День святых первоверховных апостолов Петра и Павла также относится к числу великих, но недвунадесятых праздников.




В двух праздничных рядах иконостаса церкви Большого дворца представлены живописные изображения, посвященные всем двунадесятым великим праздникам, они иллюстрируют земную жизнь Иисуса Христа и Богоматери.

Над первым местным чином во втором ряду иконостаса, первом праздничном, находятся следующие иконы (слева направо): Рождество Богородицы, Благовещение, Сретение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Сошествие Св. Духа на Апостолов (Троица).

Во втором праздничном ряду (третий снизу, над карнизом, слева направо): Введение Богородицы во Храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Преображение Господне, Вознесение Господне, Успение Богородицы. Некоторые запечатленные образы на этих иконах поражают резкими, взволнованными движениями, выражающими смятение чувств. В пышных резных золоченых рамах они напоминают дворцовые десюдепорты.

ПРИМЕЧАНИЕ: расшифровка сюжетов икон Иконостаса дана в Приложении.

Главной центральной иконой петергофского дворцового иконостаса является Деисус (греч. моление, прошение), на которой изображен Иисус Христос на престоле с предстоящими – слева Божья Матерь, справа Иоанн Предтеча. Христос с атрибутами царской власти, скипетром и державой, восседает на престоле. Он в царских ризах с богатым оплечьем и в царской шапке, напоминающей митру. Престол, окруженный головками херувимов, украшен символами четырех евангелистов – таинственных существ, увиденных Иоанном в Апокалипсисе. Христос изображен в Славе своего второго пришествия. Данная иконография символизирует и покровительство Господа земным государям и уподобление земного царя небесному. Дева Мария и Иоанн Креститель в молитвенных позах. Они молят Господа о милосердии к людям в день последнего Страшного суда. По учению церкви, Божия Матерь стоит выше всех остальных святых, а также чинов ангельских, как принявшая в себя человеческую плоть Бога Сына и предстательствующая пред Престолом сына за весь род человеческий. Молитвы к святым – это молитвы предстательства, а не молитвы поклонения, которые, по учению церкви, могут быть обращены только к богу. Т.е., почитание святых не должно быть выше или равно поклонению Богу.

«Деисус» объединяет два ряда икон с изображением новозаветных апостолов и старозаветных пророков (апостольский и пророческий чины). На больших шести иконах апостольского чина (по три слева и справа от «Деисуса» (или «Царя Славы», или «Христоса на престоле») – лики апостолов из «двенадцати», изображенные по двое на каждом образе: (слева направо) Фома и Варфоломей, Иаков Заведеев и Андрей Первозванный, Матфей и Петр, Павел и Иоанн, Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев, Симон Зилот и Филипп. Они повернуты в три четверти оборота ко Христу в состоянии моления. (После вознесения Христа на небо на апостолов, пребывавших в Иерусалиме, в виде огненных языков снизошел Святой Дух. С этого момента, считают христиане, собрание апостолов и стало церковью.)

Над ними – шесть круглых небольших икон с изображениями двенадцати ветхозаветных пророков, которые жили после закона, данного Моисею на Синае (пророческий чин), предсказавших появление Мессии (Спасителя) и символизирующих связь Ветхого завета с Новым. Они изображены по двое на каждой иконе и также расположены по три справа и слева от «Христа: (слева направо) Аввакум и Даниил, Иесей и Иона, Моисей и Давид, Соломон и Исайя, Софония и Захария, Иезекииль и Наум. Даниил, Исайя и Иезекииль относятся к числу великих пророков, Иона и Наум - к числу малых. В ветхом завете 16 пророческих книг, в новом одна – Апокалипсис. (Подробнее о пророках и апостолах смотреть в Приложении).

Завершает иконостас дополнительный ряд из двух икон по четыре изображения на каждой. Слева - Святители церкви Василий Великий, Иоанн Дамаскин, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Василий Великий и Иоанн Златоуст – создатели Божественной литургии и вместе с Григорием Богословом они почитаются как три Вселенских святителя и учителя. Иоанн Дамаскин систематизировал христианское вероучение и заложил основы схоластики. На правой крайней иконе - Св. Климент, Петр Александрийский, Севастиан, дни памяти, которых совпадают с днями рождения, восшествия на престол, и Харлампий.

Праотеческий ряд в петергофской дворцовой церкви отсутствует. В нем должны быть изображения древнейших праведников от самого Адама, знавшие единого бога и также имевшие обетование о спасении.

Иконостас отделяет Церковный зал от Алтаря, вход прихожанам в него запрещен.

АЛТАРЬ

Алтарь (возвышенный жертвенник) православной церкви – «святая святых», образ Царства небесного. Он предназначен для священнослужения и священнодействий и является самой главной частью Церкви.

В алтаре, устроенном на восток – в сторону света, где находится Святая Земля, связанная с жизнью и деятельностью Христа, и на возвышении (чтобы всем было видно, что делается в алтаре) в центре находится особо освященный четырехугольный стол, покрытый снизу белой из полотна тканью, а сверху – из более дорогой материи, чаще всего парчи, называемой Антиминсом (с греч. вместопрестолие). Без Антиминса с изображением сцены положения Иисуса Христа во гроб и с зашитой на внутренней его стороне частицей мощей какого-либо святого (в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников) нельзя совершать Божественной Литургии. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители. На самом Антиминсе лежит губка для собирания частиц Св. Даров, Евангелие, Крест, Дарохранительница (чаще всего в виде маленькой церкви), Дароносица.

За престолом стоит семисвечник, который знаменует собой семь Таинств Православной церкви: Крещение, Миропамазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Венчание, Священство – как объемлющим собою все благодатные средства спасения души человеческой от рождения до смерти человека, ставшие возможными только благодаря пришествию в мир Христа Спасителя. За семисвечником – запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким).

В северной части алтаря стоит другой небольшой стол – жертвенник со священными сосудами. На нем приготовляются дары для таинства причащения. В число этих сосудов входят: Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водой, символ крови Христовой; Дискос – блюдо на подставке для хлеба, прелагаемое после Литургии в Тело Христово (дискос знаменует и ясли и гроб Спасителя); Звездица из двух соединенных и раздвигающихся крестообразно небольших дуг, символизирующих вифлеемскую звезду (ставится на дискос для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам); Копие ( знаменует копье, пронзившее тело Христа на Кресте)- нож для вынимания Агнца и частиц из просфор; Губка или Плат для вытирания сосудов; Ковш для подачи в нем сначала вина, потом теплоты (горячей воды). Чаша и Дискос покрываются большим платом, который называется воздухом. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов. В алтаре еще находятся кадильница или кадило для каждения фимиамом (ладаном); дикирий и трикирий, употребляемые архиеерем для благословения народа, и рипиды (опахала), которыми диаконы веют над Дарами.

В северной части Алтаря устроена дверь в отдельное помещение -

Ризницу, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, церковные сосуды и книги.

Живопись алтарной части церкви посвящена, согласно православному канону, циклу страстей Христовых. В десяти картинах на восточной, южной и северной сторонах изображены сцены страданий, смерти и воскресения Иисуса Христа. Он искупил своими страданиями, смертью и воскресением грехи человеческие и указал пути спасения.

«Несение креста», «Воскресение Христово», «Положение во гроб» (восток); «Явление Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус», «Отречение Апостола Петра», «Поругание Спасителя» (север);

«Явление Иисуса Христа по Воскресении Магдалине», «Апостолы Петр и Иоанн у Гроба господня» (юг).

Объединяет эти сюжеты запрестольный образ распятия. Справа от Распятого изображение ангела с потиром, собирающего истекающую из раны Христа кровь. На плафоне – Бог Отец, окруженный херувимами и с изображением на груди Святого Духа, изливающего Божественный Свет.

Примечание: Ввиду невозможности посещения туристами алтарной части церкви, экскурсоводу следует дать только краткую справку о ней. Расшифровку ее живописных сюжетов смотреть в Приложении.

Помимо царских врат в иконостасе есть две диаконские двери (на них изображения архангелов), северные и южные, через них во время службы проходят диаконы, помощники священников во время богослужений.

Перед иконостасом огражденные балюстрадой два клироса для чтецов и певцов, расположенные у южной и северной стены. У клиросов стоят две хоругви, иконы на материи, или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена. На петергофских хоругвях изображены с двух сторон сцены: «Вознесение» и «Благовещение», «Воскресение» и «Архангел Михаил».

Заключение

Восстановление храма Большого петергофского дворца, составной части историко-художественного и духовного наследия России, - примета современной жизни страны, обратившейся к христианским идеалам любви и добра, мира и справедливости. Период уничтожения ее духовных ценностей прошел. Возрожденная дворцовая церковь убеждает в непреходящей красоте православной культуры, утверждающей высокое предназначение человека жить и творить в соответствии с евангелическими заповедями.

Источники:

 

1. Автономов А. Петергоф. Церкви придворные. Историко - статистическое описание имущества придворных церквей. СПб. 1888.

2. Буланая Н.Б. Церковь Св. Ап. Петра и Павла Большого дворца в петергофской жизни русского двора. Рукопись. Архив ГМЗ «Петергоф».

3. Закон Божий. Минск. 2000.

4. Иконостас Петропавловского собора. СПб. 2003.

5. Крюковских А.П. Петербургские храмы. СПб. 2008.

6. Мухин В. Церковная культура Санкт-Петербурга. СПб. 1994.

7. Петербург. Место встречи с Европой. IX Царскосельская научная конференция. СПб. 2003. Доклад Н.Г. Коршуновой «Иконостас придворной церкви Воскресения Христова в большом Царскосельском дворце как пример диалога русской и западноевропейской культур.

8. Успенский Л.А. Богословие икон православной церкви. М. 1989.

9. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб.2008.

10. Энциклопедии, Словари, Интернет.

11. Папка со справочным материалом «Церковь Большого петергофского дворца». Методический кабинет ГМЗ «Петергоф».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: