические характеристики фильма и прогнозирование зрительской посещаемости. М., 1984. С. 174.
лативших 70 руб. - 65%, 100 руб. - 56%, 120 руб. - 47%, 150 руб. — 40%. Выходит, чем выше доход, тем меньше впечатление, производимое фильмом на зрителей. 68% тех, у кого доходы очень низкие, заявили, что фильм надолго останется в памяти. Среди тех, у кого доходы низкие или средние, подобный ответ дали соответственно 52 и 53% опрошенных. Опровергают обсуждаемое предположение и такие факты. О том, что фильм стоит посмотреть два или более раз, заявили восемь зрителей из десяти, заплативших за билет 70 руб. Среди заплативших 100 руб. таковых было семь из десяти, 120 руб. — шесть, 150 руб. — пять из десяти. С увеличением суммы, которую зрители могли потратить на билет, их впечатление от «Сибирского цирюльника» не усиливалось, а, напротив, ослабевало. Увеличивалось также число тех, кто оценил фильм тремя баллами (соответственно 3, 7, 8 и 17%), уменьшался процент давших пять баллов (соответственно 75, 69, 63 и 61%).
Можно сделать вывод: готовность людей платить за поход в кинотеатр цену, которая в итоге позволяла бы кинематографу возмещать расходы на производство и прокат фильмов, существенно зависит от доходов населения. Экономические трудности российского кинематографа объясняются и общей бедностью населения, особенно той его части, которая проживает в регионах. По сравнению с Москвой ценовой барьер в 70 руб. для гораздо большей части населения непреодолим. Представление о справедливой цене билета и эстетика фильма
Вникнем в некоторые тонкости статистической зависимости справедливой цены билета от структурно-эстетических достоинств «Сибирского цирюльника», как их понимают зрители. С уровнем справедливой цены наиболее тесно коррелирует такой показатель, как качество актерских работ, участие в фильме популярных актеров. Коэффициент корреляции Пирсона составил 0,45. Он достаточно далек от единицы, означающей максимальную зависимость между соотносимыми показателями, но при всем том величина его весьма существенна. На этом же уровне оказалась и сопряженность справедливой цены с динамичностью ритма картины. Далее по нисходящей идет сопряженность с такими характеристиками фильма, как его отношение к болевым точкам жизни (0,40), увлекательность сюжета (0,36), наличие в картине яркого героя (0,33). Что касается социально-функциональных достоинств фильма, то с уровнем справедливой цены наиболее тесно сопряжен его эмоционально-познавательный потенциал. В этом случае коэффициент корреляции Пирсона равен 0,48.
|
11.2. Структура потребления аудиовизуальной продукции
Вопреки чрезвычайно оптимистическим представлениям многих практиков российского кино о роли сцен насилия в качестве фактора зрительской привлекательности фильма, отношение подрастающего поколения к такого рода сценам неоднозначно, противоречиво1. В этом плане юных зрителей можно разделить на три типологические группы2.
Первую составляют высокоактивные приверженцы экранного насилия. Половина или даже большинство фильмов из числа просмотренных ими в течение четырех недель, предшествовавших социологическому опросу, содержат сцены насилия. Столь значительным потреблением экранного насилия отличаются 46—55% нового поколения зрителей.
|
Вторую группу образуют активные потребители агрессивного кино. Она занимает третью-четвертую часть их индивидуального репертуара. Эта группа охватывает 9—11% юных зрителей.
К третьей группе относятся юноши и девушки, которых характеризует умеренная приобщенность к экранному насилию. За четыре недели, предшествовавших социологическому опросу, фильмов с насилием среди тех, которые они посмотрели, по их оценкам, было немного. В составе новой генерации киноаудитории данный тип отношения к экранному насилию представлен каждым четвертым зрителем (24—30%).
