План:
1. Цели, задачи и преимущества интегрированного обучения и воспитания.
2. Организационные формы интегрированного обучения и воспитания.
3. Особенности организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования.
4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания.
1.
Для осуществления образовательной интеграции в РБ содана нормативная правовая база, регулирующая деятельность общеобразовательных учреждений в этой сфере:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них».
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь №132 от 25.07.2011 “Аб зацвярджэнні Палажэння аб спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе (школе-інтэрнаце)”.
4. Инструктивно-методическое письмо «Об организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования в 2011-2012 учебном году» от 04.06.2011 г.
5. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 г № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования».
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953 «О некоторых вопросах профессионально-технического образования».
«Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них» определяет порядок создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них.
|
Интеграция (лaт.) обозначает объединение частей в целом. Она предполагает объединение нескольких социальных реальностей с целью создания качественно новой, в которой происходит равноправное взаимодействие. При таком понимании процесса интеграция приобретает более широкий смысл - не только совместное обучение как объединение здоровых и детей с особенностями психофизического развития в одном классе или образовательном учреждении, а совместная жизнь.
Во многих странах более широкое признание по сравнению с образовательной интеграцией получает социальная интеграция. Интеграцию следует рассматривать как встречный, двусторонний процесс, который предусматривает совместные усилия как со стороны ребенка, так и среды, в которую он входит, что является характерным для эволюционного пути развития интеграции в отличие от революционного.
Основная идея интегративной педагогики: от интеграции в школе - к интеграции в обществе. Совместное обучение не только призвано гарантировать право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от основной массы (Закон о правах ребенка РБ, статья 27), но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров. Основной принцип интегративной педагогики - как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.
|
Главными задачами интегрированного обучения и воспитания являются:
1) обеспечение обязательного минимума содержания образования учащимся с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования, в том числе и государственных образовательных стандартов специального образования, определение оптимального соотношения общеобразовательных и специальных учебных программ;
2) развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
3) организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования;
4) реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и (или) психических нарушений, препятствующих их успешному обучению и развитию;
5) создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять образовательные потребности ребенка с особенностями психофизического развития;
6) формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость ребенка от посторонней помощи и повысить социальную адаптацию;
7) формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении образования;
|
8) оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
Основные виды интеграции: социальная и образовательная.
Формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная интеграция имеет место внутри системы специального образования. Экстернальная предполагает взаимодействие специального и массового образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, детей с задержкой психического развития и с тяжелыми речевыми нарушениями и др.
Интегрированное обучение имеет свои достоинства и недостатки.
Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:
• стимулирующее воздействие более способных одноклассников;
• наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;
• развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обеих сторон);
• возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания.
Также отмечается снижение опасности возникновения снобизма, у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности, исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников перед возможной инвалидностью.
Практика показывает, что часть здоровых детей всё же выражает свое негативное восприятие больных, другая – «безразличное приятие».
Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:
• неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;
• дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;
• учителя стоят перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;
• стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.
Трудности в переходе к интеграции, как отмечают российские авторы, связаны с финансово-экономическими проблемами; с несоответствием государственных стандартов высшего специального образования требованиям современной специальной (коррекционной) школы и интегрированному обучению детей с проблемами в развитии; с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы; с ограниченностью учебной, учебно-методической и научной литературы по теоретическим и практическим проблемам современного специального образования. и др.
Для целенаправленного развития данного процесса необходимо:
§ научно-организационного обеспечения процесса интеграции;
§ психологической готовности всех его участников;
§ дефектологической грамотности учителей массовых «школ»;
§ учебно-методической обеспеченности моделей интеграции;
§ разработки технологий взаимодействия двух учителей в одном классе.
Таким образом, процесс интеграции имеет следующие аспекты: нормативно-правовой, психолого-педагогический, программно-содержательный, социально-психологический.
Интегрированное обучение и воспитание, согласно кодексу, является формой организации специального образования и охватывает только детей с ОПФР. В системе образования интеграция обозначает возможность минимального ограничения альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми познавательными потребностями:
|
|
2.