В интегрированном классе полной наполняемости вводится должность учителя-дефектолога. В таком классе работают учитель начальных классов и учитель-дефектолог на I ступени общего среднего образования или учителя-предметники и учитель-дефектолог на II и III ступенях общего среднего образования.
Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия, определённые учебным планом соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы, а также уроки с учащимися с ОПФР по отдельным учебным предметам.
На I ступени общего среднего образования учитель, как правило, проводит со всем составом класса уроки по следующим учебным предметам: «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение» и т.д.
На первом-втором годах обучения учитель-дефектолог, как правило, проводит уроки с детьми с ОПФР по всем учебным предметам, за исключением уроков по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение». Постепенно количество уроков, которые учитель-дефектолог проводит отдельно от основного класса, уменьшается. Учащиеся с ОПФР включаются в совместную со здоровыми сверстниками учебную деятельность на уроке, а учитель-дефектолог оказывает им коррекционно-педагогическую помощь. Такая организация учебного процесса подготовит учащихся с ОПФР к совместной учебной деятельности на уроках на II и III ступенях общего среднего образования.
При организации образовательного процесса для учащихся с интеллектуальной недостаточностью учитель-дефектолог, как правило, проводит уроки по всем учебным предметам, за исключением уроков по следующим учебным предметам: «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», на протяжении всех лет обучения.
|
В интегрированном классе неполной наполняемости с детьми с ОПФР организуются коррекционно-педагогические занятия (коррекционные занятия и уроки по отдельным учебным предметам учебного плана соответствующего вида специальной общеобразовательной или вспомогательной школы), которые проводит учитель-дефектолог.
Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и уроки по учебным предметам специального учебного плана, которые отсутствуют в типовом учебном плане общеобразовательных учреждений. Например, в учебных планах 1-го отделения вспомогательной школы есть учебные предметы «Социально-бытовая ориентировка», «Основы компьютерной грамоты», которые отсутствуют в учебном плане общеобразовательных учреждений. Значит, названные учебные предметы включаются в перечень учебных предметов, по которым учитель-дефектолог может проводить уроки в интегрированном классе на всех ступенях общего среднего образования.
На проведение коррекционно-педагогических занятий на одного ребёнка в зависимости от структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения выделяется от 4 до 8 учебных часов в неделю. Количество учебных часов, отводимых на проведение коррекционно-педагогических занятий, определяется ЦКРОиР в зависимости от количества обучающихся с ОПФР, структуры и степени тяжести нарушений их развития.
Например, в классе обучаются один ребёнок с интеллектуальной недостаточностью и один ребёнок с трудностями в обучении. На проведение коррекционно-педагогических занятий в таком классе рекомендуется выделять 12 учебных часов (8 учебных часов на проведение коррекционно-педагогических занятий с учащимся с интеллектуальной недостаточностью и 4 учебных часа на работу с ребёнком с трудностями в обучении).
|
Если, к примеру, в интегрированном классе обучаются один ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи и один ребёнок с трудностями в обучении, то на проведение коррекционно-педагогических занятий в этом классе может быть выделено от 5 до 8 учебных часов. Количество учебных часов (5, 6, 7 или 8) определяется общеобразовательным учреждением совместно с ЦКРОиР с учётом структуры и степени тяжести нарушений их развития, возможности проведения групповых коррекционных занятий и (или) уроков по отдельным учебным предметам учебного плана соответствующего вида специальной общеобразовательной школы.
Занятия и уроки учителем-дефектологом проводятся в отдельном специально оборудованном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, оснащённом коррекционно-развиваюшим оборудованием, необходимыми средствами обучения и учебной литературой.