О специфике потребностей современной аудитории можно; судить по зрительским откликам на фильм «Сибирский цирюльник». Эта картина представляла собой оптимистический взгляд на наш кинопрокат. Миллионы рублей бюджетных средств нельзя вкладывать в производство фильма, не рассчитывая, что его прокат окажется на должной высоте, что будет обеспечен высокий уровень мотивации зрительского поведения. По ходу проката «Сибирского цирюльника» чрезвычайно важно было точно выявить реальные мотивы просмотра фильма различными типологически-
1 Рисуя общую картину отношения старшеклассников к насилию в фильмах, мы
здесь и далее указываем интервал, в который укладываются результаты социологи
ческих замеров, осуществляемых в Москве (1995 и 1998 гг.) и Белгороде (1999 г.).
Когда речь идет об отношении к насилию в фильмах со стороны отдельных под
групп респондентов, мы используем результаты первого замера (Москва, 1995 г.)
2 Жабский М., Тарасов К., Фохт-Бабушкин Ю. Кино в современном обществе. М.,
2000. С. 316-317.
ми группами зрителей, чтобы посредством активной рекламы внедрить Их в сознание широких слоев еще не охваченной фильмом аудитории. Нужно также располагать положительными аргументами, которыми пользуются сами зрители в процессе устной рекламы, разворачивающейся по ходу проката фильма, чтобы тиражировать их с помощью афиш, плакатов, газет, радио и телевидения. Ведь живой совет зрителей — это наилучшая реклама фильма, наилучшая его рекомендация.
Как же откликнулась потенциальная киноаудитория на демонстрацию «Сибирского цирюльника»? Прежде всего отметим, что на пути к фильму потенциальному зрителю надо было преодолеть серьезный ценовой барьер. Минимальная цена входного билета в кинотеатр «Пушкинский» составляла 70 руб. Это немало, если учесть среднестатистический семейный доход опрошенного кинопосетителя. По его самооценке, доход располагался примерно посредине между низким и средним. При этом 24% зрителей квалифицировали свой доход как низкий, а еще 14 — как очень низкий. Несмотря на высокую, по нашим меркам, стоимость кинобилета и в целом низкий семейный бюджет тех, кто пришел, зрительный зал кинотеатра заполнялся на редкость хорошо. Чаще всего люди'платили за билет К)0 или 120 руб. (соответственно 49 и 26%), реже - 70 руб. (18%) или 150 руб. (7%).
В зрительской аудитории фильма были представлены самые различные социальные слои общества. Как и в старые добрые времена, в зале было немало студентов вузов и техникумов (17%), работников науки и образования (16%), пенсионеров и домохозяек (16%) и т.д. И вот что удивительно: молодежный зритель оказался в меньшинстве. Тех, кому уже за 30, в зале было 55%. Каждому десятому присутствующему исполнилось не менее 60 лет (11%). К возрастной категории 50—59 лет принадлежало 15% публики, 30—49 лет — 29%. Столь внушительное представительство немолодежного зрителя свидетельствует о том, что на фильм Пришли и те, кто, казалось, уже навсегда распрощался с кинозрелищем на большом экране. Подтверждением тому является и такой факт: каждый третий зритель (36%) пришел специально, чтобы посмотреть новый отечественный фильм. Отметим, что на этот мотив посещения указали только 23% столичных зрителей на сеансах «Ширли-мырли» и 26% — на сеансах «Особенностей национальной охоты».
На «Сибирского цирюльника» многие шли с желанием посмотреть наиболее удачную российскую картину последних лет. Чаще всего зрителей влекло ожидание эстетического удовольствия от увле-
7*
кательного сюжета и игры актеров (57%), Довольно часто (23%) зрители шли на фильм, предвкушая удовольствие от встречи с экранными образами красивых людей. В этом отношении «Сибирский цирюльник» выгодно отличается от ряда других фильмов: 23% зрительских «голосов» против 16% после просмотра «Ширли-мыр-ли», 14 — «Особенностей национальной охоты», 12 — «Ворошиловского стрелка», 9;ди#Вора» и 6% — «Кавказского пленника». Примечательно и то, что многие зрители (25%) пришли не на развлечение, а чтобы «увидеть фильм, который заставит задуматься».
