При организации работы на съемочной площадке большое внимание нужно обращать на безопасную эксплуатацию киноосвети-теяьной аппаратуры. Соединительные электрические кабели должны располагаться так, чтобы их нельзя было повредить. Если работа проводится в сырых местах, в дождливую погоду или с использованием по ходу съемок воды (искусственный дождь, тушение пожара и т.д.), аппаратура должна бъръ защищена от влаги. Работни-ки, обслуживающие аппаратуру, должны работать в диэлектрических перчатках и обуви. Электрический кабель и распределительные коробки в этвд:случаях укладываются на изолирующие подставки, в качестве которых используются, например, диэлектрические ковриги и козлы, изготовленные да токонепроводящих материалов. Если для съемок используются цередвижные электростанции (дахтвагены), подключать киноосветительную аппаратуру могут только работники* обслуживающие эти агрегаты* При интерьерных съемках для питания киноосветительных приборов чаще всего используется местная электросеть. Подключать к ней аппаратуру может только специалист энергохозяйства данного объекта, у которого имеется квалификация по электробезопасности не ниже третьей группы. Бригадир осветителей (старший осветитель) съемочной группы не имеет право самостоятельно подключать киноосветительную аппаратуру к местной электросети. Несоблюдение этого правила на практике приводило к выводу из строя систем энергоснабжения и даже к возникновению пожаров.
При использовании в ходе съемок дождевальных установок на съемочной площадке повышается опасность попадания работников под воздействие электрического тока- Поэтому дополнительное внимание должно быть уделено электробезопасности л па <*
|
при монтаже установки нужно исключить возможность попадания воды на токоведущие части. Отводы для использованной воды устраиваются в тех местам, где не пролегают временные линии электропередачи.
В некоторых фильмах действие происходит на берегах различных водоемов, в болотистых местах. Такие киносъемки следует проводить с особым вниманием. Организуя съемки, продюсеру следует обратиться к помощи местной спасательной службы, работники которой тщательно исследуют дно и состояние водоема. При необходимости проводится дополнительная подготовка водоема и прибрежной территории. При киносъемках на воде работники спасательной службы несут постоянное дежурство, имея необходимые средства для оказания помощи. Если требуется, участники киносъемок снабжаются спасательными жилетами. Важно, чтобы все плавательные средства, используемые при киносъемках (понтоны, плоты и т.д.), были исправны и соответствовали расчетной нагрузке. Если по ходу киносъемок исполнители находятся в водоеме или обливаются водой, на это необходимо получить разрешение врача. Если артист не умеет плавать, то для его обучения заранее нанимают тренера-инструктора. Когда же съемка* ведется на общем и среднем планах, артйбтов следует заменять дублерами. Во время съе*ЙЬк на воде обязательно должно быть установлено дежурство медицинского персонала.
Артисты допускаются к съемкам, если температура воды не ниже +18°С. Если при этом Температура окружающего воздуха +18вС и ниже, администрация съемочной Группы должна организовать обогрев исполнителей и предоставить им сухую одежду по окончании съемки каждого дубля. При температуре воды ниже +18°С осуществляется съемка дублера (спортсмена-моржа): В некоторых случаях для съемки артистов в холодной воде применяют гидрокостюмы, надетые под игровую одежду. Различные прыжки и падения в воду исполняются только специально подготовленными артистами или дублерами. Съемки таких сцен разрешается проводить в каждом конкретном случае в зависимости от высоты прыжка и глубины водоема. Так, например, при прыжке в воду с высоты 3 м глубина водоема должна быть не менее 1,5 м.
|
Для проведения киносъемок на ладу необходимо заранее проверить толщину и состояние льда, получить заключение спасательной службы о минимально допустимой его толщине. При съемках льда с трещинами должны быть приняты меры безопасности (использования страховочных поясов, багров и пр.). Для исполнения опасных кадров должны привлекаться спортсмены-дублеры.
