Физической подготовленности спортсмена




 

В методической литературе и спортивной практике принято делить двигательные способности на общие и специальные. Од-нако следует подчеркнуть, что та или иная форма спортивной работоспособности обеспечивается комплексом двигательных способностей, которые конкретны по своим качественным харак-теристикам и относительно независимы как в своем проявлении,


 

– 56 –


так и в своем развитии и могут быть названы детерминантными. Тем самым подчеркивается, что они являются определяющими для целого ряда двигательных проявлений, в основе которых ле-жит единый физиологический механизм.

 

Вместе с тем, учитывая определенную функциональную роль детерминантных двигательных способностей, представляется це-лесообразным выделить в их составе специфические, неспецифи-ческие и нивелирующие способности. Последние в своей сово-купности обеспечивают так называемую ведущую двигательную способность, адекватную в своем моторном выражении требова-ниям, исходящим из условий и двигательного режима конкретной спортивной деятельности.

 

Функциональная роль специфических способностей заключа-ется в обеспечении рабочей производительности ведущей двига-тельной способности. Неспецифические же способности по сво-ей качественной характеристике не соответствуют требуемому режиму поведения организма и участвуют в его обеспечении как вспомогательный фактор. Его роль заметна там, где проявление специфических способностей в силу каких-то объективных при-чин затруднительно. Например, если преимущественно требуется быстрота движения (специфическая способность), но в сложив-шейся ситуации проявление ее на высоком уровне затруднено внешним сопротивлением, то в качестве вспомогательного фак-тора выступает сила мышц (неспецифическая способность). Или если качественный уровень проявления взрывной силы снижает-ся, например, в связи с прогрессирующим утомлением, требуемый двигательный эффект может быть поддержан за счет специальной выносливости.

 

Неспецифические способности могут зачастую приобретать негативную по отношению к ведущей двигательной способности форму. Например, чрезмерное развитие абсолютной силы мышц отрицательно влияет на уровень: скоростных способностей.

 

Нивелирующие способности (понятие, вводимое, по-види-мому, впервые) выполняют важную функциональную роль в со-вершенствовании ведущей двигательной способности и форми-ровании структуры физической подготовленности в целом. Они сглаживают противоречия между антагонистическими способ-ностями, несколько снижая рабочую эффективность специфи-ческих способностей, но зато нейтрализуя влияние неспецифи-ческих, если последние приобретают явно негативную форму по отношению к первым.


 

– 57 –


 
Рис. 21. Схематическая модель
структуры физической
подготовленности спортсмена
Рис. 22. Схематическая модель
структуры специфической двигательной способности

Учитывая качественное многообразие форм проявления дви-гательной функции и допуская возможность формирования цело-го ряда неспецифических двигательных способностей, следует признать, что нивелирующая роль отдельных функциональных приобретений организма имеет исключительно важное значение для обеспечения высокого уровня спортивной работоспособности в меняющихся условиях деятельности.

Наконец, следует отметить, что детерминантные двигательные способности, в свою очередь, представляют собой комплексные структуры элементарных форм двигательных способностей. Та-ким образом, структура физической подготовленности организо-вана по иерархическому принци-пу, и в ней в качестве основных составляющих следует разли- чать ведущие, детерминантные

и элементарные способности.

Опираясь на изучение типов свя-зи между способностями (1.3.2), можно следующим образом пред-ставить принципиальную орга-низацию структуры физической подготовленности (рис. 21). Ве-дущая двигательная способность

(В) является результатом раз-вития и интеграции комплекса детерминантных, главным об-разом специфических (С), и неспецифических (НC) для каждого конкретного случая способностей. В процессе инте-грации активно участвуют ниве-лирующие двигательные способ-ности (H), которые, во-первых, сглаживают остроту негативных отношений между отдельными специфическими и неспецифиче-скими способностями, во-вторых, опосредствуют связь между ними и, в-третьих, расширяют функ-циональный диапазон и приспо-собительные возможности веду-


– 58 –


щей способности. В свою очередь, каждая из детерминантных спо-собностей представляется как структурный комплекс элементар-ных способностей (Э).

 

В основе формирования структуры физической подготовлен-ности лежит диалектическое единство дифференциации и инте-грации двигательных способностей, в результате чего возникает качественно новая способность, реализуемая с высоким рабочим эффектом в широком диапазоне условий. Это, если можно так выразиться, эмерджентная способность, качественная новизна которой заключается в том, что ее функциональные возможности больше, чем сумма свойств составляющих способностей.

 

Одним из условий формирования структуры физической под-готовленности выступает развитие специфических двигательных способностей. Прежде чем сделать предположение о функцио-нальном механизме специфической двигательной способности, необходимо принять во внимание следующие факты. Во-первых, элементарные формы двигательных способностей функциональ-но независимы, не трансформируются в ведущие (специфические)

 

и по мере роста тренированности сохраняют свою качественную индивидуальность. Во-вторых, специфические двигательные спо-собности (например, взрывная сила) уже в общих чертах присущи человеку и являются врожденным свойством его моторного аппа-рата. В-третьих, специфические способности развиваются только определенным двигательным режимом.