Для определения кинематографических пристрастий изрядно глобализированного поколения зрителей в анкете был приведен список из 14 наиболее характерных типов фильмов. Ребятам необходимо было указать наиболее любимые. Что же обнаружилось? Жанрово-тематические интересы московских и белгородских юных кинозрителей, за небольшими расхождениями, практически совпадают. Коэффициент ранговой корреляции по Спирмен^1, равный +0,947, позволяет говорить о высокой степени согласованности предпочтений в обеих группах, наглядное представление об этом дает диаграмма на рис. 11.2.
Рис. 11.2. Предпочтения нового поколения зрителей Москвы и Белгорода по типам фильмов
Анализ графика показывает, во-первых, что линии трендов почти совпадают, лишь три позиции несколько выбиваются из
1 Коэффициент ранговой корреляции Спирмена принимает значения от +1 (два ряда рангов полностью совпадают) до —1 (ряды рангов полностью противоположны).
общего ряда — «боевики с перестрелками и драками» (Белгород — 33 Москва — 25%), «эротические, с откровенным изображением сексуальных отношений» (Белгород — 28, Москва — 20%) и «об исторических личностях и событиях» (соответственно 13 и 20%). Но и по этим позициям разница не превышает 9%. Во-вторых, показателем разнообразия жанрово-тематических интересов можно считать число отмеченных отдельными респондентами типов фильмов: в Белгороде в среднем 3,8, в Москве — 3,5. Эта незначительная разница в широте основных типологических предпочтений выразилась в том, что белгородская линия на графике проходит, как правило, чуть выше московской.
В целом иерархия предпочтений нового поколения зрителей по типам фильмов выглядит следующим образом. На первом месте вне конкуренции лидируют кинокомедии — 73—80%. Интерес к этому популярному жанру в последние годы остается неизменным у самых широких слоев российской публики, и молодое поколение зрителей в этом плане не составляет исключения. Позиции от 30 до 40% занимают мистические фильмы и фильмы ужасов, фантастика, приключенческие ленты, молодежные телесериалы типа «Элеы^ и ребята», боевики. Таков типологический cnefcrp фильмов, вызывающих в условиях нынешней глобализации кинопроцесса повышенный интерес у нового поколения зрителей. Навязываемая юному поколению всевозможная магия, мистика, чертовщина, безусловно, запечатлевается в незащищенной детской психике, формирует повышенный интерес к подобного рода фильмам. Приключения и фантастика, напротив, во все эпохи привлекает здоровое воображение подростков, и их любовь к этим жанрам вполне закономерна. Правда,'американская кинофантастика, которая доминирует на наших экранах, по преимуществу окрашена в мрачные тона, а подчас и просто смыкается с фильмами ужасов. Телевизионные молодежные сериалы и боевики замыкают верхнюю часть списка киноприоритетов юных зрителей, причем кинобоевики, вопреки бытующим представлениям, имеют весьма узкий круг поклонников.
Следующую типологическую группу (в диапазоне от 15 до 20%) можно отнести к фильмам со средневыраженным к ним интересом со стороны подрастающего поколения. Сюда входят детективы, киноленты об исторических событиях, эротические, мелодрамы и фильмы о современных проблемах.
Замыкают перечень три типа фильмов, набравшие не более 10% голосов юных зрителей. Это телесериалы типа бесконечной
«Санта-Барбары», «Династии», мюзиклы и авторские фильмы, сложные по киноязыку и выразительным средствам. Очевидно, что такие фильмы находятся на периферии зрительских предпочтений нового поколения зрителей и вряд ли могут рассчитывать на сколько-нибудь широкую аудиторию в этой среде.