По целому ряду фильмов возникает необходимость в батальных киносъемках. Батальными в современном кинематографе принято считать сцены, показывающие эпизоды военных сражений с участием различных родов войск, с использованием военной техники и сложных пиротехнических эффектов. Подобные съемки представляют собой опасность для их участников, связаны с возможностью получения травм в результате неосторожного обращения с оружием, несоблюдения мер предосторожности при создании пиротехнических эффектов (взрывы, шрапнели, ракеты, дымовые завесы и тш^ Опасность эта в большинстве случаев носит комплексный характер, так как батальные сцены вбирают в себя многие виды съемок. При постановке сцен боев участникам приходится выполнять различные виды трюков в условиях сложного рельефа местности, среди зданий, различных предметов, конницы, действующей военной техники, взрывов, огня и т.п.
|
О масштабах проводимых пиротехнических взрывных работ на батальных съемках говорят такие цифры. Во время съемок ряда батальных сцен фильма «Солдаты свободы» (режиссер Ю. Озеров) в кадре было одновременно до 500 взрывов различной силы — от небольших локальных до фоновых, каждый из которых требует около двух килограммов тола. В этих съемках участвовали до 250 танков, большое количество другой техники, тысячи человек массовки.
I В съемках одного из эпизодов фильма «Фронт за линией фронта» (режиссер И. Гостев) было использовано 7000 шашек черного дыма, 5000 малых пиротехнических шашек, 600 магниевых факелов, 1000 бомб, 1000 автоматов, 300 ручных гранат. Нередко к участию в батальных киносъемках привлекается большое количество людей. Так, например, в съемках Бородинского сражения (киноэпопея «Война и мир») участвовали почти 15 тыс. чел. из различных родов войск.
Особая роль в организации батальных киносъемок отводится военным консультантам. В их задачи входит не только соблюдать историческую точность и достоверность, но и решать вопросы безопасности. Военные специалисты участвуют в разработке планов проведения батальных съемок, определяют с учетом конкретных условий места взрывов и безопасные расстояния от них, осуществляют оперативное руководство воинскими подразделениями в ходе подготовки и проведения съемок боя. Если в киносъемках участвуют воинские подразделения, командование назначает одного из командиров ответственным за технику безопасности. Для того чтобы его указания распространялись На рабОТНИКОВ СЪемОЧНОЙ ГРУППЫИ ДОУГИХ учягтигт
ки, продюсер должен заключить с ним договор и издать соответствующее распоряжение по группе.
Работа по подготовке батальных киносъемок проводится следующим образом. Когда выбрана местность и определены точки съемки, составляется подробный топографический план с нанесением на него деталей задуманного кадра. Исходя из этого разраба-тываются.конкретные предложения на мероприятиям, запланированным ранее в «Журнале по охране труда съемочной группы». В этой работе принимают участие руководители съемочной группы и все заинтересованные работники. В точном соответствии с разработанным планом на местности условными знаками- размечают маршруты движения людей и техники, Экипажи танков, боевых и других военно-транспортных средств проходят пешком свои маршруты и изучают особенности движения по местности. Проводится подробный инструктаж всех участников киносъемки. После этого осуществляется подготовка пиротехнических средств. Каждый пиротехник или исполнитель обеспечивает работу не более 5—8 эффектов, иначе теряется оперативный контроль над эффектами и может возникнуть опасность. Все эффекты управляются со специальных пультов при помощи электрических запалов. Пиротехнические заряды располагаются в стороне от намеченных маршрутов движения техники и помечаются флажками или вехами. При подготовке взрывов в грунте заранее роют воронки и засыпаю*1 их просеянным грунтом, торфом или другим мягким засыпным материалом. Воронки делают такого размера, чтобы при срабатывании заряда не были нарушены их стенки. Бели, необходимо, чтобы при взрыве летели комья или камни, их имитируют кусками легких, окрашенных в соответствующий цвет пенопластов.
