К |
омплекс слияния пронизывает жизнь во всех ее внутренних и внешних формах, и в этом он подобен символическому Меркурию алхимиков Ренессанса, — известному своей скрытностью и обманчивостью, своим безумием, нерациональными действиями и теми сложностями, которыми сопровождалось его открытие в процессе «фиксации» или «коагуляции», позволяющей постичь его как нечто существующее здесь и сейчас. В каком-то смысле комплекс слияния всегда скрыт более явными формами — такими, как нарциссические, пограничные, шизоидные, психосоматические, истерические или иные расстройства. Ускользающий от внимания комплекс слияния часто бытует как во всех этих, так и в других диагностических категориях, с которыми имеет дело психотерапевт, и воспринять, ощутить его— единственный способ помочь анализируемому.46 Наши рационально-дискурсивные карты могут оказаться обманчивыми и не дать разглядеть, что же на самом деле существует там.
Комплекс слияния — не первое, на что я смотрю, пытаясь разобраться во взаимодействии. Часто бывает так, что лишь исчерпав все остальные объяснения, я понимаю, что здесь работает комплекс слияния, который не удалось обнаружить до того.
К примеру, мужчина пришел на сессию с похмелья после вчерашней попойки. Обычно Он много не пьет, особенно в ночь перед терапией, да и сами обстоятельства выпивки озадачили его. Они с женой были приглашены на празднование дня рождения друга:
«Мы знали, что это может стать проблемой. Это всегда так с ним, потому что есть в нем что-то такое, непреодолимое. Это трудно определить, но не только меня и мою жену это
задевает; все, кто знают его, чувствуют то же самое. Все наши друзья подшучивают на этот счет. Словно бы мы не можем сказать ему «нет» и уйти со встречи с ним тогда, когда сами этого хотим. Я определил для себя предельное время — полночь, однако домой приехал лишь в три ночи. Я планировал выпить лишь рюмку или две, но закончил тем, что тянул одну текилу за другой. Я никогда этого не делаю, да и жена моя обычно прекрасно контролирует себя, когда говорит, что пить не будет, но тут и она выпила больше, чем следовало. Словно бы это его воздействие... он мягок и мил, однако никто не может уехать, когда хочет».
|
Было ясно, что друг обладает некими чарами. Я подумал о гипнотизере Свенгали из романа Джорджа Дюморье «Трилби», имя которого стало термином, означающим того, кто полностью доминирует над остальными и контролирует всех окружающих. По мере того, как мой анализируемый все больше и больше рассказывал о событиях вчерашнего вечера, о своей словно бы привязанности к обеденному столу, о том, как то же самое чувствовала и его жена, я задумался, а не загипнотизировал ли каким-то образом этот человек их всех? И почему анализируемый так подвластен ему? Таким был ход моих мыслей. Я явно тянулся за объяснениями, но все они терпели неудачу перед лицом простого утверждения: все, кто был знаком с этим человеком, говорили одно и то же— от него невозможно было уехать, как и невозможно было разочаровать его отказом от приглашения. И эти приглашения всем внушали страх, несмотря на симпатии к этому мужчине, ведь он считался милым и чутким человеком..
Чувствуя, что обескуражен, я испытывал искушение порасспросить анализируемого о его снах. К счастью, мой импульс не был слишком силен; в свою очередь, анализируемый был столь озадачен и заинтригован тем, почему же эта личность оказывала не него столь заметное влияние, что я смог сдержаться. Мне удалось не отклониться от темы (чего мне хотелось вследствие растущей тревоги), от материала, который был под рукой.
|
Когда, наконец, я смог задуматься о возможности существования комплекса слияния, то тут же упомянул об этом своему анализируемому, поскольку мы уже работали с его комплексом слияния на недавних сессиях. Я напомнил ему, что если ситуация с его
другом скрывала за собой комплекс слияния, то одновременно во взаимодействии должно присутствовать и мощное чувство отсутствия какой бы то ни было связи.47 Анализируемый ответил: «Это самое трудное. Всякий раз, когда я и моя жена с ним, наши отношения становятся плоскими. Словно бы мы утрачиваем всякое отношение друг к другу. Да и другие говорят то же самое!»
До тех пор, пока я не упомянул о комплексе слияния и присущих ему противоположностях, анализируемый не замечал любопытного отсутствия общения между ним и женой. Без моего ведома и несмотря на мое сопротивление работе с материалом, принесенным им на сессию, стало ясно, что на самом деле речь идет о тех же проблемах, из которых за предшествовавшие недели сформировалось ядро нашего анализа, тогда как поначалу я воспринял его байку о выпивке, скорее, как уход от процесса.
Как это обычно бывает, сам факт того, что существование комплекса слияния обозначено, и наличие пространства для рефлексии о «невозможной» смеси противоположностей освободили анализируемого от чувства захваченности, еще остававшегося со вчерашнего вечера. Он смог признать, что комплекс слияния вечером доминировал, и в будущем, сосредоточиваясь на своем комплексе и про себя называя его в присутствии своего друга, сильно сократил гипнотическую власть над собой этого человека.
|
Как всегда, подобные открытия приводят к дальнейшему углублению. Анализ этого инцидента развился в исследование его собственного, схожего с описанным, воздействия на других людей, и более того, привел к обнаружению уровней травмы, блокировавших развертывание процесса его индивидуации.
* * *
Обычно, когда комплекс слияния воздействует на поле между аналитиком и анализируемым, то для них обоих характерна тенденция организовывать этот опыт с помощью более знакомых концепций, или посредством сообщнической диссоциации. Оба попадают в затуманенное, трансоподобное состояние. Бели аналитику удается указать на дискомфортное чувство, которого избегают они оба, то анализируемый обычно тут же понимает, о чем идет речь. Однако до тех пор, пока аналитик не сможет увидеть, оба продолжают вести себя так, как будто бы комплекса слияния и вовсе не существует.
4-8869 49
Впервые я встретился с Кайлом, когда ему было сорок пять. За плечами у него было уже восемь лет фрейдистского анализа, временами по четыре раза в неделю, но все же ему с трудом удавалось вспомнить хоть немногое о детстве до десяти лет. В его близких отношениях не было ничего, кроме боли. Он говорил о склонности к серьезной зависимости от других, о том, что он теряется в другом человеке и одновременно — что задыхается в отношениях. Он не мог полностью присутствовать в каких бы то ни было отношениях, но не мог и отделиться от потребностей другого. Большая часть жизни Кайла прошла в избегании этого «невозможного» состояния слияния путем ухода в разум, в поиск подходящего вместилища для своих мыслей и чувств.
На сессиях чаще всего была очевидна утечка энергии, характерная для его шизоидно-подобного замыкания в себе. Часто было сложно не заснуть и оставаться сосредоточенным. Попытки снизить фокус внимания и добиться воплощенного, има-гинативного образа мыслей, казалось, лишь способствовали дальнейшей диссоциации и приводили к состоянию, подобному трансу. В такие моменты я не способен был на рефлексию существования комплекса слияния. В ретроспективном взгляде было очевидно его присутствие, в моем слиянии с затуманенным, замкнутым на себе состоянием Кайла, словно бы мы оба были Околдованы; а также в тех сложностях, которые я испытывал, пытаясь составить представление о большей части того, что он говорил.
Это могло принимать самые разные формы, но самой очевидной из них была моя забывчивость: например, я позабыл о рассказанных мне нескольких очень важных для него переживаниях, что привело его в сильное раздражение; он счел все это частью «беспредельной убогости анализа». Эти неудачи удивили меня, потому что такие провалы в памяти для меня не характерны. Однако, несмотря на столь заметные симптомы комплекса слияния (быть может, супервизируй я этот случай, то они были бы ясно видны), мне не хватало способности воспринять его существование в «здесь-и-сейчас» терапевтического процесса. На каждой сессии приходилось делать отчаянные усилия, чтобы организовать свои мысли и собраться, чтобы сознавать, каково душевное состояние Кайла и как оно увязывается с его материнскими и отцовскими переживаниями и с переносом.
Не знаю уж почему, но сессия, которую я буду описывать ниже, отличалась от всех остальных; мое воображение было живее, и я мог сосредоточиться на вполне осязаемой природе энергии между нами. За время нашей совместной работы Кайл начинал понимать, каким образом его жизнь, судя по всему, всегда разыгрывалась по программам других людей — сначала по моделям его переполненной гневом матери и нарциссичес-кого отца, затем — по повесткам дня его жен и боссов. На этой сессии он задался вопросом — сможет ли он когда-нибудь почувствовать внутреннее присутствие своей самости. Мы говорили о самости и раньше, особенно во время обсуждений образов из сновидений, но эти разговоры казались чисто интеллектуальными и мало что значащими для Кайла. Теперь его вопрос, казалось, дошел до меня, но одновременно я чувствовал, как он ждет, что я уйду от ответа на него. Я не позволил вопросу ускользнуть.
Вместо этого я объяснил ему, что дело не в том, что у него нет самости, а в том, что его самость не воплощена, не активирована в его пространственно-временном существовании. Когда самость вступает в жизнь, подчиненную законам пространства и времени, сказал я ему, она проходит через сложное состояние с парадоксальными характеристиками— она неспособна ни присоединиться к другому человеку, не отделиться от него. По мере произнесения этого я внимательно смотрел, не будет ли он диссоциировать или не станет ли интересоваться моими словами лишь на интеллектуальном уровне. Ни того, ни другого не произошло, он слушал внимательно, как будто чувствовал, что в моих словах есть смысл.
И тогда я начал видеть нашу связь совершенно по-новому; я вступил в иные отношения с полем, существующим между нами — теперь я получал инсайты не только с ментально-духовного уровня, с того, что Юнг называл психическим бессознательным, но позволил моему пониманию сдвинуться немного в сторону тела и прочь от всего ментального. Телом я чувствовал, словно бы мое сознание скользит по спектру, начиная с ментально-духовной точки наблюдения и продвигаясь к соматическому бессознательному48.
Сдвиг в сторону соматического бессознательного раскрыл нас обоих к переживанию поля с помощью апреспективного понима-
4* 51
ния, отличного от ментально-перспективной формы сознания, которую я раньше считал своей единственной возможностью завязать отношения с Кайлом. В этом новом воплощенном состоянии, смотря скорее через свои глаза, чем ими, как при прозрении — то есть не пытаясь видеть что-нибудь, но будучи пронизанным полем — я увидел, что некие пряди почти физической природы исходят от Кайла и, колеблясь, очень нерешительно достигают меня. Через несколько мгновений я понял, что резко вышел из этого центрированного на теле состояния и сдвинулся больше в сторону разума и рационального сознания. Если раньше мы были в поле и оказывались подверженными его динамике, то сейчас мы качнулись в сторону субъектов, словно бы воспринимая все теперь с поверхности контейнирующего поля. Я мог почувствовать, что мы с Кайлом были ментально связаны, но эта связь была непрочной. (В прошлом мы переживали только несущественную ментальную связь, поскольку шизоидное состояние крайней душевной дистанцированности и не-связанности господствовало в наших взаимодействиях).
И хотя наша ментальная связь существовала, возможность чувствовать ориентированное на тело состояние исчезла. Связь больше не ощущалась, о ней можно было лишь вспоминать и говорить. Точно так же, будучи связанным с ним посредством соматического бессознательного, я не мог одновременно размышлять с ментально-духовной точки зрения или через психическое бессознательное. Я мог ощущать растущий контакт с тонким телом Кайла как нерешительно простирающийся в мою сторону», и я мог вспоминать природу наших духовных или ментальных связей, но не мог ощущать их.
В математической топологии используется образ, известный как бутыль Кляйна (это поверхность, в которой внутренняя и внешняя стороны неразличимы; впервые описана в 1882 году немецким математиком Феликсом Кляйном); образ этот схватывает и проявляет подобные колебания оппозиций. Стивен Розен показал, что таинственный алхимический сосуд, vas hermeti-cum, является топологическим эквивалентом бутыли Кляйна49.
Если представить себе движение вдоль внутренней стороны бутыли, то фактически, мы окажемся на внешней стороне. Подобным же образом в комнате для консультаций мы с Кайлом были вместе внутри, а затем на поверхности, наблюдая за фор-
Рис. 2. Бутыль Кляина