Так выглядит общая структура зрительских запросов и интересов к фильмам различного типа среди подростков. Знание зрительских предпочтений поможет кинопрокатчикам упрочить свою рыночную нишу в условиях нарастающего давления со стороны глобального кинематографа. Возникает вопрос, насколько специфичны эти интересы, отличаются ли они от зрительских предпочтений других групп населения? Обратимся в этой связи к исследованию И. Полуэхтовой1, проведенному на материалах опроса населения России в возрасте от 14 лет. Жанрово-тематический список исследования не включал три типа фильмов: молодежные сериалы, авторские фильмы и телесериалы. Однако сопоставление данных двух исследований может дать представление о некоторых общих тенденциях.
Данные обоих исследований представлены в единой табл. 11.1.
Таблица 11.1. Типологические предпочтения юных телезрителей и всего населения России
Тип фильма | Школьники | Население | |||
% | Ранг | % | Ранг | ||
Комедии | 1Ъ | ||||
Мистика, ужасы | |||||
Фантастика | |||||
Приключения | |||||
Боевики | |||||
Детективы | |||||
Исторические | |||||
Эротические | Ц | ||||
Мелодрамы | |||||
О современных проблемах | |||||
Мюзиклы | |||||
1 Кино: пути от фильма к зрителю / Под общей редакцией М.И. Жабского. М 1998. С. 239-252.
Кинокомедии занимают лидирующее положение в обеих группах, но у юных зрителей их отрыв от остальных типов фильмов значительно больше. В отношении боевиков позиции почти совпадают. По фильмам на исторические сюжеты, лентам о современных проблемах и музыкальным картинам расхождения не превышают 3—6%, но есть определенная разница в рангах — у школьников эти фильмы занимают более низкие места.
По остальной же части типологического спектра фильмов наблюдаются весьма существенные различия интересов между новым поколением зрителей и населением в целом. Наглядное представление о той части зрительских предпочтений, где расхожде- I нйя превышают 10%, дает диаграмма на рис. 11.3.
Рис. 11.3. Иерархия предпочтений телезрителей по отдельным типам фильмов
Из диаграммы видно, что мистика и фильмы ужасов привлекают до 40% подростковой аудитории, а среди всего населения — чуть более 10%. Также значительно меньший интерес по сравнению с подростками проявляет население к приключенческим и фантастическим кинокартинам (разница превышает в обоих случаях 15%). И уж совсем на последнем месте у старших возрастов находятся эротические фильмы, тогда как у 20% ребят они находят живой отклик. В то же время детективы и особенно мелодрамы у подрастающего поколения занимают значительно более низкое место в системе киноприоритетов, чем у населения в целом.
Результаты сравнения позволяют сделать вывод, что у старших поколений более традиционные кинематографические вкусы и предпочтения, они скорее выберут для просмотра привычную мелодраму и добротный детектив, чем «крутую эротику» или фильм-
экшн. У нового поколения зрителей, воспитанного во многом на западном кинорепертуаре «глобальной деревни», ориентации иные, что нельзя не учитывать при формировании рыночной ниши отечественного кино.
Помимо общих характеристик следует обратить внимание и на возможные внутригрупповые особенности типологических предпочтений нового поколения зрителей. Поскольку предпочтения юных москвичей и белгородцев практически совпадают и они составляют единую возрастную группу, то внутригрупповые различия мы проанализируем в общей совокупности данных.
У учащихся разных старших классов кинематографические интересы в основном совпадают. Общая картина от класса к классу сохраняется, что подтверждают и высокие значения коэффициентов ранговых корреляций — от +0,824 до +0,969. Но некоторая вариация предпочтений по типам фильмов все же прослеживается. Наиболее различима она между 9 и 11-ми классами, 10-е классы занимают, естественно, промежуточное положение. Мы остановимся на наиболее заметных расхожениях. Девятиклассников в большей степени привлекают боевики (35% против 21 в 11-х классах), затем в порядке убывания различий следуют молодежные сериалы (34 и 24%), приключенческие фильмы (39 и 32%) и фантастика (40 и 35%). Одиннадцатиклассников в несколько большей степени привлекают (в порядке нарастания различий): серьезные фильмы о современных проблемах (20% против 14 в 9-х классах), мелодрамы (25% против 18) и фильмы об исторических личностях и событиях (26% против 15). Характерно, что степень привлекательности фильмов данного типа у одиннадцатиклассников тяготеет, а по отдельным типам фильмов почти совпадает с рассмотренными выше предпочтениями всего населения от 14 лет. Можно предположить, что 11-й класс является в какой-то степени переломным в смене зрительских ориентации.