Для того чтобы снизить степень опасности пиротехнических эффектов во время киносъемок, на «Мосфильме» были разработаны и используются пиротехнические изделия дая имитации взрывов снарядов и бомб, которые получили название имитаторов. Эти изделия обеспечивают требуемый эффект^ при срабатывании не создают ударную взрывную волну и этим выгодно отличаются от других взрывчатых веществ. В настоящее время для имитации взрывов в непосредственной близости от людей применяются только изделия этого типа. При взрыве даже радом с человеком они не могут привести к травме, связанной с длительной потерей трудоспособности или к другим серьезным последствиям. Особое внимание должно уделяться безопасности при работе со взрывами на воде. Образующаяся при имитации взрыва детонационная волна
чрезвычайно опасна для органов слуха и зрения находящихся в воде людей. Поэтому в таких случаях за безопасное принято расстояние не ближе 250 м до места взрыва. Несоблюдение этого правила приводило к несчастным случаям. Съемочная группа снимала сцену высадки десанта под обстрелом. По плану заряды, заложенные на берегу реки и в воде, взрывались до подхода к берегу двух катеров с десантниками. Однако из трех зарядов, установленных в воде, один сработал своевременно, второй не взорвался, а третий взорвался с опозданием, когда десантники уже выпрыгивали из катеров. Взрывной волной был тяжело контужен снимавшийся в сцене артист.
При проведении киносъемок с использованием пиротехнических эффектов и оружия старшим на съемочной площадке является оружейник-пиротехник, и его указания по безопасности труда являются обязательными для всех участников киносъемок. Безопасность батальных киносъемок во многом зависит от предварительных репетиций. Особое значение имеют продуманная организация работ, согласованность и точная координация действий различных групп участников, четкое взаимодействие всех родов фойск, занятых в съемке, отработка последовательности включения взрывов в соответствии с действиями отдельных звеньев массовки. При проведении репетиций и съемок батальных сцен широко используются различные громкоговорящие установки, радио- и телефонная связь, средства сигнализации. Администрация съемочной группы должна?акже обеспечить дежурство представителей пожарного надзора и медицинского персонала. Их численность определяется масштабами киносъемок.
После окончания киносъемок с использованием пиротехнических эффектов продюсер должен обеспечить проверку объекта Стечение 3—5 часов. Пиротехники (военные специалисты) тщательно осматривают территорию, на которой производились ра-'боты. В том случае, если выявляются причины, которые могут привести к несчастным случаям с людьми и возникновению пожара, принимаются меры по их устранению.
"Особо следует сказать о применении оружия при киносъемках. На него распространяются все правила, действующие в отношении боевого (огнестрельного) оружия. Вопросы хранения, учета, транспортировки и использования оружия решаются в соответствии с нормативными документами и контролируются органами внутренних дел. Оружие, применяемое на киносъемках, проходит специальную предварительную подготовку, которая позволяет исключить возможность боевого выстрела. Для этого в паттюнтпг* г
помещают специальный упор, который не допускает прохода п#|> рона с боевой пулей. Стрельба холостыми патронами из огнестрельного оружия должна производиться так, чтобы ствол был направлен в сторону от живой цели. Безопасным считается в этих случаях расстояние в 20 м. При стрельбе из орудия пиротехническими выстрелами людям запрещается находиться перед орудием ближе 20 м, щж этом угол наклона ствола орудия к горизонтали должен быть не менее 45°. При необходимости стрельбы на более близком расстоянии применяются уменьшенные заряды из составов, дающих только вспышку и дым без сильной взрывной волны.
Холодное оружие, применяемое на киносъемках (сабли, кинжалы, ножи, кортики и др.), может быть настоящим или бутафорским. У настоящего холодного оружия должны быть затуплены лезвия и концы. Бутафорское оружие изготавливается без острых концов и лезвий.
Чтобы обеспечить безопасность при киносъемках с использованием оружия, проводится тщательный и подробный инструктаж всех участников съемки о правилах обращения с оружием и холостыми патронами, а также принимаются меры, предотвращающие хищение оружия.