 

Отсюда возникают две предпосылки для теоретической гипо-тезы: либо в основе специфической способности лежит функцио-нально и качественно обособленный от близких двигательных способностей механизм, либо она определяется специфической нейромоторной структурой, интегрирующей частные функцио-нальные механизмы отдельных элементарных форм двигатель-ных способностей в единое функциональное целое.

 

Однозначно принять ту или иную гипотезу затруднительно. С полным основанием можно только констатировать, что форми-рование и развитие специфических способностей идет не на осно-ве синтеза элементарных форм двигательных способностей, раз-виваемых отдельно, и не путем постепенного трансформирования одних способностей в другие.

 

Последнее обстоятельство говорит за вторую гипотезу, хотя принять ее можно пока только на логической основе. Предпола-гаемая гипотеза может быть выражена принципиальной схемой (рис. 22) структуры способности к проявлению усилий взрывно-


 

– 59 –


го характера. Схема подчеркивает, что развитие этой способности

 

(I) происходит в условиях специфического двигательного режима (СДР), воздействующего на компонентные составляющие взрыв-ной силы мышц (стартовую – Q, абсолютную – F, ускоряющую

G, их способность к быстрой реализации ненагруженного дви-жения – V) и формирующего ее специфическую нейромоторную структуру (СНС). Последнее – основное условие развития взрыв-ной силы. В зависимости от преимущественной роли тех или иных компонентных составляющих взрывной силы в реализации движения ее специфическая нейромоторная структура приобре-тает те или иные функционально качественные черты.

Следует отметить принципиальное различие в системообразу-ющем механизме структуры физической подготовленности в це-лом, а также в механизме ведущей и специфической двигательных способностей. В первых двух случаях в качестве принципиальной формирующей основы выступает преимущественно процесс ин-теграции, в последнем случае – процесс приспособительного со-вершенствования уже имеющейся функциональной структуры. Поэтому структура физической подготовленности и структу-ра ведущей двигательной способности более гибки и подвижны и формируются на основе широкого разнообразия форм двига-тельного режима. Специфические же двигательные способности более консервативны, и их нейромоторная структура совершен-ствуется только узким кругом средств.

Подчеркивая необходимость направленного воздействия на процесс формирования структуры физической подготовленности и новизну этой проблемы в теории спорта, следует отдать долж-ное и исключительной сложности ее решения. Эта сложность обусловлена прежде всего тем, что физиологический механизм интеграции в структуре двигательных способностей еще недоста-точно ясен. Кроме того, структура физической подготовленности наглядно-количественно выявляется только в статистическом выражении. Поэтому исключительно важно определение общих статистических закономерностей организации этой структуры, выступающих в качестве предпосылки для поиска средств ее объ-ективной оценки и направленного воздействия на нее.

Итак, материал, рассмотренный в главе, свидетельствует о диа-лектически противоречивой природе адаптивного поведения ор-ганизма в условиях спортивной деятельности. Это проявляется в таких тенденциях, как целостный и избирательный характер


 

– 60 –


приспособительного реагирования, общность и специфичность
приобретаемых функциональных перестроек, единство дивер-
гентной и конвергентной направленностей в развитии приспосо-
бительных изменений в организме. Указанные тенденции находят
конкретное выражение в локальной специализации двигательно-
го аппарата и интенсивном развитии специфических двигатель-
ных способностей на фоне повышения общей работоспособности
организма. Функциональные перестройки, захватывая вначале
организм в целом, идут затем по двум взаимосвязанным (в силу
единства организма) и вместе с тем независимо развивающим-
ся (в силу дифференцированности и избирательного характера
реагирования организма) линиям. Первая объединяет функцио-
нальные перестройки общего характера, протекающие преимуще-
ственно за счет количественного критерия тренировочной работы;
вторая, далеко опережающая первую по темпам своего развития, –
специфические перестройки, имеющие ярко выраженную ка-
чественную окраску, приобретаемую преимущественно за счет
специфического критерия тренировочной нагрузки. Именно эта
линия главным образом определяет успех спортивной деятель-
ности. В свою очередь, частные тренировочные эффекты, дости-
гаемые на уровне основных составляющих ПССМ (специальная
и техническая подготовленность), обнаруживают явную тенден-
цию к сближению по своим специфическим характеристикам,
обеспечивая решение единой задачи – повышение уровня специ-
альной работоспособности организма (рис. 23).
Наблюдения характеристик, оценивающих приспособитель-
ные сдвиги в организме и его внешних отношениях в ходе мно-
голетней тренировки, показали, что значительная часть из них
обнаруживает тенденцию к кри-  
волинейной связи со спортив-  
ным результатом (см., например,  
1.2.3). Это обстоятельство способ-  
ствует выявлению наиболее об-  
щих закономерностей динамики  
и структуры ПССМ (Ю.В. Верхо-  
шанский, 1966, 1970).        
Теперь целесообразно рас-  
смотреть динамику и структу- Рис. 23. Динамика уровня
ру составляющих ПССМ в том специальной (1) и технической
обобщенном виде, в котором (2) подготовленности в ПССМ
        – 61 –  


  они вырисовываются в свете из-  
  ложенных выше фактов. Дина-  
  мика четырех основных состав-  
  ляющих спортивного мастерства  
  (специальной работоспособнос-  
  ти спортсмена – А, способности  
  спортсмена к полноценной ути-  
  лизации своего реального двига-  
  тельного потенциала в условиях  
  спортивной деятельности – В,  
Рис. 24. Принципиальная уровня общей – С и специальной –  
тенденция в динамике основных D подготовленности) относитель-  
составляющих спортивного но спортивного результата может  
мастерства быть выражена принципиальной  
  схемой, представленной на рис. 24.  
  Уровень специальной работоспо-  
  собности атлета, преимуществен-  
  но определяющий его спортив-  
  ный успех, совершенствуется не-  
  уклонно и имеет линейную связь  
  со спортивным результатом. Со-  
  вершенствование способности  
  к эффективному использованию  
  двигательных возможностей мо-  
Рис. 25. Вектор-корреляционная жет быть в принципе описано  
монотонно возрастающей кри-  
матрица принципиальной  
вой, асимптотически приближаю-  
направленности в изменении  
тесноты связи между щейся к линии, выражающей рост  
составляющими ПССМ ведущей двигательной способно-  
(объяснение в тексте) сти. Совершенствование общей  
  работоспособности организма  
может быть выражено монотонно возрастающей, а специальной  
подготовленности – интенсивно возрастающей параболой.    
Теснота связи между составляющими различна и в значитель-  
ной мере определяется двигательной спецификой спортивного  
упражнения. Однако прослеживается определенная закономер-  
ность в динамике этих связей по мере роста мастерства. Прин-  
ципиальная направленность ее может быть обобщенно выражена  
в форме вектор-корреляционной матрицы (рис. 25), где стрелка  
показывает тенденцию в изменении тесноты связи (вверх – уве-  
личение, вниз – уменьшение).            


 

– 62 –


Конечно, рассмотренная схема не претендует на количествен-ную строгость выражаемых зависимостей и, вероятно, слишком упрощает действительность. Однако она с достаточной для прак-тических целей наглядностью характеризует тенденции в дина-мике основных составляющих ПССМ и может вполне служить ориентиром для многолетнего планирования тренировочного процесса по крайней мере до тех пор, пока более тонкий и богатый математический подход к решению проблемы не даст более точ-ных и надежных результатов.

 

В заключение несколько слов о спортивной технике (точнее о сущности этого понятия), вытекающей из рассмотренных выше закономерностей динамики ПССМ.

 

Рабочий эффект спортивного движения есть не что иное, как продукт определенным образом организованного и управляемо-го взаимодействия человека с внешней средой. Однако если ис-ходить из схемы, представленной на рис. 23, то в качестве перво-основы понятия «спортивная техника» выступает не только и не столько организация двигательного состава упражнения, сколько определяемая этой организацией способность спортсмена к це-ленаправленному использованию внешних условий и своих воз-можностей. Эта способность есть итог многолетнего совершен-ствования двигательной функции и обеспечивающих ее систем организма. А если это так, то спортивная техника – результат определенным образом развертывающегося во времени процес-са, и, следовательно, как конкретное научное понятие включает

 

в себя координату времени. Этим определяется важное методоло-гическое положение, что спортивная техника не состояние, кото-рое может быть достигнуто однажды, а результат непрерывного и нескончаемого процесса движения от менее совершенного к бо-лее совершенному.

 

Приведенные выше соображения убедительно говорят о том, что распространенное в практике и методической литературе по-нимание спортивной техники как способа решения двигательной задачи не исчерпывает сущности определяемого понятия. Строго говоря, спортивная техника, выраженная конкретной системой движений, представляет собой не столько способ решения двига-тельной задачи, сколько саму двигательную задачу, которую над-лежит решить атлету каждый раз, когда он выполняет спортивное упражнение. Следовательно, суть процесса упражнения, направ-ленного на овладение спортивной техникой, заключается в поиске и освоении рациональных двигательных приемов, позволяющих


 

– 63 –


наилучшим образом использовать моторные возможности спор-тсмена в конкретных условиях решаемой им двигательной задачи.

 

Поэтому, говоря о сущности спортивно-технического ма-стерства, можно утверждать, что это прежде всего способность спортсмена к целенаправленному, адекватному двигательной за-даче использованию своих реальных возможностей посредством конкретной системы движений. Неуклонное совершенствование этой способности представляется как ведущий инвариант трени-ровочного процесса, а степень полноты использования моторных возможностей – как критерий его эффективности.


 

 

– 64 –


 
 

 

 


Глава II

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: