ет моей отвлекаемости. Обычно у меня нет никаких мыслей. Я лишь нахожусь в режиме ожидания до тех пор, пока не пройдет это что-то, похожее на заклятие».
Черная Ночная Рубашка оказалась еще одним защитным контейнером, который и служил Наоми щитом против опасных, хаотичных состояний, характерных для ядра комплекса слияния, и изолировал ее от других людей, даже если она пыталась завязать отношения. Без него она могла «провалиться» в абсолютно невообразимую тревожность и панические состояния. Эта «замещающая кожа» была ужасным компромиссом, но компромиссом, спасающим жизнь.
На сессиях в следующие после сна месяцы Наоми смогла описать, как она воспринимала Ночную Рубашку.
«Когда я ощущаю тесноту [Ночной Рубашки], я чувствую месть. Кожа моя натянута и болит. Я делаю то, что, знаю, неверно для меня и моего здоровья. Я цепляюсь за что угодно: я хочу этого, того, сего... и никак не остановлюсь. Когда останавливаюсь, начинается паника. У меня нет контейнера, все грозит провалиться; это как психическая диарея. Я чувствую, что регрессирую, но не разрешаю себе этого. Я рьяно пытаюсь удержаться, остаться целой. Мне негде отдохнуть».
Черная Ночная Рубашка — символ ключевого переживания комплекса слияния: это контейнирование со стороны ригидной формы тонкого тела, защищающее от ужаса сепарации. Без Черной Ночной Рубашки, без «цепляния за все» Наоми, похоже, грозит полная дезинтеграция.
Ужас Наоми перед сепарацией повлиял на ее способность вырабатывать свою позицию даже в самых очевидных, ясных ситуациях этической, моральной или логической определенности. Например, замечательно развив способности к доверию, она сформировала серьезные отношения с мужчиной, «Брюсом». Они уже собирались съехаться в одну квартиру и начать жить с общим бюджетом.
|
Когда Брюс позвонил ей, «чтобы сказать, что он изначально неверно подсчитал свои расходы, и попросил Наоми увеличить ее долю вложений в общее хозяйство, она нашла этому рацио-
нальное объяснение, решив, что он просто тревожится. Он легко мог найти деньги, чтобы покрыть их изначальную договоренность, сказала она, и более того, их примерный общий бюджет по части расходов и так сильно уклонялся в сторону его потребностей. Но она была огорчена тем, как он с ней разговаривал, черствым тоном его голоса, когда он просил ее о деньгах.
Я узнал обо всем этом несколько часов спустя после разговора Наоми с Брюсом, когда она пришла на сессию. Наоми сказала, что знает, что она переполнена эмоциями, и есть опасность, что она будет иррациональной, и что ей нужна помощь, чтобы решить, как ответить на просьбу Брюса.
В моих заметках после этой сессии сказано:
«Наоми записывает все, что я говорю, даже если я просто пытаюсь предложить возможные пути разговора с ним, чтобы не утратить связи. Однако она пишет, словно под диктовку; похоже, будто у нее нет ни своего голоса, ни своего мнения. Наоми прочитывает то, что записала: «Брюс, мы в этом участвуем оба, и мне хотелось бы обсудить тему денег», но затем, от себя, добавляет: «Я хотела бы платить меньше, потому что думаю, что это тест на твое принятие моей креативности».
Когда Наоми это произнесла, я съежился — в ее словах вовсе не было близости и звучали они враждебно. Я снова попробовал: «Возможно, вы хотите удержать отношения, и объяснить то, что, как вы мне сказали, вы знаете — что он этичный человек, и ему сложно не выполнить то, за что он взялся». Она стала записывать это, слово в слово, словно бы я готовил для нее речь. Затем она прочла мне все снова, добавив: «Но у меня тоже есть потребности!» Последняя фраза была резкой, словно вооруженный выпад, прицепленный к предыдущему утверждению, полностью стирающий любое эмпатическое понимание, которого можно было бы добиться первой частью.
|
В целом, записывая все, что я говорил, и делая добавления к этому — казалось, компульсивные, — Наоми словно бы склеивала вместе две вещи, не подходившие друг другу, превращая свое сообщение в странный объект. Она не способна была психически отвязаться от Брюса (и отчаянно жаждала эмпатии), но не могла и установить контакт с ним, ненавидя его за отсутствие внимания к ней; к ее потребности в финансовой безопасности.
Проговорить вопросы финансов, какими она их представляла, означало бы отделиться от Брюса, а ее отчаянная потребность в близости не позволяла этого. Когда я показал это Наоми, она спонтанно произнесла: «Я впала в зависимость от эмпатии. Без нее я могу провалиться в пропасть. Эмпатия — это единственный канат, способный удержать меня от падения. Чтобы ухватить его, я буду отрицать реальность. В такие моменты я не верю в действенность вещей, как они есть».
Страх сепарации наполнял Наоми стыдом и ненавистью к себе; между тем, она рассказала мне сон, в котором не смогла успешно закончить курс.
«Я демонстрирую себя не такой, какая я есть. Я притворяюсь, будто я абсолютно самостоятельная и сильная. Такой видят меня люди. Я не подлинная; я не хочу, отличаться от Брюса или от кого-нибудь другого. Я хочу оставаться в тумане. Поэтому я и не выпустилась во сне. Я ненавижу его за его неаутентичность. Я позволяю себе быть убаюканной, заснуть до бессознательного слияния с ним, и от этого я ненавижу его еще больше».
|
Тот же туман или сон был характерен и для обволакивающего заклятия, наложенного Ночной Рубашкой на наши сессии; от него поле становилось темным, тусклым, с низкой энергией, лишенным всякой связанности. Подобные качества, вполне возможно, были архетипическим аспектом комплекса слияния — аспектом, принимающим форму Ведьмы в волшебных сказках, фигуры негативной архетипической матери, создающей бессознательные и трансовые состояния.
В такие моменты все, что я переживал вместе с Наоми, было полностью за пределами того, что я мог бы прочувствовать как происходящее внутри меня. Скорее, я чувствовал, что сам был внутри чего-то, оказывался субъектом этого вместе с ней. Мою собственную тревогу и напряженность в этом состоянии легко можно было разглядеть; труднее было разобраться со зловещим чувством присутствия в кабинете какого-то заклятия и с сопровождающими его чувствами ментальной безжизненности и немоты. Я не мог понять, были ли эти состояния, только «моими» или они были созданы полем между нами. В этом мертвенном
состоянии у меня не было ни эмоциональной, ни ментальной связи ни с Наоми, ни с самим собой. Это, скорее, было телесное ощущение без ментального содержания, и не имело смысла думать, что оно «исходит от Наоми», или использовать его как ключ к тому, что происходит внутри нее. Подобные идеи оказались бы лишь моими собственными защитными конструктами.
И только пережив подобное вместе много раз, после тщательного исследования того, что я чувствовал, Наоми все-таки начала вспоминать, как она сделала это и в отношении пузырной структуры, что в детстве она ощущала свою мать так же, как сейчас ощущает меня — как скучную и безжизненную. Через переживание темного и беспорядочного состояния поля вместе со мной Наоми сделала решительное открытие о том, что Черная Ночная Рубашка имела отношение к тому, как она воспринимала материнское тело.
Черную Ночную Рубашку можно рассматривать как архетипи-ческий образ тонкого тела Наоми, на которое негативно повлияли ее отношения с матерью. Эта формация олицетворяла результат попыток слиться с материнским телом, чтобы обезопасить себя от материнского психотического гнева и депрессии. Однако эта «суррогатная кожа» была сама по себе жалкой — как отравленная одежда в фольклоре, например, хитон, мучивший греческого героя Геракла67, — и Наоми нашла защиту от ее крайне беспокоящего воздействия в создании нарциссического пузыря.
В норме, если отношения между матерью и ребенком творческие и здоровые, их взаимные проекции, особенно — материнские фантазии о ребенке во внутриутробном состоянии и сразу же после рождения — приводят к формированию здорового тонкого тела. Союз между аналитиком и анализируемым может удивительно целительно действовать на тонкое тело,68 тогда как инкорпорирование материнского или отцовского безумия может серьезно снизить возможность творческих состояний союза и разрывать ткань тонкого тела. Мы с Наоми поняли, что черная ночная рубашка несла в себе безумие, депрессию и отчаяние ее матери — все те состояния, которые Наоми интуитивно воспринимала как следствие инцеста, жертвой которого была ее мать. По мере растворения «замещающей кожи» Черной Ночной Рубашки Наоми становилась ранимее к переживанию психотических качеств своей матери, которые она инкорпори-
ровала, поскольку эти «кожи» ранее служили ей защитой как от внутренних, так и от внешних атак. Ей снились красные маленькие шарики, застрявшие у нее в глазу, а потом большой пенис, принадлежавший матери. Этот пенис был внутри Наоми, и она пыталась вызвать рвоту, чтобы избавиться от него.
Трансформация Наоми требовала того, чтобы она восстановила свои ранние воспоминания о материнском безумии, от которых она отреклась. Этот инкорпорированный аспект матери внес сильный вклад во внутренний хаос Наоми и в то, что ее ужасала как сила эмоций других людей, так и отсутствие всякой связи и отношений между ними и ей.
Исцеление в сфере комплекса слияния требует того, чтобы человек собрался с духом и имел мужество воспринять то, что он (или она) однажды видел, а потом стал отрицать. Этот акт повторного восприятия обладает целительной структурой, родственной тому, что так называемые примитивные или магически ориени-рованные культуры назвали бы изгнанием бесов (экзорцизмом).69 Это окажется применимым к сумасшествию матери Наоми, особенно к ее пугающей и не поддающейся остановке агрессивности.
Наоми была подвержена хаотичным, безумным состояниям, берущим начало в психотической интрузивности ее матери, которые «поселились» в ней как внутренние состояния, которые нужно было изгнать, «выплюнуть», если пользоваться языком некоторых шаманских курсов лечения. Безумие, которое Наоми инкорпорировала в ранние годы, стало частью сплава (amalgam) между нами, и его нужно было увидеть.
Подобные состояния сумасшествия, называемые в прошлых культурах демонами, могли, в зависимости от их силы и от психической структуры человека, быть интегрированы и таким образом переживаться как внутренняя часть личности, — но в других случаях это оказывалось невозможным. Тогда их нужно было изгнать, т.е. полностью исключить их влияние на эго. Путь экзорцизма — это не-ординарное восприятие. Так же, как шаман сначала называет источник болезни пациента, а потом входит в состояние транса, в котором его собственные силы борются с демоном, так же и аналитик должен использовать свою силу восприятия и самопознания для того, чтобы помочь анализируемому назвать демона, а затем воспринять его в присущей ему конкретной форме.
По аналогии с шаманским поиском источника проклятия, ответственного за болезнь, мое восприятие поля между нами облегчало Наоми путь к восстановлению ощущения того, как сумасшествие ее матери проникло в нее; что, в свою очередь, открывало дорогу оттоку этого безумия из ее психики и из поля между нами. Вновь обретя воспоминания о безжизненности матери, Наоми смогла начать лучше чувствовать свой ужас перед материнским безумием, и видеть то, как она полностью отщепила себя от переживания его. Позже, и в большой степени через сны, она смогла увидеть, что основная линия ее защиты заключалась в инкорпорировании этого сумасшествия, в бессознательном заглатывании его целиком и в отщеплении его от сознательного понимания. Подобные безумные содержания продолжали жить внутри Наоми, просачиваясь из своего «склепа», но по сути, наглухо запечатанные — до тех пор пока переживания поля, которые мы оба разделяли, не начали отпирать их. Такое взаимодействие должно произойти не один раз, но оно обладает потрясающим целительным качеством.
В этом процессе отвергаемые воспоминания вернулись. Например, Наоми начала сессию замечанием о том, что она обнаружила воспоминание, которое, как она поняла, вытесняла в течение более чем сорока лет. Это было воспоминание о том» как она испытала крайнее чувство страха и ужаса: «Мама, говоря по телефону с подругой, пренебрежительно высказываясь о мужчинах, как она делала всегда. Она сказала: «Да останься он хоть единственным и последним мужиком на Земле, я не стану иметь с ним дела».
Наоми продолжила: она настолько была потрясена этим утверждением, что вообразила себя в полном одиночестве в этом мире, единственной оставшейся в живых. В течение многих лет после того у нее были ужасающие фантазии о том, что она единственный живой человек на Земле, и повсюду лишь трупы, разбросанные по окрестностям.
Это состояние полного одиночества было спрятано, никогда не обсуждалось. Оно преследовало ее, и точно имело отношение к тому, как она воспринимала свою мать: абсолютно вне всякого контакта с ней, отказывающейся «выйти за нее замуж», даже если бы Наоми осталась последней жительницей Земли. Наоми жила с бессознательной верой в то, что ни один человек никогда не захочет быть с ней. В этой изоляции, усиленной как ее нарциссичес-
ким пузырем, походившим на аутизм, так и ее Черной Ночной Рубашкой, она, по сути, оставалась в комплексе слияния с матерью, напуганная сепарацией и одновременно пребывая в тревоге от того, что продолжает оставаться в столь ограниченных условиях.
Сон обозначил изменение в этом «невозможном» состоянии слияния. После нашей работы по восстановлению воспоминаний Наоми приснилось: «У меня невероятные испражнения. Я смотрю в унитаз и вижу спиральный объект, белый и, по крайней мере, в четыре дюйма толщиной. Меня беспокоит, что он может быть смыт, и я беру нож и начинаю резать его на маленькие кусочки».
Спираль — древняя форма соединения с энергией архетипа Матери. По мере того, как мы сосредотачивались на этом сне, у нас обоих появилась идея, что испражнения олицетворяли удаление безумия матери Наоми.
С течением времени этот инсайт все еще продолжал оставаться значимым (он согласовывался также и с ее более ранним сном, в котором она пыталась вытошнить материнский пенис). Сон был ключевым, и после него уровень безумия в поле между нами, как и в жизни Наоми, уменьшился.
К примеру, Наоми могла начать сомневаться в предположениях, лежавших в основе ее прошлых отношений. Однажды, когда возникла ссора из-за того» что она резко судила Брюса, считая его ригидно сопротивляющимся-исследованию его бессознательных мотивов, ей хватило сознательности на то, чтобы вспомнить Ночную Рубашку и безумие, которое та в себе несла. Затем она пояснила, что чувствует:
«Я не хочу отношений. Я отчаянно убегаю от апокалипсиса, от катастрофической тревоги. Я сейчас с мужчиной, который боится психики, у него просто фобия! Меня тошнит. Убирайся, сейчас же! Когда я замечаю в нем что-то сумасшедшее, как в моей матери или отце, мне страшна Я не могу полагаться на него.
Потом у меня уже не было этой обусловленной реакции, я была в другом месте. Каким-то образом я оказалась без Ночной Рубашки. В Ночной Рубашке у меня фобия по поводу сумасшествия, и я ненавижу его, я боюсь. Я сознаю, что он враг. Я святая; он — пария. Как я могу быть с ним, особенно, если я так ценю психику и развитие?»
Наоми признала, что Черная Ночная Рубашка, похоже, несла в себе критичность ее матери, и что ее собственные осуждающие реакции, направленные на Брюса, были деструктивными. Человек с сильным комплексом слияния находится под управлением «обвинений» и «вины» и отсутствия веры в то, что конфликт может быть разрешен70. Так что чрезвычайно важно (и вероятно, это можно описать как качественное изменение в структуре личности), когда человек оказывается способен присвоить себе «теневое, достойное порицания качество» — такое, как склонность осуждать, не беря на себя полной ответственности за дисфункциональные для отношений аспекты.
* * *
Когда защитные структуры человека — такие, как нарциссичес-кий пузырь Наоми или Ночная Рубашка — начинают распадаться и теряют некоторую часть своей контролирующей и контейниру-ющей силы, то у этого человека могут развиться симптомы дистресса. Наоми в течение нескольких лет страдала от серьезного заболевания пищеварения. Из человека, который мог есть любую еду в огромных количествах — как она говорила, с «луженым желудком», которым она гордилась — она превратилась в женщину, которая могла есть лишь определенную пищу, по чуть-чуть, и даже от этого начинались боли в желудке и слабость. В один прекрасный момент она вовсе перестала переваривать пищу. За этим последовал период значительной потери веса. Однако Наоми теперь могла лучше принять и сознательно прочувствовать свои пищеварительные проблемы как метафору некоего чужеродного «вещества» (психоза и депрессии своей матери), которое внедрилось в нее и которое она не в состоянии переварить.
Лишенная большей части защитной силы своих «замещающих кож», Наоми оказалась крайне уязвимой перед Брюсом, особенно когда он бывал сердит или в плохом настроении, и их отношения стали шаткими. Без своей «старой кожи» она боялась его, но пережив свой пищеварительный кризис, поняв его значение и выжив в нем, она стала сильнее, и смогла прорабатывать свое недоверие и страхи, оставаясь приверженной собственной правде, что бы это ни приносило ей. Чувство уязвимости Наоми было замечательным достижением. В каком-то смысле она начала перемещаться от непобедимос-
ти психотического всемогущества к большей человечности невроза, но особенно — к способности иметь настоящие отношения, на контейнирующее качество которых она могла рассчитывать.
По мере того как Наоми продолжала размышлять о мощи Ночной Рубашки и о том, как ее идентификация с матерью, в свою очередь, столь сильно доминировала в ее жизни с Брюсом, она привела ряд следующих наблюдений:
«Я не уверена в том, что могу позаботиться о себе. У меня сейчас гораздо больше сочувствия к тем, у кого рецидив. Я напугана. Энергия Ночной Рубашки ощущается как переполняющий меня ужас. И однако я вижу, что это защита против более глубокого внутреннего дискомфорта.
Моя эмоциональная угнетенность не так ужасна, как телесные ощущения из-за моих пищеварительных проблем, как вздутия и засорение желудка. В каком-то смысле ужас, ненависть и омерзение к себе не столь явно воплощены в теле, это немного на «более высоком уровне». Они блокируют мои более глубокие, хаотичные телесные ощущения».
После того, как ее пищеварительные симптомы начали сходить на нет, Наоми смогла увидеть, насколько они с Брюсом были похожи в своем желании бессознательности. Способность видеть неприятное качество в себе самом вместо того, чтобы проецировать его на партнера, — это ключ к формированию отношений, базирующихся на доверии.
Новое состояние привело к этому изменению позиции: «Я обжора — хочу съесть все —. [есть] руками, вот что меня привлекает. Мне хочется ступора... желание, не имеющее отношения к сознанию». До этого отрицание сознания для Наоми было равносильно отрицанию Бога у глубоко религиозного человека. Однако она смогла понять, что ее новоприобретенное обжорство было ее версией отказа Брюса от всякого желания более глубокого осознавания. Она могла видеть, что она и Брюс разделяли между собой бессознательный процесс, в котором оба были против сознания, хотя и совершенно разными способами.
Подобного рода понимание продолжало смягчать ее критику Брюса, и фактически, она начала видеть, что он хотел большего осознавания, но по-своему. Брюс стал для Наоми более целост-
ным, одновременно и «хорошим» и «плохим», и оба качества стали все более и более переносимыми для нее. Способность Наоми к отношениям развивалась, превратившись в возможность быть с Брюсом более реалистичным способом, вмещавшим в себя и конфликты, и при этом продолжалась деконструкция комплекса слияния.
Обычно комплекс слияния время от времени продолжает заявлять о себе в отношениях, и Наоми с Брюсом не были исключением. Их отношения, по мере роста, все еще напрягали ее тем, что ощущалось Наоми как крайняя неспособность Брюса поддерживать связь. В какой-то момент она начала сомневаться, не слишком ли это деструктивно — по-прежнему оставаться с ним. Она жаловалась: «Я не могу прекратить контролировать его, изменять его, настаивать на своем, когда, я знаю, уже пора остановиться, не могу не осуждать это отсутствие близости. Все, кого мы знаем, моя семья и друзья, понимают, насколько он невозможен. Может быть, это не хорошо для меня»;
А затем у Наоми был инсайт:
«Я зависимая. Вот я снова пыталась почувствовать комфорт с Брюсом, нарциссом, и все это кончилось волнением, фрустрацией, безысходностью. Это духовный вопрос. В перспективе Двенадцати Шагов я — на первой ступени. Я беспомощна против своего желания и действий, цель которых— получить эмпатию от Брюса. Это превращает мою жизнь и меня саму в неуправляемую».
Наоми была в полном слиянии с Брюсом и полностью не связанной с ним. Когда она смогла распознать свой комплекс слияния в действии, она достигла самообладания и смогла «отпустить», начала радоваться отношениям, которые не были совершенными, но время от времени были вполне хорошими и вполне выносимыми.