В некоторых фильмах имеются сцены с животными, которые сами по себе могут являться источниками повышенной опасности для окружающих. Животных для съемок берут из зоопарков, цирков, у частных лиц. Иногда приходится вести специальный отлор диких животных. Без заключения ветеринара животные к съемкам не допускаются.
Для подготовки зверей администрация привлекает опытных специалистов-дрессировщиков. Безопасность при съемке находится в прямой связи с умелой дрессировки^-.тщательное изучение характеров и повадок животньд, определение индивидуального подхода к ним, умение своевременно распознать и предупредить все возможные отклонения от нормы поведения с их одороны, смену настроений и т.д. Важным моментом является создание привычной обстановки, приучение зверей к условиям съемочной площадки.
Во время репетиций и съемок с участием животных дрессировщик отвечает за безопасность работы съемочной фуппы. Чтобы полностью обезопасить участников съемки, кадры с животными снимаются в манежной клетке, причем артистов в этом случае заменяют специалисты-дублеры, или такие кадры снимают комбинированным способом. При киносъемке с животными на съемочной площадке должно быть организовано дежурство ассистентов
дрессировщика со средствами защиты от возможного нападения. Ими могут быть факелы из легковоспламеняющихся материалов, длинные стальные вилы и пики, пожарные стволы с имеющимися на них кранами -Для пуска водь!. Продюсер должен также обесйе-чить выполнение требований к содержанию и транпортировке животных и к оборудованию для них специальных помещений.
16.6. Организация и проведение трюковых киносъемок
В ходе работы над отдельными фильмами появляется необходимость в съемке трюковых сцен. Трюковыми называются киносъем-Ш, связанные с опасными факторами и выполнением искусных приемов, Требующих от исполнителя навыков. Они могут йгроводиться при помощи как обычных, так и комбинированных методов, с использованием технических средств и специальных присйособлений. Выбор и исполнение трюка зависят от содержания сценария, его темы, а также от художественных замыслов авторов. Невозможно перечислить все виды трюковых киносъемок, но все же можно выделить несколько групп наиболее типичных, часто встречающихся в практике фильмопроизводства, к которым относятся трюки:
• изображающие рукопашные схватки, борьбу, драку;
• изображающие схватки с применением холодного и огне
стрельного оружия, различных предметов, с использовани
ем пиротехнических эффектов;
' • выполняемые на большой высоте, а также связанные с прыжками и падениями с высоты;
• выполняемые на движущемся транспорте (трюки на авто
мобилях и мотоциклах, транспортные катастрофы, игровые
сцены на движущихся железнодорожных составах и т.п.);
• • конные трюки (падение с лошади на ходу, падение лошади вместе с всадником и т.Дч);, ■
• трюки на поверхности воды и под водой (в том числе с лде~ пользованием, плавательных средств);
• связанные с полетами в воздухе, выполняемые с использованием вертолетов, самолетов, воздушных шаров и т.д4*
• связанные с изображением горящих объектов и находящихся в них или в непосредственной близости от них людей (в том числе людей в горящей одежде).
При организации трюковых киносъемок необходимо определить, насколько опасен предполагаемый трюк, ж кто его исполнит. В решении этих вопросов принимают участие режиссеп-ттпг^гяи/
щик, продюсер, специалист по охране труда, консультант (поста*-новщик) по трюкам. Они должны исходить из основного положе<-ния охраны труда; никто не имеет права на риск, какими бы высокими целями искусства этот риск ци оправдывался. Поэтому любые действия исполнителя, которые представляют прямую опасность для его здоровья, даже если они производятся для наиболее правдивого изображения трюка, запрещены отраслевыми правилами. К участию в трюковых киносъемках привлекаются каскадеры. Реже сами актеры исполняют трюки. Использование различной техники, атмосфера съемочной площадки, яркий свет осветительной аппаратуры, повторы для съемки нескольких дублей — все это осложняет работу каскадеров. На съемочной площадке от них требуются одновременно артистизм, точный профессиональный расчет, собранность, четкая координация движений. От каскадера помимо исполнительского мастерства требуются знания в различных областях техники для подготовки средств и методов страховки, освоения специальных приспособлений для исполнения трюков.
