Специальное образование – это обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с ОПФР, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования (Кодекс РБ об образовании).
Специальная помощь детям с ОПФР в Республике Беларусь на государственном уровне оказывается в рамках трех министерств: Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты.
Система специального образования включает в себя ( Статья 256 ):
2.1. участников образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования;
2.2. образовательные программы специального образования;
2.3. учреждения специального образования;
2.4. иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования;
2.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы специального образования;
2.6. индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы специального образования;
2.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы специального образования;
2.8. республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере специального образования.
|
Принципы построения системы специального образования:
● государственный характер;
● общедоступность образования;
● приоритет общечеловеческих ценностей;
● опора на наследие национальной культуры;
● адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся;
● коррекционно-компенсаторная направленность учебно-воспитательного процесса;
● личностно-ценностная ориентация в обучении и воспитании;
● преемственность в работе всех звеньев образования и другие.
Система специального образования имеет как вертикальную, так и горизонтальную структуру.
Вертикальная структура основывается на возрастных особенностях детей и уровнях общеобразовательных программ и состоит из 5 уровней:
I. Период раннего младенчества (от 0 до 3 лет).
II. Дошкольный период (от 3 до 6–7 лет).
III. Период обязательного обучения (от 6–7 до 16 лет).
IV. Период среднего образования и профессиональной подготовки (от 15 до 18 лет и вплоть до 21 года – для незрячих, глухих, с нарушением опорно-двигательного аппарата).
V. Период обучения взрослых-инвалидов (включает высшее и последипломное образование).
Горизонтальная структура учитывает уровень психофизического развития ребёнка, особенности его познавательной деятельности и характер нарушения. Варианты обучения в системе специального образования определяются степенью выраженности нарушения психофизического развития и познавательными возможностями учащегося.
Формы получения специального образования в Республике Беларусь:
|
- специальное учебно-воспитательное учреждение;
- учебное учреждение интегрированного типа;
- надомное обучение.
Раннюю комплексную помощь дети с особенностями психофизического развития могут получить в учреждениях здравоохранения (детских яслях, домах ребёнка, ЦКРОиР).
В возрасте от 3-х лет до совершеннолетия: в дошкольных (специальные ДУ, специальной интегрированной группе при ДУ, при пункте коррекционно-педагогической помощи, в ЦКРОиР); в специальных учреждениях образования (вспомогательная школа, спецшкола), в специальном интегрированном классе, в лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания.
В зависимости от уровней образования в Республике Беларусь выделяют несколько типов специального образования.
Первый тип – это специальное цензовое образование (т.е. имеющее такой же уровень, что и массовое), которое ребёнок с особенностями в развитии получает в те же сроки, что и обычный. Этот тип образования наиболее приближен к массовому.
Второй тип специального образования – тоже цензовое коррекционное образование, но его ребёнок получает при удлинении сроков обучения на один год, а следовательно, предполагается и иное распределение учебного материала, введение дополнительных разделов, как правило, пропедевтических, и т.д.
Третий тип специального образования – нецензовое коррекционное образование, которое ребёнок, как правило, получает во вспомогательной школе. Специальное образование в этом случае строится на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ вспомогательной школы. Рекомендуется для детей с лёгкой и умеренной степенью умственной отсталости.
|
И наконец, четвёртый тип специального образования – нецензовое, абилитационное образование – им охвачены, как правило, дети с тяжёлой и глубокой формой умственной отсталости, тяжёлыми множественными нарушениями, для каждого ребёнка создаётся индивидуальная программа образования.
Современная система специально образования отличается следующимитенденциями:
· всеобщий характер образования (все дети обучаемы);
· вариативность системы специального образования, что предполагает создание разнообразных специальных учреждений и оказание коррекционно-педагогических услуг широкого спектра с максимальным приближением к месту проживания ребёнка и его семьи;
· преодоление отчуждённости и закрытости специального образования, свобода выбора и форм организации образования, типа учебного заведения;
· обязательное включение родителей в процесс обучения ребёнка, их особая целенаправленная подготовка силами специалистов;
· просоциальный характер обучения с ориентацией на личность ученика, его социально-эмоциональное развитие;
· разработка и внедрение специального образовательного стандарта, предполагающего не только достижение ребёнком определённого образовательного уровня, но и формирование его жизненной компетенции (А.Н.Коноплева).
Развитие специального образования в современных условиях идет двумя путями.
1. Первый путь – это дифференциация и совершенствование существующей сети специальных учреждений, а также создание новых реабилитационных служб помощи детям с особенностями психофизического развития.
2. Второй путь связан с интеграцией этих детей в общество и развитием моделей интегрированного обучения. 3а основу изменения системы специальной помощи необходимо принять воплощение идеи ориентации не на дефект, а на потенциальные возможности ребенка, как составной части социума.
Развитие специального образования в РБ проходит по трем основным направлениям:
1) организационно-структурные преобразования;
2) обновление содержания специального образования;
3) совершенствование образовательных технологий и методик обучения.
(Приложение. Схема. Структура специального образования)