ГЛАВА
МАРКЕТИНГ И ЕГО
ПРИМЕНЕНИЕ
В КИНЕМАТОГРАФИИ
12.1. Сущность маркетинга
как инструмента рыночного хозяйства
Проведение радикальной экономической реформы, формирование устойчивого рынка, преобразования в организации деятельности отраслей и предприятий невозможны без принципиально новой концепции управления и ее практической реализации. В качестве концепции, определяющей хозяйственную деятельность предприятий в рыночной экономике, выступает маркетинг.
Появление маркетинга как определенной системы хозяйствования и метода решения производственно-сбытовых проблем стало ответной реакцией на такие процессы в мировой экономике, как усложнение производства и реализации товаров из-за стремительного расширения их ассортимента, роста производственных возможностей, частых сдвигов в структуре рыночного спроса, обострения конкуренции. Усложнение взаимосвязей в экономике, эволюция монополистических и государственных форм регулирования хозяйственных отношений, возрастание конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках сбыта — все эти процессы обусловили исключительное внимание теоретиков и практиков деятельности капиталистической фирмы к вопросам реализации продукта.
Термин «маркетинг» произошел от английского слова market — рынок. Существуют различные толкования маркетинга. Причина их большого разнообразия заключается в специфике и мас!итабах проблем, решаемых в процессе производства, сбыта, рекламы, технического обслуживания и т.д. В мировой практике маркетинг появился не сразу. Только в середине XIX в. начали осознанно применяться его основные принципы и методы. В начале XX в. в учебный процесс некоторых университетов США был введен курс «методы маркетинга». В эти же годы публикуется ряд работ, посвящен-"ных рыночной деятельности. В 1920-е годы понятие «маркетинг» прочно вошло в экономическую науку как синоним совокупности
всех видов деятельности в сфере товарного обращения. Позднее под маркетингом стали понимать совокупность функций сбытовой деятельности, включающей изучение рынка, планирование товарного ассортимента, ценовую политику, рекламу и стимулирование сбыта.
В 1950-е годы маркетинг стал рассматриваться как рыночная концепция управления, как система, которая позволяет обеспечить ориентацию производства на требования рынка. В этом состоял принципиально новый взгляд на маркетинг, как на важное звено предпринимательской деятельности, обеспечивающее не только гибкую реакцию производства на конъюнктуру рынка, проведение широкого комплекса мероприятий по его завоеванию, создание устойчивого спроса на продукцию.
В 1970-е годы развитие научно-технической революции, энергичное расширение объемов производства и номенклатуры производимой продукции, появление крупных производственно-сбытовых комплексов, развитие транснациональных корпораций, развитие международной торговли обусловили появление новой трактовки маркетинга. Он стал рассматриваться как комплексная система, позволяющая связать возможности фирмы с возможностями внешней среды. Такая разновидность рыночной концепции управления, получившая название «международный маркетинг» признана увязать научные, финансовые, производственные и человеческие ресурсы фирмы в эффективно управляемую систему, гибко реагирующую на изменение структуры и требований внутреннего и внешнего рынков.
Из огромного числа существующих в мире определений маркетинга можно выделить такие, в которых речь идет о макро- и микроуровнях, а также о какой-либо из сторон управленческой деятельности фирмы, но полного общепризнанного определения пока еще нет. Сущность маркетинга определяется формулой: производить то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязывать покупателю продукцию, предварительно не согласованную с рынком. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов покупателей. Причем таких товаров, на которые покупатель предъявляет действительный спрос. Следовательно, применение фирмой системы маркетинга предполагает, что ее деятельность будет осуществляться по специальному плану, который содержит целый ряд мероприятий по совершенствованию производства и сбыта ради достижения цели деятельности фирмы.
Итак, среди множества трактовок маркетинга можно выделить две наиболее распространенные. Первая из них рассматривает
маркетинг как совокупность финансовых, организационно-технических и коммерческих мероприятий фирмы, имеющих целью овладение сферой реализации товаров и услуг. Такой подход к определению маркетинга по сути не отличает его от понятия «сбытовая деятельность». В данном случае маркетинг имеет не большее и не меньшее значение, чем любая другая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, опытно-конструкторскими работами, материально-техническим снабжением и т.п. Иначе говоря, все предприятия выполняют функцию маркетинга, даже если она состоит только в выборе посредника для продажи своей продукции.
Другая трактовка маркетинга рассматривает его в качестве философии бизнеса, как рыночную концепцию управления. В таком понимании маркетинг представляет собой комплексный подход к организации и управлению всей деятельностью^ (Предприятий. Он включает в себя проведение скоординированной коммерческой политики, направленной на производство только таких товаров и услуг (по качеству и объему), которые соответствуют потенциальному спросу и могут быть реализованы на рынке полностью. Такой подход основывается на возможностях мобилизации всего ресурсного потенциала и его эффективного использования в той мере, которая позволяет получить намеченные долгосрочные показатели по прибыли.
В качестве философии бизнеса маркетинг требует, чтобы предприятие рассматривало потребление как демократический процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех того предприятия, которое ставит перед собой задачу изучить характер потребностей и удовлетворить их возможно более полно. Обеспечение максимального объема выпуска продукции при снижении издержек производства за счет исключения из производственной программы изделий нестандартных, но нужных потребителю, противоречит маркетингу как философии бизнеса.
Рассмотренная трактовка маркетинга определяет функции деятельности предприятия, включающие все аспекты предпринимательской деятельности. В их число входят: комплексное исследование рынков и сбор информации; формирование ассортимента продукции и услуг; проведение обоснованной политики цен; реализация товаров и услуг; формирование спроса и стимулирование сбыта, включая рекламную деятельность. Таким образом, маркетинг можно определить как систему планирования и управления
разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и организаций.
Знакомство со специальной литературой показало, что многие современные исследователи проблем маркетинга рассматривают его как замкнутую систему управления. Это означает, что выделение отдельных элементов этой системы и принижение роли других нарушают принцип ее функционирования. Так, если предприятие проводит активную работу по сбыту и рекламе продукции, но в то же время конкурентоспособность его производства низка, то в целом эффект маркетинговой деятельности также скажется на весьма низком уровне.
Маркетинг — особая теория и практика, специфическая система организации деятельности современного производства, направленная на решение проблемы реализации на микроэкономическом уровне путем изучения потребительского спроса и приспособления к нему производства, а также путем его целенаправленного формирования и подчинения интересам данного производства.
В современной концепции маркетинга можно выделить несколько основных принципов.
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений. Потребители часто не знают, что именно они хотят. Они хотят только, как можно лучше решить свои проблемы. Поэтому одна из главных задач маркетинга — понять, что хотят потребители.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса, исходя из долгосрочной перспективы. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга состоит в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов.
Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. При реализации концепции маркетинга центр принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятий к звеньям, чув-г ствующим пульс рынка. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендацией не только
рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятий.
3. Воздействие на рынок при помощи различных средств, в первую очередь рекламы. Продвижение продукта на рынок подразумевает установление эффективных контактов с уже имеющимися или потенциальными потребителями. Основной целью таких контактов является создание у потребителя благоприятного имиджа о предприятии и его продукции,,