Если трюковые сцены исполняются самими артистами, с нищ предварительно проводится специальная подготовка. Но все равно во время съемок рядом с ними постоянно должен находиться профессиональный каскадер, который вовремя подстрахует, подскажет, исправит. Только тщательная подготовка трюковых сцен, высокое мастерство и точный расчет, строгое соблюдение всех правил охраны труда позволяют свести до минимума риск, практически исключить возможность несчастных случаев.
Для подготовки к съемкам привлекаются постановщики трюков из числа опытных каскадеров, спортсменов, имеющих, как правило, высшее специальное спортивно-педагогическое образование и знакомых со спецификой филъмопроизводства. Во время трюковых киносъемок постановщик трюков является старшим по съемочной площадке, и его указания по безопасности труда обязательны для всех. Он имеет право отменить киносъемки, если требования охраны труда не выполняются. Например, в плане проведения съемок постановщик трюков указал, что во время съемки эпизода с переворотом автомобиля со взрывок на площадке должны быть две пожарные машины, но перед началом съемок приехали лишь одна. По действующим правилам постановщик не имеет права снимать данный трюк без запасного пожарного рукава. Он отменяет съемки до приезда второй бригады пожарных, и никто не имеет права заставить снимать эту сцену, в том числе и продюсер.
Подготовка к трюковым киносъемкам проводится заранее с учетом их характера и сложности. В подготовительном периоде (а
при большом объеме трюковых съемок — в период режиссерской разработки) к работе съемочной группы привлекается постановщик трюков. Первым его шагом является обсуждение с режиссером-постановщиком возможных трюковых сцен фильма. После.этого постановщик трюков разрабатывает трюковой сценарий с раскадровкой (приложения 2, 3 в конце главы), а также план проведения трюковых съемок, предусматривающий техническое, организационное обеспечение и меры безопасности (приложение 4 в конце главы). Эти документы согласовываются с режиссером-постановщиком и продюсером. Если они принимаются, постановщик трюков составляет смету затрат на исполнение трюков (приложение 5 в конце главы). После утверждения сметы продюсер заключает с постановщиком трюков доювор на организацию трюковых съемок по фильму. Договор может заключаться как с физическим лицом — постановщиком трюков, так и с юридическим лицом — организацией каскадеров (ассоциацией, гильдией ^mn.). В первом <У1учае ответственность за трюковые съемки несет постановщик. Ему дано право решать, кто будет заключать договоры с исполнителями трюковых сцен по данному фильму. Во втором случае, когда трюковые съемки по картине обеспечивает специальная организация, киностудия заключает с ней договор. Всю ответственность за проведение трюковых съемок в данном случае несет организация. В обоих случаях в договоре обязательно устанавливаются материально-техническая ответственность сторон, ответственность за соблюдение правил охраны труда во время организации и проведения трюковых съемок, причем за соблюдение правил охраны труда несут ответственность обе стороны — киностудия и постановщик. Формы договоров приведены в приложениях 6 и 7 в конце главы. Техническое обеспечение, средства страховки и специальные приспособления, предназначенные для исполнения трюков, перед проведением киносъемок тщательно проверяются на надежность. В проверке обязательно должен участвовать исполнитель трюка. В зависимости от ввда трюка и поставленной изобразительной задачи проводится соответствующая подготовка съемочной площадки: взрыхляется грунт, устанавливаются предметы реквизита, оборудуется сигнализация и т.п.
Каскадеры и артисты допускаются к таким киносъемкам только с разрешения врача. Кроме того, медицинский контроль за состоянием здоровья исполнителей должен быть организован на съемочной площадке. Если появляется необходимость повторить трюк, Ъ& снять второй и последующие дубли, врач должен осмотреть испол-
нителя и решить, может ли тот продолжать сниматься. Исполнителю требуется некоторое время, чтобы отдохнуть и восстановить силы.
Самыми распространенными видами трюковых киносъемсж, особенно в фильмах приключенческой тематики, являются рукопашные схватки, драки, борьба, нападение с оружием и <ш. Участвовать в них могут как каскадеры, так и артисты, которые предварительно проходят специальную подготовку под руководством постановщика трюков. Делается это для того, чтобы действия артистов выглядели на экране правдоподобно и в то же время были безопасными. Из каскадеров для постановки трюков данного вида наиболее часто привлекаются борцы (самбисты, дзюдоисты) — спортсмены с разносторонней подготовкой. Холодное оружие и предметы, испояьзуемые в качестве средств борьбы, специально подготавливаются или изготавливаются для киносъемок- Исполнители соответствующим образом экипируются для защиты от возможных ранений. Так, если артисты используют шпаги, копья, ножи или стрелы, под одежду прячется кусок доски. Толщина ее определяется, исходя из качества материала, вида оружия и силы удара.
При подготовке сцен рукопашных схваток, исполняемых в ограниченном пространстве, среди здание и различных твердых предметов, очень важно провести соответствующую подготовку объект твердые предметы по возможности заменить легкими бутафорскими или сделать мягкие прокладки* на пол в местах паде-ffirit постелить маты.
Иногда в фильмах используются конные трюки: различные подсечки, падения лошади с всадником, джигитовка. Как правило, исполняют такие сцены спортсменыжаскадеры, артисты цирка, а также воины кавалерийского полка, которые привлекаются к киносъемкам.
Прежде чем приступить к постановке конных трюков, необходимо провести предварительную подготовку. Лошади должны бьиъ проверены и приучены к условиям съемочной площадки. Исполнители трюков обеспечиваются необходимым снаряжением с защитными приспособлениями. Массовые сцены с конницей должны быть тщательно отрепетированы, каждый исполнитель ознакомлен с маршрутом движения и действиями, которые ему нужно выполнять. Перед киносъемками проводится подробный инструктаж.
Широко распространены в фильмах автотрюки: перевороты машин, катастрофы, фигурная езда, прыжки через препятствия, наезды и т.д. Часто при выполнении трюка каскадер испытывает сильные физические нагрузки. Так, в одном фильме герой на пол-
дом ходу вылетает из перевернутого мотоцикла в канаву. Удар, приходящийся на руки, по силе равен падению со второго этажа. Вепи подобные трюки плохо подготовлен^, это может привести к тяжелым травмам. Большую роль в успешном выполнения трюков играем также психологическая подготовка каскадеров. Для съеКгок особо опасных автотрюков, когда не может быть обеспече-rta полная безопасность исполнителей, используются муляжи.
Большая работа проводится каскадером и соответствующими специалистами по технической подготовке транспортных средств, которые будут использоваться в киносъемках. Так, например, для защиты каскадеров от возможных ушибов и ранений при ударе автомобиля о препятствия, в кабину машины устанавливается сварной каркас из труб. Перед съемками столкновения автомобилей проводится подготовка каскадера. Для того чтобы человек не ударился о переднюю панель (приборную доску) автомобиля, ноги ■рркадера подвязывают — в момент удара их сложно удержать в Врсодном положении. Для безопасности используются также специальные пристегивающие ремни и каски. Рекомендуемая скорость движения автомобилей при исполнении данного трюка — 20 км/ч. 3 этом случае нагрузка на организм каскадера минимальна и он находится в безопасных условиях. При подобной скорости сцену деожно снимать ускоренно или замедленно в зависимости от изобразительной задачи. Момент столкновения автомобилей часто снимают ускоренной киносъемкой для того, чтобы потом, зогда фильм демонстрируется с нормальной свдррстью, зритель успел разглядеть эффектный кадр. При съемке столкновения автомобиль, особенно грузовой, следует направлять в острые углы зданий, предметов, поскольку в этом случае площадь соприкасающихся поверхностей меньше, и машина как бы постепенно «вминается» в препятствие. £сли по сценарию «^результате столкновения возникает пожар, сначала снимается авария, а потом поджигается автомобиль.
Такие же меры безопасности требуются при съемке переворота автомобиля. Этот трюк в целях безопасности выполняется при скорости 30—40 км/ч&с. Небольшая скорость позволяет проще «уложить» автомобиль в заданный квадрат. Для большей безопасности подобные трюки должны выполняться с использованием подкидного мостика — без него скорость автомобиля требуется увеличить до 80 км/час, а это значительно повышает опасность для каскадера и снижает *гЬчносте исполнения т^юка. Во время выполнения авто-мототрюков на месте съемок должны дежурить работники ГАИ, медицинской службы, а при необходимости и пожаоные.
Большую опасность представляют собой съемки пожара, особенно если в зоне огая находятся люди. Руководители съемочной групры должны обеспечить надежную защиту исполнителей от открытого ощя, повышенной температуры воздуха и предметов, токсических продуктов горения и дыма, пониженной концентрации кислорода, разру1на-ющихся зданий и сооружений. Исполнители-каскадеры должны ныть обеспечены специальными термозащитными одеждами. Для защиты от огня на кожу лица наносится вазелин. При проведении киносъемок на площадке должно находиться не менее двух страхующих помощников-каскадеров. По времени они бывают в огне больше, чем каскадеры. Поэтому их нужно обеспечивать герметичными пожарными костюмами и ранцевыми кислородными аппаратами.
Еще до начала киносъемок устраивают предварительный поджог, чтобы определить высоту пламени, интенсивность горения, зону огня. Если применяется бензино-соляровая смесь, то время горения зависит от количества солярового масла, а высота пламени определяется количеством бензина. Оптимальное соотношение выводится, исходя из изобразительных задач и соображений безопасности. Организуя огнеопасные съемки, нельзя забывать и о необходимости защитить киносъемочную технику от воздействия огня и высоких температур.
Особенно тщательно должны быть подготовлены сцены с пользованием огня в замкнутом пространстве. Одна нз*сторон помещения должна быть обязательно свободна для выхода исполнителей. Используемый обычно в качестве горючего материала опущенный бензин после того, как* его нанесли гна поверхность помещения, предметов, до момента поджигания должен немного «выдохнуться». Поджигать пространство нужно изнутри к выходу, а не наоборот. Иначе^к началу съемки выход будет охвачен сильным пламенем, и каскадеру сложно в такой ситуации выбраться из замкнутого пространства. После каждого дубля исполнитель надевает новую одежду. Дважды поджигать одну и ту же одежду нельзя, так как нарушается структура ткани, теряется ее прочность и ткань может расползтись. Во время пожароопасных киносъемок на площадке должны дежурить пожарная команда и работники медицинской службы.
Развитие и совершенствование безопасных методов съемок помогают съемочным группам достичь более высоких производственных и творческих результатов. Однако безопасность труда не обеспечивается только разработкой правил и инструкций, применением защитных средств и приспособлений. Важную роль в предупреждении травматизма играет сознательное отношение съемочного коллектива и отдельных работников к вопросам охраны труда.
ИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ЖУРНАЛ по охране труда
съемочной группы
(наименование фильма)
■ /i I
УТВЕРЖДАЮ: Директор киностудии
2 Гл. инженер кинокомбината
АКТ
об установлении требований и мероприятий по охране труда при съемках фильма
Настоящий акт составлен в том, что комиссия в составе режиссера-поста
новщика __________, директора съемочной группы_______________,
при участии инженера по охране труда киноконцерна «Мосфильм»______
_____________________, установила:
1. Перед отправкой в киноэкспедицию _^____________
(указываются места экспедиций)
работники группы проходят / не проходят медицинское освидетельствование.
I Медицинское освидетельствование проходят несовершеннолетние ис
полнители ролей________________________________________ •